Рождественский стол до революции

Обновлено: 18.05.2024

Продумывая новогоднее меню, мы часто хотим невозможного: побаловать своих близких чем-нибудь необычным и при этом не поселиться на кухне на все каникулы. В преддверии зимних праздников мы решили рассказать о главных особенностях русского новогоднего и рождественского стола разных эпох. И даже поделиться парочкой рецептов от наших авторов!

Рождественская и святочная трапеза на Руси

Среди знатоков кулинарии принято считать, что русская национальная кухня сформировалась в период с IX по XVI вв. Основными продуктами в каждом доме были овощи, крупы, рыба и ягоды. Богачи и бедняки в то время ели схожую по составу пищу, даже праздничные застолья отличались лишь количеством блюд. Ни один праздник не обходился без изделий из теста. Хотя сливочного масла и сахара еще не знали, это не помешало появиться пряникам — традиционной выпечке на ягодах и меду. А на Святки пекли специальное обрядовое печенье: замысловатой формы колядки из пресного теста и круглые кокурки — из сдобного.

Рождество, знаменующее собой переход от поста к Святкам, требовало особого подхода к праздничной трапезе. В Сочельник пост предписывал отказываться от пищи. С первой звездой разрешалось только постное: «взвар» (густой отвар) из сушеных фруктов, ягод и пряностей, кутья из пшеницы с медом, постные блины и пироги. А самое вкусное — большие мясные пироги, жирную рыбу и сладости — можно было попробовать только утром. Большой популярностью пользовались блюда из свинины с кашей или хреном, сало, холодец, гусь или утка, запеченные целиком. Запивали все это слабоалкогольными напитками: медом, квасом и сидром.

Расцвет русской кухни и зимний Новый год

До 1700-го Новый год в нашей стране отмечали сначала ранней весной, а затем осенью. Указом Петра Первого праздник перенесли на 1 января, и он занял свое место в череде святочных гуляний.

Еда как песня. Мои кулинарные впечатления

Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым», потому как столы знати действительно ломились от яств. Пока крестьянам приходилось довольствоваться скудными запасами солений и мочений, «люди благородные» подхватывали моду на заморскую кухню. Рядом с привычными поросятами, домашней птицей и дичью, а также черной икрой, появилось жареное мясо, солонина, буженина, ветчина и разнообразные виды жаркого. Очищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки и осетрина считались деликатесами, а квашеную капусту с одинаковым удовольствием уплетали едоки всех сословий.

Среди сладостей приобрели особую популярность коврижки и цукаты, появилась знаменитая яблочная пастила. Кроме того, восточные и южные соседи присылали в Российскую империю лимоны и чай, изюм и инжир, арбузы и дыни.

От иностранных поваров до столичных ресторанов

Если в начале XVIII века считалось модным заимствовать из-за рубежа только продукты и рецепты, то начиная с его середины, самые предприимчивые дворяне начали привозить домой уже самих поваров. Мастера из Франции, Германии и Швеции готовили непривычные блюда из молока и фарша, а также разнообразные супы. Вместе с ними в страну наконец-то прибыло сливочное масло, бутерброды, европейские сыры и, конечно же, французские вина и коньяки.

К тому моменту, как святочные балы стали традицией, в оранжереях Москвы и Петербурга начали выращивать виноград и апельсины, а на стол знати вернулись простые народные закуски: соленые огурцы, грибы и салаты из редьки. Появились и российские игристые вина, а место деликатесов заняли телячьи фрикасе, отварная форель в вине, семга и разнообразная икра.

На рубеже XIX-XX веков в Россию завезли шоколад и мороженое. А когда главными блюдами стали омары, рябчики и индейки, многие уже не стремились встретить праздник в кругу семьи, отправляясь в гости или в рестораны, чтобы веселиться там до самого утра.

Советский стол: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!»

После Октябрьской революции Рождество и Новый год в нашей стране были запрещены, хотя втайне многие люди по-прежнему наряжали елку и скромненько их отмечали. В 1936-м Новый год вернулся к гражданам Советского Союза, но уже как светский праздник.

Новогодний стол стал считаться богатым, если на нем можно было обнаружить нарезку из колбасы. Уже в 40-х его невозможно было себе представить без отварной картошки и селедки с луком. «Шуба» для нее, как и вариация «Оливье» с докторской колбасой и морковью вместо раковых шеек и рябчиков, появилась на столах в 50-х, вместе с давно забытым студнем, легендарными прибалтийскими шпротами и «Советским шампанским».

Рождественский стол до революции

Для привлечения достатка важно было встречать Рождество в новой одежде, а специальные обряды в хлеву и во дворе должны были обеспечить богатый урожай и приплод скота.

Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день.

По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год (сегодня это старый Новый год), а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения.

Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.

Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды». Семья весь день готовилась к празднику в трудах и молитвах и лишь в сумерках усаживалась за постную трапезу. Основными блюдами были рождественский хлеб (сочень), сочиво и рисовая каша — кутья. Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки готовили нечетное количество блюд либо ровно 12 — по числу месяцев в году.

С языческих времен сохранилась традиция приглашать к рождественской трапезе души предков. Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь. В этот же вечер обходили дома родственников с угощением, что символизировало единение всего рода за общей трапезой. Затем шли на ночную службу в церковь. Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу.

В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб.

После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла.

После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла.

Как менялся новогодний стол в России

Праздновать Рождество и Новый год в России начал Пётр I 1 января 1700 г. После его смерти обычай заглох, и вернулся при Николае I . До конца XIX в. новогодние гуляния уступали Рождеству. Разобраться, что ели на Новый год - сложно:

  • Рождество отмечали 25-27 декабря - как правило, в кругу семьи;
  • 1 января - дневной светский праздник с кучей визитов (в то время было принято приглашать гостей или ходить в гости самому);
  • 6 января - крещение Господне.

Эти праздники объединялись в России в свя́тки ( святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды ; др.-рус. свꙗтокъ) - праздничный комплекс из 12 праздничных дней «от звезды и до воды» (от появления 1-й звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды).

Потому богатый стол праздничный стол состоял из 12 блюд.

«Домострой» содержал в себе рекомендации к столу:

«В Великий пост мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий , жареных гусей , тетеревов , куропаток , рябчиков , поросят на вертеле , баранину заливную , баранину запеченную , поросят заливных , поросячий потрох , бульоны куриные , солонину с чесноком и с пряностями , лосину , кур с вертелов, гусиные потроха , говядину вяленую да свинину , ветчину , колбасы , желудки , гусей вяленых , вяленых кур ». В большинстве семей стол был постный.

Вот - вполне адекватная открытка с рождественским столом в крестьянской семье. Самовар, чай, выпечка, что-то мясное. Вот и всё, собственно.

А нынешние безграмотные личности ошибочно предлагают это воспринимать Старым Новым годом? Да, он был раньше Нового года!

Шампанское появилось на богатых столах в начале XIX в. после победы над армией Наполеона.

На Рождество - большое количество мучных блюд , капуста , солёные огурцы . Фрукты - редкость. Свежая и соленая рыба , часто заменяла мясо . В литературных произведениях чаще речь о курах , гусях и зайцах на вертеле. В закусках проявлялись особенности регионов. Студень и ушное (блюдо вроде рагу из бараньей грудинки и репы). С началом 1-й мировой войны сухой закон стал причиной господства на столе самогона , а изысканные блюда сменили вареный картофель , квашеная капуста , солёные огурцы, студень. Правда, Новый 1917 год отмечали весьма запойно: «В 11 часов вечера было не найти ни одного свободного столика, - писала одна из столичных газет. - Запрещенные вино, коньяки, водка льются рекой, цены на них возросли баснословно: 20 рублей бутылка вина – кислой бурды, 80 рублей – коньяк. Водку пьют стаканами, наливая из нарзанной бутылки».

Рождество как переход от поста к Святкам, формировало требования к праздничной трапезе. В Сочельник пост предписывал отказываться от пищи.

С 1-й звездой разрешалось постное: « взвар » (густой отвар) из сушёных фруктов , ягод и пряностей , кутья из пшеницы с мёдом, постные блины и пироги .

Большие мясные пироги , жирную рыбу и сладости можно было только утром. Добавлялись блюда из свинины с кашей или хреном , сало , холодец , запечённые целиком гусь или утка . Запивали это слабоалкогольными мёдом , квасом и сидром . Крестьяне доставали скудные запасами солений и мочений . На богатых столах - чёрная икра , очищенные раковые шейки , солёные перепелки , фаршированные утки и осетрина .

Среди сладостей стали популярны коврижки и цукаты , яблочная пастила . С востока и юга везли лимоны , чай , изюм , инжир , арбузы и дыни .

Если в начале XVIII в. было модным везти из-за рубежа продукты и рецепты, то после середины начали привозить самих поваров из Англии, Франции, Германии и Швеции. Они готовили непривычные блюда из молока и фарша , супы , сливочное масло , бутерброды , европейские сыры , вина и коньяки .

В оранжереях Москвы и Санкт-Петербурга начали выращивать виноград и апельсины , на стол знати вернулись народные закуски: солёные огурцы, грибы и салаты из редьки . Появились российские игристые вина , а место деликатесов заняли телячьи фрикасе , отварная форель в вине , сёмга и разнообразная икра.

На рубеже XIX-XX вв. в Россию завезли конфекты , шоколад и мороженое . А когда главными блюдами стали омары , рябчики и индейки , многие уже не стремились встретить праздник в кругу семьи, отправляясь в гости или в рестораны, чтобы веселиться там до самого утра.

Что ели на Новый год и Рождество в царской России?

До 17 века еда богатых и бедных была похожей по составу. Основные продукты – овощи, крупы, ягоды, рыба. Отличия были только в количестве блюд. Обязательно на праздник были изделия из теста: пряники, печенье (как пресное, так и сдобное). После того, как Петр перенес Новый год на 1 января (об этом читайте ЗДЕСЬ ) – столы знати и бедных стали различаться.

Но схожесть осталась на рождественский стол, ведь перед Рождеством был длительный пост. А накануне самого Рождества (а в дореволюционной России Рождество праздновали 25 декабря, о чем я подробнее рассказывал ЗДЕСЬ ) отмечался Сочельник - день, когда верующим нужно полностью отказаться от пищи.

В Сочельник необходимо было всей семьей готовиться к празднику в трудах и молитвах. Отказ от пищи был «до первой звезды», олицетворяющей появление звезды Вифлеемской. После первой звезды все садились за общий стол и приступали к приему пищи. Которая была постной: пили «взвар» (густой отвар) из сушеных фруктов, ягод и пряностей, ели сочиво (блюдо из пшеницы с медом и сухофруктами), постные блины и пироги.

Обязательно на столе должен был быть рождественский хлеб - сочень (пирог из тонко раскатанного пресного, то есть бездрожжевого, теста с начинкой). Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки готовили нечетное количество блюд либо ровно 12 — по числу месяцев в году.

А вот утром можно было пробовать уже более вкусную еду – мясные пироги, жирную рыбу и сладости. Популярны были блюда из свинины с кашей, сало, холодец, запеченные целиком гусь или утка. Запивалось всё это слабоалкогольными напитками: медом, сидром, квасом.

Новый год после реформы Петра I оказался 1 января и попадал на середину святочных гуляний , которые шли от Рождества и до крещенского освящения воды. Поста уже не было, и поэтому столы были более богатыми. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым», потому как столы знати действительно ломились от яств.

В 18 веке всё большую популярность приобретает «заморская» кухня: рядом с привычными поросятами, домашней птицей и дичью, а также черной икрой, появилось жареное мясо, солонина, буженина, ветчина и разнообразные виды жаркого. Очищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки и осетрина считались деликатесами, а квашеную капусту с одинаковым удовольствием уплетали едоки всех сословий.

А у крестьяне тем временем новогодний стол был представлен запасами солений и мочений.

Определенный вклад в кухню внесли зарубежные повара, которые в 19 веке стали селиться в России. Изменили они и новогодний стол - начали готовить различные супы, блюда из молока и фарша. Появились на столах сливочное масло, сыры европейские, бутерброды, французские вины и коньяки. А в оранжереях начали выращивать виноград и апельсины.

Но в тоже время на столах снова стала появляться простая русская закуска: соленые огурцы, салат из редьки, грибы. Плюс появились свои игристые вина. Вернулись на стол и блюда из рыбы и икра.

В середине 19 века в России массово появились шоколад и мороженное (как свое, так и привозное). Главными праздничными блюдами стали омары, рябчики, индейки, из-за чего многие стремились встретить Новый год в ресторане, а не дома. Именно во второй половине появилась традиция встретить Новый год в заведении общепита.

Вот таким был новогодний стол в России до революции. Как он изменился в 20 веке, можно почитать ЗДЕСЬ (там, кстати, можно встретить и дореволюционные блюда).

Как праздновали Новый год и Рождество в России до революции? Что дарили? Как веселились?

Мы привыкли отмечать Новый год по современному. А, как это делали наши далёкие предки? В чём были отличия праздника, что изменилось?

Роль Нового года и Рождества

В России наступлению Нового года раньше придавали не такое большое значение, как сейчас. Связано это было с тем, что у православных христиан (большинства жителей России тех лет) в то время проходил Рождественский пост. Во время поста, как известно, верующие должны заботиться об уравновешенном образе жизни, воздерживаться от определённых видов пищи.

Католики же главный религиозный праздник – Рождество Христово – празднуют 25 декабря (в России тех лет + 12-13 дней), и на фоне этого большого события наступление нового календарного года казалось несущественным. Сейчас же отношение к празднику изменилось, это – самый популярный и отмечаемый в году праздник. Соответственно изменилось и отношение к Новому году производителей различной продукции и сферы обслуживания. Кстати, ёлки именно потому и держали в домах до Рождества в конце 1-й январской недели.

Открытки

Новый год часто изображали на открытках и лубках (цветные картинки, отпечатанные с досок). Новогодние лубки отличались простотой изображения и веселыми стихами.

Вообще, история Нового года меняла праздник. Художник Ф.Г. Беренштам изобразил это на серии новогодних петергофских открыток 1902 г. - 2 века назад, 1,5, век и 0,5 века назад и в год издания серии.

и в год издания серии.

Вообще, новогодняя и рождественская открытки были одним из самых распространённых видов подарка на эти праздники.

Приготовления к Новому году сводилась к установке ёлки , организации скромного (в пост!) праздничного стола и подготовке подарков . Впрочем, это произошло только с указа Петра I, до которого всё было иначе. Проблему новогоднего дерева решали рубкой (торговля ёлками была значительно уже, чем сейчас) и устанавливали в большей степени самостоятельно, только размеры деревьев были значительно больше, чем сейчас - позволяли объемы жилищ.

Украшали ёлку, как и сейчас, в основном, родители для детей. Сейчас очень много (подавляющее большинство) фабричных украшений, в позапрошлом веке предпочитали украшать самодельными фигурками людей и животных , настоящими конфектами и красиво завернутыми фруктами .

Детские игрушки того времени перекочевывали на ёлку на время праздника, некоторые из них были новыми, и ребёнок снимал их потом с ёлки. О дореволюционных игрушках вообще можно посмотреть мою статью . О ценах в том числе и на них также есть отдельные статьи .

Блестки, конфетти и серпантин готовили сами из подручных средств. Много украшений были на религиозную тематику (из-за Рождества) – ягнята , ангелочки и т.п. Тот же смысл вкладывался в звезду , венчавшую новогоднее дерево (аналог Вифлеемской звезды, возвестившей своим появлением на горизонте рождение Иисуса).

В расчёте на праздничный стол люди либо делали его у себя дома, либо шли в гости, либо – в ресторацию. В этом отношении отличий от дня нынешнего мало. Вот одно из таких меню начала января 1901 г.: 1) Консоме из дичи с пирожками и гренками; 2) Филе пике с соусом труфель; 3) Осетры разварные; 4) Жаркое: каплуны, пулярды и рябчики; 5) Шарлотъ аля рус; 6) Фрукты. Кстати, фрукты были любимым элементом русского (в том числе и самарского) новогоднего стола.

В гостях часто посещали у известных людей новогодние балы. Таким образом, производители услуг в сфере общественного питания и развлечений наживались на Новом году, как и сейчас. Но, в отличие от дня нынешнего, на новогодних балах прошлого устраивали маскарады , где дамы и кавалеры, оставаясь неузнанными, могли пофлиртовать друг с другом. К таким развлечениям дореволюционные самарцы относились с большим уважением и интересом.

Как и сейчас, только с гораздо большим размахом и уважением, церковь праздновала Новый год. Утром нового года городское общество собиралось на божественную литургию, в провинциальных городах проводившуюся в Кафедральном соборе. Главную литургию губернии служил, как правило, сам епископ (глава епархии). По окончании службы, как правило, устраивали Крёстный ход , в котором участвовали не только присутствовавшие при литургии, но и присоединявшиеся к процессии горожане.

На Новый год часто устраивали фейерверки и народные гуляния , отношение горожан к которым было также куда более уважительным, чем сейчас. Вечером весь город на Новый год иллюминировался. Особенно это производило впечатление на людей в то время, когда ещё не было постоянного освещения улиц, как электрического и даже газового.

Одной из самых популярных форм развлечения на Новый год было массовое катание публики на коньках на общественном катке. На этом зарабатывали неплохие средства. В Самаре каток заливали в зимнее время на велодроме Франца Неймана. Владелец с 1877 г. магазина на Дворянской (совр. Куйбышева) улице, торговавшего помимо других товаров, принадлежностями для занятий спортом (в том числе лыжи и для катания на коньках), Ф.А. Нейман с энтузиастами велосипедного дела арендовал на пустыре Павла Михайловича Журавлева велодром 80*60 метров (на месте совр. Дома Промышленности). В организации зимних массовых катаний также принимали участие музыканты, рядом с катком работали уличные торговцы пищей и напитками.

Одним из самых распространенных новогодних (и вообще зимних) развлечений были конные гонки по льду Волги (в Самаре от Предтеченской улицы (совр. Некрасовской) до Барбошиной Поляны (совр. Поляна им. Фрунзе)). Гонки на льду устраивали участники созданного в конце 1895 г. в Самаре любительского общества охотников конского бега. 7 января провели 1-е ледовое «состязание лошадей на призы». А затем бега проводили каждое воскресенье, пока был крепким лёд. Это было небезопасно весной. Так, один из известных в городе любителей подобной забавы Н.С. Кожевников в 1914 г. на своем рысаке ранней весной провалился в полынью, отчего заболел чахоткой и умер. Хотя конным спортом занимались, в основном, самые богатые жители Самары, позволявшие себе роскошь держать дорогих скаковых лошадей и даже целые конюшни, сами соревнования проводили для массовой публики, собирали много зрителей, став важной частью культурной жизни города.

Не отставали от конькобежцев лыжники.

Горожане выбирали самые крутые спуски в городах, и превращали их в горки. В этом, естественно, лидировали дети. Однако, и взрослые не отставали.

Для них строили специальные новогодние аттракционы.

Подарки были важнейшим элементом новогоднего бизнеса. Молодой человек, поздравив хозяев с Новым годом, подразумевался обязанным подарить конфекты детям . Так как в России не были в ходу китайские календари (а, соответственно, всей атрибутики с символами года), предполагало большую традиционность подарков. Пользовались популярностью атрибуты любого праздника: яркие шары , вкусности , приятные мелочи ,

Были рекомендации как дарить подарки дистанционно (с учётом более позднего визита): " Ценныя подарки приличнее посылать съ визитной карточкой, что, однако, не избавляетъ дателя отъ личнаго визита. Подарки на Новый годъ посылаются съ вечера накануне или, самое позднее, утромъ 1 января. Посланныя 2 числа, подарки теряютъ половину своей цены, ибо можно предположить, что дарящiй самъ получилъ этотъ предметъ въ подарокъ и не прочь избавиться отъ него, или же, что онъ купилъ его подешевле, такъ какъ купцы делаютъ обыкновенно уступки по прошествiи праздника. Роднымъ и знакомымъ, живущимъ въ другихъ городахъ, подарки посылаются въ сопровожденiи любезнаго письма ".

Подведём итоги: празднование Нового года отличалось от современного мало, с учётом особенностей того общества, его сословности, большей дифференцированности. Значительно больший (по сравнению с сегодня) упор этих праздников в дореволюционной России делался на детей. А, в целом, доброго Вам Нового года!

Бонус для дочитавших: видео про празднование Нового года и Рождества до революции.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Читайте также: