Прекрасное должно быть величаво на столе стояла

Обновлено: 01.05.2024

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Анализ стихотворения 19 октября 1825 г. Пушкина
19 октября было для Пушкина знаменательной датой. В 1811 г. в этот день состоялось открытие Царскосельского лицея, который стал для поэта колыбелью его таланта. Во время учебы сложились его главные жизненные взгляды и убеждения. Пушкин обрел настоящих друзей, которым оставался верен до конца своей жизни. В день окончания лицея товарищи договорились каждый год собираться 19 октября вместе, чтобы не разрывать свой «священный союз», делиться своими горестями и радостями. В 1825 г. Пушкин впервые не смог посетить это дружеское собрание, так как находился в ссылке в с. Михайловском. Вместо себя он отправил стихотворное послание.

Пушкин отмечает знаменательную годовщину в одиночестве. Он поднимает бокал за верных друзей и ведет с ними мысленный разговор. В стихотворении каждому из лицеистов отведены особые чувствительные строки. «Кудрявый наш певец» — Н. А. Корсаков, умерший в 1820 г. во Флоренции и спящий теперь «под миртами Италии». «Любовник беспокойный» — Ф. Ф. Матюшкин, прославившийся своими многочисленными морскими путешествиями. Пушкин отмечает, что ни смерть, ни расстояние не могут помешать душевному общению друзей, навсегда связанных совместной юностью.

Далее поэт обращается к тем, кто посетил его в «изгнании»: Пущину, Горчакову и Дельвигу. Они были наиболее близки Пушкину, с ними он делился самыми сокровенными мыслями и идеями. Поэт искренне рад успехам своих товарищей. У современного читателя при упоминании Царскосельского лицея возникает, прежде всего, ассоциация с Пушкиным. Остальные выпускники также добились успехов на разных поприщах, что давало поэту право гордиться тем, что он с ними учился.

Под влиянием радостного чувства духовной близости Пушкин готов простить и «обидевшего» его царя. Он предлагает выпить за него и не забывать, что император – тоже человек, ему свойственны ошибки и заблуждения. Ради основания Лицея и победы над Наполеоном поэт прощает обиду.

В финале Пушкин выражает надежду на то, что ежегодное собрание повторится еще не раз. Печально звучат слова поэта о неизбежном сужении дружеского круга со временем. Он сожалеет о том несчастном, который будет вынужден встретить очередную годовщину в одиночестве. Пушкин обращает свое послание в будущее и желает последнему живому лицеисту провести этот день «без горя и забот».

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2019. Вадим Шефнер
  • 30.10.2019. Я весь во внимании - это ошибка
  • 28.10.2019. Что предсказал Велимир Хлебников
  • 27.10.2019. Пять пословиц и поговорок
  • 24.10.2019. Чепуха на постном масле
  • 23.10.2019. Женщина - искупление безумия вселенной
  • 22.10.2019. Ученые доказали, что люди не верят в свою смерть
  • 21.10.2019. Наталья Резник. Ироничные одностишья
  • 20.10.2019. Как правильно?
  • 19.10.2019. Александр Сергеевич Пушкин. 19 октября
  • 18.10.2019. Хелена Фисои
  • 17.10.2019. Детский поэт. Звёзды вчера
  • 16.10.2019. Литинтерес. Подсказки интернета не всегда верны
  • 15.10.2019. Я создан Божественным Словом
  • 14.10.2019. Любовь и Окуджава
  • 13.10.2019. Владимир Липилин
  • 12.10.2019. 1, 2, 3 от какого лица лучше писать книгу
  • 11.10.2019. Ловим блох в тексте
  • 10.10.2019. Редактируем свой текст правильно
  • 09.10.2019. Записки литературного редактора
  • 08.10.2019. Фразеологизмы и штампы. Чем они отличаются?
  • 07.10.2019. Развитие образного мышления
  • 06.10.2019. Записки литературного редактора
  • 05.10.2019. Винегрет стилей почему это не съедобно
  • 04.10.2019. О благозвучии текста
  • 03.10.2019. Самая хитрая стилистическая ошибка
  • 02.10.2019. Иосиф Бродский. Прощай
  • 01.10.2019. Галина Осипова

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Прекрасное должно быть величаво! Пушкин 19 октября

Прекрасное должно быть величаво.
Не терпит красота мещанской суеты.
Восторг, когда тебя настигнет слава,
Когда вдруг сбудутся великие мечты.

Великое не ходит без сомненья
Простоволосым и с худой сумой.
Оно сердец и сильных душ влеченье
Идет как сказочный мифический герой.

Вино ты пьёшь, растрачиваешь силы,
Кутишь беспечно, непонятно с кем.
Но жизнь не вечна, быстро до могилы,
Придёшь один несчастный и не с чем.

Проходят мимо и мелькают лица,
А ты живешь в никчемных мелочах,
Тебя уже не привлекает и столица.
По вечерам ты у камина при свечах.

К чему душа твоя, как камень отвердела?
Служи, трудись, молись, твори, люби.
Лишь только ты узнаешь делом
Для счастия надежные пути.

И брось курить ты эту трубку,
Ты что тупой, безвольный идиот.
Завязуй срочно пить, держась за юбку.
Тебя страна на подвиги зовёт.

Стихотворение написано под впечатлением
Пушкинского 19 октября 1827.

Вот отрывок из него:

Служенье муз не терпит суеты;
"Прекрасное должно быть величаво:"
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?


На илюстрации вверху Горбачевский Иван Иванович
(22 сентября 1800 года, Нежин — 9 января 1869 года, Петровский завод,
Читинская область) — декабрист, член «Общества соединённых славян»,
участник восстания Черниговского полка 3 января 1825 года.После восстания декабристов
был осуждён на вечную каторгу.

В «Записках» Горбачевский сообщает интересный факт о том, что вскоре после подавления
восстания и ареста он был заключён сначала в Петербургской крепости, а затем переведён
в Кексгольм, где был посажен в Пугачёвскую башню, в которой на тот момент всё ещё
содержались заключённые туда родственники Емельяна Пугачёва.

После смерти Николая I в 1855 году почти все остававшиеся в живых декабристы
воспользовались амнистией и уехали из Сибири. Горбачевский остался одиноко доживать
свой век в Петровском Заводе; его письма и «Записки» полны мыслей о неудавшемся
восстании.

В каком-то смысле написанное стихотворение - это письмо друга из Петербурга
Ивану Ивановичу.

"К чему герой ты тихо прозябаешь?" -Что Ваня ты сидишь в Сибири,
пьёшь водку и живёшь воспоминаниями о неудавшемся метяже.
Приезжай!
Страна зовёт!
Но нет Ваня не приедет, ему уже 55 и ни каких надежд
на счастливое будущее.

Для тех, кто захочет перечитать это замечательное стихотворение.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: Нас тайный рок, быть может, осудил!>

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг -
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте.
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему.
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой.
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Заметки на полях

1936, поэт, эссеист. Автор сборников эссе о русской и зарубежной литературе «Аполлон в снегу» (1991), «Тысячелистник» (1998), «Волна и камень» (2003), «Аполлон в траве» (2005), а также ряда статей по прозе и поэзии XX века

«ПРЕКРАСНОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЕЛИЧАВО…»

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…

Мы привыкли произносить эти строки как пушкинский завет, приводить их по любому поводу. Между тем, всякий раз, когда мне случалось на них ссылаться в разговоре, я испытывал некоторую неловкость. Так бывает, когда пользуешься чужим, даже самым авторитетным мнением, не дав себе труда сличить его с собственным опытом, без внутренней проверки и подлинного, осмысленного согласия с ним. А ведь у Пушкина этой фразе предшествуют и за ней следуют утверждения, опровергающие ее прямой смысл. В предшествующих строках, обращенных к Дельвигу, Пушкин, сравнивая себя с ним, превозносит друга именно за следование этому высокому правилу:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Получается, что «гордый» Дельвиг, поющий «для муз и для души», отвергает суету, создает величавые стихи, которые прекрасны, а он, Пушкин, погружен в суету, дорожит вниманием публики, на пустяки разменивает свой дар. Вряд ли слово «гений» обозначало в то время то, что оно обозначает для нас, – высшую степень одаренности; вполне возможно, что слова «гений» и «дар», стоящие, как здесь, в винительном падеже, были более или менее равноценными синонимами, и все-таки оттенок превосходства в слове «гений», наверное, присутствовал уже и тогда.

Пушкин любил Дельвига, но человеческие качества Дельвига значили для него несомненно больше, чем его стихи. Поверить в то, что свои стихи он ставил ниже стихов друга, невозможно. Сопоставление собственного «дара» с «гениальностью» Дельвига можно было бы принять за иронию, если бы мы не понимали, что здесь имеем дело с преувеличением, вызванным любовью к другу.

Таким образом, две эти затверженные нами строки – «Служенье муз не терпит суеты; / Прекрасное должно быть величаво…» – характеризуют в стихотворении творческую установку Дельвига, а не Пушкина, который, оказывается, никак не соответствует собственному идеальному представлению о должном. Получается, что Пушкину в этом смысле ближе другой его товарищ – Кюхельбекер:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты.

«Шумные мечты» противостоят воспитанию своего гения «в тиши»:

Опомнимся – но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Можно ли и впрямь подумать, что Пушкин в 1825 году, оглядываясь назад, считал свой творческий путь «бесследным»? Нет, конечно.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Как видим, своим поэтическим братом он называет все-таки Кюхельбекера, а не Дельвига. Для Кюхельбекера, разумеется, этот выбор был чрезвычайно лестным, но вряд ли он простодушно согласился с этим высказыванием: не так уж он был склонен к «суете», и «величавость» в поэзии ему была ничуть не менее свойственна, чем Дельвигу.

А все дело в том, что противопоставление двух творческих позиций и образа жизни в этих стихах имеет чисто условный характер. Ведь и Дельвиг никак не сторонился «суеты» (достаточно упомянуть его участие в литературном салоне Софьи Пономаревой и влюбленность в нее или его «опасные связи» с А. Бестужевым, Рылеевым, тем же Кюхельбекером не только на литературной, но и на политической почве; издаваемый им альманах «Северные цветы» стал одним из самых популярных и значимых среди периодических изданий 20-х годов, а его дом в Петербурге – центром столичной литературной жизни). Что касается стихов Дельвига, то с «величавыми» идиллиями у него соседствуют и подражания народным «песням», и «романсы», и элегии. Да и поэтические устремления Дельвига во многом совпадали с тем же Пушкиным и Кюхельбекером. Кюхельбекера он называет своим «вожатым» в поэтический мир, и тот и другой пишут «горацианские оды», элегии античным элегическим дистихом, гекзаметрические послания, дифирамбы и даже избирают сходные темы («Видение» Дельвига, посвященное Кюхельбекеру, перекликается с «Видением» и «Призраком» Кюхельбекера), и многое приходит к ним обоим из одного немецкого источника, оба осваивают опыт европейского преромантизма.

Статья"Прекрасное должно быть величаво"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Статья-отчёт о мероприятии

«Прекрасное должно быть величаво»

В рамках фестиваля открытых мероприятий школы учителями гуманитарного цикла: Апанасенко Еленой Валентиновной, Жидковой Ларисой Ивановной, Лапкиной Екатериной Викторовной, Лебедевой Анной Александровной, Осиповой Екатериной Геннадьевной, Парешневой Ольгой Петровной, Сидоренко Татьяной Владимировной, Чистяковой Мариной Владимировной – 19 октября 2018 года в актовом зале МБОУ Школа №127 г.о. Самара было проведено отчётное мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной «Прекрасное должно быть величаво».

Тема мероприятия была выбрана не случайно. В век Интернета и компьютеров чтение книг, прослушивание романсов, посещение художественных галерей, музеев уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Как известно, произведения искусства играют огромную роль в развитии человека. Они помогает формировать взгляд на мир, учат отличать добро от зла, правду от лжи, ценить дружбу, расширять границы своего мира, помогают развивать чувство прекрасного, и каждый раз отвечать все на новые вопросы. Если человек утратит способность мыслить, сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться, то он перестанет быть человеком.

Соприкасаясь с произведениями искусства, мы погружаемся в мир прекрасного, который расширяет наш кругозор, словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть печаль или депрессию. Ценность произведений искусства – приносить пользу, учить доброму и светлому, помогать постичь настоящее искусство и способствовать формированию безупречного вкуса.

Ситуация, сложившаяся в современной школе, наблюдения за современным поведением детей позволяют сделать вывод о том, что познавательную деятельность учащихся нужно и можно активизировать в педагогическом процессе при помощи системы работы на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, истории и внеклассной деятельности по предметам, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий.

Примечательно, что сами дети испытывают острую потребность в творческой мыслительной деятельности на уроке как потребность в самореализации. Но реализовать себя в полной мере едва ли по силам на уроке. Необходимо сочетание разных форм деятельности, творчества и, что особенно важно, - сотворчества.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений, произведений других видов искусства не представляет возможностей всем без исключения школьникам для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Преодолеть эти недостатки традиционных уроков помогает применение нестандартных форм. Можно использовать различные формы: литературно-музыкальная гостиная, литературное кафе, литературный вернисаж, урок-беседа, урок-исследование, урок-конференция, урок-игра, бинарный урок и другие.

Учителя гуманитарного цикла нашей школы на уроках и занятиях внеурочной деятельности используют различные нестандартные формы. В октябре 2018 года мы решили попробовать провести совместное мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной. На наш взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы является литературно-музыкальная гостиная, которая обладает рядом преимуществ. Во-первых, именно она способствует повышению интереса школьников к предметам гуманитарного цикла. Во-вторых, она позволяет выявить учащихся, стремящихся к более глубокому познанию в области истории, литературы, других видах искусства, решает задачу развития их индивидуальных возможностей. И наконец, литературно-музыкальная гостиная делает жизнь детей и учителей интересной и яркой, помогает им найти время для творческого общения. Она становится общим делом, нужным всем участникам образовательного процесса.

Литературно-музыкальная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях. Цель гостиной – развитие познавательных потребностей, интереса к изучаемым дисциплинам, нравственных ценностей, творческих способностей учеников.

Литературно-музыкальная гостиная – это прекрасная возможность воспитать в детях эти качества, приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщиться к художественному творчеству. Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.

Учащиеся 6 -11 классов нашей школы с радостью откликнулись на наше предложение провести литературно-музыкальную гостиную. Репетиции, подбор костюмов, волнение – все теперь позади. Тёплый осенний день. Ребята собрались в уютной, почти домашней обстановке. Накрыты старинными скатертями столы, свечи в красивых подсвечниках, звучит негромкая музыка. Тихо перешептываются гости литературной гостиной – это любители театра, поэзии, музыки, классических танцев.

«Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о Красоте. О красоте в музыке, поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни», – такими словами началась литературно-музыкальная гостиная. Ребята смогли окунуться в тонкий мир поэтических переживаний, познакомиться с творчеством великих поэтов, музыкантов, композиторов, художников и показать свои таланты 19 октября 2018 года.

Интересно подобранный материал унес слушателей и зрителей в чудесный мир Прекрасного . Поэтические фрагменты сочетались с материалом презентации, в которой были представлены произведения художников, скульпторов, а музыкальное сопровождение было и фрагментарным, и включалось тихим фоном. Звучали романсы в аудиозаписи и в исполнении девочек: Шадриной Арины, ученицы 7а класса (романс Настеньки «Генералам 1812 года»), Куприяновой Елены, ученицы 9а класса, (романс «Ты не пой, соловей…»). Лене аккомпанировали на гитарах Данилов Влад и Хмелюк Владимир, её одноклассники.

В гостиной з вучала музыка Джона Уильямса из к/ф «Список Шиндлера» и романс «Я помню чудное мгновенье» (музыка М.Глинки) в исполнении талантливых педагогов МБУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара, в исполнении учениц 6а класса Мироновой Олеси, Ященко Тамары – воспитанниц МБУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара на фортепиано прозвучал отрывок из балета «Водяная» композитора Э. Бакирова. Мастерски был исполнен на фортепиано Полиной Зайцевой вальс из оперы «Медный всадник» композитора Р. Глиэра.

Девушки нашей школы – воспитанницы МАУ ДО «ДШИ №16» г.о. Самара, ансамбля «Дивертисмент» – блистательно исполнили «Оду балету» и в прах с юношами из кадетского 9Г класса кружились в вальсе по музыку Свиридова из к/ф «Метель».

Хотелось бы отметить проникновенное чтение поэтических произведений учащихся: Куприяновой Елены, Мифтихановой Надежды, Сидоренко Елизаветы, Горшковой Марии, Князевой Олеси, Жукова Ивана, Резванова Антона, Барынкиной Полины, Казина Данила, Казандаева Василия, Горбачёва Даниила, Дубового Никиты, Жданова Мирослава .

В актерском мастерстве (в образе Муз и Зевса) ярко проявили себя учащиеся 7а класса: Кашин Тимофей, Шадрина Арина, Рагулина Арина, Скворцова Анна, Грецова Дарья.

Историческая страничка в мероприятии была посвящена героям Отечественной войны 1812 года, декабристам и их жёнам, этим хрупким, милым женщинам, которые оказались настоящими героинями: в самое трудное время их жизни проявили величайшее мужество, готовность к самопожертвованию, показали, что обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. О них рассказали учащиеся 9а и 9б класса: Брунова Алёна, Самыкин Леонид и Горшкова Мария.

В исполнении ученицы 11А класса Огневой Анастасии прозвучало стихотворение Редьярда Киплинга «О, если…» на английском языке, а потом звучали сонеты У. Шекспира в переводе С. Маршака, которые ярко прочитали юноши Скворцов Пётр (10А), Сыренов Роман (9Г), Павельев Эмиль (9Г).

С легкой грустью ребята и учителя расходились по домам, и каждый в этот день стал чуточку добрее и лучше, потому что, уходя, уносил с собой частичку света по имени «Прекрасное».

В заключение хочется сказать, что школьное мероприятие «Прекрасное должно быть величаво» (литературно-музыкальная гостиная) стало для всех его участников творческим процессом, построенным в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности. Оно превратилось в общее дело, созданное для всех и нужное всем. И пусть это станет еще одной школьной традицией, способной не только увлечь школьников интересным делом, но и помочь им сделать правильный выбор между соприкосновением с произведениями искусства и компьютером, помочь им получить те чувства и эмоции, которые способна дать встреча с музыкой, поэзией, произведениями художников, скульпторов.

Венок сонетов Владимира Солоухина

В моем почтовом ящике однажды появилось письмо от незнакомого человека. Он просил прислать ему полный текст "Венка сонетов" Владимира Алексеевича Солоухина. В тот момент этого текста в интернете не было. Я несколько удивился тому письму. И немного обрадовался: надо же, есть еще люди, которым это нужно.

Однажды вошел на сайт некоей девушки, которая собрала у себя многих русских советских поэтов. Там была и страничка, посвященная В.А.Солоухину. Но "Венка" не было. Я написал ей письмо: дескать, давайте пришлю вам, чтоб было. Но девушка, видать, очень занята была и не ответила. Ну, нет – так нет.

Я – не страстный собиратель и любитель. За всем, что в жизни есть интересного, не угонишься. На "Венок" набрел чисто случайно много лет назад. Тогда я получал по подписке журнал "Юность". И в одном из номеров, не помню в каком, и в каком году, он появился с предисловием Солоухина. Меня поразило это произведение. Потому что сплести венок из стихов дано далеко не каждому. А при внимательном чтении еще и восхитился смыслу, который был в нем заложен. С тех пор бережно храню журнальные листки в одной из папок. Храню, люблю и, редко, очень редко, под настроение, перечитываю.

"Сонет - небольшое стихотворение, состоящее из двух четверостиший и двух трехстиший… Петрарка был первый… Потом родилась такая форма как Венок сонетов… Это - пятнадцать сонетов, которые объединены последним - магистралом, составленным из первых строчек всех предыдущих… Причем Венок заканчивается той же строкой, что и начинается… Потому и венок. На свете не так уж много тех, кто смог создать такое. Был, например, Валерий Брюсов.

Незадолго до смерти Владимир Солоухин был возведен в дворянство потомками русских царей. Он очень любил Россию, ее среднюю полосу. И не зря. Березовые леса - это подлинное чудо планеты.

1.
Венок сонетов - давняя мечта. Изведать власть железного канона!
Теряя форму, гибнет красота, а форма чётко требует закона.
Невыносима больше маета аморфности, неряшливости тона,
До скрежета зубовного, до стона, уж если так, пусть лучше немота.
Прошли, прошли Петрарки времена, но в прежнем ритме синяя волна
Бежит к земле из дали ураганной. И если ты все ж мастер и поэт,
К тебе придет классический сонет - вершина формы строгой и чеканной.

2.
Вершина формы, строгой и чеканной, земной цветок: жасмин, тюльпан, горлец,
Кипрей и клевер, лилии и канны, сирень и роза, ландыш, наконец.
Любой цветок сорви среди поляны - тончайшего искусства образец,
Не допустил ваятеля резец ни одного малейшего изъяна.
Как скудно мы общаемся с цветами. Меж красотой и суетными нами
Лежит тупая жирная черта. Но не считай цветенье их напрасным.
Мы к ним идем, пречистым и прекрасным, когда невыносима суета.

3.
Когда невыносима суета, и возникает боль в душе глубоко,
И складка горькая ложится возле рта, я открываю том заветный Блока.
Звенит строка, из бронзы отлита, печального и гордого пророка,
Душа вольна, как вольная дорога, и до звезды бездонна высота.
О, Блок! О, Бог! Мертвею, воскреси! Кидай на землю, мучай, вознеси
Скрипичной болью, музыкой органной. Чисты твоей поэзии ключи.
Кричать могу. Молчанью научи, к тебе я обращаюсь в день туманный.

4.
К тебе я обращаюсь в день туманный, о Родина, ужели это сны -
Кладу букет черемухи духмяной на холмик глины около сосны.
И около березы. И в Тарханах. И у церковной каменной стены.
Поэты спят… Те стойкой ресторанной, те пошлостью, те пулей сражены.
А нас толпа. Мы мечемся. Мы живы. Слова у нас то искренни, то лживы.
Тот без звезды, а этот без креста. Но есть дела. Они первостепенны.
Да ты еще маячишь неизменно, о, белизна бумажного листа!

5.
О, белизна бумажного листа! Ни завитка, ни черточки, ни знака.
Ни мысли и ни кляксы. Немота. И слепота. Нейтральная бумага.
Пока она безбрежна и чиста, нужны или наивность иль отвага
Для первого пятнающего шага - оставишь след и не сотрешь следа.
Поддавшись страшной власти новизны, не оскверняй великой белизны
Поспешным жестом, пошлостью пространной. Та белизна - дорога и судьба,
Та белизна - царица и раба, она источник жажды окаянной.

6.
Она источник жажды окаянной вся жизнь, что нам назначено прожить,
И соль, и мед, и горечь браги пьяной, чем больше пьешь, тем больше хочешь пить.
Сладко вино за стенкою стаканной, мы пьем и льем, беспечна наша прыть
До той поры, когда уж нечем крыть и жалок мусор мелочи карманной.
За ледоход! За дождь! За листопад! За синий свод - награду из наград,
За жаворонка в полдень осиянный! За все цветы, за все шипы земли,
За постоянно брезжащий вдали, манящий образ женщины желанной.

7.
Манящий образ женщины желанной. Да - помыслы, да - книги, да - борьба.
Но все равно - одной улыбкой странной она творит героя и раба.
Ты важный, нужный, многогранный, поэт, главарь - завидная судьба!
Уйдет с другим - и ты сойдешь с ума и будешь бредить пулею наганной.
Немного надо - встретиться, любя. Но если нет, то всюду ждут тебя
В пустых ночах пустые города. Да - все-таки надежды слабый луч.
Да - все-таки сверкнувшая из туч в ночи осенней яркая звезда.

8.
В ночи осенней яркая звезда. Перед тобой стою среди дороги.
О чем горишь, зовешь меня куда, какие ждут невзгоды и тревоги?
Проходит лет, событий череда, то свет в окне, то слезы на пороге,
Глаза людей то ласковы, то строги - всё копится для страшного суда.
Для каждого наступит судный день: кем был, кем стал, где умысел, где лень?
Ты сам себе и жертва и палач. Ну, что ж, ложись на плаху головою,
Но оставайся все-таки собою, себя другим в угоду не иначь.

10.
Души от ветра времени не прячь! Стоять среди железного мороза
Умеет наша светлая береза, в огне пустынь не гибнет карагач.
Но точит волю вечная угроза. Но подлецом не должен быть скрипач.
Но губят песню сытость, ложь и проза, спасти ее - задача из задач.
Берешь, глядишь: такие же слова. Похожа на живую, а мертва.
Но если в ней сознанье угадало хоть уголек горячий и живой,
Ты подними ее над головой, чтобы ее как факел раздувало.

11.
Чтобы ее как факел раздувало, ту истину, которая в тебе,
Не опускай тяжелого забрала, летя навстречу буре и борьбе.
Тлен не растлил и сила не сломала. И медлит та, с косою на горбе.
Хвала, осанна, ода, гимн судьбе - ты жив и зряч. Не много. И не мало.
С тобой деревья, небо над тобой, когда же сердце переполнит боль,
Оно взорвется ярко, как фугас. Возможность эту помни и держи,
Для этого от сытости и лжи хранится в сердце мужества запас.

12.
Хранится в сердце мужества запас, как раньше порох в крепости хранили,
Как провиант от сырости и гнили, как на морском суденышке компас.
Пускай в деревьях соки отбродили, пусть летний полдень засуху припас,
Пусть осень дышит холодом на нас, и журавли над нами оттрубили.
Пусть на дворе по-зимнему темно, согреет кровь старинное вино,
Уздечкой звякнет старенький Пегас.
Придут друзья - обрадуемся встрече. На стол поставим пушкинские свечи,
Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас!

13.
И свет во тьме, как прежде, не погас. Да разве свет когда-нибудь погаснет?!
Костром горит, окном манит в ненастье, в словах сквозит и светится из глаз.
Пустые толки, домыслы и басни, что можно, глыбой навалясь,
Идущий день отсрочить хоть на час, нет ничего смешнее и напрасней!
А мрак ползет. То - атомный распад. То - душ распад. То - твист, а то - поп-арт.
Приоритет не духа, а металла. Но под пустой и жалкой суетой
Он жив, огонь поэзии святой, и тьма его, как прежде, не объяла.

14.
И тьма его, как прежде, не объяла, мой незаметный, робкий огонек.
Несу его то бодро, то устало, то обогрет людьми, то одинок.
Уже немало сердце отстучало, исписан и исчеркан весь листок,
Ошибок воз, но этот путь жесток, и ничего нельзя начать сначала.
Не изорвать в сердцах черновика, неисправима каждая строка,
Неистребима каждая черта. С рассветом в путь, в привычную дорогу.
Ну а пока написан, слава богу, венок сонетов - давняя мечта.

15.
Венок сонетов - давняя мечта, вершина формы, строгой и чеканной,
Когда невыносима суета, к тебе я обращаюсь в день туманный.
О, белизна бумажного листа! Она источник жажды окаянной,
Манящий образ женщины желанной, в ночи осенней яркая звезда!
Себя другим в угоду не иначь. Души от ветра времени не прячь,
Чтобы ее как факел раздувало. Хранится в сердце мужества запас.
И свет во тьме, как прежде, не погас, и тьма его, как прежде, не объяла

Читайте также: