Ребенок не ест с общего стола

Обновлено: 17.05.2024

В каком возрасте можно есть «все» и какую «взрослую» еду давать младенцу до года; есть ли какие-то ограничения на продукты и что делать, если ребенок ничего не ест или отказывается от твердой пищи? Врач-педиатр Екатерина Андреевна Яковлева расскажет, когда еда с общего стола станет малышу в удовольствие.

— Екатерина Андреевна, чем «взрослая» еда отличается от питания грудничков?

— Питание малышей учитывает особенности детской пищеварительной системы. Большинство ферментов начинают полноценно работать только к трем годам, а некоторые — к семи. Поэтому у всех детей пищеварительная система достаточно хрупкая и к питанию нужно относиться внимательно.

У совсем маленьких детей отмечаются незрелость ферментативных систем, пониженная кислотность желудка, что тоже сказывается на переваривании. К тому же они еще не могут жевать, поэтому малышам, которым только вводится прикорм, необходима пюреобразная монокомпонентная пища.

Запрещенные грудничкам до года продукты:

  • консервы, которые не предназначены для детского питания;
  • покупные творог, кефир, йогурты, соки, которые не маркированы как детское питание и не положены по возрасту с 0 до 3 лет;
  • жареные блюда, солено-маринованные продукты, острые приправы;
  • грибы и сахар;
  • продукты с красителями и консервантами.

— Когда начинать переход к общему столу и что делать, если ребенок игнорирует продукты прикорма?

— По рекомендациям ВОЗ прикорм вводится в шесть месяцев, по рекомендациям российских врачей средний возраст начала прикорма для большинства детей — 5-6 месяцев. При наличии сильного пищевого интереса, когда ребенок очень хочет есть и тянется к еде взрослых, или по состоянию здоровья переход на общий стол можно начать раньше.

Ребенок отказывается от продуктов с общего стола:

  • необходимо продолжать предлагать ему взрослую еду, например, можно дать из своей тарелки кашу без глютена или маленький кусочек брокколи на пару, который помещается между подушечками пальцев;
  • о жареной котлете с кетчупом или борще речи идти не может.

Нельзя заставлять малыша есть, важно развивать его пищевой интерес:

  • давать новые продукты при совместном приеме пищи, чтобы для ребенка это выглядело ритуалом;
  • даже если ребенок съест ложечку какого-либо блюда, а потом откажется от него, можно попробовать предложить ему этот продукт в другое кормление и в другом виде;
  • надо постепенно увеличивать порцию в зависимости от желания ребенка.

Если ребенка не заставлять есть и не слишком настаивать на еде, то, как правило, к 9—12 месяцам он начинает хорошо есть сам. Отторжения пищи не происходит, малыш не закрывает рот, не приходится кормить его под мультики или развлечения.

— Какие существуют мифы о введении первого прикорма в рацион ребенка до года?

— Многое зависит от подхода к детскому питанию, понимания разницы между педиатрическим и педагогическим прикормом.

    Педиатрический прикорм подразумевает постепенное введение продуктов по определенной схеме: сначала зеленые овощи, потом каши, после мясо, куриный желток и так далее. При постепенном введении прикорма по одному продукту можно отследить аллерген.

Сейчас 80 % детей — аллергики, и многие из них выдают острые реакции: отек Квинке, анафилактические реакции на белок коровьего молока, рыбу, яйца. Поэтому педагогический прикорм — достаточно опасная схема введения прикорма, особенно тем малышам, у которых уже проявлялась аллергия.

— Нужно ли обращаться к педиатру перед тем, как вводить первый прикорм в рацион малыша?

— Если ребенок не страдает(-ал) аллергиями, хроническими заболеваниями, которые могли бы повлиять на введение прикорма, то по достижении разрешенного возраста мама может начать вводить прикорм по схеме. Если остаются вопросы, лучше обратиться к педиатру. Поскольку дети первого года ходят к педиатру каждый месяц, мама успеет узнать все необходимое о прикорме.

— Екатерина Андреевна, какие правила надо соблюдать при введении первого прикорма и когда лучше прикармливать малыша?

— Каждый новый продукт лучше вводить с утра. Например, в первое кормление на завтрак даются овощи в виде пюре. Важно, чтобы к этому моменту ребенок был голоден и просил есть. Поэтому пюре ему предлагают через приличный промежуток времени после кормления грудью или через 3-4 часа после кормления смесью.

Общие правила введения прикорма:

  • давать прикорм до кормления грудью/смесью;
  • постоянно следить за реакцией малыша на новую еду;
  • для первого прикармливания чаще используется пюре из цветной капусты, брокколи или кабачка;
  • один продукт вводится на протяжении трех — пяти дней небольшими порциями: сначала по ½ чайной ложечки, потом с постепенным увеличением в зависимости от детского аппетита;
  • после знакомства с несколькими продуктами их можно перемешивать в одном блюде;
  • при переходе к кашам утренние овощи сдвигаются на обед, злаки даются с утра;
  • при введении третьих-четвертых продуктов каши сдвигаются на вечер; творожок первые несколько недель дают с утра, потом на полдник или так, как удобно маме и малышу.

— В каком виде можно давать ребенку «взрослую» еду?

— Детям, которым только вводится прикорм, можно давать микродозы пюреобразного овоща, чтобы они привыкали к новой консистенции продуктов, но кормить малышей кусочками с ложки не стоит, они просто подавятся. Детям 7—8—9 месяцев можно давать не только пюре, но и овощ, хорошо подавленный вилкой и разбавленный бульоном. В этом возрасте у детей возникает так называемое жевательное окно, и важно предлагать им маленькие мягкие кусочки, чтобы учились жевать. Если это время упустить, потом можно очень долго приучать ребенка ко взрослой пище.

Овощи варят или запекают. Приготовленное на пару блюдо оптимально, поскольку оно сохраняет большее количество витаминов. Давать сырыми овощи и фрукты можно ближе к 9 месяцам. Но нужно быть аккуратными и смотреть, чтобы ребенок не поперхнулся, особенно мелкими ягодами. На этот случай пригодится ниблер — или же нужно постоянно сидеть рядом с малышом и контролировать, как он ест угощение. Зимой давать магазинные яблоки, груши, ягоды не рекомендуется, потому что неизвестно, где они хранились, откуда привезены, какого качества.

— Какие продукты со стола можно дать ребенку после года, а какие лучше ограничить вплоть до трех лет?

— После года уже можно предложить цитрусовые, если ребенок не страдает аллергией. Рыба вводится в 10-11 месяцев, но морепродукты — только после года из-за высокого риска развития аллергической реакции.

Продукты, которые запрещены ребенку до года, как правило, откладываются до возраста двух-трех лет. Например, шампиньоны не рекомендуют давать до трех лет, лесные грибы — до семи лет. У них плотная клеточная оболочка, которую детские ферменты не способны переварить, и это очень большая нагрузка на поджелудочную железу.

До трех лет не стоит давать:

  • мясные полуфабрикаты (сосиски, колбасу, котлеты, пельмени);
  • газировки, чипсы, фастфуд, то есть все «вредные» продукты, которые не рекомендуются и взрослым;
  • прикорм, приготовленный на масле, соления и маринады с уксусом, сырую рыбу, экзотические блюда китайской и японской кухни.

— Какие реакции на прикорм можно считать нормальными, а когда родителям необходимо обратиться за помощью к врачу?

— К скорой помощи стоит обращаться при резкой аллергической реакции: если после еды опухают губы, отекает язык или слезятся глаза, ребенок резко начинает кашлять или чесаться — это могут быть симптомы отека Квинке или прогрессирующей анафилактической реакции. Также вызов скорой необходим, если ребенок глотнул алкоголь, уксус или съел просроченный продукт — чтобы промыть желудок и избежать отравления.

Картошка фри, соленый огурец, йогурт «для взрослых» не так опасны. Их разовое употребление особо негативного влияния на организм не окажет, и при отсутствии аллергической реакции нет смысла обращаться к врачу.

— Введение продуктов прикорма меняет что-то в организме, поведении ребенка?

— При введении новых продуктов можно наблюдать изменения стула, его частоты и консистенции — на прикорме он все более становится похожим на стул взрослого человека.

  • У детей на искусственном вскармливании стул приобретает полностью взрослый вид.
  • У детей на грудном вскармливании стул может оставаться жидким, быть несколько раз в день или один раз в день, но регулярным.
  • Твердые каловые массы, которые сменяются обильным жидким стулом, могут быть признаком запора — необходимо обратиться к педиатру, чтобы скорректировать питание и, быть может, добавить слабительные.

Как вводить “взрослую” еду в прикорм

Крем-супы МАМАКО ® на козьем молочке – натуральный продукт для нормализации пищеварения и адаптации малыша ко взрослому меню.

— Дискуссии о пользе и вреде домашних и покупных детских продуктов будут всегда. На ваш взгляд, есть ли принципиальная разница между баночным пюре, готовыми кашами и супчиками для малышей и прикормом, приготовленным мамой?

— Готовить самостоятельно или покупать детское питание — этот вопрос остается на усмотрение мамы. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Домашнее питание по консистенции ближе к обычной пище, даже если взбивать продукт блендером. Поэтому дальнейший переход на кусковую пищу и взрослый стол при домашнем приготовлении блюд будет проще.

Баночное питание удобно в использовании и дома, и в путешествии. У быстрорастворимых детских каш есть неоспоримое преимущество, которого нет у домашних круп: они дополнительно обогащены витаминами и минеральными веществами. Учитывая, что у многих детей после шести месяцев наблюдаются различные дефицитные состояния, в том числе железодефицитная анемия, применение витаминизированного детского питания благотворно сказывается на их здоровье.

Если взять, например, детское питание МАМАКО ® , то дома приготовить такое фруктовое пюре с козьим творожком будет крайне непросто: козий творог тяжело найти в продаже, особенно с маркировкой «детский». Крем-суп на козьем молоке, который обогащен витаминами, — вообще единственный в своем роде в РФ. Детям нравится и вкус, и консистенция этого продукта.

— Что необходимо искать на этикетках баночных пюре и готовых детских каш?

— Выбирая детское баночное питание, стоит обращать внимание на состав и возрастную маркировку:

  • монокомпонентные пюре — 4+, 5+, 6+ месяцев;
  • поликомпонентные продукты, пюре с кусочками — 6+, 7+, 8+, 9+, 10+, 12+ месяцев.

В составе фруктового пюре могут быть фрукты и вода, но не должно быть сахара, красителей, ароматизаторов. В кашах должна быть злаковая мука, возможны сухое молоко, в том числе козье, витаминно-минеральный комплекс, сублимированные фрукты или фруктовое пюре — если каша с яблоком, бананом и прочими добавками.

Конечно, важно обращать внимание на срок годности. К сожалению, недобросовестные продавцы продают продукты с уже истекающим сроком годности. Поэтому перед кормлением ребенка стоит самим попробовать питание, поскольку бывают случаи, когда продукт испорчен уже на прилавке магазина.

Детская еда отличается от взрослой способами приготовления, количеством используемых ингредиентов и консистенцией. Прикорм в большинстве случаев вводится в пять-шесть месяцев. Выбрать баночное пюре или готовить дома, зависит от удобства матери. Промышленное питание удобно и ценно тем, что оно дополнительно обогащено витаминами, зато после домашних пюре проще перейти на взрослый стол. Поэтому оптимально комбинировать оба вида еды. Но главный принцип здорового введения прикорма — это постепенность и развитие пищевого интереса: не надо настаивать и заставлять ребенка есть, а стоит предлагать ему разную еду и стараться делать так, чтобы он сам захотел пробовать новое и просил есть.

* Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Ребенок не ест с общего стола


У меня, например, стол почти диетический. Смело можно кормить и полуторалетку.




:=-O: а где вы опыта набирали? в санатории для язвенников?
не знаю ни одной семьи, где отдельно питаются люди старше 3х лет

мы так вообще отдельно ребенка не кормили, за искл ГВ


ну например вареную брокколи и курицу (без всего). Если в блюде есть морковь, зелень, свекла, то ребенок не ест. Да вообще ничего не ест, что едят взросыле люди

т.е. ребенок ест только отдельно: просто помидор, просто курица (вареная без всего в воде).. если уже блюдо, где разные индигриенты, то не ест. Такде никогда не съест морковный салат (натертый на терке) со сметаной, никогда не съест плов или тушеную капусту. Никогда не съест вареники или рагу. Ну и так до бесконечности


Мой 1,5 годоваст ест всё с общего стола, ещё и припрашивает. А 5-летка не ел, если есть специи, перец болгарский, морковь (сырую любит), капуста, свёкла и много ещё чего. Сначала варила всем суп и ему рядом в маленькой кастрюльке, потом надоело, стала варить один суп, но капусту в суп резать тонкими длинными полосками, чтобы легко выловить можно было. Потом договорились, что он съедает совсем на донышке нашей еды, а потом уже свою. Постепенно втянулся. Теперь хоть и бухтит, но ест почти всё.

будете готовить отдельно ему - так и будете готовить отдельно.

какие тут варианты? если достало - не готовьте, здоровые дети от голода около еды не умирают.

Салаты, кроме морковки с сахаром, есть так и не научился - да и ладно. Огурцы отдельно ест. Всякие подливы, соусы к блюдам тоже не признаёт. Ещё любит, чтобы на разных тарелках лежал гарнир и рыба, например, т.е. не любит смешивать ничего - но это не так страшно.


ну не сам же это все ребенок придумывает. значит, родители так когда его кормили, лишь бы накормить, и он привык к этому. дети - жуткие консерваторы


я искренне не понимаю КАК и ПОЧЕМУ ребенок может ВДРУГ придумать с ровного места, что гарнир и основное блюдо должны лежать на разных тарелках? если он никогда этого не видел и никто его так не кормил.


естественно! потому что там никто рыбу на отдельную тарелку не положит и капусту из супа не выковорит. а дома мама все это сделает.




ну например вареную брокколи и курицу (без всего). Если в блюде есть морковь, зелень, свекла, то ребенок не ест. Да вообще ничего не ест, что едят взросыле люди

В чем проблема? Отварили курицу. Лук и морковь целиком сварили. Так, чтобы не видел закладки.
моя морковку в блюдах не любит. Так я половинками-четертинками варю. Себе и сыну закладываю, ей нет. Дети терпеть не могут вареный лук, а я обожаю. Варю целиком и сама уплетаю.

Свекла. каждый день борщ? тут выход еще проще. Варите борщ, свекла в мундире отдельно. Желающим она крошится в тарелку.

моя не любит мясо. Кладу без мяса. Но на мясном бульоне. Рагу все едят с мясом и морковкой, моя - без мяса и моркови.
Гречка с мясом - мясо отдельно, греча отдельно.
рагу овощное - мясо и морковь крупными кусками.


Зеленью блюдо можно посыпать перед подачей на стол. Я обожаю зелень, сын любит лук, дочь не любит мелконарезанные салаты за исключением винегрета. Все мы майонезу предпочитаем масло. Выход: овощи в салат режу достаточно крупно, солю и заправляю обычно. На блюдце лежат лук и зелень.

Расширяйте рацион ребенка. вводите новое постепенно.

ЗЫ: сейчас дети поужинали. Плов. Рис дочь не любит, но заправленный для плова съест даже с морковкой. Моркови положила минимум. Мясо выбрала перед подачей на стол.


Так и мы и сами не едим. Утром каша в мультиварке, на обед суп, на ужин разное. В промежутке у 1,5 годоваса яблоко натёртое и творожок или кефир. Колбасу, котлеты жареные мы не едим.



+++ потом он в садике будет голодным, а Вы зря за питание платить будете, потом в школе. приучайте ребенка есть то, что дают.



любому взрослому организму тоже это все нужно. и лет с 2-3 ребенок вполне может питаться с общего стола. ну, соусы табаско и прочие ненужности отдельно, конечно. а базовые блюда - почему не готовить на всех сразу?


у вас нет странных окружающим привычек? у меня полно. со стороны они тоже кажутся капризами. пока они никому не мешают жить


У меня? Наверное, есть. но они не осложняют жизнь окружающим. А если приходится готовит в два раза больше разных блюд и тратить при этом в два раза больше времени, это очень осложняет жизнь, если мама не домохозяйка, конечно. Мне бы осложнило.


Возможно. У меня, к счастью, никогда не было в этом необходимости и всегда были другие приоритеты. У меня и дома работы хватает - по работе, я имею в виду.


вот у меня мама тоже такая - она и сейчас сыну готовит то, что он просит - хотя я активно против этого баловства. а я не в маму пошла, совсем не в маму :gy:


кстати, для меня проблема, потому что фантазии не хватит даже :gy: единственный мой компромисс - я могу подстроиться. когда жили все вместе с сыном - готовила чаще так, как любит он. сейчас вдвоем с мужем живем - не покупаем и не готовлю молочное, т.к. он его не ест. но ни у сына ни у мужа, к счастью, особых пищевых пристрастий и заморочек нет. как и у меня самой.


Вот, то же самое ей и говорю все время, когда к ним прихожу. Ноооооо. Человеку 75 лет, ее не переделаешь. Ей надо быть нужной и полезной, в том числе подать внучеку специально приготовленный как он любит завтрак в 7 утра. От меня бы фиг он дождался такого - разве что бутерброд бы сунула. А то и сама его прошу сделать мне бутерброд, когда забегаю утром перед работой :gy:


я например нивкакую не ела блюда с луком , жареным и варёным , это вызывало с детства один очень неприятный рефлекс , а маме было лень готовить мне без лука . ужас , не буду так над своим детём издеваться . пы сы лук начала кушать когда от меня отстали (лет с 15 ) теперь очень его люблю

Мой ребёнок отказывается от еды

Мамочки,может кто сталкивался с таким
Моему сыну исполнился год,проблема началась ещё месяцев в 8,познакомились с прикормом в 4,5 месяца,мы на ив с рождения,пробовал еду хорошо,когда доводила до полной порции ел с удовольствием,потом в 8 мес как отрубило,постоянно отворачивается,руки вверх поднимает и все,приходится удерживать его руки,тогда вроде рот открывает,но без охотки,кормлю раз в 4 часа,как-то не кормила почти 5 часов днём,дала поесть,все-равно отворачивается,ведь проголодаться уже должен был,а нет и так абсолютно со всей едой,сил моих нет,я уже молчу о том,что еду до сих пор блендерю,мелкие крупинки даже языком выталкивает и все,у нас 5 зубов
Давала ложку ему,думала может так будет интересней,а он тупо ковырял в тарелке и ложку даже ко рту не поднёс ни разу


Кормие игрушки, пумть сам кормит игрушки, давайте погрызть яблочко, морковь, что сам в руках может держать. Можно в ниблер.
Попробуйте пед.прикорм, садитесь за общий стол и ешьте сами, на него вн мания не обращайте. Пусть стоит смотрит.
Может руки занять чем то? И кормить тихонько?

Танцы с бубнами зачем?)
Еду положили, за стол посадили. 10 мин прошло, не поел, до видания до следующего приема пищи.
Если ребенок балуется и отказывается от еды, зачем кормить насильно?
В 1,5 года уже в ясли некоторые отдают, не думаю, что там кто то заморачивается бегемотиками и прочим)))

В 1,5 года уже в ясли некоторые отдают, не думаю, что там кто то заморачивается бегемотиками и прочим)))

Так в 1,5 и будет кушать сам. Пока ребёнку год, пусть кушает с бегемотами🤪

Но у нас и больших проблем нет с кормлениями.


+++
переходите с жижи из банок на общий стол, давайте из своей тарелки то, что ему доступно. Мягкие кусочки овощей, супы вилкой размятые, гарниры. В год уже не надо настаивать на пюрехах, это только затянет проблемы с твердой пищей(


Аноним 901,
Если ребёнок не ест значит он не голоден🙂
Прислушайтесь к советам посадить ребёнка за общий стол, разрешите ему интересоваться тем что у вас в тарелке. От облизанного кусочка котлеты ничего не будет) а пищевой интерес сформируется)


Бывают такие дети, как мой старший. Никакого интереса к еде вообще не проявлял.
Голода не чувствовал. Но насильно его не кормила.
Утром встал, есть не просит. В обед не просит. К вечеру усажу его, вентилятор включу, он отвлекался и мне удавалось несколько ложек ему скормить.
Ps сейчас ему 10, голоден постоянно :gy:

О , ну вот и меня щас закидайте помидорами! Я плохая мать да! Автор мы едим за стульчиком перед мультиками), что то блендерю, что то нет, кормлю сама, если перестаёт рот открывать и машет головой нет, переключаю мультик), кормлю дальше, любит рис вареный. картошка, кабачок, морковь, капуста, мясо, такую мешанину любит! Творожки, ещё каши хайнц , но не все! Пельмешки маленькие, огурчики любит грызть! Нам 1,2 почти. 7 зубов

анонимка,
Возможно
Когда начались проблемы с прикормом я осознала что всегда ем когда ребёнок спит. Он вооообще не видел как люди едят😁 короче я поняла почему он считает это странным, со вторым сменила тактику, третий уже на ура лопает

Оо моя не ела в детстве и сейчас не ест.есть такие дети. В детстве кормили с уговорами,игрушками, ложку ей в руки давала и сама кормила. Как вспомню так вздрогну. Сейчас ей 8 может целый день не есть. Единственное что любит овощи и фрукты,это дома есть всегда.


Я тоже за то,чтоб посадить за общий стол, пусть с вами что -то тянет в рот.
И не говорите,что куски выталкивает. Общий стол это другое.


:omg: ребенок вам показывает,что он наелся,почему вы его не слушаете?
Есть под гипнозом очень вредно, ребенок не будет чувствовать ,когда насытился.
Уберите мультики и кормите ребенка нормально, до его "наедания" а не до последнего мультика

Да,я так делала,он вроде как интересовался,подходил,а как я ему что-то давала он мотает головой и уползает 🤦🏻‍♀️


Надо предлагать не пока он ползает, надо вместе садиться кушать и накладывать ему то же, что и вам.
Поковырял- хорошо. Нет, в следующий прием опять посадить .



Я когда ела перед ним,он подползал,тянулся у тарелки,смотрел в рот,я ему когда пыталась что-то дать,он мотает головой и уползает😭
А в целом,на счёт того,что бы сидеть за одним столом,нет возможности,кухня оооочень маленькая,там стульчик не помещается,а у меня ещё двойня) только у дочери проблем нет с едой,что не дали бы,рот открывает
Поэтому,если я и ем перед ними,то это сидя на диване в комнате… но это очень не удобно

ValeriRey,
Я честно говоря не ела за столом, у нас не было обеденного. Садилась на пол, мелкий играл рядом. Сначала было пофиг, потом захотел как мама, взял кусочек сразу выплюнул. Потом что то ещё захотел, в один прекрасный день еда понравилась - получил положительный опыт. Ну и потихоньку привык.
Они все хотят подражать и делать как мы, иногда какое то действие нужно повторить не одну сотню раз 😅 но абсолютно точно ребёнок повторит, гарантия 100%😅

Они все хотят подражать и делать как мы, иногда какое то действие нужно повторить не одну сотню раз 😅 но абсолютно точно ребёнок повторит, гарантия 100%


Вы сколько детей повидали, чтоб такой вывод сделать?
Не сталкивались с малоежками, неинтересующимися, так за всех не говорите))
Дети настолько разными бывают, вы не представляете))

Я бы так сделала:
- убрала весь прикорм и оставила только то,что ест,если есть такие продукты
- продолжила кормить смесью + попробовала бы за общий стол. + В перекусы от смеси фрукты/ печенье детское,если ест.
- через пару недель вернула бы прикорм,если бы общий стол не зашёл.
Там уже дальше по обстоятельствам смотреть

анонимка,
Чем дольше живёшь, тем меньше веришь в "уникальные снежинки"))) этот механизм работает на всех людей без исключения, он эволюционно важный
А вот обьективно оценить много или мало ест ребёнок родителю крайне сложно :acute:

Клёпкa,
Вот смесь он готов есть всегда)
Из того,что он может кое-как поесть,-это каши и все
Попробовать давать просто смесь во все приёмы пищи?


Вот ни один невролог (даже Никитин), ни гастроэнтеролог, ни другие врачи (я всех обошла с вопросом отсутствия голода и интереса к пище у своего ребенка) не догадываются об этом механизме))

У меня дочь сама вообще не ела, кормила и с ложки под м/ф, в таком состоянии можно хоть кастрюлю скормить. В 8 мес начала прикорм, в 9 она отказалась от него, так как полезли первые зубы и сразу 4, питалась только гв до года. В садике - не ела вообще, кусочек хлеба если сьест - счастье, дома с ложки, в общем до 4 класса - кормила с ложки, в школе не ела, сейчас 6 класс также не ест, с ложки отказывается, типа стыдно, дома заставляю, может сидеть и час с тарелкой и 2. Стройная, одно радует

Правила перевода ребенка с прикорма на общий стол

Большинство подросших малышей на удивление искусно справляются с едой из тарелки родителей — пробуют ее на вкус, бросают, размазывают по столу. Общий стол — пора или еще рано? Когда переводить ребенка на взрослое питание, какие продукты давать и как их готовить, чтобы избежать проблем с кормлением и пищевых аллергий, расскажет врач-педиатр Полина Александровна Кизино.

ОБЩИЙ СТОЛ ДЛЯ РЕБЕНКА

— Полина Александровна, что такое общий стол?

— За общим столом ребенок питается совместно со всей семьей — с родителями, старшими сестрами, братьями. С родителей снимается обязанность готовить еще одно или несколько отдельных блюд для самого младшего члена семьи, использовать продукты из категории «детское питание». Все едят одно и то же — это основной принцип общего стола.

— Когда переводить малыша на общий стол?

— Как и во многих других вопросах, касающихся питания, здесь нет четких границ. Но есть примерное понимание того, когда можно кормить ребенка с общего стола и как это должно происходить. Перевод на семейный стол зависит от двух основных факторов.

Готовность употреблять взрослую пищу:

  • ребенок, который знает все семейные продукты, готов к пище с твердыми и большими кусочками, может перейти на общий стол;
  • ребенок, который ест только гомогенные пюре, не знаком с другими текстурами и продуктами семьи, не может пока перейти на общий стол.

Культура питания:

  • правильное питание — если в семье рацион богат овощами, фруктами, не перебарщивают с солью и специями, готовят щадящим способом, то ребенок перейдет на общий стол чуть раньше;
  • вредная пища — если в семье не избегают жирной, соленой пищи, маринадов, жареного, то рекомендуется переходить на правильное питание и только затем переводить малыша на общий стол.

Общий стол малыша не зависит от вида вскармливания, потому как можно есть взрослое блюдо и при этом получать грудное молоко или молочную смесь. Чтобы отлучение от молочного питания и адаптация ко взрослому рациону проходили комфортно, в период грудного и искусственного вскармливания мамам изначально лучше не развивать у ребенка ассоциацию на засыпание (и успокоение) «грудь – сон» или «бутылочка – сон».

— До какого возраста ребенка можно не приобщать к общему столу без вреда для организма?

— Если маме удобно индивидуальное меню ребенка при общем столе и вместе с тем малыш питается разнообразно, ест не только пюрированную пищу, но и кусочки, то готовить ему отдельно можно и до пяти лет.

Если ребенок находится только на детском пюре и грудном молоке, а период знакомства с кусочками затягивается (в норме их пробуют около 8 месяцев), потом ему сложнее будет приобщиться ко взрослой пище, начнутся отказы от еды. Кроме того, даже если ребенок получает все нужные вещества из пюре, питание только гомогенными продуктами плохо скажется на развитии его челюстной системы. У малышей, которые не жуют, челюсть развивается медленнее, что впоследствии может стать серьезной проблемой.

КАК ПЕРЕВЕСТИ МАЛЫША НА ОБЩИЙ СТОЛ

— Как понять, что ребенок готов к общему столу?

— Нет противопоказаний для перевода на общий стол, если ребенок:

  • ест достаточно крупные и твердые кусочки;
  • познакомился с продуктами, которые обычно употребляет семья;
  • проявляет активность и интерес ко взрослой пище, особенно когда родители едят вместе с ним.

— Как перевести ребенка на общий стол, если он отказывается от продуктов?

— Если ребенок не ест с общего стола, насильно кормить его не нужно: давление со стороны родителей всегда приводит к негативному восприятию еды. Можно немного стимулировать детский интерес, но настаивать не стоит, это вызовет больше проблем.

  • не формировать ассоциацию на сон с грудью или бутылочкой
  • научить малыша жевать сначала очень мелкие мягкие кусочки, затем более крупные и плотные
  • сформировать интерес — так же, как формировали пищевой интерес перед знакомством с прикормом: ребенок должен захотеть присоединиться к общей трапезе
  • начинать с продуктов, которые ребенку знакомы с периода прикорма и на которые он хорошо реагирует
  • выбирать продукты, которые едят в семье
  • молочные продукты не запрещены, но желательно, чтобы это было не тяжелое для малышей цельное молоко, а кисломолочное питание
  • мясо можно давать в тех видах, с которыми ребенок знаком и которые подходят ему по возрасту (котлеты, тефтели, фрикадельки)
  • продукты с искусственными добавками в виде ароматизаторов, красителей, усилителей вкуса
  • сахарозаменители, которые «непонятны» организму и «обманывают» гормональную регуляцию
  • после года еду можно слегка, очень аккуратно, подсаливать
  • сахар не слишком навредит, но если ребенка в первые годы приучать есть сладкое, он пойдет с этой привычкой дальше
  • способ приготовления: изначально на пару, в крайнем случае — запекание, тушение; жареное — это последний этап
  • структура и твердость пищи: важно ориентироваться на детские возможности (ребенок сможет погрызть морковку, но не съест кусочек запеченного мяса)

— Полина Александровна, кроме отказа от продуктов, с чем еще могут столкнуться родители?

— На продукты с общего стола могут быть нежелательные реакции, если предлагать ребенку пищу, с которой он не знаком. Поэтому желательно еще во время прикорма вводить в рацион ребенка то, чем его будут кормить в более взрослом возрасте. У семьи и у малыша должен быть один набор продуктов.

Помимо этого ребенку могут показаться странными формы продуктов. Если он все время ест пюре, а его вдруг пересаживают за общий стол и предлагают большую котлету, это будет непривычно. Поэтому лучше переводить малыша на взрослое меню постепенно и поочередно знакомить его с чем-то новым. Также ребенок может испугаться большого количества пищи в тарелке. Порция не должна быть чрезмерной, всегда лучше при необходимости положить добавку.

— Допустим, ребенок ест только макароны или картошку. Чем это опасно?

— Монопродукты не способны покрыть полностью все детские потребности. Каждый из продуктов в рационе имеет свой набор полезных веществ, но ни один не является стопроцентным заменителем всего, что нам нужно. У ребенка растет организм, растут кости, укрепляются мышцы, формируются и развиваются внутренние органы, и ему необходимо даже более интенсивное и разнообразное питание, чем взрослым.

Кормлению одним видом продукта потворствуют сами родители — они знают, что ребенок хорошо ест картошку, и постоянно дают ему это блюдо. В погоне за тем, чтобы ребенок был сыт, родители готовы накормить его чем угодно.

Ребенок может не есть что-то одно — это нормально, продукт можно заменить. Но если ребенок ест что-то одно — это большая проблема. Ее нужно решать и все-таки предлагать разные виды продуктов: что-нибудь да понравится малышу.

— Можно ли отвлекать ребенка играми или мультиками во время кормления?

— Развлечения помогают физически накормить, наполнить желудок малыша, но не формируют интерес к пище. Между едой и мультиками ребенок всегда выберет второе. Для него еда будет вторична: идет мультик — сяду есть, но если нет мультика, и еда не нужна. Потом без развлечений малыша будет сложно усадить за стол. Кроме того, у него не возникнет понимания, что еда хороша сама по себе. А ведь это физиологическая потребность, и ее нужно удовлетворять без помощи развлечений.

— Смесь, прикорм и продукты с общего стола совместимы?

— Совмещать их можно, поскольку переход на общий стол никогда не происходит в один день. В год ребенок может употреблять по 500 мл грудного молока или смеси нужной формулы, а также получать гомогенные пюре и семейную пищу. При переводе на общий стол необязательно сразу приобщать ребенка ко всем семейным трапезам, можно предложить что-то со своего стола в качестве пробного варианта.

— Какие каши и пюре подходят для этого периода?

— Все продукты прикорма являются подготовкой к переходу на общий стол. Этап прикорма короткий, но очень важный. Детские пюре или каши знакомят малыша с теми блюдами, которые он будет получать за общим столом. Например, пюре с творогом МАМАКО ® подготавливает ко взрослому творогу, творогу с фруктами. Такой подготовительный этап позволяет ребенку адаптироваться и потом принимать взрослые продукты как знакомые, они уже не будут для него чем-то новым и странным.

Переход на общий стол происходит около полутора лет — у кого-то раньше, у кого-то немного позже. Для того чтобы перевести ребенка на общий стол, необходимы полноценное разнообразное питание в семье и готовность ко взрослым блюдам. Малыш с большей охотой приобщится к семейной трапезе, если своим примером показывать ему, как едят за столом, и не давить на него, если пока он не готов к семейной пище.

Читайте также: