Поднимающийся стол в екатерининском дворце

Обновлено: 17.05.2024

Слово эрмитаж в переводе с французского ermitage означает «место уединения» или «хижина отшельника» и по своему расположению, а также планировке павильон полностью отвечает этому названию.

Идея создания павильона Эрмитаж пришла к Петру Первому после его визита в Восточную Пруссию, где он увидел подобный павильон.

Режим работы Петергофского Эрмитажа в 2022 году

Павильон закрыт на реставрацию.

Описание

Павильон Эрмитаж в Петергофе представляет собой двухэтажное строение высотой 11 метров, построенное на сплошном стилобате.

Особенностью здания являются окна и застекленные двери, благодаря которым второй этаж кажется прозрачным, а все строение похоже на игрушечный домик.

Здание предназначалось для встреч небольшого числа важных особ в уединенной обстановке, здесь решались государственные дела, проходили обеды и литературные вечера, а также увеселительные мероприятия.

Эрмитаж стал действительно укромным местом — вокруг здания был вырыт ров, который наполнили водой, поступающей из Марлинского пруда. По приказу Петра в 1724 году по периметру рва был сделан зеленый газон и балюстрада, а со стороны радиальной аллеи установили подъемный мост, который существовал до конца XVIII века.

На первом этаже располагались служебные помещения, в том числе:

  • Вестибюль, дубовые резные двери которого закрывали вход в чуланцы
  • Кухня с очагом и буфетная
  • Коридор и ведущая наверх лестница
  • В центре первого этажа располагалась комната, в которой находился механизм подъемного стола.

Пол первого этажа был покрыт мрамором.

Весь второй этаж занимал Парадный зал площадью 80 кв. метров, в котором проходили обеды и переговоры императрицы с приближенными лицами и гостями. Зал был украшен картинами европейских живописцев XVII–XVIII веков в шпалерной развеске, то есть полностью закрывающей стену— между картинами располагались лишь золоченные профилированные бруски.

Пол второго этажа покрыли паркетом, рисунок которого повторял рисунок паркета Монплезира.

Попасть на второй этаж можно было только на подъемном кресле.

Существует легенда, согласно которой Павел I застрял в этом кресле между первым и вторым этажом, после чего кресло было заменено на лестницу.

Особенностью Парадного зала было то, что в нем располагался стол с подъемным механизмом, рассчитанный на 14 персон. У каждого прибора находился шнурок с колокольчиком. При необходимости сменить блюдо или убрать тарелку гость звонил в колокольчик и средняя часть стола при помощи канатов и блоков опускалась на кухню, а затем вновь поднималась.

Свое пожелание о блюде можно было сообщить, написав записку и отправив ее на кухню. Такая планировка комнат и конструкция стола позволяли важным особам трапезничать без слуг и держать в тайне свои секреты.

Интересно то, что Петергофский подъемный стол был единственным в России.

История

Павильон был возведен в 1721–1725 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна.

Все работы по возведению здания и его наружная отделка были завершены к осени 1724 года. Внутренние интерьеры создавались после смерти Петра Первого в соответствии с его указом, написанным в октябре 1724 года, в котором он четко определил, как должен быть украшен верхний зал.

В годы Великой Отечественной войны в здании были размещены немецкие орудия. Мебель и картины были вывезены в тыл России, вместе с тем, от взрывов пострадала северная стена постройки, а также дубовые панели и отделка здания, а подъемный стол был уничтожен.

Благодаря труду инженеров, архитекторов и реставраторов, в 1952 году павильон Эрмитаж был воссоздан, здесь открылся музей, причем, это был первый музей в Петергофе, принявший в послевоенное время посетителей.

В июле 2009 года был восстановлен механизм стола и сейчас его могут увидеть гости музея.

В XVIII веке Эрмитаж был обязательным строением любого регулярного сада, но павильон Эрмитаж в Петергофе стал первым в России.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе… (24 фото)

«Эрмитаж» по-французски означает «хижина отшельника». Такие павильоны получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Царскосельский Эрмитаж отличается от других (например, петергофского) исключительной пышностью.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (14)

Первоначально павильон спроектировал М. Г. Земцов, но в 1749 году фасады готового здания были переделаны в соответствии с новым проектом Растрелли.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (2)

Здание окружено каналом фигурных очертаний с двумя мостиками.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (3)

Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (4)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (5)

Четыре кабинета по углам связаны галереями с центральным прямоугольным залом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (6)

Часть лепнины в галереях представлена в не отреставрированном виде.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (7)

Плафоны на потолках коридоров написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликаются с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображают амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (8)

Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, центральный зал пронизан светом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (9)

В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (10)

Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу».

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (11)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (12)

Центральную часть зала занимает механический обеденный стол.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (13)

По углам на специальных платформах стоят столы поменьше, каждый имеет свою форму.

При помощи механизмов может убираться как стол целиком, так и отдельные его участки.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (15)

Для того, чтобы заказать какое-либо блюдо, гость должен был написать его название на дощечке. Пластина уезжала вниз и вскоре возвращалась с заказанным.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (16)

Как это работает, можно посмотреть на видео:

Под парадным этажом павильона расположены два технических уровня, откуда осуществлялось управление механизмами и доставка блюд.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (17)

На средний уровень опускались поверхности столов, куда устанавливались блюда для доставки наверх.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (18)

Главный стол представляет собой наиболее сложную конструкцию.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (19)

Аналогичные механизмы располагаются под малыми столами.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (20)

Так выглядит опущенная вниз центральная часть углового стола.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (21)

Всё управление механизмами осуществлялось с нижнего яруса.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (22)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (23)

А вот уникальное фото: главный стол, вид снизу.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (24)


Источник

«Маленькое чудо» Екатерины II: выставка одного предмета

Музей-заповедник «Царское Село» представил посетителям подлинный столик Екатерины II из коллекции семьи Карисаловых. Необычный предмет-трансформер совмещает функции туалетного и письменного столов, имеет приспособления для чтения и рисования. Уникальную вещь конца XVIII века можно увидеть в Первой Антикамере Екатерининского дворца на выставке одного предмета «Универсальный стол русской императрицы».

– Эта выставка – рассказ о судьбе предмета, о том, что история вещи неразрывно связана с судьбами страны и владельцев. Это наша третья экспозиция, основанная на предметах из коллекции семьи Карисаловых. В 2012-м мы первыми в музейном сообществе подготовили экспозицию «Сокровища частной коллекции», которая познакомила с коллекцией живописи, мебели, бронзы, собранием изделий из кости. Спустя четыре года мы организовали выставку портретов «Взгляд из прошлого». «Универсальный стол русской императрицы» продолжает эту традицию, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Стол выполнен в мастерской Давида Рёнтгена (1748–1807) – знаменитого немецкого мебельного мастера. Среди его заказчиков – французский король Людовик XVI и его супруга Мария-Антуанетта. С 1784 по 1790 годы Екатерина II была самым главным покупателем мебельной продукции мастерской, которую ей рекомендовал барон Гримм. В эти годы сотни предметов были отправлены из небольшого немецкого городка на берега Невы. В письме барону Гримму 5 апреля 1784 года императрица писала: «”Ваш Рентген” привез мебель, о которой здесь не имели никакого понятия». Речь шла о первом транспорте, состоявшем из 21 предмета, в числе которых было пять туалетных столов, фанерованных красным и пальмовым деревом. Среди этих предметов был и стол, находящийся ныне в коллекции Карисаловых. Мастер пять раз отправлял большие партии мебели в русскую столицу. Четыре первые груза предназначались исключительно для императрицы, последний состоял из частных заказов.

Среди изысканной мебели со сложными механизмами и нарядным бронзовым убором, которую Рёнтген привез в Санкт-Петербург, были простые по внешнему виду, но не менее изобретательные по механике предметы. К их числу относится стол, представленный в Екатерининском дворце. Он действительно меняется: столешница отодвигается назад, под ней появляются подъёмное зеркало и ёмкости для туалетных принадлежностей; средняя часть подстолья между передними ножками опускается, выдвигается пульт для рисования или черчения. Путем несложных движений открывается центральный ящик и многочисленные ящички, которые на поворотных петлях откидываются в стороны.

Сегодня эти простые по форме предметы благодаря сложному техническому решению специалисты называют маленьким чудом, а крупный знаток немецкого мебельного искусства Георг Химмельхебер отмечал, что созданием такой мебели Рёнтген намного опередил свое время.

Главная особенность механической многофункцинальной мебели – наличие устройств, позволяющих трансформировать предмет в столы разного назначения. Востребованные клиентами многофункциональные столы создавались в мастерской на Рейне вплоть до 1790-х годов и поставлялись ко многим королевским и герцогским домам Европы.

Стол из собрания семьи Карисаловых относится к известной группе мебели, но материал исполнения и, главное, сохранившаяся бумажная этикетка дают основание причислять его к предметам, прибывшим в Санкт-Петербург и приобретенным Екатериной II в 1784 году. Этикетка прочитывается не полностью, но ключевое «Эрмитаж» видно отчётливо: «…51й Эрмитажная Римскiа №ХХ».

Предмет из коллекции Карисаловых был продан за границу из Эрмитажа в 1930-х годах в период массовых распродаж шедевров из музеев Ленинграда. Михаил Карисалов приобрел его в известной парижской Галерее Попова («Galerie Popoff et Co»).

По мнению специалистов, значение стола как памятника мебельного искусства усиливает мемориальная составляющая – происхождение из Императорского Эрмитажа Екатерины Великой.

Выставка работает до 27 апреля 2020 года. Режим работы: с 10 до 17 часов, кроме вторника и последнего понедельника месяца.

Эрмитаж

Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли. Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.

Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах. Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.

Динамика композиции сооружения, усиленная ритмом декорирующих фасады коринфских колонн, преобладание вертикальных членений над горизонтальными, отчетливо передал в своем изображении павильона М. И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — бесценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном барочном наряде.

К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, примененные в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.

В 1753 году лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены: белые колонны и наличники, золоченные лепные детали и скульптура особенно эффектно выделялись на сине-зеленом «селадонном» фоне стен. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году получила белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды засверкали золотом. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа завершилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.

Установленный на площадке, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками; канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал и Дикая роща призваны были вселять чувство меланхолического уединения, настраивать на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам теоретика паркового искусства К. Гиршфельда, «таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям». Канал, впрочем, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе всегда не хватало (об этом свидетельствуют архивные источники и данные археологических исследований 2006 года), и в 1777 году по воле новой хозяйки Царского Села Екатерины II его засыпали.

В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами. Интересна отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал был пронизан светом. В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Прежде в зале находились обеденные столы с подъемными механизмами. Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».

Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «хижина отшельника». Подобные сооружения были широко распространены в XVIII веке. Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села – один из самых необычных и пышных. И сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по нему.

Эрмитаж, Царское Село

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

История строительства павильона Эрмитаж

Царскосельский Эрмитаж композиционно связан с Екатерининским дворцом, от которого к нему ведет широкая аллея.

Екатерининский дворец, Царское Село

Екатерининский дворец в Царском Селе, вид со стороны павильона Эрмитаж

После его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе, гравюра А.А.Грекова

Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы

Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров». Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Интерьеры павильона Эрмитаж

На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами.

Центральный зал в павильоне Эрмитаж Галерея и кабинет в павильоне Эрмитаж Кабинет в павильоне Эрмитаж

В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом. После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный. На серии фотографий ниже можно увидеть, как поднимаются и опускаются отдельные блюда, а также как весь стол опускается вниз.

Блюдо, поднимающееся с I этажа с помощью подъемного механизма Блюдо, которое опускается вниз с помощью подъемного механизма Весь стол опускается вниз Отверстие в полу с помощью механического приспособления закрывается паркетной плитой

Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Потолки украшены плафонами с росписями на мифологические сюжеты. К сожалению, никакая фотография не передаст этого внутреннего сияния.

Плафон на потолке центрального зала Эрмитажа Павильон Эрмитаж, фрагмент отделки Вензель императрицы Роспись потолка одной из галерей в павильоне Эрмитаж Центральный зал павильона Эрмитаж Сервировка стола в Эрмитаже

Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы.

Эрмитаж, Царское Село

Центральный зал павильона Эрмитаж, из окна видна аллея и Екатерининский дворец

Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.

Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж

С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.

Площадка у павильона Эрмитаж Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Эрмитажная кухня

На некотором отдалении от Эрмитажа находится Эрмитажная Кухня, которую с павильоном связывал подземный ход. Было сделано это для того, чтобы запах готовящейся пищи не проникал в парадные помещения. Эрмитажная кухня была построена в 1774 году в готическом стиле по проекту архитектора В.Неелова.

Кухня, Царское Село

Эрмитажная кухня в Царском Селе

Посещение павильона Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж покупаются отдельно. Посещение возможно только в составе экскурсии, которая набирается на месте. Возможно, вам придется какое-то время подождать ее начала.

Эрмитаж, Царское Село

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Отели, транспорт, туры, кэшбек: Яндекс.Путешествия
  • Квартиры и дома: Суточно.ру
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

.
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Читайте также: