Рыба на столе картина

Обновлено: 19.05.2024

Часто задаваемые вопросы о покупке картин художников на холсте

Вы можете заказать картину, сделав быстрый заказ (в таком случае с вами свяжется менеджер), либо через корзину (если вам нужно купить несколько картин).

Оплатить можно сразу на сайте банковской картой, либо выбрать вариант с оплатой после получения и после живого просмотра - для картин стоимостью до 50000 ₽. Для картин дороже 50000 ₽. мы заключаем с вами Договор купли-продажи, по которому 50% вы перечисляете авансом, а вторую часть после получения.

Также если в вашем регионе есть представительство АРТ МОСТ или партнерская галерея (см раздел Контакты), то получить и оплатить картину любой стоимости можно после живого просмотра в галерее.

Мы доставляем картины транспортными службами Деловые линии, EMS и Сити-Экспресс в любые регионы России. Зарубеж доставляем компанией Арт-Почта.

Доставку оплачивает клиент. Стоимость доставки по России составляет в среднем от 500 ₽ до 3000 ₽, в зависимости от размера картины и удаленности пункта доставки.

Мы уделяем особое внимание упаковке картины, поэтому для картин размером 80 см и более кроме картонной упаковки всегда заказываем палетный борт или деревянную обрешетку.

Если вы проживаете в том же городе, где находится и выбранная картина, то да, можно организовать просмотр картины. Также мы можем запросить у художника детализированное видео работы с лицевой и с обратной стороны. Но по большинству картин у нас загружены высококачественные фотографии, вы можете разглядеть в карточке картины каждый мазок и малейшие нюансы.

При этом для картин стоимостью до 50000 ₽. у вас всегда остается опция оплаты только после получения и после живого просмотра.

Да, у нас существует целая методология подбора картин для интерьера и для коллекционирования с целью инвестирования. Если вы подбираете в интерьер, вы можете прислать фото вашей стены и интерьера, и наш консультант сможет помочь с подбором картин под ваш интерьер и даже подготовить визуализацию, чтобы вы смогли оценить, как картина будет смотреться именно в вашем интерьере.

В случае инвестиционных целей, консультант по инвестициям сможет грамотно и аргументированно подсказать, какая из работ имеет больший инвестиционный потенциал.

• Большой выбор картин (в предложении более 20 тыс. картин), в нашей базе есть много доступного искусства от региональных художников. Цены от 5000руб. Подбор картин по всем основным параметрам. Мы не путаем вас искусствоведческими терминами, а говорим с вами о картинах на понятном и доступном языке.

• Удобный поиск по каталогу. Вы можете указать в поисковой строке нашего сайта интересующую тематику или ключевые слова (например, Пионы, Лошади, Заводы, Спорт и т.д.)

• Возможность оплаты после получения и живого просмотра по большинству картин каталога.

• Наличие сервиса рекомендаций и подбора картин для интерьера. Бесплатная визуализация выбранных картин для вашего интерьера!

• Уникальный калькулятор-оценщик картин, в случае оценки или продажи картин из вашей коллекции.

• Если выбранный оригинал для вас окажется слишком дорогим, мы сможем сделать высококачественный принт на холсте с изображением картины. Такой принт будет в 5-10 раз дешевле оригинала. Мы единственный ресурс в России, который производит авторские отчисления с принтов современным художникам.

• Авторские лекции по коллекционированию, инвестициям в искусство, подбору картин для интерьера и другие полезные материалы - в свободном доступе для посетителей нашего каталога.

Такое случается крайне редко, но если вдруг по какой-то причине вам не понравится купленная работа, вам нужно будет только упаковать картину обратно, и мы заберем ее курьерской службой.

При хранении графики (акварель, гуашь, пастель, карандаш, маркер, офорт и т.д.) следует избегать попадания прямых солнечных лучей на работу. Также все работы на бумаге, если они висят на стене, рекомендуется оформить в паспарту и стекло.

При хранении живописи и графики важное условие - картина не должна висеть рядом с источником тепла (радиатором, слишком близко к камину и тд), также не рекомендуется вешать очень близко от открытого окна, следует избегать резких перепадов температуры и влажности.

• Картины ныне живущих художников как правило не требует проверки подлинности, все работы подписаны, при желании для произведения можем подготовить сертификат подлинности АРТ МОСТ, с письмом подтверждения от автора картины.

• Картины советского периода сопровождаются либо письмами наследников картин, либо аукционными сертификатами, для советских художников первого ряда - обязательно экспертное заключение от искусствоведа или экспертного центра.

• Антикварные картины, работы русских живописцев 1го и 2го ряда, сопровождаются в обязательном порядке экспертизами таких центров как НИНЭ им. Третьякова, Реставрационным центром Грабаря, Государственным Русским музеем или Экспертным центром им. Репина.

В некоторых случаях к картине прикладываются документы, подтверждающие историю происхождения и владения картины, копии актов об участии в выставках в государственных музеях и прочая документация.

10 самых известных картин, на которых изображена еда

Селедка, банка с супом, синяя женщина: известные художники любили не только есть, но и рисовать еду. Рассказываем о 10 самых известных картинах, которые могут вызвать аппетит или наоборот.

Зинаида Серебрякова За завтраком

Энди Уорхол. «Банка с супом «Кэмпбелл», 1962 г.


Энди Уорхол – американский художник, дизайнер, скульптор, режиссер, писатель и автор работ, которые ярко иллюстрируют понятие коммерческий поп-арт. Благодаря ему искусство стало доступно широким массам: люди начали видеть красоту в простых вещах. Художник пытался раскрыть поверхностную суть предметов и дать понять, что любой из них прекрасен, даже если это обычная консервная банка. Картина «Банка супа «Кэмпбелл», созданная в 1962 году, - его самая известная работа. Вскоре Уорхол создал целую серию подобных холстов. При жизни художник продавал «супы» по 100 баксов, а уже после его смерти одна из этих картин была оценена в 24 миллиона долларов.

Кстати, супы «Кэмпбелл» Уорхолл действительно очень любил и ел их прямо из банки.

2. Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.


Зинаида Серебрякова - одна из первых женщин в истории русской живописи. Уже к 25 годам она стала всемирно известна благодаря автопортрету «За туалетом». Но самое обаятельное произведение Серебряковой - картина «За завтраком», которая является образцом семейного и детского портрета: художница любила писать детей с материнской заботой и бесконечной нежностью.

Многие удивляются, почему на картине подают обед, ведь, судя по названию, речь идет о завтраке. Оказывается, в доме Серебряковых был принят европейский режим питания — утром подавали маленький завтрак, а в полдень — более плотный.

3. Кузьма Петров-Водкин. «Селедка», 1918 г.


Натюрморты Петрова-Водкина – документальная летопись эпохи. Их уникальность заключается в минимальном наборе предметов на столе, в игре с зеркальными поверхностями и ярких красках. На картине «Селедка» изображен скромный обед 1918 года — две картофелины, кусок хлеба и селедка на столе. Искусствоведы полагают, что красная скатерть символизирует «революционные будни».

В натюрмортах художник часто использовал зеркальные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала. Его работы светлые и радостные, в них видно непосредственное восприятие мира и натуры художником. Среди известных работ с изображением еды также «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией», «За самоваром», «Фрукты».

4. Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918 г.


«Купчиху за чаем» Кустодиев написал уже в 40-летнем возрасте. Изображенная на картине дама — его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас, которая была настоящей баронессой из древнего рода.

5. Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849-1850 гг.


Федотов называл свой жанр живописи «нравственно-критическими сценами из современной жизни». В его работах были важны детали, ведь они раскрывали истинный смысл сюжета. Если хорошо присмотреться, то именно предметы на картине «Завтрак аристократа» раскрывают характер и образ жизни персонажа. Аристократ пускает пыль в глаза: он окружен модными и дорогими вещами, но завтрак его очень скудный. Он впопыхах пытается прикрыть кусок черного хлеба книгой. Кстати, сам художник назвал свою картину «Не в пору гость». А уже после его смерти появилось нынешнее название.

6. Казимир Малевич. «Натюрморт», 1911 г.


Известный русский импрессионист до написания картины «Черный квадрат» долго искал себя и свой стиль. Он считал, что нужно нести искусство в жизнь, а не наоборот, и тогда жизнь станет поистине прекрасной. В исканиях он обращался к импрессионизму и кубизму: он любил яркие цвета, сильные и резкие эмоции. «Натюрморт» – как раз работа периода исканий. Художник выполнил его в технике «клуазоне»: французский стиль росписи, в котором большие пятна цвета замыкаются черными жирными линиями.

7. Илья Машков. «Натюрморт. Фрукты на блюде», 1910 г.


Художника называют «королем натюрмортов», а искусствоведы считают его родоначальником русской колористической традиции. Действительно, любимым жанром Машкова был натюрморт: на холстах можно встретить яркие тыквы, сочные лимоны, апельсины, нежные персики, сочный разрезанный ананас и многое другое.

«Натюрморт. Фрукты на блюде» стал началом его работы в этом жанре. Кстати, в свое время художники Анри Матисс и Валентин Серов рекомендовали эту картину меценату Морозову. Для Машкова это было настоящее признание.

8. Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901 г.


Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.

Картина «Любительница абсента» – портрет души Пикассо. Художник постоянно преодолевал различные испытания: нищету, отсутствие заказов, смерть близкого друга. Именно поэтому тема одиночества и опустошенности отражена во многих его картинах. На время написания «Любительницы абсента» у художника даже не было денег на холст. Для этого Пикассо взял старую работу, закрасил ее и воспользовался обратной стороной. Цвета получились приглушенными, а героиня – зажатой и усмиренной тоской. Она настолько погружена в себя, что безразлична к происходящему. Абсент на столе – это портал в мир забвения, где нет тревог, болезней и страхов.

9. Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866 г.


Картина создана под впечатлением от скандального полотна Эдуарда Мане с одноименным названием. Общего у картин мало, кроме лесного пейзажа.

Для написания леса Клод выезжал на пленэр, а будущих героев рисовал сначала в мастерской, затем еще и на природе в виде этюдов. И только после этого в мастерской художник объединил все в одно целое. В первую очередь, картина завораживает своим солнечным светом, который проникает сквозь зеленое кружево листвы.

Художник расплатился «Завтраком на траве» за квартиру. Новый хозяин потерял часть картины и только спустя шесть лет Моне смог выкупить свою работу, восстановив утерянные фрагменты и переписав какие-то заново.

10. Поль Сезанн. «Натюрморт с бутылкой мятного ликера», 1895 г.


В своих натюрмортах Сезанн часто использовал яблоки, груши, луковицы, бутылки с вином, глиняные кувшины, чашки, корзины, разноцветные драпировки в холодных тонах. А еще французский живописец очень любил рисовать разные бутылки, и его предметы постоянно переходили из одной картины в другую.

Рыба к вашему столу

Рыба к вашему столу

Оговоримся сразу: никаких язей, голавлей или налимов москвичи в продаже не увидят, скорее всего, никогда. Нельзя сказать, что этих легендарных рыб более не существует в русской природе — за последние лет двадцать ихтиофауна России восстановилась до вполне нормального уровня. Просто речную рыбу у нас сейчас практически никто не ловит — только рыболовы-любители и редкие частные бригады. Не улучшают ситуацию и постоянные попытки (чаще удачные) приватизации подходов к воде и самой водной поверхности.

Так или иначе, на прилавках свежей речной рыбы практически нет. На нашем рынке отечественная пресноводная рыба представлена по большей части продукцией рыбоводческих хозяйств: карпом и форелью, белым амуром и толстолобиком, а также гибридом белуги и стерляди - бестером, которого бесчестные люди выдают за осетра или стерлядь (хотя на промысел осетровых в стране введен безоговорочный мораторий). Но и с такой рыбой тоже не все, слава Богу.


Родом из пруда
Она выращивается в прудах — и это служит отправной точкой для всех неприятностей. Прудовую рыбу кормят комбикормами, и чем они дешевле, тем больше вероятность, что рыба имеет некий посторонний привкус. Рыбоводы хотят заработать больше денег — и нарушают нормативы плотности посадки, набивая в пруды рыбы больше допустимых пределов. Скученность рыбы приводит к возникновению эпидемий. В советское время приболевшую рыбу лечили или отбраковывали, теперь же недобросовестные производители, не моргнув глазом, отправляют ее в продажу — в язвах краснухи или в похожих на плесень нитях грибка сапролегнии.

Еще одна проблема заключается в том, что прудовая рыба часто попадает на прилавок не живой, а уже уснувшей – и продавцы, особенно на рынках, как правило, ее даже не охлаждают. Правильное охлаждение и замораживание пойманной рыбы — это вообще отдельная беда российского рыбного рынка. Вот вам картинка, наглядно эту самую беду иллюстрирующая.


Это муксун. Как видите, с начинающимся омылением жиров, происходящим очевидно из-за внепланового размораживания при хранении. В идеале чешуя муксуна должна быть серебристой.

Родом из Вьетнама
С морской рыбой положение чуть лучше. Потому что помимо морской рыбы в точном смысле этого слова в продаже имеется очень много рыбы, выращенной с помощью достижений аква- и марикультуры. Поставляется такая рыба из Норвегии, Китая и Вьетнама. Норвежские производители используют самые передовые технологии рыбоводства, а китайские и вьетнамские – наименее затратные. Скажем, та же китайская тиляпия или вьетнамский канальный сомик пангассиус, продающийся у нас как «морской язык» (что, кстати, неправда), могут нагуливаться вообще на полях орошения. Хотя в чистом аквариуме пангассиус выглядит вполне прилично.


Рыба из Норвегии почти всегда хорошего качества – конечно, если она не пострадала при хранении и перевозке на территории РФ. Наверное, многие удивятся, узнав, что из Норвегии к нам поступают не только широко известные садковые семга и форель, но и скумбрия, и треска, и сельдь и даже мойва. Даже такие лидеры продаж, как Матиас и Русское море, используют для приготовления своей продукции мороженую норвежскую сельдь, которую размораживают и солят. Вот такую:


Свежемороженая сельдь, 350 г. Отличная сохранность, живой серебристый цвет, слой подкожного жира 1,5 мм.

Еще одна группа рыбы – исконно российская. Это дальневосточные лососевые: кета, горбуша, а если повезет, то и кижуч. Правда, поступает она чаще всего потрошеной, после извлечения икры, и потому может оказаться слегка суховатой. Не улучшает ее вкуса и изношенность вагонов-рефрижераторов, и их недостаточное количество.

Рыбная подделка
Выбор же из остальной морской рыбы зачастую превращается в лотерею, причем достаточно опасную. Мало того, что рыба не всегда оперативно замораживается при вылове, а потом плохо хранится – на прилавки поступает и рыба нелицензионного вылова, которая может оказаться как минимум невкусной. При этом, как бы в насмешку, иллюзия изобилия ассортимента создается за счет того, что многие виды рыб продаются под несколькими разными торговыми наименованиями. Вот, к примеру, вомер.


Плоская рыба с характерным высоким лбом. Ее можно встретить с ценниками селена, лунная рыба и рыба-луна. Эсколара продают как клыкача, масляную и даже как мурманскую белугу. Аргентинская атерина выдается за корюшку. И так далее.

Справедливости ради нужно сказать, что в нашей стране можно купить вкусную рыбу отличного качества, и по вполне демократичным ценам. Но здесь возникает другая проблема: многие покупатели не умеют выбирать рыбу — потому что для них она вся на одно лицо. Знают карпа, треску, навагу, ледяную да еще минтая для кошки; а вся остальная рыба – просто «рыба».

Николай Максимов по профессии ихтиолог, десять лет проработал в институте ВНИРО, причем 2,5 года из них провел в научных океанических экспедициях. Последние несколько лет занимается кулинарной журналистикой, много публикуется, проводит мастер-классы. В ЖЖ известен как maxnicol.

Рыба: вечно живой символ

Изображение рыбы в живописи мы встречаем нередко. Это популярный , красивый и многообразный символ , известный на протяжении многих веков в различных культурах.

Рыба: вечно живой символ

Рыб почитают как символ зарождения жизни в соответствии с традиционными космогоническими представлениями большинства народов Земли: жизнь произошла из воды , поэтому и ассоциируется с процессом оплодотворения. Рыбные блюда , а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод , а также любви и плодородия. Этот символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

был известен как в Древнем Египте , так и в кельтской , индийской , месопотамской , бирманской , персидской культурах , искусстве восточных славян. В бронзовых фибулах VII века , найденных у села Зеньково на Полтавщине , связывающие звенья , по форме напоминают змей , рыб и хищных птиц , тем самым , соединяя три природные стихии: воздух , вода , земля. Изображение этого животного часто встречается в декоре ювелирных изделий Центральной Азии , где онo также было связано с идеей плодородия. В древности золотую фигурку рыбки носили как амулет ( Амударьинский клад вв. до н.э., рыбка из Новой Нисы II вв. до н.э.); рыбы-дельфины изображены в виде застежек из Тилля-Тепе ( Афганистан , I в. до н.э.). Образ рыбы нашел отражение и в орнаменте некоторых традиционных украшений северных таджиков и узбеков. Этот орнамент известен под названием « рыбий хвост « или « рыбья чешуя» и трактовался как символ многочисленного потомства , а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья.

Из катакомб к вершинам

Самое широкое распространение и толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве I

Самое широкое распространение и толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве вв. н.э., о чем свидетельствуют многочисленные образцы , обнаруженные в катакомбах , служивших местом собраний христиан в период первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как тайнопись , чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении.

Символ Рыбы поясняет происхождение монограммы Иисуса. Христиане увидели в этом слове своего рода акростих ( первые буквы каждого слова составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква « древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других , очень важных слов , выражающих исповедание христианской веры: «Iesous Christos Theou Hyios Soter» ( греч.) — «Иисус Христос , Сын Божий , Спаситель» ( сокращенно: ICHTHUS — Рыба).

С распространением христианства и его изобразительной культуры символ рыбы обрел многозначность. Пре

С распространением христианства и его изобразительной культуры символ рыбы обрел многозначность. Прежде всего , это — символ крещения: как рыба не может жить без воды , так истинный христианин не обретет спасения , не пройдя через воды крещения. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками служило не только примером милосердия , но и широко употреблялось как метафора евхаристии ( Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н. э.).

Встречающиеся на церковных эмблемах три рыбы , переплетенные между собой или имеющие одну голову , обозначают Троицу , явленную тем , у кого открыто духовное зрение. Не менее значимы сюжет о пророке Ионе , проглоченном « большой рыбой» и исторгнутом через три дня невредимым , символизирующий воскресение , а также евангельская притча о чудесном улове учениками Христа символизирующая « ловлю человеков» в лоно христианства.
Средневековую живопись , с ее строго религиозным характером реальный мир не интересовал. Поэтому выбор тем и сюжетов , разрабатываемых художниками , был крайне ограничен , а символика — строго зафиксирована рамками церковного богословия. От каждого художника требовалось четкое следование каноническим предписаниям и для этого существовали специальные учебники. В книжных миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. птицы и рыбы символизировали « верхнюю и нижнюю бездны». В эмблемах рыбы использовались сравнительно редко , поскольку означали немоту и безгласие.

Код алхимиков и язык крестьян

Символы , аллегории , метафоры , сложные ассоциации , аналогии и параллели были элементами специфического языка средневекового мышления. Каждая отрасль знаний видела в реальном мире , прежде всего , определенную систему символов в зависимости от точки зрения , с которой они рассматривались. Например , рыба для астрономов и астрологов была знаком Луны; алхимики рассматривали её как символ воды; в медицине она связывалась с флегматическим темпераментом; толкователи снов интерпретировали её как воплощение плотского вожделения , а для простого народа она ассоциировалась с постом. Изображение рыбы , подвешенной за голову , означало беспорядок , нарушение моральных норм. Причем , такими разнохарактерными значениями средневековое сознание наделяло каждую вещь , явление или предмет

Ренессансное мироощущение пробило брешь в системе средневековых эстетических представлений , и сквозь нее в религиозную живопись хлынул широким потоком земной мир. Существенный вклад в развитие европейской живописи был сделан Нидерландами в XV- XVI вв. Художники искали новые сюжеты , средства и способы выражения творческих идей. По прежнему в ходу были символы , но смысл изображения менялся в зависимости от того , какой именно язык мог быть приписан автору.

Рыба: вечно живой символ

Творчество Иеронима Босха можно рассматривать как кульминацию перехода религиозной живописи в светскую , учитывая сохранение многозначности изобразительного кода. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в канонические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому , а также изобретал новые символы. Одна из самых известных работ мастера — триптих « Сады земных наслаждений» ( 1500−1510 гг.).

Рыба: вечно живой символ

В творчестве другого великого художника той эпохи — Питера Брейгеля Старшего изображение рыбы иллюстрирует исключительно фламандские пословицы. Например , на картине « Голландские пословицы» ( 1559 г.) герои картины визуально обращаются с рыбой , как с продуктом , но художник в свои сюжеты вложил смысл , который до сих до конца не прочитан искусствоведами , поскольку не все пословицы дожили до наших дней.

Например , сюжет , где мужчина жарит рыбу , иллюстрирует пословицу « Жарить селёдку , чтобы поесть икры» ( означает « сорить деньгами»). При этом возможно , в этом случае зашифрована пословица « Его селедка жарится не здесь» ( все идет не по плану). К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», его попытки терпят неудачу , он не получает того , на что надеется. В другой части картины крестьянин безуспешно ловит рыбу сачком: «Он рыбачит ниже сети» ( упускать удобный случай).

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше

и вполне реалистичное представление ассортимента роскошной трапезы — в Нидерландах знали толк в «тихой жизни». Мы собрали букет из картин нескольких живописцев — виртуозов жанра , благодаря которым даже само словосочетание « голландский натюрморт» выступает синонимом совершенной техники и изящества.

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Картины , изображающие природный мир , были невероятно популярны в Нидерландах. А в течение XVII века голландское слово « Stilleven» перешло в английский под видом « still life», что буквально означает « тихая , неподвижная жизнь». Однако до середины 1600-х годов сами голландцы обычно называли картины в соответствии с изображенными на них объектами , например , «завтраки».

большей части голландской живописи обманчив. Многие цветочные натюрморты , например , представляют сочетания растений , которые не цветут в одно и то же время года. А щедрые банкеты прерваны на середине , и некоторые блюда оставлены недоеденными.

Эти невероятные картины часто являются memento mori — напоминанием о смерти. Они указывают на то , что жизнь коротка , а Бог благ , но суд его суров. Поэтому воображаемые букеты могут намекать зрителю , что настоящие цветы , как и всё в мире , неизбежно должны увядать и умирать. Точно так же незавершённые банкеты говорят о внезапности смерти или служат призывом к умеренности.

Адриан ван дер Спелт. Натюрморт тромплёй с цветочной гирляндой и занавеской

Поджанрами голландских натюрмортов можно считать

• цветочные картины , которые отражают страсть голландцев к садоводству;
• кухонные и рыночные композиции , изображающие кулинарное богатство страны;
• «показной натюрморт» , связанный с предыдущим — фламандские художники разработали его для демонстрации экзотических фруктов , специй , а также предметов , цветов и мёртвой дичи;
• vanitas

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

— популярные сцены с черепами , песочными часами , книгами , горящими свечами и другими предметами , которые подчеркивают эфемерность земных удовольствий и побуждают к размышлениям об истинном смысле жизни.

Амброзиус Босхарт Старший. Ваза с цветами в оконной нише

Ян Брейгель Старший

Ян, родившийся за год до смерти своего знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего, был одним из первых художников , сосредоточившихся на цветочных натюрмортах. Его даже прозвали Брейгелем « Цветочным» или « Бархатным». Он дружил с Питером Паулем Рубенсом, и вместе они создали ряд работ , где первый писал окружающую среду и декорации , а второй — персонажей. Отличный пример тому — серия « Пять чувств», которая сейчас находится в Музее Прадо в Мадриде.

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла « Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом. Музей Прадо , Мадрид

Ян Брейгель Старший предпочитал изображать цветочные композиции в вазе или сосуде , причем с уже упомянутым сочетанием растений на всех фазах цветения — такие букеты никогда не могли быть написаны с натуры.

Интересный момент: в качестве фона для цветочных натюрмортов художники обычно выбирали природные пейзажи или небо , но вслед за Яном Брейгелем стали размещать их на их тёмном фоне. Сын прославленного отца также первым начал добавлять в композиции мелкие детали — мух , улиток , бабочек на всех стадиях метаморфозы. И это вовсе не случайное « украшательство»: так Брейгель Цветочный подавал идеи трансформации и воскресение. А , например , стрекоза — символ быстротечности. К тому же все эти детальные , миниатюрные , тонко выполненные изображения служили демонстрацией мастерства живописца.

У многих цветов также были христианские религиозные значения , пришедшие из Средневековья — розы и лилии символизировали чистоту и Деву Марию , тюльпаны — благородство , маки — власть и смерть.

Ян Брейгель Старший, «Букет цветов» (1606). Национальный музей искусств Румынии, Бухарест «Букет цв

Ян Брейгель Старший , «Букет цветов» ( 1606). Национальный музей искусств Румынии , Бухарест

«Букет цветов» ( 1606) из собрания Национального музея искусств Румынии — это настоящая визуальная энциклопедия. Композиция состоит из 130-ти видов и сортов цветов , которые художник месяцами изучал в брюссельском саду эрцгерцога Альбрехта Габсбургского. Среди растений спрятано около двадцати видов насекомых. Цветы распускаются и увядают , гусеницы превращаются в куколок , а затем в бабочек , отмечая течение времени и намекая на цикличность жизни. Таким образом , созерцание картины превращается в размышления о хрупкости и эфемерности красоты и жизни , а также о божественной природе искусства. Кажется , что лишь жужжание мухи на краю сосуда нарушает эту безмолвную медитацию.

Клара Петерс

Клару Петерс называют « первой леди голландского натюрморта». Неизвестно , когда и где именно родилась и умерла художница , которая создавала работы между 1607-м и 1621 годами. Скудные факты биографии — не редкость для художниц XVII века , поскольку женщин не воспринимали всерьёз в этой профессии. Никаких записей о Кларе Петерс нет и в антверпенской гильдии святого Луки. Как и большинство её коллег-женщин в ту эпоху , она , возможно , была дочерью художника , поэтому её не требовалось включать в записи об ученичестве. Некоторые историки искусств считают , что она могла быть ученицей Яна Брейгеля Старшего или Осиаса Берта.

Благодаря Кларе Петерс значительно возросла популярность уже упомянутых « завтраков», то есть ансамблей из бокалов , керамических сосудов , другой посуды , продуктов , напитков и цветов. Хотя биографы художницы указывают , что последняя известная им картина датирована 1621 годом , в Музее искусств округа Лос-Анджелес хранится « Натюрморт

Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta , что переводится как «мёртвая природа» . На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше

с сырами , артишоком и вишнями», написанный « примерно в 1625 году». Это тщательно проработанный « завтрак», состоящий из скромных , в основном местных продуктов.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

В композиции доминирует тарелка со сливочным маслом и огромные круги сыра. Эти продукты — повод для национальной гордости: молоко называли « благородной жидкостью», а молочные продукты стали неотъемлемой частью « Голландии , которую мы представляем». В то же время ассортимент и количество продуктов на столе не являются избыточными: картину пронизывает кальвинистское смирение.

Чем же удивляет эта работа XVII века современного зрителя? Картина очень реалистична. Например , каждый след зазубренного ножа отпечатан на кусочках масла. Сочный артишок и яркие красные вишни , отражающиеся в серебряной тарелке , освежают композицию , в которой преобладают коричневые оттенки. Съеденная вишня на краю стола ( от неё остались только черенок и косточка), — тонкое напоминание о бренности бытия.

Клара Петерс. Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином

У Клары Петерс был особый способ подписывать свои работы. На шести из 39-ти дошедших до нас картин присутствует богато украшенный серебряный нож , на котором выгравировано её имя. Кроме того , художница добавляла в картины скрытые автопортреты в отражающих поверхностях. Присмотритесь к приведенному выше « Натюрморту с цветами , позолоченным кубком , сухофруктами , конфетами , печеньем , вином и оловянным графином» ( 1611) из Музея Прадо: художница написала себя трижды в кубке и четырежды — в оловянном кувшине.

Такое обилие автопортретов — форма самоутверждения. Мастера не только подписывали свои картины , но и с помощью эдаких « пасхальных яиц» демонстрировали своё мастерство , что было зафиксировано даже в литературе того времени.

Виллем Клас Хеда

Виллем Клас Хеда, родившийся в 1594 году в Харлеме , несомненно , был одним из величайших мастеров натюрморта. В начале карьеры он специализировался на «ванитас» ( vanitas

, буквально — «суета , тщеславие» ), который восходит к болезненной одержимости смертью в XV веке. Все элементы композиции побуждают нас задуматься об эфемерности жизни и возможности внезапной смерти.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт

Позже Хеда переключился на «банкетные» натюрморты и «завтраки». Он мастерски передавал свет , отражающийся на поверхностях разной фактуры — стеклянной , серебряной и латунной посуде , которая располагается на идеально драпированной ткани. На картинах этого художника изображены не тщательно сервированные столы , а , напротив , уже свершившиеся трапезы.

Его самая большая картина « Остатки банкета с мясным пирогом» ( 1635) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне , на первый взгляд , подчеркивает роскошь гостеприимного пира. Но тарелки и ножи вот-вот соскользнут со стола , а кубок и графин уже опрокинуты. Конечно же , скоропортящиеся продукты или забытые предметы символизируют скоротечность жизни — однозначно трактуются погасшая свеча , разбросанные устрицы и оливки , недоеденный мясной пирог и наполовину очищенный лимон.

Виллем Клас Хеда. Остатки банкета с мясным пирогом

Лимон , почти всегда с завитком кожуры , впервые использовал в своей композиции в 1621 году Питер Клас — современник Хеды. Этот мотив в то время отражал три основных интереса голландского общества — коммерцию , естествознание и живопись , а также символизировал роскошь и богатство. «Лимон на столе был признаком того , что вы попали в высшее общество , таким же , как Mercedes или сумка Louis Vuitton сегодня», — пишет Джеймс Лэнгтон в статье « Когда натюрморт

дает вам лимоны: значение цитрусовых в искусстве и истории».

С 1620-х до конца 1640-х годов голландские художники предпочитали изображать натюрморты и пейзажи однотонной палитрой. Хеда была мастером таких холодных серых или тёплых коричневых цветовых схем. Здесь золото , серебро , олово и венецианское стекло сочетаются с нейтральной стеной и белой скатертью. Но уже позже — в середине 1600-х годов — для классического периода голландской живописи стали характерны более яркие цвета.

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем родился в 1606 году в Харлеме и считался лучшим натюрмортистом своего времени. Сначала учился у своего отца Давида де Хема , затем у Бальтазара ван дер Аста, который вслед за своим зятем Амброзиусом Босхартом Старшим ввёл в композиции ракушки и улиток. Переехав в Антверпен в 1631 году , Ян де Хем сменил монохромные изображения инструментов и книг на яркие и элегантные картины с цветами и фруктами. Его натюрморты , населённые всевозможными прожорливыми насекомыми , также несут моральные послания или иллюстрируют пословицы.

Ян Давидс де Хем, «Ваза с цветами» (ок. 1660). Национальная галерея искусства, Вашингтон Тридцать о

Ян Давидс де Хем , «Ваза с цветами» ( ок. 1660). Национальная галерея искусства , Вашингтон

Тридцать один вид растений в «Вазе с цветами» ( ок. 1660) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне не может цвести в одно время года. Многие из этих цветов имеют символическое значение. Верхние распускаются в солнечном свете , который струится через окно студии де Хема ( оно отражается в стеклянном сосуде). Те , что ниже , лишены небесного света , они поникают и увядают.

Похоже , этот букет содержит ссылки к воскресению Иисуса и спасению души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы есть и другие основания для такой трактовки. Бабочка , которая часто символизирует воскрешение , садится на белый мак — цветок , связанный со сном , смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея , раскрытая лишь в течение дня , представляет свет истины , а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте , откуда Бог говорил с Моисеем. Слева на столе саламандра жадно смотрит на паука , а по мраморной полке ползают улитка , моль и муравьи. Все эти существа символизируют ночь и тлен.

Читайте также: