Стол для макета жд

Обновлено: 18.05.2024

Здравствуйте дорогие друзья, здесь ТехноЕнот и его команда!

Буквально совсем недавно на нашем канале мы обсуждали вопрос реализации мечты детства, а именно сборке макета железной дороги в масштабе.

Тут надо приобретать локомотивы, вагоны и элементы ландшафта для макета. Да даже если не полноценный макет, но хотя бы купить стартовый набор и дополнить его какими-либо строениями. Но и это стоит своих каких-то не очень малых денег. И тут вдруг обнаружился выход с совершенно неожиданной стороны (во всяком случае, для меня). И вот что случилось. Привлекли внимание сборные модели зданий из картона. Иногда их называют объемный конструктор из картона, а производит их компания УМБУМ что расшифровывается как «Умная бумага».

Я действительно раньше обращал внимание на подобные некоторые картонные сборные модели мировых достопримечательностей, но имея опыт сборки подобных конструкторов «сколько-то-летней» давности относился к ним очень скептически. Что-то нужно вырезать, все получается криво-косо, в общем, вместо удовольствия с ребенком получаешь самый настоящий стресс. А если собираешь с супругой, то можно как при ремонте и до развода дойти.

Но, оказалось, что мой опыт уже неактуален и можно получить новый, сразу признаюсь, более-приятный. Итак, обратив внимание на модели зданий, относящихся к железнодорожной тематике, выбрали для пробы несколько моделей. Здание вокзала станции Куженкино, телеграфный пост и водоемное здание. Ну и заодно несколько моделей непосредственно железнодорожного транспорта. Электровоз ЧС2т, электровоз ЭП-20 и спальный вагон «Красная стрела».

О стоимости этих моделей чуть позднее. А пока о самих наборах. Каждый набор находится в отдельной коробке или в бумажной упаковочке, все зависит от сложности собираемого элемента. Здание вокзала было в самой большой коробке, потому что состоит из большого количества собираемых между собой частей.

И, соответственно, времени на его сборку понадобилось больше всего. Вместе с супругой собирали наверное часа два (но это не точно). И кстати, не поссорились даже:) Что, на мой взгляд, говорит о качестве конструктора.

Внутри обязательно понятная инструкция с картинками, более понятная чем в Икее. Картонные листы с выштампованными и пронумерованными элементами.

Собственно выдавливаются они пальцами очень легко, не мнутся и скрепляются между собой через соединения по принципу «мама-папа» очень крепко.

Понятное дело, что чрезмерных усилий прилагать все таки не стоит (как говорится, что один человек сделал, то другой завсегда сломать может).

Процесс сборки не представляет собой каких-то затруднений, все довольно просто. Только нужно терпеливо и усидчиво скреплять соединения. Я во многих наших видео говорил, что не отличаюсь золотыми руками и если что-то собираю, то получается так себе, «на троечку». Но тут получилось в итоге довольно неплохо, остается только представить, что будет если вы проявите больше усидчивости, старания и терпения. Будет просто-напросто настоящая красота.

А красота действительно получается. При сборке сразу заметно качество полиграфии, элементы из картона похожи на настоящие детали здания или железнодорожной техники. Ну во всяком случае для макета точно должно подойти.

А ещё подкупает то, что это не просто листы картона с полиграфией на лицевой стороне, а это в принципе настоящие макеты, отражающие и внутреннее убранство зданий и железнодорожных составов.

В «Красной стреле» внутри и кровати и столики и купе проводников и два туалета.

А внутри здания вокзала даже скамейки в зале ожидания для пассажиров и другие элементы. При этом после сборки вы даже особо их не увидите. Хотя не совсем. Ещё мне понравился очень один элемент, а это то, что в зданиях и в составах окна не нарисованные, а почти как настоящие. Т.е. прозрачные и выполненные из прозрачного тонкого пластика, которые приклеиваются с помощью клейкой ленты или как в локомотивах просто вставляются. Получается очень прикольно на мой взгляд.

И ещё один момент, если модель здания из кирпича, то можно даже нащупать его текстуру на стенах. Это очень классно.

И вот так, в ваших руках постепенно поэтапно растет модель. Иногда конечно ты что-то делаешь не так. Было очень обидно, когда обнаружил после сборки спального вагона, что столики я забыл вставить. Но это не проблема, открепил часть креплений, вставил столики и закрепил обратно. Аккуратно можно разобрать и собрать элементы вновь, главное не увлекаться.

Косячки тоже были, в каком то из наборов зданий два разных элемента были пронумерованы одним номером, но разобраться что к чему не составило труда. Заметил также, что ЭП-20 из коллекции под названием «Страна паровозиков» по ощущениям выполнен из чуть более тонкого картона. Правда может я ошибаюсь, по цене он подороже чем ЧС2т.

То, что в итоге получилось выглядит довольно реалистично, особенно если сделать поправку на то, что у вас несомненно сборка получится гораздо аккуратнее. Для домашнего недорогого макета железной дороги в масштабе здания вполне подойдут, и смотреться будут не хуже аналогичных зданий из пластика.

Даже моему коту модели понравились, и он попробовал их на вкус и попытался откусить шпиль вокзала Куженкино.

Почему еще эти здания подойдут для макета? А потому, что и здания и техника выполнена в масштабе 1/87 и локомотивы с вагонами отлично встают на рельсы стандарта H0. Даже более того, я нашел в интернете видео от умельцев, которые для своих макетов приобретали движущиеся тележки для рельс «H0» и прикрепляли к ним корпуса вагонов и локомотивов из картона от «Умной бумаги». Издалека очень похоже на настоящие модели. Думаю, что это тоже вариант сэкономить при сборке макета. Но этот вариант все-таки на большого любителя. Но вариант!

В общем, имеем в итоге неплохое и нескучное времяпрепровождение для детей от 3 до 73х лет и неплохой результат.

Теперь о цене вопроса . Пойдем по порядку.

Легендарный электровоз ЧС2т стоит 200 рублей. Спальный вагон «Красная стрела» стоит также 200 рублей. А электровоз ЭП-20 дороже на 100 рублей, его цена 300 целковых. И эту технику можно поставить на стандартные рельсы H0 масштаба 1/87, только колеса конечно крутится не будут.

Водоемное здание начала XX века стоит 250 рублей. Телеграфный пост состоит уже из большего количества элементов, но его цена также 250 рублей.

Ну а здание вокзала Куженкино было для нас самым сложным макетом в сборке и его стоимость 630 рублей. Этот макет воссоздан на основе фотосъемки и обмеров сохранившегося здания в Куженкино, а также подробного изучения архитектурного проекта. Кстати, бонусом к зданию вокзала входят еще два строения. Керосиновый погреб и общественная уборная. И да, таки уборная тоже проработана внутри, все что нужно имеется.

Мне кажется это очень интересно. Конечно это очень субъективный обзор, это мое личное мнение и Вам самим решать, приобретать такие картонные конструкторы или нет, но вполне порекомендовать можно, например, в подарок другу, который без ножниц, клея и такой–то матери сможет собрать свое здание или ещё что-нибудь другое, средневековый замок например. Тем более, что выбор просто огромен. Но это уже совершенно другая история. И в Интернете вы и сами нагуглите линейку наборов от «Умной бумаги».

Делитесь пожалуйста своим опытом сборки подобных моделей в комментариях ну и впечатлениями конечно. Ну а кому интересно посмотреть обзор "в динамике", то предлагаем взглянуть наше видео:

С вами был ТехноЕнот и его команда! Друзья, не забудьте посетить наш канал на YouTube , полагаю, найдёте обязательно для себя что-то интересненькое!

Уроки по железнодорожному макетированию

. Вы наверняка уже видели наши фото- и видео-отчеты о изготовлении Макета железной дороги - PIKO Gleisplan 5 и Макета железной дороги - NOCH 81710.

На данной странице мы, вместе с одним из наших покупателей, будем Вам рассказывать и показывать сборку макета железной дороги немного другого уровня. Мы Вам расскажем как можно сделать макет дома и с какимим сложностями вы можете столкнуться при создании макета. Сам макет будет более крупных размеров, а так же будет включать несколько элементов, о которых мы еще не рассказывали в предыдущих статьях.

. Урок 1 (25/02/14)

Идея о создании макета приходит тогда, когда у вас появляется любой стартовый набор. Мы за основу взяли набор PIKO 57175 Цифровой стартовый набор железной дороги «Грузовой и пассажирский составы».

Во-первых, необходимо определится чего Вы хотите. Какой будет ландшафт (горы, туннели, водоемы), город, промышленная территория или сельская местность, а так же примерное количество поездов, которые должны одновременно ехать на Вашем макете.

Мы определились так: на нашем макете должна быть гора, туннели, мосты, сельская местность. И нам очень хотелось, что бы в нашем городке ездило одновременно как минимум два состава. А так же решили сделать нижний ярус, для хранения поездов (т.к. в будущем планируем увеличивать количество составов).

Во-вторых, нужно решить каких размеров будет Ваш макет. Какую площадь Вы можете отвести для этого чуда? Мы решили, что у нас макет будет размером 2,20х1,40м.

В-третьих, необходимо сделать стол для макета. Для этого Вам понадобится ДСП/фанера или другой довольно прочный материал для основы макета, боковые планки (окантовка стола), а так же ножки для стола (для нашего стола необходимо 6 ножек).

И наконец, после того как Вы определились с общим представлением о макете, его размерами и подобрали/сделали подходящий стол, можно приступать к составлению схемы расположения рельсовых путей. Это самый важный и сложный этап в создании макета!

Необходимо сделать набросок примерной схемы рельсовых путей. У нас получилось так:


Изначально очень сложно просчитать сколько и каких рельс необходимо для Вашей схемы, поэтому мы пошли следующим путем: У нас есть стартовый набор, в котором очень много рельсового материала. Используя рельсы из набора мы начали на поверхности создавать свою рельсовую схему. Так же можно, например, вырезать из бумаги рельсы по их размерам и складывать как пазл. Тем самым Вы избежите лишних затрат. Получалось так, что некоторые участки дороги никак не получалось сложить из стандартных рельс (туннели, подъемы, мосты) и здесь к нам на выручку пришли рельсы 55209 Гибкий рельс G 940, 940 мм. Отправной точкой для нас стало Vollmer 5752 Локомотивное депо на 2 бокса , от него мы начали прокладывать свои пути.


Урок 2 (02/03/14)

Следующий этап в создании макета - выполнение элементов ландшафта.

В нашем макете планировалась одна большая гора и небольшие возвышенности, тоннели, а так же водоем.

Что бы все это воплотить, нам понадобился Noch 60805 Набор для моделирования ландшафта + арт.71913 для большой горы и водоема, а так же 2 набора 61605 Noch Тестовый набор Терра-форм для небольшой возвышенности с тоннелем. В данных наборах очень много материала для создания горных поверхностей любых сложностей. И что хорошо, данные наборы позволяют самим сделать гору по своему дизайну, а не только ориентироваться на изображения, предлагаемые производителем.

Первым делом, мы начали делать большую гору с тоннелями.


При создании тоннелей мы столкнулись с такой проблемой: так как у нас в стартовом наборе PIKO 57175 вагоны двухэтажные, они не проходили в портал тоннеля (потому что портал у нас стоял на повороте и вагоны из-за своей длины имели большой вынос корпуса при повороте сходили с рельс). Нам пришлось перед порталом и за ним вставлять небольшие прямые участки рельс, чтобы решить данную проблему.

Важно! При установке порталов, мостов, подъемов и спусков, необходимо обязательно проверять самым большим вагоном, локомотивом, который у Вас есть, прохождение ими опасных участков дороги.

Когда рельсы уложены (желательно использовать подложку для рельс, чтобы уменьшить шум от движения поездов, мы использовали Noch 99150 Подложка под рельсы гибкая, цвет коричневый, 5м), можно конструировать гору.

В нашей большой горе мы сделали 2 тоннеля, площадку для будущей гостиницы. Задняя стена горы не будет просматриваться и мы решили ее сделать из фанеры, вырезав контур будущей горы. Каркас самой горы готов!


Так же мы создаем каркас для нашей возвышенности и небольшого тоннеля.

Для декора передней стены тоннеля мы использовали Noch 58670 Каменный мост виадук через Рону длиной 37см. Для этого мы разрезали его на две половины. Он нам послужит не только как декор тоннеля, но и как мостовая для наших маленьких жителей.


Между горой и возвышенностью мы поставили мост, который входит в комплект набора. А так же мы использовали небольшой радиусный мост на выходе из большой горы на спуске.

На следующем уроке мы с Вами будем оформлять наши каркасы специальной бумагой и делать скалистые участки!

3 урок (11/03/14)

Продолжаем оформление нашего ландшафта:

У нас готов каркас большой горы и возвышенности. С помощью крепированной бумаги, которая есть в наборе Noch 60805 Набор для моделирования ландшафта + арт.71913 и Noch 60840 Бумага крепированная водоустойчивая трехслойная мы обрамляем наш каркас. Закрепляем бумагу с помощью обычного клея ПВА.


Для декорирования опор мостов и внутренней части тоннелей мы использовали Noch 57520 Стена "доломитовая" (картон).

Также оформляем каркас возвышенности и все спуски и подъемы.


Для придания нашей горе реалистичности, делаем выступы из скалистых пород. Их можно сделать из уже готовых, например Noch 58451 Горы "гранит"или сделать самому, используя специальную смесь Noch 60880 Смесь "гранит" для создания горных поверхностей (она так же входит в набор для макетирования 60805). Разводится смесь простой водой и можно делать ее различной густоты. Наносится на поверхность шпателем или простой кисточкой.

Вот что у нас получилось:


Водоем создается так же с помощью крепированной бумаги и Noch 60850 Пленка для создания водной поверхности (которая так же входит в большой набор для макетирования 60805).

После придания формы водоему, его основу лучше покрасить обычной гуашью, придав тем самым естесственные оттенки глубины. После накрываем пленкой, придав ей нужную форму.


На следующем уроке мы займемся озеленением нашего макета.

Урок №4 (27.03.14)

Сегодня мы начнем декорирование наших гор и железнодорожных путей.

Когда форма ландшафта готова, пора начать высаживать траву и деревья. Для больших, ровных поверхностей лучше использовать готовые травянные маты (они есть разных размеров и цветов). Для неровных поверхностей необходимы будут иммитаторы травянного покрова различных оттенков. Для нанесения имитатора необходим Noch 61130 Клей для травяного покрова, 250 мл и приспособление для нанесения травянного покрова.


Для приклеивания деревьев лучше взять Noch 61130 Клей для травяного покрова, 250 мл. Данный клей после высыхания становится прозрачным и очень прочным.

Также на наших горах сажаем полевые цветы. Можно использовать готовые цветы, а так же разноцветные присыпки.

Готовые цветы Noch 07135 Пучки травы "цветы" сажают при помощь клея и пинцета.



Железнодорожное полотно декорируем щебнем, подходящим по цвету. Для этого нам также понадобиться клей.



Затем, с помощью обыкновеной чайной ложки наносим щебень для железнодорожного полотна на боковину самой подложки и примерно 2-3мм возле, чтобы создать естесственную насыпь.

Для придания реалистичности также используем несколько оттенков присыпок.


После выполнения всех работ необходимо почистить железнодорожное полотно сухой кисточкой и 55281 Материалом для чистки рельсового пути.

Делаем макет железной дороги!



Изготовление макетов железных дорог любой сложности!





немецкая_железная_дорога_баден-баден.jpg




Проектирование и изготовление макетов

Есть макеты в наличии, так же изготавливаем под заказ.

Макет железной дороги в домашних условиях: .



Сделать макет железной дороги в домашних условиях – задача вполне осуществимая. Сам процесс весьма увлекателен, и определенно вам понравится, если вы сильно не спешите! Железнодороженое макетирование – пожалуй одно из лучших занятий для совместного времяпрепровождения родителей и детей, а особенно он нравится папам!

Наш макет железной дороги мы собирали около трех недель, и при этом в зависимости от сложности вашего макета, это занятие может занять от 2-3 дней до нескольки месяцев.

Многие спрашивают у нас, сложно ли создать свой макет железной дороги, сколько времени это занимает и каков бюджет?

В этой статье мы расскажем Вам о том как мы сами собирали макет железной дороги, все подробности: от сборки стола под макет - до установки деревьев и фигурок людей.

Все началось с выбора самого макета. Вы, конечно же, можете самостоятельно подобрать рельсовый материал, строения, ландшафт по вашему вкусу, мы же использовали готовый Макет железной дороги PIKO Gleisplan 5 из каталога рельсовых путей PIKO 2007 года – весьма крупный макет, промышленного характера, с большим количеством стрелок, дополнительных путей и тупиков.


Первым делом мы заказали все необходимое для стола под макет размерами 218 х 118 см и высотой 78 см, а именно:

6 хромированных ножек (с креплениями к основанию стола, регулируемые по высоте), 2 листа фанеры (12 слоев), деревянные бруски толщиной 5 см, высотой 12 см и общей длинной около 10 метров (для создания каркаса под наш макет), окантовку на бока макета (ДСП толщиной 1,5 см, высотой 15 см, темно-коричневого цвета), наклейки-заглушки темно-коричневого цвета на места крепления окантовки к каркасу, саморезы и болты, клей ПВА.

При этом мы решили не терять время даром, а заняться сборкой строений для нашего макета.

Наверняка многие в детстве увлекались сборкой моделей самолетов, автомобилей или кораблей, и все же если для Вас кропотливое склеивание деталей - это в новинку, можем сказать, что дело это весьма увлекательное: вот какая красота может получиться из с первого взгляда неказистых разноцветных деталей:

Макет железной дороги своими руками

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги. А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.

В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования. Причем этот бизнес уже больше ориентирован на взрослую аудиторию, нежели на детей.

К главным атрибутам – колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей – это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, я же в этой статье расскажу, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Для макета вам понадобится место. В идеале это должен быть отдельный стол, но можно обойтись и небольшим столиком, или просто отгороженной площадью на любой подходящей поверхности. Все зависит от вашего желания и размаха. Я рекомендую начать с небольшого места – например, части стола, и потом уже, если вдохновитесь, делать большой макет. Лучше начать с малого, чем сразу взяться за большой объем работы и бросить на полдороги.

Стартовый набор

То, без чего не получится сделать макет железной дороги – это сама железная дорога. А точнее – набор рельс, поезд и система питания для него. Тут, увы, альтернатив нет – это все нужно покупать. Хорошо, что в наше время на рынке есть из чего выбирать.

Набросок

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок – где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится – мосты, переезды, дома, станции. Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете – станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что шлагбаум будет цепляться за проезжающий поезд.

Наличие горы, с туннелем, через который будет проезжать поезд, будет украшением макета. Для создания небольшой горы вам понадобится монтажная пена, фанера, нож, алебастр и наждачка.

Сначала продумайте и, по возможности, нарисуйте набросок будущей горы. Затем сбейте над рельсами небольшой короб из фанеры или другого подходящего материала. Убедитесь, что размер короба позволит свободно проезжать по тоннелю вашему поезду. Затем начинайте наносить пену вокруг короба, с паузами по полтора-два часа, чтобы дать слоям засохнуть и не проседать под своим весом. После того, как нанесете пену нужного объема, оставьте ее сохнуть на сутки, не меньше.

макет железной дороги

Через сутки берите в руки нож (удобнее – канцелярский), и начинайте ковырять гору – срезайте лишние куски, придавая ей намеченную вами форму. Вырезайте ложбинки, расщелины, постарайтесь придать ей максимальную натуралистичность.

придаем форму макету железной дороги

Затем вам понадобится алебастр. Разведите его с водой, и тонким слоем до 3 мм покройте всю гору. Он быстро сохнет, так что разводите его небольшими порциями. Затем вновь подождите несколько часов, пока все застынет – феном при этом лучше не пользоваться.

Теперь нужно закрасить гору серым цветом. Для этого купите в любом автомагазине баллон грунтовки, под цвет серого камня, и можете красить вашу гору. Только испытайте сначала краску на чем-то другом, чтобы удостовериться, что ее цвет точно вам подходит.

закрашиваем гору

Далее воспользуйтесь наждачкой и позатирайте местами гору, чтобы снять кое-где слои грунтовки. Это придаст горе большей натуралистичности, чтобы она была не однородного цвета, а оттенка от светлого до темно-серого. Можно повторить покраску и шлифовку несколько раз, пока у вас не получится то, что вас устроит. Можете также покрасить отдельные кусочки горы белым или черным цветом, для большей правдоподобности.

придаем горе натуралистичность

Напоследок возьмите зеленую краску и подкрасьте кусочки горы еще и в цвет зелени – так она будет еще натуралистичнее. Только краска должна быть правдоподобного, «мхового» цвета.

подкрашиваем кусочки горы

Ваша гора (или горка) готова. Поздравляю, вы уже проделали немалый кусок работы. На очереди – остальные детали рельефа.

Тут уже все упирается в вашу фантазию, размер свободного пространства и подходящие детали, которые у вас есть. Заполните незанятую поверхность стола – например, муляжом травяного покрытия, который продается в магазинах. Игрушечные дома, фигурки людей, транспорт, железнодорожный переезд, вокзал со станцией, мостик, деревья – вот все те детали, которые украсят ваш макет. Многие из них можно найти в конструкторах Лего, или просто по отдельности в игрушечных магазинах. Фирмы, торгующие товарами для ж/д моделирования, также продают отличные комплекты, но в этом случае будьте готовы к немалым тратам.

Вы можете сделать макет на большом столе, со множеством деталей, рельефной местностью, электрическим ходом и настоящим городком в миниатюре. Но вы также можете сделать и небольшую модель – поезд на батарейках, с небольшим участком ландшафта и несколькими элементами декора.

Какой бы вариант вы не выбрали, сделанная вами модель будет украшением любого дома и интересна любой компании – как детской, так и взрослой.

Я построил дома железную дорогу за 200 000 ₽

В 10 лет у меня была игрушечная электрическая железная дорога с поездом на батарейках — возила моих солдатиков и грузы. Это была одна из любимых игрушек, потому что в отличие от обычных машинок поезд мог ездить сам.

Позже я начал заниматься на детской железной дороге в Екатеринбурге — это узкоколейная железная дорога в парке Маяковского. На уроках мы изучали функционирование железных дорог, принципы работы техники и основы железнодорожных профессий. А в остальное время ездили на пассажирском составе и исполняли обязанности машиниста, начальника станции и других должностей.

Уже взрослым я начал собирать старые игрушки и в какой-то момент решил купить себе раритетную игрушечную железную дорогу. Мне было неинтересно, когда поезд просто ездит по кругу, поэтому я решил построить целый макет с домами, вышками и прочими атрибутами. Такой макет становится уже не игрушкой, а частью квартиры, потому что его невозможно разбирать после каждой игры. А еще его постоянно хочется увеличивать и совершенствовать.

Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black

В 2014 году я начал конструировать свой макет и заказывать все необходимое. Отмечу, что я строил не масштабный макет в общепринятом понимании, а макет игровой. В нем нет рельефа, он не претендует на сходство с реальной станцией — скорее он представляет собой пространство для движения игрушечного поезда между строениями, башнями и другими объектами.

За два года я построил в своей однокомнатной квартире железную дорогу общей протяженностью около 10 м с более чем 20 объектами инфраструктуры, локомотивом и 15 вагонами, а также сам электрифицировал многие детали. В статье расскажу о технических особенностях строительства игрушечной железной дороги и как я выбирал аутентичные игрушки к ней.

На строительство и оснащение железной дороги я потратил 196 172 Р

Вагоны 855 € (72 675 Р )
Доставка всех предметов 770 $ (57 250 Р )
Локомотивы 210 € (17 850 Р )
Здания 185 $ (12 950 Р )
Башни 150 $ (10 500 Р )
Рельсы 100 $ (7070 Р )
Трансформатор Lionel 90 $ (6363 Р )
Краны 80 $ (5646 Р )
Локоны, 8 шт. 40 $ (2828 Р )
Резина 860 Р
Пластик 800 Р
Присыпка 780 Р
Фанера 700 Р

Средний курс рубля в период трат: 1 $ = 70 Р , 1 € = 85 Р

Какие бывают игрушечные железные дороги

Конструирование железной дороги дома — это увлечение с большой историей. В нем давно есть свое международное сообщество, особенности и стандарты.

За исключением детских игрушек, все электрические железные дороги выпускаются в одном из общепринятых масштабов. Основная разница не только в величине поезда, но и в ширине колеи: для поезда каждого масштаба нужны свои рельсы.

1:87 с шириной колеи 16,5 мм — наиболее распространенный масштаб железнодорожного моделирования в мире. В нем сохраняется хорошая детализация, но при этом макет можно построить в небольшой комнате или даже на столе. В США очень распространен масштаб O, или 1:43, с шириной колеи 32 мм.

Масштабы обозначают буквами или цифрами. Для понимания масштаба рядом нарисована человеческая фигура среднего роста

В музее «Гранд Макет Россия» в Петербурге — огромный железнодорожный макет масштаба HO, или 1:87, на котором условно показана вся Россия. Здесь двигаются не только поезда, но и автомобили, а освещение той или иной территории меняется в соответствии со сменой часового пояса

Все модели железных дорог различаются по принципу тяги. Они бывают:

  1. Паровые.
  2. Механические.
  3. С питанием от батареек.
  4. Работающие на переменном токе — Alternating Current, AC.
  5. Работающие на постоянном токе — Direct Current, DC.
  6. С цифровым управлением — Digital Command Control, DCC.

Для них нужны соответствующие локомотивы.

Паровые локомотивы достаточно редкие и дорогие. Это действующие модели настоящих паровозов. Они движутся за счет давления пара: вода в котле разогревается спиртовой горелкой, кипит, пар поступает в цилиндры и колеса крутятся.

На механических железных дорогах локомотив имеет внутри пружину и заводится ключом, как часы. После этого он будет двигаться и тянуть вагоны, пока не кончится завод пружины.

Игрушечные железные дороги с заводными локомотивами были распространены в Европе и США в первой половине 20 века. Сами локомотивы делали обычно из жести, они двигались по металлическим рельсам.

При питании локомотива от батареек рельсы могут быть металлическими либо пластмассовыми, так как нет необходимости пропускать по ним ток. Чтобы запустить поезд, нужно нажать переключатель на локомотиве.

При такой схеме питания все управление движением производится вручную. Так можно, например, запустить-остановить поезд или перевести стрелку. В остальных схемах электропитания рельсы должны быть только металлические, поскольку по ним поступает ток на двигатель локомотива.

Немецкий локомотив Biller 1956 года масштаба HO с питанием от батареек. Три батарейки типа AA располагаются сзади на тележке. Источник: sendel.se

Модели, работающие на переменном токе, чаще делают трехрельсовыми. Кроме основных двух рельсов, как на настоящей железной дороге, есть еще третий рельс посредине, изолированный от боковых.

Переменный ток напряжением 8—18 В подается от трансформатора на все три рельса. Это питание локомотива. Скоростью поезда можно управлять за счет изменения напряжения ручкой на трансформаторе. А направление движения меняется кратковременным отключением питающего напряжения. Также можно дистанционно управлять переводом стрелок.

Питание постоянным током также осуществляется через рельсы от трансформатора. Для смены направления движения поезда меняется полярность напряжения на рельсах.

Модели с цифровым управлением питаются от специального контроллера, который может быть соединен с компьютером. Управлять поездами, стрелками и аксессуарами на макете можно программно.

Свой макет я начал строить в масштабе 1:43 с питанием переменным током. Этот масштаб лучше всего соответствовал размеру старых игрушек, которые я коллекционирую. Игрушки я заказывал из США, а там наиболее широкий ассортимент железнодорожных моделей именно на переменном токе. Все перечисленные в тексте детали — рельсы, стрелки, трансформатор, строения, подвижной состав и литературу — я купил в США и Европе на аукционе «Ибэй». Подробно о том, как покупать раритетные игрушки, я рассказал в другой статье Т—Ж.

Стол для макета

В США многие устанавливают макеты на чердаках домов или в гаражах. В интернете я видел ролики, в которых такие железные дороги сооружают даже на улице, но для меня до сих пор остается загадкой, как они борются с коррозией от влаги.

Я строил железную дорогу у себя в квартире. Макет предполагался стационарный, неразборный, поэтому нужен был какой-то стол, причем массивный, чтобы выдерживать нагрузку и все манипуляции с макетом. С такой поверхностью, чтобы можно было крепить к ней детали. Со свободным доступом к пространству под столом, потому что почти все провода будут расположены именно там.

Я использовал свой старый советский письменный стол с тумбами, увеличив площадь столешницы листовой фанерой 8 мм. Потребовался один лист фанеры, который я купил в «Леруа Мерлене» за 700 Р , там же мне ее и распилили. Под фанерой по периметру стола я проложил металлический уголок для жесткости, сделал дополнительные опоры из металлического профиля. Уголок и опоры нашел в гараже.

Вначале нужно было придумать примерную схему путей, чтобы понимать, сколько места для этого потребуется. Сделать это можно было самостоятельно или по книгам. Есть специальные издания, например, Realistic Track Plans for O Gauge Trains by Martin J. McGuirk 1997. Там предложено 16 вариантов реалистичных схем путей на разную тематику: от Дикого Запада до военных и индустриальных. К каждой схеме есть описание, план и список необходимых рельсов и аксессуаров.

Я начал проектировать схему путей сам, потому что не нашел той, которая бы меня полностью удовлетворяла. Предложенные схемы не подходили по размеру и смысловой нагрузке.

Устройство рельсового пути

При покупке важно смотреть на состояние металла. Если поверхности слегка окислились, их можно будет почистить, но электрический контакт будет хуже. Если металл покрыт ржавчиной, такие рельсы лучше не покупать.

Поскольку рельсы даже одного масштаба, но разных производителей могут различаться, нужно использовать одинаковые.

Рельсы можно крепить к столу шурупами, но при движении поезда возникает такой шум и вибрация, что требуется виброизоляция.

Вначале я крепил рельсы к листовому пластику толщиной 5 мм, который затем шурупами крепил к столу. Пластик я нашел в компании, которая занимается изготовлением наружных световых конструкций и вывесок, — у них остаются обрезки листов, которые им не нужны. Для прямых участков я резал пластик обычным монтажным резаком, но изгибы ровно вырезать не получилось. В той же компании мне на станке нарезали необходимые куски по шаблону, который я сделал в программе Corel. Необходимый пластик вместе с работами мне обошелся в 800 Р .

Через пластик вибрация уменьшилась, но не исчезла, поэтому под пластик я проложил пористую резину толщиной 3 мм. Ее я покупал в магазине резиновых изделий за 860 Р : два куска 500 × 700 мм по 430 Р .

Пластиковые секции с рельсами я приклеил к резине, а ее приклеил к столу клеем ПВА. Такое крепление обеспечивает необходимую шумо- и виброизоляцию.

Электропитание макета

Все электропитание состоит из двух частей. Первая — это понижающий трансформатор, или ЛАТР. Он нужен для понижения напряжения из розетки с 220 до 110 В, чтобы питать управляющий трансформатор макета. Такой можно купить на «Авито» за 2000—3000 Р .

Все освещение на макете питается напряжением 5 или 12 В, для этого я поставил еще один блок питания, болгарский ТЕС 12-3-НТ — такой на «Авито» стоит около 1000 Р .

Блоки питания можно взять какие угодно. Например, сейчас для будущего расширения макета у меня приготовлены два блока питания от сервера — они заменят болгарский, у которого не хватит мощности, когда макет станет больше.

Вторая часть электропитания — сам управляющий трансформатор. Он регулирует скорость и направление движения поезда. Трансформатор этой модели может одновременно управлять двумя поездами, которые двигаются по изолированным друг от друга участкам пути. Если оба поезда проходят по одному участку, их скорость будет одинаковой, так как на них будет подаваться одно и то же напряжение.

У меня трансформатор мощностью 190 Вт фирмы Lionel. Он, как и некоторые другие, может отдельно питать освещение на макете. Но лучше подключать освещение к отдельному блоку питания, чтобы снизить нагрузку на трансформатор.

Трансформатор Lionel сделан в 1950-е годы . Верхние ручки служат для регулировки скорости двух локомотивов. При повороте нижней ручки локомотив может гудеть. Справа кнопка для изменения направления движения. Купил его за 90 $

Пульт переключения стрелок я собирал сам. Он служит для дистанционного переключения стрелок на макете, а также для управления магнитным расцепителем вагонов. Кроме того, с пульта можно изолировать участок пути. Это нужно, например, чтобы один локомотив мог объехать другой, стоящий на станции, по второму пути. Пульт я собрал в основном из старых советских деталей.

Полностью готовых решений не купить. Поэтому, если хочется качественную железную дорогу, придется учиться разбираться в электрике и собирать детали. Я разбираюсь в электрике с детства, поэтому у меня не возникло сложностей.

Буквы на переключателях обозначают номера стрелок. Слева от пульта — набор переключателей для управления освещением макета и вращением антенны радарной башни. Это блок переключателей от старинной японской ЭВМ 1984 года, которую я нашел на заброшенном заводе

Провода к рельсам подключаются с помощью локонов. Это специальные пружинные зацепы, которые надеваются на рельсы и имеют клеммы для проводов. Их можно купить, так же как и рельсы. Цена за штуку — около 5 $

Для контроля тока и напряжения на макете сделана контрольная панель приборов. Это нужно для оценки нагрузки на блоки питания

Здания и строения

По моей задумке, на макете должна быть маленькая товарная станция с электроподстанцией, один тупик и объездной путь, а остальная часть будет на другом модуле макета, который я пока не спроектировал.

Здания для макета можно купить: они продаются как в виде набора деталей для сборки, так и готовыми. Я хотел, чтобы все выглядело более-менее реалистично, поэтому добавил в дома дополнительное освещение — об этом расскажу дальше в статье.

Площадка около станции сделана из плотного картона, окрашенного акриловой краской, а остальная часть макета покрыта специальной присыпкой — это окрашенные деревянные опилки, которые приклеиваются к поверхности макета клеем ПВА.

Подсветка макета

Макет должен красиво смотреться не только днем, но и ночью. Поэтому я сделал на нем искусственное освещение. Светятся окна домов, освещена товарная площадка и установлено еще несколько осветительных столбов. Водонапорная башня и антенная мачта сразу выпускались с подсветкой верхушки, а огни на радарной башне я сделал сам.

Для освещения использовал советские лампочки накаливания на 2,5, 6,3 и 12 В, а также светодиоды. Внимания на тон и мягкость я не обращал, использовал те, что у меня были. Но в целом все лампочки накаливания имеют теплую температуру свечения. Светодиоды на макете только сигнальные — красные.

Все продается в магазине радиотоваров или на «Авито»: светодиоды — около 10 Р за штуку, а лампочки — 15—30 Р каждая.

Подвижной состав

Локомотивы. Все локомотивы на макете должны быть одинаковыми по принципу электропитания. Сейчас у меня есть американский локомотив Boxcab фирмы K-Line — он сделан в Китае для американского рынка. А еще два новых лежат у знакомой в Германии и ждут, когда я смогу их забрать.

У локомотива есть гудок, ходовые огни, а также фигуры машинистов в кабине и подсветка. Купил его за 90 $

Корпус пластмассовый, но шасси металлическое.

Одна из двух сцепок магнитная, можно дистанционно отцеплять вагоны. На макете около станции установлен магнитный расцепитель, поэтому локомотив может привезти вагоны к платформе, отцепить их и уехать.

Один из купленных, но пока не доставленных мне локомотивов. Произведен несколько лет назад фирмой ETS в Праге. Он полностью металлический. Купил его за 120 €

Вагоны. Каждый производитель моделей железных дорог, как правило, использует собственный стандарт сцепных устройств. На фотографиях вагонов ниже видно четыре различных вида сцепок.

Соответственно, невозможно сцепить, например, локомотив фирмы Lionel с вагоном фирмы Bing. Примерно треть моих вагонов — одного производителя, а для запуска остальных нужно купить еще несколько локомотивов.


Самоделки на макете

Некоторые аксессуары для макета можно сделать самому. Мне нужны были столбы с прожекторами для освещения товарной площадки — я сделал их из старых телеграфных столбов фирмы Lionel. После окраски установил крепления для ламп и проводку. Лампочки взял на 2,5 В от советской медицинской аппаратуры.

Читайте также: