Поклади на стол тридцать граммов земные недра

Обновлено: 22.04.2024

В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Стая ЦАПЕЛЬ, ИСПЕКЁТ хлеб, у неё БОЛЕЕ ГРОМКИЙ голос, к ДВУХТЫСЯЧНОМУ году, в СТА метрах.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году

ПОКЛАДИ на стол


4. Актуализация знаний орфографических норм.

Задание 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) п…лисадник, разг…реться, ар…мат

2) сл…паться, подм…гнуть, отд…ление (липкий, подмигивание, отдельный)

3) к…нонада, прик…сновение, сл…боватый

4) разж…гать, опт…мист, изм…нения


Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

В каком ряду пропущена одна и та же буква во всех словах?

1) под…езд, в…ющийся, с…ёмка

2) пр…смотреться, пр…дорожный, пр…вращение

3) бе…вкусный, ра…жалобить, не…добровать

4) не…сознанный, д…срочный, вз…рваться (неосознанный, досрочный, взорваться)

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную

пр . возносить, пр . светлый

пост . мпрессионизм, небез . нтересный

и . подлобья, бе . рассудный

нен . глядный. нес . гласие

пр . кратить, пр . смотреться

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

д..бела, не..тснятый (кадр).

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.

Задание: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

О. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

П. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Р. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.


Дорогие выпускники! У нас с Вами все получится. До завтра.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Поклади на стол тридцать граммов земные недра

Тип 7 № 4510

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: поклади. Корректно: положи.

Слово с ошибкой имеет совершенный вид, значит, нужно заменить тоже совершенным видом.

Возможно, на ЕГЭ будет верным и «клади», но грамматически это менее правильно.

В грамматике различаются два типа употребления форм слов «грамм−килограмм»:

1) при счетном, «исчислительном» родительном падеже (употребление с числительными) слова грамм и килограмм могут иметь как нулевые окончания: сто грамм, пять килограмм, так и окончания -ов: сто граммов, пять килограммов, поэтому допустимо употреблять оба варианта;

2) во всех прочих случаях правильным будет только окончание -ов: добавилось лишних килограммов.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Тип 7 № 4471

думать БОЛЕЕ ШИРЕ

на ШЕСТЬСОТ пятом километре

Неверно: более шире. Корректно: более широко; шире.

Выписываем, изменяя на правильное неверно употреблённое слово, то, что написано большими буквами: БОЛЕЕ ШИРОКО.

Ответ: более широко.

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

В этом задании две формы слова неверные:

1) думать БОЛЕЕ ШИРЕ

2) на ШЕСТЬСОТ пятом километре - форма П.п. на шестИсот пятом километре

Порядковое числительное изменяет только последнее слово, поэтому ошибки нет.

Тип 7 № 5095

около ВОСЬМИСОТ страниц

справились НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЕЕ

Неверно: справились наиболее успешнее. Корректно: справились наиболее успешно; успешнее.

Изменяем то, что НАПИСАНО БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Именно так даются ответы в сборниках по подготовке к ЕГЭ.

Ответ: наиболее успешно.

Урок русского языка в 11 классе по теме "Морфология. Орфография. Подготовка к ЕГЭ"

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем повторять и закреплять материал по морфологии и орфографии. Урок поможет не только проверить свои знания, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и закрепить важнейшие правила орфографии.

1) Синтаксическая пятиминутка.

- Разберем предложение. Синтаксический разбор начинаем с выделения грамматических основ.

- Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.

- Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

- О, и О, и О (повторяющиеся соединительные союзы; запятая ставится и перед первым союзом, если перед ним стоит однородный член).

2. Актуализация знаний учащихся (повторение по темам: «Орфоэпия», «Лексика», «Словообразование и орфография». Задания ЕГЭ (работа в парах, задания для учащихся распечатаны).

1) Словарная работа.

- Выполним задания по лексике. Отвечаем на вопросы.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры-очертания?

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы.

- Синонимы (Слова близкие по своему значению, различающиеся оттенками значения).

2. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

1) Мы знакомы домами. 2) В одном переулке стояли дома.

3) Он человек с головой. 4) Летом мы были в доме отдыха.

- Ответ 1. Мы знакомы семьями.

3 Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий-греческий?1)омонимы 2)паронимы 3) синонимы 4) антонимы.

- Паронимы (Слова близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении). Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определенными трудностями: представить – предоставить, гарантийный - гарантированный, соседний – соседский, угодный – угодливый, удачный – удачливый и т.п.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.

Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.

Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.

Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.

Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка.

Упражнение . Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.

2. Мы вышли к лесистому озеру.

3. В моей жизни это было самое памятливое событие.

4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.

6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.

7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Допущены ошибки в предложениях:

1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).

2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).

3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).

5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).

7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном).

2) Орфоэпическая разминка.

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Клала, сироты, кухонный, облегчить, начавшись.

Задания на карточках Задание: поставить ударения в словах.

Карточка №1. Облегчить, звонишь, каталог, красивее , вертит, силос, жалюзи, поняла, диспансер, компас, предмет, плесневеть , занял, баловать, средства, банты, верба, движимый, созыв, дефис, фарфор, досуг, зубчатый , заняла.

Карточка №2. Торты, искра, звонишь , кремы, премировать , взята, маляр, начал, памятуя, включат, понял, свекла, доверху , создан, заворожит, доллар, начался, бармен, прибыл, столяр, аргумент, квартал, бензопровод, углубленный , щавель.

А) Читаем по одному слову каждый по цепочке. Внимательно слушаем.

Б) Проверяем, правильно ли сделали?

Карточка №1. ОблегчИть, звонИшь, каталОг, красИвее, вЕртит, сИлос, жалюзИ, понялА, диспансЕр, кОмпас, предмЕт, плЕсневеть, занял, баловАть, срЕдства, бАнты, вЕрба, двИжимый, созЫв, дефИс, фарфОр, досУг, зубчАтый, занялА.

Карточка №2. ТОрты, Искра, звонИшь, крЕмы, премировАть , взятА, малЯр, нАчал, включАт, пОял, свЁкла, дОверху , сОздан, заворожИт, дОллар, началсЯ, бАрмен, прИбыл, столЯр, аргумЕнт, квартАл, бензопровОд, углублЕнный , щавЕль.

Оцениваем ответы (каждый правильный ответ – 1 балл). Молодцы!

III. Актуализация знаний морфологических норм.

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. любимые профессора

2. ярче солнца

3. более пятьсот (пятисот) миллионов

4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1. к трёмстам сорока четырём избирателям

2. едьте поездом

3. ихними детьми

4. пятидесятью тремя метрами

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании.

1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом

2. Не ихними детьми, а их детьми

3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.

3. салат из помидоров

4. занавески из тюли (тюля)

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения

1. Не трое подруг, а три подруги.

2. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.

3. Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.

4. Актуализация знаний орфографических норм.

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

2. Работа в группах.

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

А . Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж . Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К . Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

О. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

П. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Р. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Исправляем грамматические ошибки в предложениях.

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Мы уже давно выписываем журнал “Природа”

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему формирования личности человека.

6. Формирование умений, контроль усвоения.

Записать текст, назвать все части речи.

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие перья. Вожак смотрит, может быть, в последний раз на проплывающую под крыльями родную землю. ( По В.Тельпугову).

- какие разряды местоимений вы знаете?

Среди предложений 1-3 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения:

(1)А вот Пушкин оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (2)Лейтенанта это всерьез тревожило. (3)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но все же…

Какое утверждение неверно?

Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

1. В предложении две частицы

2. Неужели – отрицательная частица

3. Частица не употреблена при отрицании

Выпишите из предложений частицы:

О детективе много спорят. Еще больше его читают. Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. Что же такое детектив?

Определите, какой частью речи является выделенное слово: частицей или союзом? Объясните свой выбор

1. И как ей не скучно и не совестно!

2. На небе сверкнула, как живой глаз, первая звездочка(союз)

  • Я справился (не справился).
  • Я смог (не смог).
  • У меня получилось (не получилось).
  • Я доволен(не доволен) собой .
  • Мне было трудно.
  • Мне было легко.
  • Мне необходимо поработать над.

8. Домашнее задание Работа по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку

Задание 1. Подберите аргументы к следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Задание 2. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3. Подберите аргументы к данным тезисам.

Тезис: Годы детства – это прежде всего воспитание сердца . (В. Сухомлинский)

Тезис: Безволие, никчёмность – родная сестра подлости. (В. Сухомлинский)

Читайте также: