Прикорм с общего стола в 6 месяцев

Обновлено: 02.05.2024

Чем старше становится ребенок, тем больше вопросов возникает у молодых родителей относительно кормления. Начало введению продуктов уже положено, но что же дальше? Что ест ребенок в 8 месяцев? Что нельзя? Чем кормить малыша? Каков режим кормления? Сколько съедает ребенок в 8 месяцев? А если он на грудном вскармливании или на искусственном?

К этому возрасту ребенок должен получать достаточное количество продуктов питания в виде прикорма, однако грудное молоко и его заменители по-прежнему остаются основой рациона восьмимесячного ребенка (Всемирная организация здравоохранения, Американская академия педиатрии). Напомним, что цель введения прикорма — познакомить ребенка с продуктами и новыми текстурами, научить жевать, восполнить недостающий для растущего организма запас питательных веществ и подготовиться к переходу на общий (родительский) стол. Кстати, а вы знаете, что должен уметь малыш в 8 месяцев? Посмотрите в этой статье.

В 8–9 месяцев в дополнение к питательным веществам, получаемым из грудного молока или его эквивалентов, ребенку требуется приблизительно 400 ккал, 6 граммов белка, 200 мг кальция, 3,5 мг железа, а также жиры, углеводы и целый ряд витаминов и минералов ежедневно, которые должны поступать с прикормом.

Что кушает ребенок в 8–9 месяцев и какие новые продукты нужно вводить?

К восьмимесячному возрасту в арсенале малыша уже есть достаточный набор продуктов прикорма: различные овощи (кабачок, брокколи, цветная капуста, картофель, тыква, морковь, батат), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, абрикос), злаки (гречка, рис, кукуруза), мясо (индейка, кролик, говядина, курица), сливочное и растительное масла.

Эксперты в области детского питания рекомендуют в этом возрасте начать вводить в прикорм рыбу как источник Омега-3 жирных кислот, витаминов группы В, минералов и микроэлементов. Начинать следует с рыбы белых сортов (хек, треска, окунь, минтай). Размер порции не должен превышать 30–50 граммов на прием, 1–2 раза в неделю вместо мясных блюд. Рыбу можно сочетать с овощами или злаками.

8 месяцев — самое время для начала ввода в рацион кисломолочных продуктов (кефир, несладкий биолакт или йогурт до 150 мл в сутки), творога (не более 50 граммов в сутки) и сыра. Дополнительный источник кальция как нельзя важен для быстрорастущего организма. Кроме того, молочнокислые бактерии помогают пищеварению малыша.

Часто у родителей возникает вопрос: а можно ли давать молоко ребенку 8 месяцев? Нет, ВОЗ не рекомендует делать это до 12 месяцев в связи с высоким риском развития аллергической реакции.

В качестве дополнительных источников жиров рекомендуется добавлять по 1 ч.л. сливочного масла в каши и по 1 ч.л. растительного масла в овощные блюда.

Что давать ребенку в 8 месяцев — какой консистенции должна быть его еда?

Консистенция пищи для восьмимесячного малыша должна быть мягкой, но не гомогенизированной — пюре, фарш, измельченные на терке. С 8 месяцев рекомендуется вводить в прикорм кусочки: начинать следует с небольших, не более 0,5×0,5 см мягкой консистенции (например, отварной кабачок, банан, спелая груша и прочее).

Помимо пищи, которую малыш получает из ложечки, важно предлагать ему так называемую finger food — еду, которую ребенок самостоятельно будет держать в руке и кушать. Например, порезанные на крупные куски свежие фрукты (банан, персик, дыня) или приготовленные овощи (картофель, морковь, болгарский перец). Кушать самостоятельно, держа продукт в руке, — важный навык, который ребенок должен приобрести на этапе знакомства с пищей. Так ребенок будет учиться откусывать маленькие кусочки, пережевывать и глотать их. Кроме того, это отлично тренирует координацию и мелкую моторику, а изучение текстуры продукта является важной частью развития.

Какой режим питания должен быть у восьмимесячного ребенка?

В 8 месяцев ребенок должен иметь приблизительно 2–3 полноценных приема пищи и 2–3 перекуса, при этом грудное вскармливание по-прежнему может оставаться по требованию.

И нет принципиальных различий между приготовленной едой дома и в промышленных условиях. Используйте ту, которая удобна вам.

Относительно того, сколько съедает ребенок в 8 месяцев, существуют разногласия в мнении специалистов. Эксперты ВОЗ и Союза педиатров России рекомендуют доводить объем прикорма до 180–200 мл за кормление. Однако, если родители планируют сохранить грудное вскармливание и дальше, такие большие размеры порций могут вытеснять кормления, поэтому объем разовой порции не должен превышать 120 мл.

От чего стоит воздержаться в питании ребенка?

Долгое время фруктовый сок использовали в качестве первого прикорма. Однако сейчас педиатры всего мира рекомендуют включать эти напитки в рацион малыша не ранее, чем в год. Большое количество сахаров (даже природных) оказывает негативное влияние на несозревший желудочно-кишечный тракт малыша, а особенно — на печень и поджелудочную железу. Поэтому стоит подождать 12 месяцев.

Также не несут никакой пользы модные в настоящее время заменители коровьего молока — овсяное, кокосовое, миндальное, гречневое и прочие. В подобных продуктах низкая энергетическая ценность, и они лишь занимают дополнительный объем в желудке.

Чай, даже детский, даже травяной, также не стоит вводить в прикорм в 8 месяцев. Эксперты ВОЗ рекомендуют знакомить малыша с этим чудесным напитком не ранее 5 (!) лет.

И, конечно, в рецептах для ребенка 8 месяцев стоит воздержаться от рафинированного сахара (в том числе в детском печенье), меда (риск заражения ботулизмом), грибов, жирных сортов рыбы и мяса, сосисок и колбас.

Приблизительное меню кормления ребенка в 8 месяцев

Переводим ребенка на общий стол: рекомендации педиатра

Переводим ребенка на общий стол: рекомендации педиатра

Одним из важных периодов в жизни малышей является перевод с индивидуального вскармливания на питание с общего стола. При этом могут возникать проблемы как физиологического, так и психологического характера. Некоторые мамы торопятся приучать малыша ко «взрослой» еде, другие с этим не спешат и считают ранний перевод детей на общий стол плохой идеей.

Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, так как у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте. Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.

Когда же можно начинать?

Признаки, по которым чётко можно определить готовность малыша к переходу на общий стол:

  1. Зубы. Они должны быть хотя бы в количестве передних 4-х. Если к году их насчитывается 6-8, то ваш ребенок может жевать ими что угодно.
  2. Интерес ко взрослой пище. Заглядывание в ваши тарелки, открывание рта, когда вы едите, выразительные намёки и прямые требования поделиться с ребёнком вашей едой - это все он, интерес.
  3. Если уже перепробована вся детская еда из разряда первого прикорма. Растворимые кашки, фруктовые и овощно-мясные пюрешки, фрукты и молочка – все это спокойно съедается и усваивается.
  4. Когда ребёнок хорошо жуёт - готов. Хорошо проверяется на детском печенье.

Как правильно это сделать?

Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника. Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и пока не работают в полную силу, не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов. Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и аллергические реакции.

Принцип внедрения новых продуктов с общего стола точно такой же, как и по правилам первого прикорма. Дали что-то одно, посмотрели на реакцию, потом дали следующее. При появлении аллергии на какой-либо продукт следует исключить его из рациона на 6-12 месяцев.

Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее. Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химических добавок, нежареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее, чем ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.

При переходе ребенка на продукты питания со стола взрослых следует их тщательно измельчать примерно до полутора лет. А после (до 2 лет) достаточно перед кормлением овощи размять вилкой. На третьем году жизни измельчать следует лишь мясо.
Членам семьи необходимо изменить свои, неподходящие для ребенка, вкусовые привычки, отказаться от каких-то пищевых предпочтений. В крайнем случае родителям или старшим детям можно употреблять запрещенные малышу продукты (копченую колбасу, чипсы, кока-колу и др.), когда младший ребенок этого не видит.

Перечень продуктов, запрещенных детям до 3 лет: грибы; любые консервы, в том числе домашнего приготовления; маринады и соусы, включая майонез, кетчуп; приправы (хрен, горчица); копчености; жирные продукты (сало, мясо утки и гуся, сыр с высоким процентом жирности); колбасные изделия; мясо и рыба, термически не обработанные (вяленые, соленые), жареные блюда; шоколад и кондитерские изделия с ним; чипсы; высокоаллергенные фрукты (малина, тропические фрукты, клубника, цитрусовые); газированные напитки; продукты с высоким содержанием сахара, включая пирожные и торты; орехи.

При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты.

Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки и т. д.). На завтрак вместо каши можно дать макароны или пюре, молочный суп, после полутора лет – омлет, запеканку, сырники. На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, на полдник выдавать творог и фрукты, йогурт, печенье, на ужин - овощные, крупяные блюда, молоко, яйцо, сыр. В перерывах ребенок пьет сок, кефир, грудное молоко или смесь.

Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.

Одноразовое употребление еды не должно превышать физиологичные возможности ребенка. Объем желудка на конец первого года жизни составляет 250 мл, на третьем году - 400-600 мл. Опорожнение желудка происходит через 4 часа, а в кишечнике еда может находиться от 24 до 48 часов. Количество основных кормлений уменьшается до 4-х раз в день.

Пищевой интерес ребенка складывается из привычек и предпочтений, заложенных до года. Если родители не совершали явных ошибок, приучая к прикорму, – не давили, не нервничали, не добавляли сахар и соль - аппетит должен быть нормальным. Если ребенок способен съедать норму формата «половина поварешки» – это очень хороший аппетит. Возможно, ваша «норма» питания ребенка завышена. За день малыш должен получить 1000-1200 г продуктов, включая молоко и кисломолочные продукты. Потребность в калориях после года: 1100-1300 ккал в сутки.

При перевод ребенка на общий стол помните, терпение - залог успеха. В первое время, пока ребенок не научится кушать самостоятельно, маме придется кормить его другой ложкой. Но малышу вручать ложку нужно, даже если он не всегда попадает ею в рот. Когда ребенок ест сам, это способствует развитию не только самостоятельности, но и ловкости, координации движений. Порция в детской тарелке должна быть небольшой, лучше дать добавку, если ребенок этого захочет. Справившись со своей порцией, малыш почувствует себя победителем. Мама может его при этом похвалить. Если же порция была большой и ребенок не смог ее осилить, то чувства уверенности в себе он не получит, наоборот, появится ощущение собственной слабости. Вполне возможно, что не все блюда будут по вкусу ребенку. Нужно запастись терпением. Неполюбившееся блюдо можно будет предложить повторно через пару месяцев, и на сей раз малыш, может быть, не станет его выплевывать. Пробуйте давать продукты в разных видах и вариациях. Некоторые детки не любят есть пюреобразную пищу, а предпочитают, чтобы продукты были кусочками. Кто-то не любит суп, а кто-то и кашу. Кому-то нравится борщ, а кому-то - куриный суп с вермишелью.

Для того чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дайте ему фрукты, ягоды или йогурт.

Перевод ребенка на общий стол имеет ряд преимуществ как для самого малыша, так и для всей семьи: во-первых, маме не придется готовить ребенку отдельно, что экономит ее время, во-вторых, вся семья неминуемо ест более полезную и здоровую пищу, и, наконец, ребенок учится есть то, что кушают взрослые, ощущая себя взрослее. И пусть терпение и последовательность станут главными вашими помощниками на этом пути!

Педагогический прикорм: схема, как вводить, с чего начать

Первый год жизни — один из самых сложных периодов в жизни человека. С момента рождения и все последующие месяцы малыш адаптируется к новым условиям. Любовь и забота родителей, а также материнское молоко играют важную роль в этом процессе. Спустя 4-5 месяцев начинается другой, не менее значимый этап — введение прикорма и адаптация к незнакомой пище, своеобразный этап взросления ребенка. Это переходное питание становится мостиком, через который малыш двигается к самостоятельной жизни отдельно от мамы.

Содержание: Скрыть

Сложности переходного этапа

Конечно, это очень непросто для младенца. Но еще сложнее маме и папе, ведь ежедневно они ищут ответ на вопрос, как и чем накормить их любимое чадо и что делать в ситуации, если малыш отказывается пробовать новую для него пищу. Врач-педиатр способен помочь родителям организовать переходное питание максимально естественным образом. Индивидуальный подход должен учитывать особенности ребенка, состояние здоровья мамы и образ жизни семьи. Единого решения не существует, различные аспекты введения прикорма до сих пор активно обсуждаются специалистами во всем мире. Однако некоторые общие подходы, а также таблицы сроков введения прикорма являются универсальными. Давайте рассмотрим современные представления о возможных формах переходного питания.


Варианты расширения рациона

Все продукты, которые используются в качестве прикорма, можно разделить на две группы:

  • пища переходного этапа. Это продукты и блюда, которые обладают высоким энергетическим потенциалом и/или содержат питательные и биологически активные вещества, необходимые для нормального роста и развития малыша. То есть продукты, которые дополняют грудное или искусственное вскармливание, а затем постепенно полностью замещают его;
  • пища с общего стола, или домашняя еда. Это блюда, которые традиционно присутствуют в рационе семьи, и благодаря которым малыш уже на первом году жизни начинает знакомиться со вкусом блюд за общим столом, разделяя трапезу с другими родственниками.

Педиатрический прикорм

На сегодняшний день существуют две основные схемы введения прикорма — педиатрическая и педагогическая. Первая является традиционной. Ее название связано с активной поддержкой медицинского сообщества. Эта схема является логичной и основана на постепенном введении в рацион малыша продуктов, удовлетворяющих растущие потребности ребенка. Кроме того, рекомендуется плавное изменение степени измельчения продуктов от полужидкой к пюреобразной, а затем к полутвердой консистенции. В первую очередь вводится прикорм, который компенсирует уже недостаточное поступление питательных веществ, витаминов и минералов с грудным молоком. Затем блюда прикорма постепенно вытесняют материнское молоко. К концу первого года жизни рацион включает практически все группы продуктов, которые входят в меню детей старшего возраста и взрослых.

Преимущества педиатрического прикорма

Так как дополнительное поступление питательных веществ необходимо для нормального темпа физического и умственного развития, а сама пища способствует функциональному созреванию органов пищеварения, педиатрическая схема является доминирующей. Если начать вводить прикорм в правильные сроки и определить порядок пошагового введения продуктов исходя из особенностей малыша, это благоприятно отражается на состоянии здоровья ребенка. Своевременное поступление необходимых питательных веществ повышает устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе и невосприимчивость к бактериям и вирусам. В качестве продуктов прикорма в педиатрической схеме рекомендуется использовать специализированное питание промышленного производства. Такая продукция проходит трехступенчатый контроль качества и отличается экологичностью. В отличие от блюд домашнего приготовления, в специализированных продуктах степень измельчения соответствует возрастным особенностям пищеварения, а состав такого питания обогащен витаминно-минеральным премиксом, а также другими биологически активными веществами.


Альтернативный подход

Несмотря на многочисленные преимущества педиатрической схемы, существует альтернативный вариант переходного питания — педагогический прикорм. Маленькие дети часто консервативны в своих предпочтениях к еде, поэтому нередко родители сталкиваются с негативной реакцией ребенка на введение новой пищи. Каждая мама понимает важность поступления необходимых питательных веществ, и кормление малыша часто превращается в поле битвы. Однако насильственное кормление неблагоприятно влияет на пищевое поведение в дальнейшем и может даже стать причиной нарушений со стороны нервной и пищеварительной систем. Именно это послужило предпосылками для возникновения новой схемы введения пищи (педприкорма), согласно которой малыш сам определяет, когда и что ему кушать.

Основные постулаты

Идея педагогического прикорма основана на развитии самостоятельного пищевого поведения. Существенным отличием данной схемы является не обеспечение дополнительного поступления питательных веществ, а добровольное знакомство ребенка с традиционными продуктами питания внутри семьи. Его начинают, когда ребенок уже может самостоятельно сидеть или сидеть с поддержкой, но самое главное — начинает проявлять интерес к еде, отличной от материнского молока. Как правило, это наблюдается в возрасте около 6 месяцев. Малышу не готовят отдельно, он кушает за общим столом с другими членами семьи. При этом ребенку не предлагают еду, но разрешают брать и пробовать пищу по своему усмотрению из тарелки взрослого, обычно материнской. Таким образом малыш привыкает к продуктам, которые традиционно готовятся в этой семье. Наблюдая за тем, как кушают его родные, ребенок хочет быть похожим на них, в результате чего происходит пищевое воспитание.

Методика педагогического прикорма

В питании ребенка не используются продукты промышленного производства, а домашняя еда специально не измельчается. На тарелке мамы пища представлена небольшими кусочками, размером с зернышко, а для мягких фруктов и хлеба могут быть кусочки побольше, которые малыш способен удержать в руке. Если ребенок не проявляет интереса к еде, никто не заставляет его есть. Грудное молоко является основным источником питательных веществ на протяжении всего первого года жизни, после совместной трапезы вне зависимости от количества съеденного ребенка всегда докармливают грудью. При такой схеме прикорма малыш быстро учится кушать сам, происходит стимуляция жевательного аппарата, и после года обычно наступает быстрый переход и введение в рацион крохи блюд домашнего приготовления.


Критика экспертов

Большинство специалистов в педиатрии и детской нутрициологии не видят преимуществ схемы педагогического прикорма. У этого направления отсутствуют уверенные доказательства целесообразности данного подхода. Все продукты педагогического прикорма вводятся только ознакомительно, не увеличивая питательную ценность рациона. Кроме того, в своем составе блюда общего стола содержат больше соли, сахара и специй, проходят неподходящую для ребенка кулинарную обработку. А грудное молоко не может удовлетворить все потребности растущего организма во втором полугодии жизни, даже если мама полноценно питается, и молоко вырабатывается в достаточном количестве. Это может увеличить риск появления нарушений в состоянии здоровья ребенка и снижения показателей роста и развития.

Сложный выбор

Несмотря на веские аргументы против педагогического прикорма, эта схема является популярной у многих родителей. На различных форумах мамы активно делятся своим положительным опытом практического применения основных принципов этого направления. Какая же схема прикорма является правильной? Как поступать родителям, которые хотят выбрать самое лучшее для своего ребенка, и с чего начать? Наверное, правильным будет отказаться от противопоставления этих двух схем и не искать разницу, а принять достоинства. Нельзя пренебрегать рекомендациями педиатрического прикорма, ведь недостаточное поступление питательных веществ, витаминов, минералов и пищевых волокон к ребенку в раннем возрасте может повлиять на уровень его здоровья в течение всей последующей жизни. С другой стороны, питание не должно быть связано со стрессом. В большинстве ситуаций причиной отказа ребенка от предлагаемой пищи является неправильное поведение родителей.


Простые рекомендации

Не ругайте своего привереду и не заставляйте его есть, если он не съедает столько, сколько вы считаете нужным. Еда должна быть для него удовольствием и добровольной процедурой, а не наказанием. У всех детей имеются индивидуальные вкусовые пристрастия, присматривайтесь к ним. Не стоит предлагать еду, которая малышу категорически не нравится, стремясь насильственным образом решить проблему. Лучше найти полноценную замену нелюбимому продукту, пока у ребенка не изменятся вкусы. Используйте приемы педагогического прикорма, пусть, например, малыш сначала увидит, что кашу, которую вы планируете ему вводить, кушают сама мама или старший ребенок в семье. В этом случае кроха с большей вероятностью захочет попробовать это блюдо самостоятельно. Совместный прием пищи, действительно, естественным образом стимулирует аппетит малыша, поэтому, продумав меню и ориентируясь на пищевые предпочтения ребенка, мама сможет организовать семейный обед или ужин, включив в него продукты прикорма младшего члена семьи. Доброжелательная атмосфера во время еды будет способствовать комфортному пищеварению у ребенка и сформирует положительные ассоциации с приемом пищи. Разумный подход к внедрению педагогического и педиатрического прикорма в жизнь малыша позволит сделать переход от младенческого питания к взрослой пище более плавным и естественным.

Прикорм по месяцам

Необходимость введения прикорма у современных мам уже давно не вызывает никаких сомнений. Врачи-педиатры, детские диетологи и прочие дипломированные специалисты в один голос говорят о том, что в определенный момент и материнского молока, и смеси становится недостаточно, чтобы удовлетворить растущие потребности детского организма в полезных микроэлементах и витаминах. Вот тогда и наступает время введения прикорма. О том, что ваш малыш готов получать новый опыт и пробовать пока неизвестные ему вкусы, говорит наличие следующих признаков:
• увеличение изначального веса ребенка в два раза,
• способность сидеть с опорой,
• малыш не выталкивает еду изо рта,
• любопытство и желание попробовать что-то с общего стола.

Также важными сигналами для начала прикорма могут служить признаки недоедания у ребенка, постоянное чувство голода и связанное с ним беспокойство, потеря в весе. В этих случаях рекомендуется сразу обратиться к специалисту и поделиться с ним своими наблюдениями.

Когда начинать введение прикорма

О времени начала прикорма до сих пор ведутся споры. Но если привести к общему знаменателю научные рассуждения, то напрашивается вывод, что прикорм можно вводить примерно с полугода, а детям с определенными медицинскими показаниями – с 3–5 месяцев. Многие специалисты считают, что полгода – это идеальное время для прикорма, когда первые колики остались позади, а система пищеварения достаточно сформировалась для того, чтобы попробовать новые продукты. Точный ответ на вопрос, когда вводить прикорм у конкретного ребенка, сможет дать только педиатр. В некоторых ситуациях может понадобиться ввести новые блюда в рацион малыша уже в 4 месяца, а кто-то будет к этому готов только после полугода.


С каких продуктов начинать введение прикорма

Фрукты, овощи или каши? Какие из этих продуктов наиболее подходят для начала прикорма? Специалисты давно ответили на этот вопрос так: если малыш недобирает в весе, страдает от частого жидкого стула, начинать желательно с каш (конечно же, безглютеновых и безмолочных), а если с весом все нормально, то первыми в очереди будут овощи. Также овощной прикорм рекомендован для детей на грудном вскармливании с проблемами запоров, рахитом или рожденными раньше срока, вес которых держится в норме или превышает стандарты.
Почему не фрукты? Все просто. Фрукты имеют яркий и сладкий вкус, и, попробовав сперва яблоко или банан, малыш, скорее всего, откажется от кабачков или брокколи, которые не имеют такого же насыщенного вкуса. Поэтому введение в рацион фруктовых пюре и соков откладывают до тех пор, пока в меню не станет привычным блюдом овощные пюре. Что касается каш, то сначала вводят гречку, рис и кукурузу, так как они характеризуются отсутствием глютена, насыщают и хорошо перевариваются.


Избегаем ошибок

Для того чтобы введение прикорма не стало испытанием ни для малыша, ни для мамы, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Самое главное – наберитесь терпения и не расстраивайтесь сильно, если все идет не по плану. Каждый ребенок индивидуален, как и его вкусовые пристрастия и потребности.
• Начинайте прикорм, если ребенок абсолютно здоров. Противопоказаниями для введения новых продуктов будут режущиеся зубки, простуда, стресс, связанный с разлукой или переездом, недавно перенесенные или планирующиеся прививки.
• Новые продукты вводятся постепенно, начиная с половины чайной ложки. При отсутствии аллергии или проблем с пищеварением на следующий день количество продукта увеличивается примерно вдвое. Иногда введение нового продукта растягивается до недели. Не спешите, дайте ребенку возможность «распробовать» это блюдо. Если малыш наотрез отказывается от предложенного, отложите знакомство как минимум на неделю.
• Не заставляйте ребенка есть насильно. Ведь ваша цель – познакомить ребенка с новыми вкусами и помочь выработать ему правильные пищевые привычки.
• Лучшее время для первого прикорма – после утреннего кормления до 12 часов, когда малыш уже проголодался и готов подкрепиться чем-то еще. В случае, если что-то пойдет не так, вы узнаете об этом в течение дня, а не ночью.
• При отрицательной реакции на продукт, например аллергии, незамедлительно обратитесь к доктору. Затем, по согласованию с врачом, предложите это блюдо через определенный промежуток времени.
• Увеличивайте порцию до рекомендованной педиатром постепенно. Если вы не укладываетесь за неделю, не переживайте. Прислушивайтесь к ребенку и действуйте по ситуации.
• Всегда начинайте кормление с прикорма. Только после него предлагайте грудное молоко или смесь.
• Придерживайтесь графика 5-разового питания. Кормите ребенка в одно и то же время каждый день.
• Продукты, предлагаемые малышу, должны быть термически обработаны – сварены или приготовлены на пару. Блюдо должно быть комфортной температуры – около 37 °С.
• Пюре и каши должны быть жидкой консистенции, чтобы ребенку, еще не умеющему жевать, было удобно их есть. Более густые блюда с комочками и кусочками вводятся в рацион примерно к году, когда уже есть несколько зубов.
• При приготовлении блюд для прикорма не используйте соль, сахар и специи. Также не добавляйте их для того, чтобы заставить ребенка съесть что-либо. Пусть малыш привыкает к натуральным вкусам.
• Блюда для прикорма готовятся на один раз и ни в коем случае не хранятся в холодильнике до следующего кормления. Все должно быть только первой свежести.
• Если вы предпочитаете готовое детское питание, внимательно изучите топ производителей, уделяйте особое внимание срокам хранения при покупке.

При введении прикорма ориентируйтесь на данные таблиц, где указано, какие продукты, в каком количестве и в каких месяцах рекомендуют давать специалисты.

Таблица прикорма по месяцам при искусственном вскармливании


Таблица прикорма по месяцам при грудном вскармливании

Как видно, схемы введения прикорма при грудном и искусственном вскармливании отличаются не слишком сильно. В любом случае, начиная вводить в рацион малыша новые продукты, вам придется еще длительное время давать ребенку молоко или смесь, которые пока являются основой его питания.


Как вводить прикорм по месяцам

Итак, познакомившись с набором важнейших рекомендаций, вы готовы к прикорму. Еще раз посоветуйтесь со специалистом, наберитесь терпения, не забывая прислушиваться к организму малыша. Мы уверены, что у вас все получится. Главное здесь, как и в любом другом деле, – позитивный настрой. Все зависит от вас и вашего желания вырастить здорового и счастливого малыша с грамотным пищевым поведением. Не останавливайтесь в случае неудачи и не расстраивайтесь, если что-то идет не по плану. Все обязательно наладится.

Правила перевода ребенка с прикорма на общий стол

Большинство подросших малышей на удивление искусно справляются с едой из тарелки родителей — пробуют ее на вкус, бросают, размазывают по столу. Общий стол — пора или еще рано? Когда переводить ребенка на взрослое питание, какие продукты давать и как их готовить, чтобы избежать проблем с кормлением и пищевых аллергий, расскажет врач-педиатр Полина Александровна Кизино.

ОБЩИЙ СТОЛ ДЛЯ РЕБЕНКА

— Полина Александровна, что такое общий стол?

— За общим столом ребенок питается совместно со всей семьей — с родителями, старшими сестрами, братьями. С родителей снимается обязанность готовить еще одно или несколько отдельных блюд для самого младшего члена семьи, использовать продукты из категории «детское питание». Все едят одно и то же — это основной принцип общего стола.

— Когда переводить малыша на общий стол?

— Как и во многих других вопросах, касающихся питания, здесь нет четких границ. Но есть примерное понимание того, когда можно кормить ребенка с общего стола и как это должно происходить. Перевод на семейный стол зависит от двух основных факторов.

Готовность употреблять взрослую пищу:

  • ребенок, который знает все семейные продукты, готов к пище с твердыми и большими кусочками, может перейти на общий стол;
  • ребенок, который ест только гомогенные пюре, не знаком с другими текстурами и продуктами семьи, не может пока перейти на общий стол.

Культура питания:

  • правильное питание — если в семье рацион богат овощами, фруктами, не перебарщивают с солью и специями, готовят щадящим способом, то ребенок перейдет на общий стол чуть раньше;
  • вредная пища — если в семье не избегают жирной, соленой пищи, маринадов, жареного, то рекомендуется переходить на правильное питание и только затем переводить малыша на общий стол.

Общий стол малыша не зависит от вида вскармливания, потому как можно есть взрослое блюдо и при этом получать грудное молоко или молочную смесь. Чтобы отлучение от молочного питания и адаптация ко взрослому рациону проходили комфортно, в период грудного и искусственного вскармливания мамам изначально лучше не развивать у ребенка ассоциацию на засыпание (и успокоение) «грудь – сон» или «бутылочка – сон».

— До какого возраста ребенка можно не приобщать к общему столу без вреда для организма?

— Если маме удобно индивидуальное меню ребенка при общем столе и вместе с тем малыш питается разнообразно, ест не только пюрированную пищу, но и кусочки, то готовить ему отдельно можно и до пяти лет.

Если ребенок находится только на детском пюре и грудном молоке, а период знакомства с кусочками затягивается (в норме их пробуют около 8 месяцев), потом ему сложнее будет приобщиться ко взрослой пище, начнутся отказы от еды. Кроме того, даже если ребенок получает все нужные вещества из пюре, питание только гомогенными продуктами плохо скажется на развитии его челюстной системы. У малышей, которые не жуют, челюсть развивается медленнее, что впоследствии может стать серьезной проблемой.

КАК ПЕРЕВЕСТИ МАЛЫША НА ОБЩИЙ СТОЛ

— Как понять, что ребенок готов к общему столу?

— Нет противопоказаний для перевода на общий стол, если ребенок:

  • ест достаточно крупные и твердые кусочки;
  • познакомился с продуктами, которые обычно употребляет семья;
  • проявляет активность и интерес ко взрослой пище, особенно когда родители едят вместе с ним.

— Как перевести ребенка на общий стол, если он отказывается от продуктов?

— Если ребенок не ест с общего стола, насильно кормить его не нужно: давление со стороны родителей всегда приводит к негативному восприятию еды. Можно немного стимулировать детский интерес, но настаивать не стоит, это вызовет больше проблем.

  • не формировать ассоциацию на сон с грудью или бутылочкой
  • научить малыша жевать сначала очень мелкие мягкие кусочки, затем более крупные и плотные
  • сформировать интерес — так же, как формировали пищевой интерес перед знакомством с прикормом: ребенок должен захотеть присоединиться к общей трапезе
  • начинать с продуктов, которые ребенку знакомы с периода прикорма и на которые он хорошо реагирует
  • выбирать продукты, которые едят в семье
  • молочные продукты не запрещены, но желательно, чтобы это было не тяжелое для малышей цельное молоко, а кисломолочное питание
  • мясо можно давать в тех видах, с которыми ребенок знаком и которые подходят ему по возрасту (котлеты, тефтели, фрикадельки)
  • продукты с искусственными добавками в виде ароматизаторов, красителей, усилителей вкуса
  • сахарозаменители, которые «непонятны» организму и «обманывают» гормональную регуляцию
  • после года еду можно слегка, очень аккуратно, подсаливать
  • сахар не слишком навредит, но если ребенка в первые годы приучать есть сладкое, он пойдет с этой привычкой дальше
  • способ приготовления: изначально на пару, в крайнем случае — запекание, тушение; жареное — это последний этап
  • структура и твердость пищи: важно ориентироваться на детские возможности (ребенок сможет погрызть морковку, но не съест кусочек запеченного мяса)

— Полина Александровна, кроме отказа от продуктов, с чем еще могут столкнуться родители?

— На продукты с общего стола могут быть нежелательные реакции, если предлагать ребенку пищу, с которой он не знаком. Поэтому желательно еще во время прикорма вводить в рацион ребенка то, чем его будут кормить в более взрослом возрасте. У семьи и у малыша должен быть один набор продуктов.

Помимо этого ребенку могут показаться странными формы продуктов. Если он все время ест пюре, а его вдруг пересаживают за общий стол и предлагают большую котлету, это будет непривычно. Поэтому лучше переводить малыша на взрослое меню постепенно и поочередно знакомить его с чем-то новым. Также ребенок может испугаться большого количества пищи в тарелке. Порция не должна быть чрезмерной, всегда лучше при необходимости положить добавку.

— Допустим, ребенок ест только макароны или картошку. Чем это опасно?

— Монопродукты не способны покрыть полностью все детские потребности. Каждый из продуктов в рационе имеет свой набор полезных веществ, но ни один не является стопроцентным заменителем всего, что нам нужно. У ребенка растет организм, растут кости, укрепляются мышцы, формируются и развиваются внутренние органы, и ему необходимо даже более интенсивное и разнообразное питание, чем взрослым.

Кормлению одним видом продукта потворствуют сами родители — они знают, что ребенок хорошо ест картошку, и постоянно дают ему это блюдо. В погоне за тем, чтобы ребенок был сыт, родители готовы накормить его чем угодно.

Ребенок может не есть что-то одно — это нормально, продукт можно заменить. Но если ребенок ест что-то одно — это большая проблема. Ее нужно решать и все-таки предлагать разные виды продуктов: что-нибудь да понравится малышу.

— Можно ли отвлекать ребенка играми или мультиками во время кормления?

— Развлечения помогают физически накормить, наполнить желудок малыша, но не формируют интерес к пище. Между едой и мультиками ребенок всегда выберет второе. Для него еда будет вторична: идет мультик — сяду есть, но если нет мультика, и еда не нужна. Потом без развлечений малыша будет сложно усадить за стол. Кроме того, у него не возникнет понимания, что еда хороша сама по себе. А ведь это физиологическая потребность, и ее нужно удовлетворять без помощи развлечений.

— Смесь, прикорм и продукты с общего стола совместимы?

— Совмещать их можно, поскольку переход на общий стол никогда не происходит в один день. В год ребенок может употреблять по 500 мл грудного молока или смеси нужной формулы, а также получать гомогенные пюре и семейную пищу. При переводе на общий стол необязательно сразу приобщать ребенка ко всем семейным трапезам, можно предложить что-то со своего стола в качестве пробного варианта.

— Какие каши и пюре подходят для этого периода?

— Все продукты прикорма являются подготовкой к переходу на общий стол. Этап прикорма короткий, но очень важный. Детские пюре или каши знакомят малыша с теми блюдами, которые он будет получать за общим столом. Например, пюре с творогом МАМАКО ® подготавливает ко взрослому творогу, творогу с фруктами. Такой подготовительный этап позволяет ребенку адаптироваться и потом принимать взрослые продукты как знакомые, они уже не будут для него чем-то новым и странным.

Переход на общий стол происходит около полутора лет — у кого-то раньше, у кого-то немного позже. Для того чтобы перевести ребенка на общий стол, необходимы полноценное разнообразное питание в семье и готовность ко взрослым блюдам. Малыш с большей охотой приобщится к семейной трапезе, если своим примером показывать ему, как едят за столом, и не давить на него, если пока он не готов к семейной пище.

* Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Читайте также: