Стол опускается с едой

Обновлено: 18.05.2024

Я смотрел этот фильм. И совсем недавно о нём вспоминал. Только там не стол, а скорее платформа, которая опускается к людям, сидящим на этажах. Мне идея фильма понравилась. Особенно тот факт, что он несколько связан с романом Сервантеса "Дон Кихот". Если читали произведение, то обязательно посмотрите эту кинопремьеру. Вы удивитесь от увиденного.

В центре сюжета фильма лежит история одного мужчины, который соглашается на эксперимент. Он просыпается в практически пустой комнате, но уже и не помнит, как попал в неё. Интерьер помещения весьма странный. В центре отсутствует пол и потолок. Это своеобразный прямоугольный колодец, по которому один раз в день движется платформа. На ней стоит множество вкуснейших блюд. Но чем ниже опускается этот "сервировочный стол", тем меньше еды достаётся жителям других этажей.

В комнате всегда находятся только два человека, но это не мешает им передвигаться с помощью платформы. Поэтому часто между участниками эксперимента происходят стычки, ссоры, драки. И это не самое страшное. Дело в том, что "квартирантов" каждый месяц переселяют в другие комнаты. И если раньше человек был на первом верхнем этаже, мог есть лучшую пищу, вкуснейшие блюда и десерты, то в итоге мог оказаться на самом дне, куда и объедки не всегда доходят. Или же другому человеку везёт так, что с самых низов он поднимается выше всех, оказывается на первом этаже.

Участникам эксперимента разрешено взять с собой только один предмет. Главный герой фильма почему-то взял именно книгу "Дон Кихот". Он часто читает отрывки из неё товарищу по эксперименту. Наверно, это его любимое произведение. Да и он сам похож на героя романа Сервантеса. А вот его сожитель по комнате прихватил из дома большой острый нож. Неужели Санчо Панса такой кровожадный? Может, он задумал совершить что-то ужасное? Сценаристы заинтриговали нас с самого начала истории.

Пройдёт ли главный герой эксперимент? Выйдет ли из странного здания живым, сытым и довольным? Или же храбро погибнет в бессмысленной битве с ветряными мельницами? Об этом вы узнаете, если посмотрите фильм. Интересно, что он был снят в Испании. Неудивительно, что его создатели интересовались творчеством испанского писателя Мигеля Сервантеса. Становится понятно, что данная кинокартина - это аллюзия на роман "Дон Кихот". В некотором роде дань уважения и памяти. Ведь герои похожи внешне, а ещё поведением. Да и сосед главного героя всё время использует в своей речи крылатые фразы, пословицы, так называемые санчизмы.

Мне понравилась не только идея и её реализация, но и музыка. Там весь фильм звучит всего одна главная тема. Её мы слышим на фоне, когда герои сытно едят, а потом и в титрах. Она такая загадочная, таинственная. Но в ней чувствуется какое-то коварство, даже уловка, словно рыбку поймали на крючок, будто кто-то крадётся. Благодаря ей нам раскрывают всю хитрость эксперимента. И душевные терзания героев тоже. Услышав мелодию, сразу представляешь двух приятелей, рыцаря и его слугу, которые отправляются в дальнее путешествие, полное опасностей и приключений, а точнее - всего лишь спускаются с одного этажа на другой.

Фильм называется "Платформа" (Испания, 2019 год). Это фантастический триллер с элементами драмы. Режиссёр картины Гальдер Гастелу-Уррутия. Перед просмотром рекомендуется прочитать роман Мигеля Сервантеса "Дон Кихот". Так легче будет понять основную суть фильма.

Платформа

Действие фильма разворачиваются в вертикальной многоуровневой тюрьме, так называемой Дыре. Раз в день платформа спускается с нулевого этажа, доставляя еду на каждый уровень. В начале пути на платформе есть любимое блюдо каждого заключенного. Но проблема в том, что обитатели верхних этажей первыми выбирают, что они будут есть и в каком количестве.

Идея фильма – осветить проблему общества потребления и ее причину. Для этого автор использует метафору многоэтажной тюрьмы, где этажи соответствуют слоям населения, а движущаяся платформа с едой – распределению благ между людьми. Типичное поведение жителей планеты показано через поступки заключенных.

Все действующие персонажи фильма в основном недовольны происходящим, но каждый избирает собственный путь, чтобы приспособиться или отыскать выход из этого порочного круга. Кто-то пытается уговорами и призывами достучаться до сердец других заключенных, как это делает Имогири. Кто-то пресекает любые бесчинства, как Михару, отвечая насилием на насилие. Но большинство считает, что виноваты всегда те, кто наверху, а все попытки что-либо изменить обречены на провал и живет, просто приспособившись к обстоятельствам, как Тримагаси.

Сюжет строится вокруг новоиспечённого узника по имени Горинг. Это молодой и наивный парень, единственный, кто взял с собой книгу. Книга здесь символизирует мудрость доступную человечеству, а то, что она единственная во всей Дыре указывает на то, как мало значения придают знаниям в обществе потребления.

Этот фильм большое разочарование для поборников различных конспирологических теорий. Автор не пытается обвинять Администрацию Дыры в бесчинствах, происходящих в тюрьме. Более того, по сюжету именно Администрация организовывает перетасовку заключённых между уровнями таким образом, чтобы люди, находившиеся на верхних этажах, в этом месяце оказались в следующем на нижних и наоборот. Смысл в том, чтобы человек, проведя месяц в голоде, усмирил свой аппетит, попав на верхний уровень, понимая, что скоро он вновь окажется внизу. Казалось бы, логичные шаги, но идея абсолютно нерабочая. Человек существо иррациональное. Выжив внизу и попав на верх, он начинает есть с удвоенным аппетитом, считая, что заслуживает поощрения. Пока человек внизу он во всем винит тех, кто над ним и совершенно забывает об этом, когда сам поднимается. Причина в животной натуре человека. Узники Дыры своим неумеренным аппетитом создают невыносимое положение для заключенных на нижестоящих уровнях.

- There's your wine, fuckers! The people below us are below us.
- Next month they might be above us.
- Yes, and they'll piss on us. The bastards.

Тримагаси считает себя «цивилизованным убийцей» («You and I are murderers. But I'm more civilized») и как типичный представитель общества потребителей, не берет ответственность на себя:

- You will be solely responsible for my death, you bastard.
- No. The people above make me do it.

Возможно, специально он никого и не убил, но общество потребителей, членом которого он является, косвенно способствует убийству людей. Реклама обновленной версии ножа, который Тримагаси недавно приобрел, так взбесила его, что он выбросил телевизор в окно. Это гипербола чувств схожей природы, которые возникают у некоторых людей в момент выхода нового iPhone. В мире с ограниченным количеством ресурсов, не всегда оправдано покупать «Samurai-Plus», пока «Samurai-Max» еще годен. Повышенный спрос, подогретый рекламой и последними веяниями моды, способствует чрезмерному росту цен. И вряд ли это разумно, особенно когда ты знаешь, что в каких-то уголках Земли людям не всегда хватает даже чистой воды.

«I’d like to say that The Platform is not a social critique. It’s a social SELF-critique. I am also in the hole and I see myself reflected in many despicable aspects of the film. Sometimes I surprise myself with shameful classist, racist, sexist thoughts…but I will improve, I promise.» Galder Gaztelu-Urrutia (режиссер)

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 29 / 6
  • тип рецензии:

О «Платформе» сказано уже многое. Специфичный, претенциозный, противоречивый, но концептуально стильный и аутентичный фильм. Один из тех фильмов-хамелеонов (типа «Вивариум», «Сквозь снег»), понимание и трактовка которых больше зависит от мировоззрений зрителя, нежели от идей и аллегорий, заложенных авторами (Гальдер Гастелу-Уррутия, Давид Десола, Педро Риверо).

Завязка следующая. Место действия – некое строение под названием «Яма». Яма представляет собой многоуровневую однокомнатную конструкцию без входа и выхода, но с отверстием посреди пола и потолка, через которое в комнату раз в сутки спускается плита с едой – платформа. Сколько всего уровней (этажей) – неизвестно. Главный герой Горенг (Иван Массаге) просыпается на уровне 48 вместе со своим сожителем Тримагаси (Сорион Эгилеор). Сосед, живущий в яме уже 10-ый месяц, объясняет, что им повезло оказаться в «золотой середине» – на низком уровне велика вероятность голодной смерти, так как еды на платформе не остается (её съедают постояльцы верхних уровней), на верхнем уровне от достатка еды и, вследствие, бесцельного существования можно сойти с ума. Раз в месяц положение постояльцев ямы меняется случайным образом, и как знать какой уровень достанется в этот раз – может 171-ый, а может 6-ой?

Фильм философичен и метафоричен, даже слишком. При желании здесь можно выделить несколько смысловых направлений, каждое из которых можно мусолить до бесконечности. Для краткости остановимся на самом простом и очевидном что ли – социально-экономическом месседже.

Фильм есть модель современного капитализма в извращённой форме. В плохом смысле система капитализма – это экономическое обрамление дарвиновской эволюции, главной движущей силой которой является человеческая жадность по отношению к капиталу/ресурсу. Яма в «Платформе», собственно, и есть та система, еда – это капитал, жадность – жадность; всё на месте. Но не этим ограничивается изображение капиталистического уклада.

Интересно в данном контексте появление нового соседа Горенга – женщины Имогири (Антония Сан Хуан). Она представитель Администрации Вертикального центра самообслуживания (официальное название ямы), т.е. элита. Есть известное выражение «кто владеет информацией – тот владеет миром», которое в хорошем капитализме можно окрасить новым смыслом – информация дает знание, которое может решить проблему. Но пример Имогири (утверждающей, что уровней не более 200, а детей моложе 16-ти лет в яму не отправляют) показывает, что Администрация не знает, или не хочет знать, что и как реально обстоят дела, в каком соке варятся «улиточки»; у Администрации «нет никакой совести». Правда о низах элите не нужна, ведь система и так работает, да и информационный вакуум внутри самой системы способствует её процветанию в текущем виде. И никаких проблем нет. Владеть информацией в кривом капитализме нужно, чтобы только владеть системой и капиталом.

Другой аспект месседжа – социальная тема: фильм есть отражение иерархии нашего общественного устройства и социального неравенства, и одновременно с этим это эксперимент на оную тему. Исходное положение человека в обществе задается рандомом – он не выбирает, где ему родиться, в семье богача или бедняка. Так и в фильме текущий уровень в яме – абсолютно стохастический фактор. Но если в жизни положение на социальной лестнице в 99% случаях в целом стабильно, то в фильме оно очень динамично. Здесь авторы, наверное, и задаются вопросами. Как в таких условиях меняется природа, поведение человека? Его отношение к другому человеку? К ресурсам? К обществу? Как трансформируется общество, и трансформируется ли оно вообще? А если добавить условие жёсткой ограниченности ресурсов, что тогда?

Тогда фильм превращается в экранизацию «трагедии общинных ресурсов» – гипотетическую задачу из теории игр – которая в нарративе фильма реализуется в виде проблемы голода на Земле, да и общей перенаселённости планеты. При этом фактический масштаб трагедии неизвестен (не факт, что исходное количество еды удовлетворило бы каждую «улиточку», плюс помним про отсутствие информации у самих «улиточек»). Возможно, тезис звучит излишне пафосным, Но и решение проблемы предлагается порой слишком пафосным.

Какие есть варианты? Правильный капитализм – нет. Инвариантный динамичный социальный лифт, результатом которого будет настоящий коммунизм – нет. Гуманизм, или «спонтанное чувство солидарности» – возможно, но очень маловероятно (наверное, возникает раз в 8 лет, учитывая слова Имогири), да и то в форме «донкихотной» революции («счастье обладателя богатств заключается не в том, чтобы владеть ими, а чтобы расходовать и расходовать с толком»). А может просто божественный промысел – Горенг как мессия, и оружие его «слово, а не сила», и результат Символ (в таком контексте любопытной выглядит отсылка к числу 666, и отождествление ямы как особой формы ада). Так или иначе, окончательный ответ остаётся за зрителем. Очевидно же.

«Платформа» гениальна по подаче и по своей неоднозначности/многомерности. Здесь даже не важно, правильно ли понята истинная мысль авторов, или нет, важно, что фильм заставляет думать и анализировать, провоцирует зрителя эмоциональным или физиологическим шоком. Настоящее произведение своей эпохи.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 21 / 2
  • тип рецензии:

Ребёнок как надежда в следующее поколение.

Итак, карантин заставляет нас всех смотреть много фильмов и сериалов.

К сожалению, сейчас такое время, когда хороших фильмов мало, и зрители то ли пересматривают старые сериалы и фильмы или часами листают список фильмов в надежде найти что-то хорошее.

Я один из тех людей, которые просто обожают несколько жанров, это 'фильмы в замкнутом пространстве', 'Научная-фантастика', 'остросоциальные фильмы'. И когда эти жанры соединены в один фильм, для меня это является просто подарком, и как по мне, Платформа и есть олицетворение данного подарка.

Я не буду описывать сюжетную линию фильма, и возможно не открою Америку, но я всё же поделюсь своим мнением.

В обществе всегда были и есть три класса людей, это высший слой, это низший слой и слой, который падает. Этот слой можно называть по разному, люди, которые борются, люди которые отпустили руки, люди которые не хотят просто сидеть и смотреть на эти слои. И наш главный герой один из них.

Человек справедливость, ведь при просмотре этого фильма у вас появляется эта мысль. 'А что было бы если бы не было слоев?', 'что было бы если бы каждый ел только свою порцию еды?', но независимо от пола, расы и нации, сущность людей не меняется.

Картина является очень хорошим олицетворением реальности. Показывая психологическое состояние людей, которые меняются по щелчку пальцев, когда попадают в ситуацию, аля 'Из грязи в князи'. Как они смотрят на тех, кто снизу с высока.. смотрят с презрением. Режиссер очень здорово показал нам несколько этажей, поднимая и отпуская героя и показывая психологические картины соседей.

Что не все богатые могут выжать в нижних этажах, что голодные люди готовы есть друг-друга, когда ничего нет. Что нет понимания, что голодный человек ничего не воспринимает нормально.

И также отлично показан высший слой, что ему начихать на тех, кто снизу!

А ведь, все мы обратили внимание, когда всех спрашивают '- какая у вас любимая еда?' '- улитки!' - И если бы все ели только свою любимую еду, тогда еды бы хватило всем. Но психология людей так не построена.

Фильм снят очень хорошо.

Какой раз удивляюсь и еще раз понимаю для себя, что Испанцы умеют снимать хорошее кино и каждый год этих фильмов становится еще больше!

Спасибо за фильм.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 31 / 11
  • тип рецензии:

Платформа или какой у тебя уровень.

Фильм 2019 года, вышел на экраны в сентябре. Гальдер Гастелу-Уррутия- испанский режиссер, имя которого стоит запомнить. Для меня он откровение года. Кино не для всех. Это надо учитывать перед просмотром: фильм заставляет о многом задуматься. Вместе с главным героем Гореном, которого играет Иван Массаге вы погружаетесь в многоярусную тюрьму, сделанную по принципу большого колодца. Здесь несут наказания преступники и люди, которые хотят получить некий «сертификат» на получение льгот. Горен решает провести эксперимент, он добровольно заточает себя в стены этого загадочного и очень мрачного сооружения. С собой можно взять только один предмет и Горен берет книжку «Дон Кихот». Аллегоричность ситуации начинается как раз с аналогии, которую режиссер проводит указывая нам на предпочтение главного героя: игнорируя вещи материальные, он берет с собой книгу об идальго-странствующем рыцаре, который совершает безумные поступки воображая себя героем рыцарского романа.

Горен оказывается в квадратной камере, в которой нет ни окон, ни дверей- только мрачные серые стены, посередине камеры в полу и на потолке вырезана квадратная дыра, которая ведет в пропасть. Камера расположена на 48 уровне и нам еще не понятно, насколько это глубоко и сколько таких уровней в этом страшном месте. Вместе с ним в камере находится еще один человек: так устроены все уровни- по два человека на каждом этаже.

Дальнейшие события вы узнаете постепенно, режиссер знакомит вас с жителями этого страшного места, он как бы в гомеопатических дозах повествует о происходящих здесь бесчинствах.

Раз в сутки из бездны сверху двигается платформа, полностью заставленная изысканной едой, в приготовлении которой задействован целый штат поваров: блюда красиво сервированы и подобраны с большим вкусом, что вносит диссонанс в окружающую угнетающую атмосферу- данная роскошь вызывает недоумение- как то все это не вяжется с общей атмосферой угнетения и нечеловеческих условий, в которых находятся заключенные.

Но все дело в том, что этот пир во время чумы несет в себе самое бесчеловечное зло, на которое способен извращенный ум надзирателей, которые таким образом наказывают заключенных. Люди, оказавшиеся на верхних уровнях имеют много еды и не задумываются о том, что есть надо понемногу, оставляя пищу для тех, кто сейчас находится в нижних ярусах.

Глубокая метафоричность происходящего буквально может раздавить ваше сознание, как бетонная платформа. Те, кто сейчас находятся наверху, кто пользуется благами и льготами, доступными возможностями и изобилиями своего теперешнего положения, никогда не задумываются о людях, которые находятся внизу иерархической лестницы. Каждый за себя, бери больше, кидай дальше. Социальный лифт работает четко- каждый из нас находится на том уровне, которое позволяет вам ваше положение. Ну а если вы оказались внизу, то уж не обессудьте: кто-то должен оплачивать этот роскошный банкет.

Конечно этот праздник может когда-нибудь закончится для этих людей, и от этого становится еще страшнее. А когда человеку страшно, он начинает есть за двоих, ему надо наестся впрок, он поступается моральными принципами, потому что совесть- это понятие не материальное, им сыт не будешь.

И страх их вполне реалистичен, однажды, зазевавшись эти люди могут оказаться на нижнем уровне, до которого платформа не довозит еды и тогда настает момент истины. Здесь обнажаются все внутренние качества человека, его моральные принципы, его духовные и человеческие качества. На что ты готов ради спасения собственной жизни, какие поступки ты совершишь в критической ситуации и что важнее всего, какие поступки ты не совершишь.

«Платформа»- очень сложный фильм, повторюсь, если вы не настроены на драматизм и ваше настроение не предполагает переварить правду этой картины, я не советую вам его смотреть. Этот фильм не просто триллер, который мы воспринимаем как развлечение, чтобы скоротать свободный вечерок. Это фильм о нашей кровоточащей действительности, это фильм о выборе- остаться человеком, сохранив свое достоинство или уподобиться ничтожеству в человеческом обличии, поправ все законы морали.

Сейчас, когда перед каждым из нас каждый день стоит выбор выйти на улицу и нарушить условия изоляции в период карантина, встретиться с друзьями, проигнорировав рекомендации врачей, пойти прогуляться с ребенком до аптеки или покачать его на качелях, давайте задумаемся а правильную ли платформу мы занимаем и не обернется ли наш поступок преступлением против собственной семьи, против своих родителей и детей. Каждый из нас в отдельности способен изменить движение платформы в нужную сторону, а равнодушные и бездумные поступки могут привезти к тому, что платформа окажется пустой и мы окажемся безоружными перед опасностью, хотя пока многим она представляется ветряными мельницами.

Горький смысл фильма "Платформа" и его концовки. Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?

В 2019 году в Испании создали страшный по своей сути, но захватывающий и поучительный антиутопический триллер, который тут же решили приобрести Нетфликс.

Сюжет фильма вертится вокруг многоэтажного здания, Ямы. Его этажи связаны проходящей по центру шахтой. По сути это тюрьма. Но кто-то может попасть туда по своему желанию, за некое благо. Например, главный герой, Горенг, решился выменять полгода своей жизни на получение некого сертификата и чтобы избавиться от вредных привычек.

На каждом этаже живут сложенные устроителями пары, каждому из заключенных разрешено взять с собой с воли один предмет. Горенг просто анекдотически выбрал книгу "Дон Кихот". С точки зрения заключенных, перемещаться между этажами можно лишь на платформе, которая каждый день проходит по шахте сверху вниз (медленно) и обратно (очень быстро). На самом верхнем, нулевом этаже на нее изо дня в день кладут много еды (перед попаданием в Яму каждый заключенный заказывает себе конкретное блюдо).

Каждый месяц пары заключенных вырубают газом и перемещают. Так те, кто были наверху, могут попасть в самый низ, а люди из середины могут оказаться ближе всего к лакомым кускам. На нижних этажах царит голод, отчаяние и каннибализм. В этом Горенг убеждается на второй же месяц своего пребывания в Яме, когда их вместе с сокамерником, Тримагаси, помещают на плохой 171-ый этаж.

Тримагаси связывает героя и говорит, что будет постепенно питаться им и кормить его самого. Так, чтобы они оба дожили до следующего месяца. Через неделю он впервые берется за нож, но Горенга спасает дикая и опасная Михару, спустившаяся по платформе на их этаж, которая ищет свою малолетнюю дочь и которой герой помог в прошлом. Она убивает Тримагаси - теперь Горенг обеспечен едой, но отныне его гложет чувство вины.

На третий месяц Горенг приходит в себя на 33-м этаже в кампании Имогири, бывшей сотрудницы Ямы. По ее словам, в здании 200 этажей и если люди будут рационально распределять еду, хватит всем. С помощью Горенга она уговаривает делать так этажи ниже, но на верхние этажи у них рычагов воздействия нет. А для того, чтобы план сработал - все должны действовать сообща. Также Имогири убеждает Горенга, что дочери Михару в Яме быть не может.

На четвертый месяц герои попадают на 202 этаж, который при этом явно не последний. Имогири то ли от нежелания голодать, то ли от отчаяния (ведь этажей оказалось гораздо больше, чем ей говорили), уводит себя из жизни - Горенг снова обеспечен едой до конца месяца.

Его мучает слабость, вина и галлюцинации в образе бывших сокамерников. Время проходит как в бреду. И вот на 5-ый месяц герой просыпается на 6-м этаже вместе с Бахаратом. Герои начинают придумывать, как им накормить всех и продемонстрировать создателям Ямы, что еда - всего лишь средство, это не главное в жизни.

Со временем Горенг понимает, что платформа не останавливается на этажах, где нет живых, а значит Яма гораздо глубже, чем он думал. По ходу сюжета погибает присоединившаяся к героям Михару, а напарники получают тяжелые ранения.

Бахарат погибает, Горенга уводит с платформы в пустоту галлюцинация в виде Тримагаси, а спящая девочка на платформе возносится наверх.

Какой же у фильма был смысл?

Люди трактуют его по-разному. Хотя разные трактовки "Платформы" друг другу не противоречат.

1. Карма и перерождения

В отличие от распространенного у нас учения, здесь люди помнят о своих "прошлых жизнях". Если, будучи сверху, ты потребляешь продукты в меру и любыми способами пропагандируешь это среди остальных, возможно, ты не погибнешь от голода, когда окажешься на нижних этажах.

2. Классовое расслоение в обществе

На примере Тримагаси, который ненавидел тех, кто наверху, и презирал тех, кто внизу, создатели фильма показывают нам, насколько с самосознанием нашего общества не все в порядке. Он иллюстрирует мнение, что люди из среднего и нижнего класса стали бы такими же жадными и эгоистичными, как нынешние богачи, если бы им дали ресурсы (в рамках фильма - еду). "Платформа" демонстрирует нам, что для всеобщего гармоничного сосуществования, система ценностей в общества должна радикально перестроиться. Создатели устами Горенга произносят, что богатства не должны накапливаться за счет других.

По 2 человека на 333 этажа - это 666 человек. Вознесшаяся девочка - антихрист. В Нетфликсе сидят иллюминаты-рептилоиды.

4. Горенг - Дон Кихот

Дон Кихот - полубезумный рыцарь без страха и упрека, который наивно посвятил свою жизнь другим людям, хотя им это было не нужно. Горенг, начитавшийся книги про дворянина из Ла-Манчи и обезумевший от происходящего, становится своеобразным мессией. Он насильно пытается помочь другим людям получить постоянное пропитание способами, которые они не в силах уразуметь из-за своей жадности, голода, отчаяния и обиды на верхние этажи. Герои даже внешне похожи.

В чем суть концовки?

Девочка - объект, который непонятно как попал в Яму ("систему"). Ее появление и нахождение в здании не было запланировано сверху, а изменить налаженную систему, которая находится под контролем, могут только непредвиденные объекты. Она - символ непорочности; символ всех детей, которые всегда страдают больше всего при любых конфликтах в мире, которым правят взрослые.

Горенг же уходит с платформы, потому что, отобедав Тримагаси и Имогири (вообще, конечно, звучит, будто бы он изысканных яств отведал в японском ресторане), он увяз в "системе", которую намерен изменить. Ему нет места в новом мире. Именно поэтому его уводит именно образ наиболее отрицательного сокамерника, а не Имогири или Бахарата. Роль жертвы часто идет рука об руку с ролью мессии.

Конечно, у этого фильма масса логических ляпов, если покопаться. Например, кажется, что на "столе" явно не 666 блюд, там только торт один значительную часть платформы занимает. Но тут уж нужно смириться с символизмом и небезграничным языком кино. Потому что "Платформа" действительно этого стоит.

Объяснение фильма «Платформа». Смысл концовки

Фильм «Платформа» вызвал бурю интереса из-за своей многогранности. В чем же смысл финала, при чем тут Данте и Иисус Христос? Оставшись под большим впечатлением после просмотра картины, я решила разобрать все возможные посылы и смыслы, которые могли ускользнуть от внимания других зрителей.

Краткое описание сюжета

Мужчина по имени Горенг приходит в себя в странном помещении, которое похоже на тюремную камеру. Рядом с ним находится еще один человек. Становится понятно, что они узники в специальной вертикальной тюрьме, где имеется бесчисленное количество уровней. Раз в день через каждый уровень проходит платформа с едой. Пищи, которая изначально поступает на верхний уровень, не хватает на всех, поэтому люди на самых последних этажах умирают от голода.

Раз в месяц все обитатели башни меняются местами, поэтому вчерашний аутсайдер может неожиданно оказаться королем мира. Интригует, не правда ли? А теперь постараемся разобраться во всех посланиях авторов. В чем же смысл фильма?

Объяснение первое — иерархическое

Это, пожалуй, самый простой мотив, лежащий на поверхности. Тюрьма — это срез любого общества. Мир был таким и 500 лет назад, и 100, да и сейчас он не изменился. Всегда есть те, кому повезло больше и те, кто оказался на самом дне жизни, поэтому вынужден питаться крохами. Причем, как и в фильме, это распределение по классам, оказывается абсолютно несправедливым.

В самом начале ленты сокамерник главного героя говорит очень важную вещь: «дай Бог вам и дальше оставаться на средних уровнях». И действительно, средний класс зачастую оказывается счастливее, чем богачи и уж тем более, чем бедняки. Представителей средних классов обуревает гораздо меньше страстей, чем тех, кто купается в роскоши (еде) или тех, кто вынужден убивать сокамерников и питаться их плотью.

На нижних уровнях процветает криминал, убийства, жестокость. В то время, как богачи упиваются своим временным высоким положением. Пословица «Богатый бедного не разумеет» тут как нельзя кстати.

Объяснение второе — религиозное

Это очень интересная и куда более сложная линия сюжета. Главный герой Горенг сразу вызывает симпатию у зрителей, поскольку он добр и умеет сострадать. Он пытается помочь Михару и искренне переживает из-за той жестокости, что происходит вокруг.

Такая добросердечность Горенга объясняется очень просто — он мессия, если хотите Иисус Христос. Он чувствует потребность изменить сложившуюся систему, он хочет сделать Яму лучше. Именно поэтому он отправляется в путешествие по всем уровням, стараясь перераспределить блага. К последнему уровню Горенг становится даже внешне похож на Христа: он измучен, сильно избит и практически лишен сил. Но при этом главный герой продолжает бороться за людей, от которых ничего кроме зла не видел. Он даже готов пожертвовать собой, что и делает в конце фильма.

Антипод Горенга — Тримагаси, его первый сокамерник. Это, если хотите, его личный демон, пытающийся совратить главного героя, испортить его, сделать черным душой.

Объяснение третье — Ад Данте

Тюрьму, в которой развивается действие фильма, можно воспринимать и как круги ада из «Божественной комедии» Данте. Это место испытывает всех героев, выявляет их недостатки и заставляет снова и снова проходить через самые страшные терзания.

Это объяснение я встречала на просторах Сети, но оно не слишком мне нравится. Дело в том, что из Ада Данте по сути нет спасения. Да и грешники там не могут уходить со своих кругов. Мы же видим, что узники постоянно меняются местами. Но для полноты картины решила добавить и эту версию.

Что значит концовка?

Судя по запросам «Яндекса» многие зрители не поняли, почему Горенг в конце уходит с платформы и оставляет девочку одну, как послание. Все просто: главный герой хочет изменить сложившуюся систему, сломать ее, но не чувствует себя достойным. Он убивал людей, ел человеческую плоть, так что вряд ли он заслуживает того, чтобы подняться к свету и быть посланием. Именно поэтому Горенг оставляет девочку одну, ведь она чиста и непогрешима. В пользу этой концовки говорит то, что главный герой уходит в темноту вместе с другим грешником Тримагаси, а малышка поднимается к свету.

Если же брать религиозную линию сюжета, то Горенг, как и Иисус, жертвует собой, чтобы сделать этот ужасный черный мир лучше. Именно самопожертвование одних часто меняет жизни других. Не факт, что у него получится, ведь и у Христа не вышло изменить людей. И все же, он дарит этому месту надежду.

Вот такие выводы я сделала после просмотра. На самом деле, фильм очень даже интересный, причем не только из-за своих идей, но и благодаря сюжетной структуре.За действием элементарно интересно наблюдать, поэтому создателям прощаешь небольшие огрехи.

Где скрывается смысл испанского фильма Платформа (Яма) 2019 и есть ли он там?

Сразу предупреждаю, чтобы потом не было обид, в статье присутствуют спойлеры. Их много, но без них бы не получилось раскрыть потаённый смысл этого слоёного многоэтажного торта. Поговорим об испанской фантастическо-утопической притче с социальным подтекстом «Платформа». Под этим названием фильм фигурирует у нас и в англоязычном прокате, в оригинале он называется «Яма». Так что разночтения начинаются уже на этом этапе, но давайте по порядку. Начну, как всегда, с начала.

Я уже несколько раз давал в начале разбора отрывок диалога, который раскрывает некий потаенный смысл фильма, но в случае с «Ямой» — это не работает. Потому что «Яма», это не фильм — это кинокартина. То есть, прежде всего визуальная составляющая, которая раскрывает многие непонятности. Если вы к такому не привыкли, не мучайтесь — потому что эта притча по своей наглядности похожа на азиатское кино. Как говорят японцы: Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра. С "Ямой" тоже самое.

Сначала нам показывают изобилие. Вычурная кухня, будто снятая в знаменитом французском мишленовском ресторане. Деликатесы, вышколенная обслуга и пожилой, но преисполненный уверенности и достоинства шеф. Будто бы идёт подготовка к фешенебельному банкету.

И уже после этого, нам говорят:

Можно подумать, что имеются ввиду небеса, ад и чистилище. Но, как я уже говорил, «Яма» многоэтажна и многослойна, а во-вторых, что эта за кухня такая? И можно ли назвать тех, кто на ней трудится, людьми? Этим вопросом мучаются и герои фильма, они проходят красной нитью через всё повествование.

После «мишленовской» кухни мы попадаем в саму «Яму». Некую постройку без окон и дверей. В ней очень много этажей. На каждом есть комната с двумя узниками, а в центре комнаты провал, сквозь который движется платформа с едой. Если вы наверху, то получаете самое лучшее, что только подготовил шеф со своими верными подмастерьями. Но чем ниже опускается пища, тем меньше её достается умирающим с голода узникам.

Это вроде бы пародия на современное общество, на гнилую эпоху потребления и «проклятый» капитализм. Так может показаться, если не обращать внимание на детали, визуал и воспринимать всё буквально.

Что символизирует пища? Ну кроме того, что ей можно набить желудок? Отбросим выживание и удовольствие. Оба смысла появляются для нас в осознанное время нашей жизни. А что мы чувствуем раньше, в самые первые дни? Что для нас пища? Как бы жутковато на первый взгляд не звучало, но для младенца пища — это его мать. Она кормит грудью, любит, нянчит, целует, кормит. То есть изначально для нас пища — не еда, а любовь и ее воплощение в образе нас сотворившем.

Позже он дополняется образом бабушки, очень часто, почти священного человека, с её пирожками или другими атрибутами любви. Потом начинаются праздники, на которых за накрытыми столами мы спасаемся от одиночества и страха и получаем новую порцию любви от родственников и друзей. Первое свидание с девушкой тоже завязано на пищу, потому что чаще всего проходит в ресторане, как и знакомство с ее родителями, которое тоже происходит за накрытым столом. За столом заключаются многомиллионные сделки, пище посвящаются все самые значимые события нашей жизни (юбилеи, свадьбы и Новые года). И она же провожает нас в последний путь. Так что она символизирует любовь в чистом, не замутненном виде.

Если не убедил, то в кинокартине есть библейски цитаты о причащение «Ядите: сие есть Тело Мое. Пейте из неё всё, ибо сие есть Кровь Моя». Один из важнейших церковных обрядов — причащение — не что иное, как пища. Та самая квинтэссенция любви, которая раскрывает нам и другой смысл.

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день».

И вот неожиданно бренная пища, даже с заложенной в неё любовью, становится ещё глубже. И уже говорит нам о самосовершенствовании и возможности приблизиться к божественному бытию.

Если принять такую трактовку, то некоторые «слои торта» тускнеют и засыхают. Ведь история сбрасывает налёт социального неравенства. Это уже не про бедных и богатых, если, конечно, они не бедные духом. Да и сами авторы кинокартины подсказывают нам, что смыслы заложены гораздо глубже. Ведь узники «Ямы» меняются местами каждый месяц, и тот кто был наверху на сытых и благополучных этажах, может оказаться на самом тёмном и голодном дне. В реальной жизни такое бывает только как исключения из правил. Богатые на протяжения сотен лет (десятков поколений) остаются богатыми, а бедные — бедными. Как бы нас не пытались убедить в обратном, рассказывая про равенство и братство, про то, что в наше время не существует каст и различий, всё это неправда. Так что это вряд ли байопик о социальном неравенстве — скорее всё-таки притча или даже современная мифология.

Недаром же главный герой в какие-то моменты сильно напоминает Христа.

Есть и ещё одна деталь, которая дополняет «пищевую концепцию» и позволяет взглянуть на повествование по-другому.

В самые сложные моменты, выпавшие на долю главного героя, ставшего узником Ямы, его называют «улиточкой». Чуть позже, он признаётся, что его любимое блюдо — это улитки. И дальше, среди наваленной на платформу еды, находит своих любимых виноградных улиток. Три повторения, вряд ли можно назвать совпадением, поэтому давайте разберёмся, какой потаённый смысл есть у моллюска в раковине.

В первую очередь — это спирали символизирующие время и эволюцию. Во-вторых : виноградная улитка, впадая перед зимой в спячку, закрывает проход в раковину известью, а весной взламывает препятствие и выходит в мир, что издавна считается символом воскресения Христа. Иногда этот образ даже используют в пасхальных обрядах.

Есть и ещё одна неотъемлемая часть «пищевой концепции» — Панна-котта. Её готовил шеф и сильно ругал своих подмастерьев, когда нашёл в блюде волос (изъян), ведь будущий символ искупления, спущенный в яму, должен был быть идеальным. Герои кинокартины то же оказались молодцами и с помощью мудреца (или волхва, кому как нравится) разгадали что из себя представляет Панна-котта.

Давайте попробуем и мы. Вспомним, что фильм испанский, а десерт итальянский, но настолько известный и распространённый, что имеет массу аналогов по всему свету. Есть у Панна-котты двойник и в Испании, который называется Каталонским кремом или кремом святого Иосифа. К сожалению, я не знаю испанского и не смог определить, как этот десерт, важная часть фильма, называется в оригинале. Поэтому данную часть, конечно, можно считать сильно притянутой за уши. Но, таким же образом можно отнестись и ко всей статье в целом. Каждый находит свои смыслы и видит свои пути, в этом торжество и чудо искусство, так что давайте не будем отвлекаться на споры и решать, правильно такое допущение или нет. А лучше вспомним, что святой Иосиф не кто иной, как земной отец Иисуса, муж богородицы. То есть это блюдо божественный дар — дар любви — дар совершенствования и возможности возвышения.

Наверное, дальше копать уже бессмысленно. Теперь всю линию повествования можно выстроить в логическую цепочку. И если следовать «пищевой концепции», то весь путь героя, точнее его духа, становится понятным. В этом своём воплощении он не справляется с испытаниями и не может вознестись. Он (в этот раз) лишается своего шанса подняться наверх в божественную кухню, где великий шеф готовит для нас свою любовь, но находит в себе мужество, чтобы помочь достичь верха чистой душе, которой и предназначался дар (Панна-котта).

Моё объяснение концовки получилась немного путанным. Всё-таки, я не хотел раскрывать все детали фильма, чтобы вы могли посмотреть сами и применить все смыслы о которых мы говорили. Так вы сможете решить, подходят они вам или вы готовы искать свои. В любом случае удачи вам в поисках!

Если вам понравился разбор, подписывайтесь на канал и ставьте лайк!

Читайте также: