Резолюция круглого стола классных руководителей

Обновлено: 19.05.2024

Вывешивается плакат с изображением корабля с флагом « Противоречия».

2. Психологический настрой на сотрудничество. Приём « Яблоко».

- Хрустящие, сладкие, ароматные, вкусные. Яблоки — это настоящий символ наступления осени. Они могут быть сочными или мягкими, красными или зелеными, кислыми или очень сладкими. Мы знаем много историй и легенд о яблоках. Здесь стоит упомянуть и троянское Яблоко раздора, и один из подвигов Геракла, укравшего три золотых яблока из сада Атласа, и русские молодильные яблочки. У всех славян яблоко было символом всего хорошего, начиная от здоровья, заканчивая достатком и семейным благополучием. Сегодня я предлагаю эмблемой нашего круглого стола выбрать яблоко, как символ раздора и противоречий. Мы совместными усилиями постараемся попасть в нужную нам цель, «точно в яблочко» и обсудим взаимоотношения между педагогами и родителями.

3. Актуальность вопроса
Одно из значимых противоречий, сопровождающих модернизацию современного отечественного образования, состоит в том, что в реальной образовательной практике обучение преобладает над воспитательной составляющей. В результате интеллектуальное развитие ребенка на сегодняшний день резко опережает духовно-нравственное и личностное. Все мы знаем, что полноценное воспитание школьника происходит в условиях одновременного влияния и семьи и школы. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. Но часто родителям безразличны наши усилия, они не хотят идти на контакт, не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы, почему так бывает?

4. Постановка проблемы.

Произошедшие в России социально-экономические изменения затронули школу. Резкая смена нравственных ориентиров затрудняет организацию воспитательного процесса в школе, возникли противоречия между тем, что ожидает от школы семья, государство и сама школа от подрастающего поколения. Современные родители часто не понимают своей роли и значимости в воспитании своего собственного ребенка, перекладываю ответственность за его будущее сначала на сад, а потом и на школу, сводя свои обязанности по отношению к ребенку лишь «одеть – обуть – накормить». Большинство семей оказываются не способными качественно выполнять свои обязанности в воспитании и социализации своих детей. Отсутствие контроля со стороны взрослых в сфере воспитания в семье привело к тому, что в школы пришли несамостоятельные, одинокие, не умеющие общаться и слышать других эгоцентричные дети, без правильного опыта и правильной модели жизни, которую должны были сформировать родители. Семья деградирует – число детей с различными нарушениями увеличивается год от года. В последние годы наблюдается рост детей с психическими заболеваниями и расстройством поведения.

5. Дискуссионная минутка « Ваше мнение»

- Давайте обсудим, какие причины деградации современной семьи. (Участники предлагают свои варианты).

Спикер подводит итог, информация на слайде.

Причины деградации семьи :

- возросший темп жизни (у современного человека много обязанностей, следствие – высокий уровень стресса);

- высокий информационный гнет и невозможность ее всю переработать;

- противоречивость информации

- слабость государственных социальных программ (распад семей, отсутствие многих благ, бесплатных кружков);

- школа и учитель утратили свой авторитет (только ленивое СМИ не облило грязью учителя);

- общество практически прекратило читать художественную литературу;

- на первое место в досуге у нас вышли интернет и телевидение.

Родители не понимают, что чем больше ребенок смотрит телевизор, тем меньше у них развивается творческое мышление, через интернет и телевидение усваивает стереотипы агрессивного поведения.

В связи с этим наши учащиеся стали холодными, менее отзывчивыми. Боль другого человека их уже не трогает, для них это норма. А школьное воспитание пропагандирует иные ценностные ориентиры.

Воспитание у детей стремления к "успеху", к карьерному росту, популярности происходит за счет сокращения "духовной составляющей", т.е. морали и нравственности.

Пробелы в воспитании довольно быстро заполняются "воспитательным" влиянием улицы, средств массовой информации, разнообразных, не всегда позитивно ориентированных, организаций, группировок, сект. А ведь детский опыт отличается большой психологической устойчивостью.

6. Блиц-опрос с ранжированием «Важнейшие личностные качества »

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки. Встал вопрос о формировании личностных качеств подрастающего поколения. - Как вы думаете, какие важнейшие личностые качества следует воспитывать в детях? (ответы участников) - У вас на столах листочки с перечисленными качествами, согласно современных исследований. Расставьте их в порядке значимости и важности.

- Давайте сравним ваши варианты с результатами исследования, проведенного в России.

На сегодняшний день, согласно современным материалам Аналитического центра Ю. Левады важнейшими, по мнению россиян, личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать себя уверенно в обществе:

• умение добиваться своих целей (его называют почти половина опрошенных россиян — 48%);

• чувство ответственности (41%);

• качества, способствующие взаимодействию с другими людьми — хорошие манеры и умение общаться (38%);

• добросовестность в работе (30%);

• терпимость к людям (29%);

• умение постоять за себя (28%).

Реже всего упоминались такие качества, как "верность и преданность", "ответственность ", "бережливость", "послушание". Конечно, стоит нам всем серьезно задуматься над этим.

7. Ассоциативный приём «Противоречия»

- Вслушайтесь в это слово ПРОТИВОРЕЧИЯ. Какие ассоциации у вас возникают, какие синонимы можно подобрать. Запишите их у себя на листочках. Ответы участников.

- Вариантов очень много. В словаре синонимов 42 варианта (ответ, конфликт, столкновение, возражение, парадокс, разногласие, несоответствие, расхождение, отсутствие единства, опровержение, несогласие, разлад, несовпадение, диссонанс, дисгармония, нестыковка…)

Подведение итога

Противоречие - важнейшая логическая форма познания, движущая сила. Это несоответствие, несогласованность между какими- либо противоположностями, находящиеся внутри единого объекта.

- Какое - же основное противоречие в вопросе воспитания в современной школе?

В большинстве школ возникла проблема общения и сотрудничества педагога и родителя. Основное противоречие в вопросе воспитания в современной школе – это расхождение взглядов на проблему эффективности воспитания у родителей и школы, которое зависит от его востребованности в семье ребенка. Мнение большинства родителей и некоторых психологов звучит следующим образом: «95% того, чему учат в школе – неактуально». Главное противоречие: школа – реализует цель - воспитать гармоничную личность, успешную во всех сфера жизни, опирающуюся на идеалы и принципы морали, а родители своей моделью убеждают детей в том, что это не современно и не нужно.

8. Моделирование противоречий.

-Предлагаем вам на карточках несколько утверждений, которые часто являются противоречиями между родителями и педагогами. Прочитайте их, выскажите свою позицию, если согласны, то поставьте в квадратик +, если нет -.

- Знание иностранного языка (английского языка) необходимо современному человеку. Оно расширяет кругозор ребенка, стимулирует его интеллектуальное развитие?

- Хорошо иметь (освоить, обучиться) на всю жизнь надежную профессию?

- Нужно копить знания и во всем разбираться?

- Нужно все делать хорошо, качественно?

- Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха?

- Если ваш ребёнок будет дворником, но будет при этом жить в гармонии с собой и обществом (социумом)?

1.Да, изучение английского языка расширяет кругозор ребенка, стимулирует его интеллектуальное развитие, но некоторым нужен только хорошо работающий синхронный google-переводчика, после чего все эти часы и годы, потраченные на английский язык, будут просто не нужны. Да, google-переводчик не позволит вам никогда читать Шекспира в подлиннике, наслаждаясь, но какой процент вроде бы «знающих» английский сейчас это делает? А кто-то все равно будет, почему нет.

2.Хорошо, если сразу определились с выбором профессии. Но меняется запрос, время. Это необязательное условие твоей успешности. Можно профессию сменить, было бы желание.

3. Представление о том, что важно накопить знания, не релевантно вообще в современности. Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Абсолютно нерелевантно. Школа полностью сидит на этом – накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить – пойти играть в игру в телевизоре. На самом деле в современном мире – все об этом говорят – гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк.

4. Если в современном мире вы попытаетесь все делать хорошо, вы не долго протянете. Задача в современном мире, получается наоборот, прямо противоположная – уметь ловко и быстро определять, что мы делаем максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем по желанию.. Кто постарше, помните типичный объем домашних заданий, например, в начальной школе? Три примера и одно упражнение. Вы посмотрите, какой обьем и форма домашнего задания сейчас согласно программе? Эта ситуация учит детей как раз делать выбор.

5. Посмотрите на наши современные мультики – у всех сверх - способности появившиеся на пустом месте. Почему владелец Facebook стал очень богатым человеком, а владельцы других систем, которые, может, даже были получше, оказались купленными Facebook? Достаточно случайно, был удачный момент, как-то так сложилось. Дети же не глупые, они видят, что в современном мире усердность вовсе не равна успеху, а мы продолжаем требовать от них усидчивости и усердности как главных качеств.

6. Получив профессию дворник, конечно можно жить в гармонии с собой и обществом (социумом). Только, к сожалению, престиж этой работы очень низкий у нас.

9.Упражнение-релаксация « Яблоко и червяк»

- Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. ( Карточки в форме яблока)

- Ваши ответы мы обсудим немного попозже. А сейчас попробуем разобраться, нужны ли конфликты нам. Ведь нередко противоречия приводят нас к конфликтам.

10. «Нужны ли конфликты с родителями?» Выбор положительных и отрицательных сторон конфликта. Приём «Плюс, минус».

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». А нужны ли нам такие столкновения? Какие положительные и отрицательные стороны у конфликтов ?

Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями неизбежны и есть положительные стороны.. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

• Ухудшение социального самочувствия

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

Вывод : Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога крайне важно.

11. Способы выхода из конфликтных ситуаций « Спасательный круг»

Конфликт является нормой общественной жизни. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога крайне важно.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы). Это наш спасательный круг во взаимоотношениях.(Крепим на плакат спасательный круг)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение ) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

( На слайде способы: соревнование, избегание компромисс приспособление, сотрудничество)

«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.

Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. ( крепим таблички с названиями ). Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

12. Рефлексия-зарядка « Карандаш и ластик»

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

13. Итог круглого стола « Важные слова »

Подводя итог нашего круглого стола, хочется вспомнить слова доктора педагогических наук, профессора Лихачева Борис Тимофеевич: «Противоречия - источник и движущая сила воспитания». Движущими силами любого процесса являются противоречия. Знание существенных противоречий позволяет находить пути их разрешения и делать процесс развивающим и для личности, и для социума. Как вы поняли без конфликтов нам не обойтись. Мы бы хотели предложить вам психологические рекомендации,

при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтной и конфликтной ситуации. Познакомьтесь с ними и используёте в своей работе. Вспомните нашу эмблему круглого стола – яблоко. Мы с вами обсудили многие вопросы, проблемы, постарались найти решения по преодолению противоречий. Примите от нас это душистое, сладкое яблоко, как символ попадания в цель развития воспитания. Будьте здоровы, терпимы и успешны.

Резолюция круглого стола :

Предложения по преодолению противоречий « педагог-родитель»

1) Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

2) Формирование у родителей положительного отношения к школе.

3) Содействие развитию взаимопонимания между родителями и детьми, учителями и родителями через активное совместное участие в планировании воспитательной работы.

4) Предоставление родителям психолого-педагогической помощи в воспитании и обучении ребенка.

5) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

6) Проведение интегрированных совместных мероприятий с использованием современных форм и технологий.

7) Использование грамотных стратегий поведения в конфликтной ситуации и принятие совместных решений по выходу из них.

круглый стол "Современный классный руководитель"
методическая разработка по теме

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются.

ВложениеРазмер
soveremennyy_klassnyy.doc 37.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Круглый стол "Современный классный руководитель" в ФГОУ-сош №21 МО РФ

Профессиональное общение по проблеме эффективности организации деятельности классного руководителя.

Актуальность круглого стола заключалась в том, что в условиях внедрения нового образовательного стандарта возрастает роль классного руководителя. От личности классного руководителя зависит успех совершенствования воспитательного процесса и в классе, и в школе.

« Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

15откября 2013г. по теме « Современный классный руководитель» в школе состоялся круглый стол.

В работе круглого стола участвовали все классные руководители, предметники и администрация школы. Педагоги, используя нормативные документы, свой богатый педагогический опыт, анализировали Должностные инструкции учителя.

Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель.

В работе круглого стола каждый участник высказывал свое мнение.

«Классный руководитель действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители, сколько функций одновременно ему приходится выполнять».

«Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Классный руководитель с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника».

Нуржанова Н.В. рассказала притчу: «У дороги стоял мудрец и смотрел на то, как три человека несли тяжёлые камни. «Что вы делаете?» - спросил у них мудрец. «Несу камень», - ответил первый. «Зарабатываю на жизнь» – ответил второй. «Строю храм», – ответил третий. И понял мудрец, что мимо него прошли Раб, Потребитель и Творец. Задумываемся ли мы с вами, кем являемся в своей профессии? Я, думаю. Что мы с вами, конечно же, творцы – творцы храма детской души. И чтобы построить этот храм, мы должны понять ребёнка в его антропологической (природной, нетронутой никакими технологиями и методиками) сущности. И неважно: классный ли вы руководитель, учитель – предметник, родитель или просто взрослый, а значит мудрый человек, человек, способный воспринять, а главное понять не поведение ребёнка, а жизненную ситуацию этому способствующую. Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, классный руководитель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность»

В процессе обсуждения были определены приоритетные направления в деятельности классных руководителей нашей школы, согласно требованиям ФГОС. Рабочая группа, взяв во внимание все поступившие предложения, оформила "Решение круглого стола" и наметила план дальнейшей работы.

Решение круглого стола

1. Считать актуальными такие направления деятельности классного руководителя как:

- формирование базовых национальных ценностей,

2.. Принять во внимание такие предложения по совершенствованию деятельности классного руководителя, как:

- оказание помощи школьного ученического самоуправления

(рейды Совета старшеклассников),

- введение единых классных часов,

- организация совместной работы классного руководителя и учителями-предметниками,

- организовать взаимодействие классного руководителя с психологом при работе с детьми «группы риска»,

4. Конкретными показателями результативности внедрения ФГОС считать организацию педагогических форм и социальных акций по следующим направлениям ФГОС, как:

5. Сопровождение классными руководителями деятельности школьников по ведению «Портфолио достижений»

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся.


Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п.


"Основы педагогического подхода к "трудному" ребенку". Занятие круглого стола для классных руководителей.

Работая с "трудными" детьми необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Соответственно, воспитательная работа будет выстраиваться индивидуально, исходя.


Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст.

Круглый стол "Современный классный руководитель"


Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»

Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы».


Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»
методическая разработка

Министерство образования и науки КБР

Управление образования Чегемского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Инала Пшибиева» с.п. Нартан

с классными руководителями

«Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»

Зам.директора по ВР

Болеет без конца ребенок. Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.

- Ведь я его с пеленок всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом открыть боится – вдруг сквозняк,

С ним - то в больницу, то в аптеку, лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так порой мы из детей растим тепличное созданье,

А не бойцов – богатырей.

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и родителей и нас – педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, а став взрослыми, вошли в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми.

В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Уже к 6 -7 годам лишь пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым.

Объяснений складывающейся ситуации много: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно – психические перегрузки.

Перечисляя «факторы нездоровья» возрастающего поколения, мы забываем о самом существенном – это неумение, как детей, так и родителей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья.

Одной из приоритетных задач нашего ДОУ является - повышение индекса здоровья детей на 5%, поэтому сегодня за нашим круглым столом разговор пойдет о том, как сформировать у детей и взрослых навыки ЗОЖ.

Цель нашего круглого стола : Определить наиболее эффективные формы работы с родителями по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Мы предлагаем Вам разделиться на 2 команды.

Задание №1 «Вопрос – ответ»

Командам раздаются одинаковые вопросы. На обсуждение 3 минуты.

а) Как вы понимаете значение слова «ЗОЖ»?

б) Перечислите основные элементы ЗОЖ.

По определению И.И. Мечникова ЗОЖ – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурных сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

«ЗОЖ нельзя приобрести раз и навсегда на каком – то этапе воспитания и развития личности. Образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо постоянно учить».

Из словаря, ЗОЖ – это система привычек и поведения в повседневной жизни и в экстремальных условиях, которые обеспечивают человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей для решения личных проблем и вопросов.

По современным представлениям в понятие «ЗОЖ» входят следующие компоненты:

- оптимальный режим труда и отдыха;

Задание № 2. «Мозговая атака»

Вам предлагается следующее задание:

1 команде: а) Объясните важность для формирования ЗОЖ режима дня ребенка.

б) Объясните важность для формирования ЗОЖ культурно – гигиенических навыков.

2 команде: а) Объясните важность для формирования ЗОЖ правильного питания

б) Объясните важность для формирования ЗОЖ двигательной активности.

На обсуждение 3 минуты.

Задание 3. «Блицтурнир» - Кто быстрее ответит?

  1. Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (без воды, пищи, сна)
  2. Почему еда ребенка должна быть разнообразной?

(Ни один продукт не дает всех питательных веществ: один дает энергию – мед, гречка,

изюм, масло; другие – помогают строить организм и делать его более сильным – творог,

рыба , мясо; а фрукты и овощи помогают расти и развиваться организму.

Из рубрики «Это интересно знать»: Слово «витамин» придумал американский ученый –

биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке

рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слов «vita» - жизнь, с «амин»

получилось слово «витамин». К примеру, детям 6 -7 лет надо съедать в день 500 -600 гр.

овощей и фруктов.)

  1. Перечислите основные принципы организации питания.

(- выполнение режима питания;

- гигиена приема пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

- правильная расстановка мебели.)

(при чихании, кашле, через грязные руки, через пользование другими вещами, грязные фрукты и овощи, если человек не закаляется, иммунитет ослабляется и.т.д.)

(закаленное тело, правильное питание и режим дня, спокойный характер, ежедневный

(Правильно сидеть за столом, равномерно распределять нагрузку на руки, спать на жесткой постели с невысокой подушкой, выполнять различную работу с максимально выпрямленной спиной, выполнять упражнения по укреплению мышц туловища)

А сейчас мы предлагаем вам немного отдохнуть и проверим вашу осанку. Упражнение называется «Гора».Встаньте, пожалуйста.

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.

Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.

Представьте, что ваше тело, как гора.Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» - и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» -и тоже тянется вверх.

«Нет!» - решили они. «Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих!».

«Потянулись обе руки вместе вверх, сильно – сильно.

Медленно опустите руки, улыбнитесь, молодцы.

Обоснуйте свой выбор.

Из своего опыта предложите другие эффективные формы работы с родителями.

На обсуждение 5 минут.

Предложенные формы работы с родителями:

- участие в эстафетах, соревнованиях

- День Открытых Дверей

Как мы видим, в работе с родителями можно использовать разнообразные формы по формированию навыков ЗОЖ, но не все они на деле оказываются эффективными. Поэтому лучше использовать наиболее приемлимые формы, приносящие положительный результат.

Чтобы выполнить годовую задачу, направленную на повышение индекса здоровья, надо постоянно, систематически прививать детям навыки ЗОЖ через плодотворную работу с родителями, т.е. учить их быть здоровыми.

б) Объясните важность для формирования ЗОЖ культурно –

  1. Как Вы поступите, если ребенок отказывается от предложенного блюда или напитка?

(Какую работу вы проведете с детьми, а какую - с родителями?)

3.2. Как Вы поступите, если ребенка привели в детский сад небрежно одетого,

с грязными ногтями?

(Какую работу вы проведете с детьми, а какую - с родителями?

5. Предложенные формы работы

- совместные занятия для детей


круглый стол "Современный классный руководитель"


Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива

Чтобы сформировать дружный, отзывчивый классный коллектив необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководител.


2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника.


Методическая разработка"Формы воспитательной работы классного руководителя"

Методическая разработка"Формы воспитательной работы классного руководителя".

Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»
методическая разработка по теме

Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется педагогическая технология - мозговой штурм.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.doc 106 КБ

круглого стола «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

Евстигнеева Наталия Геннадьевна – заместитель директора по воспитательной работы ГБОУ средняя школа № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга, высшая квалификационная категория

Цель: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Знакомство с одним из видов интенсивных технологий – мозговым штурмом.

Разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Целевая аудитория : классные руководители 4-х классов, будущие классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, работающие в данных классах

Состоит из одной встречи, которая может быть проведена в конце или начале учебного года.

Комплектование групп по категориям: классные руководители 4-х классов, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники.

Требования к материально-техническому обеспечению:

От 3 до 6 столов с 3 стульями за каждым

Раздаточные карточки для каждой группы

Правила проведения мозгового штурма

Ручки, маркеры красного, зеленого, синего цвета

Мелки предметы по 2 штуки и непрозрачный мешочек.

Организационный момент – 1 минута

Объяснение правил проведения – 1 минута

Работа в группах: формы работы классного руководителя с целевыми аудиториями в период адаптации пятиклассников (обучающиеся, родители обучающихся, учителя-предметники) – 9 минут

Работа в группах: анализ предложенных форм работы (расположить по значимости) – 4 минут

Представление групп результатов своей работы – 5 минут

Рефлексия – сиквейн – 5 минут

Проблема внедрения в современную образовательную систему интенсивных технологий не теряет своей актуальности прежде всего потому, что современный мир и социум постоянно повышает требования ко всем участникам образовательного процесса.

Интенсивные технологии: игры, тренинги, кейсы, игровое проктирование, креативные техники позволяют развивать базовые компетентности и метакомпетентности всех участников процесса, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Я хотела бы предложить сегодня одну из таких технологий – мозговой штурм.

Это метод творческого решения проблем, который может применяться при разработке проекта.

Сущностью этого метода – упорядочение, повышение организованности и рационализации творческого процесса.

Весь процесс мозгового штурма разделен как бы на два этапа:

1 этап: коллективная дискуссия, в рамках которой генерируются идеи при абсолютном равноправии всех участников. Основное правило этого этапа – никакой критики.

2 этап: критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор альтернативных вариантов. Основное правило этого этапа – найти в каждой идее полезное, рациональное зерно.

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которым можно применять для решения профессиональных задач.

Сегодня мы использует вариант мозгового штурма, который называется брейнрайтинг.

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Идеи пишутся на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Затем группа снова обменивается листками – и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).

Объяснение правил проведения

Я предлагаю провести мозговой штурм по проблеме: «Формы используемые классным руководителем для успешной адаптации при переходе на 2 ступень обучения», так как многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан с определенными проблемами обучающихся, например: снижением успеваемости, изменением психологии, повышенным уровнем тревожности, пересмотром ценностных ориентиров и другими.

Классный руководитель может помочь ученическому коллективу преодолеть возникшие трудности. А для этого необходимо не только создать комфортные условия для адаптации обучающимся, но и вовлечь в воспитательную среду и родителей обучающихся, и педагогов, работающих в классе.

Нам необходимо разбиться на пары, мы воспользуемся приемом – волшебный мешочек.

А теперь найдите свою пару. В данных парах мы и будем работать.

На первый этап нашей работы отводится 9 минут, в течение которых вы будете фиксировать письменно на специальных карточках формы, которые наиболее продуктивно помогут организовать работу с обучающимися, их родителями и педагогами, работающими в классе. Обмениваться карточками вы будете через каждые 3 минуты. Сигналом будем служить звон колокольчика.

Каждая группа должна зафиксировать на каждой карточке по 2 формы.

И помните: приветствуются все идеи.

Работа в группах: формы работы классного руководителя с целевыми аудиториями в период адаптации пятиклассников (обучающиеся, родители обучающихся, учителя-предметники)

Материал для карточки:

Работа по теме “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой группы участников процесса.

помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;

помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

помочь принять новую позицию – ученика основной школы;

помочь детям принять “новых” учителей;

пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).

снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

создать атмосферу сотрудничества;

договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

4) Работа в группах: анализ предложенных форм работы (расположить по значимости)

Итак, мы создали некий банк форм воспитательных мероприятий, которые помогут обучающимся адаптироваться на новой образовательной ступени обучения.

А теперь я предлагаю последний раз обменятся листочками и каждой паре в течение 4 минут попробовать проанализировать предложенные формы по значимости: выделите красным маркером те, формы которые обязательно необходимо провести для решения данной проблемы, зеленым маркером, которые желательно провести, а синим – не обязательно.

5) Представление групп результатов своей работы

Пришло время представить результат вашей работы.

6) Рефлексия - сиквейн:

Спасибо вам за активное участие в моем мастер-классе. Мне очень интересно услышать ваше отношение к той работе, участником которой вы были, поэтому я предлагаю написать небольшой сиквейн.

«Синквейн» пишется по определенному алгоритму, который представлен на карточках. Заполните их, пожалуйста. На эту работу у вас 3 минуты.

1 строчка – 1 существительное - в нашем случае это слово «Мастер-класс»

2 строчка – 2 прилагательных – ваши ощущения

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых –ваши личное отношение к происходившему

5 строчка – существительное, наречие, или междометье – слово-резюме.

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

По очереди поделитесь вашими впечатлениями.

Спасибо за доброжелательность и помощь в работе.

Анатолий Гин Приемы педагогической техники – Москва, 2011

А.П.Панфилова Инновационные педагогические технологии: активное обучение – Москва, 2011

Рефлексия: «Сиквейн» - Мои впечатления от мастер-класса

2 прилагательных – описание ощущений

3 глагола – характерные действия

2 подлежащих, 2 сказуемых – ваше личное отношение к происходившему

Существительное, наречие или междометие – слово - резюме

Тренинг мозгового штурма.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения задач. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело "тонкое".

Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

• генерирование идей без всякой критики;

• осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

Противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо.

Противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать "сырые" идеи к исполнению без критики неразумно. Как быть? Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению.

Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 мин, а количество идей может составлять много десятков.

В-четвертых , все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения.

Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, о хорошем награждении за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он сам должен предложить фантастическую идею или предложить 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не должен допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Вы поняли, что мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок. Теперь бы мы сказали, что Осборн использовал системный эффект от объединения усилий двух групп людей.

Области применения метода мозгового штурма.

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации;

- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга.

Обратный мозговой штурм.

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

Читайте также: