Подъемный стол в эрмитаже

Обновлено: 19.05.2024

Малый Эрмитаж входит в главный ансамбль Государственного Эрмитажа и соединён переходами с соседними зданиями музейного комплекса. Пройти в западную галерею Малого Эрмитажа можно из церемониальных залов Зимнего дворца.
Даже если Вы никогда не были в Эрмитаже, то наверняка слышали о знаменитых часах "Павлин". Так вот, этот музейный экспонат находится именно в здании Малого Эрмитажа. Его начали возводить в 1764 году при Екатерине II. Павильон, впоследствии получивший название "Малый Эрмитаж", был пристроен к Зимнему дворцу.
Возведение "Малого Эрмитажа" началось со строительства знаменитого Висячего сада.

Самым большим сокровищем Эрмитажа стали произведения искусства, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой музейной коллекции. Стены всех помещений Малого Эрмитажа были украшены картинами в несколько ярусов.

До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию, и был уединённым местом, поскольку посещать музей могли лишь избранные. Даже Пушкин смог получить пропуск в Эрмитаж только благодаря рекомендации Жуковского, служившего наставником у сына Николая I - будущего императора Александра II. Для публики музей был открыт 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа.

Самый посещаемый в здании Малого Эрмитажа Павильонный зал создал в 1850-1858 годах архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе реконструкции павильона зодчий объединил ранее располагавшиеся здесь залы и кабинеты, в том числе бывший кабинет Екатерины II, в котором находился подъёмный стол. Тогда же оранжерея императрицы была вынесена в зону Висячего сада. От интерьера времени Екатерины II сохранились лишь наружные стены с прекрасно прорисованными большими окнами.

В постоянную экспозицию Павильонного зала входит часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри - те самые легендарные часы "Павлин", упомянутые в начале статьи.

Часы "Павлин" заказал в Англии в 1777 году фаворит Екатерины II - князь Григорий Потёмкин. Знаменитый автомат выполнен из позолоченной бронзы и серебра. Первоначально павлин переливался всеми цветами радуги: хвост павлина был золотисто-изумрудным, а его туловище местами покрывали цветные лаки.

За доставленные из Англии часы была выплачена сумма - 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов). Выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.

До Петербурга "Павлин" добрался в разобранном виде. Собрал английский механизм в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало. Собранные часы несколько лет простояли в Таврическом дворце, который после смерти князя Потёмкина в 1791 году императрица Екатерина II забрала в казну. В Эрмитаж диковинные часы были доставлены в 1797 году.

Механизм до сих пор находится в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00). По мнению специалистов Государственного Эрмитажа, это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений. Хранитель "Павлина" - Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Эрмитажа. Одно время телеканал "Культура" в своей заставке показывал работу часов, снятых с разных ракурсов в тот момент, когда павлин раскрывал свой роскошный хвост.
В автомате используются четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры совы, павлина и петуха. Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова - символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост - символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста - посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.

Первоначально павлин был наделён голосом. Несохранившийся механизм включал звук, имитировавший крик птицы. Павлин начинал "кричать" в тот момент, когда распускался его хвост. Завершалось механическое представление "криком" петуха.

Двухъярусные интерьеры Павильонного зала поражают роскошью. Второй ярус повторяет композицию нижнего яруса в более мелком масштабе. На балкон второго этажа ведёт лестница из белого мрамора. Легкая решетка пролётов балкона украшена позолоченными звездами, а потолок и аркады - изящным лепным декором.

Павильонный зал Малого Эрмитажа украшают 28 хрустальных люстр, выполненных в России. Нарядный блеск хрустальных люстр и сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора придают интерьеру особый эффект. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока.

Мечтала попасть в павильон Эрмитаж 40 лет, с 1981 года

Когда я первый раз оказалась в Петергофе, ещё школьницей, Эрмитаж был закрыт на реставрацию, находился в неважном состоянии. Когда он откроется, было неизвестно. Но экскурсовод так подробно рассказала, как там всё было устроено, что захотелось непременно побывать! Тогда шёл 1981 год, и я с бабушкой и подругой впервые приехала в Ленинград.

Наконец, в последние апрельские дни 2021 года, нам удалось туда попасть. И, как оказалось, мы попали очень удачно. Потому что уже в сентябре 2021 года павильон закрыли на реставрацию. Закрыт он и сейчас. Данных о том, когда павильон откроют, я не нашла.

Экскурсия в павильон Эрмитаж

Попасть в павильон можно было только с экскурсией. Стоила она в прошлом году 250 рублей - для взрослого. Как только собиралась группа 10-12 человек, людей просили надеть бахилы и экскурсию начинали. Детей пускали бесплатно - до 16 лет.

Павильон Эрмитаж - история

С этой целью было решено для павильона создать такой стол, чтобы его сервировать можно было "дистанционно", как бы сейчас сказали. Не присутствуя в зале, где император отдыхает или ведёт важную беседу.

Павильон начали строить в 1721 году на берегу Финского залива. Архитектором был назначен придворный архитектор ПетраI Ф. И. Браунштейн. Он учёл, что здание приходится строить у самого моря, поэтому возвёл мощный фундамент, а поверх фундамента - ещё и кирпичную надстройку.

Здание получилось высотой 11 метров, хотя всего - два этажа. Вокруг павильона в то время был ров с водой. А попадали внутрь по перекидному мосту. Сейчас ров есть, но водой его не наполняют - чтобы продлить жизнь зданию.

Строительство здания завершили в 1724 году. Но Пётр I насладиться уединением в павильоне не успел, так как отделка и оборудование Эрмитажа закончены были уже после смерти российского императора.

Вообще, по России потом было построено ещё несколько павильонов-эрмитажей, но этот, петергофский, был первым.

Он очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Часть уникальной обстановки и экспонатов успели вывезти и сберечь, но внутренняя отделка, подъёмный механизм стола, остатки мебели были варварски испорчены или полностью уничтожены фашистами. Они хозяйничали здесь до 1944 года. И на втором этаже, где царственные особы обедали и принимали гостей, была устроена огневая точка. Позиция очень уж выгодная: обзор на все четыре стороны света. И Финский залив отлично просматривается.

С тех пор павильон, конечно, несколько раз закрывался на реставрацию. А вот механизм стола был воссоздан только в 2009 году - по старым чертежам. Вначале хотели сделать электрический привод для подъёмного механизма. Но потом воссоздали в точности так, как было в XVIII веке.

Как всё устроено внутри Эрмитажа

На первом этаже расположена кухня с очагом и буфетная, где готовили еду, сервировали стол, совершали перемену блюд. Пол - мраморный. Есть небольшой вестибюль и кладовые. А на втором этаже - один большой парадный зал.

Всё здание - очень светлое, с огромными окнами-дверями. Обзор - на четыре стороны света, как я уже написала.

Во время экскурсии нас сперва завели в буфетную, показали подъёмный механизм и объяснили, как он работает.

письма · частного · человека

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

Подъемные механизмы - столы, кресла - в Европе были давно. Так что Петр I, заведший в петергофском павильоне "Эрмитаж" подъемный стол, ничего уникального не обрел.
Официальная мотивация тут - уединение от подлого люда. "Не должно иметь рабов свидетелями того, как хозяин ест и веселится; они переносчики вестей, болтают то, чего и не бывало." Но есть подозрение, что монархам просто нравились механические игрушки.


Первый подъемный стол (и еще пара подъемных кресел) устроен был Петром в 1725 г. в павильоне Эрмитаж. До изобретения г-ном Отисом безопасного шахтового лифта оставалось еще 130 лет, так что конструкция была умопомрачительная.


Этаж был полностью изолирован, попадать туда следовало на подъемном кресле. Оно просуществовало до того момента, как в нем неудачно завис Павел I. Застревать в лифте хоть раз в жизни случалось каждому человеку, и все помнят, что это не катастрофа. Но комплексотик Павел унижения не перенес, впал в монаршую истерику и приказал механизм разломать.
В 1774 г. Елисавет Петровна затеяла в Царском Селе строительство павильона "Эрмитаж". В плане он представляет собой круг с четырьмя выступами (корпусами); в каждом из них был устроен небольшой подъемный стол, а в центральном зале поднимался большой стол на 12-14 персон.


"Подле каждого прибора, по накрытии и поднятии стола вверх, по левую сторону находится тарелка с аспидной доской и грифелем или бумаги лист с карандашом; стоит только написать, чего пожелаете, хлеба, соли или какого напитка, положив опять на тарелку, дернув за веревочку, зазвенеть колокольчиком; тарелка с написанным сама собой опускается и мгновенно представляет требуемое Вами." - так писал вдохновенный летописец Царского Села Яковкин
Поднимался не только стол, но и тарелка перед каждым гостем. Тарелка ходила в специальной шахте-тубусе, установленная на специальный посеребренный подтарелочник:


На первом этаже тафельдекер (смотритель стола) ".. с лакеями беспрестанно смотрят, который колокольчик прозвенит, тот номер приказывает опустить, накладывают требуемое на записке и опять поднимают."




После ужина стол мог быть опущен, освобождая пространство для танцев.


Гости попадали в центральную залу на двух лифтах в виде канапе. При движении над ними открывалась часть потолка (увы, они не сохранились и их не восстанавливали). Уже упомянутый Яковкин описывает это так: "Государь император и приглашенные гости, прибыв вот в это отделение, садятся спокойно на канапе, которое невидимо, как бы волшебной какой силою, начинает тихо подниматься; сидевшие на канапе, вставши, отходят далее в другие комнаты по произволению, уже по действительному полу..."
В 1812 году лифты-канапе все же заменили деревянной лестницей. Это было вызвано как износом механизма, так и ненужностью: механизмы задействовали редко - собраний, тем более с угощением в Эрмитаже более не устраивали.
Подъемный механизм стола был довольно громоздким - он занимал большую часть первого этажа для подлого люда. Правда, в 1842-46 гг. он был сильно переделан, и стал существенно более простым и компактным. Вызвано это было не поломкой или износом, а благородным инженерным зудом, спутником прогресса.

В нижнем подвальном помещении движение столов обеспечивали 18 крепких слуг, наделенных особым статусом.


Впрочем, основная их задача была не попадаться на глаза господам. Механизм, благодаря продуманной системе рычагов и противовесов, больших физических усилий не требовал.


Кстати, в перво-подвальном этаже, где были кухня и подъемный механизм, располагался источник с ключевой водой.


Сии механические кюнштуки не были эксклюзивом двора, подъемных столов в Петербурге какое-то количество было. В павильонах Зимнего дворца, построенных Валлен-Деламотом, Екатерина в 1763 указала соорудить два таких стола. Разумовский, получив в подарок от императрицы Аничков дворец, устроил там несколько подъемных столов. Чертежи делавшего их фонтанного мастера Неймера и помогли в воссоздании царскоселького механизма - ведь он полностью был уничтожен во время войны.


В Царском стол сейчас реставрирован и демонстрируется экскурсантам. Традиция эта стара: досужие люди могли приходить в павильоны с 1830 года; собственно в виде прогулок-экскурсий и написана книга Яковкина "Описание села Царского или спутник обозревающий оное". а кому далеко ехать, или недосуг, могут осмотреть видео

Павильон "Эрмитаж", ставший шедевром.. Интерьер павильона "Эрмитаж", подъемный стол - одна из достопримечательностей "Эрмитажа".


Сегодня, как и в прошлый раз, мы продолжим разговор о павильоне "Эрмитаж", расположенном в Петергофе.

Информация, которую мы приводим из различных источников, и которую мы дополняем своими комментариями, должна помочь тем, кто планирует создать на своем загородном участке если не копию архитектурного шедевра, то, во всяком случае, некое его подобие.

До сих пор мы практически не уделяли внимания интерьеру павильона "Эрмитаж". Настало время поговорить об этом. А поможет нам увидеть убранство "Эрмитажа" Петергофа портал "Наш Петергоф" (win-petergof.narod.ru), к которому мы уже обращались, а также интервью, которое дала радио "Культура" генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Е. Я. Кальницкая (по материалам Е. Усовой и А. Авиловой). Итак…

Согласно порталу "Наш Петергоф" на первом этаже павильона, выстланном мраморными плитами, находятся вестибюль, кухня с очагом и буфетная-среднее помещение, где был установлен механизм подъемного стола. Отделенная узким коридором деревянная лесенка, скрытая дубовой перегородкой, ведет на второй этаж. Он занят залом площадью 80 метров, выстланным паркетом в виде чередующихся ромбов. Десять оконных проемов, прорезающих стены от плинтуса до карниза, заливают зал светом, создают ощущение простора… Из окон одновременно открываются дали залива и аллеи парка-один из самых впечатляющих эффектов круговой перспективы".

Если у домовладельцев, построивших свое жилище, напоминающее павильон "Эрмитаж", не будет виден из окна залив и аллеи парка (по причине их отсутствия), то это не означает, что следует отказаться от таких окон. Кстати, мы вовсе не пытаемся уговорить кого-либо построить на загородном участке именно копию павильона "Эрмитаж", равно как и точные копии других сооружений той эпохи. Цитаты, в которых говорится о дворцовом стиле, приводятся для того, чтобы каждый потенциальный владелец "дворца" мог отобрать для себя те или иные архитектурные элементы, а также детали убранства построек XVII века. А посему мы продолжим цитату…

"Начиная от профилированных дубовых панелей, - говорится в источнике, - стены зала сплошь закрыты картинами, разделенными золочеными рейками; картиной декорирован и камин. Красочная гамма живописных полотен и позолота реек придают залу нарядность дворцового интерьера. В петергофском "Эрмитаже" хранятся 124 картины-произведения фламандских, голландских, французских, итальянских и немецких художников XVII-XVIII веков. Лишь одна картина посвящена русской теме. Это "Полтавская баталия", копия плафона, написанного И. Никитиным в 1727 году для "Залы славных торжествований" в Летнем саду".

Конечно, позволить себе иметь в своем доме подлинники фламандских, голландских, французских, итальянских и немецких художников XVII-XVIII веков может только очень обеспеченный человек. Но мы уже говорили о том, что вовсе необязательно пытаться приобрести подлинники полотен великих мастеров. Удачно выполненные копии картин не испортят интерьер. К тому же в цитате говорится, что в павильоне находится копия плафона "Полтавская битва", и от этого убранство "Эрмитажа" не стало хуже.

Подъемный стол - одна из достопримечательностей "Эрмитажа". В источнике говорится, что этот предмет мебели, "облицованный орехом, был рассчитан на четырнадцать персон. В отверстие, проделанное в полу посреди зала, можно было опускать и поднимать на канатах среднюю, обтянутую зеленым сукном часть стола, на которую ставились кушанья и напитки". Более подробно об этом столе рассказывает генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, давшая интервью радио "Культура" (91.6 FM). В материалах, подготовленных по итогам встречи с Еленой Яковлевной (авторы материалов Е. Усова и А. Авилова), говорится, что "стол был сделан так: вокруг него сидели гости, не так уж много их было: 14 человек всего, перед каждым была тарелка. Если надо было поменять блюдо или что-то заказать, дергали за веревочку с колокольчиком, поднималась маленькая аспидная доска, аккуратная черная, и кусочек мела. Мелом гости писали, что они хотят получить, снова дергали за веревочку, тарелка с доской опускалась вниз, и через какое-то время поднималось заказанное блюдо. Все сидели, было очень удобно, не было официантов, прислуги, они вели интимные разговоры. Но и одновременно могла подниматься накрытая часть стола, стационарно. Этим управляла сама императрица".

К сожалению, Петр I не смог насладиться всеми прелестями этого стола, но, зная об этом проекте, царь говорил: "Не должно иметь рабов свидетелями того, как хозяин ест и веселится с друзьями; они переносчики вестей, болтают то, чего и не бывало".

"К сожалению, все это погибло во время второй мировой войны, - говорит в интервью радио "Культура Алена Кальницкая. - Прямо вот в этом Эрмитаже пушка Гаубица стояла, здесь была огневая точка, которая расстреливала корабли в Финском заливе, поэтому тут ничего не осталось. Но довольно быстро он открылся после войны, в 52-м году. Кстати, это был первый музей Петергофа, который открылся во время войны. Я не могу обещать, что каждому будет показано, как этот стол работает, иначе он просто долго не проживет. Но, во всяком случае, какие-то определенные часы, когда стол будет работать, мы назначим".

Помимо стола в "Эрмитаже" был еще один предмет мебели, заслуживающий внимания. "Такой же курьезной забавой, как и стол, - продолжает источник "Наш Петергоф", - до конца XVIII века в Эрмитаже служило подъемное кресло, обитое зеленым сукном и белым шелковым галуном (находилось на месте лестницы). На нем гостей поочередно поднимали в зал".

Желающие иметь в своем доме подобное кресло могут обратиться к современным мастерам. Главное, чтобы с гостями дома не произошел конфуз, который имел место с Павлом I, о чем мы говорили ранее.

В следующий раз мы намерены уделить еще немного внимания павильону "Эрмитаж" в Петергофе, после чего начнем беседу о другом петергофском шедевре архитектуры - Монплезире.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: transhelp, publications.spo, pda.gov.spb, nice-places, mars.arbicon

Читайте также: