Римская женская одежда стола

Обновлено: 01.05.2024

Мода во все времена была индикатором царящих в обществе настроений. Одежда, как зеркало, отражает ценности, нравы и обычаи народа. Древний Рим – не исключение. Именно в одежде наиболее ярко и выпукло выражается дух великого государства античности. Если идеалом греков было прекрасное и развитое человеческое тело, чье совершенство подчеркивали костюмы эллинов, то гардероб римлян должен был подтвердить высокий статус гражданина – величественного, сдержанного, респектабельного. И женская одежда наглядное тому доказательство.

Костюм древнеримской женщины мог многое рассказать об ее социальном статусе. Одежда патрицианки, плебейки или рабыни отличалась качеством, украшениями, манерой ношения. К примеру, одеяние достойной матроны было призвано подчеркнуть ее монументальную фигуру, спокойные жесты, неторопливую плавную походку.

Матрона (matrona) – почетное название свободнорожденной, знатной и замужней женщины с хорошей репутацией в Древнем Риме. История сохранила имена многих римских матрон, например: Аврелия Котта – мать Гая Юлия Цезаря, или его жена Кальпурния Пизонис.

Изготовление одежды в Древнем Риме считалось добродетельным занятием для женщин. Император Октавиан Август гордился туниками и тогами, сделанными собственноручно его женой и матерью. Однако хотя матроны могли прясть и ткать одежду дома (часто прямо в приемной), демонстрируя трудолюбие и верность традициям, остальные при возможности предпочитали покупать готовое платье у ремесленников.

На заре становления Вечного города женская одежда изготавливалась из тяжелой шерстяной ткани . В имперский период ее сменил легкий и красивый шелк – разноцветный, полупрозрачный, с серебряной и золотой вышивкой. По мере развития торговых контактов Рима с другими странами, росла и любовь римских женщин к роскошным нарядам. Поначалу в период Республики матроны появлялись в обществе в простых белых одеяниях украшенных лишь скромной пурпурной каймой . Однако позже на улицах Рима уже можно было увидеть женщин щеголявших в дорогих костюмах из разноцветного, клетчатого, либо однотонного материала ярких цветов: пурпурных, красных, лиловых, желтых, зеленых.

Красивые яркие ткани позволяли проявить индивидуальность. Богатые кокетки смущали консервативную публику шикарными пурпурными и золотыми платьями, а порой и фривольными полупрозрачными одеяниями. Белый цвет в зависимости от ситуации мог быть как повседневным, так и парадным. И хотя правители Рима не единожды издавали законы против публичной демонстрации роскоши, это не могло искоренить любовь римлянок (да и римлян, чего уж там) к модной одежде.

Интересно, что в Древнем Риме существовало разделение цветов на «женские» и «мужские». Считалось, что прекрасному полу лучше подходят желтый, оранжевый, зеленый и коричневый цвета.

Но пора познакомиться с гардеробом типичной римлянки поближе. И начнем мы с такой деликатной темы, как нижнее белье . Жительницы Древнего Рима носили на бедрах и груди специальные повязки ( zona, fascia, cingulum ) из нежной ткани или тонко выделанной кожи. Часто подобный «корсет» служил и для визуальной коррекции фигуры. Разновидностью нижнего белья был сублигакул ( subligaculum ) – набедренная повязка из кожи, крепившаяся завязками на талии. Для поддержки бюста использовали строфион ( strophium ) – длинную ленту из мягкой кожи, которую оборачивали вокруг груди. Строфион могли носить как под одеждой, так и поверх нижней туники. Чулок не было.

Примечательно, что римские девушки занимались спортом в одной легкой тунике, а то и вовсе в некотором подобии «бикини» .

К нижнему белью относилась и нижняя туника, своего рода комбинация. Вообще туника ( tunica ) – это одежда в форме прямоугольного мешка, с отверстиями для головы и рук. Тунику сшивали из шерстяного или льняного полотна. Она могла быть как с рукавами, так и без них; воротника (как и у любой античной одежды) не было. Длиной женская туника доходила до щиколоток или стоп, ее подпоясывали. А вот исподняя туника ( tunica interior, tunica intima ) была короче – выше колен. Ее шерстяной вариант часто надевали под верхнюю тунику в холодную погоду. Также длинные белые туники, подпоясанные на талии, носили девочки.

Удобные туники римлянки любили использовать в качестве повседневной домашней одежды, в том числе как ночную сорочку.

Собираясь на улицу, римские матроны надевали поверх туники столу ( stola ) – длинную (до лодыжек) верхнюю одежду, наподобие элегантно драпированной туники, которую поддерживали два пояса: узкий под грудью и широкий на талии. Стола была нарядной: к подолу пришивалась широкая пурпурная лента или плиссированная оборка ( instita ), украшенная жемчугом и золотыми блестками; шейное отверстие также окантовывалось пурпурной каймой. Рукава доходили до локтей, но не сшивались, а скреплялись рядом застежек. Материалом служили шерсть, лен или шелк, окрашенные в оттенки красного, желтого или синего. Стола олицетворяла скромность и целомудрие, а потому не должна была быть кричаще-яркой. Особо стоит отметить, что столу, как символ законного брака , имели право носить исключительно матроны, но не рабыни или девушки легкого поведения. Для римских женщин стола означала то же, что и тога для мужчин – признание их в качестве полноправных членов общества.

Сезонной одежды, как таковой не было, однако в прохладную погоду римлянка поверх столы могла надеть паллу ( palla ), которая поначалу была преимущественно одеждой незнатных женщин, но со временем вошла в моду, потеснив саму столу. Палла представляла собой мантию, в виде прямоугольного куска мягкой (иногда полупрозрачной) ткани, которую набрасывали на плечо и оборачивали вокруг талии, иногда скрепляя фибулами (застежками) и поясом. Ее верхний край выполнял функцию капюшона. Паллу красиво драпировали, а порой украшали вышивкой. Наиболее модной расцветкой был пурпур, но популярностью пользовались также белые, черные и желтые плащи.

Кроме паллы римские женщины могли носить и другие виды плащей, например оликулу (olicula) – короткую накидку с капюшоном.

Около III в. н.э. столу и паллу постепенно вытесняют другие виды женской одежды, такие как далматика ( dalmatica ) - туника с рукавами, и колобиум ( colobium ) – туника без рукавов.

Говоря о женском гардеробе, нельзя обойти вниманием одежду для особых случаев . Так к обеду знатные римлянки переодевались в комплект разноцветных туник-плащей - синфесис ( synthesis ). Эти светлые утонченные одеяния могли не единожды менять по ходу трапезы, демонстрируя свое богатство.

Собираясь в знаменитые римские термы , специальную «банную» одежду не брали. Верхнее платье посетительницы снимали в раздевалке, оставаясь в одной тунике. Купались, как правило, обнаженными.

Для священнодействий также существовала своя одежда. Например, очень красивый и торжественный наряд был у весталок – почитаемых и неприкосновенных жриц богини очага Весты: белые туника и палла с красными (символ священного огня) и белыми (знак духовной чистоты) лентами, медальон на груди, вуаль и шерстяная головная повязка.

И, разве можно забыть о свадьбе? Древнеримский наряд невесты просто великолепен. Накануне свадьбы девушка облачалась в длинную белую тунику, подвязанную поясом из овечьей шерсти. Волосы невесты укладывали в коническую прическу и покрывали красным платком. В день свадьбы поверх туники накидывали огненно-алую паллу ( palla gelbeatica ), на голову надевали желто-красную вуаль ( flammeum ), в тон которой подбиралась обувь. Довершали наряд невесты изящный браслет и цветочный венок.

Но довольно о платье, следует сказать пару слов и об обуви . Римлянки носили сандалии, иногда с двойной подошвой, облегающие ботинки и полусапожки. Женская обувь отличалась тем, что была разнообразных цветов (белая, светло-желтая, красная) и изготавливалась из тонкой мягкой кожи. Богатые матроны могли позволить себе обувь расшитую золотом, жемчугом и драгоценными камнями, с цветными шелковыми лентами вместо простых ремешков. Босиком разгуливать было не принято. Дома обеспеченные хозяйки ходили в легких тапочках из войлока или кожи.

Из головных уборов римлянки предпочитали шерстяные повязки, порой украшенные золотом, жемчугом или драгоценными камнями, а также круглые шапочки, обтянутые серебряными или золотыми сетками. Кроме того в моде были «чепцы» ( mitra ), покрывающие заднюю часть головы, но оставляющие открытыми изящно уложенные волосы надо лбом. Знатные дамы крепили к головным уборам тонкую вуаль, ниспадающую на плечи и скрывающую лицо.

Древнеримская традиция предписывала замужним женщинам находиться в общественных местах исключительно в головном уборе. Консул Римской республики Гай Сульпиций Галл даже развелся с женой за то, что она появилась в дверях с непокрытой головой. Впрочем, во времена Империи нравы стали менее строгими.

В этой статье мы говорили исключительно о древнеримской женской одежде, оставив без внимания украшения и аксессуары, прически и косметику. Все это настолько обширная и богатая тема, что ей будет посвящена отдельная публикация.

1. Википедия / Статьи «Брак в Древнем Риме», «Гай Сульпиций Галл (консул 166 года до н. э.)», «Мода в Древнем Риме», «Нательное бельё в Древнем Риме», «Палла», «Римская матрона», «Стола (туника), «Строфион», «Сублигакулум», «Туника»

2. Древний Рим. Быт, религия, культура / Франк Коуэл. Пер. с англ. О.Д. Сидоровой. М.: Центрполиграф, 2006.

4. История костюма. Европейские костюма от античности до XXвека / Е.В. Киреева. М.: Просвещение, 1970.

5. Wikipedia (en) / Articles «Clothing in ancient Rome», «Olicula», «Palla_(garment)», «Stola», «Subligaculum»

СТОЛА

(лат. stola , греч. stole ). 1) Длинная женская одежда древних римлянок. 2) У римско-католических священников длинная полоса материи, надеваемая на плечи, причем оба конца висят спереди.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

1) длинная верхняя одежда, которую носили римляне сверх туники; 2) у католическ. священников длинная полоса материи, надеваемая на плечи, причем оба конца висят спереди.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

верхняя женская одежда в древн. Риме; так же теперь назыв. принадлежность священнического облачения у католиков, в виде широкой полосы с крестами, надеваемой на плечи так, что оба конца спускаются на груди спереди.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

лат. stola , греч. stole . а) У древних римлян: длинная женская одежда. b ) Часть священных одежд в римско-католической церкви.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Полезное

Смотреть что такое "СТОЛА" в других словарях:

стола — сущ., кол во синонимов: 1 • одеяние (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Стола — Евстолия Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Стола — (облачение) Стола элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шелковая лента 5 10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой. Цвет … Католическая энциклопедия

Стола (облачение) — Папа Бенедикт XVI в державной столе Стола элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шелковая лента 5 10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх… … Википедия

Стола по салазкам. — 3.7.2 Стола по салазкам. Рисунок 9 Рисунок 10 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Стола — (Stola) у древних римлян одежда матроны, представлявшая собой тунику, которая надевалась поверх исподней туники (tunica interior) и доходила до лодыжек. Снизу к С. пришивалась оборка, называвшаяся instita; шейное отверстие обшивалось пурпуровой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СТОЛА — • Stola, см. Vestis, Одежда, 11 … Реальный словарь классических древностей

Стола — … Википедия

Стола — (от греч. stello наряжать, одевать) длинное просторное парадное платье греческих и римских женщин. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима /… … Античный мир. Словарь-справочник.

Стола — (лат.) в Древнем Риме женская одежда типа хитона с рукавами или без них, с пришитой по подолу инститой; надевалась поверх туники. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) … Энциклопедия моды и одежды

(Stola) — у древних римлян одежда матроны, представлявшая собой тунику, которая надевалась поверх исподней туники (tunica interior) и доходила до лодыжек. Снизу к С. пришивалась оборка, называвшаяся instita; шейное отверстие обшивалось пурпуровой каймой. Рукава С. достигали локтей и не были сшиты, а закреплялись рядом застежек. Если внутренняя туника имела рукава, то у С. их не было. С. обхватывалась поясом значительно выше талии, при чем образовывался ряд складок. Слово С. взято из греческого языка (στολή) и означало первоначально вообще всякую одежду, не только женскую, но и мужскую. Как женская одежда, С. стала известна не позже 2-й Пунической войны. При Тиберии С. вышла из моды. Как одежда римских матрон, С. сделалась символом законного брака; femina stolata был почетный термин, который носили семейные римлянки (С. J. L. III, 5225, 5283, 6155). Ср. Marquardt, "Das Privatleben der Römer" (стр. 573—575, Б., 1886); Baumeister, "Denkmäler antiker Kunst", под статьей toga.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

СТОЛА — (лат. stola, греч. stole). 1) Длинная женская одежда древних римлянок. 2) У римско католических священников длинная полоса материи, надеваемая на плечи, причем оба конца висят спереди. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Что надевали древние римлянки?

Самой популярной одеждой — как женской, так и мужской, — в Древнем Риме была туника. Её носили издавна, первые туники были домоткаными. Долгое время в Риме царил идеал простоты и скромности. Настоящий римлянин должен был сам пахать собственное поле, выращивая на нём еду для семьи, а его жена была обязана не только готовить и убирать, но и прясть шерсть, потом из этой шерсти делать ткань на ручном станке, а из ткани шить одежду для всей семьи. И главным предметом этой одежды являлась туника.

Самые ранние туники делали из прямого куска ткани, сложенного пополам. В середине прорезали отверстие для головы, а бока зашивали. Чтобы придать такой тунике форму, её подпоясывали ремешком. Позже появились туники с рукавами, а также более узкие туники без рукавов, вроде ночной сорочки. И предназначение таких туник было аналогичным — домашняя одежда, показаться в которой на улице считалось неприличным.

Женские туники отличались от мужских своей длиной. Мужчинам было достаточно туники до колена, римские женщины носили туники до щиколоток. Состоятельные люди в одной тунике по улицам не ходили. Не то, чтобы это было запрещено, но подобный наряд считался отличительным признаком рабов, бедняков и крестьян. Мужчины перед выходом из дома надевали тогу или плащ, а женщины — платье, называемое стола. Поверх туники с рукавами носили столу без рукавов и наоборот. Голые женские руки, не говоря уже о плечах, в Древнем Риме демонстрировать было не принято. Зато можно было сделать рукава с застёжками, через которые просматривалась кожа плеч.

По свидетельству известного древнеримского моралиста Сенеки, власти запрещали матронам «надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины». Имеются в виду цветные ткани. Считалось, что порядочным римлянкам следует удовлетвориться одеждой простого белого цвета, максимум — с тонкой цветной каймой по краю. Однако эта кайма сменилась орнаментом, простая вышивка — золотым шитьём… мода в Древнем Риме, как и везде, не желала стоять на месте.

Стола была отличительным признаком свободной женщины, рабыни и даже вольноотпущенницы не имели права её носить. Но лишь столы для выхода на улицу было недостаточно. Голова порядочной римлянки вне жилого помещения обязательно должна была быть прикрыта. Обычно поверх столы набрасывали паллу. Это широкая длинная накидка, в которую можно было живописно драпироваться — своего рода аналог мужской тоги.

Однако такой комплект женской одежды, даже если она была из тонких тканей, в жарком средиземноморском климате никак нельзя назвать удобным и практичным. Он красиво смотрелся, но в солнечную погоду ходить в нём по улицам было мучением. Поэтому в имперском Риме стала популярной далматика — разновидность свободной туники с широким рукавом. В отличие от домашней туники, далматика считалась парадной одеждой, в ней не стыдно было показаться на людях. Далматика дожила до современности, но сейчас это ритуальная одежда, часть церковного литургического облачения.

В раннем Риме платья были шерстяными, потом появилась льняная ткань, более комфортная в летнюю жару. С развитием торговли в Рим стал поступать шёлк разных сортов. Одной из самых известных и популярных была ткань с острова Кос, делавшаяся из китайской шёлковой нити, окрашенной в цвет маренго. В позднюю античность стали модными тонкие полупрозрачные ткани, такие как виссон и аморгин.

Шёлк, хоть и был в то время очень дорогим, считался самой лучшей тканью для нижнего белья. Бельё у древних римлян представляло собой просто длинную полосу ткани. Мужчины ограничивались набедренной повязкой, римские женщины носили ещё и повязку на грудь. Судя по сохранившимся изображениям, где женщины в таких повязках занимаются спортом на свежем воздухе, они были удобными и практически не отличались от современных купальников-бикини.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

Во что одевались древние римлянки?

Древние римлянки, как и любые женщины, любили принарядиться. Римская мода за века многократно изменялась — появлялись новые ткани, узоры и фасоны. Римские императоры пытались законами против роскоши приструнить женщин, которые тратили на одежду и украшения целые состояния, но ничего не помогало. Поначалу одежду изготавливали почти исключительно из шерсти или кожи, потом появился лён, а с развитием торговли с востока начал поступать шёлк. В поздней античности умели изготавливать очень тонкие, полупрозрачные ткани. Мы знаем их названия — виссон, синдон, аморгин и другие.

С цветами обстояло также — в суровые республиканские времена, когда Рим был маленьким, а денег немного, одевались в основном одежду из светлой шерсти, разве что кайму могли покрасить. Но чем дальше, тем чаще использовались яркие цвета. Известен косский шёлк — шёлк, который изготавливался из китайского сырья на острове Кос и окрашивался в цвет морской волны

Основой женского костюма была туника — что-то вроде длинной простой рубашки, с рукавами или без рукавов. В ней ходили дома — на улицу в тунике показаться было также неприлично, как сейчас в халате. Поначалу покрой туники был самым элементарным: кусок ткани складывался пополам и в нем прорезалось отверстие для головы, а бока зашивались. Вся эта конструкция подпоясывалась, а длину регулировали, просто выпуская лишнюю ткань над поясом. Потом стали появляться туники с полноценными рукавами и линией плеч.

На тунику надевалось уже полноценное платье — стола. Если туника была с длинными рукавами, то стола могла быть без рукавов и выглядела примерно как сарафан. Если туника была без рукавов, то с рукавами была стола. Именно в Древнем Риме придумали рукава на застежках — вроде бы прилично и руки закрыты, но смотрится соблазнительно. Подпоясывалась стола под грудью, выше талии. Стола — одежда свободных римских гражданок, ни рабыни, ни вольноотпущенницы такого не носили. Столы могли расшиваться золотыми нитями, и почти всегда украшались орнаментами. Любимыми орнаментами римлянок были довольно простые: стилизованные листья, ромбы, квадраты.

Стола могла быть любой в зависимости от моды. Она подпоясывалась поясами, украшалась оборочками, жемчугом или вышивкой. Сенека писал: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины» — значит, в его время матроны все время почему-то старались надеть не строгую белую столу с маленькой пурпурной каймой по подолу, а что-то цветное и яркое. А уж продажные женщины отрывались как могли.

Верхней одеждой для мужчин и для женщин поначалу была тога — просто кусок шерстяной ткани, в которую заматывались как попало. Потом тога стала мужской официальной одеждой, вроде нашего делового костюма и каждую складочку на ней регламентировали. А женской одеждой стала палла. Палла, это по сути своей современный «палантин», широкая длинная накидка, которую можно наматывать на себя самыми разными способами. Были короткие накидки с чем-то вроде капюшона, были толстые шерстяные пальто-пончо — пенулы.

Впрочем, туники и столы — это все-таки традиционный костюм и продержался он примерно до времен первых Цезарей. Во времена поздней римской империи самым модным видом платья стала далматика — расширяющаяся книзу свободная туника с широким рукавом. Впервые далматика упоминается в IV веке н. э., а уже в Византии она стала самым распространенным видом парадной одежды, как мужской, так и женской.

Разумеется, римлянки носили украшения. Украшения тоже мало изменились — это были серьги, браслеты, бусы, иногда изящные, иногда грубоватые. В поздние времена могли носить по нескольку колец на одном пальце или по нескольку серег в ухе. Уже тогда самыми популярными были кольца и браслеты в виде змеек. Особенно часто использовались украшения для волос — мода на прически в Риме менялась стремительно и требовались новые виды заколок, шпилек и диадем. В традиционном республиканском Риме матронам запрещалось красить волосы, но чем дальше, тем меньше соблюдался этот запрет.

А теперь о самом интимном. Древние римлянки отлично знали о том, что такое нижнее белье, и под этим всем, то есть под паллой, столой и туникой (или под далматикой) носили повязки на бедра и грудь. Судя по многочисленным изображениям девушек, занимающихся в таком виде спортом — эти повязки были довольно удобными и с виду мало отличались от современных купальников.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Читайте также: