Программа рисования песком на световых столах для детей

Обновлено: 10.05.2024

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребёнка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и врослыми, формирования базового доверия ребёнка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания дошкольного образования.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путём освоения техники рисования песком на световом столе.

Содержание программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет цели и задачи, принципы и подходы к формированю Программы, планируемые результаты её освоения.

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности.

Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения цели Программы.

1.1. Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность.

Всё большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь в воде, рождается образ пустыни. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Дошкольное детство – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребёнок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, но и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребёнку возможность творить самому. Особый интерес у детей и взрослых вызывает техника рисования песком.

Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной деятельностью.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

1.2. Цель и задачи образовательной программы

Цель – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочной фантазии, овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

- гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей;

- обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

- упражнение пальцев и кистей рук;

- развитие художественно-эстетического вкуса.

На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству.

Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (приложение 1).

Третий этап представляет собой обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.

Заключительный этап – подведение итогов работы по данной программе, итоговая диагностика по определённым критериям (приложение 2).

1 .3. Принципы и подходы к формированию программы

В соответствии со Стандартом программа построена на следующих принципах:

1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детсткого развития.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических и иных работников Организации и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребёнка, доброжелательность, внимание к ребёнку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлимой составной частью социальной ситуации развития ребёнка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, всое мнение, занимать позицию и отстаивать её.

4. Сотрудничество с семьёй. Сотрудничество, кооперация с семьёй, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учёт в образовательной работе являются важнейшим принципом программы.

5. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребёнка с характерными для данного ребёнка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребёнок становится в выборе содержания своего образования, разных форм активности.

6. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

7. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребёнку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий с учётом его интересов, мотивов и способностей.

1. 4. Условия реализации программы

1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:

2. Материалы и инструменты:

Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками :

1. Создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой свободы мысли.

2. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка.

3. Образоватеьный процесс выстраивается с использованием игровых технологий.

4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

5. Не помещать стол в углу комнаты. К столу должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.

6. Высота стола должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

7. Не использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стеклянное дно стола.

8. Периодически стол нужно пополнять песком (кварцевый мелкозернистый).

1.5. Ожидаемые результаты освоения программы

1. Созданы условия для вовлечения дошкольников в мир песочной фантазии, овладения ими техникой рисования песком на световой поверхности, овладение дошкольниками навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

2. Дети проявляют самостоятельность и творческие навыки в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

3. Развитие зрительно-моторной координации у детей ;

4. Дети умеют создавать статичные песочные картины с учетом ритма, симметрии;

5. Упражнение пальцев и кистей рук;

6. Развитие художественно-эстетического вкуса.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Содержание образовательной и продуктивной деятельности.

Образовательная деятельность по обучению рисованию песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:

1-й- начальный – знакомство с песком;

2-й – сюжетное рисование, развитие воображения;

3-й – самостоятельное составление динамических композиций на песке.

Каждое занятие с детьми состоит их подготовительноц, вводной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога (педагога-психолога) с детьми, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.

Вводная часть предусматривает использование музыкальных произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведении развивающих игр на создание образов, развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.

Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. В процессе продуктивной торческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; «раскрашивание рисунков».

В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определённое количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребёнком, остальные детали прорисовываются дополнительно.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Тематическое планирование образовательной деятельности.

Месяц Наименование темы Задачи. Содержание занятия

Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры»

Сентябрь «Волшебство линий. Роспись песком»

«Узоры на стекле»

Геометрические фигуры Создать условия для знакомства детей с песком, показ песочной анимации. Показать технику закидывания, познакомить с основными приёмами рисования песком (точки, круги, линии). Икт-презентация

Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Работа за световыми столами.

Цикл «Сюжетное рисование»

Октябрь «Музыка леса»

«Сказочные птицы»

«Осенний вальс» Показать технику насыпания, наброс песка. Создание песочных образов. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Ноябрь «Фруктовый сад»

«Весёлый зоопарк»

«Радуга над Волгой» Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Декабрь «Мой посёлок»

«Новогодняя ёлка»

«Подарки деда Мороза» (по замыслу) Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем (антенны, несколькими пальцами одновременно (снег идёт, снежинки, способы рисования на песке дополнительными инструментами (тонкой палочкой ёлочные игрушки, показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Январь «Зимний пейзаж»

«Такие разные снежинки» (по замыслу)

«Морозные узоры на стекле» показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Февраль Путешествие в мир эмоций (радость, грусть, страх, злость)

«Поздравление к 23 февраля» Показать технику отпечатка. Использование данной техники в создании образов.

Показать технику вытирания для создания образов. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Рисование цветным песком на картоне.

Цикл «Раскрашивание картин»

Март «Цветы для мамы»

«Весенняя капель»

«Открытка для мамы» (цветной песок) Показать способы изменения образа путём добавления деталей (бутоны цветов – дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры – в розы, использование дополнительных инструментов. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Апрель «Планета Земля»

«На другой планете»

«Тайны космоса» (по замыслу) Показать способы насыпания з кулачка, продолжать знакомство с приёмами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика) Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Май «Необитаемый остров»

«Дождь, ураган»

«Летний пейзаж»

«Чудеса на песке» (по замыслу) Продолжать знакомство с приёмами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные. Техника процарапывания.

Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребёнка. Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например, «Золотая осень» - песок желтого цвета, «»Морские обитатели (морское чудо)» - песок синего цвета. Но «раскрашивать» таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Рабочая программа для 2 младшей 1 часть МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 33 «РАДУГА» ГОРОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ ПРИНЯТО:.

Рабочая программа для 2 младшей 3 часть Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;.

Рабочая программа для 2 младшей 4 часть Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель.

Рабочая программа для 2 младшей 5 часть Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005. Серия «Грамматика в картинках».

Рабочая программа для 2 младшей 6 часть Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение.

Рабочая программа для 2 младшей 7 часть ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:.

Рабочая программа логопеда. Часть 3 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Конструирование: - закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в.

Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 1) Рабочая программа охватывает образовательные области: 1. Социально – коммуникативное развитие (направления – труд, безопасность, социализация,.

Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 2) 2. Содержательный раздел 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти.

Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 3) Перспективный план взаимодействия с семьёй Сентябрь Групповое родительское собрание «Давайте познакомимся» - Знакомство родителей с правилами.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

имеет художественно-эстетическую направленность, она направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания.

цель:обучение особенностям рисования нетрадиционным способом - песком на световом столе, раскрытие творческого потенциала детей, развитие воображения, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

ВложениеРазмер
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магическо 66.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Королевство Магического песка»

для детей 5-7 лет

(срок реализации – 1 год)

Автор-составитель: Губанова Н.В.

Новокузнецкий городской округ, 2015

Пояснительная записка ………………….…………. ……. 3

Учебно-тематический план ………………………………..…. 12

Содержание программы ………………………………………………15

Методическое обеспечение программы……………. ……36

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»

В настоящее время значительно возрос интересспециалистов: художников, педагогов, психологов, логопедов к специально организованным игровым действиям с песком, используя стеклянный стол. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Ещё наши далёкие предки – древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка.

Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства дети начинают тянуться к игре в песочнице или на берегу реки, пытаясь непроизвольно рисовать руками или ладонью. Продолжаться этот процесс может неопределённо долго, так как песок, являясь природным материалом, притягивает, как магнитом, и детей и взрослых.

Еще несколько лет назад мало кто знал о песочной анимации (об искусстве рисования песком на стеклеsand-anemation). Однако в последнее время песочное шоу стало не только популярной составляющей индустрии развлечений, но и способом развития творческих навыков у детей и взрослых.

Примером тому служат не только возросшее количество sand-аниматоров,выступления, которых расписаны на полгода, а то и на год вперёд, но и желающих познать этот жанр в студиях песочной анимации.

Песочная мультипликация, песочная анимация, сыпучая анимация или техника порошка ( англ . Sandanimation , Powderanimation ) — направление изобразительного искусства , а также технология создания мультипликационных сюжетов . Метод позволяет делать не только мультипликационные фильмы, но и шоу-номера для «живого» зрительного зала.Песочная анимация – является современным, модным, одним из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства. Вы рисуете песком на световом столе, создавая неповторимые образы и рисунки своими руками.Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, в звёздное небо, лес или море.Процесс настолько увлекает, что Вы погружаетесь в творческую медитацию. Дети, так же как и взрослые, приходят в восторг от этого занятия.

Рисование песком – искусство достаточно молодое и имеет множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sandart, шоу песочных картин и другие. Появилось это искусство в 1969 году ХХ столетия, когда канадско-американский режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф создала и продемонстрировала публике свой первый песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк».

Наиболее известная работа Кэролайн – анимационный фильм «Улица», вышедший в 1976г. Фильм, созданным в технике рисования маслом по стеклу под камерой «ожившей живописи», включён в десятку лучших анимационных произведений за всю историю анимации

Позднее её опыт переняли многие аниматоры, один из которых – ФеренцЦако,они пробовали создать динамический песочный фильм без монтажа. Им это удалось, их успешный опыт положил начало новому необычномувиду искусства – искусству рисования песком на стекле – sand-art , то есть дословно это «искусство песка» .

Художники, рисующие на стекле, стали демонстрировать своё искусство в реальном времени. С помощью современной техники изображения выводятся на большой экран, и позволяет зрителям наблюдать за руками художника.

Особенности работы в этой технике отличает её от других направлений с применением сходного материала, например, рисунков цветным песком — это светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений (цветовой песочный стол). В данной технике не столь принципиален выбор конкретной сыпучей субстанции, рабочих инструментов, сколько важно именно наличие подсветки, т.к. благодаря этому, изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает». Применяется как однотонный, так и многоцветный вариант освещения . Тонкими слоями сыпучий материал наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран.

Рисование песком под объективом камеры применяется при создании мультипликационных фильмов, а также выполняется «вживую», прямо на глазах у зрителей. Художник не просто рисует эффектные картинки – он создает целый сюжет, в котором каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего. Здесь для выполнения этой задачи требуется довольно высокая скорость движений художника – ведь работа должна быть динамичной. Быстро сменяющиеся изображения, созданные при помощи песка и, конечно, рук художника поистине завораживают.

Изображение, полученное путём работы с сыпучим материалом на светящейся поверхности, обладает высокой драматической выразительностью даже при минимуме деталей, допускает быстрое воспроизведение и легко трансформируется. При этом художник, имеющий большой арсенал приёмов и привычный к работе с песком, способен добиться самых разных эффектов (подчас недоступных другим видам графики) и тщательно детализировать работу.

Картины в данной технике могут создаваться из сыпучего материала: песка, соли, молотого кофе, сахара и т.д. Профессиональные художники–аниматоры используют именно вулканический песок, т.к. в данном направлении искусства - в песочной анимации он является наиболее безупречным вариантом из-за своей особенной структуры. Среди обширного выбора различных песков, обладающих различными особенностями, оптимальным вариантом, по мнению известных аниматоров, для занятий с детьми будет являться кварцевый песок.

Сопровождается действие специально удачно и точно подобранной музыкой, что, кажется, каждая нота соответствует сюжету работы, поэтому искусство рисования на песке называют сплавом живописи, графики, цветотерапии и музыки одновременно.

В мире признанных мастеров, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне, не так уж много - ФеренцЦако (Венгрия), ИланаЯхав (Израиль), Джо Кастилио (Испания), россиянин Артур Кириллов, а с недавних пор и молодая украинская художница Ксения Симонова – одни из самых известных художников этого направления. Рисование песком, как метод арттерапии и как нетрадиционная техника рисования стали использоватьуже в наши современные дни арттерапевты, художники, педагоги и психологи, адаптировав этот современный и красивейший вид искусства – рисование песком для детей дошкольного возраста.Рисунок песком становится очень популярным. Действительно, с помощью песка можно рассказать о чем угодно, создавая целые истории, импровизируя.

Песочное рисование уже перешло в ранг инновационных способов развития и самовыражения личности. В России пока что насчитывается всего 18 школ по обучению данной технике рисования.

Новизна данной программы представляет собой совершенно новое направление, в котором работают единицы художников и педагогов, поэтому, мы оставляем за собой право иметь такую возможность через некоторое время модифицировать программу.

Нельзя не отметить широкий спектр значения рисования песком . Само прикосновение к мельчайшим частичкам песочка не оставит никого равнодушным и комплексный образовательно-терапевтический эффект от рисования песком происходит сам по себе, как по волшебству.Ребенок, рисующий песком на столе, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями в развитии. На занятиях с песком развивается мелкая моторика пальцев рук, координация движения рук, развивается пластика, тактильно-кинестетическая чувствительность, развиваются творческие способности и воображение, речь, внимание и память ребёнка. Происходит развитие обеих полушарий мозга: как правого - отвечающего за творческое мышление, с помощью которого мы можем сочинять и фантазировать, так и левого - отвечающего за логическое мышление и анализ, т.е. усиливает способность к мышлению и к стремлению познания мира.Научает открытости и импровизации, проектной деятельности , способствует индивидуальному развитию личности, развитию интеллектуальных способностей. Создание рисунков из песка на стекле– это одновременно творчество и средство познания мира и «своего Я».Кроме прочего, взаимодействие с песком позитивно влияет на общее самочувствие, как детей, так и взрослых. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять, избавлять от переживаний и стресса, стабилизировать эмоциональное состояние, успокаивать нервную систему, прекрасный метод для снятия нервного напряжения и даже своего рода медитация. А результат приносит удовлетворение и радость.

Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей.

Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Цель: обучение особенностям рисования нетрадиционным способом - песком на световом столе, раскрытие творческого потенциала детей, развитие воображения, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

  • познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
  • научить владеть навыками работы с сыпучим материалом – песок.
  • Развитьумения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
  • обучить созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  • научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
  • развивать композиционные умения техникой рисование песком при изображении групп предметов или сюжета;
  • формировать художественно-эстетический вкус.
  • развивать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движения обеих рук одновременно;
  • развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
  • развивать у воспитанников творческие способности;
  • развиватьоба полушария мозга, ассоциативное мышление, непроизвольное воображение;
  • обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

• Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;

• повышать самооценку детей;

• формировать положительное отношение к себе, к окружающим, к мирув целом.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-7 лет

Сроки реализации программы: 1 год

Режим организации занятий: подгрупповые занятия шесть раз в месяц, продолжительность 25-30 минут

Форма организации занятий: Основными формами проведения занятий на художественно-эстетическом кружке являются: занятия с сухим песком; занятия с мокрым песком; подгрупповые. Занятия проводятся 6 раз в месяц. Программа носит практический характер. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

В результате освоения программы дети приобретают технические навыки и умения: использование светового стола и песка для создания изображений;

  • освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
  • умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
  • умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.
  • В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).
  • Освоят элементарные правила владения инструментами для рисования песком.
  • Доводить дело до конечного результата, не останавливаясь перед трудностями выполнения.
  • Научатся работать с таким теперь уже художественным материалом как песок.
  • Учитывать принципы композиции.

В конце обучения воспитанники создадут итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке) поучаствуют в коллективном просмотре итоговых работ и их обсуждении.

Формы подведения итогов

При подведении итогов реализации программы проводятся фото и видео выставки текущих работ. В конце года для родителей слайд – шоу фотографий с детскими работами за весь срок реализации программы «Королевство Магического песка».

Рабочая программа для средней группы по рисованию песком на световых столах
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Рабочая программа составлена для проведения факультативных занятий по рисованию песком на сетовых столах с детьми средней группы детского сада с учетом требований к огранизации работы с детьми данного возраста.

ВложениеРазмер
risovanie_peskom_-_srednyaya_gruppa.docx 60.88 КБ

1.1. Пояснительная записка. 3

1.2. Принципы и интеграция. 4

1.3. Цель. Задачи. 5

1.4. Целевые ориентиры. 6

II. Содержательный раздел……………………………………………. 8

2.1.Структура занятий. 8

2.2.Учебно-тематический план. 9

2.3. Содержание программы. 10

III. Организационный раздел………………………………………….15

3.1. Методическое обеспечение программы. 15

3.2. Модель реализации программы. 15

3.3 Виды и техники рисования песком …. 16

3.4. Игры и упражнения с песком. 18

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Программа «Песочная фантазия» имеет художественно – эстетическую направленность, она влияет на речевое развитие детей, а также способствует всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания. Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения развития речи. Только участие родителей, педагогов и специалистов в познавательной и досуговой деятельности ребенка способно обеспечить гармоничное развитие, в том числе и речевое.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов, в том числе художников, педагогов, психологов, логопедов, к специально организованным игровым действиям с песком, с использованием световых столов. Еще несколько лет назад мало кто знал о песочной анимации (об искусстве рисования песком на стекле). Однако в последнее время песочное шоу стало не только популярной составляющей индустрии развлечений, но и способом развития творческих навыков у детей и взрослых.

Особенности работы в этой технике отличают её от других направлений с применением сходного материала. Светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений (световой песочный стол) способствует тому, что изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает». Сопровождается действие специально подобранной музыкой, которая соответствует сюжету работы, поэтому искусство рисования на песке называют сплавом живописи, графики, цветотерапии и музыки одновременно.

Новизна данной программы представляет собой совершенно новое направление. Целесообразность программы состоит в необычности и некой экзотичности материала для рисования и его широком воздействии на развитие детей. Руки ребёнка тянутся сами, неосознанно начиная пересыпать и просеивать песок. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом, дополнительное влияние на тактильную чувствительность человека, являясь прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего

мира и развитие моторики рук детей.

Также развивается и координация движения рук, развивается пластика, тактильно-кинестетическая чувствительность, развиваются творческие способности и воображение, речь, внимание и память ребёнка. Происходит развитие обеих полушарий мозга: как правого - отвечающего за творческое мышление, с помощью которого мы можем сочинять и фантазировать, так и левого - отвечающего за логическое мышление и анализ, т. е. усиливает способность к мышлению и к стремлению познания мира.

Концепция данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками проводятся в соответствии с САНПиН 2.4.1.3049-13

1.2 Принципы и интеграция

Данная программа построена с учётом ФГОС ДО и базируется на принципах дошкольного образования:

1. Сохранение разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

2. Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

3. Уважение личности ребёнка.

4. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.

5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира.

владение речью как средством общения между людьми.

развитие координации движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев, активизация волевой сферы, формирование правильной осанки.

1.3. Цель и задачи

Целью реализации программы является формирование позитивной коммуникации; развитие произвольности познавательной сферы; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей.

• познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;

• научить владеть навыками работы с сыпучим материалом – песок.

• развить умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени; обучить созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;

• научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;

• развивать композиционные умения техникой рисование песком при изображении групп предметов или сюжета;

• формировать художественно-эстетический вкус.

• развивать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

• активизировать словарный запас детей;

• закреплять знания и художественные умения в соответствии с лексической темой;

• развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движения обеих рук одновременно;

• развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

• развивать у воспитанников творческие способности;

• развивать оба полушария мозга, ассоциативное мышление, непроизвольное воображение;

• обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

• формировать положительное отношение к себе, к окружающим, к миру в целом.

1.4 Целевые ориентиры

Основной формой работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.

Используемые методы и приемы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

- практический (показ приемов рисования, импровизация);

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения)

Режим организации занятий: подгрупповые занятия четыре раза в месяц, продолжительность 20 минут

В результате освоения программы дети приобретают технические навыки и умения при использовании светового стола и песка для создания изображений. В их числе:

• освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);

• умение различать приёмы рисования (отсечение лишнего, вырезание, линейный, щепотка);

• умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;

• освоение элементарных правил владения инструментами для рисования песком;

• соблюдение принципов композиции;

• умение дополнять композицию художественными материалами (пуговицы, камни, стеклянные шарики и т.д.).

В конце учебного года дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы при создании образца).

Формы подведения итогов:

При подведении итогов реализации программы проводятся фото и видео выставки текущих работ. В конце года - слайд – шоу фотографий с детскими работами за весь срок реализации программы «Песочная фантазия».

II. Содержательный раздел

2.1 Структура занятий

Каждое занятие с детьми состоит из 4 частей: подготовительной, вводной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.

Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.

Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков. В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким, а убирая лишнее - светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников, определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.

Программа "Песочная страна" программа по рисованию песком на световом столе

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Волшебный песок», предусматривает дополнительное образование детей младшего дошкольного возраста по познавательно-эстетическому развитию.

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

- Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

- Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».

- Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Программа направлена на:

- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

- Развитие воображения, творческого мышления.

- Развитие высших психических функций.

- Развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия).

- Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Общая характеристика работы с песком.

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьётся разум»

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

· Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

· Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

· В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

· В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Цель программы: Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

Задачи:

· Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, используя разные оттенки света и тени;

· Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;

· Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;

· Развивать художественно-эстетический вкус;

· Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;

Организация работы:

· Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 - 13

· Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждённых руководителем МБДОУ «ДСКВ №102».

· Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 3-4 лет).

· Подгруппа может насчитывать от 3 до 5 детей.

· Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (итого 36 занятий за учебный год), во второй половине дня.

Длительность занятий: 15 минут – дети 3-4 лет;

Ожидаемые результаты:

После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы. Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, беседы.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Оборудование «педагогической песочницы»

1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок.

2. Чистый белый песок.

3. Музыкальное сопровождение на CD.

4. Материалы для рисования:

· Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк)

· Использование массажного мяча

· Использование трубочки (выдувание рисунков)

· Использование декоративных украшений (камни, палочки)

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения воспитателя соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.

Педагог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком – это может быть кукла Фея песка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Педагог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым – «рука в руке».

2. Игра с Феей песка. Фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Фея хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания.

Способы работы с песком:

1) Способы засыпания рабочего стола:

· просеивание (сквозь пальцы)

· дождик (сыпем из кулачка)

· торнадо (сыпем из двух кулачков)

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

· Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

· Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;

· Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

· Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;

· Особенности в работе с песком на световом столе:

· Рисование отличается простотой

· Песочное рисование это - КРАСОТА!

· Воздействие светом, цветом, музыкой

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
(А. Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице

· Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

· Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

· После игры надо помочь Фее убрать все игрушки на свои места.

· После игры в песке надо помыть ручки.

4. Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»

Цель : снизить психофизическое напряжение.

Ведущий от имени Феи просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

Легко без напряжения сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

Перетираем песок между пальцев и ладонями

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:

«С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка. »

Дети описывают и сравнивают свои ощущения:

Катаем гладкий и массажный мяч.

5. Ритуал прощания

- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Фее, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

- Фея любит вас, а вы её?

Дети обнимают Фею и говорят: «Как я тебя люблю».

- До свидания, я буду вас ждать.

6. Учебно-тематический план программы дополнительного образования

Читайте также: