Прошить эбу на столе

Обновлено: 07.05.2024

Архив. Обзорный материал

Для начала немного общих сведений. В системах Январь 5.хх, Январь 7.2, Микас 7.хх, Bosch MP7.0 и Bosch M7.9.7, VS5.1, VS5.6 используется два вида памяти, сохраняемой при отключении питания – FLASH и EEPROM.

Более современные контроллеры Январь 7.2+, Bosch M7.9.7+, Микас-11хх, М7.3 используют процессор с внутренней памятью и не имеют внешнего FLASH.

FLASH – перепрограммируемая память, используется для постоянного хранения программы управления системой впрыска и калибровок. Именно эту память переписывают при «чип-тюнинге». Память эта статична и в процессе работы не изменяется. Для перезаписи нужно использовать специальный адаптер и программу – загрузчик. Запись ведется по линии диагностики k‑line, контроллер перед записью должен быть переведен в режим программирования. В ЭБУ VS5.1, Январь 5.хх и Микас 7.хх применена микросхема 28F010, 1 Мбит (128 Кб). Это дает возможность записывать последовательно 2 прошивки (длина прошивки 512 Кбит (64Кб)). Об этом смотрите в разделе «Двухрежимные прошивки».

EEPROM – многократно перезаписываемая память, используемая для хранения временной информации, сохраняемой при отключении питания. В EEPROM хранится коэффициент коррекции СО (в системах, где есть СО-регулирование), пароль и коды иммобилизатора, а так-же паспортные данные автомобиля: VIN, номер кузова, двигателя, имя прошивки и т.д. Доступ к этой памяти возможен как извне, с помощью программ – загрузчиков, так и изнутри управляющей программы. (Например, регулировка с тестера или компьютера уровня СО).

Bosch MP7.0. – Системы распределенного впрыска топлива с электронным блоком управления BOSCH MP7.0 под нормы токсичности EURO-II и EURO-III получила широкое распространение на инжекторных автомобилях «Нива» 21214, 2123, Шевроле-Нива и на партиях «десятого» семейства, ориентированных на внешний рынок. Аппаратная и программная части ЭБУ этого семейства полностью были разработаны фирмой «BOSCH», на «АвтоВАЗ» производилась только окончательная калибровка.

В качестве ПЗУ для этих ЭБУ используется микросхема FLASH, емкостью 256 кб, из которых только 32 кб являются калибровочными данными и доступны для считывания и редактирования с помощью программы Chip Tuning Pro (SMS-SoftWare). MP7.0 является одним из самых «малоизученных» тюнерами блоком ввиду довольно сложного алгоритма расчетов (с использованием математической модели ДВС использующей фактор нагрузки), адаптации и самообучения. Этим объясняется относительно высокая «живучесть» системы при отказе или неверной работы датчиков и довольно малое количество предложений «тюнинговых» прошивок.

В настоящее время только один программатор (кроме, естественно, заводского оборудования) поддерживает перепрограммирование Bosch MP7.0 – универсальный программатор от SMS-SoftWare CombiLoader. С помощью этого программатора возможно чтение/запись калибровок и только запись всего содержимого Flash (так называемый «Full Flash», т.е полностью все 256 кб). Последняя функция полезна при полной утрате содержимого flash или при перепрограммировании блоков с EURO-III на EURO-II.

EEPROM в Bosch MP7.0 аналогичен Bosch M1.5.4. Для стирания / перезаписи необходимо либо выпаивать микросхему eeprom и пользоваться внешним программатором, либо применять еще одну программу SMS-SoftWare – CombiSet. Помимо своих «прямых функций» по коррекции одометров ВАЗ, программа может стирать eeprom или записывать в него заранее подготовленные данные без демонтажа микросхемы, непосредственно на плате. Причем эта функция доступна даже в бесплатной демо – версии.

Много вопросов возникает по программированию блоков VS‑5.1. Очень часто блоки отказываются «выходить на связь», вызывая панику в рядах начинающих тюнеров. В этом случае я рекомендую проверить источник питания (под нагрузкой) – эти блоки очень критичны к питающему напряжению. VS5.1 отказывается программироваться при снижении питания ниже 9,5 вольт, в то время, как Январи продолжают великолепно программироваться.

С сентября 2003 года появилась новая АППАРАТНАЯ модификация VS5.1 несовместимая про прошивкам со «старой». Подробнее можно узнать здесь.

С сентября 2003 года на автомобили начали устанавливаться новые блоки Bosch M7.9.7 под нормы токсичности Евро II, а с октября 2004 г., с началом выпуска модификаций двигателя объемом 1,6 л. (подробнее смотрите здесь) Bosch M7.9.7 (в двух аппаратных реализациях, несовместимых по прошивкам) и Январь 7.2 (в 2007 появилась вторая аппаратная реализация, Январь 7.2+, аппаратно и программно несовместимая со «старым» Январь 7.2) полностью вытеснили все остальные ЭБУ. В 2007 г. основными серийными блоками ВАЗ были Январь 7.2+ (новая аппаратная реализация) и Bosch M7.9.7+, в 2008 г. Январь 7.2+ был полностью заменен на М73 (Евро‑3).

Bosch M7.9.7 и Bosch M7.9.7+ требуют доработок для перевода в режим программирования. Программатор Combiloader позволяет записать программу или калибровки без разборки и доработки блока. Для того, что бы произвести чтение программы из блока без разборки и доработки не обойтись.

Все ЭБУ, упомянутые в этой статье, в полном объеме поддерживаются универсальным программатором CombiLoader (опция) и программой ChipTuning PRO (опция).

Немного подробнее остановимся на новом поколении контроллеров – Январь 7.2+ и М73.

ЭБУ Январь 7.2+ и М73 не имеют внешней флэш – памяти, программа записывается в память процессора и состоит из бутлоадера (программа, управляющая запуском основной программы и ее обновлением), основной программы (программы управления двигателем) и калибровок. Работа с разными типами ЭБУ имеет свои особенности:

Январь‑7.2+ (идентификатор ПО I2xxxxxx), М73 пр-ва Итэлма (идентификатор ПО I3xxxxxx):

При записи ЭБУ обновляется только основная часть программы и калибровки. Бутлоадер по умолчанию не обновляется.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73

Для обновления бутлоадера необходимо нажать клавишу Shift до нажатия на кнопку Запись и удерживать ее до начала процесса «Стирание FLASH». Однако при этом следует иметь ввиду, что при ошибке записи бутлоадера ЭБУ может перестать выходить на связь.

В случае, когда при записи с обновлением бутлоадера произошла ошибка, и ЭБУ не выходит на связь, необходимо произвести запись ЭБУ через бутлоадер процессора. Для этого необходимо произвести доработку ЭБУ.

Для записи контроллеров семейств М73/Январь‑7.2+ через бутлоадер процессора, необходимо выпаять резистор, отмеченный синим цветом и запаять его по диагонали, как показано красными стрелками. По окончании программирования, нужно вернуть резистор на место.

М73 пр-ва АВТЭЛ (идентификатор ПО A3xxxxxx):

Процессор ЭБУ защищен. При записи обновляется только основная часть программы и калибровки.

Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.

ВНИМАНИЕ! Работа с этим типом ЭБУ через бутлоадер процессора после доработки недопустима и может привести к необходимости замены процессора!

Памятка: Следует иметь ввиду, что после снятия при установке блока на авто необходимо придерживаться следующего нехитрого правила.

1. Установка ЭБУ.
2. Включаем зажигание. Дожидаемся отработки БН и загорания СЕ. (Около 3 – 5 секунд)
3. Выключаем зажигание.
4. Авто готов к работе.

Никакого «самообучения» и дополнительной «адаптации» не производится, шаманские пляски с бубном, рекомендованные на некоторых сайтах ставят своей целью озадачить клиента всей значимостью процедуры и облегчить его страдания при расставании с денежными знаками :). Данные, потерянные из ОЗУ при снятии питания восстановятся через некоторое время.

ПРОГРАММЫ – ЗАГРУЗЧИКИ ЭБУ от НПП НТС
Январь 5.х, VS5.x, Микас 7.х

Загрузчики от НПП НТС, от программатора блоков ПБ‑2. Распространяется бесплатно как online – поддержка программатора блоков (стоимость около 100$). Программы работают с файлами прошивок с расширением *.abs, получаемого путем простого переименования из *.bin. Интерфейс – на уровне ПК «Вектор» 06Ц (некоторые меня поймут :)). На всякий случай привожу все, на сегодняшний день, версии программы.

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73

НПП НТС тоже наконец – то перестало гонять своих покупателей ПБ‑2 в ДОС и обратно и разродилось простенькой программкой под Windows, позволяющей выбирать номер используемого порта и скорость его работы. Никаких параметров, кроме выбора типа блока между Январь и Микас больше не настраивается, при чтении ЭБУ сразу предлагается сохранение файла, при записи – открытие. В нижней части индикатор выполнения. Программка значительно уступает по возможностям даже первым версиям облегченной (Lite) программе ECU Programmer С.Сапелина. Совсем любопытные могут посмотреть, что же, все-таки находится внутри программатора ПБ‑2.

Версия программы 1.1 от 10.10.2001 позволяет производить очистку EEPROM и работает с файлами двойного размера (128Кб).

Версия 1.5 Ровно через год от предыдущей версии НТС выпустило обновление, добавлена поддержка блоков VS1, выведены идентификаторы прошивки, строка статуса и прогресс-бар.
Версия 1.6 внешне не отличается от предыдущей, об изменениях авторы не сообщают.
Версия 1.7 выпущенная в феврале 2003 г. так же внешне не имеет отличий, кроме названия версии. Об улучшениях и изменениях не сообщается. Может быть это лишь видимость движения вперед? 🙂
Версия 1.8 - июнь 2003 г. Комментариев производителя, как водится – нет.
Версия 1.9 - февраль 2005 г. Добавлена функция программирования Январь 7.2
Версия 1.10 – март 2005 г. Косметические изменения. («Добавлены» Микас 7.6/7.2)
Версия 1.12 – декабрь 2005 г. Добавлена «идентификация»

Ручной перевод ЭБУ в режим программирования

I. Январь 5.1/5.1.1/5.1.2, Микас 7.х/ Bosch 7.0/ VS5.1

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73

Контроллер лучше с машины снять. Хоть и есть информация о успешной загрузке прямо на автомобиле, все – таки надежнее работать с минимальной длиной соединительных проводов. Для питания контроллера необходим источник тока 12V/0,5A. Можно пользоваться внешним источником питания или штатным аккумулятором.

Для перевода контроллера в режим программирования необходимо подать +12В на вход разрешения программирования 47 и на 18 контакт (не отключаемое питание контроллера) перед (!) имитацией включения зажигания (27 контакт ЭБУ). Ну и «масса» электроники – 19 контакт.

УАЗовцы (КБ Электроники УАЗ) рекомендуют посадить на общий провод все «земляные» контакты (Хуже от этого точно не будет и контроллеры можно будет «диагностировать» на столе) – 2,14,19,24,30.

Реально это выглядит так: подключаете ЭБУ по приведенной схеме, включаете выключатель S1, ждете 3 – 5 секунд, включаете S2 и запускаете программу.

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73

Загрузка идет по последовательному каналу K‑Line и занимает относительно продолжительное время. Если Ваш адаптер отлично работает с диагностикой, но не желает программировать блоки, скорее всего надо задуматься о его замене на более совершенный вариант. Но у нас без сбоев на скорости до 38 Kbit работает простой вариант адаптера К‑Line на двух транзисторах BC945.

A. Соколов (UncleSam) рекомендует подключать контроллер, как показано на рисунке справа. Суть, в принципе, не меняется. Горящий светодиод сигнализирует о том, что контроллер НЕ НАХОДИТСЯ в режиме программирования.

Для программирования Микас 7.1/7.2 подключение аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 42 (PRG).

Программирование ЭБУ VS5.1, производства НПО Итэлма и блоков МИКАС 7.6 полностью аналогично Январь 5, единственное отличие – необходимо подавать «+» питания на 37 контакт контроллера.

Программирование ЭБУ Bosch MP7.0H аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 50 (PRG. Только для записи калибровок. Чтение возможно без перевода в режим программирования).

Таблица обязательных для программирования контактов (55-контактные ЭБУ).

* Как видно из таблицы, использование 37 контакта необязательно на большинстве систем. Но, при постоянном подключении этого контакта, различие систем только в выборе ножки разрешения программирования.

II. Bosch M7.9.7 / Январь 7.2

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73

ЭБУ с 81-контактным разъемом. Подключение этих типов ЭБУ для перевода в режим программирования так же просто, как и Январь 5.

Перед программированием рекомендуется заглянуть в раздел «Доработка ЭБУ», т.к в 99,9% ЭБУ Bosch M7.9.7 отсутствует связь от входа разрешения программирования (43 ножка контроллера) до процессора (порт L0.4). Необходимо запаять недостающие чип-резисторы, номинал 4,7 – 5,1 кОм, типоразмер 0805.

На представленной схеме для универсальности применено переключатель выбора типа ЭБУ, т.к они требуют подачи на 43 ножку (PRG) сигналов разного уровня. Перед программированием нужно выбрать тип ЭБУ переключателем S1 Январь 7.2 или Bosch M7.9.7.

В цепь подачи управляющего напряжения в режиме Январь 7.2 можно установить токоограничительный резистор, который может быть любого типа номиналом 1 – 5,1 Ком. (от +12V до верхнего контакта переключателя S1).

Если контроллер не выходит на связь, необходимо выключателем S2 снять питание с 13 ноги (IGN, зажигание) и сделать паузу не менее 7 – 10 секунд, после чего повторить попытку соединения.

Универсальный программатор ЭБУ CombiLoader автоматически все сделает за Вас без всяких переключателей. Следует иметь ввиду что этот программатор считывает/записывает прошивки не в простом бинарном виде, а в формате, доступном для редактирования программой Chip Tuning Pro.

Как известно, многие ЭБУ (по-видимому, в целях снижения себестоимости ЭБУ) не содержат элементов, необходимых для перевода в режим программирования. Такие ЭБУ требуют доработки. Подробнее об этом здесь. Но это, так сказать «официальный путь», до есть, доработка, предусмотренная, но неустановленная производителем. Здесь же мы рассмотрим «альтернативные» пути, которые, как правило, несколько проще.

BOSCH M7.9.7

Для перевода этого блока в режим программирования достаточно замкнуть контакт, отмеченный треугольником на массу через резистор 4 – 6 кОм. Можно (и даже нужно) изготовить щуп с резистором внутри и крокодилом с другой. Он понадобится Вам и для работы с любыми другими ЭБУ, переводимые в бутстрап. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать.

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73

Есть еще один вариант – аккуратно «нарисовать» резисторы очень мягким простым карандашом, графит выполнит функции резистора. После программирования следует тщательно удалить следы графита.

МИКАС 11

Для перевода этого блока достаточно замкнуть контакт, отмеченный кружком, на массу. Ближайшая удобная масса – корпус кварцевого резонатора. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать.

Прошить эбу на столе

Программирование

Программирование ECU «на столе». Разное.

Cummins CM2880

малый «1», большой «2», используемые контакты CAN соединить между собой резистором 120 Ом

2:2 Масса
2:1 +12V Неотключаемое (K30)
2:15 +12V Отключаемое (К15)
2:62 CAN‑L (кузовной)
2:84 CAN‑H (кузовной)
1:22 CAN‑L (моторный)
1:7 CAN‑H (моторный)

Cummins CM876

малый «1», большой «2», большой «3», используемые контакты CAN соединить между собой резистором 120 Ом

1:1 Масса
1:4 +12V Неотключаемое (K30)
3:39 +12V Отключаемое (К15)
3:47 CAN‑L (кузовной)
3:46 CAN‑H (кузовной)
2:40 CAN‑L (моторный)
2:50 CAN‑H (моторный)

Daewoo IEFI‑6

голубые колодки: малая [A,B], большая [C,D]

A11,A12, D1, D2 : Масса ЭБУ
B1, C15: Неотключаемое напряжение (K30)
C4: Отключаемое напряжение (K15)
B7 : K‑Line

Операции с ЭБУ, указанные далее, предполагают изменение состояния во включенном состоянии контроллера. Предпримите все необходимые меры предосторожности для безопасной работы.

Чтобы обезопасить себя от необходимости выпаивать микросхему FLASH-памяти, можно заранее подготовить дополнительную копию программы ЭБУ в «резервной» области памяти:

Подготовка для ЭБУ IEFI‑6:

1. Произвести подключения.
2. Включить зажигание.
3. Установить связь с контроллером и считать оригинальную прошивку из ЭБУ. (Установка связи происходит автоматически в случае необходимости перед любой операцией с ЭБУ).
4. Установить перемычку как показано на рисунке.
5. Записать оригинальную прошивку в ЭБУ.
6. Убрать перемычку.

В случае, если после записи прошивки и завершения связи (обесточивания) ЭБУ не подает признаков жизни, его можно «запустить» из «резервной» области памяти:

1. Обесточить ЭБУ.
2. Произвести подключения.
3. Установить перемычку как показано на рисунке.
4. Запитать ЭБУ и включить зажигание.
5. Установить связь с ЭБУ: нажать кнопку «Чтение» и после начала операции «Чтение FLASH» «Отменить» ее.
6. Убрать перемычку.
7. Записать новую прошивку в ЭБУ.

ЭБУ IEFI‑6 (обратная сторона платы, прямо под микросхемой FLASH-памяти):

Программирование

Daewoo ITMS-6F

малая красная [A,B], большая белая [C,D]

B1, B2, D15, D16 : Масса ЭБУ
A6 : Неотключаемое напряжение (K30)
C16: Отключаемое напряжение (K15)
D11 : K‑Line

Подготовка для ЭБУ ITMS-6F:

1. Произвести подключения.
2. Включить зажигание.
3. Установить связь с контроллером и считать оригинальную прошивку из ЭБУ [«Чтение FLASH (ITMS-6F/Am29F010,.Осн.)»]. (Установка связи происходит автоматически в случае необходимости перед любой операцией с ЭБУ).
4. Нажать клавишу Shift и, продолжая ее удерживать, нажать кнопку «Запись». После начала процесса стирания [«Стирание FLASH (ITMS-6F/Am29F010,.Рез.)»] клавишу Shift можно отпустить.

1. Обесточить ЭБУ.
2. Произвести подключения.
3. Установить перемычку как показано на рисунке.
4. Запитать ЭБУ и включить зажигание.
5. Установить связь с ЭБУ: нажать кнопку «Чтение» и после начала операции «Чтение FLASH» «Отменить» ее.
6. Убрать перемычку.
7. Записать новую прошивку в ЭБУ

Программирование «на столе». Отечественные авто.

Программирование «на столе». Отечественные авто.

M86
«1» левый разъём, «2» правый разъём

1:L4 Масса (черный провод универсального кабеля)
1:L3 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
1:A5 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
1:G5 [или 1:С2] в зависимости от типа ЭБУ – разрешение программирования (12В)
2:C4 K‑Line (синий провод универсального кабеля, загрузчик)
2:D5 [либо 1:H5] CAN‑L (J2534)
2:D4 [либо 1:H4] CAN‑H (J2534)

M75
левый разъём

53, 54 Масса (черный провод универсального кабеля)
55, 56 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
16 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
27 K‑Line (синий провод универсального кабеля)

M74.5

«1» левый разъём, «2» правый разъём.

2:G2, 2:G3, 2:G4 Масса (черный провод универсального кабеля)
2:H1, 2:H2 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
1:J1, 2:F2 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
1:G3 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
1:E2 CAN‑L (J2534)
1:E3 CAN‑H (J2534)

M74K
Левый разъём.

H1, L2, L3 Масса (черный провод универсального кабеля)
J2 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
B2 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
C1 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
M3 Питание после главного реле (К30Р)

M74
«1» левый разъём, «2» правый разъём

2:G2, 2:G3, 2:G4 Масса (черный провод универсального кабеля)
2:H1, 2:H2 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
1:J1, 2:F2 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)

2:D2 или 2:H3 или 1:G3 — в зависимости от типа ЭБУ: K‑Line (синий провод универсального кабеля)

1:A4 Разрешение программирования (12В) (зеленый провод универсального кабеля)
1:B2 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)

1:E2 CAN‑L (J2534)
1:E3 CAN‑H (J2534) и, через резистор 470..510 Om на 1:K1

М73, Январь‑7.2+, Январь‑7.2, Микас-10.3, Микас-11

35, 80 Масса (черный провод универсального кабеля)
12 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
13 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
63 Питание после гланого реле (К30Р)
43 Разрешение программирования*
71 K‑Line (синий провод универсального кабеля)

*в некоторых ЭБУ могут отсутствовать необходимые элементы

МИКАС-12.3 (М124)
вариант 1, досерийный, левый разъём, процессор напротив левого разъёма.

L1 Масса (черный провод универсального кабеля)
L3 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
K4 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
K3 K‑Line (синий провод универсального кабеля)

МИКАС-12.3 (М124)
вариант 2, серийный, правый разъём, процессор напротив правого разъёма.

G4 Масса (черный провод универсального кабеля)
G2 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
C4 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
F4 K‑Line (синий провод универсального кабеля)

МИКАС-12/12.41
правый разъём.

G4 Масса (черный провод универсального кабеля)
G2 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
C4 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
F4 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
E3 CAN‑L
F3 CAN‑H

Bosch ME17.9.7 (ВАЗ, УАЗ)

Подключение (левый разъем, если расположить ЭБУ разъемами к себе):

53, 54 Масса (черный провод универсального кабеля)
55, 56 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
16 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
27 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
44 CAN‑L
32 CAN‑H

К30 и К15 к ЭБУ подключать надо ТОЛЬКО от адаптера Загрузчика. Схема соединений кабеля:

Программирование «на столе». Отечественные авто.

На адаптер J2534 необходимо подать питание (массу — контакты 4,5 и +12V — контакт 16) и подключить сигналы CAN‑L и CAN‑H, 14‑й (L) и 6‑й (H) контакты адаптера J2534. Иногда для работы адаптера достаточно питания от USB. Масса адаптера и масса ЭБУ должны быть обязательно соединены.

Для перевода блока в режим bootstrap mode необходимо замкнуть на землю, через резистор 1…6,8 kOm 87‑й контакт процессора или подать напряжение разрешения программирования (зеленый провод универсального кабеля). Расположение контакта смотрите на фото:

Программирование «на столе». Отечественные авто.

Bosch ME17.9.71 (ВАЗ)
«A» левый разъём. «B» правый разъем.

При подключении для чтения пароля GPT контакт 16 (питание адаптара Dialink) не задействовать!

A:53, A:54 Масса (черный провод универсального кабеля)
A:55, A:56 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
A:16 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
A:39 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
A:44 CAN‑L
A:32 CAN‑H
B:31 Чтение пароля GPT: Dialink, контакт 15
B:32 Чтение пароля GPT: Dialink, контакт 7

A:53, A:54 Масса (черный провод универсального кабеля)
A:55, A:56 Неотключаемое питание (К30) (красный провод универсального кабеля)
A:16 Oтключаемое питание (K15) (желтый провод универсального кабеля)
A:27 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
A:44 CAN‑L
A:32 CAN‑H
B:31 Чтение пароля GPT: Dialink, контакт 15
B:32 Чтение пароля GPT: Dialink, контакт 7

Cummins CM2150

« 1» большой, «2» большой, «3«малый

при подключении на столе используемые контакты CAN необходимо соединить между собой резистором 120 Ом

(3):1 Масса ЭБУ
(3):4 Неотключаемое напряжение (K30)
(2):45 Отключаемое напряжение (K15)
(2):1 CAN‑H
(2):21 CAN‑L

Cummins CM2220

« 1» большой, «2» большой

при подключении на столе используемые контакты CAN необходимо соединить между собой резистором 120 Ом

(2):2 Масса ЭБУ
(2):1 Неотключаемое напряжение (K30)
(2):41 Отключаемое напряжение (K15)
(2):14 CAN‑H (основной)
(2):15 CAN‑L (основной)
(1):15 CAN‑H (резервный)
(1):16 CAN‑L (резервный)

Самостоятельная диагностика и прошивка ЭБУ. На примере Январь 5.1


Для самостоятельной диагностики сейчас стали популярны K-Line, Wi-Fi и Bluetooth адаптеры. Последние могут только диагностировать ЭБУ. Для программирования используется K-Line адаптеры.


(v 1.5 работает с Вазами v 2.1 работает с более новыми авто и то не всегда связывается.) На январь 5.1 скачанными с плей маркета программами со всеми отказался работать. Думал уже что мозги эти не поддерживает. Потом решил попробовать программы которые идут вместе с адаптером на диске. И все заработало с OBD Car Doctor v 4.12. Нужно поставить в настройках — тест — ecu- yanvar 5. Боши и январи 7.2 работают с Torque . OpenDiag отказывается работать — ошибка сопряжения . Годится посмотреть и сбросить ошибки в дороге с телефона. K-line адаптер работает быстрее чем ELM поэтому диагностику делаю K-line адаптером.



Подходит для диагностики, программированию ЭБУ, откатки по логам.
Возникли сложности с установкой драйверов. Те драйвера на диске который шел в комплекте с адаптером отказались работать с ним.В итоге из интернета были скачаны и установлены драйвера для чипа CH340T. Для этого пришлось разбирать адаптер и смотреть маркировку чипа а под него уже скачивать драйвера. Так же следует в настройках программ нужно ставить тот порт и скорость на котором висит адаптер. Адаптер начал распознаваться проблема решена.


Прошивка ЭБУ.
Для этого потребуется:
— K-line адаптер
— Программа для прошивки (я пользуюсь CombiLoader_2.1.8 )
— Шнур для подключения адаптера к ЭБУ (не обязательно)
— Аккумулятор или преобразователь на 12V (не обязательно)
— Так же если что то хотите поменять в прошивке нужна программа редактирования (я пользуюсь CTP 3.21 ) (не обязательно)
Весь софт бесплатен и свободном доступе в интернете.


Для его изготовления шнура использовал колодку 16 Pin OBD II, тумблер, клеммы 2.8мм, термоусадка, крокодилы и пару метров проводов.




Разьема на ЭБУ не нашел поэтому подключал так. Позже надоело снимать ЭБУ с авто. Решил сделать чтобы шить прямо в машине. Для этого протягиваем провод на 47 Pin ЭБУ (Разрешение программирования) и через тумблер подключаем к +12v. Теперь практически не пользуюсь шнуром. Прошиваю через колодку диагностики не снимая ЭБУ.

ОСТОРОЖНО: при попытке установить связь с ЭБУ, в котором находится прошивка, защищенная от считывания, содержимое этой прошивки будет потеряно! Восстановить исходную прошивку будет невозможно. У меня как раз была залита такая прошивка и она стерлась при попытке подключения. Пришлось заливать заводскую серийную прошивку.





Так же по поводу переходников колодок диагностики. Если для разных авто переходники удобны и нужны то у себя в авто лучше поменять колодку диагностики под стандарт 16 Pin OBD II

Комментарии 18

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


Подскажи на счет самообучения. В установках прошивки количество циклов самообучения что написано, сколько их? И после завершения этого периода самообучения он начнется заново, или процесс самообучения завершится?


Существуют 2 таблицы памяти обучения:

TABKF — используется в том случае, если нет продувки адсорбера
TABKFADS — используется в режиме продувки адсорбера

Коэффициент регулирования запоминается в таблице, если система зафиксировала 4 устойчивых переключения уровня сигнала ДК при изменении текущего KP на величину +/- Шага изменения KP при переходе.

Корректировка значения в памяти обучения происходит только в стационарных условиях, когда режимная точка находится в зоне

(FREQ +/- Допуск на стационарность для обучения; GBC +/- Допуск на стационарность для обучения)

где:
FREQ — квантование оборотов на 16
GBC — квантование расхода воздуха на 16

в течение времени Число стабильных циклов для обучения.

Таблицы памяти обучения корректируются в режимной точке следующим образом:

TABKF = TABKF + KP
TABKFADS = TABKFADS + KP

в других точках также производится коррекция:

TABKF[i, j] = TABKF + KP * KLAM / MAX

где:
TABKF[i, j] — соседняя ячейка в таблице (по оборотам)
TABKF — текущая ячейка
KP — текущий коэффициент регулирования
KLAM — Градиент таблицы обучения
MAX — максимальное отклонение режимной точки, для которой просчитывается новое значение от текущей

Новая коррекция таблиц TABKF и TKFADS запрещается, пока не прошла текущая коррекция. Время коррекции составляет 256 ячеек * 20мс = 5.12 cек.
Градиент таблицы обучения – определяет степень изменения соседних точек в памяти обучения. от него зависит на сколько далеко точки соседние будут корректироваться.

Прошиваем М73 (Почти пособие)


Аппаратно блок практически идентичен Январь 7.2+, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М7.3 в Январь 7.2+

С 2007 года начат выпуск блоков управления на базе процессора ST 10- (Январь 7.2+, М73)
М 73 блок управления для автомобилей с нормами токсичности Евро-3 — аналог Bosch 7.9.7+
Программное обеспечение блоков управления М73 и Январь 7.2+ несовместимо.
Устанавливаются на автомобили:
С конца 2007года — передний привод,
С 2008 года — классика,
С 2009 года — Калина, Приора

1.Конфигурация ЭБУ
Помним, что:
1.ЭБУ М73 бывают двух конфигураций. Прошивки между данными конфигурациями не взаимозаменяемы!
2.ПО ЭБУ 1-й конфигурации (проекты ВАЗ 17D, 08D, 028R) разных производителей (Ителма, Автел) не взаимозаменяемы!


2.Версия бутлоадера
Помним, что:
Внутренний загрузчик процессора осуществляющий доступ к содержимому его внутренней FLASH-памяти играет достаточно важную роль в процессе программирования ЭБУ и самое главное — в процессе последующей эксплуатации автомобиля.
На сегодня доступны следующие версии загрузчика:
загрузчик проект ВАЗ
0799 — "открытый" ЭБУ A(I)317DA02, A(I)317DA03, A(I)308DA02
0800 — "открытый" ЭБУ A(I)308DB03, A(I)308DB04
0823 — "закрытый" ЭБУ I373DA01, A(I)373DA02
0848 — "закрытый" ЭБУ A(I)317DB04, A(I)373CA01, I373CA02
0849 — "закрытый" ЭБУ A(I)373DB04

Проблема может возникнуть если Вы по какой-либо причине зальете в ЭБУ с одной версией загрузчика, прошивку от ЭБУ с другой версией. Реакция может быть неадекватной. Обороты ХХ будут "гулять", адаптации уходить в максимальные "минуса" или "плюсы".
Примерно с середины 2009 года производитель ЭБУ «Автел», а с середины 2010 года и "Ителма" изменили конфигурацию внутреннего загрузчика процессора осуществляющего доступ к содержимому его внутренней FLASH-памяти. Попытка записи прошивки с бутлоадером другой конфигурации может привести к полной неработоспособности процессора с последующей его заменой для восстановления работоспособности ЭБУ. Некоторые загрузчики, в силу особенности своей работы с "закрытыми" ЭБУ, могут заменить бутлоадер и сделать из "закрытого" процессора "открытый". Но… в этих ЭБУ организован подсчет КС загрузчика и верная заводская КС хранится в епроме процессора, недоступной этим загрузчикам. На практике после репрога с таким вариантом ЭБУ не ляжет. Машинка заведется и будет вполне успешно работать до определенного времени, пока процессор не рассчитает и не сравнит все КС, в том числе и внутреннего загрузчика. После этого процессор выключается, автомобиль перестает заводиться и даже включать ГР. После репрога все повторится. Если залить ПО с "родной" версией загрузчика — работоспособность ЭБУ полностью восстановится.

3.Аппаратная реализация конфигураций ЭБУ
Помним, что:
В 2010 году на части ЭБУ аппаратная реализация ЭБУ была изменена. Удалена из схемы микросхема питания ОЗУ процессора при отключении зажигания TDA3664 . Каждый раз при выключении зажигания теперь данные адаптаций по УОЗ, топливоподаче, коррекции ХХ и т.д. записываются в энергонезависимую память еепром. Количество информации, записываемой в еепромку увеличилось. Поэтому теперь используется только микросхема ST95160 или ее аналоги (раньше применялась и микросхема ST95080). Каждый раз при вкючении зажигания, процессор забирает из еепром данные данных адаптаций.

Для отличия на практике таких ЭБУ на крышке последних появился стикер "ДПКВ".


На сегодня известные версии ПО с такой аппаратной реализацией I(А)303CF06, I(А)327RD08, A317DB04
Суммируя сказанное необходимо помнить, что ПО "старых" версий работать в ЭБУ с измененной конфигурацией корректно не будет!

На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.

Типовые параметры блока для диагностики:



Далее расскажу как его прошить на примере ваз 2114
I317DA02
M73 21114-1411020-12 21114 Е-3 1 Серийная 1,6 8V

Прошивка I317DA02 соответственно блок Производства Ителма.

так как есть закрытые и не закрытые блоки я не рискую и шью
OpenBox 3.1.6 и с идентами DB версией OpenBox 3.1.9
Программа проста и безотказна как Калаш

Нам потребуется:

Этап 1.
1. К-лайн Адаптер (для примера Мастер Кит, или любой другой)
2. АКБ, или БП (12V)
3. Программа (в моем случае OpenBox, умеет поднимать заваленные блоки)
4. Авторская(или стоковая) прошивка. в моем случае ММК I317DA03-E-2


5. Блок снять для удобства работы на столе.
PS НЕ ЗАБЫВАЕМ: Снимаем клемму массы с аккумулятора, а лишь Затем разъем с ЭБУ
6. Ну и немного прямых рук чтобы собрать проводочки и всё подключить.

Идем далее: ищем где стоит блок в вашем авто


И так схема подключения к ЭБУ


Потребуется 4 провода «+», 2 провода «–», 1 провод «К-лайн»
51,53 контакт ЭБУ — Масса
71 контакт ЭБУ — К-Лайн
13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В)
12 контакт ЭБУ — Неотключаемое питание (+12В)
44,63 контакт ЭБУ — Питание главного реле (+12В)


Можно приобрести разъем ТУТ


PS. Провода можно сделать самостоятельно.

Должно получиться чтото вроде этого



(Я использую самодельный кабель, с разъемом и переключателем питания
И не снимая с машины программирую, питание с прикуривателя)

ЭТАП 2. Теперь когда всё подготовили
Переходим к программе OpenBox

Выбор СОМ-порта — номер последовательного порта компьютера, через который будет происходить работа с блоком управления.


Выбор ЭБУ — тип блока управления, к которому подключен компьютер.
В нашем случае J72/M73(I)


Работа через через внутреннее ПО контроллера, то есть без режима BSL как это делает ST10Flasher с перепайкой резюков

1. Выбрали всё что надо, включили зажигание(кнопкой) тыкаем Идентификация для проверки выходит ли блок на связь.
2.Далее выбираем Считать FLASH, и считать ЕЕПРОМ(я этого не делаю, если стоит всё сток)… Жмем загрузить FLASH, выбираем прошивку I317DA03_Е-2
3.И сидим ждем пока пройдет полоска(минуты 3) и будет написано в программе Завершено


4.Закрываем прогу.
5.Отключаем питание.

6. Несем в машину ставим.

7. Не забываем!
После репрограммированния блока сброс контроллера с очисткой памяти самообучения (инициализацией) ОБЯЗАТЕЛЕН!

Этап 3.
Далее если надо удалить иммо


1. Есть несколько путей.
a. Скаченный нами ЕЕПРОМ в HEX редакторе отредактировать на FF
b. Залить Чистый ЕЕПРОМ
2. Тыкаем Загрузить ЕЕПРОМ…выбираем наш файл(чистый, или редактированный)…

3. ждем завершение операции.
4.Закрываем прогу.
5.Отключаем питание.
6. Несем в машину ставим.

ВНИМАНИЕ! Если после ЭТАПА 2 авто заблокировал ИММО(ссать кипятком пока еще рано!))), произведите ЭТАП 3.
Если всё таки требуется иммобилайзер. Переобучите ИММО.

ЭТАП 4
Обучение ИММО


Красный — и рабочий ключ потребуется
• Закрыть двери.
• Включить КРАСНЫМ ключом зажигание.
• 3 писка. Вытащить ключ.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить ЧЕРНЫМ зажигание.
• 3 писка + 2 писка.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить КРАСНЫМ зажигание
• 3 писка + 2 писка.
• Выключить зажигание КЛЮЧ В ЗАМКЕ.
• 1 писк.
•Быстро (в течение 5-6 секунд) включить зажигание на 5 СЕКУНД! (Внимание! Обязательно дождаться Сигнала)
• Мигнула аварийка, бибикнул сигнал
• Выключить зажигание. КЛЮЧ В ЗАМКЕ до погасания машинки на панели.

ИТОГ:
На этом прошивка, удаление иммо, обучение иммо и всё что связано с блоком М73 подходит к концу всё описано и разжевано как можно понятней!

Добавлю OpenBox поднимает заваленные блоки М73, так же шьет через разъем диагностики (с отключенным МЗ)

Есть и бесплатные методы прошить Открытые М73, но опять таки можно положить блок, а нам это не надо!

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Инфа была собрана со всего Интернета(в том числе и Драйв2) для удобства штатного пользователя! переработана, проверена и опробована.
(перечислить всех авторов просто нереально, некоторые материалы, фотоматериалы были также взяты с DRIVE2 и Интернета. Да простят меня люди за то что взял их фотоматериалы!)

Спасибо за внимание!
И Помните:

Всё что вы делаете — вы делаете на свой страх и риск

Читайте также: