План круглого стола в школе

Обновлено: 04.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

круглый стол "Мы выбираем жизнь!"

Классный наставник Джичошвили Т.С.

  • сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • выделить компоненты здорового состояния человека;
  • познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
  • Образовательная:
  • включение учеников в деятельность по сохранению и формированию собственного здоровья; систематизация и обобщение знаний учеников о полезных и вредных привычках; формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни.
  • Воспитательная :
  • воспитывать желание заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни и пропагандировать его; убедить в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни.
  • Развивающая:
  • развивать у обучающихся творческие способности, внимание, мыслительную активность, логическое мышление; умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности; вовлечь их в обсуждение и высказывание личного мнения;

Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентации; раздаточный материал - памятки «Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиков

План проведения внеклассного мероприятия

«Тот, кто может победить другого,

- силен, тот, кто побеждает самого себя,

Ход внеклассного мероприятия

А вот так определил здоровье

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Один из элементов здоровья продолжительность жизни. От чего она зависит?

А вот так об этом сказали:

Демокрит (460 — 370 до н.э.) древнегреческий философ

Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться.
Сенека (4 до н.э. — 65) римский философ

Люди уверяют, что жизнь коротка, а я вижу, что они сами ее укорачивают.

Как люди укорачивают жизнь?
Ответы учащихся.

Наш разговор пойдет о вредных привычках. Среди социальных норм многие сложились так давно, что кажется, что они существовали всегда. Действуя определённым образом, ты привыкаешь к последовательности действий, возникает привычка. Говорят: “Привычка – вторая натура”. Хорошо, если эти привычки действительно социальные нормы, но далеко не все привычки полезны. Никто не станет спорить, что вредно читать лёжа, болтать во время еды. Среди вредных привычек есть и более опасные: курение, употребление алкоголя или наркотиков.

“Посеешь привычку – пожнёшь характер” - гласит русская пословица.

Вопросы: Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? (Курение, пьянство, сквернословие, наркомания)

Учёные выявили ряд причин, по которым человек начинает употреблять разного рода наркотические вещества. В анкете учащиеся нашей школы назвали следующие:

  • желание показаться “крутым” - 4%;
  • стремление уйти от проблем – 27%;
  • желание самоутвердиться – 4%;
  • назло родителям – 2%;
  • за компанию (“стадное чувство”) – 39%;
  • родители курят – 20%.

А сейчас посмотри фильм о вреде алкоголя, который подготовили ученики 10 –го класса. (Фильм «Зеленый змий»)

Какое впечатление от фильма?

Это –реальность или вымысл?

Как вы думаете, алкоголизм -это…

Как помочь людям зависимых от алкоголя?

Какое впечатление от фильма и др.

Алкогольное опьянение – результат гибели клеток коры головного мозга, и мозг становится сморщенным. Продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет. В России по причине употребления алкоголя умирает около 900 тыс. чел. По данным судебно-медицинской экспертизы, около 60 убитых и 80 убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии. Алкоголь – это горе и слезы семьи! Опасность злоупотребления алкоголем, его вредное влияние на потомство общеизвестны. Если бы мальчишки ухаживали за детьми-инвалидами и знали, почему эти дети родились уродами, если бы девочки видели водянку головного мозга, недоразвитые руки или ноги, сращивание пальцев и общались бы с детьми, страдающими врожденной глухотой, расщеплением позвоночника, – они, быть может, прониклись бы до кончиков ногтей ужасом от мысли, что такие дети могут быть и у них, что это – расплата!

Говорят «пьянство- это упражнение в безумии», к сожалению это не единственное упражнение. «Наркомания – это наслаждение смертью» - сказал Франсуа Мориак. Предлагаю прослушать доклад мальчиков о вреде наркомании и посмотреть презентацию. ( Презентация «Наркомания –социальная проблема»)

-по статистике, в 1986 году в СССР по официальным данным было 46 тысяч наркоманов. В России в 2001 году – 1,5 млн. наркоманов.

-прогноз дальнейшего развития наркомании неутешителен.

- А теперь давайте вспомним знаменитых людей, которые стали жертвами пагубной страсти:

На фоне музыки Ennio Morricone - Chi Mai

-Мерлин Монро – актриса – умерла от передозировки наркотиков

-Курт Кобейн – лидер группы «Нирвана»- покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу.

-Элвис Пресли – наиболее вероятная причина смерти – пристрастие к наркотикам

-Игорь Сорин – солист группы «Иванушки – International» - покончил жизнь самоубийством в наркотическом опьянении.

-Анатолий Крупно – основатель группы «Черный обелиск» - умер от остановки сердца после многолетнего употребления героина.

Наркоман – социальный труп. Он ко всему равнодушен. Его ничего не интересует. Его смыслом жизни становится приобретение и употребление наркотиков. Чтобы не казаться слабым среди подростков, они стремятся приобщить к своему увлечению других. Больной наркоманией совершает много преступлений: кражи, взломы, нападения и даже убийства.

Наркологи говорят: «Не бывает излечившихся от алкоголизма и наркомании. У этих людей может быть только стойкая ремиссия (перерыв в заболевании)»

  • средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14 лет;
  • 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76% молодёжь от 14 до 30 лет;
  • за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65% – передозировка);
  • к окончанию школы 40% детей пробовали наркотики, «сидят на игле» – 9% мальчиков, 5% – девочек;
  • 91% ВИЧ инфицированных – наркоманы;
  • 1 наркоман за год втягивает в «порочный круг» до 4 человек.

Многое из сказанного верно. Итак, сегодня стоит напомнить вам об уголовной ответственности, предусмотренной за хранение, сбыт и употребление наркотиков

СТ. 228 УК РФ Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или аналогов.

в крупном размере – штраф до 40 000 рублей или исправительные работы на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на срок до 3-х лет

в особо крупном размере – лишение свободы на срок от 3-х до 10 лет со штрафом до 500 000 рублей.

СТАТЬЯ 228.1. УК РФ Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

– лишение свободы на срок от 4-х до 8 лет

группа лиц; крупный размер – лишение свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом до 500 000 рублей

группа лиц; в особо крупном размере – лишение свободы на срок от 8 до 20 лет со штрафом до 1 млн. рублей.

СТ. 230. УК РФ Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ

ограничение свободы на срок до 3-х месяцев, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Группа лиц; в отношении несовершеннолетнего; с применением насилия – лишение свободы на срок от 3-х до 8 лет

Если повлекли по неосторожности смерть или тяжкие последствия – лишение свободы на срок от 6 до 12 лет

СТ. 230 УК РФ. Насильно заставить употребить другого – в результате смерть

Лишение свободы от3 до 8 лет

СТ. 231 УК РФ. За выращивание запрещенных растений, содержащих наркотические вещества

От крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет

СТ. 232 УК РФ. За содержание притона для потребления наркотиков.

Лишение свободы до 4 лет

СТ. 232 УК РФ. За содержание притона организованного группой

Лишение свободы от 3 до 7 лет

Мы продолжим разговор о вредных и опасных привычках. Не менее опасно курение.

Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название "табак”. У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание.

Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.

Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.

Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.

Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество.

Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему.

31 мая во всем мире отмечают как День без табака

Сейчас я приведу вам статистику, которая нас сильно огорчить. В нам есть над чем задуматься.

  1. К 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%.
  2. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14.
  3. К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.

– Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?

Высказывания и предположения учеников:

  1. что с помощью сигареты ребята хотят выглядеть взрослыми;
  2. курят потому, что это как бы модно и красиво;
  3. существует мнение, будто курение табака помогает людям похудеть;
  4. подростки тянутся к сигарете, считая, что курение успокаивает нервы.

1. Какой же вред здоровью может принести сигарета?
2. Какие вредные вещества в сигарете?
3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?

Предлагаю прослушать доклад обучающихся о вреде курения (презентация «Развенчанные мифы о курении»).

Писатель А. Дюма – младший: “…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твёрдо сдержал и вполне убеждён, что табак вредит мозгу так же определённо, как и алкоголь”.

Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал так: “Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове…”

С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая ещё сравнительно нестарым (57 лет), он сказал: “Если бы я не курил, то прожил бы ещё 10 – 15 лет”.

Многократный чемпион страны по конькам И.Аниканов писал: “Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем – отказаться от этой вредной привычки”.

Рефлексия внеклассного мероприятия

Сегодня вы назвали несколько причин влечения к курению или алкоголю, наркотикам. И всё-таки основная из них, наверняка, заключается в том, что вы боитесь показаться «белой вороной» в компании сверстников. Зачастую вам вовсе не хочется курить, но не знаете, как отказаться от протянутой сигареты, не прослыв при этом «маменькиным сынком». Послушайте басню С.Михалкова “Непьющий воробей”. Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушки в бокале –
Вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
“Штрафной” налили Воробью.
А он твердит своё: “Не пью! Не пью! Не пью!”
“Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -
Вопит Сова, - а всё же пью до дна я!”
“Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!” -
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
“Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна!
А ну, налить ему ещё вина!”
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, а он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он не появился,
Везде ему кричат и шепчут вслед.
“Ах, как он пьёт!”, “Ах, как он разложился!”,
“Вы слышали? На днях опять напился!”,
“Вы знаете? Бросает он семью!”
Напрасно Воробей кричит: “Не пью-ю! Не пью-ю!!”

- Скажите, что случилось с воробьём?
- Почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?
Также происходит и в жизни.
Но, безвыходных ситуаций не бывает. Нужно лишь найти такой ответ, который позволит выйти из неприятной ситуации, не потеряв своё лицо.
Что же можно сказать тем, кто предлагает сигарету или спиртные напитки? Как устоять против наркотического дурмана? Давайте подумаем вместе

– я занимаюсь спортом, а курение и спорт – вещи несовместимые;
– никотин – сильнейший яд, который способствует возникновению многих заболеваний, а у меня и так много проблем со здоровьем;
– желтые зубы и преждевременные морщины, неприятный запах изо рта меня не привлекают;
– у меня аллергия на табачный дым;
– нет, я предпочитаю чистый воздух!”;
– не нахожу в этом никакого удовольствия”;
– нет, не хочу укорачивать себе жизнь”.

Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиков: перевести стрелки; сменить тему; «продинамить»; «задавить интеллектом»; обходить стороной.
Спасибо за ваши ответы. Мне приятно сознавать, что сегодня вы научились говорить «Нет» вредным привычкам.

Каждый из нас может сделать свой выбор. Но неоспоримая истина в том, что вредные привычки – это зло. А зло не приходит к нам в откровенном облике зла – оно маскируется под добро. Никто вам не предложит: “Стань наркоманом! Стань алкоголиком или никотинозависимым!” Ему скажут: “Попробуй разок!”

Не забывайте, каким быть решать только вам:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, не жалею:
«НЕТ!» - наркотикам, а жизни- «ДА!»
Вот что выбираю я!

Надеюсь, что знания, полученные сегодня, помогут вам сделать правильный выбор. Благодарю за внимание.

Сценарии круглых столов
проект (9, 10, 11 класс)

Круглый стол на тему "Ценностные приоритеты современной молодежи" для учащихся 9-11 классов.

Круглый стол на тему "Здоровый образ жизни" для учащихся 9-11 классов.

ВложениеРазмер
stsenariy_kruglogo_stola.docx 18.66 КБ
anketa.docx 15.69 КБ
tsennostnye_prioritety_sovremennoy_molodezhi.pptx 78.94 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

«Ценностные приоритеты современной молодежи»

  1. обсудить систему ценностей и приоритеты современной молодежи,
  2. предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему,
  3. сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
  • познакомиться с определениями ценности, используя разные источники, словари, документы и т.д.;
  • рассказать о влиянии системы ценностей на жизнь человека;
  • подвести результаты анкетирования;
  • выявить отношение подростков к проблеме неправильного формирования ценностных приоритетов;
  • воспитывать культуру поведения и общения при работе в группе.

Форма проведения – круглый стол

Схема проведения занятия:

  1. Установление контактов и доброжелательной обстановки).
  2. Опрос (выявление уровня информированности по теме занятия).
  3. Информационный блок (основной, с возможностью получения практических навыков и умений).
  4. Завершение работы (подведение итогов, обратная связь, оценка изменения информированности).

Общие правила коммуникации

  • - избегай общих фраз;
  • - ориентируйся на цель (задачу);
  • - умей слушать;
  • - будь активен в беседе;
  • - будь краток;
  • - осуществляй конструктивную критику;
  • - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча, мы собрались вместе, чтобы обсудить такую тему, как ценностные приоритеты современной молодежи. Но для начала позвольте мне представить вам гостей нашего круглого стола:

1 этап – учебная мотивация

Вначале нашего разговора хотелось бы узнать, что, по – вашему, входит в понятие «ценность? »

Согласно большому энциклопедическому словарю:

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Ценности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям.

Система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности.

Возникает вопрос: «Какие ценности на первом месте в вашей жизни?» Мы предварительно провели небольшое анкетирование среди старшеклассников нашей школы, в котором вы тоже участвовали.

В анкете были перечислены два вида ценностей – инструментальные и терминальные.

Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей..

Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности.

А теперь внимательно всмотримся в результаты, которые мы получили.

3 этап –дискуссия.

Все вместе обсуждаем вопросы:

Как влияют современные тенденции на систему ценностей?

Как правильно расставить приоритеты?

Испытываете ли Вы потребности в каких-либо ценностях?

Давайте обсудим те, которые выбраны вами как наиболее важные.

На первом месте для многих – здоровье.

«уверенность в себе» -

«наличие хороших и верных друзей» - )

4 этап –подведение итогов.

Список А (терминальные ценности) :

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности) :

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ценностные приоритеты современной молодежи

Что входит в понятие « ценность»? Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

«Какие ценности на первом месте в вашей жизни?»

Терминальные Здоровье Счастливая семейная жизнь Уверенность в себе Наличие друзей Развитие Активная деятельная жизнь Интересная работа Материально обеспеченная жизнь Любовь Свобода / Развлечение

Инструментальные Воспитанность Аккуратность Ответственность Образованность Твердая воля Самоконтроль Жизнерадостность Смелость в отстаивании своего мнения Независимость Терпимость

Как влияют современные тенденции на формирование системы ценностей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической к

Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников.


Сценарий круглого стола «Совесть и честь, достоинство»

Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в кри.

Сценарий круглого стола «Зависимость от курения».

Данное мероприятие было проведено в рамках II Рождественских образовательных чтений, где рассматривался вопрос об актуальной проблеме «Зависимость от курения».


Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм"

Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм" представлен в виде заседания Правового канала "Подросток и закон".


Сценарий круглого стола на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»

Проведение круглого стола в 6-7 классах совместно с родителями.


СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «МИР ВОКРУГ НАС»

Сценарий Круглого стола «Мир вокруг нас», посвящённого международному дню толерантности.

Круглый стол "Как выявить и развить свои способности" для учащихся 9-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка воспитательного мероприятия для учащихся старших классов, включающая в себя план-конспект круглого стола с приложением различных методик определения склонностей и способностей подростка.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Как выявить и развить свои способности" для учащихся 9-11 классов»

Круглый стол для учащихся

9-11 классов «Как выявить и

развить свои способности

• Развить представление старшеклассников о способностях человека.

• Помочь учащимся в развитии их способностей.

Эпиграф: «Свои способности человек может узнать, только применив их на деле».

Сенека Луций Анней (младший)

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово учителя

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и овладения знаниями, умениями и навыками.

Основу способностей составляют природные физические и психические свойства человека, наследуемые им от родителей. Например, одни люди обладают очень хорошим, как говорят, абсолютным слухом, другие такой способности не имеют. Эти природные свойства называют задатками. Они как бы дают направление, указывают путь, как в дальнейшем будут развиваться способности. Психолог А.В. Петровский сравнивает способности с зерном, которому еще только предстоит развиваться. Способный, но ленивый постепенно становится просто ленивым.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному к различным видам деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и животных, особенно высших, например, у обезьян.

Такими способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Вы уже знаете, что способности развиваются в течение жизни и проявляются у человека только в деятельности. Многие из вас, ребята, несомненно сделали немало для развития своих способностей и достигли определенных успехов в их развитии, а некоторые из вас еще даже не подозревают, какими способностями обладают.

Ученые считают, что если бы человек использовал свои возможности хотя бы на 50%, то он знал бы все языки мира и запоминал бы всю информацию.

Далее учитель предлагает учащимся тест, который может помочь им определить направления в развитии своих способностей.

Опрашиваемым школьникам выдают разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак « + », если ответ положительный, и знак «-» при отрицательном ответе.

Содержание вопросов зачитывается педагогом/

Тест «Как развить свои способности»

Содержание вопросов

• Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1. Подолгу играть в подвижные игры?

2. Придумывать игры и верховодить в них?

3. Играть в шашки, шахматы?

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?

5. Читать стихи или петь песни?

6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?

7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?

8. Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие?

9. Слушать или сочинять сказки или истории?

• Нравится ли тебе сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции?

11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?

12. Помогать ребятам решать математические задачи?

13. Читать об известных открытиях и изобретениях?

14. Участвовать в художественной самодеятельности?

15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?

16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?

17. Заниматься в изостудии, изокружке?

18. Писать сочинения на свободную тему?

• Получаешь ли ты особое удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?

20. От своего умения расставить людей, распределить работу?

21. От решения трудных математических задач?

22. От ремонта бытовых электро- или радиоприборов?

23. От игры на сцене?

24. От общения с людьми?

25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?

Как провести "круглый стол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.»

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, позволяющая углубить и укрепить объективную позицию педагога имеет большие возможности для обсуждения острых сложных тем на текущий момент в профессиональной среде.

Цель «Круглого стола»предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

В связи с этим, предлагаю методику проведения "круглого стола".

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

• выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

• подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

• подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

• подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

- определение понятийного аппарата (тезауруса);

- краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

- перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

- заключительную речь модератора;

• оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

• консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

• подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

• -избегай общих фраз;

• - ориентируйся на цель (задачу);

• - будь активен в беседе;

• - осуществляй конструктивную критику;

• - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

3. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

6. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

• подведение заключительных итогов ведущим;

• выработку рекомендаций или решений;

• установление общих результатов проводимого мероприятия.

Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Читайте также: