Православные темы круглого стола

Обновлено: 03.05.2024

По благословению Святейшего Патриарха 27 декабря 2006 года Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и Патриарший центр духовного развития детей и молодежи провели Круглый стол: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса».

Содержание

В Круглом столе приняли участие епископ Егорьевский Марк, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Димитрий Смирнов, архимандрит Алексий (Поликарпов), протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Владислав Свешников, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Александр Марченков.

Наместник Московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий II организаторам и участникам Круглого стола. В своем приветствии Святейший Патриарх обратил внимание, что «на приходских священниках, на настоятелях храмов и духовниках лежит огромная ответственность: с одной стороны – не оскорбить святость Таинства, с другой – излишним и неоправданным ригоризмом не отвратить человека от церковного общения, от евхаристической жизни, от соучастия в Божеском естестве, от самого спасения».

Ведущий Пастырского совещания игумен Петр (Мещеринов), заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи выразил мысль об отсутствии общецерковного мнения по ряду важных касающихся причащения вопросов, таких как частота Причащения, молитвенная подготовка и пост перед Причащением, Причащение в период Пасхальной недели и Святок, исповедь перед Причащением.

Все участники круглого стола единодушно отмечали, что тема крайне актуальна, является «жизненно важной для каждого верующего», а обсуждение ее «давно назрело». Участниками Круглого стола были высказаны различные мнения по поводу необходимых требований подготовки к участию в Евхаристии.

Открывая дискуссию, епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС, викарий Московской епархии призвал собравшихся к обмену опытом пастырского окормления и различных приходских практик в Причащении. «Вопрос должен выйти на новый уровень, а итоги обсуждения могли бы вылиться в рекомендации Священного Синода или Архиерейского Собора».

Сначала игумен Петр (Мещеринов) конкретизировал проблематику обсуждения, опираясь на примеры, «с которыми сталкивается каждый пастырь». По его словам, за 10–15 лет возрождения Православной Церкви в России уже сформировалось поколение прихожан, которые постоянно и осознанно участвуют в таинствах, однако «общие нормы» подготовки к причащению, сложившиеся в нашей Церкви: трехдневный пост, большое молитвенное правило, обязательная частная исповедь – «препятствуют частому причащению». Многие духовники могли бы «ослабить подготовку», но не решаются этого сделать из опасения нарушить традицию.

По словам о. Петра, отчетливо наблюдается процесс, когда человек «после неофитского рывка» «утомляется правилами и нормами», что ведет к «теплохладности», равнодушию и, бывает, к уходу из Церкви. Полное исполнение сложившегося правила составляет огромную проблему для студенчества, путешественников, паломников. Ни для кого не секрет, что «на Святки, на Светлой седмице в половине храмов Москвы не причащают, а о глубинке и говорить нечего…»

Если воспринимать Евхаристию как «величайший дар», нельзя допустить, чтобы подготовка к причастию походила на «покупку билета», который «надо заслужить подвигом, заработать». В этом «зарабатывании» некоторые священники более делают акцент на соблюдении правил и запретов, чем на евангельской нравственности.

Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться.

«Так вводится двойной стандарт. Мы похожи на тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: «Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф. 23: 3–4 )», – заметил епископ Егорьевский Марк.

Традиция трехдневного поста и исповеди непосредственно перед Причащением досталась нам от Синодального периода, когда причащались один-два раза в год, напомнил он. Теперь же желающих причащаться часто «мы обрекаем на постоянный пост – это бремя, для многих непосильное», что будет оказывать «отрицательное влияние на духовную жизнь в Церкви», полагает епископ. «Исповедь – очень важная практика», – продолжил он и напомнил, что на Востоке не существует практики постоянной (перед каждым Причащением) исповеди, да и не каждый священник имеет право принимать исповедь, совершать разрешительную молитву. Однако в России сложилась другая традиция, и, с одной стороны, это очень важно сейчас, когда много людей, «малограмотных в церковном смысле», но, с другой стороны, в нашей Церкви существуют «разные подходы, иногда достаточно экстравагантные». Поэтому сложившуюся практику необходимо «соборно разбирать и определять», при этом избегая «чрезмерно резких движений».

Сотрудник ЦДРМ Александр Боженов представил подробную справку об основных вехах исторического пути приготовления к Причащению.

Участники далее с особым вниманием выслушали справку о практике некоторых поместных Православных Церквей по обсуждаемым вопросам; справку подготовил секретарь Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Оказывается, эти традиции не только различаются между Церквами, но и внутри каждой Церкви могут быть разными.

Так, в Элладской Церкви частота причащения «варьируется»; редко причащающиеся постятся разные сроки, в зависимости от состоянии здоровья, а для частых причастников рекомендуются соблюдать только общие посты. Исповедь не совмещается с литургией и не является непременным условием для причащения, для исповеди назначается особый день недели. Два таинства – причащение и покаяние – отделены и иногда до такой степени, что, например, паломники в монастырях могут сначала причаститься, а потом «разойтись по кельям своих духовных отцов для исповеди». Как правило, миряне допускаются к причастию при отсутствии тяжких грехов. Молитвенное правило для мирян – «Последование ко святому причащению»; другие же каноны подобает вычитывать монашествующим. Для женщин в период месячных причащаться не рекомендуется, однако нет других ограничений на участие в богослужении, они могут прикладываться к святыням, принимать антидор, святую воду и пр.

То же в отношении женщин говорит Патриарх Сербский Павел. В остальном в Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

В Болгарии до недавнего времени миряне причащались очень редко, как правило, во время длительных постов. Участников круглого стола удивила «обычная картина», описанная о. Николаем: священник с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» выносит Чашу, показывает ее и уносит обратно на престол, а редкие причастники принимают Святые Дары после отпуста. Сейчас в Болгарии – период литургического возрождения: число причастников, которые причащаются чаще, растет, а духовники «идут им навстречу».

В Православной Церкви в Америке (ПЦА) до недавнего времени священнослужители основывались на положениях доклада прот. Александра Шмемана «Исповедь и причастие» Синоду ПЦА от 1972 г. Но сейчас эта рекомендация (причащаться раз в месяц, а на более частое причащение испрашивать особое разрешение духовника) является «некоторым анахронизмом и для ПЦА, и для нас». На официальном сайте ПЦА о. Николай обнаружил рекомендацию «согласовать с духовником периодичность причащения и соотношение исповеди и причастия», если благословляет – можно причащаться за каждой литургией. Для таких причастников достаточно общих постов, для «редких» пост длится неделю или три дня.

Для такой общины, «где есть духовник, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины», неприемлемы «те подходы, которые сложились исторически для совершенно другой жизни, … когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни». Но нельзя также механически заимствовать практику восточных Церквей, где, во-первых, традиция не прерывалась и, во-вторых, она «сложилась в маленьких странах».

По мнению о. Владимира, правильный путь должен указать нашей Церкви Собор, который «привел бы в порядок нашу жизнь… К сожалению, такого Собора у нас пока нет и, наверное, не может быть еще и потому, что мы все не готовы к этому; Собор нужно выстрадать». Поэтому сейчас время неизбежного плюрализма, когда «каждому духовнику приходится искать свой ответ». «Нужно допустить этот плюрализм, нужно, чтобы не было таких строгих запретов («только так и больше никак») Сейчас время поиска», – подчеркнул о. Владимир.

Результаты этого поиска в разных приходах представляется целесообразным изложить по двум основным вопросам круглого стола.

Частота причащения и подготовка к нему, соответствующий пост

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета указал на принципиальную возможность причащения мирян по благословению духовника без особенно строгих требований подготовки в случае церковности человека и в силу невозможности уделить каждому прихожанину достаточного времени, например, на исповеди. Отец Владимир рассказал, что в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе за каждой воскресной литургией причащается регулярно не менее 600 человек, две трети из них – многодетные семьи, матери которых не имеют никакой возможности выполнить все необходимые дисциплинарные требования предпричастной подготовки.

В общине о. Владимира Воробьева практика частого причащения восходит к традиции, заложенной о. Всеволодом Шпиллером. «Если человек соблюдает Заповеди Божьи, посты, праздники, молится – нет никаких препятствий для еженедельного причащения. У нас облегченный способ подготовки к причастию для таких прихожан: они должны соблюдать только общие посты, а в субботу не вкушать мяса. Чтения всех канонов тоже не требуется. Обязательным является чтение Последования ко святому Причащению», – рассказал о. Владимир. Он подчеркнул необходимость индивидуального подхода священника, который в своей евхаристической общине знает «зрелых» прихожан и неофитов, для которых подготовка к причастию проводится по-другому, чтобы причащение не стало для последних формальностью или чем-то вроде «лекарства». Особое внимание уделяется многодетным семьям, которых очень много в приходе. Требовать выполнения всех правил от женщины, которая совершает настоящий подвиг, «тащит на себе всех детей» – «зверство»; таких матерей настоятель «готов причащать вообще без всяких правил».

Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что «нужно избегать потребительского отношения к причащению. Приходит много людей, которые причащаются лишь потому, что их об этом просят родственники, родители, друзья. Многие приходят к причастию для того, чтобы облегчить свое состояние здоровья или по другим чисто утилитарным причинам: перед началом нового дела, перед тем, как лечь в больницу. К этому тоже надо относиться достаточно критично».

Священник Алексий Уминский, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, рассказал: «Я призываю часто причащаться, но никому не вменяю это в обязанность, чтобы не ограничивать дух свободы. Новоначальные не являются здесь исключением». Говоря об опыте своего прихода, о. Алексий рассказал, что большинство постоянных прихожан причащается за каждой литургией, без обязательной исповеди перед каждым причастием. Касательно обязательно 3-х дневного поста для желающих причаститься, о. Алексий заметил, что в году и так достаточно постных дней и незачем нагружать людей еще чем-то сверх этого. Для постоянных прихожан специальные посты, кроме обычных, не рекомендуются, «даже мясо не призываю исключать в субботу – лучше телевизор не посмотреть». Семейное причащение необходимо именно для всей семьи как «малой церкви», несмотря на то, что они приходят не к началу литургии.

Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской поднял в своем выступлении вопросы употребления лекарственных средств во время литургического поста. Лекарства – это не еда, и их употребление ни каким образом не препятствует принятию Святых Таин. Также отец Димитрий напомнил, что церковные каноны предписывают всем христианам причащаться на Светлой седмице.

Для тех, кто приходит раз в год, а их примерно 15%, «надо постараться дать максимум», особенно пришедшим в первый раз и с искренним покаянием – «такого не только можно, но и нужно причастить, даже если он вообще не готовился и ничего не знает». Однако таким людям надо подробно разъяснить, как готовиться впредь и что в первый раз, без подготовки, Церковь принимает его как дитя.

Исповедь

В храме о. Алексия Уминского для тех, кто «твердо стоит на ногах», исповедь перед каждым причащением необязательна, достаточно благословения священника. Новоначальных же он благословляет исповедоваться чаще, считая, что для них «частная исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое значение». Исповедь совершается в храме один раз в неделю после вечернего богослужения, «по внутренней необходимости» верующего.

О. Димитрий Смирнов считает, что перед большими праздниками достаточно исповедаться в течение недели и больше не подходить, «если за это время никого не убил». Очень удобна письменная форма, особенно для постоянных прихожан. Он не видит никаких препятствий для исповеди у другого духовника, например, в паломничестве. Но, с другой стороны, иногда запрещает некоторым своим чадам исповедоваться в монастырях: по его наблюдениям, общение с некоторыми «младостарцами» приводит к тяжелым последствиям.

О. Всеволод Чаплин полагает, что «постепенно мы снимем ложные идеи о связи исповеди и причащения», однако исповедь «не должна исчезнуть, надо все-таки ее регламентировать, чтобы не получилось, как у католиков: типичным и массовым явлением стало исповедоваться в детстве и перед смертью». Другая крайность – «злоупотребление» исповедью, когда некоторые желают исповедоваться слишком часто и детально – это «поле для духовной прелести». О. Всеволод считает, что можно разработать «пастырские инструкции» о практике причащения разных категорий прихожан.

Пастырский опыт о. Владимира Воробьева убеждает: если «заставлять каждую неделю проходить таинство покаяния, … это вызывает духовные извращения». Никогда и нигде в истории такого не было, утверждает он. Кроме того, физически невозможно всех исповедать в общине, где больше тысячи человек, поэтому «формальное требование обязательной исповеди перед причастием неосуществимо». Общая исповедь – не лучший выход: сейчас, когда «никто так не проводит общие исповеди, как о. Иоанн Кронштадтский», общая исповедь сводится, как правило, к формальному чтению списка грехов, и «таинство покаяния не совершается». Но в то же время – нельзя подпускать к Чаше всех бесконтрольно, «прямо с вокзала», во избежание кощунства.

О. Владимир предлагает вернуться к «древней практике» благословения на Причастие: приходской священник знает, кого можно благословить через разрешительную молитву. Тех же, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, надо побуждать участвовать в таинстве покаяния, не совмещая по времени исповедь с литургией.

Подводя итоги пастырского семинара, многие отметили плодотворность дискуссии «в духе братолюбия». Для епископа Марка важно, что столь насущная тема «вынесена для обсуждения на такой площадке, которую никто не может обвинить в модернизме». В подобном обсуждении – «реальное начало соборности», считает он.

Архимандрит Алексий (Поликарпов) предложил сформулировать итоги обсуждения для священноначалия, «которое хорошо понимает проблему». Было решено разработать проект «Памятки христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения Животворящего Тела и Крови Христа Владыки» и представить текст священноначалию.

О. Николай Балашов полагает, что обсуждение поднятых на круглом столе вопросов надо продолжать. Епископ Марк выразил надежду, что «это может быть определенным рубежом в жизни нашей Церкви».

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения»

20 мая 2021 года в Сретенской духовной академии состоялся круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». В завершение мероприятия его участники утвердили итоговый документ.

Участники круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения» — члены Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, эксперты в сфере медицины и биологии, представители православной общественности — обсудили возникающие, в том числе среди чад Православной Церкви, вопросы относительно вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19.

Глубокой благодарности и уважения заслуживают ученые и врачи, предпринимающие значительные усилия для преодоления последствий и профилактики дальнейшего распространения коронавирусной инфекции COVID-19, унесшей жизни многих людей и внесшей существенное расстройство в жизнь народов. Сегодня, как и в прошлом, благодаря достижениям медицинской науки, в том числе в сфере вакцинопрофилактики, стали возможны предупреждение и снижение распространения многих болезней, облегчение страданий, которые они приносят людям, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет в том числе после применения вакцин от соответствующих болезней.

Исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации как медицинской процедуры, направленной на сохранение жизни и здоровья людей. В частности, указом Святейшего Правительствующего Синода в 1804 году архиереям и священникам было рекомендовано разъяснять народу пользу вакцинации от оспы. Тогда же основы прививания от этой болезни были включены в число общеобразовательных дисциплин в программе обучения будущих священнослужителей. Распространение вакцинации от оспы поддерживал, к примеру, святитель Московский Иннокентий[1].

Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее является индивидуальным решением каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин.

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. В частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается: «Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей» (XI.3). Следуя изложенному принципу и признавая, при этом, важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине. Следует заметить, что обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер.

Обеспокоенность части общества в отношении применения вакцин, в том числе вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, обусловлена, среди прочих причин, опасениями в связи с рисками поствакцинальных осложнений и формального подхода к иммунопрофилактике, не учитывающего индивидуальные особенности людей. Участники круглого стола, отмечая, что оценка эффективности и степени риска побочных эффектов медицинских препаратов не входит в задачи и компетенции Церкви, подчеркивают важность широкого экспертного и общественного обсуждения данных проблем и надлежащей проверки используемых препаратов на предмет побочных эффектов, в том числе отложенных, а также сертификации этих препаратов. Не менее важным представляется полноценное и доступное информирование людей, принимающих решение о вакцинации, о степени ее необходимости и возможных последствиях. Ясное и публичное разрешение должен получить и вопрос о достаточной медицинской помощи и социальной поддержки людей, в случае возникновения у них тяжёлых или долгосрочных поствакцинальных осложнений.

При этом участники круглого стола считают недопустимым и греховным распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с «принятием печати антихриста», равно как и конспирологических утверждений о якобы производимом посредством вакцинации тайном чипировании человечества.

В церковном сообществе смущение вызывает то, что при создании отдельных вакцин, в том числе некоторых из вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, были использованы клеточные культуры, выращенные из эмбриональных человеческих клеток, полученных вследствие аборта, пусть даже совершенного полвека тому назад и более. Как отмечено в Основах социальной концепции, Русская Православная Церковь считает недопустимым «изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний» (XII.7). Следует заметить, что по информации разработчиков в самих вакцинах не содержатся клетки эмбрионального происхождения, а упомянутые выше клеточные культуры уже много лет используются для создания вакцин. При этом по замечанию представителей ученого мира — участников круглого стола — при тестировании на стадии разработки иных вакцин и множества других медицинских препаратов также используются подобные эмбриональные человеческие клеточные культуры. Участники круглого стола, констатировав эту ситуацию, полагают необходимым, чтобы фармацевтические компании изыскивали возможность применения технологий, исключающих использование упомянутых клеточных культур.

С учетом изложенного участники круглого стола считают, что в настоящее время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от коронавирусной инфекции COVID-19, православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура. При возможности выбора между подобной вакциной и вакциной, разработанной без использования эмбриональных человеческих клеточных культур, участники круглого стола высказываются в пользу применения последних вакцин, как этически более приемлемых.

Участники круглого стола призывают к уважительному отношению к позиции как тех людей, которые считают возможным применение для себя или своих детей вакцин, изготовленных с использованием эмбриональной человеческой клеточной культуры, так и тех, кто отказывается от такового применения.

Участники круглого стола считают необходимым продолжение дискуссии о моральных аспектах широкого использования в медицине клеточных культур, выращенных из эмбриональных человеческих клеток.

[1] — См. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников / [Соч.] Ивана Барсукова. — М.: в Синод. тип., 1883. Стр. 82-83.

Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в сфере социальной защиты населения обсудили на круглом столе в Совете Федерации

17 мая 2022 года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ в рамках X Парламентских встреч состоялся круглый стол «Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в сфере социальной защиты населения: светское и религиозное измерение».

В мероприятии участвовали сенаторы, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители Русской Православной Церкви, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства науки и высшего образования, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов федерации, общественных организаций.

«За последние 30 лет Церковь стала крупнейшим организатором благотворительности в России. Сегодня Церковь собирает добровольцев, создает новые методики в реабилитации бездомных, наркозависимых, алкоголезависимых. Церковь пришла в больницы, в социальные приюты. Она не отказывает в помощи никому. И каждый храм фактически является центром социального обеспечения людей. В каждом храме человек может получить поддержку и помощь. У нас создан Синодальный отдел по благотворительности, который координирует церковное социальное служение. Организует эту работу непосредственно Святейший Патриарх Кирилл, инициирует ее и сам в ней участвует», — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон в начале заседания.

«Церковь имеет очень богатый и разносторонний опыт социального служения и реализации различных программ — помощи бездомным, патронажной помощи, больничного служения, добровольчества. И мы все особенно это увидели в период пандемии, когда православные волонтеры, священники активно помогали нуждающимся семьям в обеспечении продуктами, медикаментами, средствами индивидуальной защиты. А сегодня священники оказывают духовную и гуманитарную помощь беженцам», — отметила сопредседатель круглого стола, сенатор Совета Федерации Ольга Хохлова.

C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, подчеркнул епископ Пантелеимон в ходе круглого стола. «В России Церковь собрала и передала более 1400 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, из них более 825 тонн направлено в зону конфликта. Вынужденных переселенцев разместили в 48 церковных учреждениях на территории России и других стран. Более 600 человек ежедневно получают помощь в гуманитарных центрах приграничных епархий и в Москве. Синодальный отдел по благотворительности организовал в Москве церковный штаб адресной помощи беженцам, куда ежедневно за помощью обращаются до 200 человек», — рассказал епископ Пантелеимон.

Медицинскую помощь беженцам оказывает церковная больница святителя Алексия. Кроме того, медики-добровольцы церковной больницы начали оказывать медицинскую помощь жителям Мариуполя. С середины апреля они участвовали и в помощи поступающим раненым в Горловской больнице.

Епископ Пантелеимон также обратил внимание участников круглого стола на проблемы беженцев, с которыми они сталкиваются в России. Прежде всего это проблемы с легализацией и оформлением правового статуса.

Для оформления правового статуса в России беженцам необходимо пройти медицинское освидетельствование и перевести документы с украинского на русский язык. Стоимость медицинского освидетельствования на одного человека в МФЦ в Москве составляет более 4 тысяч рублей. Стоимость перевода одного документа — более одной тысячи рублей. Если человек подает документы, то должен заплатить госпошлину: 1600 рублей за получение разрешения на временное проживание (РВП), 5 тысяч рублей за вид на жительство и 3,5 тысяч рублей — за оформление гражданства. Обязательная сдача экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства России — не менее 3,5 тысяч рублей.

«Государство выделяет на помощь беженцам 10 тысяч рублей на человека, но эти деньги, как правило, уходят на питание и другие базовые потребности, и денег на получение документов не хватает. Надо подумать над тем, чтобы отменить госпошлину при оформлении правового статуса в России и освободить людей, приехавших из Украины, от необходимости подтверждать владение русским языком — в своем большинстве они этим языком владеют», — предложил епископ Пантелеимон.

Кроме того, викарий Святейшего Патриарха отметил, что беженцы сталкиваются с трудностями при обращении в органы власти за предоставлением временного убежища. Человеку приходится ждать месяцы, и он не может оформить полис ОМС и официально трудоустроиться в России. Председатель Синодального отдела по благотворительности предложил представителям власти продумать, как упростить систему получения временного убежища.

Владыка Пантелеимон также предложил, чтобы у беженцев появилось право на бесплатную медицинскую помощь и жизненно необходимые лекарства, так как сейчас они могут получить в России только экстренную медицинскую помощь.

О работе церковного штаба помощи беженцам в Москве рассказала его руководитель Нина Миловидова. «Штаб открылся 5 марта этого года. За три месяца работы в нем получили помощь 4 400 семей. В центре оказывают гуманитарную, юридическую, психологическую помощь, содействие в трудоустройстве и расселении, помощь в культурной адаптации, духовную поддержку», — рассказала Нина Миловидова.

Она также отметила, что, по наблюдениям сотрудников штаба, самая уязвимая и незащищенная категория беженцев — одинокие пожилые люди. Среди основных проблем, с которыми они сталкиваются, — это получение временной регистрации, оформление пенсии, получение медицинского полиса и отсутствие жилья. «В государственные дома престарелых берут только граждан России. В Подмосковные ПВРы не берут без паспортов или миграционной карты. А документы зачастую утеряны», — отметила Нина Миловидова. Она рассказала историю пожилой женщины из Украины, которую недавно доставил в церковный штаб помощи беженцам городской «Социальный патруль». До этого она жила на вокзалах и в местах, где ее кормили прохожие. Все ее имущество составляли несколько пакетов вещей. Проведя в России несколько месяцев, она хотела только одного — вернуться на Украину, к сыну, который ее не ждет и связь с которым потеряна. Каждую неделю в церковный штаб помощи беженцам обращаются несколько пожилых людей с похожими судьбами, которые полностью отчаялись получить помощь в России.

В связи с этим Нина Миловидова предложила изучить возможность создания в нескольких пилотных регионах малокомплектных домов для одиноких пожилых людей, где они могли бы жить полноценной жизнью в комфортных условиях, а также малокомплектных центров круглосуточного ухода за лежачими больными и пожилыми людьми.

Руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов отметил в ходе заседания, что в Церкви создана единая федеральная горячая линия социальной помощи 8 800 70-70-222, по которой сейчас поступает свыше 6000 звонков в месяц, из них около трети — с просьбами от беженцев. «Более года назад мы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла запустили горячую федеральную линию, по которой может позвонить любой человек, попавший в беду и попросить о помощи. После того как операторы линии приняли звонок, они узнают, из какого региона человек звонит, с какой просьбой, а затем переключают его на социальный отдел той епархии, где человек находится. После выяснения всех обстоятельств решается вопрос, как человеку можно помочь», — отметил диакон Игорь Куликов.

О помощи православных добровольцев раненым в госпиталях рассказала руководитель направления больничного служения Синодального отдела по благотворительности Наталья Шакуро. Она отметила, что в начале мая Учебный центр больницы святителя Алексия и Синодальный отдел по благотворительности открыли в Москве очные краткосрочные курсы по уходу за ранеными в госпиталях. На курсы уже подано 840 заявок от добровольцев. Обучение прошли более 70 человек. В настоящее время православные добровольцы помогают раненым в госпиталях в Москве, Одинцове Московской области, в военном госпитале Ростова-на-Дону и в Новоазовской центральной районной больнице. «Мы также видим необходимость реабилитации пострадавших мирных жителей, раненых. Это не только медицинская реабилитация, но и духовная, психологическая реабилитация для тех людей, которые получили тяжелые травмы и пережили ампутации», — отметила Наталья Шакуро.

Викарий Симферопольской епархии епископ Бахчисарайский Каллиник рассказал о том, какую помощь оказывает Симферопольская епархия беженцам. «Симферопольская и Крымская епархия с самого начала конфликта подключилась к оказанию помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям Донецкой, Херсонской, Запорожской областей и жителям Мариуполя. На сегодняшний день отправлено более 150 тонн гуманитарной помощи, которую получили свыше 25 тысяч человек. Уже сейчас направлен следующий конвой с гуманитарной помощью, около 20 тонн», — отметил епископ Каллиник.

Он отметил, что среди проблем беженцев в Крыму — отсутствие возможности обменять гривны на рубли, сложность с получением прописки, трудоустройством, оформлением детей в детские сады. В Херсонской и Запорожской областях людям нужны продукты, вода, средства гигиены, лекарства. «Особенно остро стоит вопрос с рецептурными препаратами, которые жизненно необходимы людям», — отметил представитель Симферопольской епархии. Он добавил, что в особом внимании нуждаются пожилые люди, которые в силу здоровья и возраста не могут решиться на эвакуацию, а также тяжелобольные дети и дети с паллиативным статусом.

Епископ Калинник предложил рассмотреть возможность денежной помощи со стороны государства тем людям, которые готовы принять у себя беженцев. «Также необходимо максимально не только упростить процедуру оформления документов для беженцев, но и сделать все этапы получения пострадавшими людьми документов бесплатными. Составить понятную дорожную карту получения документов в кратчайшие сроки, поскольку это влияет на финансовое положение беженцев и на возможность их трудоустройства», — подчеркнул викарий Симферопольской епархии. В Херсонской и Запорожской области епископ Калинник предложил создать гуманитарные центры помощи.

Также в ходе заседания директор общественно-церковного приюта для бездомных «Теплый прием» Илья Кусков обратил внимание участников круглого стола на проблемы бездомных людей. «На данный момент в стране действует 280 государственных центров социальной реабилитации общей коечной вместимостью в 8,5 тысяч мест. Это совсем немного, учитывая, что на улицах городов, по подсчетам экспертов, проживают десятки тысяч бездомных. Часть бездомных вообще не видна для государственной системы реабилитации. Это лица без гражданства, граждане других стран, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и беженцы. Сегодня именно православные организации уже принимают бездомных беженцев с Украины, и пытаются решить их миграционные и социальные проблемы. Среди таких организаций — приют "Теплый прием"», — отметил Илья Кусков.

«Теплый прием» — общественно-церковный приют для бездомных и людей с инвалидностью в Химках. Бездомные, как правило, находятся в приюте от 3 до 6 месяцев. За это время сотрудники приюта помогают им восстановить документы, решить вопросы социального устройства, найти работу, а также получить необходимое лечение и медицинское обслуживание, сдать необходимые анализы. За 4,5 года работы приюта помощь оказана 785 бездомным. Сейчас в общественно-церковном приюте «Теплый прием» в Химках проживают 49 человек. На круглом столе отмечалось, что общественно-церковный приют «Теплый прием» оказался в критической ситуации: из-за смены собственника здания приюта «Теплому приему» грозит выселение и закрытие. Участники круглого стола приняли решение включить в список рекомендаций по итогам круглого стола просьбу к губернатору Московской области обратить внимание на проблему и поддержать приют «Теплый прием».

На круглом столе также выступили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Анна Кузнецова, заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай, заместитель министра науки и высшего образования России Елена Дружинина, директор департамента социальной защиты и социального обслуживания министерства труда и социальный защиты России Тарас Васько, директор Фонда Андрея Первозванного Владимир Бушуев, советник руководителя Росмолодежи, руководитель проекта «Большая перемена» Наталья Мандрова и др.

Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ приняли участие в круглом столе, посвященном теме защиты и сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей

27 июля 2022 года в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Сотрудничество институтов государства и общества для защиты и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей: принципы, приоритеты, задачи».

Организаторами мероприятия выступили Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Российская ассоциация защиты религиозной свободы и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Модерировали мероприятие председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений В.Ю. Зорин и председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы С.А. Мельников.

В ходе круглого стола выступили:

  • председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда;
  • заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе;
  • глава Духовного собрания мусульман России, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений муфтий А.Р. Крганов;
  • начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) С.В. Ряховский;
  • член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Н.И. Москвитина;
  • начальник отдела по экспортно-аналитической работе в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора М.В. Бычкова;
  • член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений С.В. Киришов;
  • член правления МОО «Союз православных женщин», член Экспертного совета Патриаршей комиссии по семье, защите материнства и детства И.А. Юмашева;
  • заместитель руководителя Международного евразийского движения, представитель митрополии РПСЦ В.М. Коровин;
  • ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин;
  • лидер общественного движения «Сорок Сороков» А.Б. Кормухин;
  • член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, главный редактор РИА «Катюша» А.Б. Цыганов;
  • руководитель Общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай» Э.Ю. Жгутова;
  • руководитель Комитета по научной институализации идеологии Клуба политологов «Сфера» В.В. Филиппова.

В.Р. Легойда отметил важность того, что рассуждения о традиционных ценностях «сейчас оформляются в нормативно-правовом поле» и «в области практически важных вопросов», при этом полемика о ценностях за последние годы вышла на первый план.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ назвал «прорывным» проект Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению ‎и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и сказал, что «наше общество ждет от политической власти конкретных практических шагов».

По его мнению, «ценностный суверенитет — это не только независимость, но и свобода национального развития», и «идеологическое представление о том, что религия — это частное дело», является не совсем верным т.к. «религия всегда была общим делом».

В завершение своего выступления В.Р. Легойда подчеркнул важность внесения в проект вышеназванного указа «веру в Бога, как традиционную ценность».

В.В. Кипшидзе отметил, что нужно усилить контроль за контентом, который транслирует нетрадиционные ценности среди молодежи. По его словам, этот контент «в социальных сетях и печатных изданиях остается сравнительно доступным». И поэтому «необходимо подумать о более сложном механизме имплементации этого запрета, усилении полномочий наших контролирующих органов». Нужно исследовать, насколько эффективен закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних т.к. «уровень симпатии к гендерной идеологии среди молодого поколения, к сожалению, остается достаточно высоким».

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также подчеркнул, что нужно ввести поощрение для тех людей, которые говорят на «языке современной культуры о защите традиционных ценностей». Он напоминл, что «есть Патриаршая литературная премия, но этого явно недостаточно».

В завершение В.В. Кипшидзе отметил, что процесс защиты традиционных ценностей только начат, и предстоит еще многое сделать для их утверждения.

Со стороны Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в мероприятии также приняли участие сотрудники управления по работе с государственными структурами: руководитель управления П.В. Лебедев, специалист управления диакон Захария Бегдаш и референт управления П.А. Овсянников.

Почему доверяют православию? (ТЕКСТ+ВИДЕО)

Роман Лункин

Открыл дискуссию Роман Лункин – ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Он познакомил участников круглого стола с некоторыми результатами социологического опроса, проведённого службой «СРЕДА».

Так, из опроса следовало, что порядка 43% наших граждан (если перенести полученные данные на общество в целом) уверенно называют себя православными. Интересен тот факт, что именно среди этой аудитории нашлось больше всего граждан, поддерживающих действующего президента.

На вопрос «доверяете ли вы Русской Православной Церкви?» 88% респондентов с разной степенью уверенности ответили утвердительно, а это значит, что в их число, помимо людей, исповедующих православие, входят неверующие, либо представители других конфессий.

На ещё один важный вопрос – «За последний год Вы стали больше или меньше доверять РПЦ?» – только 7% ответили «меньше». У 12% доверие возросло. Превалирующее большинство – 67% – не ощущают перемен в доверии.

«Стоит ли священникам активно заявлять о своей позиции по общественно-политическим вопросам?» Здесь мнения разделились практически поровну между «да», «нет» и «затрудняюсь ответить».

На стыке двух миров

Юрий Белановский

Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы» при Даниловом монастыре, полагает, что гражданский потенциал Церкви, а вместе с тем и доверие к Ней граждан, ещё предстоит развивать.

— Я нахожусь как бы на стыке двух миров: мир церковный и мир благотворительности. Могу сказать, что мир благотворительности в нашей стране достиг за десять лет больше в плане системного развития социальных инициатив, создания профессионального пространства, чем церковный мир за двадцать лет.

Благотворительность поднялась на уровень профессионального сообщества.

В церковной общественной деятельности, по мнению Юрия, таких достижений нет.

— Да, при приходах есть какие-то бабушки и дедушки, которые ведут кружки. Но программы, заявленные ещё в 90-х, до сих пор не реализованы.

Потеря авторитета – чья-то жизнь

— Благотворительные организации также озабочены вопросом, доверяют им или нет, ведь это отражается на судьбах конкретных людей, больных детей, стариков, которым эти организации оказывают помощь. Падение авторитета – это, быть может, чья-то жизнь.

И в этом направлении благотворительные организации активно работают и развиваются.

«Не хотим работать с верующими»

— В течение 4-х лет возглавляя добровольческое движение, я могу сказать, что Церковь, как мне кажется, немного побаиваются.

Когда где-то говоришь о нашей деятельности – объединить молодёжь, сформировать активные группы, – воспринимают нормально. Но как только узнают, что это связано с монастырём, – зачастую резкое отторжение: «Нет. Мы с верующими не хотим работать. К нам это отношения не имеет».

Напрашивается вопрос: быть может, опасаются «вербовки»? Юрий рассказывает:

— Для нас принципиально важно, что мы занимаемся исключительно социальной работой. Мы знаем, насколько может быть губительна попытка проповедовать родителям умирающего ребёнка.

При этом (и для меня это было откровением) в светских благотворительных организациях довольно много по-настоящему верующих сотрудников, которые при этом никак не афишируют свою веру.

«Ловцы человеков»

Юрий рассказал о существенном отличии церковной социальной деятельности от светской.

— Крупные светские организации напоминают рыбаков, сидящих на берегу реки, которая забита рыбой. Забрасывают невод – и «вылавливают» сразу по 100 волонтёров, забрасывают снова – ещё 100. Православная аудитория больше похожа на водоём, где можно сидеть с удочкой и день, и два, и три – и «поймать» всего одного человека.

Фото: Miljan Miletiс, orthphoto.net

Пойти на службу или заняться служением?

Юрий Белановский убеждён, что религиозный мотив для представителя волонтёрской группы является скорее вторичным.

— Люди, которые фокусируется на нём («я должен это делать во имя исполнения заповедей»), порой уже через месяц не выдерживают и уходят. А с простым мотивом, даже просто «за компанию», могут проходить год.

Чтобы служить обществу, нужен временной ресурс. Если этот ресурс всецело отдан храму, то что человек отдаст обществу?

Есть люди, у которых вектор больше смещён на служение. Они-то нам и нужны. При организации храмовой работы с обществом часто приходится опираться на людей, которые находится «за оградой».

Юрий Белановский (слева) и Роман Лункин

Юрий Белановский (слева) и Роман Лункин

Не всё надо делать «за спасибо»

— В благотворительности, – заметил Юрий, – все очень быстро поняли: есть ключевые системные задачи, которые должны выполняться профессионально, а значит – за деньги. Почему-то это понимание очень редко присутствует внутри православных организаций.

Недавно всплыла яркая тема – тема прозрачности бухгалтерии, о десятине. Многие священники – и меня это потрясло – говорили о том, что прихожане обязаны дать десятину, но не договаривали вторую половину фразы, которую вам скажет любой благотворительный фонд: «…А мы в ответ на десятину обязаны отчитаться, как она будет потрачена». Вот эта вторая половина фразы напрочь отсутствует у самых именитых московских священников.

Под каким флагом творить добро?

Один из участников круглого стола высказал мнение, что христианам будут больше доверять, если каждый из них будет творить добро от своего лица, а не под флагом организации.

На это Юрий резонно заметил, что человека с улицы просто так не пустят ухаживать за больными. Организация, обладающая юридическим статусом и авторитетом и набирающая волонтёров по тестам и собеседованиям, является своего рода пропуском в мир благотворительности.

Тогда прозвучал другой вопрос: причём здесь православие и в чём его приоритетность, если добро можно творить под «гражданским» флагом? Ведь никто не отменял простого нравственного императива, высказанного философом Кантом.

В обществе растёт тяга к нравственным ценностям, к делам добра, но не факт, что это говорит о тяге к Богу и росте доверия к Русской православной церкви. Дискуссия продолжается.

Читайте также: