Стартовый стол на байконуре

Обновлено: 16.05.2024

Введение

Для того, чтобы было понятно, о чем идет речь, необходимо объяснить используемые термины и рассказать в общем, как происходит пуск ракеты-носителя.
Прежде всего, ракету-носитель и полезную нагрузку доставляют на космодром. Ракета-носитель практически всегда доставляется в разобранном виде, потому что так её проще перевозить. Затем ракету и полезную нагрузку собирают в одно целое и проверяют в специальном здании, которое для разных ракет в разных странах имеет множество различных названий: МИК (монтажно-испытательный комплекс), техническая позиция, технический комплекс, VAB (Vertical Assembly Building, здание вертикальной сборки), assembly building (здание сборки) и т.п. Затем ракета-носитель, обычно в сборе вместе с полезной нагрузкой, транспортируется на специальную площадку, с которой происходит пуск. Эта площадка имеет также множество названий - стартовый комплекс, стартовый стол, стартовое сооружение и т.п. Ракета, поставленная вертикально, весьма высокая штука, поэтому обычно есть т.н. башня обслуживания, которая позволяет добраться до нужных мест на уже установленной ракете.

Когда ракеты были маленькими

02

Чем меньше ракета, тем проще стартовый комплекс и меньше трудностей с ним. На заре ракетостроения весь стартовый комплекс состоял из ровной бетонной площадки, опоры для ракеты на небольших ножках и простенькой башни обслуживания:

Фау-2 и приставные лестницы.

03


Более продвинутый вариант башни обслуживания. Конус внизу установлен для равномерного выброса газов в стороны.

04

Даже на пилотируемых пусках со стартовыми комплексами небольших ракет не было особых сложностей:

1961 год, первая пилотируемая миссия программы "Меркурий" - "Mercury-Redstone 3". Башня движется на рельсах, технология аналогична строительному крану. Под стартовой опорой виден такой же конус для равномерного рассеивания газов.

05

В принципе, для небольших ракет такой подход жив и сегодня. Небольшая стартовая масса означает сравнительно небольшую мощность двигателя и отсутствие проблем с отведением газов, сравнительно короткое воздействие высокой температуры, что снижает требования к материалам.

РН "Космос-3М", совсем недавно снята с эксплуатации. Слева видна башня обслуживания, справа - простой стартовый стол.

06

На Западе примерно то же самое - небольшую ракету можно поставить на старт промышленным автокраном:

Слева Taurus, справа Minotaur V.

07

И пускать с более высокого, но всё равно простого стартового сооружения:

Слева Taurus, справа Minotaur V.

Как расцветал тюльпан

08

Наверное, самый необычный стартовый комплекс - у семейства ракет "Р-7". Во-первых, это единственный комплекс, в котором ракета не стоит на столе, а подвешена за середину. Во-вторых, в ранних версиях стартовый стол поворачивается целиком перед запуском. Ну и в-третьих, вместо башни обслуживания сделаны две "полубашни", которые, к тому же, отходят от ракеты поворотом в вертикальной плоскости. Почему были приняты такие решения?
Решение по первому пункту очень хорошо описано у Б.Е. Чертока. У ракет семейства Р-7 первая и вторая ступени собраны в пакет. И этот пакет очень плохо устанавливался на стартовый стол - требовалось серьезное усиление хвостового отсека, а это лишний вес, и возрастало ветровое сопротивление. Даже были идеи построить стену вокруг старта. Эскиз транспортного устройства, которое вывозило ракету и ставило на четыре стартовых стола, по одному для каждого бокового блока, тоже никого не воодушевлял. И тут возникла очень красивая инженерная идея. В полёте усилия боковых блоков передаются на центральный блок через их верхние части. Так почему бы не подвесить ракету на старте за эти же самые силовые узлы? В этом случае ракета на старте испытывает те же нагрузки, что и в полёте, и не надо специальных мер по усилению конструкции. А погружение ракеты внутрь стартового сооружения решает проблемы с ветровой нагрузкой.

Схема стартового стола. В самом низу есть ещё выдвижной стол для доступа персонала, здесь не показан.

09

Пункт два исходил из задачи облегчения работы системе управления. В то время развернуть ракету вместе со стартовым столом перед пуском было проще, чем настраивать разворот после старта для аналоговой системы управления. Сейчас, в век компьютеров, это уже анахронизм. На Байконуре столы умеют поворачиваться, и это используют, как доставшееся в наследство, а на новых стартовых комплексах (Куру, Восточный) столы уже без поворотных устройств.

Фото стартового сооружения в Куру.

10

Третий пункт обусловлен постоянными апгрейдами ракет семейства "Р-7". Сначала была простая одноуровневая площадка:

11

Когда "Р-7" стала "Востоком", к одноуровневой площадке добавили подвижную башню обслуживания:

12

Для "Восходов" и "Молний" ещё добавили уровней:

Итог немного предсказуем :)

Это Плесецк, тут 9 уровней, на Байконуре 8.

15

Несмотря на красивый вид, сооружение не очень комфортное. Площадки открытые, продуваются всеми ветрами, и работа в мороз или жару - это незаметный героизм стартовых расчетов. Поэтому, когда стали строить старт "союзов" в Куру, спроектировали обычную мобильную башню (был ещё один фактор, о нем будет чуть позже):

Хороший результат эксплуатации новой башни привел к тому, что на "Восточном" будет такая же.

Пушки к бою едут задом

Отдельная интересная дилемма - это транспортировка ракеты на старт. И, конечно же, есть много возможных вариантов решения, со своими плюсами и минусами. Во-первых, ракету в сборе можно вообще никуда не везти - собрать сразу на старте, проверить и пустить. Во-вторых, ракету можно собрать горизонтально, отвезти на старт, установить её вертикально, и пустить. В-третьих, ракету можно собрать вертикально, и отвезти на старт сразу в вертикальном положении. А ещё можно эти варианты смешать.

16

Первый вариант реализуют, в основном, для небольших ракет (потому что это просто):

Снова Taurus. Слева, укрытая синим, первая ступень.

Также с этим вариантом экспериментировали, внезапно, индусы. Ракета PSLV собиралась сразу на стартовом столе.


  • Не нужно возить ракету на старт.

  • Нужно увозить от старта монтажно-испытательный комплекс.

17

Вариант второй - это советская/российская школа, а также SpaceX. "Союзы", "Протоны", "Космосы", "Н-1", "Энергии", "Зениты" и "Falcon'ы" едут на старт в горизонтальном положении. Транспортер также является установщиком, и вертикализует ракету.


  • Длинный МИК построить проще, чем высокий.
  • Везти в горизонтальном положении проще.

  • От ракеты и полезной нагрузки требуется дополнительная прочность на изгиб.

  • На ракету и полезную нагрузку действует сила только в направлении "верх-низ".
  • Не нужен установщик и процедура вертикализации.

  • Нужен высокий МИК.
  • Несколько более сложная транспортировка.

  • Сочетает в себе удобства горизонтальной транспортировки и вертикальной сборки.

  • Требуется чистая комната, мини-МИК в башне обслуживания.

Дилемма башни

Дилемма башни 2

22

Ещё один вопрос, опять же связанный с башней - это вопрос её подвижности. Насколько необходимо и обосновано тратить деньги на то, чтобы башня могла отъезжать от старта? Тут руководствуются инженерной целесообразностью. Неподвижная башня должна выдерживать взрыв ракеты на старте. Подвижная же должна иметь моторы, колёса и рельсы, а также систему растягивания и собирания коммуникаций и трубопроводов. Что получается проще, дешевле и привычнее, то и делают. Здесь нет национальных школ, в каждом проекте инженеры делают как считают более удобным. Например, для "Протона" сделали мобильную башню:

23

А для "Ангары" - уже стационарную:

Трон Гулливера

Нельзя оставить без внимания стартовые комплексы для сверхтяжелых ракет. Размеры и сложность этих систем, а также выбранные технические решения просто поразительны.

24

Американцы действовали в традициях своей школы - вертикальной сборки и транспортировки. Ключевым элементом стал тягач-транспортер, который возил ракету вместе с частью стартового стола и башни обслуживания. Это менее известно, но была ещё вторая половина башни, которую возил тот же тягач:

"Сатурн-V" с верхней частью стартового стола и одной башней обслуживания едет на старт. Вторая башня ждёт своей очереди в "тупике" дорог для тягача. Вдалеке видно здание вертикальной сборки.

25

Небольшой инженерный курьез. Миссии "Аполлонов" к станции "Скайлэб" и миссия "Союз-Аполлон" использовали этот же стартовый комплекс LC39, но меньшую ракету - Saturn-IB. Для того, чтобы ракета стояла напротив тех же мачт на гораздо большем стартовом сооружении, был сделан "детский стульчик" - ферменная конструкция, поднявшая ракету до высоты "Сатурна-V":

26

Советская ракета "Н-1" тоже была сделана в родных традициях, её везли в горизонтальном положении на гигантском установщике два тепловоза по параллельным рельсам. Разве что башня обслуживания была несколько необычной - достаточно небольшой.

С началом разработки многоразовых кораблей стартовые комплексы ждала одинаковая судьба - они были переделаны под многоразовые корабли по обеим сторонам океана.
В США была сделана очень изящная башня обслуживания с поворотным элементом:

28

В СССР был сделан комплекс из двух башен рядом:

Большие трубы на левой башне - система посадки и аварийной эвакуации экипажа. Фото с сайта Буран.ру, копирайт пришлось отрезать при кадрировании.

Газоводы

29

Если вы внимательно смотрели на поверхность под стартовым столом на фотографиях, то наверняка заметили туннели, проёмы, углубления. Это газоводы, они нужны для отведения выбрасываемых ракетой газов. Для мощных двигателей тяжелых ракет простого конуса под днищем уже недостаточно. Конструкция их может быть разной, в США чаще использовали насыпной стартовый стол с орошаемыми водой газоводами на уровне земли. Вода смягчает ударную волну и снижает температурную нагрузку на стенки. У нас газоводы обычно сухие и расположены ниже уровня земли. Апрельский пуск "Falcon'a" показал, что в случае использования орошаемых подземных газоводов стоит следить за уровнем жидкости в них - ракета стартовала сквозь фонтан грязи, хорошо, что это не вызвало проблем.

Заключение

В заключение красивое видео замедленного пуска "Зенита" на "Морском старте". Видна работа стартовых механизмов и испарение падающего льда.

Незаметные сложности ракетной техники: Часть 5. Стартовые сооружения

Для того, чтобы было понятно, о чем идет речь, необходимо объяснить используемые термины и рассказать в общем, как происходит пуск ракеты-носителя.
Прежде всего, ракету-носитель и полезную нагрузку доставляют на космодром. Ракета-носитель практически всегда доставляется в разобранном виде, потому что так её проще перевозить. Затем ракету и полезную нагрузку собирают в одно целое и проверяют в специальном здании, которое для разных ракет в разных странах имеет множество различных названий: МИК (монтажно-испытательный комплекс), техническая позиция, технический комплекс, VAB (Vertical Assembly Building, здание вертикальной сборки), assembly building (здание сборки) и т.п. Затем ракета-носитель, обычно в сборе вместе с полезной нагрузкой, транспортируется на специальную площадку, с которой происходит пуск. Эта площадка имеет также множество названий — стартовый комплекс, стартовый стол, стартовое сооружение и т.п. Ракета, поставленная вертикально, весьма высокая штука, поэтому обычно есть т.н. башня обслуживания, которая позволяет добраться до нужных мест на уже установленной ракете.


Чем меньше ракета, тем проще стартовый комплекс и меньше трудностей с ним. На заре ракетостроения весь стартовый комплекс состоял из ровной бетонной площадки, опоры для ракеты на небольших ножках и простенькой башни обслуживания:

Фау-2 и приставные лестницы.



Более продвинутый вариант башни обслуживания. Конус внизу установлен для равномерного выброса газов в стороны.


Даже на пилотируемых пусках со стартовыми комплексами небольших ракет не было особых сложностей:

1961 год, первая пилотируемая миссия программы «Меркурий» — «Mercury-Redstone 3». Башня движется на рельсах, технология аналогична строительному крану. Под стартовой опорой виден такой же конус для равномерного рассеивания газов.


В принципе, для небольших ракет такой подход жив и сегодня. Небольшая стартовая масса означает сравнительно небольшую мощность двигателя и отсутствие проблем с отведением газов, сравнительно короткое воздействие высокой температуры, что снижает требования к материалам.

РН «Космос-3М», совсем недавно снята с эксплуатации. Слева видна башня обслуживания, справа — простой стартовый стол.


На Западе примерно то же самое — небольшую ракету можно поставить на старт промышленным автокраном:

Слева Taurus, справа Minotaur V.


И пускать с более высокого, но всё равно простого стартового сооружения:

Слева Taurus, справа Minotaur V.


Наверное, самый необычный стартовый комплекс — у семейства ракет «Р-7». Во-первых, это единственный комплекс, в котором ракета не стоит на столе, а подвешена за середину. Во-вторых, в ранних версиях стартовый стол поворачивается целиком перед запуском. Ну и в-третьих, вместо башни обслуживания сделаны две «полубашни», которые, к тому же, отходят от ракеты поворотом в вертикальной плоскости. Почему были приняты такие решения?
Решение по первому пункту очень хорошо описано у Б.Е. Чертока. У ракет семейства Р-7 первая и вторая ступени собраны в пакет. И этот пакет очень плохо устанавливался на стартовый стол — требовалось серьезное усиление хвостового отсека, а это лишний вес, и возрастало ветровое сопротивление. Даже были идеи построить стену вокруг старта. Эскиз транспортного устройства, которое вывозило ракету и ставило на четыре стартовых стола, по одному для каждого бокового блока, тоже никого не воодушевлял. И тут возникла очень красивая инженерная идея. В полёте усилия боковых блоков передаются на центральный блок через их верхние части. Так почему бы не подвесить ракету на старте за эти же самые силовые узлы? В этом случае ракета на старте испытывает те же нагрузки, что и в полёте, и не надо специальных мер по усилению конструкции. А погружение ракеты внутрь стартового сооружения решает проблемы с ветровой нагрузкой.

Схема стартового стола. В самом низу есть ещё выдвижной стол для доступа персонала, здесь не показан.


Пункт два исходил из задачи облегчения работы системе управления. В то время развернуть ракету вместе со стартовым столом перед пуском было проще, чем настраивать разворот после старта для аналоговой системы управления. Сейчас, в век компьютеров, это уже анахронизм. На Байконуре столы умеют поворачиваться, и это используют, как доставшееся в наследство, а на новых стартовых комплексах (Куру, Восточный) столы уже без поворотных устройств.

Фото стартового сооружения в Куру.


Третий пункт обусловлен постоянными апгрейдами ракет семейства «Р-7». Сначала была простая одноуровневая площадка:


Когда «Р-7» стала «Востоком», к одноуровневой площадке добавили подвижную башню обслуживания:


Для «Восходов» и «Молний» ещё добавили уровней:


Итог немного предсказуем :)

Это Плесецк, тут 9 уровней, на Байконуре 8.



Несмотря на красивый вид, сооружение не очень комфортное. Площадки открытые, продуваются всеми ветрами, и работа в мороз или жару — это незаметный героизм стартовых расчетов. Поэтому, когда стали строить старт «союзов» в Куру, спроектировали обычную мобильную башню (был ещё один фактор, о нем будет чуть позже):

Хороший результат эксплуатации новой башни привел к тому, что на «Восточном» будет такая же.

Отдельная интересная дилемма — это транспортировка ракеты на старт. И, конечно же, есть много возможных вариантов решения, со своими плюсами и минусами. Во-первых, ракету в сборе можно вообще никуда не везти — собрать сразу на старте, проверить и пустить. Во-вторых, ракету можно собрать горизонтально, отвезти на старт, установить её вертикально, и пустить. В-третьих, ракету можно собрать вертикально, и отвезти на старт сразу в вертикальном положении. А ещё можно эти варианты смешать.


Первый вариант реализуют, в основном, для небольших ракет (потому что это просто):

Снова Taurus. Слева, укрытая синим, первая ступень.

  • Не нужно возить ракету на старт.
  • Нужно увозить от старта монтажно-испытательный комплекс.


Вариант второй — это советская/российская школа, а также SpaceX. «Союзы», «Протоны», «Космосы», «Н-1», «Энергии», «Зениты» и «Falcon'ы» едут на старт в горизонтальном положении. Транспортер также является установщиком, и вертикализует ракету.

  • Длинный МИК построить проще, чем высокий.
  • Везти в горизонтальном положении проще.
  • От ракеты и полезной нагрузки требуется дополнительная прочность на изгиб.
  • На ракету и полезную нагрузку действует сила только в направлении «верх-низ».
  • Не нужен установщик и процедура вертикализации.
  • Нужен высокий МИК.
  • Несколько более сложная транспортировка.
  • Сочетает в себе удобства горизонтальной транспортировки и вертикальной сборки.
  • Требуется чистая комната, мини-МИК в башне обслуживания.


Ещё один вопрос, опять же связанный с башней — это вопрос её подвижности. Насколько необходимо и обосновано тратить деньги на то, чтобы башня могла отъезжать от старта? Тут руководствуются инженерной целесообразностью. Неподвижная башня должна выдерживать взрыв ракеты на старте. Подвижная же должна иметь моторы, колёса и рельсы, а также систему растягивания и собирания коммуникаций и трубопроводов. Что получается проще, дешевле и привычнее, то и делают. Здесь нет национальных школ, в каждом проекте инженеры делают как считают более удобным. Например, для «Протона» сделали мобильную башню:


А для «Ангары» — уже стационарную:


Американцы действовали в традициях своей школы — вертикальной сборки и транспортировки. Ключевым элементом стал тягач-транспортер, который возил ракету вместе с частью стартового стола и башни обслуживания. Это менее известно, но была ещё вторая половина башни, которую возил тот же тягач:

«Сатурн-V» с верхней частью стартового стола и одной башней обслуживания едет на старт. Вторая башня ждёт своей очереди в «тупике» дорог для тягача. Вдалеке видно здание вертикальной сборки.


Небольшой инженерный курьез. Миссии «Аполлонов» к станции «Скайлэб» и миссия «Союз-Аполлон» использовали этот же стартовый комплекс LC39, но меньшую ракету — Saturn-IB. Для того, чтобы ракета стояла напротив тех же мачт на гораздо большем стартовом сооружении, был сделан «детский стульчик» — ферменная конструкция, поднявшая ракету до высоты «Сатурна-V»:


Советская ракета «Н-1» тоже была сделана в родных традициях, её везли в горизонтальном положении на гигантском установщике два тепловоза по параллельным рельсам. Разве что башня обслуживания была несколько необычной — достаточно небольшой.

С началом разработки многоразовых кораблей стартовые комплексы ждала одинаковая судьба — они были переделаны под многоразовые корабли по обеим сторонам океана.
В США была сделана очень изящная башня обслуживания с поворотным элементом:



В СССР был сделан комплекс из двух башен рядом:

Большие трубы на левой башне — система посадки и аварийной эвакуации экипажа. Фото с сайта Буран.ру, копирайт пришлось отрезать при кадрировании.


Если вы внимательно смотрели на поверхность под стартовым столом на фотографиях, то наверняка заметили туннели, проёмы, углубления. Это газоводы, они нужны для отведения выбрасываемых ракетой газов. Для мощных двигателей тяжелых ракет простого конуса под днищем уже недостаточно. Конструкция их может быть разной, в США чаще использовали насыпной стартовый стол с орошаемыми водой газоводами на уровне земли. Вода смягчает ударную волну и снижает температурную нагрузку на стенки. У нас газоводы обычно сухие и расположены ниже уровня земли. Апрельский пуск «Falcon'a» показал, что в случае использования орошаемых подземных газоводов стоит следить за уровнем жидкости в них — ракета стартовала сквозь фонтан грязи, хорошо, что это не вызвало проблем.


В заключение красивое видео замедленного пуска «Зенита» на «Морском старте». Видна работа стартовых механизмов и испарение падающего льда.

Байконур, часть 2: Отсюда стартуют «Союзы»

Один день нашей поездки на Байконур был посвящен экскурсии на 31 площадку космодрома. Так называется монтажно-испытательный комплекс и стартовое сооружение для ракет-носителей семейства "Союз".


Наибольший эффект присутствия дает видео в формате 360°, а в фото и тексте можно вглядеться в отдельные детали и почитать более подробные пояснения.

Первый построенный стартовый комплекс для тогда еще Р-7 получил раздельные названия - площадка 1 - это старт, площадка 2 - это монтажно-испытательный комплекс (МИК). Второй же комплекс получил единое название "площадка 31" и для МИКа и для старта. При этом, одновременно, старт имеет название "пусковая установка №6", а МИК - "сооружение 40". 31 площадка расположена в 20 км на северо-восток от первой площадки. Поскольку оба стартовых комплекса первые годы использовались как пусковые для боевых межконтинентальных Р-7А, такое расстояние было выбрано специально, чтобы их нельзя было вывести из строя одной ядерной боеголовкой. Распространенные сейчас онлайн калькуляторы поражающих факторов ядерного взрыва говорят, что даже воздушный подрыв мегатонной боеголовки на одном из комплексов оставлял второй вне зоны поражения.


31 площадка была введена в строй спустя четыре года после 1&2 и несколько лет предназначалась только для военных задач. Первый пуск с нее осуществили 14 января 1961, а первый космический аппарат был выведен на орбиту 1 ноября 1963. Причем это был прототип противоспутникового оружия, официально обозначенный как "первый в мире маневрирующий спутник "Полет-1"".


Первый на очереди - МИК. На момент нашего визита там располагаются две частично собранные ракеты-носителя "Союз-2.1Б" под спутники OneWeb. Интересная особенность старых МИКов - желто-зеленое освещение. Даже на строившемся в 90-х "Морском старте" заметен этот же желтый оттенок. А чистый белый свет в МИКе на "Восточном" кажется гораздо более комфортным.


Пакет из первой и второй ступеней в сборе. Примерно так (не считая изменений в носовой части, где сейчас переходный отсек на третью ступень) выглядели самые ранние модификации "семерки": боевая и запускавшая "Спутник-1" и "Спутник-2". На одной из ракет ведутся работы. Судя по тому, что подобравшихся поближе блогеров просят отойти подальше, а то у них газ под давлением, это был какой-то из видов пневмоиспытаний.


Обратите внимание на выдвинутую в рабочее положение серую стрелу рабочего места над ракетой. Она не предназначена для крановых работ, мостовой кран передвигается под потолком, его часть желтого цвета видна в самом верху фото. А эти стрелы поддерживают электрические, пневматические и прочие коммуникации для подготовки ракеты-носителя к пуску.


А на этой фотографии над ступенями видны стрелы рабочего места в убранном положении.


Рядом две третьи ступени. Отсутствие маленьких сопел рулевых двигателей говорит, что перед нами ступени с более новыми и эффективными двигателями РД-0124, которые стоят на "Союз-2.1Б". Любопытный факт - в частично собранном виде "Союзы" хранят именно так - пакет первой и второй ступеней в сборе, а третья ступень отдельно.


Третья ступень крупным планом. Обратите внимание на закрытый красной защитной решеткой левый (верхний) торец, выпуклая часть - бак горючего. Если на первых двух ступенях окислитель (жидкий кислород) сверху, то тут - внизу. Оранжевая часть - переходный отсек из трех частей, он нужен как силовой элемент крепления и сбрасывается вскоре после разделения второй и третьей ступеней, повышая эффективность последней.


Открытый технический лючок межбакового отсека центрального блока второй ступени. Слева (сверху) бак окислителя, справа (снизу) - горючего. Чуть выше свешивается красная лента заглушки дренажно-предохранительного клапана горючего.


Переходный отсек, верх второй ступени. Красные заглушки закрывают разъемы коммуникаций, серая ткань - силовые крепления. Если приглядеться, на фото третьей ступени выше хорошо видны ответные разъемы.


Во втором зале МИКа располагается оборудование для работы с головной частью и разгонным блоком. По сторонам универсальные стенды сборки и подготовки космических головных частей с кантователем. На них уже подготовленные в других МИКах спутники устанавливаются на диспенсер, диспенсер - на разгонный блок, все это поворачивается в горизонтальное положение, и затем накатывается собранный из двух половинок головной обтекатель. Потом головная часть отправляется в зал, где мы уже были, для окончательной сборки. Полностью собранная ракета перегружается на транспортер-установщик и отправляется на старт.


На железнодорожной платформе готов к отправке на заправочную станцию разгонный блок "Фрегат" в транспортировочном контейнере. Контейнер - серый цилиндр сверху. Белая коническая часть внизу - это переходник, его нижняя часть будет установлена на верх третьей ступени. Помните третью ступень, накрытую защитной решеткой? Вот туда его и установят. При монтаже это низ головной части, таким образом она оказывается полностью закрытой со всех сторон. Но в полете этот переходник - часть третьей ступени и отделяется вместе с ней.


Скорее всего, это банальный противовес, но смотрится очень внушительно. Обратите внимание, что его массу можно менять, снимая и навешивая элементы в верхней части.


Испытательный стенд, судя по вентилям, скорее всего, для пневмоиспытаний.


Ворота, из которых тепловоз вывозит полностью собранную и перегруженную краном на транспортно-установочный агрегат ракету. Вывоз - торжественное событие, и пилотируемые пуски в доковидные времена собирали сотни зрителей, в том числе и туристов. Отсюда до старта по прямой всего 700 метров, так что по зрелищности и количеству точек для съемки 31 площадка проигрывает первой.


Агрегат с названием, которое не гуглится, на железнодорожном шасси. Судя по тому, что попал на спутниковые снимки, стоит тут уже давно. Совпадающий номер, но другой индекс имеет агрегат для транспортировки космических головных частей.


Вот мы и у стартового сооружения. Диагональные элементы с желтыми цилиндрами - это фермы-опоры, они выдерживают основную нагрузку от установленной ракеты. Желтые цилиндры - противовесы, они обеспечивают автоматическое откидывание ферм-опор во время пуска. Над ними две высокие фермы обслуживания. Боевой Р-7 и двухступенчатым ракетам, которые выводили первые спутники, хватало всего одного уровня. Когда появилась третья ступень ("Луны" -1,2,3 или корабли "Восток"), сделали мобильную ферму обслуживания с тремя уровнями. Для кораблей "Восход" и четырехступенчатой модификации с разгонным блоком Л добавили еще пару уровней. Затем мобильную ферму убрали, а получившиеся девять уровней очень наглядно показывают, как росли ракеты семейства Р-7.


На левой ферме звездочки показывают количество произведенных с этого стартового сооружения пусков. На момент нашего визита их 407, число, прямо скажем, впечатляющее.


Бросаем взгляд в противоположном направлении. Слева вагон, по виду похожий на агрегат заправки перекисью водорода, если приглядеться, то чуть правее серых ворот ангара прямо по центру можно разглядеть полукольца креплений транспортера-установщика. В отличие от "Восточного" здесь его хранят под открытым небом.


Обратите внимание на полосатое покрытие периметра стартового сооружения. На Байконуре стартовые столы для "семерок" могут вращаться вокруг своей оси. Сделано было это для того, чтобы ракета уже в момент старта была в плоскости стрельбы, и у системы управления не возникло неудобных углов поворотов подвесов гироскопов. Современные системы управления могут без проблем поворачивать на гораздо больший диапазон углов, но, раз возможность вращения стола есть, ее продолжают использовать.


Спускаемся вниз, под стартовое сооружение, на кабину обслуживания. Здесь ведутся работы с хвостовой частью ракеты - подключение коммуникаций, установка пирозажигательных устройств для запуска двигателей и т.п.


Кабина сконструирована подвижной и раскладной. На фото колонны, по которым при помощи поршней поднимаются и опускаются рабочие площадки. Люк на переднем плане говорит, что это не самый нижний уровень.


Черная деталь в виде буквы V в верхней части фото - одна из четырех нижних опор. Они почти не несут на себе вес ракеты, а, главным образом, удерживают ее от поворота в верхних фермах-опорах. Когда ракета стартует, они автоматически уходят в стороны. А еще на них стоят датчики, формирующие сигнал "контакт подъема", который и считается временем старта.


Одна из двух труб нижней части системы эжекции крупным планом. В момент старта отсюда бьет сжатый газ и создает прослойку, дополнительно защищающую стартовое сооружение от выбрасываемого пламени.


Труба с форсунками в нижней части фото - верхняя часть системы эжекции. Эта труба проходит вокруг всего огневого проема.


Ниша кабины обслуживания, в которую она отъезжает в сложенном состоянии незадолго до старта. Справа видны рельсы, по которым она передвигается.


С противоположной, внешней, стороны кабина закрыта защитной шторой. Несмотря на систему эжекции вид у нее потрепаный. Как-никак, температура выхлопа ракеты в районе 2000°С. А еще отсюда открываются необычные виды на чашу газохода из-под стартового сооружения.


При взгляде сбоку отлично видны кабель-заправочные мачты (слева), которые подводят различные коммуникации к ракете. На переднем плане справа выход одной из аварийных эвакуационных галерей. Они стоят по бокам старта и позволяют персоналу в случае серьезной аварии при подготовке к пуску быстро покинуть опасную зону.


Вид на старт с еще одного ракурса. Под столом видна защитная штора, слева - мачты освещения и громоотводы, справа на переднем плане - оборудование для ведущихся работ по обновлению покрытия чаши газохода.


А с этого ракурса хорошо видна изогнутая металлическая конструкция газоотражателя в самом низу.


Оправдывая свое звание космического археолога @Zelenyikot уходит в сторону от старта и находит там выброшенную при предыдущем пуске часть пирозажигательного устройства. Это кусок той самой здоровенной "спички", которой и запускают двигатель "семерок". От нее остался только верх с частью одной из двух пирошашек. Человек (ваш покорный слуга) здесь для масштаба.



Любопытная особенность бункера, которой нет на Восточном - перископы. Бункер всего в полутора сотнях метров от старта, и в 1961 году они давали лучшую картинку, чем камеры с мониторами. Вот они - две черные трубы всего в сотне метров от старта.


Продолжение следует, пусть и медленнее, чем мне бы хотелось.

Выражаю благодарность пресс-службе Роскосмоса за приглашение и, отдельно, Элине, Анне и Екатерине за самоотверженный труд по организации поездки.

lozga




Наибольший эффект присутствия дает видео в формате 360°, а в фото и тексте можно вглядеться в отдельные детали и почитать более подробные пояснения.































Оправдывая свое звание космического археолога zelenyikot уходит в сторону от старта и находит там выброшенную при предыдущем пуске часть пирозажигательного устройства. Это кусок той самой здоровенной "спички", которой и запускают двигатель "семерок". От нее остался только верх с частью одной из двух пирошашек. Человек (ваш покорный слуга) здесь для масштаба.




"Роскосмосу" стоит всячески поддерживать туризм по своим объектам. Потому что по окончании экскурсии по космодрому "Восточный" у группы блогеров возникла серьезная проблема: хвалить отечественную космонавтику не принято, а мы видели новые, просторные, светлые и чистые корпуса, молодых сотрудников и признаки хорошей организации процессов. Напишешь восторженный материал - не поймут-с. А ужасов, проблем и косяков что-то не наблюдается. Лично мне так вообще пришлось давить желание написать панегирик в стиле советских индустриальных очерков. В итоге под катом информативный и безэмоциональный рассказ о том, как работает космодром и как идет стройка стартового комплекса для "Ангары".



Мобильная башня обслуживания на стартовом комплексе РН "Союз"

Наиболее полное ощущение присутствия на космодроме вы получите, если посмотрите отснятое мной в формате 360° видео.

Путем ракеты

Космодром - это находящиеся на значительном расстоянии друг от друга рабочие площадки, такому расположению трудно подобрать бытовую аналогию. "Восточный" гораздо компактней Байконура, и перемещение между объектами занимает заметное, но не значительное время. На космодроме идет активное строительство, так что имеет смысл привести схему того, как он будет выглядеть в будущем.



Изображение Роскосмоса

Вряд ли имеет смысл воспроизводить в рассказе порядок нашей поездки, мне кажется, будет понятней, если выбрать последовательность, напоминающую перемещение ракеты на старт - универсальный технический комплекс, стартовый комплекс, командный пункт, командно-измерительный пункт и напоследок склады с оборудованием и строящиеся объекты второй очереди космодрома.

Унифицированный технический комплекс

Для того, чтобы понять, как работает унифицированный технический комплекс (УТК), лучше всего взять спутниковую фотографию и дополнить ее пояснениями, что и куда движется.


Ракеты-носители, разгонные блоки и спутники прибывают в УТК на склад блоков, затем развозятся по своим монтажно-испытательным комплексам (МИКам) при помощи так называемой трансбордерной галереи. Она - особенность "Восточного", на Байконуре или в Плесецке такого нет. Представьте себе поддон размером с железнодорожный вагон, который перемещается в галерее не вдоль, а поперек. А вот так она выглядит изнутри. Поддон - желтая ферма в отдалении.


Передвижение поддона автоматизировано, и позиционируется он при помощи лазеров. Главный плюс трансбордерной галереи - сокращение перевозки блоков на мостовых кранах. Вид на поддон вблизи.


УТК построен с расчетом на дальнейшее развитие и будет наращиваться по принципу конструктора. Например, нам показали неприметную дверь, на месте которой будут располагаться ворота МИКа пилотируемых кораблей.

На складе блоков во время нашего визита располагались свежепривезенные части огромной барокамеры для пилотируемого корабля "Орел". Из-за диаметра в 9 метров ее пришлось доставлять Северным морским путем. Вообще, это довольно редкий случай доставки на российский космодром чего-либо морем. Воображение, конечно, начинает рисовать картины идущих по Северному морскому пути ракет большого диаметра, не скованных больше ограничениями железной дороги, но это пока что фантазия, даже в проекте сверхтяжелой ракеты предполагается использование блоков "железнодорожного" диаметра.

Огромные ангары и широкоугольные объективы скрадывают масштаб. Вот общий вид.


А вот с полем зрения, близким к нашему глазу, восприятие размера сильно меняется.


На стоящих рядом плакатах указано, что монтаж барокамеры будет вестись с 2020 по 2022 год, затем она будет испытываться, а сроком готовности названо первое мая 2023.

Переходим в МИК разгонных блоков и космических аппаратов (РБ и КА). Здесь реализована любопытная схема, при которой большой ангар поделен на множество огороженных рабочих мест - каждому спутнику или разгонному блоку выделили свою комнату. На фото ниже слева эти "комнаты", а справа кантователь - устройство, на котором собирают в одно целое разгонный блок, диспенсер, спутник(и) и половинки головного обтекателя.


Заглядываем внутрь. Например, вот оснастка для работы с разгонным блоком "Фрегат". Чтобы мы не нанесли грязи и пыли с улицы, ходим по МИКу в халатах и бахилах. А работу системы кондицирования можно заметить по ощутимо более влажному, чем на улице, воздуху.


Порядок подчеркивается тем, что у оборудования стоят таблички. Большое черное на заднем плане - грузомакет, а на переднем плане грузозахватные приспособления 373СМ83.


Переходим в МИК ракет-носителей. По обе стороны стоят два почти собранных "Союза-2" - первая и вторая ступени в сборе, третья - отдельно. Обратите внимание на лестницу на заднем плане, по которой можно примерно оценить размеры зала.


В этот зал из МИК РБ и КА доставляют головную часть, ракета собирается в одно целое, ставится на транспортер-установщик (бело-синяя конструкция на фото ниже) и отправляется на старт. По сторонам ангара стоят укутанные в транспортировочную ткань половинки головного обтекателя и еще один "Союз-2" в разобранном состоянии.


Стартовый комплекс

Отправляемся на стартовый комплекс. Особенность "Восточного" - мобильная башня обслуживания (МБО). Она основана на проекте для космодрома Куру во Французской Гвиане, больше и тяжелее первой версии - 1600 тонн против 800. Основное достоинство башни - она укрывает от ветра, холода, дождя и снега не только технику, но и, главное, людей (почитать про стартовые сооружения). Подготовка к пуску ракеты на открытых площадках Байконура или Плесецка гораздо менее комфортна.


После установки ракеты-носителя в стартовое сооружение МБО наезжает на нее для выполнения предпусковых подготовительных работ. Незадолго до старта башня отходит на примерно сто метров. Скорость движения башни 12 метров в минуту.

Заходим внутрь. Нужен очень широкоугольный объектив, чтобы охватить стартовое сооружение. Внизу - корзина обслуживания, она нужна чтобы, в том числе, установить 32 березовые "спички", которыми запускают двигатели первой и второй ступени. Перед стартом корзина убирается под стартовый стол.


Поднимаемся на верхнюю площадку башни. На месте камеры при подготовке к старту стоит ракета.


Сбоку на башне есть маленький балкончик системы аварийной эвакуации персонала. С высоты примерно 50 метров открываются прекрасные виды.


Переключаемся на телеобъектив. Вот вид на УТК с расстояния 4 км.


Строящийся стартовый комплекс для ракеты-носителя "Ангара" почти в два раза ближе. Слева - будущее стартовое сооружение, по центру можно разглядеть накрытые зеленым огромные баки для хранилищ компонентов ракетного топлива (старт будет хранить две полные заправки "Ангары"), белые здания в отдалении - жилье рабочих. Наши экскурсоводы (как в анекдоте "не знаю, что это за блогеры, но экскурсоводы у них Дмитрий Рогозин и генеральный директор ЦЭНКИ Андрей Васильевич Охлопков") всячески подчеркивали их комфортность. Это действительно важно для нормальной работы.


Вид на газоход и окружающие пейзажи. Прямо скажем, повезло нам с погодой.


А вот это неблаговидно выглядящее отверстие - система аварийной эвакуации персонала с башни. Принцип прост - прыгаем в рукав, растопыриваем колени и локти и тормозим ими до поверхности. Если прыгнуть с прямыми ногами и прижатыми к туловищу руками, то можно разогнаться очень небезопасно для здоровья. Так что для пользования системой персонал проходит тренаж и сдает зачет.


Глубина чаши газохода - 22 метра, и, чтобы он поместился в кадр вблизи, приходится использовать возможности 360° камеры.


Командный пункт

Следующая наша остановка - командный пункт, с которого управляют подготовкой ракеты к запуску и непосредственно дают команду на пуск. Здание спроектировано с учетом возможных аварий, мы проходим сквозь бронированные двери, и нам не один раз рассказывают про избыточное давление внутри здания, сделанное специально для безопасности персонала. А на Байконуре вообще бункер с перископами.

В первом помещении расположены рабочие места операторов наземных систем - термостатирования, обеспечения сжиженными газами и др. За терминалами сидит сплошь молодежь, лично меня это порадовало.


А во втором помещении операторы работают с ракетой и управляют пуском.


Легендарный ключ на старт на "Восточном" превратился из физического ключа в поворотный тумблер.


Командно-измерительный пункт

Когда ракета оторвалась от стартового стола, она передает телеметрию и кадры с бортовой камеры. Когда спутник выходит на орбиту, с ним налаживается двусторонняя связь. Данные принимают и передают антенные системы на командно-измерительном пункте (КИП), расположенном в 11 км от старта. КИП Восточного - это небольшое здание (он самый компактный из четырех российских), со всех сторон окруженное антеннами.


Самая большая антенна на фото работает с одним из спутников-ретрансляторов "Луч-5". Ретрансляторы на геостационарной орбите расширяют зоны видимости. Иначе бы связь со спутником пропадала, когда он заходит за горизонт.


Сотрудники обижаются, когда слышат, как антенные системы называют тарелками, тем более, что под некоторыми сферическими куполами расположены совсем не тарелкоподобные антенны с фазированной решеткой.

Строящаяся часть космодрома

Сейчас на "Восточном" активно строятся объекты второй очереди для ракеты-носителя "Ангара" - стартовое сооружение (ГП-1), командный пункт (ГП-3), помещения для хранения компонентов ракетного топлива (ГП-6 и -7), здание для обеспечения температурного режима и снабжения потребителей сжатыми газами (ГП-4). Стартовый комплекс строится с заделом на будущее, предусмотрены сооружения для работы с жидким водородом (ГП-5), который будет использовать разрабатываемый разгонный блок КВРБ. Он значительно поднимет грузоподъемность "Ангары".

Склады оборудования

Стартовый комплекс - это огромное количество оборудования, которое производится по всей России и привозится на космодром крупными блоками. Наша экскурсия началась со склада, в котором хранится оборудование, требующее постоянной температуры и влажности. Например, своей очереди ждет система заправки жидким кислородом. Гид рассказывает, что оборудование доставляется в срок или даже раньше срока.


Рядом под открытым небом лежат блоки кабель-заправочной башни. Огромное сооружение высотой 66 метров и массой 3000 тонн было произведено, разобрано на блоки массой от 17 до 50 тонн и доставлено на "Восточный".


Строящееся здание командного пункта. Функционально он похож на уже виденный нами командный пункт для "Союза", здесь так же будет два главных помещения, для наземного оборудования и ракеты, только здесь они расположатся на разных этажах. Не меньше внимания уделяется безопасности, строение рассчитано на прямое попадание аварийной ракеты, здесь так же будет система, создающая избыточное давление.


А это - часть доставленного совсем незадолго до нашего визита стартового стола для "Ангары".


Вдалеке виднеется мобильная башня обслуживания стартового комплекса "Союза".


Масштабы стройки отлично передает взгляд со стороны газохода. Старт "Ангары" будет похож на союзовский, только больше, и со стационарной башней обслуживания. Газоход будет аналогичной чашей, но, конечно же, больше и глубже.


Вид строго с торца.


А теперь мы спускаемся под поверхность будущего стартового сооружения. Уже скоро арматуру будут заливать бетоном.


Обратите внимание на количество стяжек и то, что пруты арматуры соединяют муфтами. Вместе с особенным бетоном, про который нам рассказывают, конструкция должна суметь выдержать огромные нагрузки.


Выражаю благодарность Роскосмосу за приглашение на пресс-тур.

Читайте также: