Рисовать в стол это
Обновлено: 17.05.2024
Скетчи - очень хороший инструмент для восстановления формы художнику. Разумеется, это ни к чему не обязывающее упражнение отлично развивает наблюдательность, чувство пропорций, помогает технически наработать утраченные навыки и приёмы рисования. Кроме того, зарисовки и наброски, создаваемые не просто ради того, чтобы нарисовать хоть что-то, а выполняемые с конкретной задачей, совершенствуют мастерство.
В этом случае, они дают свободу изобразительным возможностям и комбинированию техник и приёмов, раскрывают перед художником всё многообразие технических возможностей рисунка. Эксперименты с изображением силуэтов и контуров, сочетание линий и пятен разной толщины и фактуры, композиционные приёмы - всё это развивает творческую мысль и помогает находить интересные решения в рисовании простых, знакомых форм и предметов. А это самое лучшее для включения в творческую работу, для возобновления занятий рисованием.
Быстрая скорость рисования набросков, фиксирование идеи точными характерными штрихами и пятнами, изображение самого главного без подробностей - прекрасный способ получить удовольствие от рисования здесь и сейчас и вспомнить, как это делается.
Создание набросков без привязки к серьёзной художественной работе, просто для разрисовки и пробы сил и новых решений - отличное начало нового творческого периода. Главное здесь: не бояться экспериментировать, дать волю креативности и свободе руки. В рисовании скетчей нет места долгому обдумыванию, тщательной моделировке формы и детальной отрисовке. Всем этим можно заняться позже, когда восстановится острота художественного видения и твёрдость руки, а арсенал приёмов и возможностей рисования значительно обогатится. Инструменты и материалы тут можно использовать любые, но лучше брать самые простые, без изысков, те, что всегда под рукой - простые карандаши, шариковые и гелевые ручки, цветные карандаши, уголь.
7). Нет смысла думать о качестве. Рисуем в стол.
Разумеется, первые рисунки и этюды, создаваемые после перерыва в рисовании, не обрадуют художника качеством. Это нормально. Как и любой другой навык, рисование восстанавливается путём постоянных упражнений и тренировок, а значит, придётся набраться терпения и потратить немного времени на разрисовку. Первые робкие и неказистые рисунки могут служить отправной точкой на пути вашего художественного воскрешения.
Без них не выйти на следующие, более качественные этапы мастерства.
Не нужно думать о том, что рисунок получился не так хорошо как раньше или как хотелось бы. Всему своё время. Первые 2-3 недели после долгой паузы могут вообще не принести качественного результата - их цель не создать шедевр, а войти в колею, вновь приучить вас рисовать систематически, восстановить форму.
Выбрасывать рисунки тоже не нужно - собирайте эти терапевтические упражнения в отдельную папку, через некоторое время можно будет сравнить более ранние рисунки с более поздними, а также с теми художественными работами, которые вы рисовали до перерыва.
Уверяю, вы увидите много интересного и сделаете пару творческих открытий. А пока этого не произошло, позвольте себе рисовать в стол - это ведь лучше, чем совсем ничего не делать, правда?
Качество появится только при систематической работе художника. Не возлагайте больших надежд на первые упражнения после перерыва, ведь пресс за один-два похода в спортзал не накачаешь. Всему своё время, а системность и количество рано или поздно перерастут в качество, проверено.
8). Придумывайте себе забавные задания.
Реабилитация художественных навыков - трудная и серьёзная работа, чтобы было веселее и интереснее, можно разнообразить скучные учебные задачи более лёгкими, свободными от догм изобразительной грамоты. Здесь, чем больше эксперимента, тем лучше. Можно нарисовать фигуру человека силуэтно одной линией, не отрывая руки или создать изображение из цветных точек маркерами - подключайте фантазию. После паузы в рисовании особенно важно развить и усилить интерес к занятиям рисунком и живописью, а креативные решения и оригинальные задачи - отличные помощники в работе.
Используйте все возможные средства и материалы для создания изображения: детские мелки, которыми рисуют на асфальте, прекрасно лягут на бумагу для пастели, а старая засохшая гуашь, разведённая кипятком, может послужить грунтом под монохромные рисунки углём или восковым мелком. Не стесняйтесь использовать нестандартные решения в рисовании - создайте натюрморт из журнальных вырезок в технике коллаж, нарисуйте испуганного ёжика или удивлённого осла. Для большой цели все средства хороши.
Кстати, чтобы результат от ваших занятий рисованием был более долговечный и прочный, комбинируйте рисунки с натуры и зарисовками по памяти и по фото. Можно сочетать разные виды рисования в одной работе или чередовать темы, сюжеты, способы рисования и т.д..
Можно задавать себе конкретную тему и экспериментировать в ней. Например, три следующих дня рисую обувь - маркерами, карандашом, тушью и акварелью. Ставлю задачи передать характер кед, понять форму туфлей-лодочек, использовать всевозможные фактуры при изображении домашних тапочек. Можно рассказать целую историю в рисунках: достали коробку с обувью из шкафа, вынули слежавшиеся помятые сапоги, они отлежались и преобразились, их привели в порядок и теперь они самая красивая обувь в прихожей. Почему бы не рассказать такую историю графическим языком, используя светотень, линии и штрихи, минимум цвета и фактур?
9). Не ограничивайте свои желания.
Помните, что главное сейчас - просто рисовать, не важно, что, где и как. А чтобы рисовать систематически, важен огромный, непреходящий интерес к рисованию. Вот его-то и стоит в себе культивировать и всячески поддерживать, особенно в первые дни нашего восстановительного марафона. Развиваем в себе желание рисовать постоянно, поощряем любую попытку взяться за карандаш. Не стоит перенаправлять внимание на более “важные” или “полезные” сюжеты и техники - рисуйте всё, что только захочется. Сейчас можно всё!
И пусть даже изо дня в день эти желания меняются, не беда, главное, что они есть. Хочется рисовать яркую абстракцию - отлично! Вам в помощь акрил и гуашь. Хочется выводить дудлы маркерами - замечательно! Отведите им пару-тройку страничек в скетчбуке. Нравится набирать фактуры простым карандашом - великолепно! У вас наберётся хорошая база текстур и фактур, которые пригодятся, когда перейдёте к работе на большом формате с выражением авторской идеи.
В такие периоды всё, к чему тянутся руки, может пригодиться и даже примитивные, ничего не значащие упражнения могут развиться в прекрасные осмысленные рисунки и этюды в цвете. Самое важное - желание творить, рисовать, создавать что-то руками, а всё остальное решится само собой. Вы сами поймёте это, когда наступит нужный момент. В любом случае, всё не зря. Слушайте самого себя и действуйте.
10). Насмотренность.
Без вдохновения в искусстве никуда, а чтобы сделать первые шаги в рисовании, следует насмотреться красивых интересных картинок, благо, интернет даёт безграничные возможности для этого. Конечно, можно поискать тематические группы в соц. сетях, но практичнее подписаться на каналы художников, которые вам особенно интересны: нравится фигуративная живопись - ищите художников, рисующих маслом людей, нравится компьютерная графика - можно поискать личные странички интересных иллюстраторов в инстаграм или на тематических площадках. Отличный инструмент - Pinterest. Здесь, в отличие от достаточно бедного и безвкусного рунета, очень много качественных образцов современного изобразительного искусства - можно создать тематические доски и собирать наиболее интересные подборки работ разных художников и дизайнеров, например, отдельно акриловую живопись, акварель, академический рисунок, скетчи.
Важно не просто смотреть интересные и разнообразные картинки, но и анализировать их, размышлять, почему художник изобразил это именно так, какие приёмы рисования он использовал и почему, почему трогает именно эта его картина, а не соседняя. Чтобы лучше понять и сформулировать ответы на эти вопросы, можно скопировать самую интересную, на ваш взгляд, работу художника. Копировать можно как тщательно, досконально изучив каждый мазок и оттенок, так и создавать вольные копии, делая акцент на чём-то одном: скопировать композицию, фактуры, характер нанесения штрихов и прочее. Всё это развивает вас как художника и даёт массу возможностей потом рисовать самостоятельно, опираясь на творческий метод любимого мастера.
Для вырабатывания привычки к творчеству, можно участвовать в самых разнообразных творческих марафонах и челленджах - они дисциплинируют и помогают взять на себя обязательство рисовать постоянно. Но главное, пробовать то, что вы никогда не пробовали в рисовании - искать любые возможности для развития креативности, мастеровитости и способов выражения собственных идей в рисовании, даже если этих идей ещё нет и в помине. Важно просто рисовать.
Внутренний критик не дремлет, он постоянно мешает художнику делать своё дело. Особенно он досаждает в такие сложные периоды, когда сил и энергии мало, а мастерство рисования утрачено или подзабыто. Выход здесь один - рисовать не смотря ни на что. А способов восстанивиться после перерыва в рисовании, как видите, предостаточно. Выбирайте свой любимый или комбинируйте сразу несколько - только вы сами знаете, что будет лучше и эффективнее. Пусть умение рисовать восстановится быстро и легко, новые идеи возможности в творчестве сделают вас сильнее и интереснее, а рисунки и картины радуют вас самих и поклонников вашего таланта! Успехов в восстановлении!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)
ОБ АВТОРЕ:
Екатерина Крюкова — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее >>>
есть ли такая утилита, с помощью которой можно рисовать прямо на рабочем столе?
Вряд ли - если только
ArtRage Studio - пакет для живописи, предназначенный для того, для того, что бы обеспечить реалистичные результаты, используя методы рисования на холсте различными инструментами, такими например как ручки, карандаши и мелки. Вы можете работать с программой, используя в своих интересах преимущества уникального взаимодействия пера и экрана, что дает возможность ощутить реалистичность живописи.
Графический редактор, имитирует рисование на обычной бумаге привычными для художника инструментами. Во всем дизайне чувствуется реализм. Лист, на котором рисуешь, легко поворачивается, приближается и удаляется. Из инструментов можно выбрать карандаш, кисть, фломастер, пастель и много других. Присутствует регулировка давления, прилагаемое при рисовании каким-либо инструментом, например, кистью или карандашом. При рисовании панели автоматически убираются, не мешая закончить линию.
Особенности программы:
• только художественные инструменты
• поддерживает планшеты, угол, нажим
• можно подложить образец и рисовать по нему красками
• задаётся масштаб, прозрачность
• слои и операции над ними
• металлизированная краска (включается под палетой цвета)
• в качестве палитры большой выбор встроенных
• нравится детям, и легко ими осваивается, интуитивно понятный и лёгкий интерфейс
Cool Paint имеет простой, удобный в работе интерфейс, забавные звуковые эффекты, и кнопки мультипликации, которые помогают пользователям легко использовать программу. При первом же запуске программы Cool Paint можно подумать, что она ориентирована на детей. Судя по интерфейсу и инструментарию несложно придти к такому выводу. Однако с помощью этой программы для рисования можно создавать настоящие шедевры, если использовать ее возможности в полной мере. Всего программа предлагает около 40 инструментов для рисования, огромное количество вариантов картинного полотна, обширную галерею изображений, содержащую более 1000 картинок, возможность внедрять в изображение анимацию и многое другое. В арсенале программы имеются различные инструменты для рисования, такие как карандаш, аэрозольный баллончик, цветная кисть, маркер, мелок, уголь и т. д. Кроме того, имеется возможность добавлять различные эффекты на ваши изображения и фотографии, включая геометрические формы, заполнение цветом, фильтры и другие. Cool Paint поддерживает работу с различными форматами изображений, включая GIF, JPG, JPEG, PCX, PNG, PSD, TIF, FLY, TGA и т. д.
PD Particles - этo «лeгкий и вeceлый кoмпaньoн для pиcoвaния» для ocнoвныx пpилoжeний, paбoтaющиx c изoбpaжeниями. Этoт пpoдyкт пoзвoляeт пoльзoвaтeлям pиcoвaть c иcпoльзoвaниeм эффeктoв particle.
PD Particles включaeт нaбop киcтeй, кoтopыe cимyлиpyют тpaдициoнныe cpeдcтвa pиcoвaния, нaпpимep, мacляныe кpacки, aквapeль и тeмпepy. Ho глaвнaя ocoбeннocть – вce-тaки pиcoвaниe c particles. Bo вpeмя cлyчaйнoй гeнepaции мeняютcя тaкиe пpизнaки штpиxa кaк, нaпpимep, цвeт и paзмep, cкopocть и пoдвижнocть мышки или пepa. C пoмoщью пpoгpaммы дoлжнa xopoшo пoлyчaтьcя имитaция лиcтвы, тpaвы, кycтapникa, вoлoc, мexa, вoдoпaдoв, фeйepвepкoв и пoдoбныx эффeктoв.
Пoддepживaeт TGA, JPG, BMP, TIF и Photoshop PSD.
Tux Paint - эта привлекательная програмка повысит ваши шансы сберечь любимые обои от художеств детей. Tux Paint графический редактор для детей, дозволяющий использовать разные примитивные инструменты (кисточка, штампы, линии, резинка, многоугольники, звездочки и т. п. ) для создания рисунка. Есть галерея сделанных маленьких графических элементов (зверьки, листы. ) которыми легко украсить рисунок, а потом сохранить его и распечатать. Процесс рисования сопровождается смешными стерео эффектами.
TwistedBrush Pro Studio - очень интересная программа-рисовалка. Может использоваться как профессиональными художниками, так и обычными пользователями. Утилита располагает огромным количеством разнообразных инструментов для рисования (краски, мелки, карандаши и пр.) . Испытайте себя в роли художника!)
Управление проектами, людьми и собой
Практическое руководство по управлению проектом от замысла до воплощения. Проектом может быть сайт, приложение, стартап, статья, ремонт, путешествие, даже поход за хлебом™. Учебник предназначен для менеджеров, руководителей, стартаперов, дизайнеров, редакторов, разработчиков — и всех людей.
В книге собраны проверенные десятилетием практики бюро принципы и подходы к управлению проектами. Главная идея: качественный продукт можно и нужно запустить в срок, не разрушив команду, здоровье и всё вокруг.
Кажется, что качество и срок запуска проекта находятся в неразрешимом противоречии. Хотите хороший продукт — будьте готовы к срыву дедлайнов, дополнительным расходам и работе по ночам. Хотите соблюдать сроки и бюджет и вовремя уходить с работы — соглашайтесь на компромисс с качеством и совестью. Но мы не хотим с этим мириться — и вам не советуем.
Оглавлени е
Что значит сделать
Пример
Проиллюстрируем алгоритм согласования. Мы разрабатываем игрушечную утку — символ фитнес‑клуба.
Добрый день! Наша задача — придумать запоминающийся символ фитнес‑клуба. Мы искали узнаваемый яркий образ, связанный с названием клуба — «Даки».
Представляем ваш новый символ — утку!
Утка сделана из легчайшего полимерного материала нового поколения
Округлые формы демонстрирует заботливое отношение к клиентам
Глаза и клюв раскрашены вручную
Если честно, утка ужасная
Что вы имеете в виду?
Неужели вы сами не видите?
Она жирная!
Простите, если вопрос
покажется глупым.
Почему это важно?
Ну, блин, потому что у нас фитнес‑центр, и утка должна быть подтянутой, спортивной
Ага, понятно. Как это связано с полезным действием проекта?
Напрямую. Если у нас будет жирная утка, будет казаться, что в нашем клубе невозможно похудеть
Как это связано с другими частями вашего фирстиля или другими особенностями клуба?
Ну, ещё есть технические ограничения на вес утки. На жирную утку потребуется больше материала, и она будет больше весить, а больше 10 килограмм наш кронштейн не выдержит
Ясно. Не буду спрашивать,
почему это критично реализовать к ближайшему дедлайну. Мы фундаментально ошиблись с формой, если не исправим, работа не имеет смысла
Я понял проблему так: «Жирная утка не выглядит спортивной. Это может стать антирекламой для клуба. Кроме того, есть ограничения на вес конструкции». Похоже на правду?
Так‑с. Чтобы сделать утку спортивной, я предлагаю добавить ей мышц и подтянуть живот, будет выглядеть как Супермен
А на счёт веса не беспокойтесь. Инновационный материал настолько лёгок, что утка будет весить не больше трёх килограмм. Что скажете?
Ну звучит разумно, да, должны быть мышцы
Что ещё вас беспокоит?
Ну выступ на голове
Вижу. Почему это важно?
Как это связано с полезным действием проекта?
Напрямую — никак, хотя… Люди приходят к нам, чтобы привести тело в идеальную форму. Бородавка, мягко говоря, не очень похожа на что‑то идеальное
На что ещё может повлиять это замечание?
Не знаю, вроде ни на что
Ответ кажется, очевидным, но я спрошу на всякий случай. Почему это критично реализовать к ближайшему дедлайну?
Потому что утку с бородавкой я видеть у себя в клубе категорически не хочу
Ага. То есть: «Бородавка противоречит образу идеального тела, за которым приходят в клуб»
Отлично. Эта «бородавка» появилась из‑за особенностей технологии изготовления предварительного образца. В следующий раз мы представим вам финальный вариант, где её не будет
А ещё странно, что у неё сломанные зрачки
Эмм, что вы имеете в виду?
Ну как бы кусочка не хватает
А, понятно, это блик. Сейчас мы с вами смотрим вблизи, но издалека будет казаться, что глаза блестят. Давайте отойдём на два метра и посмотрим
Ух‑ты, действительно, ловко придумано
Какую проблему вы видите с бликами?
Нет‑нет, всё ок, мне нравится
На что ещё вы бы хотели обратить внимание?
Вроде, остальное — ок
Хорошо. Итого мы с вами договорились о следующем. Делаем:
Жирная утка может стать антирекламой клуба
Решение: добавить мышц, подтянуть живот
Бородавка противоречит образу идеального тела
Решение: финальный образец будет без бородавки
У утки «сломаные» зрачки
Решение: ничего не меняем. Это блики
Что ещё мы могли забыть?
Вроде всё. Учтите ещё, что меня в четверг не будет на связи, смогу поговорить в пятницу
Ага, новую версию утки показываем в пятницу в 10:00. Удобно?
Отлично, до пятницы.
Встреча в пятницу в 10:00
Утка ужасная
Утка жирная, а должна быть подтянутой и спортивной
Кажется, что невозможно похудеть
Кронштейн не выдержит больше 10 кг
Бородавка выглядит неприятно
Бородавка выглядит неприятно противоречит образу идеального тела
У утки сломаные зрачки
Жирная утка может стать антирекламой клуба
Дедлайн: пятница 10:00
Бородавка противоречит образу идеального тела
У утки «сломаные»
зрачки
Рисование в сто л
Рисование в стол — работа, в которой нет этапа внедрения. Обычно такая работа заканчивается утверждением пачки красивых макетов, которые передаются клиенту.
Дальнейшая судьба макетов печальна. Так как технические специалисты мало участвуют в работе, получаются «летающие асфальтоукладчики». Реализовать их трудно. Разработчики берут большой таймаут на оценку, а потом сообщают такой срок разработки, от которого клиенту становится плохо.
Дизайнеров в этот момент в проекте уже нет, они закончили свою работу, поэтому макеты кладут в стол, где они пылятся годами. Если бы макеты оставались в столе навсегда, это было бы половиной беды: просто несколько человек выкинули несколько недель своей жизни на картинки, которые оказались никому не нужны. Но, к сожалению, на этом дело не заканчивается. Так как за макеты уплачены немалые деньги, о них регулярно вспоминают: «а у нас же ещё лежит дизайн…».
Почему художники рисуют на мольберте? Почему не стоит рисовать на столе?
Мольберт художника - практичное и удобное для занятий рисованием изобретение - первое, что приходит в голову при упоминании этой творческой профессии.
И не зря, ведь рисуя за мольбертом, мастер не только облегчает физически процесс создания картины, но и бережёт собственные силы и здоровье. Не зря рисовать на мольберте приучают увлечённых изобразительным искусством детей с самого раннего возраста, ведь это не прихоть или красивый атрибут профессии, а необходимость. Разберём тему подробнее.
При рисовании за столом рабочая поверхность видна с искажениями.
Когда лист бумаги лежит на столе, взгляд художника охватывает его не прямо, а под углом. В этом случае, лист бумаги визуально сокращается (находится в ракурсе) и наносить на него изображение сложно - приходится додумывать и анализировать, как будет выглядеть рисунок при положении фронтально. Без этого учёта, нарисованное изображение может получиться искажённым, искривлённым, а отдельные его части не сомасштабными остальным частям рисунка.
Попробуйте посмотреть на готовый рисунок фронтально (прямо) и под углом: линии и формы изменяются, уплощаются, вытягиваются. При рисовании на горизонтальной поверхности происходит всё то же самое с точностью до наоборот - при фронтальном рассмотрении рисунок, созданный на развёрнутой в ракурсе поверхности, меняется, а, как известно, рисунки и картины рассматриваются именно с вертикального фронтального положения.
Поэтому, лист бумаги или холст, закреплённый на вертикальной поверхности (или чуть наклонённой) на мольберте помогает художнику видеть всё будущее произведение целиком и без визуальных сокращений - так, как его будет рассматривать зритель.
Значит, если лист бумаги, на котором рисует художник, располагать на столе, то это может быть формат не более А3, да и то, рисовать на нём придётся стоя, чтобы покрыть визуально всю его площадь.
На мольберте же можно рисовать и на более крупных форматах, ведь в любой момент можно отойти на пару шагов и рассмотреть весь лист или холст целиком. В этом случае, художник не ограничен в действиях, желаниях и возможностях и может выбрать тот размер будущей картины, какой сам захочет - от стандартных А5-А4 до метрового и более.
Восприятие картины издалека.
Чтобы избежать ошибок в рисунке или посмотреть на картину со стороны, с позиции зрителя (чуть издалека), художник вынужден постоянно отходить от своей работы в процессе её создания. Это гарантирует цельность и ясность изображения и гармоничное общее впечатление от картины или рисунка. Рисуя за столом, можно настолько увлечься живописью, что про отход на расстояние можно забыть напрочь, ведь сидеть за столом так комфортно и удобно.
Для того, чтобы не забывать проверять рисунок на ошибки таким образом и следить за цельностью изображения, художники рисуют за мольбертом, обычно стоя. При положении сидя, достаточно просто отклониться назад, чтобы увидеть будущую картину со стороны или на расстоянии. Обычно, чем крупнее картина, тем дальше отходит художник во время рисования (почему, описала выше).
Напряжение в спине.
Во время долгого сидения за столом, согнувшись над рисунком, мышцы спины и шеи напрягаются, становятся малоподвижными, могут появиться даже серьёзные проблемы со спиной и шеей - от остеохондроза до искривления. Особенно это опасно в детском и пожилом возрасте. Чтобы исключить такие неприятные последствия, а также мышечную усталость и болевые ощущения, художники работают за мольбертом, ведь для написания картины требуется не один час и, как правило, несколько сеансов рисования.
Во время рисования на мольберте не приходится наклоняться вперёд и в сторону, как при письме, например, спина всё занятие расположена ровно, она меньше напрягается и легче переносит длительные сеансы живописи. Особенно полезно рисовать стоя, чтобы не горбиться и хотя бы немного двигаться во время занятий рисованием.
Это сложно в самом начале, когда происходит привыкание к мольберту и положению листа или холста, но самочувствие художника во время таких занятий намного лучше. Если мольберт подобран и установлен правильно, то художник быстро привыкает заниматься живописью стоя и рисует в своё удовольствие, не отвлекаясь на технические моменты.
И ещё один нюанс: в процессе рисования за столом краски, палитра, пробные куски бумаги, банки с красками и водой, разбавители и прочее стоят тут же, на столешнице и занимают часть рабочего пространства. Немудрено нечаянно смахнуть со стола что-то, активно размахивая кисточкой. Да и тянуться за нужной банкой краски, чтобы положить её на палитру неудобно.
Кроме того, при рисовании за столом, палитра художника лежит рядом статично, а не удерживается в нерабочей руке - это мешает быстрому и точному намешиванию нужного цвета.
При рисовании за мольбертом, палитра удерживается в руке, а тюбики и банки с красками располагаются на специальной подставке или табуретке рядом - они не занимают рабочего пространства и не мешают самому живописному процессу.
Резюме
Когда все замечания рассортированы, пришлите клиенту резюме встречи. Важно прислать резюме как можно быстрее, пока воспоминания свежи. Идеальный вариант — прислать прямо на встрече и ещё раз пройти по списку вместе с клиентом. Готовьте резюме по ходу разговора.
Правильно согласованные замечания превращаются в туду‑лист — список конкретных дел.
Конспект
Приложение для согласования замечаний
Согласованное замечание отвечает на вопрос «что сделать»
Читайте также: