Подъемный стол в петергофе

Обновлено: 16.05.2024

Когда я первый раз оказалась в Петергофе, ещё школьницей, Эрмитаж был закрыт на реставрацию, находился в неважном состоянии. Когда он откроется, было неизвестно. Но экскурсовод так подробно рассказала, как там всё было устроено, что захотелось непременно побывать! Тогда шёл 1981 год, и я с бабушкой и подругой впервые приехала в Ленинград.

Наконец, в последние апрельские дни 2021 года, нам удалось туда попасть. И, как оказалось, мы попали очень удачно. Потому что уже в сентябре 2021 года павильон закрыли на реставрацию. Закрыт он и сейчас. Данных о том, когда павильон откроют, я не нашла.

Экскурсия в павильон Эрмитаж

Попасть в павильон можно было только с экскурсией. Стоила она в прошлом году 250 рублей - для взрослого. Как только собиралась группа 10-12 человек, людей просили надеть бахилы и экскурсию начинали. Детей пускали бесплатно - до 16 лет.

Павильон Эрмитаж - история

С этой целью было решено для павильона создать такой стол, чтобы его сервировать можно было "дистанционно", как бы сейчас сказали. Не присутствуя в зале, где император отдыхает или ведёт важную беседу.

Павильон начали строить в 1721 году на берегу Финского залива. Архитектором был назначен придворный архитектор ПетраI Ф. И. Браунштейн. Он учёл, что здание приходится строить у самого моря, поэтому возвёл мощный фундамент, а поверх фундамента - ещё и кирпичную надстройку.

Здание получилось высотой 11 метров, хотя всего - два этажа. Вокруг павильона в то время был ров с водой. А попадали внутрь по перекидному мосту. Сейчас ров есть, но водой его не наполняют - чтобы продлить жизнь зданию.

Строительство здания завершили в 1724 году. Но Пётр I насладиться уединением в павильоне не успел, так как отделка и оборудование Эрмитажа закончены были уже после смерти российского императора.

Вообще, по России потом было построено ещё несколько павильонов-эрмитажей, но этот, петергофский, был первым.

Он очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Часть уникальной обстановки и экспонатов успели вывезти и сберечь, но внутренняя отделка, подъёмный механизм стола, остатки мебели были варварски испорчены или полностью уничтожены фашистами. Они хозяйничали здесь до 1944 года. И на втором этаже, где царственные особы обедали и принимали гостей, была устроена огневая точка. Позиция очень уж выгодная: обзор на все четыре стороны света. И Финский залив отлично просматривается.

С тех пор павильон, конечно, несколько раз закрывался на реставрацию. А вот механизм стола был воссоздан только в 2009 году - по старым чертежам. Вначале хотели сделать электрический привод для подъёмного механизма. Но потом воссоздали в точности так, как было в XVIII веке.

Как всё устроено внутри Эрмитажа

На первом этаже расположена кухня с очагом и буфетная, где готовили еду, сервировали стол, совершали перемену блюд. Пол - мраморный. Есть небольшой вестибюль и кладовые. А на втором этаже - один большой парадный зал.

Всё здание - очень светлое, с огромными окнами-дверями. Обзор - на четыре стороны света, как я уже написала.

Во время экскурсии нас сперва завели в буфетную, показали подъёмный механизм и объяснили, как он работает.

павильон Эрмитаж в Петергофе

Слово «Эрмитаж» переводится как «место уединения» или «хижина пустынника» (французск.) В XVIII в. при королевских дворах Европы было принято строить в парках такие небольшие «приюты отдохновения». Они предназначенны для спокойного отдыха и встреч с узким кругом лиц только из ближайшего окружения монархов. Сооружение павильона Эрмитаж в Петергофе (с 1721 – по 1725) было поручено архитектору И. Браунштейну. В ка-мер-фурьерском журнале сохранилась запись за 25 июня 1725 г.: «Ея величество пополудни изволила ездить в новый дом, в петергофском же огороде построенный, названый Эрмитажем, в котором сделаны подъемный стул и стол и тарелки…»

Эрмитаж – подъемный стол

Здание отличается выразительным убранством стен, подчеркнутым фигурными балконами и округлыми фронтонами, некогда украшенными алебастровыми статуями (они не сохранились до наших дней). Эрмитаж поражает точно найденными пропорциями и выверенной соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Над входом в здание привлекает внимание балкон на дубовых резных кронштейнах с ажурной металлической решеткой сложного рисунка. Главной изюминкой петергофского Эрмитажа был большой овальный подъемный стол, сделанный по указу Петра I. Идею замысловатой конструкции Петр I подглядел у датчан. Но подъемный стол начал действовать только после его смерти. За столом могли разместиться до 14 человек. Так как зал предназначался лишь для тесного круга близких по положению и интересам людей, то ничто не должно было нарушать интимность обстановки. Для этого и служил подъемный стол, исключавший контакт с прислугой. Благодаря ему участники трапезы могли отдохнуть и, не стесняясь присутствия слуг, обсуждать любые проблемы.

подъемный стол → гаубица → подъемный стол

В XIX в. подъемное устройство эрмитажного стола неоднократно подновляли и ремонтировали. Стол просуществовал до 1941 г., хотя после революции уже не действовал. После захвата Петергофа фашисты выбросили стол, поставили на его место гаубицу для обстрела залива и Кронштадта. После войны в потолке осталась овально-фигурная прорезь для подъема стола, а от самого стола нашли только одну лебедку на обломке несущего столба. Наконец, в 2009 г. павильон Эрмитаж в Петергофе был оборудован подъемным столом .

Убранство зала павильон Эрмитаж в Петергофе

Главное убранство зала 124 картины западноевропейских художников 17-18 вв. Состав эрмитажных картин несколько раз менялся, но принцип так называемого шпалерного размещения, характерный для XVIII в., сохранился без изменений. Полотна располагаются вплотную друг к другу, разделенные лишь узким золоченым багетом, и производят впечатление яркого настенного ковра.

В зале можно видеть батальные сцены (француза Ж-Куртуа, немца Г.Ф.Ругендаса, итальянца М.Черквоцци и др.) Еще одним жанром, всегда привлекавшим внимание Петра I, были марины морские пейзажи, которые император часто сам покупал в мастерских художников во время своего пребывания в Голландии. Руководствуясь советами живописца Георга Гзеля, с которым царь познакомился в Голландии, он сумел собрать довольно значительную коллекцию «малых голландцев» и мастеров фламандской школы.

Над камином находится интересная картина голландского художника XVII в. Н. Розендаля на сюжет о греческом философе, проповеднике аскетического образа жизни Диогене Синопском. Он имел лишь самое необходимое для жизни, в том числе чашу, которой черпал воду из ручья. Увидев однажды, как мальчик пьет из пригоршни, он выбросил свою чашу. Эта картина входила в первоначальное собрание Эрмитажа.

Слово эрмитаж в переводе с французского ermitage означает «место уединения» или «хижина отшельника» и по своему расположению, а также планировке павильон полностью отвечает этому названию.

Идея создания павильона Эрмитаж пришла к Петру Первому после его визита в Восточную Пруссию, где он увидел подобный павильон.

Режим работы Петергофского Эрмитажа в 2022 году

Павильон закрыт на реставрацию.

Описание

Павильон Эрмитаж в Петергофе представляет собой двухэтажное строение высотой 11 метров, построенное на сплошном стилобате.

Особенностью здания являются окна и застекленные двери, благодаря которым второй этаж кажется прозрачным, а все строение похоже на игрушечный домик.

Здание предназначалось для встреч небольшого числа важных особ в уединенной обстановке, здесь решались государственные дела, проходили обеды и литературные вечера, а также увеселительные мероприятия.

Эрмитаж стал действительно укромным местом — вокруг здания был вырыт ров, который наполнили водой, поступающей из Марлинского пруда. По приказу Петра в 1724 году по периметру рва был сделан зеленый газон и балюстрада, а со стороны радиальной аллеи установили подъемный мост, который существовал до конца XVIII века.

На первом этаже располагались служебные помещения, в том числе:

  • Вестибюль, дубовые резные двери которого закрывали вход в чуланцы
  • Кухня с очагом и буфетная
  • Коридор и ведущая наверх лестница
  • В центре первого этажа располагалась комната, в которой находился механизм подъемного стола.

Пол первого этажа был покрыт мрамором.

Весь второй этаж занимал Парадный зал площадью 80 кв. метров, в котором проходили обеды и переговоры императрицы с приближенными лицами и гостями. Зал был украшен картинами европейских живописцев XVII–XVIII веков в шпалерной развеске, то есть полностью закрывающей стену— между картинами располагались лишь золоченные профилированные бруски.

Пол второго этажа покрыли паркетом, рисунок которого повторял рисунок паркета Монплезира.

Попасть на второй этаж можно было только на подъемном кресле.

Существует легенда, согласно которой Павел I застрял в этом кресле между первым и вторым этажом, после чего кресло было заменено на лестницу.

Особенностью Парадного зала было то, что в нем располагался стол с подъемным механизмом, рассчитанный на 14 персон. У каждого прибора находился шнурок с колокольчиком. При необходимости сменить блюдо или убрать тарелку гость звонил в колокольчик и средняя часть стола при помощи канатов и блоков опускалась на кухню, а затем вновь поднималась.

Свое пожелание о блюде можно было сообщить, написав записку и отправив ее на кухню. Такая планировка комнат и конструкция стола позволяли важным особам трапезничать без слуг и держать в тайне свои секреты.

Интересно то, что Петергофский подъемный стол был единственным в России.

История

Павильон был возведен в 1721–1725 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна.

Все работы по возведению здания и его наружная отделка были завершены к осени 1724 года. Внутренние интерьеры создавались после смерти Петра Первого в соответствии с его указом, написанным в октябре 1724 года, в котором он четко определил, как должен быть украшен верхний зал.

В годы Великой Отечественной войны в здании были размещены немецкие орудия. Мебель и картины были вывезены в тыл России, вместе с тем, от взрывов пострадала северная стена постройки, а также дубовые панели и отделка здания, а подъемный стол был уничтожен.

Благодаря труду инженеров, архитекторов и реставраторов, в 1952 году павильон Эрмитаж был воссоздан, здесь открылся музей, причем, это был первый музей в Петергофе, принявший в послевоенное время посетителей.

В июле 2009 года был восстановлен механизм стола и сейчас его могут увидеть гости музея.

В XVIII веке Эрмитаж был обязательным строением любого регулярного сада, но павильон Эрмитаж в Петергофе стал первым в России.

Павильон Эрмитаж - укромное место для государя и его приближенных

Слово «ermitage» на французском языке значит«пустынь» или «жилище отшельника». В XVII-XVIII веках мода на такие постройки была распространена среди европейских аристократов, и Эрмитажи возводили в уединенных частях всех регулярных парков. Когда Петр I посетил Восточную Пруссию, он увидел там элегантные павильоны и захотел иметь собственное «место уединения» в строящемся Петергофе.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Вид на павильон с одной из аллей Нижнего парка

История строительства

Проект нового Эрмитажа российский император поручил подготовить придворному архитектору Иоганну Фридриху Брауншейну. Опытный немецкий зодчий приехал в Россию в 1714 году и в течение нескольких лет руководил всем строительством в Петергофе. Возведение нового павильона началось в 1721 году и продолжалось несколько лет. Придворный скульптор Иоганн Конрад Оснер выполнил для украшения фронтонов здания четыре алебастровых статуи, изображающие времена года, а декоративную отделку Эрмитажа закончили уже после кончины Петра I.

Как и европейские Эрмитажи, петергофский особняк имел два уровня. Нижний этаж предназначался для кухни и прислуги, а верхний - для хозяина и его гостей. Повара готовили и сервировали еду, и она с помощью подъемников доставлялась на второй этаж. Благодаря такой планировке, хозяева могли обедать без участия слуг, а значит имели возможность обсуждать личные или деловые вопросы приватно, не боясь посторонних ушей.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Вид павильон с севера

Архитектору и строителям пришлось учесть, что здание будет стоять недалеко от берега Финского залива. Чтобы решить эту проблему, на мягких почвах возвели мощный фундамент, а саму постройку поставили на кирпичное возвышение - стилобат.

Эрмитаж в истории страны

Петергофский Эрмитаж понравился членам царской семьи и их приближенным, поэтому в XVIII веке в нем регулярно собирались, обедали, развлекались и обсуждали государственные дела. В павильоне обычно ужинали императрица Екатерина I и ее дочь Елизавета.

Застолья в павильоне пришлись по душе и Екатерине II. Она умела придавать здешним собраниям интеллектуальный блеск и делала встречи за столом памятными для своих гостей. При Екатерине II в павильоне устраивали литературные салоны. Известно, что в 1796 году, в присутствии российской государыни литератор Денис Иванович Фонвизин прочитал в Эрмитаже свою комедию «Бригадир». До конца XVIII века вокруг постройки существовал большой газон, а мост, ведущий к павильону от радиальной аллеи, имел подъемный механизм.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Вид павильона с востока

На верхний этаж хозяева и гости могли попасть при помощи специально сконструированного подъемного кресла. Такое путешествие многие считали забавным. Однако, в 1797 году в Петергоф приехал российский император Павел I. По легенде, во время его визита, один из тросов, удерживающих подъемный механизм, оборвался, кресло заклинило, и император застрял между этажами. Он был взбешен случившимся и распорядился заменить подъемное кресло на обычную лестницу.

Петергофский павильон стал прототипом для других подобных зданий, построенных в разных уголках страны. Из более поздних Эрмитажей более других известен павильон, возведенный дочерью Петра I императрицей Елизаветой Петровной в Царском селе. Однако, подъемный стол больше нигде не копировали, и такое устройство существовало только в Петергофе.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Вид павильона со стороны Финского залива

Когда советские войска вошли в Петергоф, они застали знаменитые фонтаны, парковые постройки и дворцы почти полностью разрушенными. Послевоенная реставрация бывшей царской резиденции растянулась на несколько лет. Примечательно, что первым музеем, в который смогли попасть гости Петергофа в 1952 году, оказался павильон Эрмитаж.

Уникальный подъемный механизм восстановили по сохранившимся чертежам только в 2009 году. При реставрации современные инженеры отказались от идеи использовать для стола электрическую тягу и изготовили устройство, полностью копирующее оригинал петровских времен.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Вид павильона с боку

Архитектурные особенности и интерьеры

Здание павильона имеет высоту 11 м и немного напоминает средневековый замок или игрушечный домик. Оно возвышается на мощном стилобате и окружено небольшим рвом. В XVIII веке его заполняли водой, поступающей из Марлинского пруда. Ко входу в павильон ведет небольшой пешеходный мостик, обрамленный белоснежной балюстрадой.

Большие по размеру оконные проемы и застекленные двери покрыты изящными коваными решетками. Они обеспечивают Эрмитаж достаточным количеством света и делают постройку воздушной и легкой. Благодаря им, с некоторых ракурсов павильон кажется прозрачным.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

На верхний этаж посетители попадают по лестнице. Интерьеры единственного зала, расположенного на втором этаже павильона Эрмитаж, завораживают. Из четырех огромных окон во все стороны открываются прекрасные виды на живописные ландшафты Нижнего парка и Финский залив. Из-за обилия света просторный зал площадью 80 кв. м кажется еще больше. Его пол покрывает наборный паркет, рисунок которого повторяет паркет дворца Монплезир.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Пешеходный мостик к павильону

Стены второго этажа декорированы живописным «ковром» из картин. Здесь размещены 124 полотна, которые разделяют лишь позолоченные профилированные бруски. Это работы западноевропейских художников XVII-XVIII веков. Только одна картина, на которой изображена Полтавская битва, написана неизвестным русским живописцем.

Чтобы посетители Эрмитажа могли себе представить великолепие царского застолья, посреди зала установлен стол с яствами-муляжами. На нем можно увидеть настоящие произведения кулинарного искусства - огромные торты-корабли, румяные кулебяки и взмывающие вверх струи сахарных фонтанов.

Информация для туристов

Павильон Эрмитаж расположен на Разводной улице, 2, на западе Нижнего парка Петергофа. В Нижний парк попадают по билетам. Для туристов его территория открыта в любой день с 9.00 до 20.00, а кассы работают с 8.45 до 19.00.

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Интерьер второго этажа павильона

Павильон доступен для посетителей в любой день, кроме вторника, с 10.30 до 18.00. Следует иметь в виду, что гостей пускают внутрь здания до 17.00. В дождливую погоду или при повышенной влажности старинную постройку могут закрыть.

Делать фото и снимать видео внутри здания запрещено. Посетителям, которые хотят посмотреть, как работает подъемный стол для гостей, стоит заглянуть в павильон в воскресенье или в праздничные дни в 12.00, 13.00 и 14.00.

Как добраться

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Подъемный стол на втором этаже павильона

Маршрутки до Петергофа ходят от Балтийского вокзала и станций метро «Проспект ветеранов», «Автово» и «Ленинский проспект». Кроме того, в Петергоф доезжают на электричках. С Балтийского вокзала необходимо приехать на станцию «Новый Петергоф», а оттуда добраться до музея-заповедника на автобусах.

Читайте также: