Роспись по дереву на столе

Обновлено: 17.05.2024

Деревянные изделия с художественной росписью являются существенной органической частью художественной культуры большинства народов.

Трудно назвать страну, где бы не было этого явления. И восток, и Африка, и Южная и Северная Америки являют интереснейшие образцы народного искусства.

В европейской традиции роспись по дереву и расписная мебель твердо закрепились в промышленном производстве, и осуществлялась она с участием профессиональных художников уже к 19 веку.

Росписи обычно подвергаются:

  • специально разрабатываемая мебель, в которой роспись является составной частью общего художественного замысла изделия;
  • мебель серийного производства (как один из вариантов решения);
  • мебель, специально продающаяся в розничной сети без отделки, т.е. предназначенная для отделки самим покупателем;
  • просто старая изношенная мебель, которой художник при реставрации придает новый неожиданный вид.

Роспись мебели идеи, фото № 1

Роспись мебели идеи, фото № 2

Роспись мебели идеи, фото № 3

Роспись мебели идеи, фото № 4

Расписываются отдельные элементы изделий или изделия целиком. Темы росписи могут быть самыми разнообразными: классические мебельные рисунки, пейзаж, натюрморт, обнаженная натура, религиозные сюжеты, геометрия и абстракция, карикатура и шарж и т.п. Совсем не обязательно замыкаться в рамках классической художественной традиции, ведь и ее недавно не было.

Роспись мебели идеи, фото № 5

Роспись мебели идеи, фото № 6

В России традиции росписи по дереву всегда были довольно сильны. Как и в других культурах, значительное влияние на развитие техники и технологии этого промысла оказала иконопись и изготовление других культовых предметов. К сожалению, в последние десятилетия производство художественной расписной мебели было полностью прекращено. Сейчас этот вид искусства очень медленно возрождается.

Роспись мебели идеи, фото № 8
Роспись мебели идеи, фото № 9
Роспись мебели идеи, фото № 10
Роспись мебели идеи, фото № 11

Не следует, однако, думать, что все это очень просто, скорее наоборот. Художественная роспись, и тем более роспись мебели — это сфера искусства, со своими традициями, законами и прочим.

Новая жизнь старого стола: расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки

Начну с небольшой истории.
Этот стол «поселился» у меня случайно. Шла и нашла. А потом — спасибо дворникам-таджикам, которые любезно доставили стол (за 300 руб). Тут я его отмыла и рассмотрела.
Оказался стол цельно-деревянным, без единого гвоздя, без болтов, вообще без металлических соединений! Есть вероятность, что дерево, в основном, бук. Столешница точно отделана буковым шпоном, не просто покрыта, а разделена на 4 сектора с кантом. Край — ободок из целого бука. (Не знаю, как я справилась с терминологией, всё же не плотник я. Но надеюсь, картинки скажут всё без слов).
Стол тяжеленный, совсем не разболтанный. Не знаю, был ли он изначально навысоким, может, ножки укорачивали. Для журнального он явно великоват. Но я этот стол сразу зауважала! Особенно впечатлило отсутствие металла и рисунок столешницы! А некоторое время спустя в Музее на Делегатской я встретила такой же! Правда, не в экспозиции, а на рабочем месте. Тоже невысокий, но поплоше-попроще моего по части декора. В музейном столешница была без каймы и без края, как в моём, только шпон из 4-х частей.
Первое, что я сделала — колёсики на ножки. Но мой дилетанский мастер-класс о другом.
Итак, столешница была немного повреждена, шпон был с утратами и царапинами. На реставрацию я бы не посягнула. Это мне слабо! Так я что решила столешницу расписать, но не скрывая её достоинств. Прежде росписи надо привести в порядок основу. Процесс выглядел вот так:

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 1

  • водка (самая дешевая) для обезжиривания поверхности;
  • салфетки в рулоне для протирки;
  • шпатлёвка по дереву, бук;
  • клей ПВА (совсем немного).

В шпатлёвку я добавила совсем немного ПВА. Поскольку повреждения небольшие, для работы я использовала металлический инструмент, название и назначение которого мне не известны (инструмент с барахолки). Смотрите фото. Кисточка самая простая и дешевая для ПВА, для выравнивания и тому подобное.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 2

Шпатлёвка должна хорошо высохнуть.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 3

Всю поверхность обязательно надо прошкурить. Наждачная бумага мелкозернистая (100, 120). Удобнее делать это губкой, или с помощью губки. Пыль и остатки лака аккуратно убрать, чуть влажной салфеткой протереть. Сухой стол вновь протереть водкой, обезжирить.
Конечно, были поиски сюжета. Хорошо, если имеется подходящий трафарет для такой работы. Я не хотела закрашивать поверхность полностью. Узор шпона и кайма должны были составить основной фон. Рисунок и краски не должны быть яркими, орнамент должен быть 4-х частным. Поиски вариантов были довольно долгими. А потом я нашла вот такой вариант:

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 4

Как вы, очевидно, догадались, рисунок — это схема для вышивки-ришелье. Схема попала ко мне, опять же, с блошиного рынка (там нашла набор замечательных сюжетов). Повезло, что масштаб рисунка оказался вполне подходящим!
Я не стала портить схему, я уважаю такие вещи и понимаю, что утраченного не вернёшь. Потому взялась делать трафарет из кальки. Это просто: карандаш и калька. Причем, необязательно воспроизводить все детали.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 5

Дальше — работа с маникюрными ножницами.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 6

Чтобы не разрушить трафарет, прорези делаю осторожно.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 7

Трафарет для контура готов.
Теперь надо подготовить поверхность стола. Стол зашкурен, но перед росписью поверхность надо покрыть лаком. Для этого я взяла бесцветный акриловый лак по дереву. Покрывала только 1 слоем, поскольку основное покрытие ляжет на узор.
На фото вы видите 2 белых карандаша — это цветные карандаши из простого набора цветных карандашей. С их помощью я нанесу контуры рисунка на покрытую лаком поверхность.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 8

Вот что получилось. Итак, контуры рисунка нанесены белым карандашом. На фото видны пятна шпатлёвки, я их пока не трогаю, поскольку частично они будут закрыты рисунком.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 9

Трафарет прорезанный не по всем контурам я, глядя на схему, дорисовываю.
Цинковые белила, акриловые, которые я использовала в начале процесса, нужны для выделения основы рисунка. Постепенно добавляются и краски. В рисунке немного зелени, с неё и начала. Все краски — акрил.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 10

По ходу дела составляю палитру. Для работы понадобились более качественные синтетические кисточки и ватные палочки для коррекции.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 11

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 12

В процессе подбираю варианты оттенков и выделения цветочных лепестков.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 13

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 14

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 15

На этом фото видно, для чего мне понадобился белый фон по контуру цветов.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 16

В схеме ришелье есть соединительные мотивы, которые удерживают прорезные фрагменты. Я решила использовать и эти элементы декора. Кроме того, кромка шпона местами имеет утраты, кторые мне трудно восстановить. Что ж, добавим орнамент.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 17

Для орнамента делаю ещё один трафарет. На этот раз использую пластиковую салфетку и маникюрные ножницы. Почему нужен трафарет, надеюсь, понятно. Это позволяет не нарушить симметрию, которая очень важна в таком декоре.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 18

Вот такой будет форма орнамента по краю шпона. Для нанесения орнамента использую жесткую синтетическую кисть, излишки краски (акрил), снимаем, кисть должна быть почти сухой.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 19

Орнамент не должен быть столь резким, цвет меня не устраивает. Корректирую цветом.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 20

Кроме цвета, добавляю бронзу (акриловая краска «бронза») на лепестках орнамента. А то, что на схеме было обозначено для ниток, я прочерчиваю контуром (акриловый контур).

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 21

Тонкой кисточкой прорисовываю тычинки, контуры, штрихи.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 22

Ну вот и закончен основной рисунок. Чего-то мне не хватает. Дорабатываю.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 23

Попутно «прикрываю» акрилом, подобранным по цвету, те пятна шпатлёвки, которые «не закрыл» рисунок.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 24

Покрываю столешницу несколькими слоями яхтного лака (Тиккурила). Столешница готова. Но работа со столом ещё не окончена.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 25

Так я снимала старый лак. Он неплохо снимается растворителем, но в условиях квартиры это не просто. Пользуюсь сапожным ножом и тому подобное. Получается вот так:

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 26

Снова о блошином рынке: там нашлись вот такие старые мебельные накладки.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 27

Я отмыла их ацетоном, а дочищала вот таким инструментом (с блошки, названия и назначения не знаю).

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 28

Затем прошкуривала мелкой наждачкой.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 29

Наждачкой с двух сторон! Затем покраска акрилом простой, дешевой синтетической кисточкой.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 30

Это всё для вот такого оформления ножек стола:

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 31

Фото ещё до окончательной покраски. Декор я слегка выделила бронзой, той же самой, что и на орнаменте.
Столешница готова.

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 32

Новая жизнь старого стола расписываем столешницу с использованием схемы старинной вышивки, фото № 33

Стол «проживает» в моём доме. А ведь погиб бы ! Мне приятно, что я не позволила ему пропасть.
Решилась показать вам процесс и узнать, что вы думаете по этому поводу. Надеюсь, что-то пригодится таким дилетантам, как я.
Пожалуйста, имейте ввиду: фото мои, а я не фотограф. Претензий к фото не принимаю!
Надеюсь, что прежде чем выбросить из дому накладочки, обломки старой мебели, схемы вышивок, ненужный инструмент, вы попытаетесь передать эти сокровища «в хорошие руки».
Творческих радостей и успехов вам! Спасибо за внимание!
С неизменным уважением, Жанна (gvasi).

Живут и дышат – многообразие русских видов росписи по дереву. Почему старинные промыслы возрождаются, чем они интересны

vidi-rospisi-po-derevu

Хохлома давно стала столпом русской росписи. С этим трудно спорить, вот только видов росписи талантливый русский народ породил много больше, и они заслуживают не меньшего внимания. Какие виды росписи по дереву стали достоянием народного искусства? Почему хохлома известнее, чем, например, пермогорская роспись? Почему эти художественные направления на самом деле интересно изучать? И что нужно для того, чтобы освоить один из видов русской росписи? Ответы ищите здесь.

Мезенская

Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.

vidi-rospisi-po-derevu

Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:

  1. Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
  2. Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
  3. Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
  4. Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
  5. Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
  6. Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
  7. Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью компании «Беломорские узоры». Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.

Городецкая

Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).

vidi-rospisi-po-derevu

5 главных тезисов – городецкая роспись:

  1. Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
  2. Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
  3. Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
  4. Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
  5. Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.

Хохлома

Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.

vidi-rospisi-po-derevu

Что нужно знать о хохломе:

  1. Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
  2. Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
  3. Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
  4. В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
  5. Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
  6. Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
  7. Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.

Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.

Прикамская

В старину этой росписью декорировали стены домов, двери и мебель. На светло-оранжевом фоне в красном цвете изображали анималистичные и растительные мотивы. Название промысла связано с территорией, что прилегает к реке Кама в Пермском крае.

vidi-rospisi-po-derevu

Все рисунки прикамского промысла – это те же сакрализованные пожелания счастья и благополучия, достатка в семье. В сам термин «прикамская роспись» входит два десятка техник.

Основные мотивы промысла:

  • вазоны с пышными цветами;
  • птицы и животные;
  • кусты с плодами;
  • сюжетные сцены с людьми.

Попробовать прикамскую роспись по дереву можно гуашью, акрилом. Подходящие для декорирования поверхности – шкатулки, доски, хлебницы, короба, деревянные игрушки.

Северодвинская

Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.

vidi-rospisi-po-derevu

Что нужно знать об этом направлении:

  • сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
  • в основном ею декорировались прялки;
  • вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
  • северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.

Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.

Пермогорская

Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.

vidi-rospisi-po-derevu

Особенности техники:

  • птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
  • посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
  • бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
  • приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
  • продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
  • цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.

Пермогорская роспись будет удачным вариантом для первых проб в изучении таких направлений. Пробовать эту роспись по дереву можно акриловыми красками, так как они придадут большую яркость выразительным работам.

Урало-сибирская

Один из видов свободной кистевой росписи по дереву масляными красками этоУрало-сибирская роспись . Отличает ее особая техника – разбел, когда на края плоской кисточки в один захват с белилами берется цветная краска.

vidi-rospisi-po-derevu

Особенности промысла:

  • небольшое количество цветов – лишь один для всей зелени, лишь один для всех цветов, цвета обычно контрастируют фону;
  • традиционно расписывали окрашенную древесину;
  • разметку делали пальцами без эскиза, отпечатывали пятнами главных цветов расположение будущих листьев и бутонов;
  • благодаря двухцветному мазку создавался мягкий переход от цвета к цвету;
  • завершали роспись графичные черные приписки, чтобы все элементы композиции связывались с фоном.

Особенно привлекательна эта роспись в интерьере и экстерьере домов – там ее лаконичность, собранность, четкость в выборе цветов максимально раскрываются. И даже в современном интерьере она может стать интересным акцентом. Начать можно с декорирования белого подноса урало-сибирскими мотивами, а продолжить, к примеру, расписной книжной полкой.

Предлагаем вашему вниманию фильм об уральской росписи и художнике Надежде Елькиной.

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.

vidi-rospisi-po-derevu

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Шугозерская

Появилась она на территории современного Тихвинского района Ленинградской области. Считается возрожденным художественным промыслом. Рисовали на прялках, не отказывались от использования трафарета, вертикализировали растительный орнамент. На вершине веточки могла сидеть птица с ягодками в клюве.

vidi-rospisi-po-derevu

Интересными находками были красные или синие прялки с геометрическим орнаментом – для крестьян они доступнее в ценовом смысле, но сегодня культурологи и этнографы считают их не менее интересными, чем яркие растительные росписи.

В 2018 году большой коллектив специалистов, преподавателей, музейных работников и инвесторов провел огромную исследовательскую работу. Ее цель – возродить местный промысел. А в апреле 2019 года появилось предприятие ООО «Шугозерская роспись». Сегодня создается творческая мастерская, которая продолжит традиции достойного художественного направления предков.

Очевидно, что интерес к русским росписям растет. Оказывается, что и узоры, и мотивы, и цветовое решение нельзя назвать старым, неактуальным. Оно может стать изящным принтом на модной одежде, украсить сумки и аксессуары для волос, ремни и обувь. Оно может превратиться в узор на салатнице или чайнике, который привнесет приятный национальный колорит в космополитичную белую кухню. Таких решений, осмыслений древних промыслов в сегодняшнем дне очень много. И это не может не радовать.

Роспись мебели своими руками – почему это модно и почему вы обязательно с этим справитесь. Советы, подсказки начинающим, МК

rospis-mebeli

Интерьерная мода балансирует между быстро меняющейся новизной направлений и проверенной временем классикой. Но если в вашем доме есть вещи, к созданию которых приложили руку вы сами, это будет всегда актуально и ценно. Роспись мебели – одна из таких дизайнерских возможностей, которую может освоить даже новичок. О том, что нужно для преображения мебели, о возможных стилях росписи, об этапах декорирования читайте далее.

Бонусом для вас станут 2 подробных мастер-класса по росписи мебели – в первом вы узнаете, как преобразить тумбочку, во втором, как сделать из стандартной мебели стильное изделие в бохо-стиле.

Роспись мебели своими руками

Уникализирование – главная цель любого художественного труда. Когда старый и уже невзрачный шкаф меняет свое лицо, в доме происходит обновление. По-другому начинает смотреться весь интерьер.

rospis-mebeli

Частые вопросы от тех, кто решился расписать мебель своими руками:

  1. А какую мебель лучше расписывать?Старая деревянная мебель – наиболее подходящий вариант. А вот современные изделия из ДВП и ДСП в этом смысле значительно проигрывают деревянным предметам. Потому реставрация и последующая роспись бабушкиного шкафа вполне может быть лучшей идеей.
  2. Мебель покрытая натуральным шпоном подходит для росписи?Да, это тоже удачный вариант. Например, старый шкаф или комод из шпонированной многослойной фанеры прекрасно поддается обработке. После удаления с него краски или лака поверхность грунтуется, заново окрашивается, и уже далее на нее прекрасно наносится рисунок.
  3. А что делать тем, кто очень хочет расписать мебель, но рисовать не умеет?Воспользоваться замечательной возможностью трафаретной росписи – с ней справится даже тот, кто последний раз держал кисть в руках еще в школе.
  4. Если дома есть мебель только с фасадами МДФ, современная, она подойдет для росписи?Подойдет, но только после определенной подготовки. Нужно соблюсти все этапы технологии, и тогда мебель изменит свой облик.

Популярные стили для обновления мебели росписью

Если уж и заниматься творчеством, декорированием, то с серьезным, продуманным подходом. Нужно не просто преобразить шкаф или тумбу, а сделать это так, чтобы новый вид мебели стал гармоничен интерьеру пространства.

Какие стили для росписи наиболее востребованы:

rospis-mebeli

  • Бохо. Эклектичный стиль, перевод названия с французского означает «цыганский». Много подушек, текстиля, непарных предметов мебели присущи этому интерьеру. Мебельная классика в этом стиле – винтаж. Если вы решили расписать бабушкин трельяж, это хорошая идея. Будет ярко, нарядно, растительные узоры в таком направление могут идеально сочетаться с флористическими мотивами.
  • Прованс. Стиль нежный, летний, загородный. Это может быть мебель с налетом старины, неизменно светлых натуральных оттенков. Можно придать ей эффект потертости, искусственно состарить. Главное, что требуется от такой мебели – создание спокойной, теплой обстановки в доме, которая гармонизирует все пространство. Мотивы росписи – растительные, птички и насекомые, плоды, клетки для птиц.

Интерьеры в русском стиле смотрятся невероятно современно. Этому посвящена наша статья: «Интерьер кухни в стиле гжель: фото, дизайнерские идеи и советы по оформлению».

Решили ли вы заняться росписью мебели в стиле бохо, или присматриваете различные вариации винтажных стилей, технологически процесс преображения будет одинаков. И сначала нужно запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.

Необходимые материалы

Мастер мебельной росписи имеет целый арсенал нужных красок, грунтовочных составов, кистей и валиков. Если вы только пробуете себя в росписи, придется почти все покупать с нуля.

Краска, лак, грунт

Наиболее универсальным вариантом для росписи мебели считаются акриловые краски. Такие составы отлично ложатся на поверхность, ровным слоем, без комков и переходов. Они не имеют запаха, быстро сохнут.

rospis-mebeli

Перед росписью мебель обрабатывают грунтовкой. Если вы решили искусственно состарить мебель, нужно выбирать специальный грунтовочный состав, который создаст на поверхности мелкие трещинки. Впрочем, подобное средство можно сделать и самому. Для этого нужно смешать клей ПВА, яичный белок, лак и желатин.

Лакировка – не всегда обязательный, но популярный способ фиксации росписи. Выбор лака сегодня не создает особой проблемы. Чаще выбирают средства на водной основе: однокомпонентные, двухкомпонентные или акриловые. Акриловым лаком, к слову, пользуются при покрытии мебели для детских садов и социальной сферы.

Кисти, валик

Отлично, если вы сможете приобрести целый набор из плоских и круглых кистей. Они должны быть разных размеров, чтобы художник не чувствовал скованности в своих действиях. Могут потребоваться кисти как с натуральным ворсом, так и синтетического состава.

Валик тоже понадобится для работы, ведь в большинстве случаев на дерево сначала приходится нанести фон, и только потом приступать к росписи. Вооружитесь линейкой и простыми карандашами – эскиз и разметка при формировании орнамента играют не последнюю роль.

Наждачная бумага

rospis-mebeli

Вам потребуется бумага с мелкой зернистостью и бумага с крупной зернистостью. Крупная понадобится перед нанесением грунтовки, а мелкая – для финишной обработки. Иногда с помощью мелкой наждачки можно создавать дополнительные эффекты на поверхности.

Другое

Как уже говорилось, в росписи вашим помощником может стать трафарет. Сегодня их очень много – они продаются в магазинах товаров для творчества, заказываются на азиатских сайтах, изготавливаются самостоятельно. Использование трафарета ускоряет работу и делает результат более предсказуемым, точным, гармоничным.

Кроме того, постарайтесь определиться с местом, где будет происходить роспись мебели. Если делать это приходится дома, нужно создать такие условия, чтобы ничто не пострадало в ходе лакокрасочных работ. Выручают, как всегда, старые газеты, полиэтиленовая пленка и ветошь для быстрой уборки пятен краски.

Мотивы для новичков

rospis-mebeli

Начинающим браться за серьезные, сложные работы, конечно, не стоит. А вот поиграть с простыми, незатейливыми узорами и орнаментами можно. Самый правильный стартовый вариант – геометрические мотивы. Для их переноса на декорируемую поверхность художественные навыки и не нужны. Достаточно лишь понять алгоритм и технически точно, терпеливо ему следовать.

Собственно, и в этой ситуации выручают трафареты. Когда наловчитесь работать с ними, обязательно захочется «живой» росписи. Но руку нужно натренировать, и орнаментальные трафареты с этой миссией прекрасно справляются.

Этапы росписи мебели

Неважно, что вы расписываете, шкаф или тумбочку, табуретку или буфет, ход работ всегда один и тот же.

Подготовка рисунка и основы

Определяетесь, что будет изображено на мебели, выбираете эскиз или нужную трафаретную заготовку. Саму поверхность следует подготовить с помощью бумаги с большой зернистостью. Она создаст необходимые шероховатости, их заполнит краска, что сделает будущее изображение более стойким.

Далее поверхность грунтуется, ведь краска должна лечь ровно и без растрескивания. Если нужно, на мебель наносится фоновая краска. Такое покрытие лучше делать двухслойным, каждый слой нуждается в тщательной просушке.

Роспись

rospis-mebeli

Эскиз наносится на сухую подготовленную поверхность простым карандашом. Далее можно приступать к самой росписи. Если используете несколько оттенков, просушивать нужно каждый цвет и каждый слой. Процесс может занимать как пару часов, так и пару недель. Если работаете с трафаретов, все будет достаточно быстро. Когда нужна очень быстрая и красивая роспись, в ход идут аэрозольные баллончики с краской вкупе с трафаретом.

Закрепление

Обязательный этап, который делает декоративное покрытие долговечным. В основном фиксируют изображение мастера бесцветным акриловым лаком. Состав наносится на мебель кистью, ровным слоем. Нужно следить, чтобы подтеков и капель на поверхности не оставалось.

Мастер-класс росписи тумбочки

Реанимировать можно даже старую тумбочку из ДСП.

rospis-mebeli

  • алкидный грунт;
  • акриловые краски;
  • валик и кисти;
  • палитра;
  • наждачная бумага;
  • акриловый лак;
  • сухая пастель.

  1. Зашкурьте поверхность, очистите от лака, сбейте глянец. На очищенную поверхность валиком нанесите алкидный грунт. Дождитесь его высыхания.
  2. Замешайте нужный цвет, несколько раз покройте им поверхность. Каждому слою дайте просохнуть.
  3. На сухой поверхности карандашом разметьте эскиз изображения – в данном случай Эйфелевой башни и дамы в винтажном наряде. Эта картинка будет на фасаде тумбочки. По бокам ее будет манекен и старинные часы.
  4. Расписывайте картинку по эскизу акриловыми красками. Хорошенько прорисовывайте элементы, сверяясь с образцом. В уголке тумбы можно нарисовать маленькое аппетитное пирожное. Изображение слегка можете состарить сухой кистью.
  5. Закрепить результат нужно акриловым лаком. Понадобится несколько слоев с просушкой каждого.

Все готово! Тем, кто не уверен, что осилит эти рисунки сразу на мебели, можно сначала потренироваться на бумаге.

Мастер-класс росписи в стиле бохо

Расписывать будем комод – в ходе работы он станет колоритным, возможно, самым ярким элементом интерьера. Работать будем в технике многослойного окрашивания.

rospis-mebeli

  1. Очистите комод от прежней декоративной отделки – зашкурьте его, уберите лак и предыдущую краску, если таковые были. Пройдитесь наждачкой по дереву. Пропитайте поверхность грунтовочным слоем, в данном случае – морилкой. Дождитесь высыхания.
  2. Теперь на поверхность готового к работе комода нужно нанести фоновый цвет. И если морилка наносится тщательно, покрывая основу, то фоновый цвет такого 100%-ого покрытия не требует. Просто набираете краску на кисть (в данном случае – цвета «Воздух»). Не набирайте на кисть много краски, так как она растягивается.
  3. Закрашивание не должно быть плотным. Изначальный цвет не нужно слишком забивать базовым.
  4. Задача росписи – просвечивание одних слоев через другие. Но чтобы добиться эстетичного результата, процесс росписи может показаться далеким от начальных представлений. Это нормально, в конце работы картинка сложится. Наберите желтую краску на кисть и создайте ящику комода цветовую рамку. Растягивайте краску. Сделайте это с каждым ящиком.
  5. Теперь нужно сделать градиент, работать нужно четырьмя цветами. Работать надо быстро, так как краска быстро сохнет, потому на этом этапе потребуется пульверизатор.
  6. Мысленно разделите комод на 4 части, чтобы понять, где будут цветовые переходы. Далее идет само покрытие в технике градиент. Сначала фасад, потом ножки и боковые стенки.
  7. После высыхания градиента, влажной тряпочкой с усилием оттирайте те места, где нанесена желтая краска. Пройдитесь по мокрой поверхности шлифовальным элементом.
  8. Настало время цветовых акцентов – возьмите все тот же желтый цвет. Работать придется шпателем. Держите поблизости пульверизатор.
  9. Теперь комод покройте воском – потребуется бесцветный воск и специальная кисть для нанесения. Цвет меловой краски под воском станет интенсивным. Сначала обрабатываете фасады, потом открываете ящики, потом торцы.

Готово! Осталось только установить ручки, подходящие изделию по стилю. Торцевую стенку для комода можно также выполнить градиентом.

Подробнее рассмотреть все этапы покраски вы сможете в представленном видео.

Опыт приобрести можно только на практике, потому, если вы задумали сделать роспись мебели в стиле прованс своими руками (или в любом другом стиле!) с чего-то нужно начать. Работать по МК, предварительно ознакомившись с нюансами процесса, не так и сложно.

Способы росписи мебели, советы мастеров и важные нюансы

Необычное оформление корпусной мебели декупажом

Декорирование

Хорошим способом украсить, обновить или придать элементам обстановки определенный стиль является роспись мебели. Из любых, даже самых старых предметов интерьера можно создать уникальное произведение искусства. Все ограничено только фантазией и запасом терпения.

На какой мебели лучше применять

Ограничений в выборе предметов, разумеется, нет. Главным фактором, определяющим пригодность, является материал. Для осуществления задуманного лучше подходит старая мебель, изготовленная из дерева. Именно в этом заключается ее ценность относительно современных изделий, изготовленных из ДСП и ДВП. «Мебель из опилок» однозначно не подойдет.

С деревянной поверхностью легче работать. Старую краску или лак можно легко удалить, различные дефекты (сколы, трещины) могут быть устранены или оставлены для придания эффекта «состаривания». Кроме того, большинство способов нанесения рисунков рассчитаны именно на дерево. Любой узор или орнамент хорошо выглядит под лаком на древесной текстуре. Подойдет мебель, покрытая натуральным шпоном. Пример тому — старый шкаф или комод, сделанный из многослойной шпонированной фанеры. После удаления старого лака или краски поверхность грунтуют, красят в необходимый цвет и наносят рисунок.

Но и мебель из современных материалов не стоит вычеркивать из списка. Фасады из МДФ, покрытые акрилом, после определенной подготовки можно расписать в любом стиле. Акриловое покрытие представляет собой слой краски, отполированный после высыхания. Такой вид покрытия часто используют при изготовлении фасадов кухонных гарнитуров.

Современные краски и лаки позволяют наносить их поверх различных покрытий. Также существуют краски, предназначенные для росписи стекла без специальной подготовки.

Роспись комода своими руками

ЗД роспись по дереву

Как оригинально преобразить мебель

Как сделать декупаж мебели своими руками

Пример нестандартной мебели

Популярные варианты росписи

Самый распространенный вариант — простая декоративная роспись мебели. В основном это нанесение небольших элементов, орнаментов или повторяющихся узоров. Для несложного рисунка используют краску одного цвета, а для упрощения процесса применяют шаблоны или трафареты для росписи. Такой вид декорирования подходит для современной мебели. Широко распространено золочение. Данный вид росписи характерен для интерьеров в классических стилях. Под золото декорируют фигурные элементы отделки мебели.

Более сложным вариантом является художественная роспись. Это довольно кропотливая работа, все этапы корой выполняются вручную, включая мельчайшие детали. Роспись на мебели может быть в виде узора или небольшого фрагмента, а также представлять собой сложный объемный рисунок. Особенно ценятся авторские работы.

Отдельное место занимает изготовление предметов интерьера под старину. Сюда же можно отнести реставрацию старой мебели. В работе применяют различные приемы росписи и стили. Поверхности и элементы отделки подвергают «состариванию» различными способами. Старинные вещи пользуются большой популярностью среди состоятельных людей и коллекционеров. Обычно данный вид декорирования выполняют под заказ.

Прямой платяной шкаф

Роспись мебели в комнате

Мебель с росписью

Оригинальный вид шкафа

Креативный расписной столик

Необходимые инструменты и материалы

Краска для покрытия

От выбора краски на прямую зависит конечный результат. Основой для покрытия служит грунтовка. Она должна быть предназначена для работы по дереву. Неплохо справляется с задачей грунтовочный материал на основе акрила.

Для верхнего слоя подойдет любая латексная или акриловая краска. Поверхность лучше сделать матовой. Глянец не всегда хорошо смотрится. Неплохим вариантом будет краска в аэрозольной упаковке. Это позволит нанести ее равномерным слоем.

Краски для декора мебели

Художественные краски

Для росписи по мебели часто используют акриловые краски. Они хорошо подходят для рисования различных узоров. Также можно воспользоваться масляными смесями. Их традиционное назначение — живопись.

Художественные краски

Лак

Он выполняет роль защитного покрытия. Возможно применение алкидного или акрилового лака для мебели. Также, как и краска, он может быть матовым или глянцевым. Нанесение слоя лака поверх рисунка — заключающий этап работы.

Обработка мебельных поверхностей

Кисти и валик для покраски

Инструменты для окрашивания покрытий

Кисти для рисования, карандаш, бумага и линейка

Рисовать мелкие узоры и линии удобно с помощью тонких художественных кистей. Для акриловой краски лучше использовать кисточки с синтетическим ворсом. Он не будет слипаться. Масляная краска потребует кисти с натуральным ворсом.

Простой карандаш, бумага и линейка пригодятся для создания эскизов и разметки поверхности под рисунок. Кроме того, может понадобиться изготовить шаблоны или трафареты для росписи.

Кисточки для рисования

Инструмент для подготовки поверхности

Очистить мебель от старого лака или краски можно, зашкурив ее наждачной бумагой. Потребуется «наждачка» разной зернистости для более тщательной обработки поверхности. В некоторых местах старое покрытие придется снимать шпателем.

Удалить некоторые виды лака или краски со старой мебели можно с помощью специальных химических средств. Найти их можно в любом хозяйственном магазине.

Для удаления пыли следует запастись ветошью. Вымести грязь из щелей и прочих труднодоступных мест поможет кисточка с длинным и жестким ворсом.

Наждачная бумага для ошкуривания мебели

Как правильно создать дизайн и воплотить идею

Роспись мебели своими руками — долгая и кропотливая работа. Процесс может занять много времени. Иногда требуется не один день и даже неделя. Особенно трудно, если нет опыта в подобном деле, не важно, мы расписываем старую мебель или придаем новый вид современным предметам.

Для новичков будут не лишними несколько советов:

  • Любая работа начинается с эскиза или наброска. Разработать дизайн можно самостоятельно или позаимствовать идею росписи мебели из фото в интернете. В любом случае, перенести рисунок с бумаги будет легче, чем выдумывать все на ходу;
  • При отсутствии опыта не стоит сразу браться за большой объем работы. Для начала распишите предмет небольшого размера;
  • Если есть возможность разобрать мебель — сделайте это. С отдельными частями работать намного легче;
  • Свободное пространство. Места для работы должно быть достаточно. Возможно, что мебель придется поворачивать, наклонять или передвигать;
  • Не стоит пренебрегать качеством подготовки поверхности. Дефекты шлифовки могут испортить вид даже очень талантливой росписи. Пыль и мелкие частицы приводят к такому же результату;
  • Грунтовка — обязательный момент для покраски или росписи. На поверхности, покрытой грунтом легче работать;
  • Каждый слой грунта, краски или росписи требует тщательной просушки. Минимум — сутки на каждый слой.

Как преобразить стол своими руками

Итальянская роспись мебели

Яркий предмет интерьера

Неповторимая художественная роспис по покрытию мебели

Ширма для детской комнаты

Сам процесс воплощения идеи состоит из нескольких этапов. Первый из них — подготовка под грунтовку и покраску. Классический вариант со старой деревянной мебелью подразумевает снятие лакокрасочного покрытия. Для этого понадобится наждачная бумага крупной и средней зернистости или специальное химическое средство – смывка и шпатель.

  1. После очистки от лака и краски поверхность необходимо зашкурить мелкой «наждачкой». Это позволит избавиться от излишней шероховатости и мелких царапин. Если на мебели имеются крупные сколы и трещины, их шпаклюют и зашкуривают;
  2. Следующий этап — нанесение грунта. Это делают с помощью кисти или валика. Следует избегать образования капель и потеков. В крайнем случае избавиться от них можно, используя губку, или дождаться высыхания слоя и зашлифовать наждачной бумагой;
  3. Далее следует покраска. Краску наносят в два или три тонких слоя. В результате должна получиться гладкая и ровная поверхность. После высыхания можно приступать к самому интересному, но не менее трудоемкому этапу — рисованию;
  4. Мебель с росписью — не обязательно старинный шкаф или комод, со всех сторон покрытый узорами. Чаще это небольшой рисунок или повторяющийся узор. Для нанесения одинаковых рисунков используют трафарет или шаблон. Это могут быть простые трафареты бабочек, небольших узоров или большие шаблоны со сложным рисунком.

Существует не один способ нанесения рисунка на мебель. Особо ценится ручная роспись. Верхом мастерства можно считать живопись. Сочетая различные способы и техники росписи, возможно создавать по-настоящему уникальные вещи:

  1. Те, кто не владеет кистью, может воспользоваться техникой декупажа. Такой способ обычно применяют на небольших предметах мебели, но можно декорировать и большие поверхности;
  2. Заключительный этап работы — покрытие росписи прозрачным лаком. Желательно нанести несколько слоев. Это сбережет рисунок от случайных повреждений и даст возможность протирать или мыть мебель.

Искусство росписи делает любой предмет уникальным. Можно расписать мебель, используя любое традиционное или современное направление. Большой популярностью пользуется роспись мебели в русском стиле: хохломская, жостовская, мезенская. Каждая из них по-своему уникальна. И конечно, ничего не мешает создать свой собственный, не менее уникальный стиль.

Очистка от старой краски Грунтование Покраска Роспись Покрытие лаком

Яркий комод

Ширма оформленная своими руками

Черно-белое оформление корпусной мебели

Цветы на поверхности мебели

Цветочные узоры на мебели

Художественная роспись спальной мебели

Тумба с кретивным дизайном

Тематические декорирование детского гарнитура

Строгановская роспись

Ручная роспись шкафа

Русунок на покрытии столика

Правильно выбираем шкаф

Покраска и роспись мебели для ребенка

Оригинальные ручки на комоде

Оригинальное декорирование покрытий современного мебели

Обустройство детской большой комнаты

Обеденная зона с ярким декором

Кухонный гарнитур с красивым декором

Комод в стиле шинуазри

Как преобразить шкафчики кухонного мебели

Как правильно расписать мебель

Золотые элементы декора на покрытии мебели

Rococo стиль

Видео

Читайте также: