Стол как у топ гир

Обновлено: 03.05.2024

За восемь лет службы гуманоид без лица и голоса превратился из поддерживающего персонажа популярного автомобильного шоу в настоящую легенду: каждый мечтал его обогнать или побыть им. Стиг внезапно стал одним из главных мерил скорости, хотя под шлемом скрывался обычный человек, которому однажды сильно повезло.

За восемь лет службы гуманоид без лица и голоса превратился из поддерживающего персонажа популярного автомобильного шоу в настоящую легенду: каждый мечтал его обогнать или побыть им. Стиг внезапно стал одним из главных мерил скорости, хотя под шлемом скрывался обычный человек, которому однажды сильно повезло. «Мотор» поговорил с Беном Коллинзом — бывшим «Белым Стигом» — о жизни до и после Top Gear.

Про жизнь до Стига

У меня был справочник «Кто работает в автоспорте» и список контактов в СМИ. Я забрасывал всех возможных людей своим резюме и бесконечно им названивал. Мне приходилось быть очень активным. Сама по себе такая возможность, как работа Стигом, не возникает.

У Энди Уилманна, бывшего продюсера программы Top Gear, есть любимая фраза: «Не люблю тех, кому не везет». Когда перед ним лежала очередная стопка откликов на вакансию, он всегда делил пачку на две части и выбрасывал верхнюю половину в корзину. Так что, выходит, везение сыграло свою роль в том, что я смог получить приглашение показать свои способности за рулем арендованного Ford Focus.

Кто такой Бен Коллинз

Родился 13 февраля 1975 года в Бристоле, Великобритания. Впервые принял участие в гонках в 19 лет, начав с молодежной серии Formula Vauxhall Junior, где завоевал восемь подиумов и три победы. В 1996 году пришел в британскую Формулу-3, а в 1999-м — в американскую серию Indy Lights. Был тест-пилотом фирмы Ascari, а также выступал за ее заводскую команду на «24 часах Ле-Мана» и «12 часах Себринга». В 2003-м Коллинз стал чемпионом европейской гоночной серии «сток-каров». Участвовал в британском туринге, австралийском кузовном первенстве V8 Supercars, американском NASCAR и европейском FIA GT3.

С 2003 года Коллинз начал сниматься в телешоу Top Gear в качестве «неизвестного» пилота Стига, скрывающегося под белым гоночным комбинезоном. Он пришел на смену так называемому «Черному Стигу», личность которого была раскрыта британскими СМИ – им оказался гонщик Перри Маккарти. В качестве Стига Коллинз снялся в более чем ста эпизодах передачи, проработав до 2010 года. Личность гонщика была рассекречена из-за скандала, в ходе которого телекомпания BBC пыталась в судебном порядке запретить издательству HarperCollins публиковать автобиографию Стига. Стиг присутствовал на заседании — им оказался Бен Коллинз.

Сейчас Бен Коллинз продолжает выступать в гонках (в 2014-м на «24 часах Ле-Мана» он занял 10-е место в классе GTE Am), содержит собственную школу экстремального вождения и работает каскадером. Выполнял автомобильные трюки в «Форсаже-6», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и в лентах про Джеймса Бонда. Сейчас снимается в очередной картине про агента 007 – «Спектр».

Про жизнь в шлеме

В костюме всегда был я. Может быть, за все годы я пропустил несколько съемочных дней, но не более того. Роль иностранных кузенов Стига в спецвыпусках тоже исполнял я. Даже роль зеленого Эко-Стига. Исключением стали только толстый американский Стиг и его японский родственник.

Поначалу я никому не говорил о том, что на самом деле я Бэтмен. То есть Стиг. Так было проще. Через некоторое время я открылся своей жене. Если не ей доверить такую тайну, то кому?

Постепенно круг доверия расширился до самых близких друзей. Значительно проще, когда они всё знают, а не донимают неудобными вопросами, которые могут завести в еще большие неприятности, чем раскрытие тайны, которую вы пытаетесь защитить. Но на публике я всегда был максимально осторожен и предусмотрителен.

Не было ни одного шанса, что кто-то меня узнает. Мои документы всегда оставались запертыми в машине. Лицо скрывала либо балаклава, либо шлем Стига.

Я никогда не оставался с ребятами после работы, чтобы пропустить по пинте холодного эля. Ни с кем не разговаривал, выполнял свою работу и тут же уезжал.

Журналисты таблоидов стали складывать пазл изо всех мелочей, которые могли найти. Так или иначе, мое имя всплывало в различных документах, связанных с Top Gear. Первый раз это случилось после аварии Ричарда Хаммонда, когда он пытался установить рекорд скорости.

Когда я только стал Стигом, не было ни Wikipedia, ни YouTube, и даже камеры в телефонах еще толком не умели снимать. Но, конечно, анонимность в любом случае однажды была бы нарушена. Это было неизбежно.

Один назойливый папарацци долго преследовал меня и попытался снять на камеру мощной вспышкой, которая «пробила» бы зеркальный визор на шлеме. Но даже после этих фотографий моя жена подумала, что Стиг — это Деймон Хилл (чемпион Формулы-1 1996 года).

Про ведущих

Я сильно заморачиваюсь на точности и нюансах, поэтому всегда давал им подсказки. В особенности по части дрифта, контроля над машиной и тому подобных вещах. Правда, я не уверен, что ребята меня слушали. В отличие от сэра Джеки Стюарта. Джеймс Мэй брал у него уроки вождения (восьмой сезон, пятый эпизод). И они ему определенно помогли стать быстрее.

Как-то мы готовились к участию в суточном марафоне на Сильверстоуне на дизельном BMW 330d. Мне было дано прямое указание научить Джереми Кларксона быть на трассе быстрым, а не эффектным.

Я подумал, что буду первым человеком в мире, который заставит Джереми слушать чьи-то команды. Вместо этого он спорил со мной по поводу каждого метра круга. Неважно, что ты ему скажешь – все равно будешь неправ. У меня был лишь один веский аргумент – нельзя спорить о точке торможения перед поворотом на скорости 200 километров в час.

Кларксон безнадежен, но я лелею мысль, что хотя бы маленькое зерно знания в нем удалось посеять.

Про аварии

К счастью, кроме вылета на Koenigsegg CCX других аварий у меня не было. Укротить его было настоящим испытанием. Валить на все деньги было несколько глупо с моей стороны, но по-другому я просто не умею.

В день съемки быстрого круга все пошло не так. Гидроусилитель руля практически отказал, поэтому вождение превратилось в настоящий армрестлинг. Когда машину стало выставлять боком на разгоне у поворота Follow Through, я физически не смог повернуть колеса на достаточный угол для того, чтобы спасти машину. На экране это выглядело пугающе, но в итоге пострадали лишь мое эго и несколько покрышек.

Про риск

Мое участие требуется только для съемок сцен с вождением на пределе возможного или выполнения каскадерских трюков. Но опасность не слишком велика, поскольку кроме меня за это отвечает целая команда профессионалов. Они просчитывают все до мелочей и не станут рисковать чьей-либо жизнью. Опасность – неотъемлемая часть гонок и съемок, нужно только правильно ее контролировать.

Ты всегда должен выкладываться на 100 процентов. Единственный риск, который можно допустить, — это мысль, что парень позади тебя догонит, если совершишь ошибку на торможении. Ты не думаешь: «Черт! Я могу убиться в этом повороте». В голове у тебя только одна мысль: как пройти поворот быстрее, чем другой пилот.

Про новый Top Gear

Судя по всему, нас ждут два новых автомобильных шоу высочайшего качества. Top Gear, каким его знает большинство людей в мире, закончился.

Забавно, что подобное происходит не в первый раз. Современный Top Gear родился на обломках старого шоу, которое тоже было очень популярно. В 2001 году от него отпочковалась группа, которая создала передачу Fifth Gear. В любом случае, мы все только выигрываем от подобного развития событий.

Трио ведущих совместно с командой продюсера Энди Уилмана будет делать новое шоу. Их программа будет похожа на Top Gear хотя бы потому, что с экрана будут смотреть три знакомых лица, которые продолжат спорить друг с другом из-за машин.

Что-то новое должно появиться на BBC, и только зрители определят, что им нравится больше.

Про жизнь после Top Gear

В прошлом году я выступил в Ле-Мане на Ferrari, и мы почти добрались до подиума. 2015-й начался с 12-часовой гонки Баферст в Австралии, но, к сожалению, машина была разбита еще до начала гонки. Остальная программа выступлений на этот год впоследствии развалилась, так что пока я провел не так много времени в кокпите.

Сейчас я много времени провожу за съемками телепроекта и DVD-фильма, которые расскажут о том, что обычно остается за кадром при производстве фильмов и автомобильных шоу.

Как снимался Top Gear

Последний эпизод Top Gear с участием Кларксона, Хаммонда и Мея

Последний выпуск Top Gear с участием теперь уже бывших ведущих Кларксона, Хаммонда и Мея будет транслироваться в это воскресенье на телеканале «Би-би-си». Куда более воспитанный по сравнению с Кларксоном бывший редактор сценариев к самой популярной в мире автопередаче Ричард Портер рассказал о том, как создавалось шоу, которым много лет подряд наслаждались миллионы автомобилистов.

Финальный эпизод популярнейшего в мире британского шоу Top Gear, которое на протяжении 13 лет вела известная троица Кларксон, Хаммонд и Мей, будет показан на телеканале «Би-би-си» в воскресенье. Это будет последний раз, когда зрители смогут насладиться юмором любимых ведущих: после скандала с избиением одного из продюсеров шоу Кларксон был уволен из проекта, а двое его коллег продолжить участие в шоу отказались. В коротком анонсе видно, что съемки были действительно сумасшедшими. Троица ведущих, разряженных в смокинги, устраивает нечто похожее на гонки внедорожников с прицепами. Кларксон в очках ныряльщика выглядит особенно эффектно.

Теперь у руля проекта встанет не очень известный в России, но весьма любимый в Великобритании радиоведущий Крис Эванс, который как раз подыскивает себе пару помощников. Всего же шоу живет на телеэкранах с 1977 года. О том, как создавалась программа и чем жили ее авторы и ведущие, изданию Jalopnik рассказал бывший редактор сценариев Top Gear Ричард Портер.

Бен Коллинз девять лет проработал в Top Gear тайным гонщиком Стигом. Он не имел права раскрывать свою личность.

«Самым важным для программы, которую, как я надеюсь, историки будут назвать «Top Gear — Original Taste», была идея, — рассказал Портер. — Если мы говорим о тестовом треке, то эта идея была всегда очень проста. Так, если у нас есть интересный автомобиль, то надо было понимать, что интересного мы успеем рассказать о нем за те шесть-восемь минут, пока гоняем по взлетно-посадочной полосе? Подыскать идеи для большого проекта с тремя ведущими было довольно трудно. Недостатка в предложениях не было, но куда сложнее для нас было отвечать для самих себя на вопросы, которые бы задавал четырехлетний мальчишка: «Почему вы делаете это?», «Почему именно так? Для кого?». В случае если мы что-то создавали, важно было отвечать на какие-то вопросы или решать тем самым поставленные проблемы.

Сможете ли вы купить автомобиль за £100 или меньше? А возможно ли самому построить автомобиль-амфибию? Вы можете построить свой собственный десантный автомобиль? Сможете ли вы прокатиться по снежному аду на автомобилях, которые обычно зимой не используются?

Если идея не могла пройти испытания главного члена комиссии — Кларксона, — то она не принималась.

Однажды дело дошло до того, что мы пришли к выводу, что нам нужно самостоятельно изобрести заново пожарную машину. Почему? Да потому, что нам показалось, что уже существующие варианты очень тяжелые и слишком медленно добираются до места происшествия. Поэтому решение было очевидным:

Top Gear соберет собственный пожарный автомобиль с высокой производительностью.

Беда в том, что если вы сделаете пожарную машину компактных размеров, то на борту не будет места для всех лестниц, шлангов и здоровенных мужиков, без которых не обойтись при тушении пожара. Поэтому машина должна быть больше, но тогда она уже не может быть так маневренна, и так по кругу… Мы часами обсуждали этот проект снова и снова. В итоге он оказался в мусорной корзине.


Конечно, было забавно наблюдать за тем, как Ричард Хаммонд пытается закрепить огромную лестницу на небольшой крыше автомобиля, но это не дотягивало до уровня Top Gear.

Проект должен был выдержать обсуждение в офисе, а после — среди команды производства. Затем нужно было найти подходящие автомобили и подыскать место для съемок. Конечно, очень просто сказать, к примеру, что

вы собираетесь снова изобрести вертолет и для этого вам понадобятся четыре верблюда и беседка в саду с видом на запад, которая в финале будет взорвана.

Знаменитое трио экс-ведущих Top Gear колесит по миру с новым шоу Clarkson, Hammond and May Live. Поклонники.

Но всего этого не получится без команды, которая должна воплотить вашу идею в жизнь. К счастью, она у нас была, еще большая удача в том, что про вертолет я пошутил».

Создание сценария

«После того как проделана подготовительная работа, следующим шагом было создание сценария, — говорит Портер. — Наши зрители иногда жаловались, что

все происходящее в Top Gear стало «слишком сценарно и напоминало комедийный скетч».

Но, честно говоря, все телевизионные шоу снимают строго по сценарию. Это работает даже для таких шоу, как «Игра престолов»: у драконов очень сильные профсоюзы и они не дадут им выйти из своего трейлера, если это заранее не было согласовано. Даже у реалити-шоу есть свой сценарий, как и у документальных фильмов, и даже у выпуска прогноза погоды. Потому что телевизионная программа без сценария сразу же превращается в полную кашу.

Наличие сценария вовсе не означает, что каждый момент прописан заранее. Просто намечается несколько опорных точек, что позволяет участникам собраться вместе в нужный момент и быть на одной волне.

Для съемок теста на треке Top Gear сценарий мог быть максимально доскональным. Так, это могли быть вступительные фразы, возможно, несколько метафор, затем прописывалось, где и как будет сниматься автомобиль, как он будет ездить, откуда будет вестись съемка.

Но даже это могло измениться в самый последний момент, если автомобиль раскрылся так, как мы этого не ожидали, или если ведущий просто передумал.

В идеале во время съемок каждый ведущий отпускал ряд колкостей в адрес выбранного его коллегами автомобиля. Но даже при этом одна из самых популярных фраз, которая встречалась в сценарии Top Gear, — это «Говорят что-нибудь».

Сам процесс написания сценариев, для того чтобы заполнить пробелы между фразами «что-нибудь» и «что-нибудь», происходил несколькими способами. Иногда у Джереми случался прилив крови к мозгу, и он хотел все сделать по-своему. Тогда он писал мне простое письмо по e-mail с заголовком «Add facts and gags» (добавить факты и приколы). В итоге я или кто-то из нашей команды приезжал в дом, который располагался неподалеку от офиса Top Gear, где начиналась совместная работа над сценарием.

Кларксон в мгновение ока делал все фразы острее, жестче и смешнее.

Тем не менее иногда он делал паузы, продумывая, какой из вариантов будет смешнее, и мы в течение нескольких минут могли веселить друг друга, выбирая, что же будет лучшим вариантом. В конце концов сценарий приобретал более или менее ясные очертания, и мы могли начинать снимать чертову передачу. Обычно нам требовались три съемочные команды — по одной на каждый снимаемый автомобиль на тот случай, если их будут снимать отдельно, кроме того, таким образом мы получили много материала, который можно было редактировать.

Вы наверное уже не помните о потрясающей Lada Lotus, построенной в шоу Top Gear

Все хорошо знают самое грандиозное автомобильное ТВ-шоу Top Gear, но не все наверное помнят, что в одном из эпизодов был показан сюжет о.

Все хорошо знают самое грандиозное автомобильное ТВ-шоу Top Gear, но не все наверное помнят, что в одном из эпизодов был показан сюжет о превращении обычной Lada Riva (экспортный ВАЗ-2105) в классный спортивный седан. И это было еще в 2002 году.


К мастерам Lotus Engineering в свое время попала российская машина 1996 года выпуска. Ее владельцем являлся Пол Шервуд, который и передал свою любимую бюджетную машину специалистам легендарной компании Lotus Cars для переделок. Чтобы превратить автомобиль в самый настоящий спорт-седан, ушло 15 дней и целых 1000 человеко-часов команды высококлассных специалистов Lotus.


Так как из автомобиля было принято решение сделать спорт-седан, то само собой пришлось отказаться от родного силового агрегата. Место стокового 1,5-литрового мотора ВАЗ занял легендарный атмосферный 2,0-литровый Fiat Twin Cam. Такой двигатель стоял на таких автомобилях как Fiat 132, Lancia Beta, Lancia Delta и др. Конечно же 2,0-литровый атмосферник был доработан. Его доводкой занимался сам Гай Крофт, который является автором книги по тюнингу Fiat Twin Cam. Ему удалось повысить мощность агрегата до 180 л.с. Трансмиссия – пятиступенчатая механическая коробка передач от заднеприводных Fiat. Максимальная скорость - 237 км/ч.


Не обошлось без изменений тормозной системы и подвески. В них были использованы отдельные комплектующие от спортивных Lotus. Что касается колесных дисков, то стандартные диски были заменены на BBS на гоночных полу-сликах.


В салоне появились спортивный руль Momo с логотипом Lotus на кнопке сигнала, ковшеобразные передние кресла, тахометр. Завершает картину – окраска кузова. Машину выкрасили в фирменый раскрас Talbot Sunbeam Lotus: черный и серебристый цвета.


Вам наверное интересно, каков бюджет проекта. Стоимость действительно впечатляет. Так вот, на детали было потрачено 43 000 евро, а 145 000 евро ушло на оплату 1000 человеко-часов спецов из Lotus. И вот всего за 15 дней получился такой автомобиль.


Британский заказчик был восторге от полученного результата. Но, в 2003 году Пол Шервуд, по семейным обстоятельствам, продал свою эксклюзивную спортивную Ладу. Вы не поверите, но машина ушла с молотка аукциона Ebay всего за 7000 фунтов стерлингов!


Новым хозяином 180-сильной Лады стал житель Германии, который сразу покупки вложил в машину еще около 20 000 евро. Через 3 года и он решил продать автомобиль, но за ту сумму, которую он хотел выручить с продажи, машину никто не покупал. Продать немецкий владелец раритетный автомобиль так и не успел, так как в 2011 году умер. В итоге Lada Riva попала к мюнхенскому дилеру марки Lotus и в настоящее время красуется в шоу-руме британской марки.

Замена Top Gear: что это будет

У автоманьяков во всем мире официальный праздник: Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй возвращаются на экраны с новой автомобильной передачей. Правда, теперь ее нельзя будет просто посмотреть по телевизору — за просмотр придется заплатить и подключиться к интернету. «Мотор» собрал воедино все, что известно о новом шоу.

В четверг, 30 июля, Джереми Кларксон в своем твиттере сообщил, что он и его напарники по шоу Top Gear наконец нашли новую работу. Произошло это всего через четыре месяца после того, как корпорация BBC решила не продлевать контракт с Джеззой из-за его конфликта с помощником продюсера Top Gear Ойсином Таймоном. Вместе с Кларксоном из шоу ушли Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй, которые отказались делать передачу без него.

Решение уволить Кларксона возмутило фанатов Top Gear. Меньше, чем через две недели после отстранения ведущего от работы, был собран миллион подписей под петицией с требованием вернуть Джереми (и его передачу) в эфир. В лучших традициях «Топ Гира» их доставили к офису BBC на танке, что, правда, не возымело никакого эффекта на руководство телеканала.

Это танк, на котором к офису ВВС доставили подписи в поддержку Кларксона

Вскоре британские таблоиды сообщили, что Кларксон, Хаммонд и Мэй могут выпустить новое шоу на американском стриминговом сервисе Netflix. Поговаривали, что передача может получить название House of Cars – по аналогии с культовым сериалом House of Cards («Карточный домик»), который показывает «Нетфликс». Еще одним претендентом на команду «Топ Гира» называли британский телеканал ITV. Однако ни один из этих вариантов не подтвердился.

Троица остановила свой выбор на конкуренте Netflix — американском интернет-сервисе потокового видео Amazon Prime Instant Video. Причины такого решения не называются, однако британская пресса прозрачно намекает, что все дело в деньгах – предложение «Амазона» попросту никто не смог перебить.

Контракт подписан на три сезона, но ни количество серий, ни даже название новой передачи пока не сообщаются. Известно лишь, что первый выпуск можно будет увидеть в 2016 году.

«Амазон» — мировой гигант интернет-торговли — запустил сервис «видео по запросу» Amazon Prime в 2006 году на территории США. Он позволяет подписчику выбирать и просматривать онлайн телепередачи, сериалы и фильмы, причем их можно либо «арендовать» на определенный период времени, либо «купить» и смотреть когда угодно и любое количество раз.

Новое шоу Кларксона, Хаммонда и Мэя присоединится к другим продуктам, которые Amazon показывает на эксклюзивной основе – к сериалам «За пределами», «Очевидное», «Викинги» и «Человек в высоком замке».

Сразу после увольнения Кларксона из Top Gear мы сделали подборку лучших цитат и гифок с Джереми. И даже если вы ее видели – советуем пересмотреть: такое не устаревает

При этом с недавних пор Amazon не только транслирует чужой контент, но и выпускает собственные передачи и телешоу. Например, у сервиса есть сериал «Человек в высоком замке» по роману Филипа Дика (его продюсером выступил Ридли Скотт) и «Очевидное» («Transparent»). Кроме того, «Амазон» эксклюзивно показывает сериал «За пределами» («Extant») с Хэлли Берри в главной роли и Стивеном Спилбергом в качестве исполнительного продюсера.

Новое автошоу будет доступно подписчикам премиальной программы «Амазона» — Prime Instant Video, дающей доступ к эксклюзивному контенту. Сейчас она действует только в пяти странах: США, Великобритания, Германия, Австрия и Япония. В ближайшем будущем должно начаться «вещание» в Индии, но будет ли к 2016 году возможен просмотр шоу в России – пока не известно. Впрочем, если и не будет, то обойти это ограничение можно — нужно всего лишь приобрести недорогой (около пяти долларов в месяц) анонимный VPN. В интернете можно найти множество статьей на тему, как это сделать.

Кажется, у этих парней снова все хорошо

Несмотря на уход Кларксона, Хаммонда и Мэя, Top Gear продолжит выходить в эфир. Первый ведущий уже найден — им стал Крис Эванс, известный автоколлекционер, у которого до этого была собственная утренняя передача на радиостанции BBC Radio 2.

Джереми Кларксон и Крис Эванс

После подписания трехлетнего контракта на участие в Top Gear Эванс объявил кастинг на должность двух соведущих. По его словам, он «на 100 процентов уверен», что одним из его новых партнеров будет женщина. Ходят слухи, что ею может стать звезда британского ТВ Натали Пинкхэм или даже экс-фотомодель Джоди Кидд. Кроме того, британские таблоиды не исключают, что к передаче может присоединиться даже пилот Формулы-1 Дженсон Баттон.

Изменится ли концепция Top Gear, Эванс пока не говорит. Известно лишь, что шоу с новыми ведущими тоже выйдет в 2016 году.

Секреты создания шоу TopGear от редактора Ричарда Портера

После показа самого последнего эпизода того шоу, ведущими которого были Кларксон, Хаммонд и Мэй Clarckson, Hammond, May, один из сценаристов Top.


После показа самого последнего эпизода того шоу, ведущими которого были Кларксон, Хаммонд и Мэй (Clarckson, Hammond, May), один из сценаристов Top Gear, Ричард Портер (Richard Porter), решился объяснить нам, как же всё-таки из отдельных кусочков собиралось единое шоу, а также он поведает нам о том, какого быть ответственным за всё это.

Пожалуй, начнём. Закончилась эра того шоу, которое, я уверен, мы когда-нибудь назовём Старый новый Top Gear.


Теперь же мы терпеливо сидим, наши ремни пристёгнуты, а спинки сидений - в вертикальном положении, а сами мы ожидаем информации о преемнике нашего любимого шоу.

Но что бы ни произошло, мне кажется, что это всё равно будет отличаться от того шоу, которое школьники однажды назовут классическим Top Gear. Может, и делаться шоу будет по-другому. Я не знаю. Я знаю только то, как мы делали шоу, и что там был пот, паника, разногласия и картофельные чипсы.


В передаче, которую вскоре историки, как я думаю, станут называть "Top Gear - натуральный вкус" самой важной вещью для чего-либо являлась, что неудивительно, идея. Когда речь о тесте на треке - то идея всегда была достаточно простой; мы берём какую-нибудь машину и рассказываем о ней развлекательно-познавательные вещи на протяжении шести-восьми минут, пока она бегает по трассе.


Идеи же для трёх больших фильмов, которые мы сняли, стали задачей посложнее. Причём сложно было не что-то предлагать, сложно было во время реализации идеи натыкаться на сомнения, обсуждения, и бесчисленное количество вопросов следующего характера: почему? Почему? Нет, действительно, почему? Почему мы едем туда? Почему мы берём именно эти машины? Почему мы вообще всё это делаем?


В те разы, когда мы покупали старенькие развалюхи или делали что-то своими руками, было важно дать тему для проблемы, которую мы обсуждали, либо поставить вопрос, на который мы в конце концов должны были ответить. Можно ли купить машину дешевле 100 фунтов стерлингов? Способен ли автолюбитель построить машину-амфибию самостоятельно? Получиться ли у нас избежать транспортного хаоса, вызванного снегом, на машинах, которые зимой обычно стоят в гаражах?


В студии нужно было задать какой-то вопрос для построения логических цепочек, дать небольшую причину тому, что на следующие полчаса или около того мы займём внимание зрителя. И как только зритель станет способен строить новые логические цепочки, мы можем отклониться от главной темы выпуска, хотя я верю в том, что Top Gear никогда не уходил от темы целиком.


Однако если идея не проходит проверку офисом, а точнее, проверку Кларксоном, ведь именно он всегда волновался за эти элементы больше любого другого члена команды, то идея не проходит и в эфир. Например, однажды нам приспичило заново изобрести пожарную машину. Почему мы захотели сделать это? Потому что существующие нам казались слишком большими и слишком медленными, из-за чего они слишком долго добирались до мест пожара. И решение было очевидным: в Top Gear должны были собрать маленькую и быструю пожарную машину.

Проблема оказалась в том, что когда делаешь маленькую машину, то не остаётся места ни для воды, ни для лестниц, ни для шлангов, ни даже для членов пожарной команды. Поэтому пожарным машинам нужно быть большими. И из-за этого они плохо перемещаются в трафике. И их нужно делать меньше. И потом они снова не могут выполнять свою работу. И потом.

Мы вечера просиживали за обсуждениями этого вопроса, давая всё новые и новые идеи, и в конце концов пришли к такому выводу, что идеальные пожарные машины - это те, что есть у нас сейчас. Таким образом вся идея отправилось в помойное ведро. Конечно, можно было бы использовать эту передачу исключительно ради забавы, например, посмотреть на то, как Ричард Хаммонд пытается приделать огромную лестницу на маленький фургончик, и несмотря на то, что много раз мы такое делали исключительно ради смеха, всё же на одном юморе Top Gear создать было невозможно.

Идея должна была быть лучше, чем эта, и при этом она должна была быть достаточно хорошей для того, чтобы выдержать обсуждение в офисе, после чего съёмочная группа смогла бы начать поиски машин, обустройство мест и сделать всё-всё остальное, что нужно. Например, можно сказать, что вы собираетесь заново изобрести вертолёт, а для этого вам понадобятся четыре верблюда и взрыв беседки в одном из садов, однако этого ничего не будет без усилий одной из лучших съёмочных групп на телевидении. К счастью, у нас такая была. Ещё большее счастье - то, что про вертолёт я лишь пошутил.


Когда основная работа сделана, следующей задачей становится написание сценария шоу. Иногда сценарий становился таким сложным, что сам Top Gear становился слишком "заскриптованным", что означает слишком спланированное, слишком предсказуемое шоу, почти как номер в каком-нибудь Comedy Club. Но сценарий пишут и для реалити-шоу, и для документальных фильмов, и даже для прогноза погоды. Телешоу без сценария не сможет существовать. Сценарий не предполагает то, что каждый момент будет записан заранее, это может быть просто набор пунктов, по которым группа сможет ориентироваться, когда снимать, когда начинать, и когда что-либо должно произойти.


Для теста на трассе Top Gear нужен достаточно подробный сценарий. Нужны какие-нибудь вводящие в курс дела слова ведущего, может пара каких-нибудь метафор, кроме того нужно расписать, когда голос будет наложен во время езды автомобиля, в то время, когда он стоит, и так далее. Тем не менее, даже этот сценарий может целиком измениться за день, особенно если мы узнаём о возможностях машины что-то новое или ведущий придумывает новую речь.


Сценария из трёх пунктов, к примеру, будет недостаточно. Настолько недостаточно, что режиссёр, читая его, сквозь зубы выдавит: "И это всё. " В идеальном варианте должно быть вступление в студии, которое вводит в курс событий очередного выпуска и ставит его тему, потом - какие-то попытки структурировать начало действия, может быть пара особенных приколов у каждого из ведущих, которые помогут превзойти машины их коллег (хотя самые хорошие они всегда предпочитали держать в тайне, а потом неожиданно применять их, прямо как Индиана Джонс, а потом следуют их старания по раскрытию главной темы. Тем не менее, самая частая реакция на сценарий Top Gear это вялое, практически равнодушное "пойдёт".

Сам процесс написания сценарий, а точнее, изменения его после "пойдёт", может иметь несколько форм. Иногда Джереми испытывает приливы сил, после чего он скидывает мне на электронную почту письмо с простым заголовком, вроде: "ДОБАВЬ ФАКТОВ И ПРИКОЛОВ". Иногда один или несколько из них даже приезжали к нему домой, неподалёку от студии Top Gear , после чего мы вместе работали над сценарием. Кларксон в такие моменты обычно сидит за компьютером и очень забавно стучит по клавиатуре, причём с каждой руки у него задействован лишь один палец, и это выглядит так, будто он пытается реанимировать крысу.


Причём его нескладный стиль печати скрывает за собой самого быстрого писателя из всех, с кем мне приходилось работать. Ведь он выдавал такие заголовки к элементам шоу, какие были смешнее, точнее и просто лучше большинства тех, что многие сценаристы смогут придумать лишь после 20-ой попытки. Но даже учитывая это он частенько останавливался для того, чтобы найти аналогии, с помощью которых он мог бы описать ситуацию, поэтому мы тратили минуту или две на подбор шуток таким образом, чтобы смеялся каждый. Большинство текстов Top Gear были написаны в ситуации, когда один мужик в комнате старался рассмешить остальных.

В конце концов сценарий приобретёт готовый для работы вид, все приготовления будут закончены, а мы наконец будем готовы снять этот чёртов сюжет. Для этого нам нужны аж три съёмочные группы - по одной на каждого ведущего; это и на случай, когда они разделяются, и их диалоги так снимать и монтировать удобнее, ведь можно вырезать всю ненужную болтовню. А ещё нам нужен большой фургон с едой.


После съёмок весь отснятый материал на несколько недель теряется у спецов по монтажу, где его по кусочкам склеивают и доводят до идеального состояния, после чего накладываются закадровые голоса.

Из-за наших постоянных прямых эфиров запись закадровых реплик обычно производилась вечером в понедельник той недели, когда должен был выйти выпуск. Каждый из ведущих по очереди отправлялся в комнату звукозаписи, а два других в то время слонялись в соседней комнате из угла в угол, болтая по рации и нанося зловещие слоганы на сценарии других людей. В общем, вели они себя обычно как дети. Беспокойные, среднего возраста, специально раздражающие дети.


Вторник - день написания. Заранее я компоную первую версию сценария, соотнося заголовки для элементов шоу, обрабатываю вступления, добавляя какие-то мысли по теме, а ещё добавляю разделы вроде "Сегодня. ", фразу о Стиге (The Stig), и знакомство с гостем. Потом приезжают ведущие и мы начинаем полностью всё пересматривать, перепроверять, а может и переписывать, и в течение этого процесса они могут или засмеяться от написанных мною шуток, что меня порадует, или выдать что-нибудь вроде: "Хмм, насчёт этого не уверен. ", что заставит меня мысленно рыдать, хотя внешне я просто стою за компьютером и не показываю никаких эмоций.


И затем, когда сценарий признаётся удовлетворительным, а в разделе новостей оказывается достаточно записей, мы сядем перед всей съёмочной группой и прочитаем результат нашей "домашней работы". Если они будут смеяться над шутками - мы поедем домой довольными. А если материал "сядет в лужу", то мы с грустными лицами сядем за компьютеры и продолжим работу.


В любом случае, мы снова встретимся в студии следующим утром, и Джереми ворвётся в комнату ведущих в нашем дряхлом офисе с порцией новых поправок, решений и шуток в сценарии. Остальные из нас в среду утром просыпаются лишь с какими-то смутными мыслями на тему того, что можно улучшить; и лишь Джереми всю ночь не спал, беспокоясь о каждой мелочи до тех пор, пока она его не удовлетворит. Top Gear иногда может показаться вам большим, сложным, запутанным и ужасным беспорядком, но вы должны быть поражены вниманием к деталям. Кто-то когда-то спросил меня, какого это, писать сценарий шоу, и единственное, что я мог ответить, это то, что мы можем потратить, например, 40 минут на споры о том, какое слово смешнее, - "малина" или "шляпа".


Также по утрам в среду в Дансфолде (Dunsfold) мы можем потратить ещё несколько часов на споры о технической части, о подаче обедов, и обо всём остальном. Одеты ли ведущие? Пришли ли зрители? Техника производит запись? Ну тогда наступает время шоу.

Ну, по крайней мере так было. Может однажды так будет вновь. Кто знает, во что Top Gear и похожие на неё шоу выльются в будущем. Для всех заинтересованных, я просто надеюсь, что это шоу мы когда-нибудь сможем с гордость назвать Top Gear - Золотая Эпоха : неорганизованное, изнурительное, глупое и приносящее просто уйму удовольствия.

Читайте также: