Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень

Обновлено: 27.03.2024

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Мать моя вст .. вала рано, до со .. нца. Я однажды встал то(же) до со .. нца. Мать уг .. стила меня ча .. м заваре (нн/н) ым (3) с молоком. Молоко это кип .. тилось в глиня (н/нн) ом горшочке и (с)верху всегда покрывалось румя (н/нн) ой пенкой. (4)

Это уг .. щение р .. шило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вст .. вать до со .. нца что(бы) напит .. ся с мамой вкусного чаю. Мало(помалу) я к этому утре (нн/н) ему вст .. ванию так пр .. вык что уже (не)мог проспать восход со .. нца.

Потом и в город .. я вст .. вал рано когда весь животный и р .. стительный мир пробуждается и то(же) начинает по(своему) (2) работать.

И часто(часто) я думаю: что, если(бы) мы так для работы своей поднимались с со .. нцем! Сколько(бы) тогда у людей пр .. было здоровья радости жизни и счастья!

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)последстви.. полученные знания пригодились ему.
2) Я поговорю с ним (на)счёт съёмок в фильме.
3) У многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой - луговой.
4) (В)течени.. реки были видны опавшие листья.

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Мы (то)же смотрели этот спектакль.
2) Я подумаю, что(бы) мне написать.
3) Ты опоздал, (по)тому что перепутал адрес.
4) Автобус уже отъехал (от)того дома.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Начата, досуха, балуясь, бухгалтеров.

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложе-нии(-ях). Запишите исправленный(-е) вариант(-ы) предложения(-ий).

1) Поблагодарив зрителей, артисты раздали автографы.
2) Разрабатывая проект, нами был составлен план.
3) Неотложные дела заставили нас вернуться в столицу.
4) По приезду в аэропорт я купил билет до Новосибирска.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. И старые сосны освещённые холодным огнём молний казались живыми.
  2. Петя отошёл от воды и встал около родителей внимательно глядя на них.
  3. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.
  4. Маки походили на зажжённые факелы с полыхающими на ветру языками пламени.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Снег сошёл оставшись кое-где рыхлыми клочками в тенистых перелесках.
  2. Ручьи неслись закручивая щепки вокруг камней и собирались в глубокие лужи в низинках.
  3. Крича громко и суетливо воробьи рассаживались на ветках придорожных деревьев.
  4. Вместе с весенним ароматом чувство радости вливалось в душу наполняя её ожиданием счастья.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

Текст 2

ВПР7: текст

(1)Однажды я гостила в маленьком посёлке у знакомого священника. (2)Как-то раз он попросил меня навестить в провинциальной больнице одну бабушку и её внука. (3)Бабушка заболела, а внук, абсолютно здоровый, торчал в больнице, поскольку, кроме бабушки, родных в этом посёлке у него не было. (4)Думала, что миссия моя закончится на вручении бабушке «передачки», но пришлось сдаться на её мольбы «выгулять» внука.

(5)Я поднялась в детское отделение, нашла Колю, мальчика лет семи, и мы пошли на улицу. (6)Неожиданно начался ливень, а Коля был в тряпичных больничных тапочках. (7)Мы заехали в магазин игрушек и в больницу вернулись с гоночной машиной и летними туфлями для моего подопечного. (8)Вернув Кольку бабушке, я отправилась домой.

(9)Спустя неделю я услышала под окном голос Кольки, которого выписали вместе с бабушкой: «Йу-у-лька, выходи-и!» (10)Это был шок.

(11)С тех пор Колька не давал мне проходу. (12)Если поначалу это забавляло, то неделю спустя он просто надоел. (13)Я поняла, что допустила промах: сотворить чудо оказалось очень легко, но как теперь бедному мальчугану с этим чудом жить? (14)Наверное, дети не умеют «подружиться на часок», как планировала я. (15)Они или не дружат вовсе, или дружат навсегда.

(16)Я пыталась читать нотации, объяснять, что устала. (17)Колька обижался, но через пару дней принимался атаковать со свежими силами.

(21)Я приехала на следующий год. (22)Коля закончил первый класс, стал очень важным и почему-то начал говорить мне «Вы», однако не было и следа обиды. (23)Детская дружба ещё не знает ни боли, ни разочарования, а только радость, которая наверняка запомнится на всю жизнь.

Евгений Носов — Живое пламя: Рассказ

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. — Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из мака цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

— Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

— Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

— Квасу налить? — предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. — Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень

Рассказ

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

* Источник: Носов Евгений Иванович. Кукла: рассказы / Евгений Носов. – Москва: Эксмо, 2015 – 320 с. – (Классика в школе).

1. Живое пламя – рассказ впервые опубликован в «Литературной газете» 5 декабря 1957 года.
Евгений Иванович Носов – автор более пятидесяти книг, вышедших в разное время в Москве, Ленинграде, Курске, Воронеже, Туле, Красноярске, Архангельске, Барнауле, Челябинске общим тиражом свыше семи миллионов экземпляров. Наиболее полное в целом представление о творческом пути писателя дают книги: «На рыбачьей тропе» (Курск, 1958); «Рассказы» (Курск, 1959); «Тридцать зерен» (М., Мол. гвардия, 1961); «Где просыпается солнце» (М., Сов. писатель, 1965); «Берега» (М., Современник, 1971, предисл. В. Астафьева); «Красное вино победы» (М., Сов. Россия, 1971); «Шумит луговая овсяница» (М., Сов. Россия, 1973, вступ. статья В. Чалмаева); «Мост» (М., Современник, 1974); «В чистом поле. » (М., Известия (б-ка «Дружба народов»), 1980, послесл. IO. Томашевского); «Усвятские шлемоносцы» (М., Мол. гвардия, 1980, предисл. Ю. Бондарева).
О войне Е.И.Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, закончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю». (Е. Носов «Шопен, соната номер два»).
Мак в рассказе "Живое пламя" сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.
Основные проблемы рассказа "Живое пламя":
Что такое историческая память?
В чем заключается сходство человека с природой?
Почему нужно с пониманием относиться к людям?
Что такое героизм? И кого можно назвать героем?
«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два» (вернуться)

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.

2) В книжных шкафах размещённых вдоль стен есть прижизненные издания поэта.

3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.

4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

1) Набежавший туман скрыл от нас японское судно.

2) Фонарик подвешенный на сучок сосны освещал лица мальчиков.

3) В нижнем течении реки мы нашли старую запруду преградившую животным дорогу к водопою.

4) Музыка звучавшая днём утихала и сменялась другой.

1) Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная почти бескрайняя равнина пересечённая цепью холмов.

2) Уже в лицее в Пушкине ценители почувствовали молодого орла расправляющего крылья для полёта.

3) Подумайте ребята о своём будущем.

4) Солнце разгораясь и припекая вступало в свои права.

1) Окутанная белым покровом речка растекается по равнине.

2) Увидев меня он протянул мне руку.

3) В яме под вывороченными корнями старой сосны поваленной во время бури помещалось это разбойничье гнёздышко.

4) В комнате неряхи всегда грязно постель не убрана пыль со стола не стёрта посуда не перемыта.

1) Притормозив у госпиталя она без сознания упала на баранку.

2) С беззаветной отвагой бросались моряки-балтийцы в атаку против врага численно превосходившего и лучше вооружённого и отбрасывали его назад.

3) Слава добытая в бою и заработанная в труде не гаснет не ржавеет не забывается.

4) Мать встретила сына у околицы и взволнованная свиданием засыпала его вопросами о жизни в городе.

1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень.

2) В станице занятой десантом бой не возобновлялся.

3) Сегодня вдруг вскрылись непредвиденные обстоятельства мешающие закончить работу в срок.

4) И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погружённого в болото маленького человечка.

1) С вершин окружающих Байкал открывается бескрайняя голубая ширь в тёмной оправе гор и лесов.

2) Проглядывают первые лучи солнца ярко отражаясь в лужах.

3) Она вспорхнула на почтовый ящик заглянула одним глазком в дыру пробитую дятлом и облюбовала ящик под гнездо.

4) И однажды вся весёлая семейка улетела на залитые солнцем речные отмели.

1) Белеющие вершины гор кажутся серебряными.

2) Желтея вдали колышется поспевающая рожь.

3) Близость полюса давала о себе знать холодным резким ветром встречающимися льдинами.

4) Но что же возвратясь он видит?

1) Дед откинул крышку вынул из шкатулки один предмет и держа его в руках начал свой долгий но интересный рассказ..

2) Распустившиеся за день цветы были срезаны.

3) Темно-синий обелиск поставлен в память о павших в боях с фашистами воинах.

4) Мы идем по лесу перевитому гирляндами тропических лиан.

1) Тесно торчали на грядах перепутанные горохом бурые листья.

2) Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

3) Подъезжая к лесу увидел он соседа своего.

4) За столом стоял приехавший недавно счетовод.

1) Ребята смеясь и крича ворвались в комнату.

2) Всё быстро закончилось едва успев начаться.

3) Дом стоявший посреди леса приветливо встречал немногочисленных путников.

4) Лес повсюду начинал сквозить и только дубняки стояли ещё одетые в свой наряд порядком поблекший и полузасохший.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились возле фонарей.

2) Поляны освещенные солнцем притягивали взгляд.

3) Над нами было небо покрытое тучами.

4) Привыкнув с утра до вечера вращаться в большом обществе он любил чтобы и в доме у него было шумно и оживленно.

1) В эту минуту к Татьяне Аркадьевне подошёл неслышно ступая своими замшевыми подошвами Лука.

2) Сзади ее копошилась в темном углу какая-то маленькая фигурка разматывавшая желтый башлык окутывавший ее голову.

3) Распустившиеся в саду розы наполняли улицу сказочным ароматом.

4) Илья молча стоял в сторонке стесняясь подойти.

1) Библиотекарь предложила мне книгу пользующуюся большим спросом в последнее время.

2) Собираясь на концерт мама и папа строго-настрого наказали мне не открывать дверь незнакомцам а дожидаться прихода бабушки.

3) Над лугом переливающимся яркими красками цветов гудели пчёлы.

4) Написанная художником копия портрета поражала всех сходством с оригиналом.

1) Невдалеке стояла телега запряженная лошадью спокойно ждавшей перевоза.

2) Я устроился на палубе и любовался уголками открывавшимися с каждым поворотом реки еще окутанной синеватой мглой.

3) Но взгляните на число рук приводящих его в движение!

4) Максим Петрович не пора ли раскрыть тайну так тщательно Вами скрываемую?

1) Ветка покачавшись замерла.

2) Не сводя зачарованных глаз с Дика он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса.

3) Крики отдавались в мирно спавших заводях реки.

4) Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.

© Носов Е. И., наследник, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

У каждого рыболова есть на реке любимый уголок. Здесь он строит себе приваду. Забивает в дно реки у берега полукругом колья, оплетает их лозой, а пустоту внутри засыпает землей. Получается что-то вроде маленького полуострова. Особенно когда рыбак обложит приваду зеленым дерном, а забитые колья пустят молодые побеги.

Тут же, в трех-четырех шагах, на берегу сооружают укрытие от дождя – шалаш или землянку. Иные устраивают себе жилище с нарами, маленьким оконцем, с керосиновым фонариком под потолком. Здесь и проводят рыболовы свой отпуск.

Этим летом я не строил себе привады, а пользовался старой, хорошо обжитой, которую уступил мне товарищ на время отпуска. Ночь мы прорыбачили вместе. А наутро мой друг стал собираться к поезду. Укладывая рюкзак, он давал мне последние наставления:

– Не забывай о прикорме. Не будешь подкармливать рыбу – уйдет она. Потому и привадой называют, что к ней рыбу приваживают. На рассвете подсыпай жмышку. Он у меня в мешочке над нарами. Керосин для фонаря найдешь в погребе за шалашом. Молоко я брал у мельничихи. Вот тебе ключ от лодки. Ну, кажется, все. Ни хвоста, ни чешуи!

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую лямкой кепку и вдруг взял меня за рукав:

– Да, чуть не забыл. Тут по соседству зимородок живет. Гнездо у него в обрыве, вон под тем кустом. Так ты, тово… Не обижай. Пока я рыбачил, привык ко мне. До того осмелел, что на удочки стал садиться. Дружно жили. Да и сам понимаешь: одному тут скучновато. И тебе он верным напарником в рыбалке будет. Мы с ним уже третий сезон знакомство ведем.

Я тепло пожал руку товарищу и пообещал продолжить дружбу с зимородком.

«А каков он, зимородок-то? – подумал я, когда приятель был уже далеко. – Как я его узнаю?» Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.

Но вскоре она сама объявилась. Я сидел у шалаша. Утренний клев окончился. Поплавки недвижно белели среди темно-зеленых лопухов кувшинок. Иногда разыгравшаяся мальва задевала поплавки, они вздрагивали, заставляли меня насторожиться. Но вскоре я понял, в чем дело, и совсем перестал следить за удочками. Наступал знойный полдень – время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.

Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее мое удилище, сложила крылья и оказалась… птичкой. Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя ее то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик. И точно такая же птичка, отраженная в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.

Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.

Но пышный наряд не шел к ее лицу. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Вот удочка перестала качаться. Птичка замерла на ней неподвижным комочком. Она зябко втянула в плечи голову и опустила на зоб длинный клюв. Короткий, едва выступавший из-под крыльев хвост тоже придавал ей какой-то сиротливый облик. Сколько я ни следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. И все смотрела и смотрела на струившиеся под ней темные воды реки. Казалось, она уронила что-то на дно и теперь, опечаленная, летает над рекой и разыскивает свою потерю.

И у меня стала складываться сказка про красавицу-царевну. О том, как ее заколдовала злая баба-яга и превратила в птичку-зимородка. Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. А печальна царевна-птица оттого, что баба-яга забросила в реку серебряный ключик, которым отмыкается кованый сундук. В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Овладев этим словом, царевна-птичка снова станет царевной-девушкой. Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.

Посидела, посидела моя царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

Очень понравилась мне птичка. Обидеть такую рука не поднимается. Не зря, выходит, предупреждал меня товарищ.

Зимородок прилетал каждый день. Он, видно, и не заметил, что на привале появился новый хозяин. И какое ему было до нас дело? Не трогаем, не пугаем – и на этом спасибо. А я к нему прямо-таки привык. Иной раз почему-то не навестит, и уже скучаешь. На пустынной реке, когда живешь так невылазно, каждому живому существу рад.

Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. Да вдруг как бухнется в воду! Только брызги во все стороны полетели. Я даже вздрогнул от неожиданности. А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.

Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. Зимородок прилетал и прилетал и все был так же молчалив и невесел. Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбешки. Он уносил их в свою глубокую нору-темницу, вырытую в обрыве.

Приближался конец моего отпуска. По утрам над рекой больше не летали веселые ласточки-береговушки. Они уже покинули родную реку и тронулись в далекий и трудный путь.

Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья. В тот же миг над камышами быстро-быстро замахал крылышками зимородок.

– Ну зачем же ты летишь, дурачишка! – вырвалось у меня. – От такого разбойника на крыльях не спасешься. Прячься скорей в кусты!

Я вложил в рот пальцы и засвистел что было мочи. Но, увлеченный преследованием, ястреб не обратил на меня внимания. Слишком верна была добыча, чтобы отказаться от погони. Ястреб уже вытянул вперед голенастые ноги, распустил веером хвост, чтобы затормозить стремительный разлет и не промахнуться… Злая колдунья послала на мою царевну смерть в облике пернатого разбойника. Вот какой трагический конец у моей сказки.

Я видел, как в воздухе мелькнули в молниеносном ударе когтистые лапы хищника. Но буквально на секунду раньше зимородок голубой стрелой вонзился в воду. На тихой предвечерней воде заходили круговые волны, удивившие одураченного ястреба.

Я собирался домой. Отвел лодку к мельнице для присмотра, уложил в заплечный мешок вещи, смотал удочки. А вместо той, на которой любил сидеть зимородок, воткнул длинную ветку лозы. Под вечер как ни в чем не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.

– А я вот ухожу домой, – сказал я вслух, завязывая рюкзак. – Поеду в город, на работу. Что ты будешь одна делать? Смотри, ястребу на глаза больше не попадайся. Полетят твои оранжевые и голубые перышки над рекой. И никто про то не узнает.

Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. На фоне полыхающего заката отчетливо вырисовывалась сиротливая фигурка птички. Казалось, она внимательно слушала мои слова.

Я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать серебряный ключик.

– Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. – Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Читайте также: