Положение рук на столе

Обновлено: 18.05.2024

Во-время разговора люди очень часто жестикулируют, при этом нужно обращать внимание на то, какой руке и какой стороне руки говорящий отдает предпочтение. Если почаще показывает ладонь, то более откровенный и открытый он с вами.

Скрытные люди зачастую во время разговора и жестикуляции не показывают своих рук. Жест купцов с востока Европы закладывающих при разговоре с покупателем свои большие пальцы (свое "я") за вырезы рукавов жилета, и затем двигающих остальной рукой, пряча от собеседника ладонь. Руковеда подобная жестикуляция заставит сомневаться в словах купца, расхваливающего свой товар.

Ленин, произнося речи, размахивал правой рукой, сжатой в кулак. В противовес этому, все великие учители, бескорыстно посвятившие свою деятельность и жизнь благу человечества, мягкими жестами и открытыми ладонями (благословие) сопровождали свои поучения.

Скрытая жестикуляция. Человек, который имеет привычку держать руки за спиной, обыкновенно занят мыслями или планами, которые он скрывает (может быть временно) от окружающих. Это был типичный жест Наполеона.

"Шпилеобразное" положение рук. Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди, лица, занимающие руководящие должности, или люди с ограниченной жестикуляцией. Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх (на фото) и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи.

Второе положение используется тогда, когда человек не говорит, а слушает. Психологи заметили, что женщины чаще используют положение рук шпилем вниз, чем шпилем вверх.

Сцепленные пальцы рук. С первого взгляда это может показаться доверительным жестом, поскольку когда люди прибегают к нему, они улыбаются и чувствуют себя счастливыми. Исследования, проведенные психологами по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение.

Жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, руки лежат на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении.

Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, испытываемого человеком, то есть, с человеком труднее будет договориться в случае, если его руки подняты, говорится в руководстве для торговых агентов.

Жест "поглаживания подбородка" означает, что человек пытается принять решение.

Жест "пожимание плечами" обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови.

Значение жеста "ОК" хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии, в некоторых же странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает "ноль" или "ничего", в Японии он значит "деньги".

Обычай пожимать руки идет из глубокой древности, когда при встрече демонстрировали, что в руке нет камня или другого оружия. Таким образом рукопожатие стало символом доброжелательности. По этикету инициатором рукопожатия выступает наиболее уважаемый человек: старший подает руку младшему по возрасту, начальник – подчиненному, женщина – мужчине. Мужчина должен выждать, пока женщина протянет руку для рукопожатия.
На фото: премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, Барак Обама и его жена Мишель, сентябрь 2009 года.

Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого. В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба человека испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.
На фото: президент РФ Дмитрий Медведев и президент Лаоса Тюммали Сайнясон.

Обхватывающий жест "перчатка" обычно используется политическими деятелями. Автор этого жеста старается подчеркнуть, что он честен и ему можно доверять, но если применять этот жест при знакомстве, то можно произвести противоположный эффект: к вам в этом случае будут относиться с подозрением и осторожностью. Жест "перчатка" должен применяться только по отношению к хорошо знакомым вам людям.

Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими жестами используется как символ власти и превосходства.

Существует три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указывающего перста.

Когда ладонь повернута вниз, в жесте немедленно появляется оттенок начальственности.

Положение открытой ладони вверх есть доверительный, неугрожающий жест, напоминающий просящий жест нищего на улице.
На фото: российский кинорежиссер Александр Сокуров.

Перстоуказующий жест. Пальцы руки сжаты в кулак, и вместе с выставленным указательным пальцем вся конфигурация становится похожей на своеобразную дубинку, с помощью которой человека принуждают к подчинению.

Жест "указующего перста" является одним из наиболее раздражающих, используемых человеком в процессе речи, особенно если он совпадает по смыслу со сказанными словами. "Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь заменить этот жест, изменив положение ладони вверх или вниз лицом, и вы увидите, что добьетесь больших успехов в отношениях с другими, советуют торговым агентам.

Потирание века. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.
На фото: председатель правительства Италии Сильвио Берлускони на пресс-конференции по итогам межгосударственных консультаций в Сочи, 3 декабря 2010 года.

Барьер из рук. Человек часто использует барьер из рук, находясь в обществе незнакомых людей, или при отсутствии уверенности в себе. Распространенный вариант неполного барьера — жест, при котором человек держит самого себя за руки, как Карла Бруни на этом фото. Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи.

Поза "руки на пояс" — один из наиболее характерных жестов, используемых человеком для передачи агрессивного отношения. Некоторые исследователи обозначают этот жест как "готовность", что в некотором отношении правильно, но основное значение этого жеста — агрессивность.

Жесты агрессивной готовности используются профессиональными манекенщицами, чтобы передать, что их одежда предназначена для современной, агрессивной, предприимчивой женщины.

Основы аима – прицеливание рукой и запястьем

Как правильно выбрать чувствительность под ваш стиль прицеливания? Разбираемся в материале.

ДАННАЯ РУБРИКА ПРИЗВАНА СДЕЛАТЬ ИЗ ВАС НАСТОЯЩИХ МАШИН ДЛЯ ТОЧНОЙ СТРЕЛЬБЫ. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАТЕРИАЛАХ, ПРОПИСАНЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ KOVAAK 2.0: THE META – ВАШ ЛИЧНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ И ТРЕНЕР НАВЫКОВ ИГРЫ В ЖАНРЕ FPS; ПОМОГАЕТ РАЗВИТЬ АИМ ЗА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ, ИЗБАВЛЯЯ ОТ НЕОБХОДИМОСТИ НАИГРЫВАТЬ ТЫСЯЧИ ЧАСОВ РАДИ НЕБОЛЬШОГО ИМПРУВА.

ОСНОВЫ АИМА РУКОЙ ПРОТИВ АИМА ЗАПЯСТЬЕМ

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ : прежде чем мы углубимся в механику прицеливания, оговоримся, что существует один опрометчивый поступок во время игры в шутеры: положение вашего запястья на краю стола. Ни в коем случае не делайте так! В этом положении слишком мало стабильности и пространства для движений, также присутствует риск травмы нерва, связок или сухожилий, особенно если ваше запястье находится на возвышенности (выше локтя). Настоятельно рекомендуем играть, положив часть или все предплечье на стол, как описано ниже.

Подытожим: использование руки в процессе прицеливания обеспечит максимальную точность, мобильность и контроль, а также ограничит повторяющиеся стрессовые травмы.

Для начала необходимые определения:

«Аим запястьем» = передвижение мыши с помощью ладони и запястья;

«Аим рукой» = передвижение мыши с помощью всей руки.

Техника, которую вы используете, полностью зависит от вашей чувствительности мыши.

Низкая чувствительность мыши (от 50см/360 до 80см/360)

Игроки с низкой чувствительностью предпочитают использовать руку во время аима, а запястье лишь во время небольших корректировок, так как им приходится преодолевать довольно большие расстояния при прицеливании, чтобы выполнить относительно небольшое движение в игре.

Средняя чувствительность мыши (от 30см/360 до 50см/360)

С другой стороны, игрок, использующий среднюю чувствительность мыши (около 35 см/360), способен комбинировать аим запястьем и рукой. В этом диапазоне чувствительности запястье может послужить управлением частью или всем прицеливанием выполняемым игроком, в то время как рука помогает быстро менять направление прицела.

Высокая чувствительность мыши (от 1см/360 до 30см/360)

Игроки на высокой чувствительности по большей части используют только запястье для аима, почти исключая движения рукой. Это связано с тем, что от небольшого движения мыши, прицел проходит большое расстояние в игре .

За исключением очень высокой или очень низкой чувствительности, не существует единой техники прицеливания руки или запястья, но есть спектр того, насколько сильно вы полагаетесь на каждую технику прицеливания. Чем ниже ваша чувствительность, тем больше вы используете руку, и чем выше ваша чувствительность, тем больше вы используете запястье. Включение руки в процесс аима обычно обеспечивает большую точность и контроль, и ограничивает повторяющиеся стрессовые травмы. Хотя и есть игроки-исключения, которым удается идеально аимить, используя только запястье, но всё же подавляющее большинство профессиональных игроков в шутеры от первого лица используют руку.

ОПРЕДЕЛЯЕМ РАЗМЕРЫ КОВРИКА И СТОЛА

Как «глубоко» ваша рука должна находиться на столе? Нет правильного или неправильного ответа, так как это зависит от множества факторов и предпочтений. Основными переменными, на которые мы обращаем внимание, являются трение, размер коврика для мыши и поверхность стола. Чем глубже рука у вас находится на столе, тем выше трение, а это означает, что для выполнения движений потребуется немного больше силы (это не обязательно плохо). Если у вас маленький коврик для мыши, и часть вашей руки находится на столе, а другая часть - на коврике для мыши, у вас будут некоторые проблемы, особенно если поверхность стола цепкая и замедляет движения.

Лучше всего найти коврик такой коврик для мыши, чтобы на нем поместилась вся поверхность руки (при этом рука не должна касаться поверхности стола).

ЭРГОНОМИКА АИМА

Если вы решились положить предплечье на стол, то поначалу вам наверняка будет неудобно играть, поэтому вот несколько советов, как сделать переход более плавным:

1. Сядьте повыше : убедитесь, что ваше сиденье достаточно высоко, чтобы ваша рука могла естественно лежать на столе, не поднимая плеча. Возможно, вам придется добавить подушки или полотенца, чтобы достичь удобной высоты. Следите, чтобы ваше плечо было слишком низко, но не забывайте, что лишний вес и трение о стол приносят больше вреда, чем пользы. С другой стороны, слишком высокое положение плеча может привести к тому, что на столе будет слишком мало давления рукой, что затруднит контроль движений, поэтому рекомендуем поэкспериментировать с положениями, чтобы найти то, что вам больше всего подходит.

3. Место на столе или угол стола : если вы сядете перед столом, возможно, вам покажется, что на нем достаточно места для рук. В таком случае стоит прибегнуть к данной хитрости — поставьте ваш сэтап под углом, как на картинке ниже. Это позволит удобно расположить руку.

4. Чувствительность мыши : попробуйте уменьшить чувствительность мыши. Если вы хотите играть с высокой чувствительностью, положить руку на стол может показаться странным, особенно учитывая тот факт, что при высокой чувствительности мыши рука не влияет на прицеливание. Понижение этой чувствительности заставит вас задействовать руку для прицельных движений и, в конечном итоге, ускорит процесс привыкания к новому положению руки.

Переведено специально для Champs.pro
Максим «STARBOY» Фомин

Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть-2

От автора: В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого собеседника через сканирование его подсознания. Тогда были представлены материалы, используемые при дистанционном обучении психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики головы и рук собеседника. А попутно мы представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных кинетик рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений: «Передний нижний замок», «Задний замок», «Руки в карманах», «Руки в бок

КОГДА РУКИ ГОВОРЯТ О ЧЕЛОВЕКЕ БОЛЬШЕ,

ЧЕМ ЕГО ЯЗЫК ЧАСТЬ-2

О чем будет идти речь…

В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого собеседника через сканирование его подсознания. Тогда были представлены материалы, используемые при дистанционном обучении психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики головы и рук собеседника. А попутно мы представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных кинетик рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений: «Передний нижний замок», «Задний замок», «Руки в карманах», «Руки в боки», а в следующей статье – «Руки захватчика», связка «Рука у лица».

«Передний нижний замок»: фрейдовское «либидо» или нормальная физиология?

Вначале – о практически не информативном жесте – о «переднем нижнем замке»…

-

- Согласен, не следовало бы… только… только в общественном мнении он имеет некую, скажем так, особую трактовку…

Но вначале – о том, как выглядит «передний нижний замок»: руки впереди (как бы на животе) и чуть внизу, ладонь в ладонь или сцеплены как-либо иначе (см. рис. 1).


Психоаналитики пытались связать это положение рук с ли­бидо, но - без соответствующей аргументации в обоснование такой ин­терпретации сексуального влече­ния. Зато есть основание принять интерпретацию, основанную на данных нормальной (не патологической) анатомии и физиологии человека.

Но вначале – об эксперименте. В ходе психологического тре­нинга Ваш покорный слуга просит одного из обучающихся встать (чего поч­ти никогда не делает) и рассказать о своей организации (компании). Слушатель встает и начинает свой рассказ, но при этом руками как бы слегка опирается на спинку стоящего впереди стула. Когда ведущий просит убрать руки со спинки стула (что вызывает явное удивление), слушатель, продолжая рассказ о своей организации, берет ручку и «машинально» начинает ее вертеть в руках. Когда веду­щий просит положить ручку (что вызывает еще большее удивле­ние, граничащее с раздражением), слушатель, продолжая теперь уже безо всякого энтузиазма рассказ, берет в руки лежащий перед ним очечник и начинает его перекладывать из руки в руку. И когда слышит, что и этого делать не следует, он. замолкает, при этом испы­тывая явное неудовольствие ведущим.

А ведущий знал, почему и зачем выступающий так поступал со своими руками, ибо того требовала особенность анатомии и физиологии рук человека.

А эта особенность заключается в том, что мышцы, осуществляющие сгибание рук в локтевом суставе, оказываются у человека сильнее мышц, осуществляющих разгибание рук в локтевом суставе (так
устроен человек, , а почему так – возможно, чуть позже поговорим). Значит, нормальное (анатомы говорят «физиологическое») положение рук – слегка согнутое в локтевом суставе (сгибатели сильнее разгибателей). И вот ещё одно подтверждение:

попробуйте лечь на воде на спину и расслабиться – Ваши руки примут именно такое положение: полусогнутое в локтевых суставах.

Вот почему когда руки свободны, они стремятся принять положение, названное в кинетике «передний нижний замок».

Вот почему неестественно (не физиологично) положение, когда человек стоит с опущенными вниз руками – руки «просятся» быть согнутыми в локтевом суста­ве.

Вот почему когда у человека есть возможность, он, стоя, либо касается спинки впереди стоящего стула (тогда его руки прини­мают физиологическое – слегка согнутое в локтевом суставе – положение), либо берет в руки ручку, очечник, иной предмет. (что и наблюдалось у слушателя в ходе эксперимента, о чем он не знал, но, узнав, получил порцию положительных (компенса­ционных) эмоций от ведущего).

А вот если ничего подобного нет (ни спинки стула, ни ручки в руках) – тогда и появляется «передний нижний замок» – руки скрещены в нижней части живота. Нормальное (физиологическое) положение (см. рис.2).


Не нормально, когда от человека требуют (будь то взрослый или ребенок), чтобы тот стоял – «руки по швам»; не нормально ибо не физиологично (родители, не требуйте от детишек: «Ну-ка опусти руки, что ты ими всё вертишь!» - теперь-то Вы знаете, почему он так…).

Таким образом, «передний нижний замок» не несет никакой иной смысловой нагрузки, кроме. физиологической. И, поэтому увидев такой кинетический знак, забудьте о нем.

Если Вы увидите руки в «заднем замке».

«Задний замок»: руки за спиной (см. рис. 3),


не обязательно переплетены, возможно – ладонь в ладонь.

На рис. 4 представлены четыре ситуации, когда у одного из изображенных виден «задний замок».


Поскольку на фрагмен­те (г) «задний замок» вынужденный, то

кинетику рук разъяснять не будем. Ситуации, изображенные на фрагментах (а) и (в), настолько очевидны, что не нуждаются в дополни­тельной интерпретации. Наиболее показательна фигура на фраг­менте ( б): от этого «хозяина положения» исходит явная уверенность в своем статусе, поэтому он и не нуждается в руках, как средстве защиты, может их убрать, демонстрируя этим самым «я никого не боюсь»; типичная «пристройка сверху».

Как пока­зывает опрос наших слушателей, кинетика «задний замок» скорее сочетается с «головой властелина», чем с «головой внимающего», а также скорее схожа с «выправкой военного», чем с «сутулой спиной».

А теперь, с учетом представленной выше информации и аргу­ментации:

Резюме для психодиагностики. Скорее всего, «задний замок» Вы не увидите у своего собеседника, когда в кабинете обсуждаете с ним какие-либо вопросы. А вот если Вы подобную кинетику заме­тили у лектора, преподавателя, есть основания полагать, что он ощущает себя явно «пристройкой сверху» по отношению к слушаю­щим. И уж точно для него сейчас не характерно чувство почтитель­ного отношения к аудитории, чувство внимания к ним, тем более – некоего подобострастия, ибо «пристройка снизу» не сочетается с кинетикой «задний замок».

И уж коль скоро мы заговорили о жесте, связанным с уверенностью, поговорим еще об одном жесте -

Руки в карманах – почему «как хулиган»?


Прежде: как выглядит эта кинетика – см. рис.5. А теперь – об интерпретации жеста «руки в карманах».

В детстве родители одного мальчика, отучая его держать руки в карманах, говорили: «Что ты держишь руки в карманах, как ху­лиган!» И в самом деле: в фильме «Место встречи изменить нель­зя» один из героев – «Промокашка» – дефилируя по улице, шел и держал при этом руки в карманах, это был своеобразный шик. Ответ на вопрос «почему?» находят мои слушатели при решении следующей задачи: «Перед Вами две женщины, одетые одинаково – на той и другой скромный костюм. Они стоят и разговаривают; при этом одна из них постоянно держит руки в карманах пиджака, а у второй подобного жеста нет. Известно, что одна из них работает в детском саду медсестрой, а другая – глава одного из департа­ментов в министерстве (зам. министра). Вопрос: кто из них ско­рее держит руки в карманах: медсестра или зам. министра?» Статистика наших опросов показывает: 93% наших слушателей отвечают верно – зам. министра.


Руки в карманах, как и руки за спиной (см. выше) – это то по­ложение рук, когда их проблематично быстро ввести в действие, например, для защиты, отражения нападения. А значит, если человек держит их в таком положении, он не рассчитывает, что ему придется защищаться, отражать. ибо уверен, что никто не посмеет напасть на него, уверен в своем положении, в прочно­сти своего статуса в обществе (как тот «Промокашка»). И теперь понятно, почему позволяет себе держать руки в карманах та из двух женщин, которая более уверена в своем социальном стату­се – зам. министра, а не медсестра. Руки в карманах проявляют подсознательную уверенность в своем положении (см. рис.6). А еще иногда руки в карманах – это как бы намек на то, что там может быть оружие.

А теперь, с учетом представленной выше информации и ар­гументации:

Резюме для психодиагностики. Скорее всего, общаясь с ин­теллигентными людьми, Вы не увидите у них такой кинетический знак – руки в карманах. А если и увидите, есть все основания по­лагать, что психическое состояние этого человека можно описать как склонность к независимости и уверенности (а то и самоуверенности) в себе.

А теперь – о жесте, которому уделяют явно недостаточное внимание:

Жест самопрезентации


Обратите внимание на эту маленькую кокетку… Хотя она и не знает такого слова - «самопрезентация», но жестом «руки в боки» она подсознательно увеличивает площадь возможного внимания к своей персоне (см. рис. 7).

Действительно, жест «руки в боки» увеличивает площадь тела, подлежащего вниманию окружающих. При этом подобный жест имеет место быть не только с позитивным знаком («Как? Идёт мне?!»), но и с негативно-агрессивным оттенком в виде угрозы.

Жест "Руки домиком"

Сигналы уверенности выражают исключительно комфортное состояние мозга. Некоторые знаки уверенности, подаваемые с помощью кистей рук, показывают нам, что человек вполне доволен и удовлетворен текущим положением дел.

Руки «домиком»

Соединение рук «домиком», возможно, является самой выразительной эмблемой полной уверенности в своей правоте и прочности занимаемой позиции (см. рис. 49). Жест заключается в соединении кончиков выпрямленных пальцев обеих рук и похож на положение рук при молитве, отличаясь лишь тем, что основания пальцев разводятся в стороны и ладони не соприкасаются. Он называется «домиком», потому что кисти рук образуют подобие островерхой крыши церковного здания. В Соединенных Штатах женщины при выполнении этого жеста держат руки низко (обычно на уровне пояса), отчего порой заметить его бывает довольно трудно. Мужчины склонны складывать руки «домиком» на уровне груди, благодаря чему жест оказывается более заметным и выразительным.


Жест Руки домиком

Рис. 49. Соединяя кончики пальцев, мы образуем «домик», который является одним из самых выразительных знаков уверенности в нашем репертуаре.

Сложенные «домиком» кисти рук означают, что вы уверены в своем мнении или позиции. Этот жест дает людям ясно понять ваше отношение к обсуждаемому вопросу и предупреждает о том, что вы готовы упорно отстаивать свою точку зрения. Люди с высоким статусом (юристы, судьи, врачи) часто включают соединение пальцев «домиком» в повседневный экспрессивный репертуар, чтобы подчеркнуть уверенность в себе и свое превосходство. Время от времени этот жест использует каждый из нас, но вся разница в том, как часто и в какой форме. Одни люди делают это постоянно, другие редко, третьи модифицируют жест (например, соединяют только выпрямленные указательные и большие пальцы, а остальные переплетают между собой). Кто-то складывает руки «домиком» под столом, кто-то высоко перед собой, а некоторые даже над головой.

Те, кто ничего не знает о невербальном значении этого выразительного жеста, могут удерживать руки «домиком» в течение продолжительного времени, особенно в благоприятных для себя ситуациях. И даже когда людям прекрасно известно, что этот жест выдает их состояние, им все равно трудно его скрыть. Лимбический мозг доводит эту реакцию до такой степени автоматизма, что подавить ее оказывается чрезвычайно трудно, особенно в состоянии возбуждения, когда человек забывает о необходимости следить и контролировать свои действия.

Обстоятельства могут быстро измениться и внести коррективы в наше отношение к событиям и людям. В таких случаях нам достаточно доли секунды, чтобы превратить жест полной уверенности в демонстрацию неуверенности. Если наша уверенность пошатнется или в мозгу появится зерно сомнения, то наши соединенные «домиком» пальцы могут мгновенно переплестись и привести руки в молитвенное положение (см. рис. 50). Эти перемены в невербальном поведении происходят очень быстро и точно отображают наши мгновенные спонтанные реакции на изменяющиеся события. Человек может неоднократно изменять положение пальцев, то соединяя их «домиком» (знак уверенности), то переплетая между собой (знак неуверенности). Эти изменения в точности отображают происходящий с переменным успехом процесс борьбы уверенности и сомнения.




Рис. 50. Переплетение пальцев рук — это универсальный способ показать, что мы испытываем стресс или тревогу.

Сложенные «домиком» руки убеждают присяжных

В силе невербального поведения можно убедиться, изучая воздействие жеста соединения рук «домиком» в разных социальных условиях. Этот жест полезно использовать свидетелям в зале суда, его даже специально рекомендуют тем, кто выступает в роли свидетелей-экспертов. Руки, сложенные «домиком», подчеркивают важные моменты и подтверждают уверенность эксперта в том, что он говорит. Когда эксперты ведут себя подобным образом, их выводы убеждают присяжных сильнее, чем в тех случаях, когда они держат руки на коленях или переплетают пальцы. Любопытно отметить тот факт, что когда обвинитель складывает руки «домиком» во время выступления своего свидетеля, то убедительность показаний повышается, потому что присяжным кажется, что защитник согласен с заявлениями свидетеля. С другой стороны, когда присяжные видят, как свидетель переплетает или заламывает пальцы, они обычно считают такое поведение признаком нервозности или даже могут заподозрить его во лжи (к сожалению, такое случается довольно часто). Важно отметить, что подобное поведение одинаково свойственно как честным, так и нечестным людям, и поэтому эти жесты нельзя автоматически считать признаками обмана. Тем не менее я советую всем свидетелям либо складывать руки «домиком», либо соединять сложенные горстью руки, не переплетая пальцев, поскольку эти жесты выглядят более достоверными, уверенными и естественными.

Сложенные «домиком» и расположенные на нужном уровне руки можно использовать для позитивного воздействия на людей. Этот жест способен выразить столь высокую степень уверенности и твердости, что людям становится трудно бросить вызов человеку, который использует такой невербальный сигнал. Сознательно выработанная привычка складывать руки «домиком» может оказаться очень полезной. В частности, лекторам и торговым агентам следует чаще использовать этот жест, когда они хотят выглядеть особенно убедительно, а всем остальным — если они желают подчеркнуть значение сказанного. Подумайте также о том, какую помощь жесты уверенности способны оказать вам во время собеседований при поступлении на работу, в ходе презентации ваших идей на совещаниях или просто в откровенных беседах с друзьями.

Слишком часто на профессиональных совещаниях я замечаю, как женщины складывают пальцы «домиком» под столом или очень низко. Фактически, они собственными руками подрывают свою уверенность. Надеюсь, что осознание силы этого жеста как индикатора уверенности, компетентности и твердости — качеств, необходимых, чтобы заслужить признание, — поможет этим женщинам впредь демонстрировать это надежное оружие над столом.

Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть 3.

От автора: В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого Вашего собеседника. Тогда были представлены материалы по обучению психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики (жестов, положений) головы и рук собеседника. А попутно мы тогда представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных жестов (кинетики) рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений «Рук захватчика», а также связки «Рука у рта» и «Рука у головы».

Когда руки говорят о человеке больше,

чем его язык. Часть 3.

В предыдущей серии статей было положено начало обучению скрытному тестированию любого Вашего собеседника. Тогда были представлены материалы по обучению психотехнологиям и психотехникам диагностики психики собеседника через анализ неосознаваемой кинетики (жестов, положений) головы и рук собеседника. А попутно мы тогда представили результаты сканирования подсознания ряда известных деятелей страны.

Сегодня мы продолжим учиться сканированию подсознания – дистанционной психодиагностики через анализ непроизвольных жестов (кинетики) рук Вашего собеседника и дадим психологическую интерпретацию положений «Рук захватчика», а также связки «Рука у рта» и «Рука у головы».

«Руки захватчика»

Прежде: речь будет идти о жесте, когда руки, вытянутые от тела – вперед ли, в стороны…

Когда руки говорят о человеке больше чем его язык Часть 3

На рис. 1 художник изобразил человека, который «ведет себя неприлично»: сидя в общественном транспорте, раскинул руки в стороны. А сущность «неприличия» его поведения заклю­чается в том, что он, раскинув руки, таким образом как бы увели­чивает «свое» пространство за счет пространства других, проявив тем самым агрессивное отношение к окружающим его людям. Так, вероятно, воспитан человек.


И тот, который сидит за столом (см. рис 2 ), его руки тоже направлены в сторону от тела, в пространство – «хозяин по­ложения», он также может позволить себе (как и его «коллега» в метро) отхватить кусок пространства. И тоже проявляет агрес­сию, только, скорее всего, это пан-агрессивность, агрессивность в характере, ибо сидит себе человек вроде как спокойно, ника­ких врагов не клеймит. В этой связи весьма интересна картина М. Нестерова «И.П. Павлов», (см. рис. 3)


где великий физиолог изображен почти как на рис. 1: руки вытянуты на столе, пальцы сжаты в кулак. (Кстати, автор этих строк разговаривал с сотрудниками И.П. Павлова, и они характеризовали того не только как велико­го ученого, но и как, увы, достаточно деспотичную личность.)


Вот еще один «захватчик» (см. рис.4) - на трибуне, и у него руки тоже вытянуты в сторону от тела. И хотя про него, скорее всего, не скажут, что он «ведет себя неприлично», но психологическая суть та же – захватить пространство. Но если в первом случае (рис.1) человек проявлял агрессию непосредственно против конкрет­ных людей – пассажиров, то в этом случае раскинутые в сто­роны руки проявили пан-агрессивный настрой (против всего и вся), который мог быть детерминирован либо содержанием его выступления («беспо­щадно клеймит врагов. »), либо – его характером, если таково положение его рук и тогда, когда он выступает на вполне миро­любивую тему.

Итак, руки, направленные в сторону окружения, даже если данная поза не оценивается как «неприличная», свидетельствуют о властности, напористости, агрессивности – либо ситуативной, либо более фундаментальной, проявляя характер человека.

Резюме для психодиагностики. Скорее всего, общаясь с интел­лигентными людьми, Вы не увидите у них такой кинетический знак – руки в стороны. А если и увидите, есть все основания по­лагать, что психическое состояние этого человека можно описать как склонность к агрессивности (если таковое достаточно часто и почти везде), а также самоуверенность (точно как при «голове властелина»), либо этот человек в данный момент испытывает агрессивный настрой.

Обратите внимание на связку: «рука у рта»

Рассмотрим психодиагностическую роль этой связки на примере известной скульптуры Родена «Мыслитель» (рис. 5).


Почему Роден назвал эту скульптуру (сущностью которой
является жест «рука у рта») «Мыслитель», а не, допустим, «Отре­шенность»?

Известно, что когда человек говорит (говорит, разумеется, не «на автопилоте», а обдумывая свои слова), он в этот момент не мыслит о чем-то ином, не может решать какие-либо другие проблемы; а наоборот, мыслит, или решает какие-то проблемы, то, значит, не может о чем-то другом говорить (не на автомате), ибо два эти действия – размышление (на такую-то тему) и говорение (на другую тему) можно осуществлять только попеременно. И тогда рука роденовского «Мыслителя», прикрывающая рот, –это как бы самозапрет на гово­рение – «чтобы слова не мешали мыслям» (ибо говорить – значит, открывать рот). Вот почему именно - «Мыслитель».


Подтверждение подобной интерпретации: рука у рта (как запрет на самоговорение) индикатор мыслительной активности мы находим не только в теории, но и в повседневной практике.

Посмотрите на на фрагмент «а» рисунка 6 - там изо­бражен очевидный для всех запретный жест: человек кому-то говорит, чтобы тот молчал, не открывал рта. На фрагменте «б» того же рисунка 6 тоже стремление не издавать звуки, толь­ко как бы запрет уже самому себе (чтобы не закричать: «Господи, какой ужас! Когда же это. »). На фрагменте «в» (рис. 6) тот же запрет на самоговорение в ситуации, когда хотелось сказать: «Господи, какую же я глу­пость сморозил!» И еще две подобные ситуации на фрагменте «г» «Где же это находится. ?» (опять рука прикрывает рот, чтобы слова не мешали мыслям) и фрагменте «д» (решение задачки).

Он потирает переносицу? – Для вас это хорошо.

Следующая группа жестов «рука у головы» – это жесты связанные с потиранием лба, переносицы, массирование (в виде почесывания) затылка или кончика носа (см. рис.7).


Все эти действия (жесты, кинетические знаки) имеют одну и ту же природу (этиоло­гию, сказали бы физиологи), проистекающую из особенностей анатомии человека.

Дело в том, что кровеносные сосуды, питающие кровью кожу головы, име­ют прямую связь с сосудами, питающими кровью мозг чело­века. А мозг человека работает тем интенсивнее, чем лучше он снабжается кровью. Следовательно, для успешного решения какой-либо трудной задачи необходимо усилить приток кро­ви к мозгу; и сделать это можно, например, через массирование кожи головы в виде потирания лба, переносицы, затылка и т.п..

Резюме для психодиагностики. Если у Вашего собеседника рука часто находится у рта, подумайте, а не родственник ли он роденовскому «Мыслителю». И оставьте на минуту в покое того, кто при решении какого-то вопроса, проблемы невольно потирает переносицу или массирует затылок, – пусть улуч­шает кровоснабжение своего мозга (Вам, как его собеседнику, это, скорее всего, выгодно).

Ну вот, дорогой мой читатель, на этом мы заканчиваем психодиагностический анализ жестов (кинетических знаков) рук, пальцев или ладони в целом. И теперь, когда Вы увидите протянутую для рукопожатия ладонь, обращенную книзу, или увидите у своего собеседника вдруг появившийся «большой передний замок», или непроизвольное потирание переносицы – Вы уже знаете, кто есть кто или в каком психическом состоянии в эту минуту находится Ваш собеседник… А кто информирован…

Но на этом наше обучение психодиагностике собеседника, сканированию его подсознания не заканчивается. Предполагается, что следующий цикл статей будет посвящен психофизиономике (только не путайте ни с физиономикой, ни с физиогномикой, ни психофизиогномикой…))). Но об этом – в следующий раз.

Читайте также: