Просвистела и упала на столе о чем

Обновлено: 14.05.2024

В рамках регрессии (еще вчера) в компании верной и терпеливой kollega была заслушана группа ДДТ. Кассета у меня появилась довольно случайно: во время интенсива я искала какую-нибудь музыку на русском языке, чтобы поставить на одной презентации людям, русского языка не знающим. Времени было в обрез, магазин русской музыки - маленький и небогатый, а критерий один: чтобы песня "брала", была напряженной и ритмичной. Возможности прослушивать не было, так что пришлось искать интуитивно. Интуитивно нашлась песня "Осень". Хорошо.

Презентация прошла нормально, а кассета группы ДДТ у меня осталась. Я ее время от времени слушаю, и вполне радуюсь той самой напряженности и ритмичности. Под настроение - очень даже. Если слов не слушать.

А вчера мы попробовали слова все-таки послушать - там одна песня меня насмерть заинтриговала в этом плане. Песня называется "просвистела", и начинается так: "Проствистела / и упала на столе / чуть поела / и скатилась по золе". То есть как бы подразумевается некий персонаж, могущий свистеть, катиться, падать и есть (хоть и чуть). Но далее про персонаж ни слова, речь идет о том, что "убитых песен / да мне нечего терять / мир так тесен / дай-ка брат тебя обнять!" То, что связи между первыми двумя строчками и следующими за ними ни малейшей - это фигня, вы бы еще дальше послушали. Но вот кто там свистит??

Свистеть, а тем более просвистывать, может, скажем, пуля. Но пуля не ест. Отпадает. Коллега предположила, что это не "просвистела", а "просвистело", и речь идет о времени, которое, как известно, просвистывает, словно пули у виска. А что ест время, спросила я. Ну, что, замялась Коллега. Что-то ест, наверное. Может, наши души. Может, вообще наши жизни. Метафора такая.

Я не против метафор, но на кассете русским языком написано: "ПросвистелА". Да и в самой песне слышно, что это ОНА, а не ОНО. То есть максимум время-девушка. Перед глазами встал образ юной Времени с косой. В косе - либо лента, либо лезвие поострее. Просвистела, да. Вжик-вжик.

Прослушивание дальнейшего текста ситуацию не прояснило. Там ни слова не было о таинственной незнакомке, катающейся по золе - кроме как в последнем куплете, который слово в слово повторял первый, на чем песня и заканчивалась. Может, это культ такой? Надо свистеть, кататься по золе, соблюдать нестрогий пост, и тогда все будет хорошо? А культ женский, да?

- Я поняла! - закричала я. Это картошка. Печеная! Она просвистела, в смысле - быстро съели ее. И скатилась по золе - это та, что не доели. А та, что доела, "упала на столе". Раз на столе - значит, речь о еде.
- Ну да, вяло отозвалась Коллега. А "чуть поела" - это тоже самое, что "чуть поели". Она поела, её поели - какая, в принципе, разница?

Никакой, согласилась я и симпозиум был закрыт по причине все устали. Но вопрос остался нерешенным. Утром я поймала себя на том, что пытаюсь свистеть, упадая на стол. С "чуть поела" проблем не было. Золы в доме не обнаружилось, но насчет скатиться - это запросто.

ДДТ: «ПРОСВИСТЕЛА И УПАЛА НА СТОЛЕ…»

В конце 1970-х годах в Уфе существовала группа, которая назвалась ансамблем под управлением Геннадия Родина, которая играла на свадьбах, юбилеях, городских мероприятиях, перепевая «битлов» и «роллингов». Вскоре ансамбль знакомится с художником Юрием Шевчуком, выбравшем музыкальное направление. В текстах группы «ДДТ» заметна заинтересованность Юрия политической тематикой.

Таким образом, складывается новый коллектив : Геннадий Родин (бас), Юрий Шевчук (тексты, вокал, гитара), Рустем Асанбаев (гитара), Владимир Сигачёв (клавиши), Ринат Шамсутдинов (барабаны). В таком составе участники записывают первые пробные песни для группы «ДДТ-1».

Как объясняли сами музыканты, «ДДТ-1» в расшифровке означает: «Дихлордифенилтрихлорэтан» - вещество для борьбы с вредителями.

В 1982 г . принимают участие в конкурсе молодых исполнителей, где занимают первое место, благодаря песне «НЕ СТРЕЛЯЙ» и получают возможность подписать контракт с «МЕЛОДИЕЙ» - известной студией звукозаписи в СССР. Казалось бы, есть возможность для дальнейшего творческого развития, но музыканты отказываются от неё и остаются на уровне андеграунда добровольно.

В 1984 г. отношения с властями сильно накаливаются. Любая власть станет препятствовать деятельности музыкантов, которые поют правду. Музыканты были вынуждены записать альбом «ПЕРИФЕРИЯ» нелегально, ночью в студии Башкирского телевидения. Реакция властей на этот труд была: однозначно запретить! Шевчуку грозило даже тюремное заключение по обвинению в «антисоветчине», которое сопровождалось неприятными беседами с КГБ, обысками и последующими изъятиями всего материала. Благо, музыканту удалось отделаться предупреждением.

Немного погодя, Шевчук и Сигачёв отправляются в Москву, ибо в Уфе стало туго с работой. В 1986 г. из Москвы перебираются в Ленинград.

Обновленная «ДДТ» дебютировала на сцене в 1987 г.

Альбом 1992 г. «АКТРИСА ВЕСНА» стал сборником хитов, а песня «РОДИНА» не собиралась покидать эфиры и находилась на верхних строчках.

Песню «ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ» Шевчук написал, гуляя по Никольскому кладбищу. Но другие участники высказались против того, чтобы её записать. Им казалось, что она наполнена попсой, но вскоре окажется, что это была ошибка. Главное тому доказательство: реакция публики, ставшая противоположной.

В 1990-х много гастролируют по России, Европе, Америке. Помимо этого, идет подготовка к выпуску нового альбома. В 1995 г. одними из первых отправились в Чечню, в район боевых действий, где дают около 50-и концертов.

С момента существования группы, единственным и бессменным участником остался только Юрий Шевчук.

В 2000 г. выступают с программой «20.00», посвященной 20-летию группы. Ради неё в группу возвращаются участники, покинувшие когда-либо группу . В 2008 г . Шевчук участвует в «МАРШЕ НЕСОГЛАСНЫХ» в Санкт-Петербурге.

С 2010 г. «ДДТ» начинает серию благотворительных концертов в пользу детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что "ДДТ", в своём творчестве, обладает чем-то неподдельным и непредвзятым. Юрий Шевчук, несмотря на угрозы, остается верен себе и своему мировоззрению на многие вещи, особенно насчёт властей. Безусловно, о любом творчестве, обладающим душой, должна знать большая часть слушателей. Юрий Шевчук, по праву, заслуживает многомиллионную аудиторию, за счет своей смелости, которой обладает не каждый.

В чем заключается смысл песни «Просвистела» ДДТ?

В чем заключается смысл песни

Смысл песен

Иногда появляются такие песни, которые способны пустить слезу и вызвать радость одновременно. Пожалуй, их на самом деле не так много, ведь для достижения такого эффекта требуется настоящее мастерство как со стороны исполнителя, так и музыканта. Песня должна составлять идеальную гармонию, пробирающую до самого сердца. Песня под названием «Просвистела» как раз относится к подобному творчеству. Она наполнена как истинной радостью, так и глубокой болью. О чем же повествует такая песня? Сейчас мы вам все расскажем!

Смысл песни «Просвистела» ДДТ

Перед анализом текста обратимся к истории песни. Юрий Шевчук воевал в Чечне, поэтому тема войны ему очень знакома. И вот в один из дней он сидел в землянке. Вдруг пуля неожиданно пробила тонкую стенку и попала прямо в хлеб, который он держал в руке. И вот именно с этого момента и начинается повествование в песне.

Пуля просвистела прямо рядом с головой исполнителя, а затем упала на стол, за которым сидели солдаты. Чуть поела — это свидетельство о том, что она попала именно в еду. А скатилась по золе, скорее всего, это намек на то, что стол бы полон пепла, наверняка, от сигарет. В конце этой части песни исполнитель хочет обнять своего сослуживца, ведь все обошлось хорошо.

Второе четверостишие показывает нам, что война закончилась. Солдаты хотят поскорее домчаться домой, поэтому просят сильнее надавить на педаль. А вокруг — красота, мирная жизнь расцветает! Хорошо, что даже после войны люди могут найти время на то, чтобы отметить красоту природы! Это и дает нам понять эта строка.

Третье четверостишие посвящено тем, кто отдал свои жизни во время войны. Там, в раю, они в будущем встретят своих сослуживцев, нальют сто грамм, угостят хлебом. То есть исполнитель показывает нам, что смерть — это не конец, а только начало жизни.

Поэтому он призывает не плакать, ведь сейчас умершие там, где им обязательно будет хорошо. В раю их души наконец-то смогут найти успокоение, которого им так не хватало при жизни.

Четвертое четверостишие демонстрирует нам жизнь уже после войны. Солдаты рассказывают, как у них прошло у них это время. Было страшно, опасно, но они смогли выстоять и показать, из какого они теста. Именно любовь к своей Родине смогла помочь им выдержать все напасти судьбы. Их мужество и храбрость охраняли солдат, защищали от пуль, а иногда даже позволяли выжить в тех условиях, в которых это нереально сделать.

В целом, песня показывает нам, что за любым сражением обязательно есть мир, который прекраснее войны в миллионы раз. Все те, кто мужественно отдали свои жизни в сражении, обязательно найдут покой в ином мире, куда когда-то попадет каждый.

Браво! Такой глубокий смысл, заложенный в прекрасной по звучанию песне, действительно завораживает. Исполнитель смог обратить внимание слушателя и множество проблем, в том числе и военную. «Просвистела» — это одна из тех песен, которые пробирают до мурашек. Такой эффект достигается за счет простоты и искренности, которую вкладывает в нее исполнитель. И за этого его можно только похвалить, ведь эффект — потрясающий!

Мы на Родине - в плену.

Раз уж начал вспоминать Шевчука, то нельзя не отметить песню "Просвистела" (официальное название "Брат"), которую ДДТ впервые исполнил на заключительном концерте второго питерского фестиваля "Песни конца ХХ века" в июне 1997 года, за несколько дней до шестого празднования Дня Свободной России. Поэтому можно считать её своеобразным подарком, посвящением "Юры-музыканта" своей Родине.
Какую строчку ни возьми - она, родимая!

Просвистела и упала на столе,
Чуть поела и скатилась по золе
Убитых песен, да мне нечего терять.
Мир так тесен, дай-ка брат тебя обнять.

Всюду черти – надави брат на педаль.
Час до смерти, да сгоревшего не жаль,
А в чистом поле ангелочки, васильки.
Мы на воле – нет ни гари, ни тоски.

А на небе встретят Сашка да Илья,
Возьмём им хлеба, да сто грамм – без них нельзя.
Что нам плакать, там - не здесь, чего страдать.
Рай не слякоть, вьюга – наша благодать.

Все расскажем про восход и про закат,
Горы сажи да про горький мармелад,
Что доели, когда закончили войну.
Да как сели - мы на Родине в плену.

Просвистела и упала на столе.
Чуть поела и скатилась по золе
Убитых песен, да мне нечего терять.
Мир так тесен, дай-ка брат тебя обнять.

NB! Текст позже был немного изменён, обратите внимание!

Наверное, именно поэтому у песни сложилась странная судьба: она не вошла ни в один "номерной" альбом группы, не вошла и в концертный DVD "Мир Номер Ноль", хотя на концертах исполнялась и всегда находила горячий отклик у зрителей. Шевчук говорил, что она не вписывалась в современное звучание коллектива, была СЛИШКОМ "народной". Что ж, поверим автору "золы убитых песен".

Весь фестиваль "Песни конца ХХ века" снимала "Программа А", и телевизионная премьера новой песни не заставила себя ждать - уже в ночь с 14 на 15 июня Сергей Антипов представил её россиянам:

Этот ролик можно посмотреть и на YouTube:

Хочу обратить внимание на состав ДДТ в этом концерте!
Андрей Васильев ещё играет в группе, да и Игорь Тихомиров ещё на басу, а не за звукорежиссёрским пультом.
Вот как вспоминает это время перемен Вадим Курылёв :

Пришедший после Димы Галицкого клавишник Костя Шумайлов — большая удача для группы. В Косте заключен серьезный творческий потенциал и тяга к современным течениям в музыке, чего нельзя было сказать о его предшественнике. Дело идет к новой программе — Юра с Костей сидят в деревне, записывают черновики новых песен. Перед началом репетиций мы опять делаем некоторую перестановку состава (если бы знали, к чему это приведет) — я опять, в который раз, беру бас-гитару, заменяя Тишу. Тиша опять садится за компьютер, Андрей остается единственным гитаристом и, прорепетировав месяц, неожиданно уходит. Уже не понятно — что произошло, кто, что, почему. Оставшиеся чешут в затылке. До премьеры — месяц или около того. Никита и Дядя Миша играют какой-то авангард, Костя запускает семплы , железный Доца гремит под костины петли. Подумав и повздыхав несколько дней, я опять беру гитару, и мы срочно ищем нового басиста. Пробуем даже с Женей Фёдоровым из „ Текилы-Джазз “, но он как-то не очень хочет с нами играть. Спасение приходит в лице Паши Борисова за месяц до первого концерта. Что-то теряем, что-то находим. Костя пораньше, Паша попозже — пришла-таки новая кровь в старую группу.

Но, к сожалению, с уходом Андрея Васильева фигура, выстроенная нами, развалилась. Это сказалось на музыке, потому что любой состав всегда сам по себе неповторим и звучание группы складывается из музыкантов, которые в ней играют. То, что мы задумали весной, не получилось. Что Андрея нет, это очень тяжело, у меня с ним хорошие отношения. Но если воспринимать группу как рабочий коллектив, с этой позиции всё нормально [] .

Пока мы писали „Мир номер ноль“, произошёл обвал рубля — с этим альбомом мы чуть не вылетели в трубу, но зато — какой творческий порыв! Наконец я понимал, что мы делаем. Мы делаем альтернативный рок , или что-то вроде этого. Новая концептуальная программа. Плотно работает с группой Никита, придавая шизоидно-интеллектуальный оттенок нашему грохочущему рашн-индастриалу.

Казалось — это начало нового пути ещё более радикальных поисков, но — не так все просто в этой жизни…

Вадим Курылёв, информация с личного сайта .

И небольшая ремарка от "Дяди Миши":


У нас в «ДДТ» было объединение людей, которое в шутку называли «ум, честь и совесть». Умом был Андрей Васильев, честью Игорь Доценко, и Вадик Курылёв совестью. Эта группа имела своё мнение, и к нему Юра прислушивался. Принесёт он новую песню, все охают-ахают, а Вадик говорит: «Мы что, второй „Аквариум“?! Я это играть не буду». И на том дело останавливалось. Юра перелопачивал всю аранжировку, работал, пока не добивался результата.

Михаил Чернов, из интервью.

По мнению публики, существует как минимум три версии фильма-концерта "Питерский Рок-фестиваль '97": снятая телеканалом "РТР", питерским "5-м каналом" и версия, выходившая на VHS под названием "Постскриптум". Выступление ДДТ из архива "Программы А" в прекрасном качестве Full HD со стереозвуком опубликовано совсем недавно, 27 февраля 2021 года:

Читайте также: