Ребенок на операционном столе

Обновлено: 29.04.2024

Что такое анестезия? Компоненты и виды анестезии

Анестезия — это состояние, при котором у пациента отсутствует сознание, тело его неподвижно, расслаблено и не чувствует боли. Анестезия буквально значит уменьшение чувствительности тела или его части, вплоть до полного прекращения восприятия информации об окружающей среде и собственном состоянии. Основной целью анестезии является обеспечение адекватной защиты организма человека (в данном случае ребенка) от болевого, метаболического, эмоционального стресса. У взрослых пациентов анестезия проводится в большинстве случаев во время выполнения хирургических операций. В то же время у детей практически все болезненные манипуляции, например, болезненные перевязки, исследования мочевого пузыря (цистоскопия) или дыхательных путей (бронхоскопия), различные рентгеновские исследования (часто магнитно-резонансная или компьютерная томография, требующие продолжительного нахождения ребенка в неподвижном состоянии] также проводятся под анестезией.

Современная анестезия должна обеспечивать несколько компонентов:

  • выключение сознания — ребенок не должен «присутствовать» на собственной операции, он должен находиться в состоянии медикаментозного сна;
  • аналгезию — устранение болевой чувствительности;
  • амнезию — отсутствие памяти (ребенок не должен помнить период операции/манипуляции и проснуться без негативных воспоминаний);
  • иногда требуется дополнительный, четвертый компонент современной анестезии- миоплегия. Так бывает, когда необходимо расслабить во время операции все мышцы. Это касается «больших» операций: на легких, органах брюшной полости, позвоночнике, крупных суставах, полости черепа;
  • наконец, сегодня анестезия не проводится без мониторинга — под этим термином в настоящее время понимается тщательный контроль функций и процессов организма в целях предупреждения осложнений операции и анестезии.

Именно мониторный контроль позволяет обеспечить безопасное и качественное проведение анестезии.

Современное анестезиологическое пособие может быть обеспечено с помощью большого арсенала методов и используемых средств. Можно выделить следующие основные виды общей анестезии:

  • однокомпонентная анестезия — проводится с помощью одного препарата, вводимого различными путями: через дыхательные пути (ингаляционно), внутривенно, внутримышечно. Такая анестезия используется для проведения «малых» операций, болезненных манипуляций и исследований;
  • комбинированная анестезия — применяется сочетание различных препаратов — ингаляционных и/или внутривенных. Это дает возможность использовать выгодные качества каждого компонента общей анестезии;
  • Региональная анестезия — заключается в блокаде проведения боли от периферических нервов к центральной нервной системе путем введения раствора местного анестетика. Таким образом, область оперативного вмешательства становится нечувствительной к боли. Следует отметить, что методы региональной анестезии как самостоятельные у детей практически не используются, зато их сочетание с общей анестезией находит все более широкое применение в практике детской хирургии. В этом случае для выключения сознания применяют общие анестетики, а остальные компоненты обеспечиваются с помощью региональной анестезии;
  • Сочетанная анестезия — метод анестезии, когда общая анестезия сочетается с региональными методами обезболивания.

По способу введения препаратов анестезию можно разделить на:

  • ингаляционную — анестетик поступает в организм пациента через дыхательные пути, которая может быть: масочная — анестетик подается через маску, расположенную на лице. При этом виде анестезии уколы ребенку делаются, когда он находится уже без сознания и ничего не чувствует. Современные ингаляционные препараты позволяют вызвать выключение сознания в течение нескольких вдохов. Под этим видом наркоза у детей проводится большинство «малых» операций и манипуляций. эндотрахеальная — в этом случае после выключения сознания в трахею ребенка вводят интубационную трубку, через которую проводят искусственное дыхание и подают ингаляционные анестетики. Этот вид анестезии используется при «больших» операциях (на органах грудной и брюшной полости и других) и специальных манипуляциях.
  • внутривенную — препараты вводят внутривенно через катетер, поставленный в вену.

Кто проводит анестезию?

Врач-анестезиолог — специалист, который проводит анестезию. Для того, чтобы получить сертификат специалиста-анестезиолога в России, врачу необходимо не только получить диплом о высшем медицинском образовании, но и закончить двухгодичную ординатуру по выбранной специальности. В задачи анестезиолога входит не только выбор препаратов для анестезии, но и, главным образом — обеспечение безопасности жизни и комфортных условий для пациента. В ходе операции анестезиолог постоянно контролирует и управляет всеми жизненно важными функциями организма в условиях операционного стресса: дыханием, кровообращением, обменом веществ. Анестезиолог неотлучно находится рядом с пациентом и непрерывно наблюдает за его состоянием/ немедленно реагируя на малейшие изменения. Таким образом, от опыта, знаний и практических навыков анестезиолога во многом зависит успешный результат хирургического лечения в целом и безопасность пациента.

Встреча с анестезиологом

Обычно ребенок и родители в первый раз встречаются с анестезиологом перед операцией/манипуляцией. Врач осматривает ребенка и собирает у родителей необходимые сведения об истории развития ребенка и его заболеваниях (анамнез). Очень важно сообщить врачу все интересующие его сведения. Это поможет анестезиологу определить план необходимого анестезиологического обследования и метод анестезии, который должен максимально снизить риск в ходе предполагаемой операции/манипуляции. Анестезиолог должен оценить степень подготовленности пациента, окончательно определиться с методикой анестезиологического обеспечения, объяснить особенности проведения выбранной анестезии и правила подготовки к ней, а также обсудить с родителями ребенка все интересующие вопросы. Что важно узнать у анестезиолога?

  • Препараты, вводимые до операции (премедикация) и во время нее;
  • Что потребуется от ребенка во время вводной анестезии;
  • До какого момента вы сможете находиться рядом с ребенком;
  • Какова предполагаемая продолжительность анестезии;
  • Когда ребенок придет в себя, как будет проходить восстановление и когда вы сможете его увидеть;
  • Как правильно себя вести после анестезии (операции), чтобы помочь ребенку максимально комфортно восстановиться;
  • Если ребенок принимает лекарства, важно узнать у анестезиолога, нужно ли принимать их в день операции, и если да, то когда и в каких количествах.

Беседа родителей и анестезиолога заканчивается подписанием документа, именуемого «Информированное согласие на проведение анестезии». В Информированном согласии фиксируются результаты беседы, включая информацию о том, какие методы лечения родители считают неприемлемыми для их ребенка. Если операция проводится по экстренным показаниям и родителей нет в больнице, ребенок может быть оперирован без получения информированного согласия с оформлением такого решения консилиумом специалистов. Перед тем как родители подпишут информированное согласие, анестезиолог должен предоставить достаточно информации для того, чтобы они приняли осознанное решение. Общение родителей с врачом предполагает высокую степень доверия к профессиональной компетенции анестезиолога. Родители вправе высказать, а анестезиолог, по возможности, выполнить пожелания о методе проведения анестезии. Однако также важно понимать, каким бы уникальным ни казался родителям случай их ребенка, нечто подобное в практике анестезиолога наверняка уже случалось. Ни при каких обстоятельствах анестезиолог не стремится нарушить запрет родителей на проведение тех или иных мероприятий. Но, если родители налагают подобное ограничение, они должны отдавать себе отчет в том, что каждый врач отвечает за здоровье пациента — это его профессиональная задача. Любое предлагаемое лечение направлено исключительно на пользу, а категорический запрет может затруднить эффективность медицинского процесса.

Подготовка ребенка к анестезии

Особое внимание следует уделить подготовке детей к анестезии. При плановой операции накануне вечером ребенок может принять легкий ужин и должен соблюдать обычный питьевой режим. Также следует тщательно вымыть ребенка. Очень важно, чтобы желудок ребенка был пуст перед операцией. Эта мера позволяет повысить безопасность анестезии. Во время проведения анестезии рефлексы человеческого организма действуют слабо, поэтому, если остатки пищи или жидкости присутствуют в желудке, то в случае возникновения тошноты и рвоты, есть риск попадания их в легкие, а это очень опасно. Пожалуйста, узнайте у своего анестезиолога, каким ограничениям должен следовать ваш ребенок. Особое внимание следует обратить на психологическую подготовку ребенка к операции. При общении с ребенком очень важно соблюдать несколько простых правил:

Используйте оптимольные способы борьбы со стрессом на разных возрастных этапах ребенка:

1-3 года Раннее детство 1. Присутствие любящих спокойных родителей 2. Арт-терапия (рисование, лепка предстоящих событий) 2. Сказка-терапия (придумываем сказку с хорошим концом об операции у зайчонка, медвежонка или мальчика/девочки)
3-6 лет Возраст игры 1. Присутствие любящих спокойных родителей 2. Арт-терапия (рисование, лепка предстоящих медицинских событий, где важно позволить ребенку самому быть «автором» спасения пациента) 3. Сказка-терапия (придумываем сказку с хорошим концом об операции у зайчонка, медвежонка или мальчика/девочки) 4. Ролевые игры (поиграть в больницу с куклами, мягкими игрушками, с игрушечным набором доктора)
6-12 лет Школьный возраст 1. Присутствие любящих спокойных родителей 2. Моделирование ситуации с удачно проведенной операцией 2. Использование книг или компьютера для сбора информации об операции
12-18 лет Юность 1. Присутствие любящих спокойных родителей 2. Информирование: подростку необходимо понимать, чего ему ожидать и какова последовательность операционной процедуры. Предоперационная информация должна соответствовать возрасту. Например, подростков больше интересует информация из интернета о своей болезни, а не результаты научных исследований.

В день операции необходимо:

Помнить о том, что ребенок не должен принимать пищу до операции. Даже жевательная резинка и леденцы находятся под запретом! Тщательно вымыть ребенка. В день операции необходимо снять с ребенка все лишнее:

  • украшения, серьги, лак с ногтей;
  • если ребенок носит контактные линзы, их также необходимо снять;
  • если ребенок носит зубные пластины, проконсультируйтесь с анестезиологом, следует ли их удалять и когда.

Если у ребенка шатается молочный зуб, сообщите об этом анестезиологу. Медицинский персонал проверит, нет ли риска того, что зуб выпадет во время операции. Если ребенок принимает лекарства, то в день операции он должен принимать их в соответствии с рекомендациями анестезиолога. Еще раз поговорите с ребенком о том, что задача врачей и медсестёр состоит в том, чтобы помогать ему и заботиться о его здоровье. Убедитесь, что он понимает зачем нужна операция и воспринимает предстоящее медицинское вмешательство как помощь его организму.

Процесс пробуждения после общей анестезии заключается в постепенном возвращении к самостоятельному дыханию, восстановлению чувствительности, движения. Анестезиолог постарается сделать этот процесс максимально комфортным для ребенка. Возможно после операции у ребенка на какое-то время сохранятся болевые ощущения, но персонал клиники имеет все необходимое, чтобы справится и с этой болью. По возвращении домой ребенок, вероятно, будет проявлять себя более зависимым: он может просыпаться по ночам, стараться быть с вами чаще, чем обычно, бояться незнакомых людей. Все это со временем нормализуется. Самое главное в это время — спокойствие и любовь родителей. Если ребенок захочет вернуться к теме пережитого медицинского вмешательства, похвалите его и скажите, что гордитесь тем, как мужественно он себя проявил и какой молодец, что смог преодолеть эту ситуацию. Затем переключайте внимание ребенка на позитивные мысли и действия.

Часто задаваемые вопросы пациентов:

1.Когда плановая операция может быть отменена? Ответ: Самой частой причиной такой отмены является острое заболевание ребенка: ОРВИ, детская инфекция (корь, скарлатина и др.>, простуда, повышенная температура тела, диарея, многократная необъяснимая рвота. Проведение анестезии в этих случаях может вызвать различные осложнения.

3.Есть ли риск проснуться во время анестезии? Ответ: В мировой литературе описаны редкие случаи интраоперационного пробуждения, но в настоящее время анестезиологи используют современные объективные методы контроля уровня сознания, что позволяет успешно предупреждать такие эпизоды даже в тех случаях, когда пациент не может об этом сообщить. Таким образом, риск проснуться во время операции почти сведен к нулю.

5.Может ли анестезия отразиться на дальнейшем развитии ребенка, его памяти, внимании, способностях к обучению? Ответ: Общая анестезия — процесс, по своей сложности и глубине воздействия на организм вполне сопоставимый с оперативным вмешательством. Соответственно, «малые» оперативные вмешательства не оказывают какого-либо видимого воздействия на дальнейшее развитие ребёнка, «большие» же оперативные вмешательства заставляют на какое-то время менять режим жизни, уменьшать умственную и физическую нагрузку, проводить специальные процедуры, ускоряющие восстановление организма ребёнка. Нечто подобное прослеживается и в отношении общей анестезии. В настоящее время современные препараты для наркоза максимально сберегают когнитивные способности ребёнка. После длительных анестезиологических пособий иногда требуется послеоперационная восстановительная терапия, которая способствует окончательному выздоровлению. Таким образом, использование современных препаратов для общей анестезии обеспечивает благоприятный исход медицинского вмешательства.

Ребенок на операционном столе

Подготовка к детской трепанации. Положение ребенка на столе перед трепанацией черепа

Кроме основных показателей для оценки состояния больного необходимы следующие мероприятия:
• Прямое измерение АД.
• Установка мочевого катетера при длительных операциях или при ожидаемом повышении диуреза.
• Установка катетера в центральную вену, если высок риск кровопотери. Поскольку венозный отток по внутренней яремной вене может быть затруднен, целесообразно установить катетер в бедренную вену. Если центральную вену катетеризируют для аспирации воздуха в случае воздушной эмболии, положение катетера следует подтвердить с помощью рентгенографии грудной клетки.
• В некоторых клиниках для выявления воздушной эмболии используют ЭхоКГ. Чувствительность этого метода слишком высока, а польза от него — сомнительна.

Инфузионная терапия при трепанации у детей:
• Обычно потребность в инфузионных растворах невелика.
• Избыток жидкости опасен усугублением отека мозга. Инфузионный раствор выбора — 0,9% NaCl.
• Глюкозосодержащие растворы не применяют, поскольку гипергликемия является фактором неблагоприятного неврологического исхода.
• Гипер- и гипоосмолярные растворы противопоказаны, так как могут усугубить отек мозга.

детская трепанация

Трансфузионная терапия при трепанации у детей:
Обычно кровопотеря несущественна, но в некоторых случаях она бывает массивной. Для быстрого переливания компонентов крови и коллоидных растворов требуется хороший венозный доступ. Все растворы должны быть подогретыми. Компоненты крови должны быть доступны по первому требованию.

В детской нейрохирургии сложно оценить объем кровопотери, поэтому возмещение кровопотери проводят, постоянно оценивая ОЦК по клиническим признакам и измеряя в динамике гематокрит. Уровень гемоглобина и гематокрит, считающийся показанием к переливанию крови, различается в зависимости от состояния ребенка и практики данного лечебного учреждения.

Положение на операционном столе при трепанации у детей:
Необходимо убедиться в том, что все участки тела, которые могут оказаться зажатыми, надежно защищены от сдавления, а нервные стволы (например, плечевое сплетение) — от натяжения.

Большинство нейрохирургических вмешательств производят в положении лежа на спине с поворотом головы в сторону. Для улучшения венозного оттока головной конец приподнимают на 30°. При повороте головы следует проследить, чтобы не произошло сдавление шейных вен.

Некоторые операции (например, по поводу опухолей задней черепной ямки) проводят в положении лежа на животе. Очень важно избежать сдавления живота, которое может спровоцировать повышение ЦВД и давления в венах мозга. Под таз и грудную клетку подкладывают подушки, что предотвращает сдавление живота.

Положение сидя имеет свои преимущества и недостатки. Главным недостатком является повышенный риск воздушной эмболии. Недавнее ретроспективное исследование показало, что частота воздушной эмболии у 500 больных, оперированных в положении сидя, составила 10%. Воздушная эмболия редко сопровождалась выраженной реакцией со стороны сердечно-сосудистой системы и не вызывала клинически значимых последствий. У детей частота воздушной эмболии ниже, чем у взрослых, из-за менее отрицательного внутричерепного венозного давления.

Артериальная гипотония в положении сидя возникает редко. К преимуществам положения сидя следует отнести удобный хирургический доступ и расположение анатомических ориентиров, меньшую кровопотерю, меньшее ВЧД, меньшую частоту послеоперационных парезов черепных нервов.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Послеоперационный уход за детьми. Обезболивание - анестезия

Послеоперационному уходу надо уделять не меньше внимания, чем предоперационной подготовке. При отсутствии исходной дыхательной или сердечно-сосудистой недостаточности немногие дети нуждаются в продолжении ИВЛ после операции.
• Все пациенты должны наблюдаться в специальных неврологических палатах. Для рассмотрения необходимости перевода пациентов, подвергшихся обширным комплексным операциям в палату интенсивной терапии после операции, следует руководствоваться тактикой принятой в медицинском учреждении и прогнозируемой вероятностью необходимости интенсивной терапии после операции.
• У доношенных новорожденных до 50 недель после зачатия, недоношенных новорожденных до 60 недель, а также новорожденных с анемией и младенцев, которые перенесли значительные изменения ВЧД во время операции, повышен риск развития послеоперационного апноэ.
• Как минимум, требуется мониторинг апноэ в ночное время и сатурации кислорода.

послеоперационный уход за детьми

Послеоперационная анальгезия:
• Хирургическая инфильтрация раны местным анестетиком полезна при некоторых процедурах, например, вентриколуперитонеальном шунте.
• Назначение опиоидов короткого действия в послеоперационном периоде прекращают. Если требуется дальнейшая анальгезия опиоидами, можно использовать морфин 0,05-0,1 мг/кг. Ребенок наблюдается в послеоперационной палате и дальнейшие дозы титрируются по необходимости.
• Регулярное назначение парацетамола (пероралыю или внутривенно) эффективно, с преимуществом отсутствия седативного побочного действия.

• НПВС обычно не используются при интракраниальных манипуляциях из-за влияния на функцию тромбоцитов и опасений, что даже небольшая гематома может привести к серьезному неврологическому дефициту. Эти препараты обычно используются после операций на поясничном отделе позвоночника.
• Кодеин обычно применяется для смягчения умеренной боли.
• Внутривенное введение опиоидов показано для обеспечения анальгезии после краниотомии. В зависимости от вида операции, дальнейшее назначение в послеоперационном периоде может быть продолжено или прекращено.

послеоперационный уход за детьми

• Ключевыми моментами безопасного применения опиоидов для послеоперационной анальгезии являются точная титрация и соответствующий мо ниторинг.
• Опиоидная анальгезия обычно не требуется более 12 часов, в редких случаях >36 часов после операции.
• Неадекватное обезболивание приводит к послеоперационной гипертензии и подъему ВЧД, с соответствующим риском неврологических осложнений.

• У маленьких детей кровопотерю оценить трудно. Если судить по прямым замерам потерь, можно получить сильно преуменьшенное представление о фактической кровопотере. Необходимо заранее оценить необходимость введения тромбоцитарной взвеси и факторов свертывания.
• Не бойтесь попросить хирургов остановить на время операцию, если вы считаете необходимым восполнить ОЦК и тромбоциты.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

«Ребенок умрет прямо на операционном столе». Демиду сделали 10 курсов химиотерапии


Когда Демиду было три месяца, в его головном мозге обнаружили опухоль. Она занимала почти все правое полушарие. Врачи побоялись оперировать ребенка и назначили ему химиотерапию. Она не принесла должного результата, но навредила здоровью мальчика.

Опухоль росла слишком быстро

Демид еще не появился на свет, а опухоль в его голове уже образовалась и росла вместе с ним прямо в животе у мамы. Но заметили ее не сразу, а только после рождения мальчика.

Малышу было три месяца. Марина повезла сына на плановый осмотр. Невролог заметила напряженный родничок и направила ребенка в дневной стационар. Там сделали УЗИ и обнаружили не просто большое, а гигантское новообразование. Оно занимало почти все правое полушарие мозга. Что это, врачи сразу определить не могли. Сказали только: «Нужно обследоваться дальше».

В Муроме необходимой аппаратуры не было, поэтому Дему перевели в областной центр — Владимир. Там сделали МРТ и увидели, что новообразование сдавливает мозг, а его серединные линии смещены в сторону почти на 2 сантиметра. Ситуация была очень серьезной и, как говорят в таких случаях доктора, жизнеугрожающей.

Мама повезла Демида в центр нейрохирургии им. Бурденко. Там сразу собрали врачебный консилиум.

У мальчика подозревали злокачественную опухоль — слишком быстро она росла.

Но оперировать малыша врачи побоялись: «Ребенок может умереть прямо на операционном столе. Давайте попробуем “химию”. Это единственный выход», — сказали они. Марина согласилась. Проводить химиотерапию нужно было по месту жительства, и Демида снова отправили во Владимир.

10 курсов «химии»

После первой же капельницы 5-месячному Демиду стало так плохо, что он чуть не перестал дышать прямо на руках у мамы. Она заметила синий носогубный треугольник и позвала врачей. Марина помнит, что пока медики бежали на помощь, сын лежал и смотрел на нее:

— Он как будто спрашивал: «Что со мной делают?» И от этого взгляда все внутри замирало от страха.


Мальчика увезли в реанимацию, спасли, гормонами сняли отек головного мозга. Но врачи сказали, что терапию надо продолжать. Малыша рвало, из носа шла кровь, эритроциты падали. Ему постоянно переливали кровь, вновь и вновь делали контрольные МРТ под наркозом.

— Он лежал на больничной кровати, как тряпочка, а врачи повторяли: «Надо продолжать», — вспоминает Марина.

Только после 10 курсов капельниц маме Демы сообщили, что желаемого результата нет.

Опухоль не уменьшилась ни на миллиметр. Врачи уверяли, что теперь помочь может только высокодозная «химия». Эту химиотерапию не всегда выдерживают даже взрослые, поэтому мама Демида от такого лечения отказалась.

Марина была в отчаянии, но именно в этот момент ей удалось найти врача, которая предложила другой путь — операцию. Она считала, что уже по первым двум «химиям» было понятно — новообразование, скорее всего, доброкачественное. «Убивать» его тяжелыми препаратами бесполезно.

«Можете в космос летать»

В клинике Бурденко Демиду полностью удалили опухоль. Оказалось, что она не вросла в ствол мозга, а находилась как будто в капсуле и напоминала большую кисту. На пятый день малыша уже выписали домой. Его маме сказали: «Вы теперь и с парашютом можете прыгать, и в космос летать. Опухоли нет!» Это была лучшая новость за долгие месяцы лечения. Гистология подтвердила, что новообразование доброкачественное — ганглиоастроцитома.


Но до полного выздоровления было еще далеко. У Демида начались периодические приступы рвоты. Он был слабый и мало на что реагировал. Врачи не могли понять, что происходит.

Мытарства по больницам продолжались больше года, пока, наконец, не стало понятно, что все дело в надпочечниках. Когда в ребенка «ведрами вливали химию», надпочечники не выдержали и почти перестали работать. Пришлось спасать их гормонами. А чтобы остановить нарастающую гидроцефалию, Деме установили в голове шунтирующую систему для вывода излишков ликвора в брюшную полость.

К этому моменту мальчику было 4 года, но он весил всего 10 килограммов и почти не развивался.

Лежал в кроватке, не мог самостоятельно перевернуться, ползать — все из-за левосторонней слабости мышц. Если ногой малыш еще мог шевелить, то рука была «зажата, как куриное крылышко», по словам его мамы. Когда Демида пытались посадить в кроватке, он заваливался на бок. Баланс не держал.

Заметный толчок в развитии мальчику дала реабилитация: сначала в Международном институте психосоматического здоровья в Москве, потом в подмосковном центре «Три сестры». На занятиях Дема учился взаимодействовать с людьми, реагировать на просьбы, выполнять простые задания.


Сейчас мальчику 7 лет. Но правильно называть цвета или показать, какой из предметов больше или меньше, ему удается не всегда. При этом Дема может запомнить небольшой стишок или вдруг запеть песню, которую неоднократно слышал.

Учить мальчика ползать реабилитологи не стали, потому что опереться на руки Дема не может — мышцы все еще слабые. Зато год назад он впервые в жизни встал на ноги и увидел не больничный потолок, а мир вокруг себя, огромный и шумный. С поддержкой мамы Демид часто ходит вдоль дорог и наблюдает за движением машин. Он обожает ездить в метро. Изучает лица людей и улыбается им.

Коляска все еще остается для мальчика основным средством передвижения.

Но мама верит, что Дема обязательно будет ходить без поддержки и развиваться — физически и интеллектуально.

Правда, без реабилитации это невозможно. А она дорогая. Давайте поможем Деме!

Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, пройти реабилитацию. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей.

Особенности проведения операций у маленьких детей


Детская хирургия – одна из самых ответственных и сложных областей клинической медицины. Она занимается изучением патологий, поиском методов эффективного лечения растущего организма, который постоянно развивается и меняется. Огромную роль в выборе оперативного лечения у детей играют их анатомические и физиологические особенности, вот почему даже при одинаковых патологиях у разных малышей могут использоваться качественно разные подходы к диагностике и лечению.

Специфика проведения операций маленьким детям


При назначении хирургической терапии учитывается, в первую очередь, возраст малыша. По возможности операцию новорожденных и грудничков рекомендуется отложить до более старшего возраста, но есть ряд ситуаций, при которых требуется экстренное вмешательство. Абсолютными показаниями к хирургическому лечению новорожденных, грудных детей и малышей дошкольного возраста являются угрожающие жизни патологии:

  • ущемление паховой или пупочной грыжи;
  • деструктивный аппендицит;
  • массивные кровотечения в брюшной полости;
  • перфорация полого органа (появление в нем сквозного отверстия);
  • пороки развития кишечника, приводящие к непроходимости;
  • перитонит;
  • попадание инородного тела в дыхательную систему, кишечник.

Планируя операцию, хирурги и анестезиологи прорабатывают ключевые особенности предоперационной подготовки у детей:

  • состояние и уровень развития центральной нервной системы;
  • функционирование дыхательной системы;
  • работу сердца, сосудов и органов желудочно-кишечного тракта;
  • систему терморегуляции и теплоотдачи;
  • работу почек и органов мочеполовой сферы;

Детская хирургия во многом отличается от взрослой, что обусловлено анатомо-физиологическими параметрами только что родившегося или растущего ребенка.

  • Маленькие дети не в состоянии рассказать о своих жалобах и недомоганиях, что затрудняет определение патологии и вынуждает врачей проводить больше диагностических процедур и анализов.
  • Незрелая психика малышей предполагает применение общей анестезии во время оперативного лечения, что необходимо не только для безопасности ребенка, но и комфортной работы хирурга.
  • Планирование хирургического лечения у детей производится не только с учетом возраста, но и возможности дальнейшего полноценного развития организма.
  • Операции новорожденному и грудному ребенку осложняются тем, что все органы и ткани значительно меньше, чем у взрослого человека. Стенки сосудов и полых органов тоньше, ранимость и риск травматизации выше, что накладывает большую ответственность на оперирующего хирурга.

У малышей встречаются патологии, которых не бывают у взрослых. В первую очередь, это:

  • пороки развития новорожденных – атрезия пищевода, кишечная непроходимость, эмбриональные грыжи;
  • хирургические заболевания периода новорожденности – пилоростеноз, родовые травмы;

Что входит в хирургическое лечение детей


Существует три основных этапа:

  • предоперационный – диагностика и подготовка;
  • операционный – непосредственное хирургическое вмешательство;
  • послеоперационный – реабилитация и восстановление.

В перечень необходимых диагностических и подготовительных мероприятий входят:

  • общие клинические анализы крови, мочи;
  • определение группы крови, резус-фактора;
  • биохимическое исследование крови;
  • тест на свертываемость крови;
  • различные инструментальные методы обследования, необходимые для достоверной диагностики и оценки состояния оперируемой области – рентгенография, УЗИ, ЭКГ, нейросонография, эндоскопия внутренних органов и другие способы.

Как правило, детей оперируют с использованием общей анестезии. Чем младше ребенок, тем больше показаний для наркоза. В детском возрасте используется три варианта обезболивания:

  • ингаляция или масочный наркоз;
  • внутривенное обезболивание;
  • эндотрахеальный наркоз.

В каждом конкретном случае анестезиологи подбирают для маленького пациента оптимальный вариант анестезии с учетом возраста, веса, особенностей работы сердца, дыхательной системы и других параметров организма.

Операции в детском возрасте выполняются с использованием различных методик в зависимости от диагноза, цели вмешательства, возможности доступа к патологическому очагу. Маленьким детям по возможности стараются делать максимально щадящие операции с применением лапароскопического оборудования. Такая тактика хирургического лечения не требует больших разрезов, проводится под видеоконтролем и облегчает реабилитацию.

Читайте также: