Размеры ученических столов и стульев

Обновлено: 17.05.2024

Общие размеры школьных парт и стульев, детских столов регулируются соответствующими ГОСТами и СНиПами. Они четко определяют какими именно по высоте должны быть парты, скамейки, стулья и как эти размеры соответствуют росту детей и их возрасту.
В соответствии с этими ростовыми группами подбирается учебная мебель в школы и в детские образовательные учреждения.

Таблица соответствия роста учеников ростовым группам школьной мебели

Ростовая группа Рост ученика (см) Средний рост ученика (см)Школьный классВысота столешницы парт (мм)Высота сиденья стула (мм)
1100-115105д/сад 460 260
2115-130120д/сад 520 300
3130-145135начальный или 1 класс 580 340
4145-1601501-3 класс 640 380
5160-1751654-7 класс 700 420
6175-1901807-11 класс 760 460
7190 и выше195колледжи, техникумы,
ВУЗы
820500

Таблица соответствия роста детей ростовым группам детской мебели

Ростовые группы мебели

ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры

Текст ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79)

СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ

Типы и функциональные размеры

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ совет ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа

Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация Украина

Госстандарт Республики Беларусь Госстандарт Республики Казахстан Госстандарт России Госстандарт Украины

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970—79 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры» в части требований к ростовым номерам 1—6

4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2002 г.

© Издательство стандартов, 1993 © ИПК Издательство стандартов, 2002

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79)

СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ Типы и функциональные размеры

Desks for pupils. Types and functional dimensions

Дата введения 1995—01—01

Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.

1 Типы

1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

1 — столы с постоянными параметрами;

II — столы с регулируемыми параметрами

2 Функциональные размеры

2.1 Ученические столы должны изготовляться шести номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.

Средний рост учащихся

Св. 1000 до 1150

2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в таблице 2 и на рисунке 1.

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

2.3 Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7° до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.

2.4 При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.

Издание официальное

Значение для стола, номер

Высота рабочей плоскости Ац не менее Расстояние от пола до нижней кромки элемен-

тов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), /*2, не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), Аз, не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног), Ад, не менее

Ширина рабочей плоскости, t\, не менее

Длина рабочей плоскости, Ь\, не менее: одноместный стол

Расстояние между опорными элементами

стола на одно место (ширина пространства для ног), Аг, не менее

Расстояние от края стола со стороны сидящего

до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), не менее

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), /3, не менее

2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:

вариант 1 — на шесть номеров 1—6; вариант 2 — на три номера 1—3 и 4—6.

Высота рабочей плоскости hi и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) fe должна изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:

в столах №№ 1—6 и №№ 4—6 — размеры для номера 6 таблицы 2;

в столах №№ 1—3 — размерам для номера 3 таблицы 2.

2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях — горизонтальном и наклонном, должны быть углубления для ручек и карандаша размером не менее 220 х 20 х 5 мм.

Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.

2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10—30 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)

Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры ИСО 5970—79

0 Введение

Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом — стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.

Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.

Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).

Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.

1 Объект и область применения

Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.

2 Размеры

Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху) 1 .

ГОСТ 11016-93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

Текст ГОСТ 11016-93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

ГОСТ ПО 16-93 (ИСО 5970-79)

СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ

ТИПЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2 ПРИ НЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

Наименование государственного органа по стандартизации

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта И СО 5970—79 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры» в части требований к ростовым номерам 1—6

4 ВЗАМЕН ГОСТ 11016—86

© Издательство стандартов, 1994

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Технического секретариата Межгосударственного совета по стандартизации,

ГОСТ 11016—93 (ИСО 5970—79)

УДК 684.432:006 354

СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ Типы и функциональные размеры

Types and functional dimensions ОКП 56 OOOO

Дата введения 1995—01—01

Настоящий стандарт распространяется на ученические стулья, используемые в комплекте с ученическими столами по ГОСТ 11015 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их тины и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в разделе 2.

1.1 Ученические стулья должны изготовляться двух типов:

I — стулья с постоянными параметрами;

II — стулья с регулируемыми параметрами.

2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2.1 Ученические стулья должны изготовляться шести номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.

2.2 Функциональные размеры ученических стульев должны соответствовать указанным в таблице 2 и на чертеже.

Значение для стула.

Высота сиденья hb

Эффективная глубина сиденья* (до

пускается отклонение минус 20)

Ширина сиденья £>3, не менее Высота линии перегиба спинки w, не

Высота нижнего края спинки над. сиденьем hG

Высота верхнего края спинки над сиденьем h7i не более

Ширина спинки bAi не иёнеё Радиус изгиба переднего края си

Радиус спинки в плане г9, не менее**

Угол наклона сиденья б, град

Угол наклона спинки р, град

* Эффективная глубина сиденья — размер по горизонтали от передней кромки сиденья до наиболее выпуклой части спинки, измеряемый по оси стула и соответствующий минимальной глубине сиденья.

** Допускается прямая спинка, не имеющая радиуса в плане.

2.3 Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление не должно быть более 10 мм и должно занимать задние 2 /з эффективной глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на 3 /4 его эффективной глубины.

2.4 Высота сиденья h5 в стульях типа II должна регулироваться на три номера: 1—3 и 4—6.

В стульях №№ 1—3 ширина сиденья Ь3, ширина спинки Ь4 должны соответствовать нормам для № 3, остальные размеры — нормам для № 2. В стульях №№ 4—6 ширина сиденья Ь3 и ширина спинки &4 должны соответствовать нормам для № 6, остальные размеры — нормам для № 5.

2.5 Расстояние от пола до передней царги или проножки должно быть не менее 0,7 высоты сидень,я стула.

2.6 Углы сиденья и спинки стула должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10—30 мм.

УДК 684.432:006*354 К25

Ключевые слова: стулья ученические, типы, функциональные размеры

Редактор Л. Д* Курочкина Технический редактор В. Я. Прусакова Корректор Т. Л. Васильева

Сдано в набор 26 05.94. Поди, в Печ. 22.06,94, Уел. печ. л. 0,35. Уел. кр.-отт. 0,35.

Уч,-изд. л. 0,20. Тир. 370 экз. Q 1450.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14. Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 1061

ГОСТ 22046-2016 Мебель для учебных заведений. Общие технические условия

Текст ГОСТ 22046-2016 Мебель для учебных заведений. Общие технические условия

МЕБЕЛЬ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Общие технические условия

Furniture for educational institutions. General specifications

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 135 "Мебель"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 декабря 2016 г. N 94-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2017 г. N 955-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22046-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2018 г.

5 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных и европейских стандартов:

- ISO 7170:2005* "Мебель. Секции для хранения. Определение прочности и долговечности" ("Furniture - Storage units - Determination of strength and durability", NEQ);

(Поправка. ИУС N 1-2018).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

- ISO 7171:1988 "Мебель. Единицы хранения. Определение устойчивости" ("Furniture - Storage units - Determination of stability", NEQ);

- ISO 7173:1989 "Мебель. Стулья и табуреты. Определение прочности и долговечности" ("Furniture - Chairs and stools - Determination of strength and durability", NEQ);

- DIN EH 527-3:2003 "Мебель для офиса. Столы рабочие. Методы испытания на устойчивость и прочность конструкции" (" die Bestimmung der Standsicherheit und der mechanischen Festigkeit der Konstruktion", NEQ);

- DIN EH 1729-2:2012 "Мебель. Стулья и столы для учебных заведений. Часть 2. Требования безопасности и методы испытаний" ("Mbel - und Tische Bildungseinrichtungen - Teil 2. Sicher-heitstechnische Anforderungen und

6 Настоящий стандарт разработан для обеспечения соблюдения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции"

7 ВЗАМЕН ГОСТ 22046-2002

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2018 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на мебель, предназначенную для оборудования помещений общеобразовательных и профессиональных школ, средних специальных и высших учебных заведений, выпускаемую предприятиями (организациями) любых форм собственности, а также индивидуальными изготовителями.

Стандарт не распространяется на встроенную мебель.

Требования, обеспечивающие безопасность при эксплуатации мебели для учебных заведений, изложены в 4.1, 5.2.4, 5.2.14-5.2.18, 5.2.20, 5.2.21, 5.3.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ EN 1730-2013 Мебель бытовая. Столы. Методы испытаний на прочность, долговечность и устойчивость

ГОСТ 5994-93 (ИСО 5970-79) Парты. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79) Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 16143-81 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Методы определения блеска прозрачных лаковых покрытий.

ГОСТ 16371-2014 Мебель. Общие технические условия

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18313-93 (ИСО 5970-79) Столы для учителя. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 18314-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры

ГОСТ 18607-93 Столы демонстрационные. Функциональные размеры

ГОСТ 18666-95 Шкафы для учебных пособий. Функциональные размеры

ГОСТ 19195-89 Мебель. Методы испытаний крепления дверей с вертикальной и горизонтальной осью вращения

ГОСТ 19549-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 19550-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 19882-91 (ИСО 7171-88) Мебель корпусная. Методы испытаний на устойчивость, прочность и деформируемость

ГОСТ 19917-2014 Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия

ГОСТ 20400-2013 Продукция мебельного производства. Термины и определения

ГОСТ 20902-95 Столы обеденные школьные. Функциональные размеры.

ГОСТ 22359-93 (ИСО 5970-79) Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 22360-95 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 22361-95 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 23380-83 Столы ученические и для учителя. Методы испытаний

ГОСТ 23381-89 Стулья ученические и детские. Методы испытаний

ГОСТ 24053-80 Плиты древесно-стружечные. Детали мебельные. Метод определения покоробленности

ГОСТ 27627-88 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Метод определения стойкости защитно-декоративных покрытий к пятнообразованию

ГОСТ 27736-88 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Метод определения ударной прочности защитно-декоративных покрытий

ГОСТ 27820-88 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Метод определения стойкости защитно-декоративных покрытий к истиранию

ГОСТ 28102-89 Мебель корпусная. Методы испытания штанг

ГОСТ 28105-89 Мебель корпусная и столы. Методы испытаний выдвижных ящиков и полуящиков

ГОСТ 28136-89 Мебель корпусная настенная. Метод испытания на прочность

ГОСТ 28793-90 (ИСО 7172-88) Мебель. Столы. Определение устойчивости

ГОСТ 30099-93 Столы. Методы испытаний

ГОСТ 30209-94 Мебель корпусная. Двери раздвижные. Методы испытаний

ГОСТ 30255-2014 Мебель, древесные и полимерные материалы. Метод определения выделения формальдегида и других вредных летучих химических веществ в климатических камерах

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 20400.

4 Типы и размеры

4.1 Типы и функциональные размеры ученических столов, стульев и парт должны соответствовать требованиям ГОСТ 5994, ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550.

4.2 Типы и функциональные размеры других изделий мебели для учебных заведений должны соответствовать требованиям ГОСТ 18313, ГОСТ 18607, ГОСТ 18666, ГОСТ 20902, ГОСТ 22359, ГОСТ 22360, ГОСТ 22361.

4.3 Функциональные размеры изделий, не установленные соответствующими стандартами, должны быть указаны в технической документации на эти изделия.

5 Технические требования

5.1 Мебель для учебных заведений должна соответствовать требованиям ГОСТ 16371, ГОСТ 19917, настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.

5.2 Характеристики

5.2.1 Облицовочные материалы и защитно-декоративные покрытия на лицевых поверхностях мебели, за исключением металлических каркасов, должны быть светлых цветов. Допускается изготовлять шкафы для учебных пособий и подставки для технических средств обучения черного цвета или комбинированные в сочетании со светлыми цветами. Не допускается окрашивание мебели для учебных заведений в белый цвет.

5.2.2 Цвет и рисунок облицовочных материалов и защитно-декоративных покрытий должны соответствовать образцам-эталонам и приложению А.

5.2.3 В столах для черчения и рисования рабочая поверхность крышки из мягких лиственных пород древесины может не иметь защитно-декоративного покрытия.

5.2.4 Степень блеска рабочих поверхностей ученических столов и парт должна быть не выше 49% или не выше пятой строки.

5.2.5 Стойкость защитно-декоративных покрытий рабочих поверхностей мебели для учебных заведений к пятнообразованию должна соответствовать таблице 1.

Стойкость покрытий рабочих поверхностей к пятнообразованию, балл интенсивности изменения покрытия по ГОСТ 27627

Читайте также: