Поднимающийся стол в петергофе

Обновлено: 18.05.2024

Царицын павильон расположен посреди Ольгиного пруда на Царицыном острове в Петергофе. Постройка расположена в окружении цветущего сада, украшенного мраморными скульптурами и фонтанами. Царицын павильон был создан по образцу одной из вилл Неаполя и подарен императрице Александре Федоровне, супруге Николая I, в знак утешения после смерти одной из ее дочерей.

Описание

Царицын павильон часто называли оазисом вкуса и роскоши. Здание представляет собой одноэтажную постройку с примыкающей к ней трехэтажной смотровой башней и напоминает собой древнеримский дом, найденный под пеплом при раскопках в Помпеи рядом с Неаполем.

Главным украшением Царицына павильона являются мраморные скульптуры, большая часть которых установлена в живописном саду вокруг дома. Сохранившиеся статуи — это копии работ древнегреческих скульпторов, а также произведения искусства, созданные русскими, итальянскими и немецкими мастерами.

Сам павильон состоит из следующих помещений:

  • На первом этаже — атриум и экседра, гостиная и столовая, кабинет императрицы и буфетная
  • На втором этаже башни — кабинет императора
  • На третьем этаже — смотровая площадка.

Также павильон имеет внутренний садик и террасу. Войдя в здание с главного входа, Вы посетите следующие залы:

  • Центральное место в павильоне занимает атриум, то есть внутренний световой двор, выполненный по образцу древнеримского жилища. Эта часть итальянского дома была закрыта со всех сторон, а свет приникал через проем, сделанный в потолке. В середине атриума находился бассейн, в который стекала дождевая вода. В атриуме Царицына павильона бассейн имеет квадратную форму, в центре его установлен фонтан-ваза, а по углам — четыре серые мраморные колонны, поддерживающие кровлю. В прохладную погоду проем закрывался стеклянным куполом
  • Справа от внутреннего дворика располагался зал для отдыха, собраний и бесед — в Помпеи такое помещение называлось экседрой. В трех нишах этой комнаты установлены полукруглые синие диваны, а на постаменте — скульптура Психеи из белого каррарского мрамора, выполненная итальянским мастером Чинчинато Баруцци. Если в древнеримских домах в качестве стен и крыши экседры использовалась зелень, то из-за питерского климата зал ограждают стены с росписями неяркими красками, рисунки которых повторяют те, что были в Помпеи
  • Слева от атриума расположена самая большая комната — гостиная, на стенах которой можно увидеть тёмно-красные вертикальные филенки с изображением темных медальонов и грифонов — животных с телом льва и головой орла, являющихся символами власти. Пол украшает мозаика, а в центре зала установлены две мраморные колонны голубого цвета, разделяющие гостиную на две части
  • Из гостиной можно попасть в столовую, синие стены которой украшены восточным орнаментом. Пол покрыт подлинной помпейской мозаикой I века нашей эры, а обрамление его отделано полосами из мрамора и порфира
  • Кабинет императрицы Александры Федоровны имеет вытянутую форму, в полукруглой нише установлен диван, обитый сукном малинового цвета. Свод поддерживают две колонны, привезенные из Византии и покрытые мозаикой. В отличие от других залов пол кабинета покрыт наборным паркетом с растительным орнаментом
  • Из кабинета императрицы можно пройти во внутренний садик, а из него по внешней лестнице подняться в кабинет императора
  • Из кабинета Николая I винтовая лестница приведет гостей наверх — на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на сад и пруд.

Внутри помещений можно увидеть древнеантичные произведения искусства, среди которых сервизы и бюсты, а также необычный стол со столешницей, выполненной из кусочков старинных стеклянных сосудов.

История

Во времена Петра Первого место, где расположен Царицын павильон, было заболоченным, и только в начале XIX века начались работы по его благоустройству.

Царицын павильон сооружен в 1842–1844 годах по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера, а созданием паркового ансамбля руководил садовый мастер Петр Эрлер.

Александра Федоровна хотела побывать в Италии и по ее желанию здесь был создан дом, напоминающий виллу древних Помпей, можно сказать, модель рая, о которой так мечтала императрица.

Строение использовалось ей для увеселительных целей: сюда она часто приезжала со свитой гостей, чтобы отдохнуть, выпить чая и посмотреть иллюминацию.

После революции в 1918 году в Царицыном павильоне был организован музей, работавший до 1933 года. В годы политических репрессий все коллекции были перенесены в кладовые Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны здание использовалось как наблюдательный пункт и почти не пострадало. Вместе с тем, часть коллекции была утрачена, а вся мебель сгорела во время пожара в Большом дворце в первые дни оккупации.

Во второй половине XX века Царицын павильон стоял пустым, но периодически его помещения проветривались, благодаря чему мозаичный пол, колонны и настенные рисунки сохранились.

В 2001–2005 годах проведены ремонтные работы в музее, также ремонтные работы проведены в 2014 году.

Режим работы Царицына павильона в 2022 году

  • Павильон и сады открыты для посещения с 28 мая по 25 сентября
  • Ежедневно с 10:30 до 18:00
  • Кассы закрываются в 16:45
  • Парки на островах открыты ежедневно с 10:30 до 19:00. С 1 сентября с 10:30 до 18:00

Царицын и Ольгин павильоны — стоимость билетов в 2022 году

  • Для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
    • взрослые — 600 рублей
    • дети до 14 лет —
    • дети от 14 до 18 лет — 450 рублей
    • взрослые — 1500 рублей
    • дети до 7 лет —

    Осмотрев Царицын павильон, Вы сможете по понтонному мостику перейти на Ольгин остров и посетить Ольгин павильон.

    Поднимающийся стол в петергофе

    3 сентября музыкальный концерт в Ораниенбауме не состоится




    • 23.09.2022 — 24.09.2022 Осенний праздник фонтанов 2022
    • 17.10.2022 — 18.10.2022 ДЕТСТВО ВО ДВОРЦЕ
    • От метро "Автово" до остановки "Правленская ул." или "Разводная ул." Автобусы: №200, №204, №210
    • От метро "Проспект Ветеранов" Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
    • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции "Новый Петергоф". От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №352, №356, №463, №489
    • От метро «Автово» до остановки «Александрия» Автобусы: №200, №201, №204, №210
    • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
    • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №162, №201, №278
    • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»). Автобус №200, №204, №401
    • От метро «Проспект Ветеранов» Автобус №343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
    • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
    • От метро «Автово» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №200, №204, №210
    • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №103, №343
    • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №356, №463, №489, №162, №201, №278
    • От метро «Автово» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №200, №204, №210
    • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №103, №329, №343

    Павильон "Эрмитаж" закрыт на реставрацию. Приносим извинения в связи с возможными неудобствами.

    Дата постройки: 1721-1725 гг.

    Архитектор: Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны)

    В XVIII веке в среде состоятельных европейцев распространилась мода на строительство особых павильонов, называвшихся "Эрмитаж" или "место уединения". Они представляли собой двухэтажные постройки; в нижнем этаже находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъемниках доставлялась на верхний этаж, где собирался приближенный круг гостей хозяина поместья. В России первый Эрмитаж был создан в Петергофе по указу Петра I. Он построен на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка. Сама идея его строительства возникла у Петра во время путешествия по странам Европы, где он впервые увидел подобные строения. Петергофский приморский павильон послужил прототипом всех русских "эрмитажей", построенных впоследствии.

    Строительство поручили архитектору И. Браунштейну. Работы начались в 1721 году и завершились уже после смерти Петра. Небольшое двухэтажное здание павильона покоится на массивном подножии-стилобате и окружено глубоким, широким рвом. Ров наполнялся водой, и в первой половине XVIII века через него был перекинут разводной мост. Легкость и воздушность фасадам придают огромные стеклянные окна-двери, благодаря которым дворец кажется прозрачным.

    Слугам был отведен нижний этаж с двумя Чуланцами, Кухней и Буфетной, где они готовили и подогревали изысканные кушанья для застолий, организованных в верхнем Зале. Раскладка готовых блюд и сервировка эрмитажного стола на 14 человек происходила в Буфетной, занимающей центральное положение на первом этаже павильона. Главным экспонатом Буфетной является подъёмный механизм, действующий при помощи ручной тяги. В Буфетную через овальный проем опускалась со второго этажа центральная часть стола, после сервировки поднимавшаяся слугами наверх. Эта затея пришлась по вкусу, и на протяжении XVIII столетия здесь часто "забавлялись и изволили кушать".

    В Зал второго этажа гости попадали с помощью своеобразного лифта – подъемного кресла. Но в 1797 году, во время пребывания в Эрмитаже императора Павла, один из тросов кресла оборвался. Велено было подъемное устройство уничтожить и соорудить лестницу, существующую до сих пор.

    Оформление единственного Зала второго этажа завораживает. Из его огромных окон на четыре стороны света, создавая эффект круговой перспективы, открываются виды на залив с Кронштадтом и парк с убегающими вдаль аллеями. Стены ярким ковром покрывают 124 картины, разделенные только золоченым багетом. Собрание живописи первого российского Эрмитажа состоит из произведений ведущих художественных школ Европы XVII-XVIII вв. В основном, коллекция представлена полотнами мастеров голландской, фламандской, итальянской, немецкой и французской школ. Лишь одна картина посвящена русской теме. Это "Полтавская баталия" работы неизвестного русского художника.

    Впечатление производит и роскошно накрытый стол, по которому плывут на парусах торты–корабли, взлетают вверх струи сахарных фонтанов, аппетитно румянятся кулебяки. Здесь любила устраивать вечерние кушанья Екатерина I и ее дочь Елизавета Петровна. Часто посещала Эрмитаж и Екатерина II, придавая своим эрмитажным собраниям интеллектуальный блеск. При ней в Эрмитаже обсуждали важные государственные дела, устраивались литературные салоны. Так, однажды вечером в 1796 году здесь, в присутствии императрицы, читал свою комедию "Бригадир" Д. И. Фонвизин, прозванный позже А. С. Пушкиным "сатиры смелым властелином".

    Пострадавший во время немецкой оккупации, павильон "Эрмитаж" в 1952 году стал первым музеем Петергофа, после войны открывшим свои двери для посетителей.

    павильон Эрмитаж в Петергофе

    Слово «Эрмитаж» переводится как «место уединения» или «хижина пустынника» (французск.) В XVIII в. при королевских дворах Европы было принято строить в парках такие небольшие «приюты отдохновения». Они предназначенны для спокойного отдыха и встреч с узким кругом лиц только из ближайшего окружения монархов. Сооружение павильона Эрмитаж в Петергофе (с 1721 – по 1725) было поручено архитектору И. Браунштейну. В ка-мер-фурьерском журнале сохранилась запись за 25 июня 1725 г.: «Ея величество пополудни изволила ездить в новый дом, в петергофском же огороде построенный, названый Эрмитажем, в котором сделаны подъемный стул и стол и тарелки…»

    Эрмитаж – подъемный стол

    Здание отличается выразительным убранством стен, подчеркнутым фигурными балконами и округлыми фронтонами, некогда украшенными алебастровыми статуями (они не сохранились до наших дней). Эрмитаж поражает точно найденными пропорциями и выверенной соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Над входом в здание привлекает внимание балкон на дубовых резных кронштейнах с ажурной металлической решеткой сложного рисунка. Главной изюминкой петергофского Эрмитажа был большой овальный подъемный стол, сделанный по указу Петра I. Идею замысловатой конструкции Петр I подглядел у датчан. Но подъемный стол начал действовать только после его смерти. За столом могли разместиться до 14 человек. Так как зал предназначался лишь для тесного круга близких по положению и интересам людей, то ничто не должно было нарушать интимность обстановки. Для этого и служил подъемный стол, исключавший контакт с прислугой. Благодаря ему участники трапезы могли отдохнуть и, не стесняясь присутствия слуг, обсуждать любые проблемы.

    подъемный стол → гаубица → подъемный стол

    В XIX в. подъемное устройство эрмитажного стола неоднократно подновляли и ремонтировали. Стол просуществовал до 1941 г., хотя после революции уже не действовал. После захвата Петергофа фашисты выбросили стол, поставили на его место гаубицу для обстрела залива и Кронштадта. После войны в потолке осталась овально-фигурная прорезь для подъема стола, а от самого стола нашли только одну лебедку на обломке несущего столба. Наконец, в 2009 г. павильон Эрмитаж в Петергофе был оборудован подъемным столом .

    Убранство зала павильон Эрмитаж в Петергофе

    Главное убранство зала 124 картины западноевропейских художников 17-18 вв. Состав эрмитажных картин несколько раз менялся, но принцип так называемого шпалерного размещения, характерный для XVIII в., сохранился без изменений. Полотна располагаются вплотную друг к другу, разделенные лишь узким золоченым багетом, и производят впечатление яркого настенного ковра.

    В зале можно видеть батальные сцены (француза Ж-Куртуа, немца Г.Ф.Ругендаса, итальянца М.Черквоцци и др.) Еще одним жанром, всегда привлекавшим внимание Петра I, были марины морские пейзажи, которые император часто сам покупал в мастерских художников во время своего пребывания в Голландии. Руководствуясь советами живописца Георга Гзеля, с которым царь познакомился в Голландии, он сумел собрать довольно значительную коллекцию «малых голландцев» и мастеров фламандской школы.

    Над камином находится интересная картина голландского художника XVII в. Н. Розендаля на сюжет о греческом философе, проповеднике аскетического образа жизни Диогене Синопском. Он имел лишь самое необходимое для жизни, в том числе чашу, которой черпал воду из ручья. Увидев однажды, как мальчик пьет из пригоршни, он выбросил свою чашу. Эта картина входила в первоначальное собрание Эрмитажа.

    17 августа 2022 года исполняется 70 лет со дня открытия после Великой Отечественной войны музея в павильоне "Эрмитаж". Павильон был построен архитектором И.Ф. Браунштейном по приказу Петра I в 1721-1725 годах. Реставрация небольшого павильона на берегу Финского залива в Нижнем парке является одной из примечательных страниц послевоенного восстановления Петергофа.


    В годы Великой Отечественной войны Эрмитажу был нанесен большой урон. После захвата немецкими войсками Нового Петергофа 23 сентября 1941 года противник устроил на втором этаже павильона "Эрмитаж" свою орудийную позицию для обстрелов советских кораблей в Финском заливе. Эти события самым драматическим образом сказались на сохранности здания. Безвозвратно был утрачен петровский подъемный стол — изюминка Эрмитажа. Однако павильону повезло. После освобождения Нижнего парка ". дворец стоял под крышей, были целы его стены за исключением пробоины со стороны моря", — писала в своих воспоминаниях научный сотрудник Н.Н. Федорова.


    В восстанавливающем Петергофе возрождались парки, на свои места возвращалась скульптура, однако разрушенные войной дворцы оставались закрытыми для посетителей. В них были проведены консервационные работы: досками зашиты окна и двери, восстановлены крыши, но вопрос об их дальнейшем использовании оставался открытым. В 1948 году заведующий Городским отделом культурно-просветительной работы Исполкома Ленгорсовета П.И. Рачинский составил "Справку о восстановлении пригородных дворцов-музеев г. Ленинграда", в которой предположил, что петровский Эрмитаж может быть восстановлен как музей. "Акт о разрушениях" 1951 года фиксировал: "Здание сохранилось, имеется пробоина в северной стене. Проемы главного фасада застеклены, остальные зашиты досками. Ров очищен от мусора. Произведен текущий ремонт кровли".
    Среди разрушений здания числились: сорванная и сожженная дубовая облицовка стен, поврежденные балконные решетки, оконные и дверные заполнения, уничтоженная плита на Кухне, и конечно, главной потерей павильона стал подъемный стол, вместо которого в межэтажных перекрытиях зияла огромная дыра.


    Предварительные работы по реставрации павильона и созданию экспозиции начались весной 1951 года. В марте 1952 года составлялось проектное задание, в апреле началось восстановление музея. В ходе восстановительных работ была сложена кирпичная кладка в артиллерийской пробоине, оштукатурены фасады, отремонтированы стенки рва и мраморные полы Вестибюля, выложены разрушенные части топки камина и очага на Кухне, воссозданы дубовые панели и оконные и дверные заполнения, которые на I этаже здания сохранились на 50 процентов, на II этаже — на 15-20 процентов.
    Резчик А.В. Виноградов отреставрировал решетку южного балкона
    с воссозданием утраченных звеньев Резчик Г.С. Симонов воссоздал
    8 кронштейнов обоих балконов. Отверстие в полу второго этажа закрыли щитовым паркетом, вместо подъемного стола установили овальный макет.

    Однако здание становится музеем, если в нем присутствует научно обоснованная экспозиция и музейные предметы. Отбором материалов для выставки, которая должна была разместиться на I этаже музея, и монтажом экспозиции занимались научные сотрудники А.Г. Раскин и Н.Н. Федорова, которых очень волновал вопрос "каким должен стать первый музей
    в Петергофе".

    17 августа 1952 года Эрмитаж распахнул свои двери для гостей Петергофа,
    "в час дня прошла по нему первая экскурсионная группа". Так началась послевоенная история первого музея.


    В настоящее время павильон Эрмитаж находится на реставрации, которая закончится в августе 2023 года, после которой ров вокруг Эрмитажа заполнится водой впервые с 2000-х годов.

    Слово эрмитаж в переводе с французского ermitage означает «место уединения» или «хижина отшельника» и по своему расположению, а также планировке павильон полностью отвечает этому названию.

    Идея создания павильона Эрмитаж пришла к Петру Первому после его визита в Восточную Пруссию, где он увидел подобный павильон.

    Режим работы Петергофского Эрмитажа в 2022 году

    Павильон закрыт на реставрацию.

    Павильон Эрмитаж в Петергофе представляет собой двухэтажное строение высотой 11 метров, построенное на сплошном стилобате.

    Особенностью здания являются окна и застекленные двери, благодаря которым второй этаж кажется прозрачным, а все строение похоже на игрушечный домик.

    Здание предназначалось для встреч небольшого числа важных особ в уединенной обстановке, здесь решались государственные дела, проходили обеды и литературные вечера, а также увеселительные мероприятия.

    Эрмитаж стал действительно укромным местом — вокруг здания был вырыт ров, который наполнили водой, поступающей из Марлинского пруда. По приказу Петра в 1724 году по периметру рва был сделан зеленый газон и балюстрада, а со стороны радиальной аллеи установили подъемный мост, который существовал до конца XVIII века.

    На первом этаже располагались служебные помещения, в том числе:

    • Вестибюль, дубовые резные двери которого закрывали вход в чуланцы
    • Кухня с очагом и буфетная
    • Коридор и ведущая наверх лестница
    • В центре первого этажа располагалась комната, в которой находился механизм подъемного стола.

    Пол первого этажа был покрыт мрамором.

    Весь второй этаж занимал Парадный зал площадью 80 кв. метров, в котором проходили обеды и переговоры императрицы с приближенными лицами и гостями. Зал был украшен картинами европейских живописцев XVII–XVIII веков в шпалерной развеске, то есть полностью закрывающей стену— между картинами располагались лишь золоченные профилированные бруски.

    Пол второго этажа покрыли паркетом, рисунок которого повторял рисунок паркета Монплезира.

    Попасть на второй этаж можно было только на подъемном кресле.

    Существует легенда, согласно которой Павел I застрял в этом кресле между первым и вторым этажом, после чего кресло было заменено на лестницу.

    Особенностью Парадного зала было то, что в нем располагался стол с подъемным механизмом, рассчитанный на 14 персон. У каждого прибора находился шнурок с колокольчиком. При необходимости сменить блюдо или убрать тарелку гость звонил в колокольчик и средняя часть стола при помощи канатов и блоков опускалась на кухню, а затем вновь поднималась.

    Свое пожелание о блюде можно было сообщить, написав записку и отправив ее на кухню. Такая планировка комнат и конструкция стола позволяли важным особам трапезничать без слуг и держать в тайне свои секреты.

    Интересно то, что Петергофский подъемный стол был единственным в России.

    Павильон был возведен в 1721–1725 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна.

    Все работы по возведению здания и его наружная отделка были завершены к осени 1724 года. Внутренние интерьеры создавались после смерти Петра Первого в соответствии с его указом, написанным в октябре 1724 года, в котором он четко определил, как должен быть украшен верхний зал.

    В годы Великой Отечественной войны в здании были размещены немецкие орудия. Мебель и картины были вывезены в тыл России, вместе с тем, от взрывов пострадала северная стена постройки, а также дубовые панели и отделка здания, а подъемный стол был уничтожен.

    Благодаря труду инженеров, архитекторов и реставраторов, в 1952 году павильон Эрмитаж был воссоздан, здесь открылся музей, причем, это был первый музей в Петергофе, принявший в послевоенное время посетителей.

    В июле 2009 года был восстановлен механизм стола и сейчас его могут увидеть гости музея.

    В XVIII веке Эрмитаж был обязательным строением любого регулярного сада, но павильон Эрмитаж в Петергофе стал первым в России.

    Читайте также: