Руки на столе психология

Обновлено: 01.05.2024

Кандидаты часто недооценивают то, насколько важно уметь пользоваться языком жестов и интонацией, чтобы произвести благоприятное впечатление на HR-менеджера. Консультанты по карьерному росту утверждают, что успешное прохождение практически любого собеседования зависит не столько от того, ЧТО говорит соискатель, сколько от того, КАК он это говорит.

Известный психологический факт: по сути неверный ответ «читается» адресатом скорее как правильный, если он произнесен в «нужной» манере (четко, уверенно, свободно и т. д.), в то время как верный ответ на вопрос, высказанный с сомнением, неуверенно (или, наоборот, нагло и с пренебрежением) воспринимается как ошибка. Знаменитая фраза: «Ляпай! Но ляпай уверенно!», нисколько не потеряла своей актуальности и сегодня. Это не значит, что любая «болтовня» во время интервью будет воспринята на «ура», если вы уверенны в себе. И все же огрехи поведения портят впечатление гораздо больше, чем неточности в словах.

Первое впечатление


От чего оно зависит и на чем основывается? Исследователи говорят, что еще до того, как мы успеваем рассмотреть собеседника, мы обращаем внимание на его жесты и позы — это главное, на чем строится первое впечатление о человеке.

Специалисты CareerBuilder провели тест среди рекрутеров. Одной группе менеджеров по персоналу показывали только 20–30-секундные видео с записью первых моментов собеседований: приветствия кандидатов. Вторая группа проводила с теми же соискателями интервью, которые длились по 20–30 минут. Затем психологи попросили обе группы дать описания каждому кандидату. Обнаружилось, что впечатления тех, кто видел соискателей только 20–30 первых секунд и тех, кто провел с ними по 20 и более минут, практически совпали.

На практике это означает, что ваши первые жесты — то, как вы поздоровались, пожали руку, сели в кресло — по значимости почти равносильны всему, что вы скажете дальше в ходе собеседования. Почему? Потому что чтобы вы ни говорили, ваша манера останется прежней. И именно по ней о вас будут судить.

Говорят: «Наглость — второе счастье». С этим утверждением можно поспорить. Зато уверенность — точно второе счастье для соискателя. Уверенные в себе и позитивно настроенные люди находят работу в 2–3 раза быстрее, только благодаря этим качествам. Обычно рекрутеры отдают предпочтение именно таким кандидатам, и очень часто даже несмотря на недостатки в опыте или квалификации. Определить пессимиста несложно: опущенные глаза, скованные, нерешительные движения, сутулые плечи — все это признаки, которые отталкивают собеседника, составляющие так называемого «синдрома неудачника».

Вряд ли кто-то захочет принять на работу человека, явно не настроенного на успех, без «положительного заряда». Соискатель сам не знает, подходит ли он для данной должности — именно так воспринимает менеджер по персоналу неуверенное поведение кандидата. В таком случае, вряд ли он станет экспериментировать с деньгами и временем работодателя, и наймет такого специалиста.

Приветствие и рукопожатие

Рукопожатие — ключевой момент в начале собеседования. Этот жест не только выражает приветствие, но и передает настрой кандидата. Знающие люди говорят, что умение правильно пожимать руку — половина успеха любых переговоров.

В этой «науке» важна сила и энергичность. Приветствие должно быть радушным и деловым. Вялая, еле двигающаяся рука может быть воспринята как нежелание здороваться.

Еще одна ошибка — обращение руки ладонью вниз во время рукопожатия. Таким образом передается желание доминировать.

Считается, что наиболее располагающим является открытое, так называемое полное рукопожатие. Это значит, что ваша ладонь полностью открыта и вы касаетесь ею руки собеседника, а не только даете ему свои пальцы. Рукопожатие «только пальцами» — на подсознательном уровне создает впечатление «отдернутой руки», как будто вы что-то прячете или скрываете, тогда как «полное» рукопожатие, напротив, сообщит рекрутеру ваш положительный настрой.

Итак, идеальное рукопожатие — энергичный открытый жест средней силы, совершается полной ладонью, которая при этом не обращается вверх или вниз. При этом важно смотреть в глаза собеседнику.

Правильно сидеть

Не сутультесь и избегайте позиций, которые визуально сделают вас ниже ростом. Вы должны производить впечатление спокойного, уверенного человека — профессионала в своем деле. Поза, в которой вы сидите, — один из инструментов создания такого имиджа. Женщинам больше свойственно садиться на край стула, в то время как мужчины предпочитают откидываться на спинку. Известный тренер и консультант по развитию карьеры Патти Вуд считает, что и то и другое может быть неправильным, если утрировать позицию. Человек, который все время сидит на краешке стула, выглядит скованным и зажатым, а слишком вальяжная поза создает впечатление небрежности, незаинтересованности. Как правило, в стрессовых ситуациях люди становятся или чрезмерно суетливыми и постоянно вертятся, или, наоборот, «застывают». Старайтесь не допустить этих крайностей. Не рекомендуется также прижимать руки к телу и скрещивать ноги — оба эти жеста создают впечатление неуверенности. Время от времени меняйте позу. Поставьте твердо обе ноги на землю, если чувствуете, что слишком сильно нервничаете. На подсознательном уровне это помогает успокоиться.

И самое главное — как бы вы ни сидели, поза должна быть естественной. Ни в коем случае не показывайте своего дискомфорта или того, что вы не знаете, как усесться и задумываетесь о том, как «расположить» себя на стуле.

Покажите руки

На собеседовании важно быть открытым. Спрятанные под стол или в карманы руки производят противоположное впечатление. Лучше держать руки на столе или на подлокотнике кресла так, чтобы они были видны. Часто, концентрируясь на словах, мы забываем о том, какие сигналы передают собеседнику наши руки. Излишняя жестикуляция, так же как и полное ее отсутствие, выглядят неестественно.

Также очень важно избегать «нервных жестов». Они сразу же выдадут ваши переживания и неуверенность. Эти движения свойственны очень многим. Как правило, люди их даже не замечают: кто-то теребит волосы или перебирает пальцами, другие крутят в руках мелкие предметы (ручку, ластик и т. д.) Так мы неосознанно пытаемся снять стресс. Постарайтесь заранее вспомнить, какой жест свойствен вам в нервных ситуациях, чтобы точно знать, чего делать ни в коем случае нельзя.

«Эффект зеркала»

Психологи считают, что подражание на уровне жестов в начале разговора создает более открытую и спокойную атмосферу. Иными словами, человек подсознательно чувствует себя более комфортно с тем, кто двигается похожим образом. Разумеется, этой хитрости рекрутер не должен заметить, но в начале собеседования можно воспользоваться «эффектом зеркала». Слегка наклонитесь в ту же сторону, что и ваш собеседник или выставьте вперед ту же руку. Улыбнитесь, если он улыбается.

Хороший финал

Как известно, люди лучше всего запоминают первые и последние моменты встречи. Поэтому завершение собеседования — ваши прощальные слова и жесты — также очень важны. Даже если вы считаете, что интервью прошло не так хорошо, как хотелось бы, не расслабляйтесь. Результат вам еще не известен и дело стоит довести до конца. Оставайтесь доброжелательным и энергичным. Можно еще раз выразить заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве (но без назойливости) и поблагодарить рекрутера за время и внимание. Желательно также заранее продумать несколько фраз, которые подведут итог тому, о чем вы говорили. Они должны запомниться и содержать ответ на самый главный вопрос собеседования: почему вы именно тот специалист, который подходит для этой должности?

Жест "Руки домиком"

Сигналы уверенности выражают исключительно комфортное состояние мозга. Некоторые знаки уверенности, подаваемые с помощью кистей рук, показывают нам, что человек вполне доволен и удовлетворен текущим положением дел.

Руки «домиком»

Соединение рук «домиком», возможно, является самой выразительной эмблемой полной уверенности в своей правоте и прочности занимаемой позиции (см. рис. 49). Жест заключается в соединении кончиков выпрямленных пальцев обеих рук и похож на положение рук при молитве, отличаясь лишь тем, что основания пальцев разводятся в стороны и ладони не соприкасаются. Он называется «домиком», потому что кисти рук образуют подобие островерхой крыши церковного здания. В Соединенных Штатах женщины при выполнении этого жеста держат руки низко (обычно на уровне пояса), отчего порой заметить его бывает довольно трудно. Мужчины склонны складывать руки «домиком» на уровне груди, благодаря чему жест оказывается более заметным и выразительным.


Жест Руки домиком

Рис. 49. Соединяя кончики пальцев, мы образуем «домик», который является одним из самых выразительных знаков уверенности в нашем репертуаре.

Сложенные «домиком» кисти рук означают, что вы уверены в своем мнении или позиции. Этот жест дает людям ясно понять ваше отношение к обсуждаемому вопросу и предупреждает о том, что вы готовы упорно отстаивать свою точку зрения. Люди с высоким статусом (юристы, судьи, врачи) часто включают соединение пальцев «домиком» в повседневный экспрессивный репертуар, чтобы подчеркнуть уверенность в себе и свое превосходство. Время от времени этот жест использует каждый из нас, но вся разница в том, как часто и в какой форме. Одни люди делают это постоянно, другие редко, третьи модифицируют жест (например, соединяют только выпрямленные указательные и большие пальцы, а остальные переплетают между собой). Кто-то складывает руки «домиком» под столом, кто-то высоко перед собой, а некоторые даже над головой.

Те, кто ничего не знает о невербальном значении этого выразительного жеста, могут удерживать руки «домиком» в течение продолжительного времени, особенно в благоприятных для себя ситуациях. И даже когда людям прекрасно известно, что этот жест выдает их состояние, им все равно трудно его скрыть. Лимбический мозг доводит эту реакцию до такой степени автоматизма, что подавить ее оказывается чрезвычайно трудно, особенно в состоянии возбуждения, когда человек забывает о необходимости следить и контролировать свои действия.

Обстоятельства могут быстро измениться и внести коррективы в наше отношение к событиям и людям. В таких случаях нам достаточно доли секунды, чтобы превратить жест полной уверенности в демонстрацию неуверенности. Если наша уверенность пошатнется или в мозгу появится зерно сомнения, то наши соединенные «домиком» пальцы могут мгновенно переплестись и привести руки в молитвенное положение (см. рис. 50). Эти перемены в невербальном поведении происходят очень быстро и точно отображают наши мгновенные спонтанные реакции на изменяющиеся события. Человек может неоднократно изменять положение пальцев, то соединяя их «домиком» (знак уверенности), то переплетая между собой (знак неуверенности). Эти изменения в точности отображают происходящий с переменным успехом процесс борьбы уверенности и сомнения.




Рис. 50. Переплетение пальцев рук — это универсальный способ показать, что мы испытываем стресс или тревогу.

Сложенные «домиком» руки убеждают присяжных

В силе невербального поведения можно убедиться, изучая воздействие жеста соединения рук «домиком» в разных социальных условиях. Этот жест полезно использовать свидетелям в зале суда, его даже специально рекомендуют тем, кто выступает в роли свидетелей-экспертов. Руки, сложенные «домиком», подчеркивают важные моменты и подтверждают уверенность эксперта в том, что он говорит. Когда эксперты ведут себя подобным образом, их выводы убеждают присяжных сильнее, чем в тех случаях, когда они держат руки на коленях или переплетают пальцы. Любопытно отметить тот факт, что когда обвинитель складывает руки «домиком» во время выступления своего свидетеля, то убедительность показаний повышается, потому что присяжным кажется, что защитник согласен с заявлениями свидетеля. С другой стороны, когда присяжные видят, как свидетель переплетает или заламывает пальцы, они обычно считают такое поведение признаком нервозности или даже могут заподозрить его во лжи (к сожалению, такое случается довольно часто). Важно отметить, что подобное поведение одинаково свойственно как честным, так и нечестным людям, и поэтому эти жесты нельзя автоматически считать признаками обмана. Тем не менее я советую всем свидетелям либо складывать руки «домиком», либо соединять сложенные горстью руки, не переплетая пальцев, поскольку эти жесты выглядят более достоверными, уверенными и естественными.

Сложенные «домиком» и расположенные на нужном уровне руки можно использовать для позитивного воздействия на людей. Этот жест способен выразить столь высокую степень уверенности и твердости, что людям становится трудно бросить вызов человеку, который использует такой невербальный сигнал. Сознательно выработанная привычка складывать руки «домиком» может оказаться очень полезной. В частности, лекторам и торговым агентам следует чаще использовать этот жест, когда они хотят выглядеть особенно убедительно, а всем остальным — если они желают подчеркнуть значение сказанного. Подумайте также о том, какую помощь жесты уверенности способны оказать вам во время собеседований при поступлении на работу, в ходе презентации ваших идей на совещаниях или просто в откровенных беседах с друзьями.

Слишком часто на профессиональных совещаниях я замечаю, как женщины складывают пальцы «домиком» под столом или очень низко. Фактически, они собственными руками подрывают свою уверенность. Надеюсь, что осознание силы этого жеста как индикатора уверенности, компетентности и твердости — качеств, необходимых, чтобы заслужить признание, — поможет этим женщинам впредь демонстрировать это надежное оружие над столом.

Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть-2

От автора: В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого собеседника через сканирование его подсознания. Тогда были представлены материалы, используемые при дистанционном обучении психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики головы и рук собеседника. А попутно мы представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных кинетик рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений: «Передний нижний замок», «Задний замок», «Руки в карманах», «Руки в бок

КОГДА РУКИ ГОВОРЯТ О ЧЕЛОВЕКЕ БОЛЬШЕ,

ЧЕМ ЕГО ЯЗЫК ЧАСТЬ-2

О чем будет идти речь…

В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого собеседника через сканирование его подсознания. Тогда были представлены материалы, используемые при дистанционном обучении психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики головы и рук собеседника. А попутно мы представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных кинетик рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений: «Передний нижний замок», «Задний замок», «Руки в карманах», «Руки в боки», а в следующей статье – «Руки захватчика», связка «Рука у лица».

«Передний нижний замок»: фрейдовское «либидо» или нормальная физиология?

Вначале – о практически не информативном жесте – о «переднем нижнем замке»…

-

- Согласен, не следовало бы… только… только в общественном мнении он имеет некую, скажем так, особую трактовку…

Но вначале – о том, как выглядит «передний нижний замок»: руки впереди (как бы на животе) и чуть внизу, ладонь в ладонь или сцеплены как-либо иначе (см. рис. 1).


Психоаналитики пытались связать это положение рук с ли­бидо, но - без соответствующей аргументации в обоснование такой ин­терпретации сексуального влече­ния. Зато есть основание принять интерпретацию, основанную на данных нормальной (не патологической) анатомии и физиологии человека.

Но вначале – об эксперименте. В ходе психологического тре­нинга Ваш покорный слуга просит одного из обучающихся встать (чего поч­ти никогда не делает) и рассказать о своей организации (компании). Слушатель встает и начинает свой рассказ, но при этом руками как бы слегка опирается на спинку стоящего впереди стула. Когда ведущий просит убрать руки со спинки стула (что вызывает явное удивление), слушатель, продолжая рассказ о своей организации, берет ручку и «машинально» начинает ее вертеть в руках. Когда веду­щий просит положить ручку (что вызывает еще большее удивле­ние, граничащее с раздражением), слушатель, продолжая теперь уже безо всякого энтузиазма рассказ, берет в руки лежащий перед ним очечник и начинает его перекладывать из руки в руку. И когда слышит, что и этого делать не следует, он. замолкает, при этом испы­тывая явное неудовольствие ведущим.

А ведущий знал, почему и зачем выступающий так поступал со своими руками, ибо того требовала особенность анатомии и физиологии рук человека.

А эта особенность заключается в том, что мышцы, осуществляющие сгибание рук в локтевом суставе, оказываются у человека сильнее мышц, осуществляющих разгибание рук в локтевом суставе (так
устроен человек, , а почему так – возможно, чуть позже поговорим). Значит, нормальное (анатомы говорят «физиологическое») положение рук – слегка согнутое в локтевом суставе (сгибатели сильнее разгибателей). И вот ещё одно подтверждение:

попробуйте лечь на воде на спину и расслабиться – Ваши руки примут именно такое положение: полусогнутое в локтевых суставах.

Вот почему когда руки свободны, они стремятся принять положение, названное в кинетике «передний нижний замок».

Вот почему неестественно (не физиологично) положение, когда человек стоит с опущенными вниз руками – руки «просятся» быть согнутыми в локтевом суста­ве.

Вот почему когда у человека есть возможность, он, стоя, либо касается спинки впереди стоящего стула (тогда его руки прини­мают физиологическое – слегка согнутое в локтевом суставе – положение), либо берет в руки ручку, очечник, иной предмет. (что и наблюдалось у слушателя в ходе эксперимента, о чем он не знал, но, узнав, получил порцию положительных (компенса­ционных) эмоций от ведущего).

А вот если ничего подобного нет (ни спинки стула, ни ручки в руках) – тогда и появляется «передний нижний замок» – руки скрещены в нижней части живота. Нормальное (физиологическое) положение (см. рис.2).


Не нормально, когда от человека требуют (будь то взрослый или ребенок), чтобы тот стоял – «руки по швам»; не нормально ибо не физиологично (родители, не требуйте от детишек: «Ну-ка опусти руки, что ты ими всё вертишь!» - теперь-то Вы знаете, почему он так…).

Таким образом, «передний нижний замок» не несет никакой иной смысловой нагрузки, кроме. физиологической. И, поэтому увидев такой кинетический знак, забудьте о нем.

Если Вы увидите руки в «заднем замке».

«Задний замок»: руки за спиной (см. рис. 3),


не обязательно переплетены, возможно – ладонь в ладонь.

На рис. 4 представлены четыре ситуации, когда у одного из изображенных виден «задний замок».


Поскольку на фрагмен­те (г) «задний замок» вынужденный, то

кинетику рук разъяснять не будем. Ситуации, изображенные на фрагментах (а) и (в), настолько очевидны, что не нуждаются в дополни­тельной интерпретации. Наиболее показательна фигура на фраг­менте ( б): от этого «хозяина положения» исходит явная уверенность в своем статусе, поэтому он и не нуждается в руках, как средстве защиты, может их убрать, демонстрируя этим самым «я никого не боюсь»; типичная «пристройка сверху».

Как пока­зывает опрос наших слушателей, кинетика «задний замок» скорее сочетается с «головой властелина», чем с «головой внимающего», а также скорее схожа с «выправкой военного», чем с «сутулой спиной».

А теперь, с учетом представленной выше информации и аргу­ментации:

Резюме для психодиагностики. Скорее всего, «задний замок» Вы не увидите у своего собеседника, когда в кабинете обсуждаете с ним какие-либо вопросы. А вот если Вы подобную кинетику заме­тили у лектора, преподавателя, есть основания полагать, что он ощущает себя явно «пристройкой сверху» по отношению к слушаю­щим. И уж точно для него сейчас не характерно чувство почтитель­ного отношения к аудитории, чувство внимания к ним, тем более – некоего подобострастия, ибо «пристройка снизу» не сочетается с кинетикой «задний замок».

И уж коль скоро мы заговорили о жесте, связанным с уверенностью, поговорим еще об одном жесте -

Руки в карманах – почему «как хулиган»?


Прежде: как выглядит эта кинетика – см. рис.5. А теперь – об интерпретации жеста «руки в карманах».

В детстве родители одного мальчика, отучая его держать руки в карманах, говорили: «Что ты держишь руки в карманах, как ху­лиган!» И в самом деле: в фильме «Место встречи изменить нель­зя» один из героев – «Промокашка» – дефилируя по улице, шел и держал при этом руки в карманах, это был своеобразный шик. Ответ на вопрос «почему?» находят мои слушатели при решении следующей задачи: «Перед Вами две женщины, одетые одинаково – на той и другой скромный костюм. Они стоят и разговаривают; при этом одна из них постоянно держит руки в карманах пиджака, а у второй подобного жеста нет. Известно, что одна из них работает в детском саду медсестрой, а другая – глава одного из департа­ментов в министерстве (зам. министра). Вопрос: кто из них ско­рее держит руки в карманах: медсестра или зам. министра?» Статистика наших опросов показывает: 93% наших слушателей отвечают верно – зам. министра.


Руки в карманах, как и руки за спиной (см. выше) – это то по­ложение рук, когда их проблематично быстро ввести в действие, например, для защиты, отражения нападения. А значит, если человек держит их в таком положении, он не рассчитывает, что ему придется защищаться, отражать. ибо уверен, что никто не посмеет напасть на него, уверен в своем положении, в прочно­сти своего статуса в обществе (как тот «Промокашка»). И теперь понятно, почему позволяет себе держать руки в карманах та из двух женщин, которая более уверена в своем социальном стату­се – зам. министра, а не медсестра. Руки в карманах проявляют подсознательную уверенность в своем положении (см. рис.6). А еще иногда руки в карманах – это как бы намек на то, что там может быть оружие.

А теперь, с учетом представленной выше информации и ар­гументации:

Резюме для психодиагностики. Скорее всего, общаясь с ин­теллигентными людьми, Вы не увидите у них такой кинетический знак – руки в карманах. А если и увидите, есть все основания по­лагать, что психическое состояние этого человека можно описать как склонность к независимости и уверенности (а то и самоуверенности) в себе.

А теперь – о жесте, которому уделяют явно недостаточное внимание:

Жест самопрезентации


Обратите внимание на эту маленькую кокетку… Хотя она и не знает такого слова - «самопрезентация», но жестом «руки в боки» она подсознательно увеличивает площадь возможного внимания к своей персоне (см. рис. 7).

Действительно, жест «руки в боки» увеличивает площадь тела, подлежащего вниманию окружающих. При этом подобный жест имеет место быть не только с позитивным знаком («Как? Идёт мне?!»), но и с негативно-агрессивным оттенком в виде угрозы.

Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть 3.

От автора: В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого Вашего собеседника. Тогда были представлены материалы по обучению психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики (жестов, положений) головы и рук собеседника. А попутно мы тогда представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных жестов (кинетики) рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений «Рук захватчика», а также связки «Рука у рта» и «Рука у головы».

Когда руки говорят о человеке больше,

чем его язык. Часть 3.

В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого Вашего собеседника. Тогда были представлены материалы по обучению психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики (жестов, положений) головы и рук собеседника. А попутно мы тогда представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных жестов (кинетики) рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений «Рук захватчика», а также связки «Рука у рта» и «Рука у головы».

«Руки захватчика»

Прежде: речь будет идти о жесте, когда руки, вытянутые от тела – вперед ли, в стороны…

Когда руки говорят о человеке больше чем его язык Часть 3

На рис. 1 художник изобразил человека, который «ведет себя неприлично»: сидя в общественном транспорте, раскинул руки в стороны. А сущность «неприличия» его поведения заклю­чается в том, что он, раскинув руки, таким образом как бы увели­чивает «свое» пространство за счет пространства других, проявив тем самым агрессивное отношение к окружающим его людям. Так, вероятно, воспитан человек.


И тот, который сидит за столом (см. рис 2 ), его руки тоже направлены в сторону от тела, в пространство – «хозяин по­ложения», он также может позволить себе (как и его «коллега» в метро) отхватить кусок пространства. И тоже проявляет агрес­сию, только, скорее всего, это пан-агрессивность, агрессивность в характере, ибо сидит себе человек вроде как спокойно, ника­ких врагов не клеймит. В этой связи весьма интересна картина М. Нестерова «И.П. Павлов», (см. рис. 3)


где великий физиолог изображен почти как на рис. 1: руки вытянуты на столе, пальцы сжаты в кулак. (Кстати, автор этих строк разговаривал с сотрудниками И.П. Павлова, и они характеризовали того не только как велико­го ученого, но и как, увы, достаточно деспотичную личность.)


Вот еще один «захватчик» (см. рис.4) - на трибуне, и у него руки тоже вытянуты в сторону от тела. И хотя про него, скорее всего, не скажут, что он «ведет себя неприлично», но психологическая суть та же – захватить пространство. Но если в первом случае (рис.1) человек проявлял агрессию непосредственно против конкрет­ных людей – пассажиров, то в этом случае раскинутые в сто­роны руки проявили пан-агрессивный настрой (против всего и вся), который мог быть детерминирован либо содержанием его выступления («беспо­щадно клеймит врагов. »), либо – его характером, если таково положение его рук и тогда, когда он выступает на вполне миро­любивую тему.

Итак, руки, направленные в сторону окружения, даже если данная поза не оценивается как «неприличная», свидетельствуют о властности, напористости, агрессивности – либо ситуативной, либо более фундаментальной, проявляя характер человека.

Резюме для психодиагностики. Скорее всего, общаясь с интел­лигентными людьми, Вы не увидите у них такой кинетический знак – руки в стороны. А если и увидите, есть все основания по­лагать, что психическое состояние этого человека можно описать как склонность к агрессивности (если таковое достаточно часто и почти везде), а также самоуверенность (точно как при «голове властелина»), либо этот человек в данный момент испытывает агрессивный настрой.

Обратите внимание на связку: «рука у рта»

Рассмотрим психодиагностическую роль этой связки на примере известной скульптуры Родена «Мыслитель» (рис. 5).


Почему Роден назвал эту скульптуру (сущностью которой
является жест «рука у рта») «Мыслитель», а не, допустим, «Отре­шенность»?

Известно, что когда человек говорит (говорит, разумеется, не «на автопилоте», а обдумывая свои слова), он в этот момент не мыслит о чем-то ином, не может решать какие-либо другие проблемы; а наоборот, мыслит, или решает какие-то проблемы, то, значит, не может о чем-то другом говорить (не на автомате), ибо два эти действия – размышление (на такую-то тему) и говорение (на другую тему) можно осуществлять только попеременно. И тогда рука роденовского «Мыслителя», прикрывающая рот, –это как бы самозапрет на гово­рение – «чтобы слова не мешали мыслям» (ибо говорить – значит, открывать рот). Вот почему именно - «Мыслитель».


Подтверждение подобной интерпретации: рука у рта (как запрет на самоговорение) индикатор мыслительной активности мы находим не только в теории, но и в повседневной практике.

Посмотрите на на фрагмент «а» рисунка 6 - там изо­бражен очевидный для всех запретный жест: человек кому-то говорит, чтобы тот молчал, не открывал рта. На фрагменте «б» того же рисунка 6 тоже стремление не издавать звуки, толь­ко как бы запрет уже самому себе (чтобы не закричать: «Господи, какой ужас! Когда же это. »). На фрагменте «в» (рис. 6) тот же запрет на самоговорение в ситуации, когда хотелось сказать: «Господи, какую же я глу­пость сморозил!» И еще две подобные ситуации на фрагменте «г» «Где же это находится. ?» (опять рука прикрывает рот, чтобы слова не мешали мыслям) и фрагменте «д» (решение задачки).

Он потирает переносицу? – Для вас это хорошо.

Следующая группа жестов «рука у головы» – это жесты связанные с потиранием лба, переносицы, массирование (в виде почесывания) затылка или кончика носа (см. рис.7).


Все эти действия (жесты, кинетические знаки) имеют одну и ту же природу (этиоло­гию, сказали бы физиологи), проистекающую из особенностей анатомии человека.

Дело в том, что кровеносные сосуды, питающие кровью кожу головы, име­ют прямую связь с сосудами, питающими кровью мозг чело­века. А мозг человека работает тем интенсивнее, чем лучше он снабжается кровью. Следовательно, для успешного решения какой-либо трудной задачи необходимо усилить приток кро­ви к мозгу; и сделать это можно, например, через массирование кожи головы в виде потирания лба, переносицы, затылка и т.п..

Резюме для психодиагностики. Если у Вашего собеседника рука часто находится у рта, подумайте, а не родственник ли он роденовскому «Мыслителю». И оставьте на минуту в покое того, кто при решении какого-то вопроса, проблемы невольно потирает переносицу или массирует затылок, – пусть улуч­шает кровоснабжение своего мозга (Вам, как его собеседнику, это, скорее всего, выгодно).

Ну вот, дорогой мой читатель, на этом мы заканчиваем психодиагностический анализ жестов (кинетических знаков) рук, пальцев или ладони в целом. И теперь, когда Вы увидите протянутую для рукопожатия ладонь, обращенную книзу, или увидите у своего собеседника вдруг появившийся «большой передний замок», или непроизвольное потирание переносицы – Вы уже знаете, кто есть кто или в каком психическом состоянии в эту минуту находится Ваш собеседник… А кто информирован…

Но на этом наше обучение психодиагностике собеседника, сканированию его подсознания не заканчивается. Предполагается, что следующий цикл статей будет посвящен психофизиономике (только не путайте ни с физиономикой, ни с физиогномикой, ни психофизиогномикой…))). Но об этом – в следующий раз.

Интерпретация жестов рук и тела

Основную часть науки о бессловесном языке составляет изучение жестикуляции — выразительных движений головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Например, встречаются два человека, жмут друг другу руки и — получают информацию: манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению.

Жестикуляция рук

В зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Движение руки (или рук) наружу ладонями к себе, когда оно слабое и медленное и идет сверху вниз, то означает отречение, смирение, отдачу. При этом высоко поднятые плечи только подчеркивают беспомощность. Когда же движение резкое, от себя наружу, то человек требует от партнера оставить его в покое, хотя такой жест может быть и символическим отбрасыванием в сторону какой-то неприятной мысли.

Если выпрямленная ладонь ребром вниз решительно опускается один или несколько раз, то становится как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом разрушении (разрешении) проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

При положении кистей рук ладонями вниз действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх (при этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх) — например, призыв к порядку, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.

Когда мы сжимаем пальцы в кулак, то сгибаем их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному «Я». Но кулак — это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки складывается до своих минимальных размеров. Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.

Разжатые кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Подобным образом выражается нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление отречения от чего-либо, скепсиса или отчаяния. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.

Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, Вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поза смущения, робости, затруднительного положения, боязливости (при этом всегда наблюдается некоторое напряжение). Данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Если эта поза кратковременна, то может выражать задумчивость, случающуюся и у активных людей, или кратковременное стеснение, а также самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство (например, учитель в своем классе, лидер в своей группе).

Если руки (или одна рука) спрятаны в карманы, то это компенсационная нагрузка при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. Часто — подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения и развития контакта. Если во время разговора руки убираются в карманы ненапряженно (или подчеркнуто вяло) — это демонстрация скуки, потери интереса, невежливый жест. Если руки убираются резко и с последующей напряженностью в области плечи-шея-руки, то так прорывается активная оппозиционность, враждебная установка, подготовка к нападению, особенно при соответствующем выражении глаз и рта. У собеседника может (и должно) возникнуть чувство опасности.

Потирание рук означает, что человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей. Часто наблюдается у активных предпринимателей, когда они в хорошем настроении, у любящих поесть — в ожидании обеда. Потирают руки и в переживаниях после удачного свершения дела.

Руки, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость, глубокая печаль или затруднение. Потирание руками лба — стирание нехороших мыслей и разглаживание морщин, если движение медленное и задумчивое — концентрация на размышлениях.

Количество жестов «рука — лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Вот типичные движения при этом: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ.

Прикладывание одной или обеих рук к ушам служит для увеличения ушных раковин, чтобы уловить побольше акустических сигналов. И, наоборот, прижатие одной или обеих рук к ушам, чтобы скрыться от шума. Символическое зажатие ушей ладонями может также означать стремление перебить возражающего Вам человека, как бы говоря: «Не желаю слушать, что ты говоришь».

Прикосновение к носу в большинстве случаев знак смущения человека, застигнутого врасплох, или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касание носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т. е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.

Тянущаяся ко рту рука, как правило, свидетельствует, о тенденции к сдержанности. Бессознательно хотят что-то скрыть, обычно то или иное выражение лица. Наряду с этим прикосновение к губам может также являться символом поисков нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам.

Прикасание кисти руки ко лбу сбоку отгораживает (экранирует) от нежелательных раздражителей. Это жест концентрации.

Жестикуляция тела

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находиться в следующих положениях:

Поднятые плечи — при этом слегка сутулая спина, более или менее склоненная голова, «втянутая» в плечи, — отражают хронический страх (например, родителей, супруга, хулиганов), запуганность, беспомощность, «ощетиненность», а также нервозность, идущую из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (при слабом напряжении).

Свободно опущенные плечи (шея открыта) — сигнал наступившего чувства уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

Попеременное поднимание и опускание плеч — выражение сомнения и задумчивости, раздумья, скепсиса, изменений в плане защиты. Поднимание и опускание плеча с одной стороны говорит «не знаю» с подчеркнутым чувством сожаления.

Отведенные назад плечи выставляют вперед грудь, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество; нередко переоценка себя.

Провисающие вперед плечи говорят о том, что человек проваливается сам в себя в отчаянии и слабости; выражают подавленность, покорность, комплекс неполноценности, «жалкий вид». Страх и ужас заставляют человека выставлять плечи вперед для уменьшения площади, открытой для нападения.

Поза, когда руки упираются в бедра, демонстрирует твердость, уверенность, стабильность, превосходство. Во время спора острые локти торчат в стороны, как оружие (притязания на большое пространство). У детей и начальства руки, упирающиеся в бедра, выражают вызов, браваду. Такая поза может быть сверхкомпенсацией скрываемого чувства слабости или смущения (особенно при широко расставленных ногах и оттянутой назад или приподнятой голове).

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо (стол, спинку стула, низкую трибуну и т. д.) — это поддерживающее верхнюю часть тела движение характерно для тех, кто слабо стоит на ногах. Может также выражать стремление к опоре при внутренней неуверенности.

Голова имеет особое значение в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшения восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны — отводится назад, при уклонении от чего-то — в сторону, а при сближении — склоняется вперед.

Голова, свисающая без напряжения: в просторечии в этом случае говорят, что человек «голову повесил». Таким образом выражаются безволие, апатия, безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь.

Склоненная голова (при обращенном вниз взгляде) — показатель подчинения. Если такой наклон головы используется при приветствии, то это вежливость, символическое подчинение. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли. Обычный кивок головой означает молчаливое одобрение, согласие.

Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то возможны коварство или же осознании своей вины. Таким же образом осуществляется наблюдение, полное ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у другого. Склоненная голова может сигнализировать и о задумчивости. В сочетании с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и положением глаз, когда зрительные оси почти параллельны друг другу, проявляется состояние, когда человек «напал на какой-то след».

«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определенную точку, выражает смущение, стеснение, стыд, плохие знания, неуверенность в себе. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх. Твердое ведении взгляда говорит о скрытности, незаметном подглядывании снизу.

Поднятая голова обычно у внутренне свободного и уверенного в себе человека. Поднятие головы выражает чувство собственного достоинства, готовность приступить к какому-либо делу, полную открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Если голова поднимается слишком высоко, то тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость, а также критическая бдительность (взгляд сверху дает критическую дистанцию).

Запрокидывание головы назад в большинстве случаев возникает как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление вызова, а при повороте всего корпуса в сторону партнера — навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения, что может выражать решительный протест и оскорбление чести или чувства собственного достоинства. При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод о чувстве превосходства, мужественности или готовности к деятельности. Так же может быть выражено безмолвное приглашение или немой вопрос (уточнит соответствующая мимика).

Выставленная вперед голова (особенно при сконцентрированном взгляде) свидетельствует о наличии интереса, напряженного внимания (глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру). Может быть как позитивная, так и негативная (до враждебности) установка. Голова, выставленная вперед, при угрожающем поведении словно бы демонстрирует: «Я воспринимаю все, но не боюсь тебя».

Поворот головы. Полный поворот головы и обращение лица к партнеру (со взглядом прямо на него и легком напряжении) свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей, о внутреннем принятии другого, свободном выражении своих чувств, о готовности к соответствующим действиям.

При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру, зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное.

Качание головой из стороны в сторону на всем протяжении (без напряжения; часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта) показывает нерешительность, в основе которой скепсис и осторожность.

Отворачивание головы от партнера свидетельствует о том, что заинтересованность в чем-либо отпала, интерес угас. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. Отворачивание головы в сторону может выражать также чувство превосходства, а если лишь на мгновение, то — мгновенное самостоятельное обдумывание.

Читайте также: