Стол на полу у мусульман

Обновлено: 03.05.2024

Во многих важных для исламского мира книгах, регламентирующих повседневную жизнь правоверного, сказано, что каждый человек обязан мыть руки не только перед вкушением еды, но и после завершения трапезы: «Благодать пищи – это омовение до неё и после» (168 хадис «Сильсилят аль-ахадис ад-да’ыфа»).

Обоснование

Подобное предписание можно обнаружить в книге «Аль-Гурар аль-Бахия», принадлежащей перу Шейхуль Ислям Закария аль-Ансари, где отмечено: «Из этики приёма пищи является мытьё рук и полоскание рта до еды и после неё. Хозяин дома моет руки и полощет рот первым до приёма пищи (гостями) и последним после трапезы».

Другой исламский религиозный деятель, Ибн Кудама аль-Макдиси, в работе «Аль-Мугни» писал, что мыть руки после принятия пищи следует даже тогда, когда человек находится в омовении: «Имам Аль-Марвази сказал: «Я видел, как Абу ‘Абдулла моет руки перед едой и после неё, даже будучи в омовении».

По мнению имама аль-Байхаки, имама ибн Маджа и имама ас-Суюти Пророк Мухаммад завещал каждый раз совершать подобный ритуал для прибавления в доме божественной благодати: «Кто хочет, чтобы Всевышний Аллах увеличил ему благодать в доме, тот пусть моет руки перед трапезой и после неё».

На интернет-портале «Islam-today» приводятся выдержки из работы исламского богослова Ибн Абидина, который отмечал, что мытьё рук перед трапезой способствует отдалению от бедности, а аналогичная процедура по завершению застолья необходима для предотвращения слабоумия. Причём в первом случае на кистях должны остаться капельки воды, а во втором руки вытираются насухо полотенцем, чтобы удалить все следы пищи.

Схожую мысль выражал имам ат-Табрани, написавший в книге хадисов «Му’джам аль-Авсат»: «Мытьё рук до трапезы и после неё избавляет человека от бедности. И это обычай Посланников Божьих».

Традиционный церемониал

По исламской традиции принято, чтобы все члены семьи одновременно собирались за столом для вкушения пищи — есть отдельно друг от друга, считается недостойным деянием.

Те мусульмане, кто и в наши дни, следуя примеру Пророка, трапезничает на полу, потому что это соответствует понятиям о простоте и скромности, должны принять определённую позу. Правоверному человеку полагается сидеть перед белоснежной скатертью в позе, когда левая нога подогнута под себя, а правая поставлена на ступню и служит опорой для локтя.

Каждый садящийся за стол должен помнить, что целью вкушения яств является не получение удовольствия, а подкрепление жизненных сил организма, дабы человек имел возможность исполнять религиозные обязанности и поклоняться Аллаху. Не случайно Пророк Мухаммед учил, что есть надо не досыта, а в меру: «Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания».

Любое мусульманское застолье обязательно должно начинаться с упоминания имени Аллаха - «Би-сми-Ллях», а завершаться благодарственной мольбой: «Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю».

Исламские правила этикета приёма пищи

Исламские правила этикета приёма пищи устанавливали, что есть необходимо правой рукой, поднося пищу ко рту тремя пальцами, как впрочем, и держать сосуд с питьём, из которого, как сообщает Али ибн Абу Талиб, полагается пить не взахлёб, а всасыванием. Но стоит учесть, что по религиозному уставу не рекомендуется пить воду во время трапезы, поскольку это отрицательно сказывается на работе организма.

Кушанья необходимо употреблять небольшими порциями, тщательно пережёвывать и ни в коем случае не дуть на них ни ртом, ни носом, поскольку это действо, по словам Абу Юсуфа, строго запрещал сам Аллах.

Человек не имел права тянуться за новой едой, пока не пережёвывал всё, что было во рту, а если что-либо из угощения падало на пол, то он должен был поднять его, и даже мог съесть.

За каким бы скромным столом ни сидел мусульманин, он не имел право порицать поставленную перед ним еду, и смешивать в одной тарелке мякоть и косточки от фруктов.

Утолив голод, непременно нужно было почистить тарелку хлебом, и для этого есть как минимум два основания. Одно отсылает к словам Пророка: «Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана», а второе зафиксировано в книге имама Ахмада, где сказано: «Тарелка будет просить для него прощения».
Нежелательным признаётся вытирание ножа о хлеб и склонение головы над общим блюдом.

Ожидая гостей и выставляя на стол разнообразные блюда, хозяин должен был позаботиться, чтобы сначала были поданы фрукты, а уже затем мясные кушанья, поскольку согласно Корану (56: 20-21) именно такой порядок подачи пищи наблюдается в раю: «. с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают». В продолжение застолья выносятся сладости, а завершает его прохладная вода, выносимая в тот момент, когда гости уже собираются покинуть стол, но никак не раньше, чтобы случайно не спровоцировать их на быстрый уход.

За едой магометанам рекомендовано вести разговоры о насущных вопросах, и начинать есть только после того, как к вкушению пищи приступит самый взрослый или уважаемый сотрапезник.

Почему узбеки едят руками, сидя на полу, и спят там же, где едят

Мы привыкли видеть в восточных ресторанах топчаны. Низкие столики расположены немного на возвышении, гости располагаются на матрасах, скрестив ноги или сидя на коленях. Для нас, привыкших к стульям и диванам, подобная обстановка так или иначе кажется необычной, даже несмотря на то, что мы много раз видели это в реальности и на фотографиях.
Вы когда-нибудь задумывались, почему сложились именно такие традиции? Давайте разберёмся.

Для начала небольшая предыстория.
Когда мы прилетели в Узбекистан, то первые две ночи провели в гостинице, а на третий день поздно вечером ездили в поисках ночлега. И поскольку наши скитания не увенчались успехом, добродушный продавец из местного магазинчика предложил остановиться у него. Цену, правда, заломил высокую. Сказал, что условия обычные: отдельная комната, матрасы, постельное бельё. Тогда мы, конечно, переглянулись в недоумении, мол, отдать столько денег и спать на полу - это как минимум странно. Однако выбора не было, и мы согласились.
А позже узнали, что узбеки в принципе предпочитают спать на матрасах (в кишлаках вообще все только так и спят).

А на следующее утро мы увидели, что эти же матрасы используют и днём: например, раскладывают их по периметру комнаты и едят за импровизированным столом по центру, сидя на них, занимаются домашними делами или просто отдыхают.

Так вот, эти матрасы называются курпачи, и они действительно являются незаменимыми атрибутами любого дома в Узбекистане. Курпачи представляют собой стёганые одеяла, наполнителем для которых служит вата. Благодаря этому курпачи очень лёгкие и удобные в использовании: их всегда можно свернуть, переместить на другое место, а также взять с собой на природу.

Так почему же курпачи использовались узбеками ещё с древности?
Как ни странно, это связано с любовью и уважением к земле, которая для узбеков всегда являлась кормилицей: люди сажали фруктовые деревья и разные культуры, выращивали урожай, заботились о почве и вспахивали её. И курпачи как бы стали продолжением этого отношения к природе, потому что курпача лежит на полу, таким образом олицетворяя единение человека с землей и окружающим миром.
Но это духовная составляющая. Помимо этого, использование курпач имеет и важное практическое значение: на лёгком матрасе тело отдыхает и расслабляется, и это так важно после долгого рабочего дня. Сон на курпаче очень положительно влияет на мышцы спины, тогда как мягкая кровать "держит" их неправильно, и это может вызывать боли.
Ну и не забываем о функциональности курпач: на них сидят за дастарханом (низким столиком) и наслаждаются едой, отдыхают во время дневной жары и используют в качестве мест для сна. Кстати, волшебные матрасы соответствуют и климату Узбекистана. Поскольку погода зачастую тёплая, курпачи можно использовать круглый год, а если будет холодно, то их всегда можно уложить друг на друга :)

А ещё на курпачах практически всегда можно увидеть колоритные подушки (болиши). Их можно подложить под руку во время трапезы, под голову во время сна или под спину для большего удобства и комфорта.

Так что, как видите, жизнь узбеков тесно связана с курпачами.

Ещё меня удивило то, что когда принесли плов, хозяин дома спокойно ел его руками из общего блюда.
Думаю, многие слышали о том, что узбеки трапезничают именно таким образом.
Поначалу это может показаться очень странным и негигиеничным, однако перед едой все тщательно моют руки, а едят очень аккуратно. Технически это происходит так: четырьмя прижатыми пальцами берут небольшую горстку ближе к краю, придавливая её большим пальцем (так стечёт лишний жир, а рис не рассыпется по пути в рот). Можно помогать и другой рукой, дополнительно придерживая пищу. Кушают медленно, закусывая свежими овощами.
Удивительно, но есть плов руками также полезно и для пищеварения. Связано это с тем, что тактильные ощущения с кончиков пальцев передаются прямо в спинной мозг, что провоцирует обильное выделение желудочного сока. Поэтому еда полностью усваивается.

Плов поедают руками даже в ресторанах, но тем, кто смущается, сервируют ложки. Вилками плов есть не принято, и связано это со старыми обычаями. Дело в том, что плов - сакральная пища для узбеков и жителей Средней Азии, и правильно приготовленное блюдо считается живым организмом, который нельзя протыкать вилкой.

Вот такими многогранными оказываются, казалось бы, обычные вещи, если разобраться в них чуть получше :)

Спасибо за уделённое время и ваши лайки. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ . Наблюдать за моими поездками в режиме реального времени можно в МОЕМ ИНСТАГРАМ .

Ешьте сидя на полу, расстелив скатерть


«Человек должен есть, для того чтобы жить, а не жить, для того чтобы есть». В этих словах заключена большая мудрость. Но как человеку есть, чтобы прожить достойно на этом свете? Эти и другие вопросы заставляют нас задуматься. Но, оказывается, всё очень просто, и ответ становится очевидным, когда узнаешь о том, как ел самый лучший из людей – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Во время приёма пищи он сидел, как в молитве, положив руки на бёдра, и говорил: «Я – раб, и потому сижу и ем, как раб».

وروى الإمام أحمد في الزهد عن الحسن مرسلا قال كان رسول الله r إذا أتى بطعام أمر به فألقي على الأرض وقال: «إنما أنا عبد آكل كما يأكل العبد وأجلس كما يجلس العبد »

Он не ел, облокотившись на стол или откинувшись на спину.

Передаётся от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не ел за столом и с блюда, и не было у него плоского хлеба (имеется ввиду пышный мягкий хлеб). Я спросил Каттаду: «На чём же они ели?» Он ответил: «На скатертях» (имам аль-Бухари, 4995).

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ مَا أَكَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى خِوَانٍ وَلَا فِي سُكْرُجَةٍ وَلَا خُبِزَ لَهُ مُرَقَّق قُلْتُ لِقَتَادَةَ عَلَامَ يَأْكُلُونَ قَالَ عَلَى السُّفَرِ

Вдумайтесь в смысл этих слов: «Я раб, и потому сижу и ем, как раб…» Всякий ли из нас может назвать себя рабом? Наилучший из всех называл себя рабом и ел на полу. А сможем ли мы хотя бы иногда разложить на полу скатерть и позавтракать или пообедать? Стоило бы… Да и сегодня можно попробовать таким образом принять пищу и почувствовать себя рабом. Чьим рабом? Не рабом людей, а рабом Всевышнего Аллаха. Быть рабом Аллаха – это честь для мусульманина.

О том, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) принимал пищу

О том, как любимец Аллаха принимал пищу, рассказывается в книге «Фазаилуль Хабиб».

«Он был очень умеренным в еде, ел то, что находилось дома. Если это были финики, то ел их даже без хлеба. Если это ячменный или пшеничный хлеб, то ел его без другой пищи. Если находил что-либо из сладостей, к примеру, мёд, то ел его. А если же только молоко, то пил его и без хлеба. Он ел ржаной хлеб из муки, не просеянной через сито. Иногда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не ел три дня подряд. Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что бывали времена, когда в течение месяца они не разводили дома огонь, чтобы приготовить еду. Он никогда не говорил о еде, ел то, что давали. Больше всего нравилось ему мясо. Он говорил, что оно улучшает слух, и что оно – господин (сайид) еды на этом и на Том свете. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также любил тыкву. Он говорил: «О Айша! Когда варите тыкву, то увеличивайте её количество в котле. Поистине, она ободряет печальное сердце». Он ел мясо птиц, привезённых с охоты. Он любил баранину, особенно окорок и лопатку.

Однако он не ел лук, чеснок и порей, дабы люди не почувствовали их неприятный запах, и никогда не порицал еду: если понравится – ел, если нет – оставлял.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) брал еду обеими руками, но клал в рот только правой рукой. Когда ел финики, косточки убирал в левую руку. После еды облизывал пальцы и не протирал их полотенцем, пока не очистит языком. При этом он говорил, что не знает, в какой части еды скрыта благодать (баракат).

После еды он воздавал хвалу Аллаху за эти блага, мыл руки и влажными руками проводил по лицу.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пил по три раза, произнося каждый раз имя Аллаха, и после каждого глотка воздавал хвалу Ему. Он пил бесшумно и никогда не выдыхал в сосуд. После себя передавал сосуд находящемуся справа.

Однажды, когда ему принесли молоко с мёдом, он отказался, замечая: «Два продукта в одном сосуде!», но потом сказал, что не запрещает это другим. Он говорил, что не хочет спроса на Том свете из-за излишек.

Однажды после обхода вокруг Каабы (таваф) он отправился к святому источнику Зам-зам. Там он обнаружил напиток из сухих фиников в большом сосуде, из которого пили все, и попросил, чтобы и его угостили. Сподвижник Аббас (да будет доволен им Аллах) тогда сказал ему: «О, Посланник Аллаха, это напиток, к которому прикоснулось множество рук, я Вам принесу из дома чистый напиток». Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет. Напоите меня из этого, откуда пили люди, я хочу получить благодать от рук мусульман», и выпил из него.

У Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был кувшинчик для омовения. Люди посылали своих детей к нему, чтобы они для бараката пили и обливали своё тело и лицо водой из этого кувшина, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не возражал им.

О том, как он сидел

Обычно он сидел, обхватив руками голени. При приёме пищи сидел, как при молитве, положив руки на бёдра. Он говорил: «Я – раб, и должен сидеть и есть, как раб». Находясь в обществе людей, ведущих разговор о мирском, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поддерживал этот разговор, а если речь заходила о Вечном мире, он также принимал в этом участие.

Если люди вели разговор о питье и еде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из-за милости к ним поддерживал и этот разговор. Когда вставал с маджлиса, он читал дуа, восхваляя Аллаха и прося прощения у Него. Он говорил, что этому его научил архангел Джабраил.

Почему для узбеков принимать пищу руками сидя на полу и спать там же считается нормой


Посещая рестораны восточной кухни, мы очень часто видим небольшие столики, очень низкие, на возвышении и топчаны вокруг них. Люди рассаживаются на них на коленях или скрестив для удобства ноги. Учитывая то, что мы принимаем пищу в несколько иной обстановке, такое положение вещей кажется нам как минимум необычным. На самом деле это многовековая традиция, уходящая далеко в прошлое.

1. Курпача – что это, как и почему применяется на практике

Курпачами называют в Узбекистане матрасы, на которых ночью спят, а днем отдыхают или принимают пищу / Фото: news.taj.su

Курпачами называют в Узбекистане матрасы, на которых ночью спят, а днем отдыхают или принимают пищу / Фото: news.taj.su

Курпачами называют в Узбекистане матрасы, на которых ночью спят, а днем отдыхают или принимают пищу. В этой стране они есть практически в каждом доме. В действительности их даже матрасами сложно назвать, так как по сути это стеганные одеяла, наполненные ватой. Они очень легкие и их просто использовать. То есть человек их может в любую секунду свернуть и убрать, расположить там, где ему это необходимо в тот или иной момент, отправляясь на природу, взять с собой.

2. Почему курпачи являются неизменным атрибутом, начиная с древних времен

Курпачи кладутся на землю или на пол, тем самым как бы приближая людей к земле, природе, всему окружающему / Фото: milochka.tourister.ru

В основе лежит любовь этого народа к земле, уважение к ней. Для узбекского народа она все время была кормилицей. Курпачи кладутся на землю или на пол, тем самым как бы приближая людей к земле, природе, всему окружающему.

На этом матрасе тело человека способно полностью расслабиться и полноценно отдохнуть после тяжелого рабочего дня / Фото: fergana.agency

На этом матрасе тело человека способно полностью расслабиться и полноценно отдохнуть после тяжелого рабочего дня / Фото: fergana.agency

Если же говорить о практической стороне вопроса, то на этом матрасе тело человека способно полностью расслабиться и полноценно отдохнуть после тяжелого рабочего дня, что очень важно. После сна на курпачах мышцы не болят, так как они располагаются в правильном положении.

Курпача – предмет многофункциональный, на котором не только спят, но и сидят за низким столиком, именуемом дастархан / Фото: protchenkov.livejournal.com

Курпача – предмет многофункциональный, на котором не только спят, но и сидят за низким столиком, именуемом дастархан, принимая пищу, отдыхают в дневное время. В холодную пору года есть возможность уложить несколько этих матрасов один на другой для создания большего комфорта. Есть и еще один элемент – бопиши, специальные подушки. Используются они тоже для создания человеку удобства и комфорта во время сна, отдыха, трапезы.

3. А что с едой

Есть пищу руками, в частности плов – это тоже национальная традиция / Фото: ok.ru

Есть пищу руками, в частности плов – это тоже национальная традиция. Конечно, изначально нам кажется, что это не гигиенично, брать еду из общей посуды, да еще и руками. Но все не так уж и страшно. Перед тем как сесть за стол, все очень тщательно моют руки и потом едят максимально аккуратно. Плов берут четырьмя пальцами, прижатыми друг к другу, с краю миски в небольшом количестве. Горстка риса слегка придавливается, чтобы жир стек и рис не рассыпался. Едят медленно, хорошо пережевывая пищу, заедая ее свежими овощами.

Плов берут четырьмя пальцами, прижатыми друг к другу, с краю миски в небольшом количестве / Фото: maximonline.ru

Оказывается, этот способ еще и для процесса пищеварения полезен. Благодаря тактильным ощущениям, импульсы от кончиков пальцев поступают в мозг, а тот перенаправляет их к желудку, провоцируя обильное выделение желудочного сока. Вся еда усваивается в организм полностью.

Даже в ресторанах плов едят руками, ложки приносят лишь по просьбе гостей / Фото: avenuecalgary.com

Даже в ресторанах плов едят руками. Ложки приносят лишь по просьбе гостей. Вилками плов есть нельзя, так как его считают чем-то живым, а значит протыкать острыми предметами, в частности вилкой, его нельзя.

Почему узбеки едят плов руками и до сих пор спят на полу

То, как принимают пищу узбеки, кажется нам странным, ведь у нас все происходит немного по-другому. У них дома стоят невысокие столики, а вокруг них – курпачи. Люди садятся на пол на коленки или, скрещивая ноги, и принимаются за трапезу. Но узбеки не только кушают, но и спят на полу. Почему у них так принято?

Узбеки

Ближе к земле

У узбеков есть специальные приспособления, которые называются курпачи. Это своеобразные матрасы, на которых они по ночам спят, а в дневное время принимают пищу или просто лежат отдыхают. В Узбекистане курпачи имеются почти в каждом доме.

Хотя называть их матрасами не очень корректно. По сути, это легкие стеганые одеяла, которые наполнены ватой. Ими просто пользоваться, можно возить с собой на природу, выносить во двор.

Почему же узбеки предпочитают и спать, и есть на полу? Традиция пошла из-за особой любви и уважения народа к земле, которая является их кормилицей. Поэтому во время сна и трапезы на полу люди сближаются с ней.

Узбеки спят на полу

Но есть и практическая причина. Курпачи – отличное место для полноценного отдыха. Тело после сна на них не болит, потому что находится в верном положении. К ним прилагаются еще подушки, которые называются бопиши.

Если дома холодно, узбеки могут использовать сразу несколько таких одеял, складывая их друг на друга.

Необычный способ приема пищи

Кушать еду руками из общей посуды – древний обычай узбекского народа. Причем даже рассыпчатый плов! Нам кажется это странным, ведь это неудобно и противоречит гигиене. Но на самом деле никто из них не садится за стол с грязными руками! Перед трапезой все обязательно тщательно моют руки.

К тому же кушают узбеки плов очень аккуратно. Они берут рис четырьмя пальцами по чуть-чуть и только с краю общей посудины, а не запускают в емкость руки по локоть, загребая чем больше, тем лучше. Схватив небольшую горстку плова, немного придавливают ее, чтобы стек жир, и крупа не рассыпалась, потом только отправляют в рот.

Кушают очень медленно, все тщательно пережевывают, а также заедают свежими овощами.

Узбеки говорят, что такой способ приема пищи полезен для пищеварительного процесса. Когда берешь руками продукт, возникают тактильные ощущения. Импульсы от кончиков пальцев идут в головной мозг, который в свою очередь направляет их в желудок, запуская активную выработку желудочного сока. В итоге блюда полностью усваиваются.

Даже в узбекских ресторанах плов принято есть руками. Вам принесут ложку, только если вы сами попросите. Интересно, что вилкой кушать рис вообще запрещено. Ведь это блюдо считается чем-то живым, протыкать его острыми предметами нельзя.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

не могу понять, зачем обощать и утрировать? японцы, китайцы тоже традиционно спят на полу. И КАКОМ РЕСТОРАНЕ ВАМ ПЛОВ ДАЮТ? Вы их заказываете, а приборы у вас на столе, а не на земле. Плов дают на всех мероприятиях и ВЕЗДЕ ЕСТЬ ЛОЖКИ! И спат в городах, да и в кишаках на диванах. каждая невеста принсит в дом весь набор мебели! С таких же успехом до сих пор русские спят на печи и едять из общей миски. И самое главное ЭТО ДОСТИЖЕНИЕ СССР! советы напрочь не интересовались улучшением быта местных по всех средней азии! м только хлопок давай!

Чё, авторы, с ума посходили? Во-первых, не курпачи, а тушаки. Во-вторых у нас все ложкой едят плов. В жизни не видел, чтоб плов руками ели. В-третьих, кто будет вилкой плов-то есть? В-четвертых, и в квартирах, и в махаллях есть кровати. В-пятых, вы сами хоть информацию проверяли? На кого она рассчитана?

Давно руками не едят !! Ложки у всех. А на курпачах сидят в основном в кишлаках!! Потому что там не продают мебель !! Из города везти невыгодно. Поэтому шьют много курпачи и валяются на полу. В нашу жару это даже здорово.
И ничего в этом дикого нет!

Читайте также: