Разметка на бильярдном столе

Обновлено: 15.05.2024

Клубы клубами, но сегодня бильярд стал престижным предметом роскоши, которым стремятся обзавестись многие состоятельные люди. Современные коттеджи проектируются с учетом бильярдной, ей отводится достаточно большое пространство. Для стола с игровым полем 3,5 Х 1,75 м, требуется помещение не менее 6,8 Х 5,05 м, чтобы можно было свободно манипулировать кием. (Размер помещения соответствует размеру бильярдного стола (а точнее его игрового поля) + длина кия к каждой из сторон, если у Вас будет небольшой запас 15-20 см, то это будет только плюсом. Иногда "нормальному" размещению стола могут помешать конструктивные особенности помещения: выступы стены, опорные балки, лестничные перилла и т.д. Тогда "на помощь" приходят укороченные (добивочные) кии). Столы для русской пирамиды и американского пула отличаются по параметрам. Свою специфику имеет и стол для снукера:

а) Русская пирамида. 6 (180*90)см,7(199*99)см,8 (224*112)см, футов- размер шаров 60,3 мм, длинна кия 140-150 см. 9 (254*127)см,10 (295*147)см,11 (340*147,5)см и 12 (355*177,5)см (турнирный стандарт) футов- размер шаров 68 мм, длинна кия 150-165 см.
б) Пул. 6 (180*90)см,7(199*99)см,8 (224*112)см и 9 (254*127)см (турнирный стандарт) футов; размер шаров 57 мм, длинна кия 140-150 см.
в) Снукер. 10 (295*147)см, 12 (355*177,5)см футов- размер шаров 54 мм, длинна кия 140-150 см.

Поэтому, если вы решили, что бильярд должен стать неотъемлемой частью вашей жизни, сразу определите, поклонником какой именно игры вы являетесь. Выбор хорошего бильярдного стола (цены на них варьируются от нескольких тысяч долларов до астрономических сумм) — дело тонкое. Вот лишь несколько моментов, которые необходимо знать при подборе этого атрибута.
Поверхность стола выполняется из ламината или натурального камня. Естественно, каменные плиты обладают большими преимуществами, поэтому они и дороже. Самыми лучшими плитами считаются итальянские. Правда, в последнее время на пятки итальянцам наступают китайцы, чей товар, несмотря на более низкое качество, пользуется повышенным спросом в силу своей дешевизны.
Разница по цене между искусственными материалами и натуральными - существенная, но и игровые свойства различаются кардинально. Для начала разделим их на две группы:
 1-ая группа; ДСП, ЛДСП, 2-ое ЛДСП, МДФ, ДСП+ асбест, фанера.
 2-ая группа; искусственный и натуральный камень
а) группа №1:
шум от раската шара по игровому полю, погрешность уровня 0.1-0.2%, ударная непрочность, «капризность» к климатическим условиям, лёгкость всего стола в целом, только вертикальное крепление бортов. Для любительского класса цена - качество - идеальный вариант.
- ДСП - не ламинированное на сегодняшний день почти не используется (эконом класс)
- ЛДСП - ламинированное с двух сторон (любительский уровень)
- 2-ое ЛДСП - ламинированное двойное, чуть меньше шум (любительский уровень)
- ДСП + асбест - не ламинированное сверху 6-10 мм асбеста, меньше шум, использовалось в 50-80-е года, сейчас почти не используется (любительский уровень)
- фанера - 10-20 мм только (эконом класс)
б) группа №2:
- искусственный камень - капризен к воздействиям окружающей среды, погрешность уровня 0.1-0.2%. почти не используется.
- мрамор - почти не используется.
- сланец - идеальный на сегодняшний день материал по всем показателям.
Сланцевые плиты подразделяются на 2 типа: толщина 18,20,22,25,30 мм - вертикальное крепление борта, 38, 45 - горизонтальное крепление борта, что придаёт устойчивую жёсткость бортового соединения (влияет на отскок шара от борта и раскат) актуально для 9,10,11,12 футовых столов.
Производители сланца, имеющегося на рынке России - это Италия (самый дорогой почти без погрешности уровня и шлифовки); Китай и Беларусь (примерно одинаковые по качеству и цене). Выбирая плиту, помните, что удовольствие от высокого качества длится гораздо дольше, чем от низкой цены!

Микроклимат помещения напрямую влияет на срок службы бильярдного стола. В помещении рекомендуется поддерживать постоянную температуру, избегать открытых источников тепла и холода (камины, сплит - системы и др.) близко расположенных к столу - это может привести к растрескиванию деревянных частей стола. Поэтому мы советуем остановить свой выбор на столах, в конструкции которых используются твёрдые породы древесины или дисперсные материалы. Повышенная влажность в помещении (рядом бассейн или парилка) приводит к растягиванию бильярдного сукна, так как в его состав входит шерсть, а также к быстрому износу бортовой резины. Ее характеристики, а значит, и стоимость зависят от ряда показателей: геометрической формы, химического состава смеси, метода вулканизации, наличия армирующих тканей. Лучшей сегодня является резина немецкой компании Artemis’. Однако она очень дорога и применяется лишь при изготовлении эксклюзивных столов. Основная же масса производителей использует тайваньскую резину.

Следующая составляющая стола — сукно. Его качество зависит от химического состава, плотности и типа переплетения волокон, наличия затяжек и узелков. Для различных игр подбирается сукно соответствующего состава. Так, сукно для снукера на 100% состоит из шерсти. Для русского бильярда и пула обычно берут сукно, помимо шерсти содержащее нейлон в соотношении 1:3, которое очень важно соблюсти. Если шерсти окажется больше, мяч будет «вязнуть» на поле. И наоборот, перебор синтетики приведет к проскальзыванию шара. Лучшим сукном считается бельгийское от компании Simonis, она поставляла этот материал еще ко двору Наполеона. Товар ряда английских и испанских фирм также высоко котируется на рынке.
В комплект к столам среднего класса (примерно в 60%) входит сукно среднего или ниже среднего уровня. При заказе уточните этот вопрос у специалиста, чтобы подобрать качественное сукно, под индивидуальный стиль игры и по цвету. Бильярдное сукно также различается по плотности, по процентному содержанию шерсти и нейлона, по фабрике-производителю. На сегодняшний день в производстве сукна лидирует Бельгия, торговая марка "Иван Симонис". Для домашнего использования есть отличное сукно таких стран как: Чехия, Англия, Китай, Прибалтика. Эконом- класс представлен такими странами как: Турция, Китай, Россия, Беларусь. Существует около 20 цветов сукна, что даёт возможность экспериментировать и подбирать сукно под различный интерьер.

Гордостью настоящего бильярдиста является кий. Естественно, что кии бывают обычные и авторские. Даже самый недорогой авторский кий собирается, как правило, из трех — восьми различных пород дерева, на его изготовление уходит в среднем 1 месяц.
.
Рассказывать о бильярде можно бесконечно, но лучше, как говорится, один раз увидеть: взять в руки кий и окунуться в неповторимую атмосферу игры.

В настоящее время рынок товаров для игры в бильярд насыщен предложением разнообразных бильярдных столов. Как правило, не профессионалу на первый взгляд очень сложно найти принципиальные различия между ними. Но они существуют, и только специальные знания могут помочь выбрать действительно хороший бильярдный стол.

Приведем здесь основные параметры, отличающие настоящий, качественный бильярдный стол от искусной подделки, на которые стоит обратить внимание при выборе и покупке бильярдного стола.

Бильярдный стол состоит из следующих конструктивных элементов:
 рама,
 столешница,
 основание игровой поверхности,
 опоры (ноги),
 борта,
 лузы.

Материал и конструкция рамы и опор являются важным фактором для обеспечения горизонтальности поверхности игрового поля и долговечности эксплуатации бильярдного стола. Исходя из этого, рама и опоры изготавливаются по специальным технологиям из твердолиственных пород дерева или из других материалов, таких, как: калиброванная, шлифованная, влагостойкая фанера или МДФ высокой плотности. Устойчивость стола зависит от фундамента здания и конструкции пола помещения. Чем лучше эти два параметра, тем дольше будет сохраняться нивелировка (уровень) игрового поля. В конструкцию стола входят одна или несколько плит, изготовляющихся из различных материалов: ЛДСП, МДФ, ДСП + асбест, фанера, искусственный камень, натуральный камень и др. Если плита одна (цельная), то усадка фундамента и пола в принципе не страшна, потому что Вы в любой момент сможете отрегулировать уровень самостоятельно или при помощи специалиста, не разбирая стол. Если плит несколько, то выровнять стол будет сложнее, так как может произойти неравномерный наклон, и плиты могут «разойтись» относительно друг друга. Устранить данный дефект «выскочивший стык», можно только, вызвав специалиста. Конечно устойчивее столы из твёрдых пород древесины или на металлораме. Из любительского класса можно остановить свой выбор на столах с плитой из ЛДСП или с единой каменной плитой.

Идеально ровную поверхность игрового поля и хороший раскат обеспечивает образующие его основу каменные плиты. Лучшим материалом считается натуральный сланец торговых марок Original Italian Slate и Ostard. Именно поэтому все мировые, европейские, российские чемпионаты проводятся на бильярдных столах с основанием из сланца. Он обладает необходимой прочностью и упругостью за счет сланцевой структуры. Падение шара весом 290г с высоты 1,5м не оставляет на плите трещин и вмятин. Плиты стыкуются между собой с точностью до 0,125мм и шлифуются. Игровое поле также может изготавливаться из ЛДСП, мрамора, бетонопласта, композитных материалов и т,д. Однако настоящий бильярдный стол должен иметь в основании только натуральный сланец.

Специальное сукно для бильярда обязано обладать определенной ворсистостью, плотностью и толщиной. Сукно должно обеспечивать абсолютную «гладкость» плиты, что позволяет шару катиться быстро и точно в соответствии с заданным игроком направлением. Одним из лучших марок сукна являются Iwan Simonis (Бельгия), Gorina (Испания), Hainsworth (Англия).

Технических особенностей стола очень много, но можно разделить их на пять позиций:
 крепление ноги (лучше всего крепление станины сквозь ногу, каркас получается намного жёстче, чем на шпильке, через брус или на уголках)
 количество ног (влияет на: устойчивость всей конструкции, распределение нагрузки, облегчает нивелировку и продлевает срок эксплуатации)
 ножные домкраты (есть у большинства бильярдных столов, их отсутствие затрудняет нивелировку игрового поля)
 домкраты по периметру плит (облегчают нивелировку и продлевают срок эксплуатации)
 металлокаркас или металлорама (намного увеличивает срок эксплуатации, устойчивая конструкция, большой вес, облегчает высокоточную нивелировку).

Материалы, из которых изготовлены столы - тоже разнообразны. Это стало возможно с развитием технологий: по просушке древесины, малярным работам, производству стружечных плит, пластиков и лаков. Лучше всего по данному вопросу проконсультироваться у специалиста.
Борта несут основную ударную нагрузку и делаются только из дерева твердых пород. Причем при изготовлении бортов используются специальные технологии обработки и соединения элементов.

Со стороны игрового поля борта окантовываются специальной резиной, которая должна обладать определенными игровыми качествами, отвечать требованиям по конфигурации профиля и упругости. От этого зависит сила отскока шара и траектория его движения. Для дорогостоящих столов используется, как правило, резина известной торговой марки ARTEMIS.

Шар не должен заходить по борту в угловые и средние лузы, а для средней лузы имеется еще один дополнительный параметр: шар должен падать сразу после пересечения центром его тяжести линии борта. Длина устья угловой лузы должна быть не слишком большой, чтобы шар не вставал на "подставку", и не слишком маленькой, чтобы при тонкой игре можно было поставить шар "за губу".

Лузы могут выполняться в различных вариантах, в зависимости от вида игры и эстетического оформления. Главным критерием их игровых качеств являются: соблюдения геометрии лузы так, чтобы шар не менял классическую траекторию движения при соприкосновении с ней, и игрок во время контакта с ней не мог нанести себе физических повреждений.
Столы для русской пирамиды комплектуются капроновой сеткой или "снукерными скатами". Последние отличаются от сеток тем, что при доставании забитого шара игроки не испытывают дискомфорта и тканевый элемент остаётся чище, гораздо дольше, чем у сетки. Но и сетки не «отмирают», так как красивое плетение - классика. Столы для пула: в классическом варианте стоит сетка (капрон или кожа), в модерновом - используется система скатов или так называемые «стаканы» (та же сетка, только пластиковая). В коммерческих столах для игры в пул ("жетонниках") встроена система выкатов. Она выполняется из разных материалов: ДСП, пластик, металл, обрезиненный металл. От выбора материала зависит срок службы выкатов. Обрезиненные металлические - самый оптимальный и долговечный вариант. Система фильтрации битка на "жетонниках» тоже разная: магнитная или механическая. По долговечности они почти идентичны, единственно, надо быть внимательнее при приобретении в последующем битка. Так как при магнитной системе в шар встроен сердечник, а при механической - шар отличается размером (в основном биток 54мм, но может быть и больше остальных шаров - 60мм). Если решили использовать «жетонник» долгосрочно - лучше всего приобрести импортный стол. Последующая его эксплуатация требует гораздо меньших затрат, чем отечественных столов.

Для покрытия бильярдного стола должны использоваться только высококачественные лаки и краски с применением высоких технологий, это послужит гарантией сохранения внешнего вида бильярдного стола на долгий срок.

Разметка на бильярдном столе

При игре в каждую из описанных ниже разновидностей Пирамиды следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие "Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию"

2. Разметка бильярдного стола

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.

2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.

3. Используемые шары

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.

Примечание: При игре в "Свободную пирамиду", "Комбинированную пирамиду" и "Динамичную пирамиду" допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.

4. Биток и прицельные шары

4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.

4.2. При игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" битком служит цветной шар.

4.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара. (Исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар.)

4.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

5. Соударение битка с прицельным шаром

5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.

5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).

5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

6. Игра после нарушения

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами "Свободной пирамиды", "Комбинированной пирамиды" и "Динамичной пирамиды") штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

7. Розыгрыш начального удара

7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.

7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.

7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.

7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров

8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.

8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.

Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п.14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем: Неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

9. Положение шара

Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома

10.1. Линия дома не является частью дома.

10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)

11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.

11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.

11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п.14).

11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар

12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию. Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.

12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).

13. Попеременное разбитие

В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара

14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)

14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола

При выполнении удара по битку по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17. Запрещенное касание шаров

17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

18. Запрет двойного удара

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19. Запрет пропиха

19.1 Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.

19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия-биток-прицельный шар", то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
(2) таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром).
В противном случае - штраф.

Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).

20. Правильно завершенный удар

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта, или
(б) доводит до другого борта любой шар или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта или
(б) доводит до любого борта любой шар или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отражается от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию или
(б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

Примечания: 1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения - "биток-прицельный шар" и "прицельный шар-биток". Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара. Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смешение в ту или другую половину стола нельзя рассматривать как "пересечение центральной линии".
4. Если один из шаров отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр по меньшей мере один раз пересек центральную линию.

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома

21.1. При игре в "Комбинированную пирамиду" удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п.11. 21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией. 21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.

22. Правильно и неправильно забитые шары

22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.

22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)

22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п.14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми. Если нарушение произошло после завершения удара (см. п.14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно. Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.

22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.

22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)

23. Шар на краю лузы

23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.

23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.

23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

24. Выскочивший шар

24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).

24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола. Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.

24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.

24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

25. Выставление шаров

25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.

25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку. Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу. Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам. В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.

25.4. При игре в "Свободную пирамиду" любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" - в качестве прицельного шара.

26. Замедленная игра

Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п.14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

27. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается. Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.) Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды ( или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п.12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.

28. Вмешательство в игру соперника

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

29. Штрафы

29.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3);
(2) при неправильном начальном ударе (см. п.12.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п.14.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п.15);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п.16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п.17);
(7) при двойном ударе (см. п.18);
(8) при пропихе (см. п.19.1 и п.19.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при замедленной игре (см. п.26);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).

29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

P.S. в русском бильярде (пирамиде) если при ударе коснулся лампы - никаких штрафов не налагается, т.к. лампа не является частью игрового поля.

Как разметить бильярдный стол?

Бильярд имеет ряд правил и нюансов, знание которых необходимо как для новичков, так и профессионалов. Так, например, обширное разнообразие игр на бильярде, таких как пирамида, снукер, карамболь, пул и прочие, предусматривает различную расстановку шаров на бильярдном столе в самом начале игры. Поэтому для успешного результата вряд ли получится обойтись без правил и разметки игровой поверхности.

Для игры в русскую пирамиду


Разметка стола предполагает нанесение на его плоскость трёх основных точек. Одна определяет середину игровой плоскости, её можно получить путем проведения двух прямых из дальних луз стола по диагонали. Проведя линии не через весь стол, а из его центральных луз, на соединении диагоналей получаем ещё две точки – 1 и 3. С 3-й начинают расстановку игровых шаров. Параллельно коротким бортам через все точки наносятся прямые линии, которые позволяют поделить поверхность на зоны: дом, выгон, глубина.

Для игры в американский пул


Разметка стола предполагает нанесение на его плоскость центральной точки на пересечении двух диагональных прямых проведенных из дальних луз, так называемая точка 2. Расстановку игровых шаров начинают с 3-й точки, расположенной на пересечении диагональных линий проведенных из центральных луз в угловые. Точка 1 в данном случае больше приближена к краю и находится по центру параллельной короткому борту линии на расстоянии 73,6 см. Для установки битка из точки 1 расчерчивается полуокружность радиусом 29,2 см. Это необходимо при игре «с руки». Последняя 4-ая точка располагается в 324 мм от короткого борта, между 3-ей точкой и коротким бортом.

Для игры в снукер

Для снукера рассмотрим пример на 366 сантиметрового стола. Как и в предыдущих случаях, основная точка располагается посередине игровой поверхности, на пересечении диагональных прямых проведенных из дальних луз. Это место для установки синего шара. В свою очередь розовый шар располагают практически вдвое ближе к боковому борту, а именно на расстоянии равном 89 сантиметров от края. Перед розовым, на расстоянии 32,4 см от края, устанавливается черный шар. Следующий шаг - нанесение балкерной линии. Данная линия наносится на игровую поверхность на расстоянии 73,7 см от края борта, расположенного на противоположной стороне размещения черного и розового шаров, параллельно ему. Балкерная линия предназначена для установки шаров других цветов. На максимально близком расстоянии от розового выставляются красные шары в форме пирамиды.

Для игры в карамболь


Карамболь предполагает обозначение трёх точек, которые размещены аналогично как для русской пирамиды. Основной отмечен центр, а дополнительными точками центры передней и задней частей игровой поверхности.

Пирамида - общие правила

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:

  1. Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
  2. Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
  3. Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
  4. Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
  5. Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
  6. Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.

3. Используемые шары

Примечание: При игре в Свободную пирамиду, Комбинированную пирамиду и Динамичную пирамиду допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.

4. Биток и прицельные шары

4.3. При игре в Свободную пирамиду любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара. (Исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар.)

5. Соударение битка с прицельным шаром

6. Игра после нарушения

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами Свободной пирамиды , Комбинированной пирамиды и Динамичной пирамиды ) штрафного шара:

  1. сам произвести следующий удар, или
  2. уступить его нарушителю.

7. Розыгрыш начального удара

7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:

  1. шар зашел на половину соперника,
  2. не достиг заднего борта,
  3. упал в лузу,
  4. выскочил за борт,
  5. коснулся длинного борта или
  6. коснулся заднего борта более одного раза.

7.4. Победитель розыгрыша имеет право:

  1. сам произвести начальный удар или
  2. уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров

8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами.

При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.

Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п.14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем:

Неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

9. Положение шара

10. Дом и линия дома

11. Введение битка в игру (начало игры)

11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п.10).

Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.

12. Правильный начальный удар

12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:

  1. один из шаров правильно забит в любую лузу; или
  2. по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
  3. два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того,хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.

Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.

12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:

  1. принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
  2. принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
  3. расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
  4. расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).

13. Попеременное разбитие

14. Начало и завершение удара

15. Удар кием по битку

16. Касание ногой пола

17. Запрещенное касание шаров

18. Запрет двойного удара

19. Запрет пропиха

19.2.Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - , то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:

  1. под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
  2. таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.

Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).

20. Правильно завершенный удар.

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):

  1. забит в лузу; или
  2. отражается от любого борта, а затем:
    • (а) касается другого борта, или
    • (б) доводит до другого борта любой шар или
    • (в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
  3. пересекает центральную линию, а затем:
    • (а) касается любого борта или
    • (б) доводит до любого борта любой шар или
    • (в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
  4. отражается от любого борта, а затем:
    • (а) пересекает центральную линию или
    • (б) перекатывает через нее любой шар.

Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

Примечания:

  1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
  2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения - и .

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома

21.1. При игре в Комбинированную пирамиду удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п.11.

21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.

22. Правильно и неправильно забитые шары

22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п.14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.

Если нарушение произошло после завершения удара (см. п.14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.

Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.

22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.

23. Шар на краю лузы

24. Выскочивший шар

24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.

Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.

25. Выставление шаров

25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.

Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.

Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.

В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.

25.4. При игре в Свободную пирамиду любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в Комбинированную пирамиду , Динамичную пирамиду и Классическую пирамиду - в качестве прицельного шара.

26. Замедленная игра

Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф.

Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п.14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

27. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.

Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)

Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды ( или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п.12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.

28. Вмешательство в игру соперника

29. Штрафы

29.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:

  1. если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3);
  2. при неправильном начальном ударе (см. п.12.1);
  3. если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п.14.2);
  4. при неправильном ударе кием по битку (см. п.15);
  5. при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п.16);
  6. при запрещенном касании шаров (см. п.17);
  7. при двойном ударе (см. п.18);
  8. при пропихе (см. п.19.1 и п.19.2);
  9. при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
  10. при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
  11. при замедленной игре (см. п.26);
  12. вмешательстве в игру соперника (см. п.28).

29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.>

Читайте также: