Пять учеников подошло к экзаменационному столу

Обновлено: 27.04.2024

6. При словах много, мало, немного, немало , сколько сказуемое ставится в единственном числе. Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа.

7. Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе .

8. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.
ЗАПОМНИТЕ: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

9. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

10. Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.
2) Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cам ое глубок ое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовал а сенсационный материал.
ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен

2. Запишите предложения, исправив грамматические ошибки в соответствии с действующим правилом, укажите пункт правила .

1. Ряд столов стояли посередине аудитории. (пункт. )

2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. (пункт. )

3. Двад​цать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. (пункт. )

4. На конгресс прибыли двести пятьдесят один делегат. (пункт. )

5. Тысяча человек отправилось в турне. (пункт. )

6. Про​шли сто лет. (пункт. )

7. На экскурсию пошли всего десять школь​ников. (пункт. )

8. Много выпускников нашей школы стали рабо​тать в городских больницах и санаториях. (пункт. )

3. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал.. нормы по лыжам.

2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима..тся администрацией школы.

3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал. .на экзаменах глубокие знания.

4. Установлен.. три мировых рекорда.

5. Сорок два станка неумолчно гудел.. и равномерно вздрагивал.

6. Много детей был.. больн.. гриппом.

7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил..о нашем приходе.

8. Такси стоял.. у наших ворот.

4 . Запишите, выбрав нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ.

3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин.

4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.

5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

5. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной.

2. Гора Эльбрус высок.. .

3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы.

4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века.

5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года.

6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

Практическая работа " Согласование сказуемого с подлежащим"

1. Ознакомьтесь с основными правилами согласования

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе. Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились).

7. . Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе .

8 . С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.
ЗАПОМНИТЕ: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу. Например: ЮНЕСКО объявил о о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявил а о своем решении.
9. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

10. Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:
1)Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.
2) Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cам ое глубок ое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовал а сенсационный материал.
ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. (пункт. )

2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. (пункт. )

3. Двадцать человек стояли в стороне. (пункт. )

4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. (пункт. )

5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. (пункт. )

6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. (пункт. )

7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку. (пункт. )

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле.

2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек.

3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде.

4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания.

6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь.

7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

1. Часы-будильник (прозвонили, позвонил) утром.

4. Газета «Аргументы и факты» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.

1. Река Иртыш широко разлил.. прошлой весной.

2. Гора Эверест высок.. .

3. Телекомпания «ОРТ» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы.

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико - стилистические ошибки?

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико - стилистические ошибки.

I. Ряд столов стояли посередине аудитории1.

2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу2.

3. Двад​цать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе3.

4. На конгресс прибыли двести пятьдесят один делегат4.

5. Тысяча человек отправилось в турне5.

6. Про​шли сто лет6.

7. На экскурсию пошли всего десять школь​ников7.

8. Полчаса, проведённые в обществе такого инте​ресного собеседника, прошло незаметно8.

9. Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщи​ки9.

10. Много выпускников нашей школы стали рабо​тать в городских больницах и санаториях10.


1. Ряд столов стоял по середине аудитории.

2. Пять учеников подошли к экзаменационному столу.

3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежали на столе.

4. На конгресс прибыло двести пятьдесят один делегант.

5. Тысяча человек отправились в турне.

6. Прошло сто лет.

7. На экскурсию пошли всего десять школьников.

8. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

9. Пятёрка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

10. Много выпускников нашей школы стали работать в городских больницах и санаториях.


44. Тест?

Найти слова, в которых на месте пропуска :

1) Пишутся две буквы Н : 2).

Пишется одна буква Н :

а) свежемороже…ые овощи а) слома…а ребенком

б) груже…ая баржа б) искуса…ый комарами

в) фарширова…ый перец в) броше…ый камень

г) смышле…ый малыш г) вытка…ый ковер

а) рва…ая куртка а) ударил нечая…о

б) собрание прошло организова…о б) обветре…ые руки

в) огни потуше…ы в) потуше…а ветром

г) купле…ый товар г) недоваре…ый картофель

Составьте предложения со следующими синонимами :

показать, описать, изобразить, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.

46. Составьте предложения со следующими омонимами :

1) среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка)

2) повод (предлог, причина) – повод (ремень)

3) свет (лучистая энергия, испускаемая каким - либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней)

Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской : похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.

48. Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях :

а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон ;

б) общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление.

Составьте с ними предложения.

49. Исправьте предложения, используя синонимы ; устраните повторения однокоренных слов :

а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

Г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

Д) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем.

50. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими :

а) В сочинении ученика много дефектов.

Б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

В) На концерте превалировали вокальные номера.

Г) После долгих дебатов договорились назначать моцион на ближайшее воскресенье.

51. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных :

а) К завтраку был.

Подан… кофе с молоком.

Б) Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл.

Отмечается выполненная членами бригады работа.

Г) Крыша сарая была покрыта тол…

д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.

Е) В магазине продается яблочн.

Ж) Лесовоз проезжал по широк… просек…

и) На лицо женщины был… накинут.

К) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.

52. Исправьте словообразовательные ошибки :

а) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)

б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

в) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)

г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

Исправьте предложения, объясните ошибки

а) Ряд столов стояли посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Д) Тысяча человек отправилось в турне.

Е) Прошло сто лет.

Ж) На экскурсию пошли всего девять школьников.

З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

И) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.

54. Составить словосочетания со следующими паронимами :

а) удачный – удачливый ; д) обидный – обидчивый ;

б) понятный – понятливый ; е) бережный – бережливый ;

в) соседний – соседский ; ж) эффектный – эффективный ;

г) хозяйский – хозяйственный ; з) представить – предоставить.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ СРОЧНООО49?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ СРОЧНООО

Исправьте предложения, используя синонимы ; устраните повторения однокоренных слов :

49 а) одинокий дом сиротливо стоял на краю села

б) проходят товарные.

Г). в снежном убранстве

б) потерпела поражение

в) преобладали вокальные номера

51 а) был подан (без изменений)

д)лопнул левый рельс

е) яблочное повидло

и) была накинута траурная вуаль

к) на любимый мозоль

52 а) взвешиваться

е)прошла сотня лет

54 а) удачный полет, удачливый человек,

б)понятный пример, понятливый ученик

в)соседний двор, соседский кот

г)хозяйский сарай, хозяйственный магазин

д)обидный рассказ, обидчивый друг

е)бережный уход бережливый работник

ж) эффектный пиджак эффективный процесс

з) представить коллегу предоставить жилье.


Поработайте редактором : Исправьте ошибки в употреблении существительных?

Поработайте редактором : Исправьте ошибки в употреблении существительных.

Занавесить окно тюлью Покрыть крышу толью Появился новый мозоль Травяная шампунь Праздничный туш Разноцветный тушь Новая рельса Повидло готова Белый клавиш.


Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания я - ученик, глаза - как небо, голубое?

Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания я - ученик, глаза - как небо, голубое.

, хорошо учиться вот наша задача, пятью пять двадцать пять, герой этого спектакля - я.

Прекрасный человек Иван Иванович.


Объясните, прошу?

Готовлюсь к ЕГЭ по русскому языку.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

Презентация по русскому языку на тему "Согласование сказуемого с подлежащим /к заданию 8 ЕГЭ/ 11 класс

Согласование сказуемого с подлежащимК заданию 8 ЕГЭ / «Синтаксические нормы.

Иногда выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача…
Пара ботинок был(а,и) куплен(а,ы) за бесценок.
Довольно много народу пришл(о,и) на лекцию.
Откро(ет,ют)ся несколько новых школ.

Но есть несколько правил, которые помогут в решении этого вопроса!

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, мн.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Ряд, большинство, меньшинство, часть, множество
формально-грамматическое согласование: сказуемое принимает такую же грамматическую форму, как и подлежащее!
За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против.
(собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов)
Согласование по смыслу: сказуемое принимает форму множественного числа, поскольку подлежащее обозначает множество предметов или явлений.
Большинство граждан проголосовали за нового президента. Ряд пользователей отказались от платной услуги.

Согласование по смыслу предпочтительно: если между подлежащим и сказуемым рас.

Согласование по смыслу предпочтительно:
если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения:
Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;
если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые:
Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;
если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц:
Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой.
если сказуемых – несколько:
Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.
если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа:
Большинство домов в этой деревне были деревянными.

При существительных «лет, дней, часов» сказуемое (обычно со значением протека.

При существительных «лет, дней, часов» сказуемое (обычно со значением протекания времени) употребляется в форме единственного числа.
Вот два года моей жизни вычеркнуто. (М.Горький).
Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило. (И.Тургенев).

Согласование сказуемого со словами «лет, дней, часов»

Согласование сказуемого с составными числительнымиСледует запомнить, чточисли.

Согласование сказуемого с составными числительными
Следует запомнить, что
числительные, оканчивающиеся на один, обычно требуют формы единственного числа сказуемого:
В институт поступил пятьдесят один абитуриент.
Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе. (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблен в форме ед. ч.).
форма множественного числа сказуемого используется, если подлежащее конкретизируется определением в форме множественного числа, например словами все, эти, данные, любые.
Все пятьдесят восемь абитуриентов поступили в институт. Васины пятьдесят рублей были немедленно потрачены. Эти двое явились с опозданием, остальные пятеро прибыли вовремя.

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежа.

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род).
Получена тысяча книг для школьной библиотеки.
Миллион тюльпанов посажен на клумбе
Отпущен миллиард рублей на благоустройство области.
Согласование сказуемого со словами «тысяча», «миллион», «миллиард»
Единственное число!

При словах «много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько» сказуе.

При словах «много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько» сказуемое стоит, как правило, в единственном числе.

Как мало нас от битвы уцелело. (А.Пушкин).
Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? (М. Горький).
Несколько пуль провизжало над моей головой. (М. Лермонтов).
Несколько песен, созданных этим композитором,
смогли занять первые места в хит-парадах.
Сказуемое при словах «много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько»
Единственное число!

Согласование сказуемого с сложными существительными с пол-Сложное существител.

Согласование сказуемого с сложными существительными с пол-
Сложное существительное с пол-
При таких словах сказуемое обычно ставится в форме единственного числа, а в прошед­шем времени — в форме среднего рода:
На блюдце лежит пол-яблока.
Полчаса прошло незаметно.
Если при этих словах имеется определение, то сказуемое ставится в форме множественного числа:
Полгода, проведённые в деревне, восстановили здоровье больного.
Первые полчаса прошли незаметно.

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного и неопр.

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного и неопределенного количества
Существительные со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа:
Пара ботинок была куплена за бесценок.
Уйма времени ушла впустую.
Масса ненужных вещей захламила квартиру.
Единственное число!

Согласование сказуемого с местоимениямиПри местоимениях кто, некто, кто-то, н.

Согласование сказуемого с местоимениями
При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода:
Никто из пришедших в гости не вспомнил, как зовут старика.
Все, кто разговаривал с нами, утверждали обратное.

При числительных «два, три, четыре» сказуемое обычно употребляется в форме м.

При числительных «два, три, четыре» сказуемое обычно употребляется в форме множественного числа.

Три дома на вечер зовут.
В душе его боролись два чувства – добра и зла. (Л.Толстой).
Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов
Согласование сказуемого со словами «два, три, четыре»
Множественное число!

Согласование со словами, обозначающими профессию, должность, звание При сущес.

Согласование со словами, обозначающими профессию, должность, звание
При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание
сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь:
Агроном сделал доклад.
Директор вызвал секретаря.
При наличии имени собственного лица, при котором название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем:
Агроном Сергеева прочла лекцию.

Потренируемся… (Прошло — прошли) два месяца. На экскурсию (пошло — пошли) вс.

Потренируемся…
(Прошло — прошли) два месяца.
На экскурсию (пошло — пошли) всего десять человек.
Пятерка истребителей (сопровождала — сопровождали) эскадру.
Много выпускников нашей школы (пошло — пошли) работать на автозавод.
Большинство режиссёров (стремятся-стремится) сохранить традиции русского театра и (ставят – ставит) классику.
Полгода (пролетело-пролетели) незаметно.
Двадцать один день (пролетел-пролетели) незаметно.
Несколько песен, созданных этим композитором, (смогли – смогло) занять первые места в хит-парадах.
Никто из участниц соревнования не (получил-получили) первое место.
Целый ряд выступающих (настаивал - настаивали) на отрицательном ответе.
Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, (пройдет - пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле.
Музей-квартира В. Высоцкого (интересен – интересна) всем.

Прошли два месяца. На экскурсию пошли всего десять человек. Пятерка истреби.

Прошли два месяца.
На экскурсию пошли всего десять человек.
Пятерка истребителей сопровождала эскадру.
Много выпускников нашей школы пошли работать на автозавод.
Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику.
Полгода пролетело незаметно.
Двадцать один день пролетел незаметно.
Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах.
Никто из участниц соревнования не получил первое место.
Целый ряд выступающих настаивали на отрицательном ответе.
Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройдут в Ельце, Воронеже, Орле.
Музей-квартира В. Высоцкого интересен всем.

Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глаголаРяд коробок (стоял.

Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола
Ряд коробок (стоял — стояли) посередине комнаты.
Пять учеников (подошло — подошли) к экзаменационному столу.
Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежало — лежали) в шкафу.
На конференцию (прибыл — прибыли) двадцать один делегат.
Тысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: