Поль сезанн кухонный стол

Обновлено: 11.05.2024

Хотела ограничиться только любимыми пейзажами художника, но, как это часто бывает, погрузившись в мир творчества гения, не смогла остановиться. Ведь и натюрморты у него потрясающие, не зря они таким спросом пользуются на рынке произведений искусства. Один из них (второй сверху) вообще был продан в 1999 году за 60,5 миллионов долларов.

Блюдо персиков, 1894

Beethoven - Bagatelle No 59 in A minor

Кто сейчас не знает натюрмортов Сезанна с яблоками?! Плоды у него всегда сочные, яркие, осязаемые. Сам Сезанн позже говорил, что его яблоки связаны с одним довольно драматичным воспоминанием времен учебы - не с кем иным, как Эмилем Золя: "Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них - подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок." Вот они откуда, яблоки Сезанна!

Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой с фруктами, 1894. Продана за $60,5 млн. в 1999 году

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в городе Эксе. Его отец, происходивший из семьи потомственных ремесленников, одно время держал магазин по продаже модных шляпок. Экс и его нравы великолепно описал в своих романах друг Поля Сезанна известный писатель Эмиль Золя.

Натюрморт с зеленым сосудом и оловянным горшком. 1869

Поль был стеснителен и к тому же близорук. Он, Эмиль Золя и еще Баптистен Байль вместе много гуляли по окрестностям, а потом увлеклись еще и охотой. Позже в своем романе "Творчество" Золя объяснял то, что они сдружились, так: "Разные по натуре, они привязались друг к другу сразу и навсегда, притянутые тайным сродством, неясным стремлением к удовлетворению общих амбиций, пробуждением интеллекта, что возвышало их над грубой, шумной толпой лентяев и драчунов".

Натюрморт с бутылкой мятного ликёра, 1895

Вскоре Поль начал заниматься в Свободной рисовальной школе, но в то же время изучал и право. Как можно заключить из писем, которые он и в стихах, и в прозе посылал Золя в Париж, Поль очень переживал из-за того, что некрасив и на него не обращают внимания девушки. Об одной из них - Жюстине - он писал с особенным чувством.

Натюрморт с бытылкой рома, 1890

В Париже, куда Сезанн отправился в 1861 году, а потом, после возвращения в Экс и нудной работы в банке, вновь приехал в 1862 году, он около пяти лет посещал занятия в академии Сюиса. В 1863 году по указу Наполеона III, который нашел отвергнутые в Салоне работы такими же хорошими, что висели на стенах, был открыт Салон отверженных, где центром внимания стал "Завтрак на траве" Мане. Поль Сезанн увлекся живописью, его кумиром стал Писсарро, который очень точно чувствовал цвет.

Натюрморт с вазой для цветов, 1905

У Сезанна рано начала появляться лысина, а бороду, желая понравиться какой-то девушке, он сбрил, принеся завитки на алтарь Венере. Он носил красный жилет и мог улечься спать на уличной скамейке, подложив под голову башмаки.

Натюрморт с комодом на заднем плане, 1887

Огромное влияние на живопись Сезанна, как и на прозу Золя, оказала музыка. Сезанн и сам учился играть, очень любил оперу, почитал Вагнера. Гоген, когда писал о зрелом творчестве Сезанна, отмечал: "Можно говорить уверенно, что цвет в его живописи достиг музыкальной фазы. Он словно постоянно играет на большом органе".

Натюрморт с компотницей и яблоками

В 1869 году Сезанн познакомился с веселой, легкой в общении девушкой Мари-Ортанс Фике (Гортензией), которая позировала ему, а через некоторое время стала его женой. Однако в душе у Поля, как утверждают те, кто его близко знал, оставалась мечта об идиллическом, возвышенном чувстве. В конце века они расстались.

Натюрморт с корзиной (Кухонный стол), 1890

Очень болезненно воспринял Сезанн публикацию романа Золя "Творчество", где в оканчивающем жизнь самоубийством главном герое узнал себя. В последние годы жизни Сезанн очень страдал от сахарного диабета, его поддерживала сестра Мари и несколько близких друзей. Умер он 22 ноября 1906 года.

Натюрморт с красным луком и бутылкой, 1898

Последователи великого художника, так называемые "сезаннисты", в том числе и многие русские художники - Кончаловский, Фальк, Машков, Лентулов, вырабатывая свой творческий почерк, опирались на Сезанна. Однако никто из последователей Сезанна так и не достиг того непередаваемого, пульсирующего напряжения гармонично воплощенного целого, никто так до конца и не разгадал тайну великого французского мастера.

Поль Сезанн Cezanne, Paul (1839-1906)

В судьбе Поля Сезанна счастливо совпали гениальная одарённость художника и качества личности незаурядного, выдающегося человека. Но самому художнику это не принесло признания и счастья, а гонений и полной нищеты он избегал, только благодаря достатку родителей. Его уделом при жизни были насмешки и одиночество.

Картины Поля Сезанна в других альбомах

Непейзажная живопись

Натюрморт был для Сезанна вторым после пейзажей. Его Натюрморт с Яблоками и Апельсинами был написан между 1895 и 1900. Аранжировка фруктов, бутылок, тарелок и приведенной в беспорядок ткани на поверхности стола в натюрмортах Сезанна не предполагает потребления еды или напитка; это – сфероиды или цилиндрические тела. Действительностью пренебрегают; один из краев стола может скрываться под скатертью, когда другой будет торчать из под нее, и две стороны бутылки могут резко отличаться. Не замечал Сезанн, что его поиск цвета приводит к таким несоответствиям в отображении формы, или же выбирал деформации сознательно, никто уже не определит. Сезанн воспринимал предметы как меры формы и цвета, но они также обладали для него сильным психологическим значением.

Для своих редких картин с изображением людей Сезанн выбирал предметы столь же тихие, безличные, и отдаленные, как его натюрморты. Карточные игроки, приблизительно 1890-1892, изображают трех мужчин, двое из которых – одетые в синие блузы крестьяне с фермы, сидящие за столом, в то время как третий пристально смотрит вниз, сложив руки на груди. Карточная игра была любимым сюжетом среди последователей Караваджо. Игроки рассматривают карты, сами они нарисованы цветами на белой поверхности. Складки в стиле Джотто на блузе человека справа отображаются складками висящего занавеса, захватывая передний и задний план картины. Задний фон на неопределенном расстоянии, как небо в одном из пейзажей Сезанна.

Полная красота развитого стиля Сезанна замечена в его Женщине с Кофейником, приблизительно 1895. Мазки Сезанна с переменными оттенками синего и фиолетово-синего построили величественные цилиндры из рук и рифленую колонну из тела. Стабильность очень важна для Сезанна. При этом все же дверные панели на заднем плане наклоняются немного налево, компенсируя поворот головы вправо, и размещение кофейника и чашки. Регулировка деталей настолько изящна, что удаление одного элемента разрушает всю картину. Поиск Сезанном точных оттенков цвета был настолько скурпулезен, что время от времени общий план ускользал от него. Удивляющие элементы – загадочно вертикальная ложка и цилиндр чашки – определенно вне картины.

Пол Сезанн и его знаменитая гора Сент-Виктуар

Ведущим живописцем конца девятнадцатого века во Франции, одним из самых влиятельных художников в истории Западной живописи был Пол Сезанн. Сын преуспевающего банкира в южном французском городе Экс-эн-Прованс, Сезанн никогда не испытывал финансовые затруднения. Он некоторое время учился искусствам в Экс-эн-Провансе. В Париж Сезанн впервые приехал в 1861, но не собирался жить там постоянно. Сначала Сезанна интересовало официальное искусство Парижских салонов интересовался официальным искусством Салонов, но вскоре достиг понимания Делакруа и Курбе, а после этого и Мане. Вместе с тем, его ранние работы были в стиле романтизма. Только в начале 1870-ых Сезанн принял Импрессионистскую палитру, точку зрения, и предмет под опекой Писсарро. Сезанн представил свои картины в импрессионистском стиле в 1874, 1877, 1882.

Во время большей части его независимой карьеры Сезанн оставался в Экс-ан-Провансе. Его изоляция от других художников помогла ему сконцентрироваться на формировании нового стиля живописи.

Среди предметов, неоднократно написанных Сезанном, была гора Сент-Виктуар: скалистая масса, которая доминирует над равниной Экс-ан-Прованса. Картина Гора Сент-Виктуар была нарисована приблизительно в 1885-1887. Ничто не указывает ни времени дня, ни времени года. Не идет дождь, нет снега в этом пейзаже. Время побеждено постоянством. На этой картине не ясно, куда Сезанн помещает зрителя. Не ясно, откуда вырастает дерево. Некоторые объекты можно опознать как дома, деревья, поля, но порог визуализации высок, и ниже этого уровня нет ничего определённого.

Влияние длительности и массивности оказано новым использованием Импрессионистских пятен цвета. Пейзаж становится колоссальным горным хрусталем цвета – кубическое поперечное сечение мира. Его передний и задний планы определены ветвями и горой, изгибы которой они повторяют. Сопутствующие планы охватывают большое разнообразие оттенков синих, зеленых, желтых, розовых и фиолетовых цветов. Тонкое дифференцирование между этими оттенками производит впечатление трехмерности картины. Чтобы построить форму, Сезанн использовал пятна цвета, которые Ипрессионисты отвергли за 10 лет до этого. Он получил от природы чувство цвета и интеллектуальную организацию, похожие на ту, какую Пуссен получил из чисел, и сделал из импрессионизма что-то вечное, напоминая нам о душных фонах Джотто.

Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала двадцатого века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.

Поль Сезанн

Поль Сезанн

В 1874 году Париж стал местом художественной революции - открылась первая выставка художников, которых впоследствии назовут импрессионистами. Знаменитое событие сразу же было осуждено критиками. Картины Моне, Ренуара и других были слишком непривычными для их современников, но ни на кого не вылили столько сарказма как на одинокого задумчивого художника с юга Франции. Этого художника игнорировали всю жизнь, а сейчас его работы продаются за миллионы. Речь идет, конечно, о Поле Сезанне.

Сезанн был закомплексованным, измученным человеком. Всю жизнь ему было трудно общаться с людьми. Как человек он был жутко эгоцентричен, как художник он был гением. В 1874 году импрессионистские работы Сезанна стали постимпрессионистскими, поскольку он исповедовал уникальную художественную точку зрения – восприятие, которое вдохновит многих художников ХХ века, для которых Поль Сезанн станет отцом современной живописи.

Окончательный успех пришел к Сезанну после его смерти на ретроспективной выставке 1907 года в Париже. В частности, им восхищались Брак и Пикассо, которые обратили внимание на формы и структуры на полотнах живописца. Дэвид Эдиссон (историк искусства) считает, что «Сезанн - великий человек, приведший к множеству экспериментов в живописи начала ХХ века».

Величественная вершина горы Сент-Виктория считается самой поразительной достопримечательностью французской провинции Прованс. Вокруг нее разбросано множество городков, включая городок, где родился Поль Сезанн 19 января 1839 года. Выросший в этой сухой, пыльной местности, Сезанн восхищался горой Сент-Виктория – ее обаяние останется с ним на всю жизнь, она вдохновит мастера на самые замечательные его пейзажи. Задним числом можно считать, что эта одинокая вершина была символом монументальности искусства Сезанна, показателем размера его достижений.

Свершения Сезанна были значительными, а вот его личная жизнь не задалась с самого начала – его отец, богатый банкир Луи-Огюст был тираном, считавшим, что его робкий сын должен так же увлечься деньгами, как он сам. Но с детских лет чаяния Поля были связаны с искусством. В молодости он сочинял стихи во время идиллических поездок на воды сельской тиши Прованса. Обычно его сопровождал школьный друг, который станет впоследствии знаменитым писателем, Эмиль Золя.

Во время этих поездок подальше от родительского дома, Сезанн мечтал о карьере писателя. В 1858 году его друг Золя уехал в Париж, чтобы сделать именно это. К тому времени Сезанн увлекся живописью. Он отличился в муниципальной школе рисования. Следующий шаг в его творческом развитии был вполне очевиден – переехать в Париж и начать карьеру живописца. Но его отец, Луи-Огюст, был настроен скептически и настоял на том, чтобы сын отправился в юридическое училище, дабы продолжить карьеру в семейном банке. Полю пришлось уступить отцовской воле, но не было сомнений, что из этого ничего не получится. Для Поля юриспруденция была делом скучным и сухим. В конечном итоге, в 1861 году он убедил отца дать ему небольшое пособие, чтобы он смог всецело отдаться своему призванию живописца.

В апреле того же года 23-летний Сезанн прибыл в Париж, чтобы стать великим художником. Он прожил там полгода. Столица была слишком велика для него, его не приняли в Официальную школу живописи и никому не известный провинциал чувствовал себя чужим. Он с трудом сближался с людьми и вскоре понял, что парижская жизнь – это не только вино и романы.

В ноябре 1862 года он вернулся в Париж с намерением остаться, но парижская жизнь была нелегка. Сезанн рос в респектабельном семействе среднего класса, и он оказался чужеродным элементом в новой для него среде. 1860-е годы – захватывающее время для французской живописи. Академической ортодоксальности Парижского салона бросали вызов художники-реалисты, типа Густава Курбе. Эдуард Мане также исследовал новые направления живописи, и Сезанн восхищался их работами.

Но, кроме того, он проводил много времени в Лувре, особенно восхищаясь представителем романтизма Эженом Делакруа. Ранние работы Сезанна были написаны под влиянием Делакруа: они так же романтичны, страстны, написаны с использованием темной палитры. Первоначально использование Делакруа красок и драматических сюжетов очаровало и увлекло Сезанна. Юному художнику нравился подход Курбе с его густыми мазками и, если внимательно изучить ранние работы Поля Сезанна, можно обратить внимание на то, что он тоже писал широкими мазками.

В 1865 году, в 26-летнем возрасте, Сезанн все еще был неизвестным художником. В кафе «Гербуа» группа непризнанных молодых художников встречалась, чтобы обсудить свои творческие амбиции. Среди них были Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега и другие. Поль Сезанн был завсегдатаем кафе «Гербуа». Он восхищался радикализмом своих товарищей – молодых художников, но его деревенская неотёсанность раздражала их.

Невоспитанность художника лишила его возможности выставлять свои ранние работы. Всем известно, как он стенал и кричал о справедливости, когда Салон отклонил его картины. Ранний Сезанн – это дикие, мрачные полотна с жуткими сюжетами, типа похищения или убийства. Жуткая тематика продолжается и в загадочной картине 1869 года «Вскрытие». Такие работы шокировали жюри выставки Салона того времени, но теперь они считаются важным этапом в творческом становлении мастера. Он как будто разбрызгивал краску по холсту, не очень осмысляя процесс композиции. Это были эмоциональные картины, отражающие его настроение.


Поль Сезанн. «Вскрытие». 80х49 см. Холст, масло. Частная коллекция. 1869


Поль Сезанн. «Искушение св. Антония». 52х73 см. Холст, масло. Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих. 1869

Официальный отказ выставлять его работы всю жизнь преследовал Сезанна. Он часто возвращался в Прованс к отцу, от которого зависел материально и которого боялся. Этот страх отражен в его портретах. Портрет Луи-Огюста - его другой образ темных лет раннего творчества Сезанна, кардинально отличающийся от его блестящих поздних шедевров.


Поль Сезанн. «Портрет Луи-Огюста». 200х120 см. Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон. 1866

Ранние натюрморты живописца проникнуты черной меланхолией, зато картина 1871 года «Черные часы» намекает на мощный структурализм. Все предметы в этом натюрморте были собственностью Золя. Интересно, что на часах нет стрелок, видимо, таким образом, художник изображает власть вечности.


Поль Сезанн. «Натюрморт с часами из черного мрамора». 54х73 см. Холст, масло. Собрание Ставроса Ниархоса, Афины. 1871

Вскоре после завершения работы над этими полотнами, у Сезанна возникли другие заботы, кроме искусства – летом 1870-го года началась Франко-Прусская война. Как и многие другие, Сезанн сбежал, чтобы не попасть в армию. В его жизни настала пора перемен. Он только что подружился с молодой женщиной Гортензией Фике, это была первая связь в его жизни.

Он жил в приморском городке Эстаке, пока на севере бушевала война. Именно здесь его живопись начинает меняться – в ней все чаще появляются пейзажи. На картине 1870 года «Тающий снег в Эстаке» еще виден резкий контраст тьмы и света, который отличал его ранние работы. Но на картине «Уборка», написанной в том же году, мы видим более светлые тона. Впервые на картинах Сезанна мы видим знакомую ему с детства гору, которая появится на его поздних шедеврах. Сезанна не особо волнует манера живописи, он интересуется формами. Ясное видение, его собственные чувства, его отклик на пейзажи сквозит в этой и других картинах этого периода. Он стремится обрести собственное видение мира, не замусоренное ничем из прошлого.


Поль Сезанн. «Тающий снег в Эстаке». Собрание Вильденштейна, Нью-Йорк. 1870-1871


Поль Сезанн. «Уборка». 1870

Художник так сильно боялся отца, что скрывал от него свою личную жизнь - отношения с любимой женщиной хранились втайне даже тогда, когда у пары родился сын Поль в январе 1872 года. К этому времени война окончилась, и художник принимает решение уехать из Прованса в городок Понтуаз близ Парижа.

Его приютил художник из кафе «Гербуа», человек, которого Сезанн считает своим мастером- Камиль Писсарро. Писсарро был признан всеми как анархист и ниспровергатель устоев. В отношениях с художниками он был другим – сильным, заботливым. Писсарро помог Сезанну встать на ноги. В работах того времени ощущается непосредственное влияние техники Писсарро. В Понтуазе и в соседнем Овере он много писал на пленэре. В результате родились такие картины, как «Вид Овера сверху», где по примеру Писсарро Сезанн значительно осветляет свою палитру. Кроме того, он перенял его технику легких мазков, которая навсегда будет связана с импрессионизмом.


Поль Сезанн. «Вид Овера сверху». Чикаго, Художественный институт. 1873-1875

Манера живописи Сезанна продолжает развиваться, как и другие аспекты его творчества. Такие холсты, как «Дом повешенного» показывают, что он обрел больший контроль, чем в своих диких работах 1860-х годов. Также Сезанн начинает использовать цвет для создания единого образа картины, вместо использования обычной перспективы. Мощное цветовое единение станет отличительным знаком зрелых работ Сезанна.


Поль Сезанн. «Дом повешенного». 55х66 см. Холст, масло. Музей Орсе, Париж. 1873

К 1873 году его ранний период еще не завершен. В этом году он работает над полотном «Современная Олимпия», преднамеренно провокационной картиной, навеянной работой Мане, которая оскорбила чувства зрителей на Салоне 1875 года. Обе работы изображают проститутку, но Сезанн решил включить себя в эту дерзкую, чувственную картину.


Поль Сезанн. «Современная Олимпия». 46х55 см. Холст, масло. Музей Орсе, Париж. 1874


Поль Сезанн. «Олимпия». 25х27 см. Акварель, бумага. Собрание Штерн, Нью-Йорк. 1877

Выставка импрессионистов 1874 года стала легендой. Работы художников, которых мы сейчас называем титанами, тогда были подвергнуты жестким нападкам критиков. Слово «импрессионизм» появилось из смехотворного комментария относительно одной из картин, представленных на этой выставке - «Впечатление. Восход солнца» кисти Клода Моне. Из всех выставленных картин, больше всего нападкам подверглась работа Сезанна «Современная Олимпия».

Вскоре после выставки работы художника нашли своего почитателя – им оказался таможенный инспектор Виктор Шоке. Сезанн пишет его портрет к III выставке импрессионистов. И снова его картина подверглась нападкам.


Поль Сезанн. «Портрет Виктора Шоке». 46х36 см. Холст, масло. Частная коллекция. 1877

«Замок Медан» был написан во время пребывания у Золя. Пейзаж, который подсказывает нам его радикальные намерения. Это набор направленных мазков – вода внизу картины, например, обозначена горизонтальными мазками, много различных цветовых решений, на земле и на небе все мазки направлены в одну сторону – диагонально, но различаются по цвету. Все устроено очень удачно.


«Замок Медан». Холст, масло. Коллекция Баррелла, Глазко. 1880

В 1886 году Золя издает свой последний роман «Творчество», в котором Клод Лантье, главный герой, был неудавшимся художником, в итоге кончающим жизнь самоубийством. Всем ясно кто послужил основой для персонажа, это стало оскорблением для Сезанна. Их дружбе пришел конец, больше они никогда не виделись.

Женитьба в 1886 году на Гортензии фактически ничего не изменила в его жизни, но смерть отца, которая произошла в том же году еще больше способствовала его уединению. Она означала материальную независимость, теперь он мог работать, не считаясь с мнением критиков, чем он и занялся в последующие 20 лет.

Сезанн старался поймать в своих полотнах основную структуру натуры. Для этого ему нужно было развить новый способ описания пространства и пространственных отношений между объектами. За несколько лет до смерти отца Сезанн написал «Мост через Марну к Креете». Она отражает готовность художника к новшествам в стремлении достичь своих художественных замыслов. Он пытался получить ощущение перспективы через цветовую гамму, сам цвет создавал глубину.

В начале 1880-х годов он пишет серию полотен с видами марсельского залива из городка Эстак. На этих картинах видно одно из величайших достижений художника – техника, известная как живопись плоской глубины. Организация мазков на холсте, цвета, которые он использует и деликатность, с которой он их применяет, создают ощущение глубины, которой он прежде не интересовался.

В конце 1880-х годов Сезанн полностью освоил свою технику. Художника захлёстывали приступы гнева, у него развился психологический страх к прикосновениям даже его собственного сына. Это чувство дистанции заметно в портрете Поля Сезанна младшего. На подобных полотнах незаметно его чувство привязанности. Его полотна - это конструирование натуры, и тот факт, что на полотне его сын, неважен.


Поль Сезанн. «Портрет сына». 65х54 см. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон. 1890

Начиная с 1895 года Сезанн много времени проводил в Провансе, работая как одержимый, тогда как жена и сын оставались в Париже. Он все еще был неизвестен, но к тому году торговец произведениями Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку 56- летнего художника. На этот раз критики приняли работы более благосклонно, постепенно они начали понимать, чего хотел добиться художник. Интересно, что сам Сезанн выставку не посетил, предпочитая оставаться в Провансе и работать.

Часто художнику позировала супруга Гортензия, позировавшая ему в те дни, когда они были рядом. На работе 1877 года, где мадам Сезанн сидит в красном кресле, он больше заинтересован цветовым сочетанием, чем желанием продемонстрировать личные особенности жены. На более поздней работе, показывающей Гортензию в консерватории, художник также ищет вдохновение не в жене. Художника больше заботит физическая структура женщины, чем она сама.


Поль Сезанн. «Мадам Сезанн в красном кресле». 72х56 см. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон. 1877


Поль Сезанн. «Мадам Сезанн в консерватории». 92х73 см. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 1893

В большинстве своих поздних портретов Сезанн не использовал услуги профессиональных моделей. Но картина 1895 года была исключением – «мальчик в красной жилетке». Это портрет профессионального итальянского натурщика Микеланджело. На всех остальных портретах того времени фигурируют простые жители Прованса.


Поль Сезанн. «Мальчик в красной жилетке». 1985

Симпатию Сезанна к персонажам можно увидеть в замечательной серии поздних работ «Игроки в карты». Снова становится очевидным как важно для него устройство картины. Стол виден под разными углами, разные места показаны с разных точек зрения.


Поль Сезанн. «Игроки в карты». 97х130 см. Холст, масло. Семейное собрание Эмира Катара. 1893

Такое же явление наблюдается в натюрмортах, например, в работе 1890 года «Кухонный стол». Чтобы увидеть два элемента композиции, мы должны сверху взглянуть на вазу, а корзина с фруктами видна снизу. Это техническое новшество присутствует в большинстве натюрмортов Сезанна, оно вызовет огромный интерес у художников следующего поколения – техника разнообразных точек обзора.


Натюрморт 1895 года дает ощущение геометрической конструкции, столь вдохновляющей художников ХХ века. Сезанн считал, что все объекты, которые могут быть изображены, можно свести к трем геометрическим фигурам – конусу, цилиндру и сфере. Геометрическая основа работ Сезанна, миновав импрессионизм, попала в современное искусство. В 1906 году Пабло Пикассо показал миру «Авиньонских девиц», она была вдохновлена «Купальщицами» Сезанна. В этой работе Сезанн соединяет все художественные приемы, найденные им за десятилетие. Здесь и пейзаж, и фигуры конструируют единую натуру, между ними фактически нет различия.


Поль Сезанн. «Натюрморт с бутылкой мятной настойки». 65х82 см. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон. 1895


Если Сезанн верил, что пейзаж становится «думающим», «живым» когда он изображает его на картине, то в отношении одного пейзажа это можно сказать без тени сомнений. Речь идет о горе Виктории. Всю жизнь Сезанн был очарован этой вершиной, высящейся в 20 километрах от его родного города. Всего он написал ее 60 раз, начиная с картины «Уборка» (1870). Три десятилетия спустя 60-летний больной диабетом художник выходит каждое утро, чтобы рисовать вершину с разных точек. Благодаря этим картинам можно наблюдать развитие его живописной техники, начиная от ранних цветовых блоков, простых пейзажей к более поздним, почти абстрактным полотнам, на которых мы не всегда видим четкий рисунок.


Поль Сезанн. «Дорога у горы св. Виктории». 81х99 см. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 1902

15 октября 1906 года Поль писал на пленэре, попал под ливень и простудился. Затем началось воспаление легких. 22 октября 1906 года Поль Сезанн скончался. В момент его смерти рядом не оказалось жены и сына. Он умер как и жил –в одиночестве. Достижения Сезанна, трудившегося сорок лет и так не получившего признания, потом, в ХХ веке, сделали его отцом нового направления в искусстве.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, жизнь и творчество, аукцион, сотбис, sotheby's, Поль Сезанн, пейзаж, Сезанн, пленэр.

Картины (живопись) : Натюрморт с драпировкой


Натюрморт Блюдо персиков. 1894 (640x491, 456Kb)


Блюдо персиков, 1894 Beethoven — Bagatelle No 59 in A minor Fur Elise

Кто сейчас не знает натюрмортов Сезанна с яблоками?! Плоды у него всегда сочные, яркие, осязаемые. Сам Сезанн позже говорил, что его яблоки связаны с одним довольно драматичным воспоминанием времен учебы — не с кем иным, как Эмилем Золя: «Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них — подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок. Вот они откуда, яблоки Сезанна!»

Натюрморт с драпировкой, кувшином и фруктами, 1894. Продана за $60,500,000 в 1999 году. (637x523, 427Kb)


Натюрморт с драпировкой, кувшином и фруктами, 1894.

Продана за $60,500,000 в 1999 году

Натюрморт Горшок с цветами на столе (640x495, 370Kb)


Горшок с цветами на столе

Поль был стеснителен и к тому же близорук. Он, Эмиль Золя и еще Баптистен Байль вместе много гуляли по окрестностям, а потом увлеклись еще и охотой. Позже в своем романе «Творчество» Золя объяснял то, что они сдружились, так: «Разные по натуре, они привязались друг к другу сразу и навсегда, притянутые тайным сродством, неясным стремлением к удовлетворению общих амбиций, пробуждением интеллекта, что возвышало их над грубой, шумной толпой лентяев и драчунов».

Натюрморт с бутылкой мятного ликёра, 1895 (637x512, 359Kb)


Натюрморт с бутылкой мятного ликёра, 1895

Вскоре Поль начал заниматься в Свободной рисовальной школе, но в то же время изучал и право. Как можно заключить из писем, которые он и в стихах, и в прозе посылал Золя в Париж, Поль очень переживал из-за того, что некрасив и на него не обращают внимания девушки. Об одной из них — Жюстине — он писал с особенным чувством.

Натюрморт с бытылкой рома. 1890 (633x520, 499Kb)


Натюрморт с бытылкой рома, 1890

В Париже, куда Сезанн отправился в 1861 году, а потом, после возвращения в Экс и нудной работы в банке, вновь приехал в 1862 году, он около пяти лет посещал занятия в академии Сюиса. В 1863 году по указу Наполеона III, который нашел отвергнутые в Салоне работы такими же хорошими, что висели на стенах, был открыт Салон отверженных, где центром внимания стал «Завтрак на траве» Мане. Поль Сезанн увлекся живописью, его кумиром стал Писсарро, который очень точно чувствовал цвет.

Натюрморт с вазой для цветов. 1905 (637x516, 478Kb)


Натюрморт с вазой для цветов, 1905

Натюрморт с комодом на заднем плане, 1887 (640x497, 344Kb)


Натюрморт с комодом на заднем плане, 1887

Огромное влияние на живопись Сезанна, как и на прозу Золя, оказала музыка. Сезанн и сам учился играть, очень любил оперу, почитал Вагнера. Гоген, когда писал о зрелом творчестве Сезанна, о.

Натюрморт с компотницей и яблоками (640x505, 474Kb)


Натюрморт с компотницей и яблоками

Натюрморт с корзиной (Кухонный стол), 1890 (600x483, 469Kb)


Натюрморт с корзиной (Кухонный стол), 1890

Очень болезненно воспринял Сезанн публикацию романа Золя «Творчество», где в оканчивающем жизнь самоубийством главном герое узнал себя. В последние годы жизни Сезанн очень страдал от сахарного диабета, его поддерживала сестра Мари и несколько близких друзей. Умер он 22 ноября 1906 года.

Последователи великого художника, так называемые «сезаннисты», в том числе и многие русские художники — Кончаловский, Фальк, Машков, Лентулов, вырабатывая свой творческий почерк, опирались на Сезанна. Однако никто из последователей Сезанна так и не достиг того непередаваемого, пульсирующего напряжения гармонично воплощенного целого, никто так до конца и не разгадал тайну великого французского мастера.

Натюрморт с кувшином, яблоками и драпировкой (635x455, 447Kb)


Натюрморт с кувшином, яблоками и драпировкой

Натюрморт с сахарницей. 1890 (639x423, 361Kb)


Натюрморт с сахарницей, 1890

Натюрморт с тарелкой вишен, 1885-87 (635x512, 421Kb)


Натюрморт с тарелкой вишен, 1885-87

Натюрморт с фруктами и банкой имбиря. 1894 (630x477, 427Kb)


Натюрморт с фруктами и банкой имбиря, 1894

Натюрморт с цветами и фруктами, 1890 (640x510, 443Kb)


Натюрморт с цветами и фруктами, 1890

Натюрморт с яблоками и примулами в горшке, 1894 (640x479, 302Kb)


Натюрморт с яблоками и примулами в горшке, 1894

Натюрморт Сахарница, груши и скатерть. 1894 (637x525, 433Kb)


Сахарница, груши и скатерть, 1894

Натюрморт Скатерть и фрукты. 1900 (636x524, 472Kb)


Скатерть и фрукты, 1900

Натюрморт Яблоки и апельсины.1900 (636x492, 426Kb)


Яблоки и апельсины, 1900

Хлеб и яйца (638x484, 214Kb)


Хлеб и яйца

Натюрморт с компотницей, 1879-80 (640x525, 515Kb)


Натюрморт с компотницей, 1879-80

Букет цветов в голубой вазе (581x677, 594Kb)


Букет цветов в голубой вазе

Голубая ваза (588x693, 532Kb)


Голубая ваза

Натюрморт Георгины в вазе из делфтского фарфора (588x700, 439Kb)


Георгины в вазе из делфтского фарфора

Цветы (602x672, 572Kb)


Цветы

Дельфтская ваза, 1873-75 (545x689, 422Kb)


Дельфтская ваза, 1873-75

Рисунок и цвет Поля Сезанна

Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». Классицизм утверждал законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали законам существующего мира. Сезанн тоже верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила выстраивает из хаоса гармонию. Эта вера объясняет отрицательное отношение Сезанна к живописи многих его современников: Гогена, Ван Гога, Сёра и др. именно потому, что он видел в их работах перевес произвольности, собственного ви́дения мира над поиском основных законов его реального существования. Яркий представитель постимпрессионизма, Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность, по его мнению, убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности, которую Сезанн считал величайшим достижением эпохи Возрождения. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».

П. Сезанн «Купальщицы» (1906). Холст, масло. 201,5 х 250,8 см. Музей искусств Филадельфии (США) Позже Сезанн стал увлекаться акварелью и перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными с белым цветом самого холста. Этим минимумом средств он добивался максимального художественного результата.

Художник Сезанн Поль (Франция, 1839-1906). Часть 2 - Натюрморты

Натюрморт Блюдо персиков. 1894 (640x491, 456Kb)


Блюдо персиков, 1894

Beethoven - Bagatelle No 59 in A minor Fur Elise

Кто сейчас не знает натюрмортов Сезанна с яблоками?! Плоды у него всегда сочные, яркие, осязаемые. Сам Сезанн позже говорил, что его яблоки связаны с одним довольно драматичным воспоминанием времен учебы - не с кем иным, как Эмилем Золя: "Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них - подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок. Вот они откуда, яблоки Сезанна!"

Натюрморт с драпировкой, кувшином и фруктами, 1894. Продана за $60,500,000 в 1999 году. (637x523, 427Kb)

Натюрморт Горшок с цветами на столе (640x495, 370Kb)

Натюрморт с бутылкой мятного ликёра, 1895 (637x512, 359Kb)

Натюрморт с бытылкой рома. 1890 (633x520, 499Kb)

Натюрморт с вазой для цветов. 1905 (637x516, 478Kb)

Натюрморт с комодом на заднем плане, 1887 (640x497, 344Kb)

Натюрморт с компотницей и яблоками (640x505, 474Kb)

Натюрморт с корзиной (Кухонный стол), 1890 (600x483, 469Kb)

Натюрморт с красным луком. 1898 (633x506, 399Kb)


Натюрморт с красным луком, 1898

Натюрморт с кувшином, яблоками и драпировкой (635x455, 447Kb)

Натюрморт с сахарницей. 1890 (639x423, 361Kb)

Натюрморт с тарелкой вишен, 1885-87 (635x512, 421Kb)

Натюрморт с фруктами и банкой имбиря. 1894 (630x477, 427Kb)

Натюрморт с цветами и фруктами, 1890 (640x510, 443Kb)

Натюрморт с яблоками и примулами в горшке, 1894 (640x479, 302Kb)

Натюрморт с яблоками и сахарницей. 1894 (636x518, 385Kb)


Натюрморт с яблоками и сахарницей, 1894

Натюрморт с яблоками, 1895-98 (636x475, 436Kb)


Натюрморт с яблоками, 1895-98

Натюрморт Сахарница, груши и скатерть. 1894 (637x525, 433Kb)

Натюрморт Скатерть и фрукты. 1900 (636x524, 472Kb)

Натюрморт цветы в вазе. 1888 (639x528, 474Kb)


Цветы в вазе, 1888

Натюрморт Чаша с фруктами, кувшин и фрукты. 1894 (634x498, 361Kb)


Чаша с фруктами, кувшин и фрукты, 1894

Натюрморт Яблоки и апельсины.1900 (636x492, 426Kb)

Натюрморт Яблоки и бисквит. 1895 (639x518, 412Kb)


Яблоки и бисквит, 1895

Хлеб и яйца (638x484, 214Kb)

Натюрморт с компотницей, 1879-80 (640x525, 515Kb)

Букет цветов в голубой вазе (581x677, 594Kb)

Голубая ваза (588x693, 532Kb)

Натюрморт Георгины в вазе из делфтского фарфора (588x700, 439Kb)

Хризантемы. 1898 (596x698, 574Kb)


Хризантемы, 1898

Цветы (602x672, 572Kb)

Дельфтская ваза, 1873-75 (545x689, 422Kb)

Цветы в вазе в стиле рококо (548x668, 526Kb)


Цветы в вазе в стиле рококо

Читайте также: