Пляска на столе в ирландском баре

Обновлено: 14.05.2024

Ирландские танцы можно разделить на танцы для вечеринок (англ. social dance ) и постановочные танцы (англ. performance dances ).

Содержание

История

Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени у нас есть первые данные о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится «феш»), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на «длинные» танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), «круглые» танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев. В любом случае это были скорее прародители современных сет-танцев и кейли танцев. Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore — это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.


В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских вечеринках долгое время существовал обычай выставлять «в дозор» поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.

Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причём давать у себя приют учителю танцев считалось большим почётом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвёртой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым «модным» танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «шаг» или «степ». Поэтому в отношении джиг и рилов, которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин «степ-танцы». Важно понять, что ирландские «степ-танцы» изначально связаны именно с «шагами»-элементами по восемь тактов, а не с «чечёткой» — ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом «степ». Хотя, конечно, такие удары входят в «шаги» современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.


В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причём победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами.

В начале XIX в. в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и «брал пирог». Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера). Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов, которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определённая последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов степ-танцы и французских кадрилей.

Виды танцев

Джига (jig)

Упоминается ещё в материалах по древней истории Ирландии (две джиги — «The Kerry Dance» и «The Kesh Jig»). Существует несколько вариаций джиги: одиночная (или мягкая), двойная (англ. double jig ), тройная (англ. treble jig ) и скользящая джига (англ. slip jig ). Музыкальный размер джиги 6/8 (акцент в ритме делается на: раз-два-три четыре-пять-шесть). Размер скользящей джиги — 9/8 (раз-два-три четыре-пять-шесть семь-восемь-девять). Одиночная или одинарная джига — танец в мягкой обуви (soft shoe, ghillies, irish dancing pumps). Тройная или требл джига — танец в жестких ботинках с набойками (англ. hard shoe ). Скользящую или слип-джигу танцуют в мягкой обуви. Танец включает в себя много прыжков, пируэтов, махов. Скользящую джигу танцуют в основном женщины, но с конца 80-х годов прошлого века набирает силу движение за возвращение в этот танец мужчин.

Рил (reel)

Возник примерно в 1750 годах в Шотландии, и ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие (два рила — «Kelsey’s Wee Reel» и «Miss MacLeod’s Reel»). Музыкальный размер рила 4/4. Рил по характеру «бегущий» танец. Рил танцуют как женщины, так и мужчины. Женщины танцуют рил в мягкой обуви, мужчины — в специальных мягких ботинках с каблуками (англ. reel shoes ).

Хорнпайп (hornpipe)

Появился около 1760 года, из английских миниатюр (два хорнпайпа — «Ricketts' Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк [Cork]. Музыкальный размер хорнпайпа 4/4, напоминающий медленный рил с акцентом на первый и третий удары (раз-и-э два-и-э три-и-э четыре-и-э).

Виды ирландских танцев. ⁠ ⁠

Ирландские танцы — группа традиционных танцев, сформировавшихся в Ирландии в XVIII-XX веках и ставших очень популярными по всему миру после постановки в 1994 году танцевального шоу Riverdance и последовавшей следом постановки ещё ряда ирландских танцевальных шоу.

Включают в себя несколько видов, про которые я сегодня вам расскажу.

Виды ирландских танцев. Irish Dance, Ирландский танец, Танцы, Танец, Длиннопост

Ирландские сольные танцы. Их отличительной чертой являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Ирландские сольные танцы были созданы ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и достаточно жестко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам в начале XX века в Ирландии в результате деятельности Гэльской лиги.

Сольные ирландские танцы разделяются на две основных категории, названных по виду обуви, в которой выступают танцоры: это танцы в жёсткой обуви и танцы в мягкой обуви.

Названия танцев происходят от музыки, под которую они танцуются. В мягкой обуви танцуются рил (reel), слип джига (slip jig), сингл джига (single jig) и лайт джига (light jig).

Виды ирландских танцев. Irish Dance, Ирландский танец, Танцы, Танец, Длиннопост

В жесткой обуви танцуются требл рил (treble reel), требл джига (treble jig), которую также называют дабл джигой (double jig) и хорнпайп (hornpipe). В жесткой обуви ещё танцуют традиционные сеты, традсеты (solo set dances) - сольные танцы, исполняемые под конкретные мелодии, одинаковые во всём мире, и нетрадиционные сеты, они же нонтрады - специальные современные танцы под эти же мелодии, не бывает одинаковых нонтрадов.

Виды ирландских танцев. Irish Dance, Ирландский танец, Танцы, Танец, Длиннопост

Отдельно можно рассказать про фестивальный танец - особая форма Ирландского танца, которая берет своё начало в 1950-х, когда знаменитая учитель и хореограф Патриция Малхолланд порвала с Фешевым движением, чтобы предложить ирландские танцы в том числе и жителям Северной Ирландии. Практикуется только в Северной Ирландии. Акцент здесь делается на индивидуальности манеры исполнения и внешнего вида каждого из танцоров.

Отличаются костюмами, отсутствием париков и, конечно, самими танцами, фестивальный стиль должен быть изящным, индивидуальный стиль танцора здесь важнее, чем внешний вид. Предполагается, что танцор должен не прыгать и двигать ногами, а скорее плыть над полом. Фестивальные танцоры известны своими медленными слип джигами, и такими же медленными сетовыми танцами.

Фестивальные танцы могут быть весьма экспрессивными - здесь допускаются движения головой. Во время исполнения танцоры, как правило, не улыбаются.

Виды ирландских танцев. Irish Dance, Ирландский танец, Танцы, Танец, Длиннопост

Кейли - групповые фигурные танцы, которые исполняют как на соревнованиях по ирландским танцам, так и для развлечения на танцевальных вечеринках. Все систематизированные Гэльской Лигой танцы строятся на основе небольшого количества базовых шагов, например, side step, threes, promenade step, rising step и rise and grind. Их танцуют от двух до шестнадцати человек, выстраивая различные фигуры или танцуя отдельные элементы на месте.

Канонический репертуар кейли насчитывает около 30 танцев, которые были сочинены в основном в 20-30-х годах ХХ века и опубликованы в книжке Ár Rinci Fóirne. Однако сейчас на соревнованиях ученики различных школ часто выступают с авторскими танцами своих преподавателей.

Виды ирландских танцев. Irish Dance, Ирландский танец, Танцы, Танец, Длиннопост

Прежде всего, это – социальные танцы. Исторически их танцевали на домашних и деревенских праздниках, ярмарках или просто так в любом баре, где собирались восемь танцоров и хотя бы один музыкант. Сеты принципиально устроены так, что все участники процесса находятся в тесном взаимодействии, а общению уделяется внимания не меньше, а часто больше, чем технике танца. Сеты доступны людям всех возрастов и не грозят никакими специфическими травмами. Конечно, их бесполезно танцевать вместо тренировок по аэробике, зато столь распространенные среди танцоров повреждения коленей, растяжения связок, проблемы с сосудами и т.д. абсолютно незнакомы любителям сетов.

Виды ирландских танцев. Irish Dance, Ирландский танец, Танцы, Танец, Длиннопост

Шан-нос (sean-nos) – сольные традиционные танцы. В дословном переводе с ирландского sean-nos - «старый путь» или «старый стиль». Применительно к ирландским танцам этот термин означает особый их вид, до сих пор сохранившийся и весьма популярный на западе Ирландии (в области под названием Коннемара). От среднего ирландца, увидевшего шан-нос, нередко можно услышать: «Да, так танцевал мой дедушка».

Шан-нос – это традиционные сольные танцы, чем-то похожие на чечетку или американский степ. В качестве музыкального сопровождения обычно используется один инструмент (например, аккордеон), чтобы подчеркнуть ритм, который танцор отстукивает ногами. В шан-носе не приняты высокие прыжки и большие перемещения по площадке. В старину говорили, что хороший танцор может станцевать на бочонке, а отличный – на монетке.

В противовес характерной стойке нового стиля корпус танцора шан-носа расслаблен, а руки исполнитель не только не вытягивает по швам, но вполне может ими взмахивать, чтобы подчеркнуть то или иное движение, и даже поднимать над головой.

Для шан-нос очень важны две вещи – импровизация и дружеское соревнование. В пабах или на специальных вечеринках танцоры старого стиля часто выступают по очереди, как бы соревнуясь, кто выбьет ритм быстрее и четче, и кто покажет больше интересных шагов и движений.

История ирландского танца. ⁠ ⁠

Ирландия славится несравненно богатой танцевальной культурой. Мировой интерес к ирландским танцам последних 10-20 лет обусловлен появлением эффектных ирландских шоу. В России широко известны "Riverdance" и "Lord of the Dance".

Но с чего всё началось? Как зародились эти танцы?

История ирландского танца. Irish Dance, Ирландский танец, Lord of the Dance, Риверданс, Танец, Танцы, Длиннопост

Возможно, история традиционного ирландского танца должна исчисляться со времени возникновения кельтских народов - галлов, которые основали собственное государство уже в 5 веке до н.э. Эти народы были распространены по всей Западной Европе, а к третьему столетию нашей эры галлы добрались и до Ирландии.

Самый старинный известный вид, связанный с ирландским танцем, - это Sean-Nos кельтов, живших на Британских островах с 2000 года до н.э. В двенадцатом веке под влиянием культуры норманнских завоевателей в Ирландии стали танцевать хоровод вокруг человека, поющего песню. В 16-ом веке танцы танцы стали исполнять во дворцах. А два века спустя в Ирландии появились странствующие учителя танцев - основоположники двух популярных сегодня видов: группового и сольного.

История ирландского танца. Irish Dance, Ирландский танец, Lord of the Dance, Риверданс, Танец, Танцы, Длиннопост

История ирландского танца. Irish Dance, Ирландский танец, Lord of the Dance, Риверданс, Танец, Танцы, Длиннопост

По мере того, как Англия завоевывала прилежащие земли, соседствующие с ней народы подвергались жестокому давлению: известно, что для уничтожения нации, прежде необходимо уничтожить ее культуру. В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине 17-го века запрещали обучение ирландцев чему-либо, включая музыку и танец.

В начале 19-го века в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования. Большой пирог ставился в центре танцплощадки и служил призом для лучшего танцора. Стиль сольных танцев получил название Sean-nos. Сольные танцы исполнялись мастерами. В массовых групповых танцах переосмысливались на ирландский лад французские кадрили и котильоны.

История ирландского танца. Irish Dance, Ирландский танец, Lord of the Dance, Риверданс, Танец, Танцы, Длиннопост

Современный период в ирландских танцах начинается с конца 19-го века в связи с созданием Гэльской Лиги. Она поставила перед собой цель: сохранение и развитие ирландского языка и культуры, музыки и танцев. Их кропотливая работа часто сводилась не только к сохранению и обогащению существовавших традиций, но и к искусственному объединению их в рамках нового, часто спорного, но единого для всех свода правил. Однако такой спортивный подход был очень удобным для повышения зрелищности и для проведения соревнований.

История ирландского танца. Irish Dance, Ирландский танец, Lord of the Dance, Риверданс, Танец, Танцы, Длиннопост

В 1929 г. была основана Комиссия Ирландских Танцев для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства. В результате значительно изменилась техника танца. Танцевальные школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Танцоры перестали ограничивать себя в пространстве и движении, и это обогатило ирландские танцы множеством новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене. Окончательно закрепилось правило держать руки строго вдоль тела. Но некоторые иные положения существуют до сих пор. Начиная с 20х-30-х гг. благодаря Гэльской лиге женщины стали гораздо чаще участвовать в соревнованиях и преподавать в танцевальных школах. Четко определенная последовательность исполняемых шагов стала основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов стэп-танцев и французских кадрилей.

Несмотря на мощную поддержку Гэльской лиги в Ирландии и ирландских эмигрантских общин в США, Канаде и других бывших британских колониях, до конца XX века ирландские танцы все-таки были занятием, которым увлекалась лишь небольшая группа любителей — преимущественно ирландцев и их потомков в эмиграции.

В 1994 году в антракте конкурса «Евровидение» было представлено танцевальное шоу "Riverdance", в котором участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли. Отработанная годами тренировок и соревнований традиционная ирландская танцевальная техника настолько понравилась зрителям, что на волне успеха "Riverdance" в дальнейшем были поставлены еще целый ряд очень успешных танцевальных представлений: Lord of the Dance, Feet of Flames, Celtic Tiger, Dancing on Dangerous Ground и ряд других. Кроме того, эти шоу разбудили во многих людях интерес к занятиям ирландскими танцами. Можно сказать, что в настоящее время ирландский танец стал такой же «визитной карточкой» Ирландии, как её музыка или пиво Guinness.

История ирландского танца. Irish Dance, Ирландский танец, Lord of the Dance, Риверданс, Танец, Танцы, Длиннопост

Пишу серию постов на тему ирландских танцев, расскажу всё как есть, подробно и увлекательно, подписывайтесь, если вам интересно.

Ирландские танцы. Соревнования. ⁠ ⁠

Слово feis (мн. ч. ирл. feiseanna) на ирландском языке означает «фестиваль», и, строго говоря, также применяется для соревнований в музыке и ремеслах. Слово ирл. feile (мн. ч. ирл. faila) было бы более правильным термином для танцевальных соревнований. Тем не менее множество ежегодных танцевальных соревнований действительно становятся ирл. feiseanna, поскольку к танцам в них добавляются конкурсы по музыке, искусству, выпечке сдобы, и т. д.

Каждое соревнование собирает свой Feis Syllabus - брошюру с расписанием для разных уровней и возрастных групп, правилами и регламентом, информацией о взносе участника и прочими полезными сведениями.

Танцоры делятся на следующие уровни: начинающие (beginner), продолжающие (primary), продвинутые (intermediate), мастера (open).

Ирландские танцы. Соревнования. Irish Dance, Ирландские танцы, Ирландский танец, Танцы, Соревнования, Гифка, Кот, Длиннопост

Правила для feiseanna устанавливаются Комиссией по ирландским танцам, а не организаторами отдельных feis. В Coimisiun le Rinci Gaelacha, танцоры оцениваются только судьями, удостоверенными также самой Coimisiun. Выдаваемое им свидетельство называется A.D.C.R.G., что расшифровывается как ирл. Ard Diploma Coimisiun le Rinci Gaelacha — Самый Высокий Диплом по Гэльским Танцам. Местные организации, непосредственно проводящие фэши, могут уточнять правила Комиссии.

Также есть Всемирная Ассоциация Ирландского Танца, (англ. World Irish Dance Association - W.I.D.A.) — базирующаяся в Нидерландах организация, которая занимается распространением, популяризацией и развитием ирландских танцев по всему миру. Ассоциация организует мастер-классы, соревнования, чемпионаты и тестирования тренеров и судей по ирландским танцам. Продвигает язык, музыку и культуру Ирландии. С организационной точки зрения является конкурентом "Комиссии по ирландским танцам". Практикует менее жесткие требования к тренерам и судьям, чем Комиссия.

Заявки на участие в фешах принимаются только от аккредитованных учителей, которые те подают на своих учеников. Для участия в фестивале, танцоры обязаны надеть специальную одежду, фасон и размеры которой, официально регламентируются в правилах.

Ирландские танцы. Соревнования. Irish Dance, Ирландские танцы, Ирландский танец, Танцы, Соревнования, Гифка, Кот, Длиннопост

Каждый танец заканчивается поклоном: обязательно - судье, весьма желательно после танца поклониться еще и музыкантам. Танцор (или команда) находятся на сцене до звонка судьи - звонком судья дает понять, что оценки выставлены и следующие участники могут начать выступление.

Каждый конкурсант для участия в феше вносит определенную сумму денег, которая идет на оплату административных расходов по организации фестиваля. Собранные деньги идут на оплату судейства и работы музыкантов, аренду зала и прочие необходимые вещи. Если по каким-то причинам танцор отказывается от участия в феше после уплаты взноса, деньги в большинстве случаев не возвращаются. В правилах соревнований этот пункт всегда прописан.

Все выступления проходят под живую музыку. На крупных фешах — сразу на нескольких площадках.

Ирландские танцы. Соревнования. Irish Dance, Ирландские танцы, Ирландский танец, Танцы, Соревнования, Гифка, Кот, Длиннопост

Существуют феши стран, континентов и мировой чемпионат. Самыми престижными являются Всеирландский феш, открытые соревнования стран с традиционно сильной ирландской диаспорой и Чемпионат мира.

Мировое первенство по ирландскому танцу — всемирный чемпионат (Oireachtas Rince na Cruinne) — проводится раз в год, в течение недели. Места проведения изменяются, но обычно его проводят в Ирландии.

На больших чемпионатах все танцоры должны пройти реколл (отбор): они танцуют перед судьями 1 танец в жесткой обуви и 1 в мягкой. Судьи отбирают часть танцоров (в зависимости от того, сколько танцоров всего приехало соревноваться в этом возрасте и кстати, поле, потому что только в оупене (и еще в США на некоторых крупных фешах) появляется деление на мальчиков и девочек - отбор проходят многие, не меньше половины участников) в каждой возрастной категории (уровней тут уже нет, все танцуют в оупене) и те продолжают соревнования дальше, исполняя свой нетрадиционный сет. Зачем это делается? Все очень просто - слишком много народу. Реколл бывает не только на мировых чемпионатах, но и на любых оупен соревнованиях или интермидиат чемпионатах, если людей слишком много.

Ирландские танцы. Соревнования. Irish Dance, Ирландские танцы, Ирландский танец, Танцы, Соревнования, Гифка, Кот, Длиннопост

Фестивальные ирландские танцы. Соревнования - как правило, называются не "Феш", а Фестиваль или Чемпионат. Самые престижные - Чемпионат Ольстера, Чемпионат Северной Ирландии, и Чемпионат Европы.

Ассоциации и школы: F.D.T.A (Festival Dance Teachers Association) в Северной Ирландии и F.I.D.T.A (Festival Irish Dance Teachers Association) в Англии.

Читайте также: