Стеклянная дверь открыта на столе в глиняном горшочке искусно подобранный

Обновлено: 18.05.2024

l эмоциональным (т. е. более лиричным, взволнованным, экспрессивным).

522. Представьте, что в одно и то же время к вашей школе подошли два путешественника и каждый из них рассказал затем о школьном здании в своих путевых записках. При этом один проявил логическое ви ´ дение, а другой — эмоциональное. Напишите тексты обоих описаний. Какие стилевые черты наиболее ярко проявляются в каждом из них?

523. Прочитайте, отвечая (устно) на вопросы, помещ¸нные справа.

В путевых записках часто употребляются:

глаголы со значением перемещения

(Мы вышли из Баку в Астрахань); предлоги, обозначающие пространст-

венные и временные отношения (от, до, к, в и т. п.);

числительные (Канал имеет в длину около тр¸х километров);

термины и терминологические сочетания, особенно исторические и географи- ческие (Положение острова определяется так: от 45 ° 54 ′ äî 54 ° 53 ′ северной широты и от 141 ° 40 ′ äî 144 ° 53′ восточной долготы);

назывные предложения с одним главным членом, нередко выраженным именем собственным (Гималаи. В самом низу, где нет снега, сверкает, будто кованная из металла, река);

восклицательные предложения (Чу- десный вид!)

524. Прочитайте. Укажите характерные для путевых заметок языковые средства. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания.

Осло. Мы приехали сюда утром и сразу же пошли бродить по городу. Притихшие во время летних каникул чистенькие улицы и площади парки. Широко раскинулась столица Норвегии: здесь жив¸т около пятисот тысяч человек а город занимает четыреста пятьдесят квадратных километров. Налево и направо кварталы новых, современных домов из бетона смешанного с шершавой щеб¸нкой и галькой. Этот строительный материал прида¸т городу своеобразный суровый колорит, под стать суровому скандинавскому климату (Ю. Жуков).

525. Припомните и запишите как можно больше: а) глаголов со значением перемещения (например, идти); б) предлогов, которые выражают пространственные и временные отношения (например, в). Продолжительность работы — 5 минут.

526. Прочитайте отрывок из путевых записок о Минске XIX века. Выпишите из текста прилагательные, сделайте вывод о частотности слов данной части речи в текстах путевых записок. В прилагательных выделите суффиксы.

Перед вами разбросана панорама гор, холмов и крутых обрывов, которые устланы искусственными и натуральными газонами, большими садами, оранжереями, богатыми цветниками. Они омываются водами Свислочи, которая вь¸тся здесь, как змейка.

На горах, на холмах красуются здания — то высокие и широкие, то узкие и продолговатые, с черепичными крышами в стиле средних столетий, то, наконец, чистенькие, опрятные, зел¸ные или ж¸лтые домики с красными кровлями, узорчатыми ставнями и реш¸тчатой оградой

527. 1. Прочитайте. Выпишите из отрывка путевых записок средства художественной выразительности, использованные автором (сравнение, метафора, эпитет и др.).

Вокруг деревья, а пара аистов выбрала вместо дуба или липы просто столб. На столбе над дорогой навалено веток, концы которых свисают и торчат, как огромный, неприч¸- санный чуб. А над чубом солидно возвышается тонкий треугольник белой шеи и красного клюва.

Мимо этого чуда, увиденного впервые, захотелось пройти осторожно.

А большой клин поля между лесом и Неманом — подо льном. Он ещ¸ только взош¸л, позеленел. Ясная радость льняного расцвета впереди.

Приехав, я вот так и поклонился родной красоте — постоял около странного аистиного гнезда и под похожей на букет кривулей-сосной, что одна при дороге от поля, вся в румяном утреннем солнце, е¸ красавица-крона в чистой голубизне, а медный ствол — на фоне нежной льняной зелени (По Я. Брылю).

2. Какие детали описания являются типичными, традиционными для белорусского пейзажа?

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ

§ 72. Правописание глаголов

528. 1. Е или И? Спишите, объясните свой выбор.

Потеря..шь друга, продерж..мся до утра, отдыха..м в субботу, терп..шь боль, пряч..тся в траве, завис..т от нас, верхушка дерева колебл..тся, поищ..м помощника, ката. шься на коньках, выруч..те меня, блест..т на солнце, догон..шь велосипедиста, колыш..тся от ветра, рабочий пил..т и кол..т дрова, мельница мел..т зерно.

2. Составьте предложения с выделенными словосочетаниями (устно).

3. Подчеркните глаголы совершенного вида.

529. 1. Спишите предложения, раскрывая скобки и ставя глаголы в нужную форму. Выделите глагольные окончания. Определите наклонение, лицо и число глаголов.

1. Вдруг я услышал голос Льва Сем¸новича: «Молодой человек, вы (играть) отлично. Но у вас есть один недостаток — вы (избегать) силовой борьбы. А без силовых при¸- мов с канадскими профессионалами * не сыграешь» (В. Машков). 2. Что вы теперь (писать)? (Писать), голубчик, не (лениться) и не унывайте (А. Чехов). 3. Тут Митька скомандовал: «(Идти) за мной! И (держаться) за руки, чтобы

â темноте не растеряться!» (А. Кирносов). 4. — Поздравляю, ваше величество! — торжественно сказал капитан. — Вы мне (рассказать), что это за мысль или (сохранить) е¸

â тайне? (А. Кирносов). 5. (Беречь), (щадить) неприкосновенность и ранимость другого человека! Не причиняйте людям зла, обиды, боли, тревог, беспокойства (В. Сухомлинский).

2. Объясните правописание выделенных слов.

530. Составьте и запишите предложения со следующими глагольными формами: примете — примите, выберете — выберите, вышлете — вышлите.

531. 1. Рассмотрите схему.

â неопредел¸нной форме глагола: умыть, сжечь, литься

â окончании 2-го л. ед. ч. настоящего/будущего времени: плыв¸шь, встретишь, поможешь

Ü в повелительном наклонении после согласных: намажь — намажьте, рассыпь — рассыпьте, оставь — оставьте

â постфиксе -ся, стоящем после гласного звука: останусь, научусь, выкупаюсь

2. Расскажите, в каких глагольных формах пишется ь.

532. В ряды глагольных форм включите формы с ь.

О б р а з е ц: замолчит, замолчи, замолчу — замолчать, замолчишь;

добавил бы, добавим, добавите — добавить, добавишь, добавь, добавьте;

разыгрался, разыграется — разыграться, разыграешься, разыграюсь.

Мечтаем, мечтал, мечтаете — . .

Разбер¸тся, разобрался, разбер¸мся — . .

Спрячу, спрятал бы, спрячете — . .

Плести, плетут, пл¸л бы — . .

Рассеч¸м, расс¸к, рассекут — . .

533. Определите, как пишутся глаголы: с ь или без ь? Объясните почему.

1. Девочки на празднике соберут(?)ся в круг. 2. Зачем же, сердце, ты грустиш(?)? 3. Не забуд(?)те взят(?) деньги.

4. Позвол(?)те с вами рассчитат(?)ся. 5. Прошу садит(?)ся, выпит(?) чаю. 6. Познаком(?)те меня с этой девочкой. 7. Мчат(?)ся мимо вагоны. 8. Сумееш(?) взят(?)ся за дело — и снег загорит(?)ся. 9. Вс¸ вокруг купалос(?) в густой прохладной росе.

534. 1. Прочитайте пословицы. Определите, нужен или не нужен ь в глаголах.

1. Умел ошибит(?)ся — умей и поправит(?)ся. 2. Счастье в воздухе не вь¸т(?)ся, а руками доста¸т(?)ся. 3. С мастерством готовым люди не родят(?)ся, но добрым мастерством гордят(?)ся. 4. С кем повед¸ш(?)ся, от того и набер¸ш(?)ся. 5. Легко обжеч(?)ся, когда торопиш(?)ся.

2. Спишите пословицы. Объясните, как вы понимаете их смысл.

§ 73. Правописание окончаний и суффиксов причастий

535. 1. Допишите окончания причастий. Объясните свой выбор.

1. Годы спустя, он приспособился к жизни в маленьком домике, увит.. вечным плющом (Б. Ахмадулина). 2. В гавани стоял королевский корабль, украшен.. сверху донизу разноцветными огнями, отражавш..ся и игравш.. в волнах (Н. Телешов). 3. Вызрел ковыль. Степь на многие в¸рсты оделась колышущ..ся серебром (М. Шолохов). 4. Огонь в ночи не спит, перекликаясь с глухим дожд¸м, струящ..ся по крыше (Н. Рубцов). 5. Девочка с голубыми волосами ждала Буратино в саду, сидя за столом, накрыт.. кукольной посудой (А. Н. Толстой). 6. Муромский принял соседей своих ласково, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец и пов¸л по дорожкам, тщательно выметен.. и усыпан.. песком. Старый Берестов внутренне жалел о потерян.. труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости (А. Пушкин).

2. Укажите глагольные признаки причастий.

3. Найдите и объясните орфограммы в выделенных словах.

536. Вставьте пропущенные буквы. В скобках укажите неопреде- л¸нную форму и спряжение глагола, от которого образовано при- частие.

О б р а з е ц: тающий (таять, I спр.) на солнце снег.

Ничего не знач..щий разговор; колебл..мый ветром тростник; пароход, терп..щий бедствие; завис..мые от воли помещика крестьяне; едва слыш..мые звуки; бор..щиеся с огн¸м пожарные; стро..щийся уже два года дом; издава..мый струной звук; муч..мый жаждой странник; медл..щий с ответом ученик; размеща..мая на страницах газет реклама.

537. И, А, Я или Е? Объясните свой выбор.

Заноч..вавший в лесу турист; зала..вшая собака; ничего не знач..вшие слова; выздоров..вший больной; состар..в- шийся раньше времени мужчина; кусочек отта..вшей земли; вылин..вшая гимнаст¸рка; зате..вший игру мальчик; обид..вшийся напрасно друг; услыш..вший крик прохожий.

538. Вставьте пропущенные буквы. В каждой строке найдите словосочетание с причастием, не соответствующим заданному написанию.

1. Обиж..нный реб¸нок; затер..нный карандаш; подстри- ж..нный по последней моде; окле..нные обоями стены.

2. Развеш..нные повсюду травы, обещ..нный подарок; замеш..нное тесто; завещ..нные новому поколению традиции.

3. Высе..нные на рассаду семена, осме..нный зрителями клоун; подстрел..нный охотником олень; обстрел..нная артиллерией высота.

539. Диктант с преобразованием.

Штопаные носки — штопанные бабушкой носки, ношеная рубашка — . вязаная кофта — . мороженое мясо — . резаные яблоки — . вяленая рыба — . кипя- ч¸ное молоко — . раненый голубь — . рубленые дрова — . читаная книга — . топленая печь — . .

540. Комментированный диктант. Спишите, устно объясняя выбор н или нн в суффиксах прилагательных и причастий.

Аргументирова..ый ответ, получе..ая утром газета, сло- ¸..ое тесто, перепаха..ое поле, плавле..ый сыр, газирова..ая вода, плет¸..ая из лозы корзина, медле..ые движения, незва..ый гость, златокова..ая чаша, толч¸..ый сахар, костюмирова..ый бал, густонасел¸..ый район, сырокопч¸..ая колбаса, суш¸..ые грибы, неписа..ый закон, тка..ая ш¸лком скатерть, бракова..ая обувь, преда..ый друг, глаже..ый костюм.

541. Н или НН? Выпишите словосочетания с причастиями и отглагольными прилагательными.

Исти..ые ценности, подержа..ые учебники, нестира..ое платье, серебр¸..ая ложка, румя..ый пирожок, жаре..ые в сметане грибы, пуга..ый зверь, ветря..ной двигатель, ути..ая походка, счита..ые минуты, сея..ые весной травы, ржа..ой хлеб, полирова..ый пол, деревя..ый стол, беше..ая собака, баше..ый кран, правле..ая автором рукопись, сви..ой жир, лома..ая линия, овчи..ый тулуп, пута..ая история, безболезне..ая операция, фарширова..ый перец.

542. 1. Преобразуйте словосочетания в предложения.

О б р а з е ц. Спрятанные в листве гроздья винограда. — Гроздья винограда спрятаны в листве.

Выращенная в полях пшеница; ваши ценные замеча- ния; легкомысленные поступки; окрашенные мягким лунным светом деревья; пустынные подъезды; туманные ве- чера; написанные летом акварели; засыпанные снегами сады; нарушенное обещание; ветреные, но солнечные дни; опущенные на окнах шторы; румяные малыши; неестественная поза; мощ¸нная камнем дорога.

2. Как различается правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных?

543. Подготовленный диктант.

Первый луч солнца через неплотно притвор¸нные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные ì полы и недавно крашенные стены, увешанные ñ картинками на темы из детских ô сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! ñí

В распахнутое настежь окно врывается ì росистая свежесть ранних цветов черешен. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта. ñí На столе в простом глиняном горшочке искусно подобранный букет только что сорванных, ещ¸ не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной ñë тканой салфетке, тарелка м¸ду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые î ï÷¸ëû.

Как легко дышится чудесным утром в преддверии лета! Кажется, вс¸ отдашь за эти незабываемые часы!

§ 74. Правописание не с глаголами

è глагольными формами

544. 1. Слитно или раздельно? Объясните почему.

1. Как (не)волноваться за е¸ здоровье! 2. Ничто (не)потеряно, (не)истрачено в дальней дороге. 3. Ещ¸ (не)остывшие от лета зв¸зды. 4. И как (не)досмотрел! Как (не)дослышал! 5. (Не)растут зимой цветы. 6. (Не)вози ты мне золотой парчи. 7. Дождь барабанил по крыше, точно (не)годуя на кого-то. 8. Нам всегда (не)доста¸т счастья. 9. Улицы в городке (не)очищались от снега. 10. (Не)убранные хлеба ещ¸ стояли в поле. 11. Сегодня мне что-то (не)здоровится.

2. Выпишите примеры, в которых не с глаголами и глагольными формами пишется слитно. Сформулируйте правила слитного написания не с формами глагола.

545. Раскройте скобки. Распределите примеры по группам: а) не

ñ причастиями пишется раздельно; б) не с причастиями пишется слитно.

(Не)обсуждавшийся вопрос; (не)дочитанное в автобусе письмо; ещ¸ (не)распустившийся цветок; (не)открывающийся замок; (не)купленная, а подаренная обезьянка; (не)утихающий ливень; (не)остывший от зноя вечер; (не)завышенные, а заниженные оценки; в палате (не)убрано; третий акт (не)дописан автором; рис в пирожках (не)доварен; обед (не)приготовлен.

546. 1. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с глагольными формами.

1. Ещ¸ (не)сбросившие своих уборов леса радовали глаз т¸мно-багровыми пятнами (Ф. Абрамов). 2. С этих пор (не)взлюбила она долгие вечера (В. Лихоносов). 3. Жена встала и, раскрасневшаяся, (не)годующая, прошлась по комнате (А. Чехов). 4. С воздушной л¸гкостью, почти (не)касаясь земли, проносились тонконогие газели (Д. Мережковский). 5. Смешно, не правда ли, смешно, когда секунд (не)доста¸т (В. Высоцкий). 6. (Не)записанная мысль — потерянный клад (Д. Менделеев). 7. Путь (не)проторен, (не)измерен, но он всегда вед¸т к весне (М. Алигер). 8. Раскольников с Лужиным вошли в гостиную вместе, но (не)глядя друг на друга и (не)кланяясь (Ф. Достоевский). 9. Пыль (не)мощ¸ных улиц, поднятая за день, ещ¸ (не)улеглась и невидимо насыщала воздух, густая и душная (А. Грин).

2. Определите падеж выделенных им¸н существительных.

§ 75. Наречие. Служебные части речи

547. Спишите, решая орфографические задачи. Подчеркните наречия. Устно определите их значение.

1. Он стал изредк.. брать е¸ с собой в город. 2. Лонгрен (с/з)делал эти игрушки ночью. 3. Ручей справ.. и слев.. уходил в лес. 4. Я спущу е¸ на воду поплавать (не)много. 5. Девочка ост..рожно спустила на воду у самого берега пленившее е¸ судно; паруса тот(час) сверкнули алым

Диктанты

1Не умолкая, шумели воды прилива, набегали грохо- чущие волны, бьющиеся о подножье тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжёлой грудой льда. Ледяные поля при- двинулись к самому берегу. Пошёл гул, рокотом отдава- ясь в глубине бора. Послышалось могучее шипенье, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось не- укрощённое стоногое чудовище. Передовые льдины, столкнувшись с торосом, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретив непреодолимую пре- граду, превратилось в колоссальную энергию разруше- ния. И через несколько минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись новые громады. Вдруг опять разъярённым зверем набежал ветер, разорвал тишину торжествующим воем. Буря расколола ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала его на многие километры. Но вот ветер снова упал. Затихшие волны несли раз- ломанные, рассеянные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Струи воды, не скованные льдом, сливались в свинцовые волны. Море постепенно освобождалось от сковывавшего его льда. Тучи поспешно сбегали с небесного свода, и вот он уже весь кажется унизанным мерцающими звёздами. Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотав- шим морем, ещё не успокоившимся от недавней бури. В тёмной пучине колеблющимся светом отражаются яркие звёзды. Мягкий синеватый отблеск озаряет необъ- ятную водную гладь, подёрнувшуюся тонким льдистым слоем, и над застывшим морем неподвижно повисла без- молвная тишина. (По А. С. Серафимовичу.)

2Была неизъяснимая радость, непонятная разве заяд- лому городскому жителю, просыпаться ребёнком в своей уютной спаленке в лёгонькой камышовой кровати на ут- ренней заре от пастушьего рожка. Первый луч солнца через неплотно притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинка- ми на темы из детских сказок. Какие только переливаю- щиеся на солнце краски здесь не играли! В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, а над ним буйно цветёт сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой рос- кошью прикрыть его убожество. По деревянным ступенькам балкончика, также про-? гнившим от времени и качающимся под ногами, спуска- ешься купаться к расположенной близ дома речке. За- крытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды ре- чонки, образовав неширокий, но глубокий затон. В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки, а на старом, полуразвалив- шемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зеленая лягушища, следя за солнечны- ми зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни — излюбленного места лягушечьей пары. Задевая ветку густого орешника, садится на верхуш- ку сине-зелёной молоденькой ёлочки болтливая сорока. О чём только она не трещит! Навстречу ей несётся звон- кое щебетание, и, нарастая, постепенно разноголосый птичий гомон наполняет сад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта. На столе в простом глиняном горшочке искусно подобран- ный букет только что сорванных, почти ещё не распус- тившихся цветов, а рядом, на белоснежной салфетке, та- релка мёду, над которым вьются с ровным гудением мох- натые ярко-золотистые пчёлы. Как легко дышится чудесным утром в преддверии ле- та! Чего не отдашь за эти незабываемые часы!

Диктанты. 1Не умолкая, шумели воды прилива, набегали грохо- чущие волны, бьющиеся о подножье тороса

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку, 10 класс
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Программа: Гольцова, Шамшин,

Количество часов в неделю: 2

1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входная диагностика)

Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.

Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.

В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.

Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.

По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.

Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.

Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.

Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!

  1. В первом предложении найдите слово (слова), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом (I вариант) и суффиксальным способом (II вариант).
  2. Определите тип связи слов в словосочетании по-летнему ясный (I вариант) и к песчаному склону (II вариант).
  3. Составьте схему предложения – По деревянным нешироким ступенькам балкончика (I вариант), Искупавшись, мы ложимся загорать (II вариант), прокомментируйте знаки препинания в данном предложении.

2. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Как белка дразнила дятла.

У старой липы, стоявшей перед домом, был маленький, не больше пальчика, сучок на высоте чуть повыше человеческого нормального роста.

На этот сучочек мы накладывали кусочек сальца, который клевали синицы. Он приглянулся и солидному дятлу, который двигался по стволу, как будто подпрыгивая. Чтобы добраться до сучка ему надо было во что бы то ни стало перескочить на другую сторону липы, однако тут случалось неожиданное. Шустрая и легкая, как коричневый дымок, белочка, притаившаяся чуть выше сучка, так рассчитывала свои движения, что, когда дятел оказывался у сучка, белка, опередив его на полсекунды, срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше. Точно дразня дятла, садилась она на ветке и , не сводя с него глаз, уплетала похищенное лакомство за обе щеки. Дятел же, издав крик обиды улетал ни с чем. Расчет никогда не подводил рыжую насмешницу.

Мы решили все же перехитрить белку. Куски старого сыра, любимое лакомство дятла, мы бросили в траву перед липой. Белка, нисколько не боясь, прыгала с липы прямо перед неповоротливым дятлом и выхватывала прямо из-под самого носа птицы предназначенное не ей лакомство. По-видимому, ей доставляло какое-то необъяснимое удовольствие дразнить и обижать дятла.

(По Н.Тихонову. 181 слово)

1. Выполните синтаксический разбор

I вариант - На этот сучочек мы накладывали кусочек сальца, который клевали синицы.

II вариант - Точно дразня дятла, садилась она на ветке и , не сводя с него глаз, уплетала похищенное лакомство за обе щеки.

2. Выполните морфемный разбор

I вариант – расчет, похищенное , не боясь

II вариант – необъяснимое, доставляло, по-видимому.

3. Обозначьте изученные орфограммы в 3 абзаце.

3. Сочинение по прочитанному тексту.

Текст № 1 (По В. Астафьеву)

(1)Домский собор. (2)Дом. (З)Дом. (4)Дом ..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья.

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром. (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра.

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)

Текст № 2 (По Д.А. Волкогонову)

(1)Какие поступки мы считаем героическими? (2)Как отделить подлинно героическое от лжегероизма? (З)Кто в общественном и индивидуальном сознании предстаёт как герой -творец подвига?

(4)Об этом давно задумываются люди. (5)Давно задают вопросы и пытаются на них отвечать. (6)Для каждой эпохи эти ответы были своими, соответствующими мировоззрению, которое в ту пору господствовало. (7)Ведь люди привязаны к галере своего времени. (8) Взгляды на мир, общество, мышление и, естественно, на человеческие поступки отражают доминирующие в обществе социальные и моральные установки и характер отношения ко злу, добру, справедливости, благородству, мужеству. (9)У древних греков, например, героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах, войнах. (10)А вот средневековое общество поэтизировало представителей военного сословия - рыцарей, состоявших на службе у феодалов. (11)Для защиты владений, споров с соседями, удержания в повиновении нужна была военная сила. (12)3начительно позднее Ф. Ницше утверждал, что героем может быть тот, кто ближе к идеалу «сверхчеловека» - человеческому уникуму, способному властвовать над «рабской моралью», «предрассудками», «дряблыми идеалами». (13)«Слабые и неудачные, - писал Ницше, - должны погибнуть. (14)Такова альфа нашего человеколюбия». (15)Герой для Ницше - это «полубог, полузверь, получеловек с крыльями ангела, злое демоническое существо». (16)Каковы же сегодня критерии героического? (17)Некоторое время назад на Западе был широко разрекламирован безрассудно смелый поступок двух молодых парашютистов-американцев, напоминающий игру в кошки-мышки со смертью. (18)Один из молодых парней выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а точно через рассчитанное время - другой, с двумя парашютами. (19)В воздухе второй парашютист «догнал» первого (благодаря большему весу), передал ему парашют, который тот пристегнул во время продолжающегося падения. (20)В итоге оба благополучно приземлились. (21)Исключительный случай? (22)Да. (23)Необычный поступок? (24)Конечно. (25)Но во имя чего был нужен этот бессмысленный риск? (2б)Отдавая должное личной смелости парашютистов, следует сказать, что их поступок нельзя назвать героическим. (27)Действия, не несущие прогрессивной социальной нагрузки, даже будучи совершёнными в экстремальной ситуации, -отношения к героическому не имеют. (28)В противном случае пришлось бы считать (что нередко и делается), что героями могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители и т. д.

(29)«Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности поступка, действия, явления к героическому свершению. (ЗО)Герой — не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, которая исключительна лишь в одном: она способна к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно нужен людям.

(По Д.А. Волкогонову)

(1) . Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. (2) Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. (3) Часто бывает так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь как бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. (4) Часто, в душевном бессилии, воскликнешь: «Боже! где же наконец берег всего?». (5) Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь, – ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения.

(6) О! как нужны нам недуги! (7) Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. (8) Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. (9) Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего.

(10) Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! (11) Каким бы значительным человеком не вообразил себя! (12) Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников.

(13) Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь.

(14) Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. (15) Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла. (313 слов) (Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями)

(1) Сострадание – активный помощник.

(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее , чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14) … кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.

С. Львов «О сострадании»

4. Словарные диктанты.

1. Администратор, адъютант, академия, аккумулятор, аксессуар, аллитерация, альтернатива, аннулировать, антагонизм, апатия, апелляция, апофеоз, аргументация, архитектор, ассистент, бадминтон, баллотироваться, бастион, брифинг, будоражить, бумеранг, бутафория, бюллетень, гармония, гемоглобин, грейпфрут, двухъярусный, дезертир, декламировать, демагог, демобилизация, демократ, департамент, дефицит, дилетант, диссертация, дистиллированный, дрессировать, иммунитет, , инициатива, интеллект, интеллигент, квалификация, коммерсант, корпорация, коррекция, либерал, лиственница, масленица, медицина, мораторий, пилигрим, прагматизм, приобретение, риторический, стабилизация, сертификат, статуя , стереотип, туннель, университет унифицировать, эквивалент, экспрессивный, эмоция

2. Подлинный, зловещий, как будто, прекратить, как-нибудь, истинный, рассчитать, воображать, поразительный, изощренный, присутствовать, движимый, отразить, расчет, юный, сражаться, биография, публиковать, иллюстрация, румяный, величина, ветряная мельница, искусный, огромный, колоссальный, профессия, приведённый, переведенный, жёваный, кованый, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, акварель, аквариум, акваланг, выровненный, прекратить, претензия, претендовать, бассейн, дистанция, сиять, комбинация, галерея, эпидемия, возражение, поражение, почтальон, квитанция, конверт, период, изобразить, гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться, впоследствии, фантазия, реальный, ситуация, кромешный, светофор, семафор, автор, классик, масса, кросс, старательно, карикатура, недосягаемый, комендант, претензия, нечаянный, поразительный, кандидат.

3. Гуманистические устремления, российская профессура, подать апелляцию, вынужденный компромисс, привилегированная публика, посвящение в студенты, кристально честный человек, комментарий к французской балладе, прогрессивная интеллигенция, желтая пресса, городские трущобы, диссертация о классицизме, участвовать в президентской кампании, доверчивые сверстницы, молодцеватые ровесники, Блистающие зарницы, непромокаемый плащ, тушеные овощи, расчувствоваться до слез, присоединиться к России, множество темно-лиловых туч, прелестная девчонка, презирать за лесть, пребывать в неведении, съел пол-лимона, рассчитывать на благожелательность, доверчивый зайчонок, балованный мальчик, постоянный подписчик, оранжевое горлышко, жесткий компромисс.

ГДЗ-Русский язык-10-11-Розенталь-2003 (Пособие для 10-11 классов - Розенталь), страница 24

Файл "ГДЗ-Русский язык-10-11-Розенталь-2003" внутри архива находится в следующих папках: 12, gdz-10-11-rozental. PDF-файл из архива "Пособие для 10-11 классов - Розенталь", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "русский язык" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве ГОУ СОШ. Не смотря на прямую связь этого архива с ГОУ СОШ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "русский язык" в общих файлах.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 24 страницы из PDF

10. По утрам лужиеще скованы тонким ледком. 11. Весь воздух застлан тонкой пылью.12. Несколько деревьев в парке свалены ураганом. 13. Прибрежныекамни нагревались солнцем. 14. Народные песни исполнены ансамблем. 15.У меня за спиной шторы шевелило ветром. 16. Разрывснаряда был заглушен его голосом.§47. Определение№ 313.1. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату налокоть зеленого мундира. 2. Полный месяц светил на камышовуюкрышу и белые стены моего нового жилища. 3.

Скажите мне какуюнибудь новость. 4. Долго не находил я никакой дичи. 5. За чаем Ле119вин узнал всю историю старикова хозяйства. 6. Она была уже немолода, и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след онапринимала за собачий. 7. Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи. 8. Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор.

9. Второй урок по словесности был в пятомклассе. 10. Вот я чаем вас напою с вареньем малиновым. 11. Наплатформе прохаживались жандарм и две молоденькие чему-тосмеявшиеся девушки. 12. Каждая мелочь этого дня врезалась в память. 13. Меня уже не интересует выдуманная жизнь. 14. Взнесенная птица, с пронзительным криком, сложила два белых крыла ипала близ друга, – в молчанье великом, – свободна, мертва и светла.15.

Черный ворон в сумраке снежном, черный бархат на смуглыхплечах. Томный голос пением нежным мне поет о южных ночах.Согласованные определения выражены:Š прилагательными (1, 2, 5, 6, 7, 10, 11 (молоденькие), 14, 15).Š местоимениями: неопределенными (3), отрицательными (4), определительными (5), 8, 12,), притяжательными (2 – моего).Š причастиями (7, 11, 13, 14)Š числительными: порядковыми (9), количественными (11, 14).№ 314. Устно.№ 315.1. Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате. 2.

Ее сестра звалась Татьяна. 3. Навряд тебе парня сильнее икраше видать привелось. 4. После прогулки верхом чай, варенье,сухари и масло показались мне вкусными. 5. Сердце матери дрожало дрожью нетерпения. 6. Судья с бледным лицом поднял веки.7. Люди с бакенбардами стояли и курили трубки. 8. Он был связандружбой с девушкой старше его. 9. Хутор был для него как сложный мотор новой конструкции. 10. Его разбудило чириканье птиц.11. Никто не находил ничего особенного в этом стройном загореломпарне в морском ворсистом пиджаке. 12. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак.

13. Лицо его с маленькими глазами и толстыми губами было красно от ветра. 14. Невдалеке от кузницы стояла башня из глины и соломы. 15. Вошла егомать, испуганная, постаревшая, со страдальческой синевой под глазами. 16. Он был препровожден обратно в свою комнату, где получил чашку кофе, два яйца всмятку и белый хлеб с маслом.Несогласованные определения выражены:Š сущ. в твор.п с предлогом (1, 6, 7, 11, 13, 15, 16 с маслом);Š наречием (1, 4, 16 всмятку);Š прилагательным в сравнительной степени (3, 8);120Š существительным в род.

п. ( 5, 9, 10);Š существительным в род.п. с предлогом (12, 14).№ 316.Выделенные слова являются смысловым целым, опускание одного из членов которого приведет к бессмыслице (например: № 9:… произнес старый николаевский солдат с носом. – необходимосказать, с каким носом.)§48. Приложение№ 317.1. Чижа захлопнула злодейка-западня. 2. Стала рожь-матушка вколос метаться. 3. Ты меня загубил со своими сыновьямиразбойниками. 4.

Вьется улица-змея. 5. Женился он на женщиневраче. 6. Скоро в издательстве «Знание » вышла моя первая большая повесть, скорее роман, «Поединок » . 7. Крейсер «Варяг » изпервой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры. 8. В годы войны строитель-бетонщик стал солдатомсапером. 9. Как-то Прохор предложил собраться у Никиты Мельникова, выпить вместе с молодыми казаками-сослуживцами.10. Нужно было добежать до ближайшего телефона-автомата.11. Он разглядел несущееся на него с неудержимой силой совершенно белое от ужаса лицо женшины-вагоновожатой и ее алуюповязку. 12.

Горбуньей-девушкою лодка грустит и старится в тоске. 13. Изба богомольно сурова, и хмура привратница-ель. 14. Ялюблю ее, деву-ундину, озаренную тайной ночной. 15. И даньдуши своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик-ученый, и живописец, и поэт.№ 318.I. Гвардейцы-минометчики, гражданин прокурор, девушкаузбечка, дерево баобаб, зима-волшебница, красавица зорька, народпобедитель, попугай какаду, рабочие-строители, самолет-бомбардировщик, слесарь-инструментальщик, сосед-музыкант, старик пастух, ученик-отличник, художник-портретист, цветок лилия.II. Река Москва, Москва-река, город Астрахань, Астраханьгород, Ильмень-озеро, озеро Байкал, гора Эльбрус, Иван-царевич,Аника-воин, Дюма-отец.121§49. Обстоятельства№ 319.1 – в случае (условие; сущ.

с предлогом);2 – мерной тяжелой походкой (сущ. с солглас. определениями;образа действия);3 – к двери (сущ. с предлогом; места);от морозного воздуха (сущ. с соглас. определением и с предлогом; причины);4 – по щиколотку (сущ. с предлогом; меры);5 – от стыда ( сущ. с предлогом; причины);6 – ощупью (наречие; образа действия);в потемках, до окна ( сущ. с предлогом; места);7 – плотной кучей (сущ. с солглас. определением; образа действия);8 – до изнеможения (сущ. с предлогом; образа действия);9 – на Альпы (сущ. с предлогом; места);к сумеркам (сущ.

с предлогом; времени);10 – внизу (наречие; места);у двери, в каморку (сущ. с предлогом; места);11 – с легким сердцем (сущ. с солглас. определением с предлогом; образа действия);теперь (наречие; времени);12 – мальчонкой (сущ. в твор.п.; времени);однажды (наречие; времени);сбившись с ног (дееприч. оборот; образа действия);в глуши (сущ. с предлогом; места);13 – первые годы (сущ. с согл. определением; времени);бедно (наречие, образа действия);14 – нестерпимо (наречие, образа действия);здесь (наречие, места);на площади, в соломе (сущ. с предлогом; места);15 – до безумия (сущ.

с предлогом, степени);16 – от бешенства (сущ. с предлогом; причины);17 – все утро (сущ с согл. определением; времени);в окне (сущ. с предлогом; места);18 – пешком (наречие, образа действия);из города, по оврагам (сущ. с предлогом; места);тем же шагом (сущ. в твор.п. с соглас. определением; образадействия);19 – в расположении (сущ. с предлогом; места);быстро, на ходу (наречия, образа действия)122сразу (наречие; времени);20 – над полем, с неба (сущ. с предлогом; места);одичало (наречие; образа действия);21 – до Киева (сущ. в предлогом; места).№ 320.1.

Дополнение.2. Определение.3. Обстоятельство.4. Определение.5. Подлежащее двусоставного предложения.6. Определение.7. Обстоятельство.8. Сказуемое односоставного (безличного) предложения.9. Определение.10. Сказуемое двусоставного предложения.11. Дополнение.12. Дополнение.13. Дополнение.14. Определение.15. Обстоятельство.№ 321.В преддверии лета.причастный оборотБыла неизъяснимая радость, |не понятная разве заядлому городскому жителю|, просыпаться на утренней заре от пастушьегорожка.Первый луч солнца через неплотно притворенные ставни золотил изразцовую печь, недавно крашенные стены, |увешанные карпричастный обороттинками на темы из детских сказок|.

Какие только переливающиесяна солнце краски здесь не играли!В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистаясвежестьранних цветов черешни. Низенький домишко,деепричастие|сгорбившись|, уходит в землю,а над ним буйно цветет сирень,деепричастный оборот|как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть егоубожество|.По деревянным ступенькам террасы, также прогнившим от времени, спускаешься купаться в расположенной близ дома речке.

Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки,|образовав неширокий, но глубокий затон|.123деепричастный оборотдеепричастный оборотВ зеленоватой, прозрачной воде неторопливо проплывают стайки серебрянной рыбешки, а на старом, полуразвалившемся бочонке,у которого не хватает несколькихдосок, сидит огромная лягушища,деепричастный оборот|следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серыхстенках купальни|.|Задевая ветку густого орешника|, садится на верхушку синезеленой елочки болтливая сорока.

О чем только она не трещит! Навстречу ей несется звонкое щебетание, и, нарастая, постепенно разноголосый птичий гомон наполняет сад.Стеклянная дверь в комнату открыта. На столе в простом глиняном горшочке искусно подобранный букет только что сорванных,еще не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной салфетке,тарелка меду, над которым вьются с ровным гудением яркозолотистые пчелы.Как легко дышится чудесным утром в преддверии лета! Чего неотдашь за эти незабываемые часы!2.

Второстепенные члены подчеркнуты соответствующе.№ 322.1. Ученик Петров хорошо выполняет домашнее задание. (нейтральное предложение).Ученик Петров выполняет домашнее задание хорошо.Хорошо выполняет домашнее задание ученик Петров.Домашнее задание ученик Петров выполняет хорошо.Ученик Петров домашнее задание хорошо выполняет.2. Молния разбила в лесу столетний дуб.(нейтр.)В лесу столетний дуб разбила молния.Столетний дуб молния разбила в лесу.Столетний дуб в лесу молния разбила.В лесу молния разбила столетний дуб.3. Экспедиция нашла в горах нефть.В горах экспедиция нашла нефть.Нефть экспедиция нашла в горах.В горах нефть нашла экспедиция.Экспедиция в горах нефть нашла.4. Я завтра отвечу на это письмо.На это письмо я отвечу завтра.Завтра на это письмо отвечу я.Завтра я отвечу на это письмо.На это письмо я завтра отвечу.124Односоставные предложения§50. Типы односоставных предложений№ 323.Односоставные: 1 (2), 2, 3, 4 (1), 5 (1,2), 6 (2), 7, 8, 9, 10, 11, 13(1), 14 (1), 15 (1,2).Остальные предложения двусоставные.№ 324.1.

Читайте также: