Пабло пикассо туалетный столик

Обновлено: 17.05.2024

Весной 1909 года Брак отправляется в город своего детства Гавр. В Гавре он пишет картину «Гавань в Нормандии», на которой выводит кубистические искажения на новый уровень – элементы изображения смело раздроблены и больше не представляют из себя цельные объемные единицы. Сюжет картины все еще узнаваем, хотя читается он уже не так просто.

Жорж Брак – Гавань в Нормандии (весна 1909)

image

Пикассо очень понравилось, хотя несколько дней он и подозревал, что Брак что-то курил без него. Начиная с этого момента и вплоть до 1912 года Брак и Пикассо соревнуются в умении эстетично дробить форму. Этот период их творчества называют аналитическим кубизмом.

Пабло Пикассо – Натюрморт с бутылкой ликера (лето 1909)

image

Осенью 1909 года Брак производит картину «Скрипка и палитра». Ключевой ее деталью является реалистичный гвоздь, на который подвешена палитра. Картина получилась добротная и потом, весной 1910 года, Брак решает еще разок забить в картине гвоздь (работа «Скрипка и кувшин») и даже помещает его в том же месте.

Но теперь гвоздь «вбит» в само полотно и уже не находится в пространстве картины, а наоборот, подчеркивает, что картина сама является объектом - плоским холстом с нанесенной поверх краской. Это первый опыт кубистов с помещением «реальных» объектов-обманок на картины.

image

Жорж Брак – Скрипка и палитра (осень 1909)

Жорж Брак – Скрипка и кувшин (1910)

image

Пикассо тем временем пытается вернуть цвет в свою живопись. Но не в качестве средства для обозначения света и тени, выявления формы, нет! Он хотел использовать его как самодостаточный, не менее важный, чем форма, элемент. Эти попытки, как правило, были неудачными, и ему приходилось перекрывать такой цвет. Единственным исключением стала небольшая картина с обнаженной (примерно 18 x 23 см), в которой участок ткани был ярко красного цвета. К сожалению, мне не удалось найти название картины, которая имеется в виду.

Брак проводит лето 1910 года в Эстаке. Его увлекла тема «реальных» объектов, которые изображаются привычно, без искажений. На картине «Гитарист» Брак впервые добавляет буквы в сюжет, что вызывает у зрителя ассоциации с рекламными плакатами и витринами (а создание плакатов и витрин в то время было недостойно художников и никак не ассоциировалось с искусством).

Жорж Брак – Гитарист (лето 1910)

image

После войны с цветом Пикассо решает сосредоточиться на структурной составляющей картин. И в Кадакесе, где он проводит лето 1910 года, Пабло впервые «вскрывает» форму. Вместо изображения замкнутых объектов с их «кожей» - внешней оболочкой, обозначенной на картине при помощи светотени, Пикассо пытается отразить их «нутро». Он выстраивает композицию по своеобразной схеме, в которой отводится место для стереометрического отображения любой из сторон, либо даже для внутреннего устройства объекта.

Замкнутая форма, которую кубисты использовали до этого, не позволяла им добиться желаемого эффекта. Во-первых, возникал вопрос, насколько далеко они ушли от «имитации» - для формирования объекта они, как это было принято и ранее, использовали светотень и другие известные приемы. Но в реальном мире объекты могут существовать и в темноте, и человек автоматически воспроизводит их в памяти по тактильным ощущениям и, таким образом, «видит» и без света. Живопись ранее никогда не касалась этого аспекта, и изображение замкнутой формы традиционными методами – не более чем иллюзия формы.

Другой проблемой была деформация объектов, которая неизбежно тревожила зрителя. Пабло по этому поводу вспоминал комментарий своего друга, скульптора Маноло, относительно одной из картин: «Что бы ты сказал, если бы тебя на вокзале родители с такими лицами встретили?» (в некоторых источниках утверждается, что фраза была сказана перед картиной «Авиньонские девицы»). Но эта проблема уходит, как только на картине перестают находиться реальные видимые предметы.

С этих пор Брак и Пикассо пытаются посредством подобных схем воссоздать объекты своих произведений скорее в воображении зрителя, чем непосредственно на холсте.

Пабло Пикассо – Женщина с мандолиной (лето 1910)

image

Методика и идеология работы над такой картиной заключалась в следующем: вместо того, чтобы начать с переднего плана и затем продолжить пространство картины, придавая ему иллюзию глубины, художники начинали с ясного, четко расположенного в пространстве заднего плана. Дальше они разрабатывали что-то вроде схемы, в которой каждому объекту отводится определенное место относительно заднего плана. Организованная таким образом работа дает очень пластичное представление о натуре.

Пабло Пикассо – Туалетный столик (лето 1910)

image

Но если на картине присутствует только вышеупомянутая схема, невозможно понимать ее как «изображение» внешнего мира – зритель только и увидит, что плоскости, цилиндры, кубы и т.п. На данном этапе «реальные» объекты Брака начинают играть особенную роль в кубистических произведениях. Пикассо и Брак используют реалистически изображенные детали в качестве стимулов, вызывающих желаемые ассоциации. Комбинация стимулов и схемы позволила художникам конструировать законченное изображение в воображении зрителя.

Но, несмотря на присутствие таких стимулов на картинах, не знакомому с основными принципами кубизма зрителю все равно сложно правильно воспринять изображенное. Поэтому подавляющее большинство работ Пикассо и Брака имеют говорящие названия: «Бутылка и стакан», «Игральные карты и кубик» и так далее. При таком подходе на начальном этапе определенные образы вызываются у зрителя в памяти. В дальнейшем он свободнее видит и воспринимает стимулы и, ориентируясь по ним, получает более полное представление об изображенных объектах. (© Канвайлер)

Как Пикассо украл Джоконду, из-за чего поссорился с Шагалом и другие истории из жизни самого дорогого художника в мире



Жизнь и творчество Пабло Пикассо – то, что всегда вызывает интерес не только у ценителей искусства, но и у простых зрителей. А потому сегодня мы раскроем несколько тайн его жизни, к примеру, почему он никогда не расставался с сигаретами, каким было его первое слово и как он пришёл к знаменитому стилю кубизма.

1. Чудо деторождения

Пабло в детстве. \ Фото: journalist-nsk.ru.

О ранней жизни Пабло Пикассо можно было бы сказать всего одной фразой: он, будучи ребёнком, тщательно мифологизировал своё рождение. Он никогда не упускал возможности рассказать слушателям немного жуткую, но весьма увлекательную историю о том, как он появился на свет. Тем не менее, поговаривают, что зачастую он путался в собственных версиях событий, а также указывал, что родился посреди ночи (что не было доказано), для того, чтобы произвести больший эффект на слушателя.

Пабло Пикассо: Автопортрет, 1896 год. \ Фото: pinterest.com.

День, в который родился первенец в чете Руис, мог стать для них трагическим. После своего рождения малыш не подавал признаков жизни, а потому его сочли мертвым. Ситуацию спасла привычка его дядюшки, который тогда работал медиком, и благодаря которой, вероятно, величайший художник ожил. Но чудо деторождения оказалось не поводом для его дяди затушить ранее подкуренную сигару. А потому, когда мальчика, молчаливого и безжизненного, уложили на столик, он склонился над ним, и по чистой случайности выдохнул сигаретный дым ему в лицо.

Пабло Пикассо. \ Фото: pequottravel.com.

От этого ребёнок ощутимо поморщился и, наконец, закричал. Некоторые историки, которые писали биографию Пикассо, отмечают, что, возможно, как память о своём таком трудном первом вздохе, он больше никогда не расставался с табачными изделиями. Что, в общем-то, не помешало ему прожить долгую и счастливую жизнь, наполненную весьма неоднозначными периодами.

2. Первое слово

Пикассо на пляже, Гольф-Жуан, 1948 год. \ Фото: pttnews.cc.

Большую часть историй и мифов, которые окружали ребёнка, создала именно его матушка. Он был первенцем в их чете и единственным мальчиком: после него его мама родила дочек – Лолу и Кончиту. А потому совсем неудивительно, что она обожала своего сына.

Однажды, когда он станет взрослым, она напишет ему послание следующего содержания: «Я узнала, что ты занялся написанием стихов. Пожалуй, мы теперь можем ждать от тебя чего-угодно. И если когда-то я услышу, что ты занимаешься церковными делами – я не подвергну это сомнениям» .

Пабло Пикассо в юности. \ Фото: wemp.app.

Его мать частенько и очень охотно делилась воспоминаниями о его молодости. К примеру, она часто описывала его внешность, как «красавца, что был настолько хорош, что мог потягаться с ангелами и демонами, ведь от него невозможно было отвести взгляд». А вот его отец, Хосе, довольно мало обращал внимания на внешний вид своего сына. Он, наоборот, гордился тем, что у Пабло проявился интерес и талант к живописи. А всё потому, что в прошлом Хосе тоже мечтал заниматься творчеством, и поэтому, не состоявшись как художник, он стал первым наставником для своего ребёнка.

Пабло Пикассо пишет Гернику. Париж, 1937 год. \ Фото: google.com.

Когда Пабло исполнилось тринадцать, Хосе полностью забросил рисование, вручив мальчику кисти и инструменты, заявив, что тот уже давно превзошел отца. Согласно историям, которые распространяла его мать, мальчик научился рисовать примерно в то же время, что и произносить слова. Будучи маленьким, он нечасто контактировал с другими малышами, предпочитая сидеть в одиночестве и рисовать на песке или любой удобной поверхности закорючки и абстрактные рисунки.

Как утверждала его матушка, первым словом будущего гения стало «piz», что, вероятно, являлось сокращением от «lapiz», по-испански означавшего карандаш.

3. Женская любовь и внимание

Мария-Тереза Вальтер. \ Фото: catalunyadiari.com.

Мари-Терезу Вальтер гений кубизма и абстракции повстречал прямо на улице, когда девушке было всего семнадцать лет. Он довольно долго следил за ней и её действиями, чтобы позже подойти к этой прекрасной блондинке и тут же использовать свой главный козырь, сказав: «Я – Пикассо!». В то время, когда Пабло было уже сорок пять лет, он привык к тому, что его узнают на улице, о его таланте наслышаны, а также он частенько пользовался привилегиями, которые предоставляло ему его положение в обществе.

Пабло Пикассо и Ольга (Hohlova). \ Фото: google.com.ua.

А потому он был удивлен, а точнее даже шокирован тем, что молодая леди понятия не имела, кто он такой, чем занимается и почему известен. Впрочем, этой девушке Пикассо достался достаточно легко. Примерно так и происходили знакомства в его жизни в «Голубом» или «Розовом» периоде его творчества.

Пабло Пикассо и Дора Маар. \ Фото: infobae.com.

Достаточно долго они скрывали свои отношения от общества, вынуждены были тайно встречаться. А всё потому, что Мари всё ещё была несовершеннолетней, а художник был женат на Ольге (Hohlova). Даже когда его юная любовница понесла от него дитя, он всё ещё не мог заставить себя бросить супругу, поскольку это принесло бы ему потерю большей половины его состояния, а также имущества и даже работ.

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило. \ Фото: artrust.ch.

Примерно в тот же период у него появляется ещё одна его любимая – Дора Маар, известная мастерица фотографии и искусства. Случилось так, что в один день обе они случайно увиделись в его мастерской, а затем, в результате небольшой ссоры, потребовали, чтобы художник выбрал между ними.

Пабло Пикассо и Жаклин Рок. \ Фото: google.com.

Однако Пикассо был не так прост. Он сказал Доре и Мари, что им придётся самостоятельно разобраться друг с другом. И в тот момент женщины действительно начали бороться за него в самом прямом смысле этого слова. Пабло называл это воспоминание одним из лучших в своей жизни, а также посвятил ему свою работу под названием «Птицы в клетке» (1937), которая изображает черно-белых голубей.

4. Ссора с Шагалом

Шагал и Пикассо. \ Фото: leregardlibre.com.

Эти два великих по своей сути художника довольно долго дружили. Однако эта связь разрушилась впоследствии всего одного ужина и нескольких слов, которые были сказаны сгоряча. После этого ни один из них не упускал возможности оскорбить или задеть, намеренно унизить и раскритиковать стиль другого. Однако перед этим событием они были связаны крепкой дружбой, что длилась много лет, и без зазрения совести подчеркивали гениальность талантов друг друга.

Закадычные друзья. \ Фото: pinterest.ru.

Позже Пикассо даже сказал: «После смерти Анри Матисса, Шагал стал единственным, кто правда знает всё о цвете и легко им орудует. Мне не очень нравятся его фигуры ослов, петухов или скрипачей, однако это не отменяет того факта, что они вплетены в общую канву, а не просто собраны в одном месте. Большинство его последних работ в Венце убеждают меня в том, что с момента появления Ренуара и до сегодняшнего дня не существовало никого, кто управлял бы тенями так мастерски, как это делает он» .

Размолвка случилась в конце 60-х годов. Тогда Пабло и Франсуаза Жило отправились к его другу на ужин по его приглашению. После того, как они выпили немного вина, они вступили в диалог. Пабло спросил у своего друга, когда он планирует вернуться в Россию, на что тот заметил, что сделает это после самого Пикассо. Также Шагал добавил, что до него дошли слухи, что самому Пабло нравилось в России, однако он не любил там работать, а потому он предпочтет задержаться на месте и дождаться, пока его друг отправится туда первым.

Марк и Пабло. \ Фото: sothebys.com.

Это задело Пикассо, и он не смог не ответить в язвительном тоне. Гений обронил фразу о том, что Шагал, вероятно, никуда не поедет, если это не будет связано с личной и финансовой выгодой.

Жило, которая наблюдала за этим конфликтом, позже сказала о том, что несмотря на ухмылку, которая осталась на лице Шагала, сказанные Пикассо слова действительно его задели. И на этом их древняя и крепкая дружба оборвалась.

5. Кража Моны Лизы

Мона Лиза. \ Фото: sarvgyan.com.

Многие искусствоведы утверждают, что первоначально эта картина не была таким общепризнанным шедевром. И стала им лишь благодаря тому, что её украли и два года она не появлялась в поле зрения ни художников, ни зрителей.

В 1911 году эта картина выставлялась в музее, однако не была окружена туристами или особой системой защиты. На ней также не висели пуленепробиваемые стекла и не стояла сигнализация. А потому некто по имени Винченцо Перуджа, который, согласно одной точке зрения был сотрудником Лувра, а согласно другой – стекольщиком, без проблем снял картину со стены и попросту вынес её из галереи. Утверждают также, что таким образом он хотел восстановить справедливость, вернув Италии бесценное произведение искусства, созданное её гением.

Винченцо Перуджа. \ Фото: google.com.

Полиция начала расследование, однако поиски картины были безуспешными. А потому они цеплялись абсолютно за любые мелочи и зацепки. Например, в споре между Пикассо и Гийомом Аполлинером, они оба со злостью заявили, что было бы неплохо, если бы Лувр сгорел. После этого поэта арестовали первым.

Точно неизвестно, из шутки или из злого умысла он в ходе допроса указал Пабло как возможного вора Джоконды. Художника также арестовали, однако правоохранительные органы не сумели добиться от него какого-либо признания. Их обоих вскоре вынужденно отпустили, однако пару раз приглашали для дачи показаний.

Гийом Аполлинер. \ Фото: livejournal.com.

Любопытно, что подобное не оказало пагубного влияния на дружеские взаимоотношения между ними. Они дружили непосредственно до момента смерти поэта в 1918 году. Более того, утверждалось, что добиться такого быстрого их освобождения помогла американская писательница Гертруда Стайн.

6. Учитель и главный вдохновитель

Учитель и главный вдохновитель. \ Фото: obshe.net.

Судьбоносным открытием для Пабло стала ретроспектива от Поля Сезанна, которая была представлена в начале 1900-х годов в Салоне. Разумеется, он не мог не сталкиваться с картинами своего коллеги и до этого, однако он именно в этот момент испытал максимальное влияние Сезанна на собственный стиль. Пикассо позже скажет: «Его влияние и мастерство буквально затопило собой всё остальное» .

Непревзойдённый гений. \ Фото: iguana.ws.

Многие искусствоведы полагают, что именно творчество Поля дало толчок к развитию такого стиля, как кубизм. Именно он первым стиснул мир до базовых, лежащих в его основе форм, ограничивался короткими, рубленными мазками, а также упрощал и разрушал пространство вокруг себя. В его творчестве Пикассо нашел ответ на вопрос, как именно извлечь самое главное из природы и окружения, тем самым достигая объединённости, которая и выражает стиль каждого художника.

Пабло Пискассо в студии. \ Фото: kaluga-poisk.ru.

В том же году Пабло взялся за эксперименты, беря за основу технику Сезанна. Его компаньоном в этом стал другой творец – Жорж Брак. Именно Сезанн и его творчество объединили вокруг себя этих творцов, которые тесно сотрудничали между собой в стиле кубизма.

Спустя достаточно времени, отвечая на вопросы журналиста, он отметил: «Важно не столько то, чем занимается сам творец, а то, кем он себя позиционирует на самом деле. Сезанн никогда бы не вызвал моего интереса, если бы творил, к примеру, как другие, и даже если нарисованные им объекты были бы в тысячи раз прекраснее всего, что я видел. Моё внимание привлекла именно тревога – то, что является ключевым в творчестве Сезанна» .

В продолжение темы о легендарных художниках, читайте историю о том, как три женщины: богиня, служанка и любовница повлияли на жизнь Рембрандта.

8 малоизвестных фактов о великом революционере в искусстве Пабло Пикассо



В начале XX века Пабло Пикассо совершил настоящую революцию в искусстве. Его неутомимость в поиске новых форм передачи своего совершенно уникального эмоционального видения просто поражала. Для этого человека на первом месте всегда был результат. Пабло без устали повторял: «Я не ищу, я нахожу». Прославился Пикассо и как живописец, и как скульптор, был мастером керамики и офорта. Невероятно плодовитый художник создал больше двух десятков тысяч работ! Ознакомьтесь с удивительными малоизвестными фактами из его жизни.

1. Пабло Пикассо был вундеркиндом

Родной город Пабло Пикассо - Малага.

Родился будущий гениальный художник в 1881 году в Малаге на юге испанского побережья. Маленький Пабло вначале научился рисовать, а лишь потом говорить. В подростковом возрасте мальчик даже превзошёл своего отца, который был учителем рисования. Легенда гласит, что папа отдал свою палитру и кисти сыну и поклялся, что больше никогда к ним не прикоснётся. Пикассо поступил на учёбу в художественную школу в Барселоне. Обычно сдача вступительных экзаменов занимала целый месяц. Пабло управился за один день. Когда Пикассо был уже знаменит, он заявлял, что в юности он рисовал «как Рафаэль». После этого он добавлял: «Правда мне потребовалась вся моя жизнь, чтобы научиться рисовать как ребёнок».

Маленький Пабло со своей сестрой.

Пабло Пикассо был вундеркиндом.

2. Гениальный художник постоянно менял свой стиль

В подростковом возрасте Пикассо писал довольно реалистичные портреты и пейзажи. Потом последовали так называемые «голубой» и «розовый» периоды. Это было в промежутке с 1901 по 1906 годы. Пабло рисовал бедных детей и цирковые сцены. В 1907 году художник создал свою первую революционную работу «Les Demoiselles d'Avignon». Это был искажённый портрет пяти проституток. Эта картина открыла двери абстрактному стилю и кубизму. К 1912 году Пикассо изобрёл коллаж. Он прикреплял клеёнку, газетные вырезки и другие материалы к полотнам своих картин.

Всё это, наряду с повышенным акцентом на цветах, ускорило переход от так называемого аналитического кубизма к кубизму синтетическому. Чуть позже Пабло стал практиковать некую форму неоклассицизма. Он воссоздавал картины таких мастеров, как Диего Веласкес, Эдуард Мане и Эжен Делакруа. В разное время своего творчества он включал в своё искусство элементы сюрреализма, экспрессионизма, постимпрессионизма и символизма.

Автопортреты Пабло Пикассо. Художник постоянно менял свой стиль.

3. Пикассо был одним из родоначальников кубизма

Пикассо принадлежал к тем же богемным социальным кругам, что и множество других художников и писателей, включая Анри Матисса, Гертруду Стайн и Макса Джейкоба. Самые тесные творческие узы связывали его с Жоржем Браком. Именно в компании с ним он стал сооснователем кубизма в 1909 году. Картины Брака того времени весьма схожи с работами самого Пикассо.

Художники Брак и Пикассо были весьма схожи и в жизни, и в творчестве.

Вместе Брак и Пикассо поддались влиянию художника-постимпрессиониста Поля Сезанна. В их творчестве ощущалось также влияние иберийской скульптуры, африканских масок. Жорж и Пабло любили посещать студии друг друга и обмениваться творческими идеями и мыслями. Сам Брак называл их отношения похожими на двух альпинистов, связанных одной верёвкой. Их сотрудничество продлилось вплоть до 1914 года, пока Брак не ушёл в армию.

4. Пикассо был не просто художником

Хотя Пикассо больше всего прославилмся своей живописью, он занимался не только этим. Художник экспериментировал со множеством различных техник. Это была и скульптура, керамика, рисунок и гравюра. В период с 1917 по 1924 год он успел потрудиться театральным художником. Пикассо создавал занавес, декорации и костюмы для нескольких балетов. В первлм из которых Пабло увлёкся оной из танцовщиц. Она стала его первой женой и матерью его первого сына. У художника после было ещё трое внебрачных детей. В 1935 году Пикассо попробовал себя в поэзии. Он стал писать стихи и даже стал автором двух пьес.

Первая жена Пикассо - танцовщица балета Ольга.

Ольга с первенцем Пабло Пикассо.

5. Пикассо активно выступал против испанского диктатора Франсиско Франко

Летом 1936 года в Испании началась Гражданская война. Диктатор Франсиско Франко возглавил группу военных, которые выступали против демократии Второй республики. Пабло был активным сторонником республиканцев. Он создал целую серию антифранко-гравюр. Также художник впервые выступил с политическим заявлением. Он заявил, что каста военных хочет погрузить Испанию в океан страданий и смерти. Позже он создал «Гернику». На это полотно его вдохновила ужасающая история бомбёжки нацистами мирных жителей города Герника. На картине Пабло изобразил раненую лошадь, обезглавленного солдата, женщину с мертвым младенцем на руках и другие жуткие образы войны. Огромное восьмиметровое полотно находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

«Герника» Пабло Пикассо.

Франсиско Франко.

6. Пикассо большую часть своей жизни провел в эмиграции

Ещё в молодости Пабло переехал из родной Малаги в Ла-Корунья. После он уехал в Барселону, потом в Мадрид. Позже опять вернулся в Барселону. Покинул Испанию художник в 1900 году. Долго жил в Париже. Французская столица стала его постоянным домом. В Испанию Пикассо больше никогда не возвращался. Приезжал пару раз с кратковременными визитами. Свои самые известные картины Пикассо создал во Франции.

Франция стала для Пикассо второй родиной.

7. В 62 года Пикассо стал коммунистом

В 1944 году Пикассо вступил в Коммунистическую партию Франции. Это случилось сразу после освобождения Парижа от нацистов. «Я увидел там всех величайших мыслителей и поэтов, борцов сопротивления, всех кого я безмерно уважаю», - рассказал Пабло. В пятидесятых годах Пикассо написал «Резню в Корее». Там он изобразил солдатов США в виде футуристических рыцарей, которые нападали на беременных женщин и детей. Кроме этого художник сделал набросок рисунка того, как пытались спасти лидера греческих коммунистов Никоса Белоянниса от расстрела. Пикассо даже написал портрет Сталина.

«Портрет Иосифа Сталина» Пабло Пикассо.

Пабло не всегда укладывался в официальную линию партии. Портрет советского лидера французским коммунистам не понравился. Они осудили его за недостаточное восприятие. В 1956 году художник подписал письмо, в котором выражался протест против вторжения вооружённых сил СССР в Венгрию.

8. Картин Пикассо было украдено больше, чем у любого другого художника

Картин Пикассо украдено больше, чем у всех остальных художников.

По данным Реестра утраченных произведений искусства более тысячи работ Пабло Пикассо признаны пропавшими без вести или украденными. Это действительно более чем в два раза больше, чем у любого другого живописца. Самая последняя кража произошла в октябре прошлого года, когда грабители похитили картину Пикассо и шесть других картин, выставленных в голландском музее.

Париж манил не только Пикассо. Это место, куда съезжаются все романтики. Также ценители искусства любят французскую столицу за то, что там есть Лувр. Прочтите нашу статью 5 малоизвестных фактов об одном из самых популярных музеев мира: секреты Лувра.

Пабло Пикассо и его жертвы: Художник, который не умел любить, зато любил художественно мучить



По принятым представлениям, женщины нужны художнику, чтобы вдохновлять: своей красотой, словом поддержки, просто обеспечением тыла. Но знаменитый живописец Пабло Пикассо искал вдохновения совсем в других вещах. Если какая-то женщина становилась ему музой, можно сразу было сказать, что ей не повезло.

Вот два признания художника, которые сразу проливают свет на свойства его натуры и на его отношения к своим «музам». «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив,» признался он один раз, а в другой сказал: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет». Но последнее слишком обтекаемо. Речь не идёт о большой ссоре, которая ставит точку в отношениях. Речь идёт именно о медленном психологическом «убийстве», которое может тянуться годами.

В юности Пабло Пикассо менял женщин каждый раз, как ему требовались новые ощущения. Это был его излюбленный приём бороться с очередным моментом творческой импотенции, которые рано или поздно случаются с каждым. Более того, это был очень популярный способ преодоления подобных кризисов, так что если Пикассо и отличался чем-то в своих поисках новых ощущений, то мы этого не узнаем. Есть только один нюанс, который точно отличает отношения живописца с музами: про каждую из них он считал, что она любит его недостаточно.

Пикассо с первой женой.

Когда в тридцать шесть лет Пикассо женился на русской балерине Ольге Хохловой, многие думали, что он, наконец-то, остепенился. Разве что его мать никогда не питала иллюзий: она прямо говорила, что ни одна женщина не будет счастлива с её сыном. Добивался Ольги Пабло долго и упорно. В браке родился сын. Примерно после этого, как часто и бывает, Пикассо остыл к своей очередной музе. Балерина, порхающая по сцене, и усталая, невыспавшаяся мать казались ему радикально разными людьми.

Обычно принято упрекать Ольгу тем, что она ревновала мужа, но у неё, надо полагать, были основания. Пабло слишком привык к беспорядочным половым связям и очень быстро стал вести себя так, словно ищет новую женщину. И нашёл.

Мари-Терез с дочерью от Пикассо.

Мари-Терез было семнадцать лет. Она просто шла по улице, когда немолодой мужчина схватил её за руку и сказал: «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи». Мари-Терез понятия не имела, кто такой Пикассо, но у неё оказался нерешительный, мягкий характер. Поддавшись первый раз, она раззадорила Пабло, и он с наслаждением захватывал всё больше и больше власти, прогибал, продавливал, ломал психику молоденькой девушки, упиваясь тем, насколько послушная из неё выходит игрушка.

С неумеющим дать отпор подростком получалось делать то, на что, вероятно, соглашалась далеко не каждая его предыдущая женщина. Пикассо истязал Мари-Терез физически, ставил всё более садистские эксперименты. Особенно его возбуждали её ещё детское лицо и манеры, детские слёзы и то, что их связь нужно держать в секрете.

Никаких великих вещей они вместе, конечно, не совершили. Пикассо нужно было совсем другое.

Тут стоит привести ещё одну ключевую установку художника в отношении женщин. Он считал, что все женщины делятся на богинь и коврики для ног, и самое большое наслаждение — взять первую и превратить во второе. Человеческие отношения с женщиной он не рассматривал в принципе. Как на его картинах изображённая распадалась на «кубики», так и под его взглядом каждая женщина была не личностью, а набором деталей, которые обещали интересную игру.

Надо сказать, к слову, что, то ли питая предубеждение перед современным искусством, то ли чувствую эту психопатическую нотку в кубистических портретах Пикассо, его жена настрого запрещала ему изображать её иначе, как в реалистической манере. Естественно, обретя Мари-Терез, Пабло и не подумал бросать другую игрушку. Зачем разводиться, если можно мучить обеих женщин и использовать каждую как инструмент для пыток другой? Он делал это с наслаждением. Психологическая ломка ему нравилась ещё больше физических истязаний. Когда он говорил, что ему необходимо убивать женщину, он не шутил. Убивать как личность. Уничтожать как человека. Вот, что его вдохновляло и заменяло ему любовь.

Пикассо на фоне своей работы.

Когда Мари-Терез забеременела (а предохраняться художник считал излишним), Пикассо поселил её у себя дома. Ольга, не выдержав, ушла с сыном в никуда. О разводе она больше и не заикалась. Она вообще уже не хотела ни о чём говорить с Пабло.

Мари-Терез родила дочь. Вскоре после этого началась Вторая мировая война. Пикассо уехал жить в Швейцарию. Его дом вскоре оказался занят по законам военного времени, и Мари-Терез пришлось подыскать себе съёмное жильё. После войны Пабло и не подумать возвращаться к этой игрушке. Она уже была слишком сломана. Ему надо было поломать новую.

Вернувшись в Париж, Пабло познакомился с Дорой Маар, безошибочно выбрав женщину с неустойчивой психикой и лабильной нервной системой. В отношениях с Пикассо Дора страдала длительными депрессивными периодами. Пабло ставил их её в вину, а в целом был недоволен, насколько быстро и без сопротивления ему удалось сломить психику жертвы. Он нашёл новую женщину, Франсуазу Жило, молодую художницу.

Пабло Пикассо с Дорой Маар.

Каждую женщину живописец держал на прочной привязи созависимости, мастерски добиваясь того, что, даже мучаясь, женщина концентрировалась на нём и переставала мыслить себе жизнь без него. Пабло был слишком стар, чтобы играть с Франсуазой так, как он это делал с Мари-Терез, и предпочёл мучить её исключительно психологически. Для этого он читал ей свежие любовные письма Доры, которая всё никак не могла соскочить с крючка, на который он её поймал.

Франсуаза, конечно, тоже забеременела. Когда пришла пора рожать, Пабло заявил, что сначала машина должна отвезти его по делам и только потом доставить Франсуазу в роддом. Надо сказать, родила Франсуаза по настоянию Пикассо. Вероятно, он догадывался, что женщины становятся уязвимее с маленьким ребёнком на руках. Уязвимость женщины и чувство власти над ней разогревали его уже давно старческую кровь.

Франсуаза Жило и Пабло Пикассо.

Как типичный семейный насильник, Пикассо постоянно высказывал недовольство и ставил взаимоисключающие требования. Жило вспоминала: «Я пришла к выводу, что Пабло терпеть не мог присутствия женщины. Я поняла, что с самого начала его тяготили прежде всего интеллектуальная сторона наших отношений и мой несколько мальчишеский образ жизни. Ему не нравилось то, что во мне было мало женственности. Он хотел, чтобы я расцвела, настаивал на ребенке. Однако, когда у нас появились дети и я стала настоящей женщиной, матерью, женой, выяснилось, что эта перемена ему не по душе. Он сам произвел эту метаморфозу, но тут же сам и отверг ее». Она, однако, оказалась самой сильной из женщин Пикассо и после рождения второго ребёнка ушла от него… Чтобы стать знаменитой художницей и счастливо выйти замуж за нормального мужчину.

Франсуазе повезло, поскольку другие женщины Пикассо обычно сходили с ума. Так случилось с его первой длительной музой, Фернандой. Ольга Хохлова стала очень эмоционально нестабильной за время общения с мужем. Мари-Терез закончила жизнь самоубийством. Дору Маар после разрыва с Пикассо лечили электрошоком в психиатрической клинике (кстати, она тоже была художницей). Каким-то образом Пабло просчитался, выбрав Жило. Она не стала его обычной жертвой.

Жаклин Рок и Пабло Пикассо.

Следующей он выбрал покорную молодую девушку из бедной семьи, мать-одиночку Жаклин. Вообще Пабло брезговал женщинами, которые уже рожали не от него, но покорность, слабость его так притягивала, что он не остался верным принципам. Но и эта жертва оказалась крепким орешком. Целуя руки возлюбленного, она окружала его такой заботой, так обволакивала, что скоро сам Пабло стал зависимым и впадал в тревогу, если не видел и не слышал Жаклин.

Без Жаклин он чувствовал себя беспомощным и даже переехал с ней в отдельный замок, чтобы точно отгородить её от мира, который мог бы её украсть. Жаклин была слишком спокойна, слишком простодушна, чтобы реагировать на его игры, а вот он сам не понял, как попался в древнейшую ловушку полной зависимости. Она стала второй женщиной, на которой он решил жениться. Он почти перестал рисовать кого-либо (и что-либо), кроме неё.

В то же время он играл с Жило. Она пыталась добиться того, чтобы Пабло признал собственных детей. Пикассо обещал, что официально распишется с Жило — только чтобы дать свою фамилию детям — если она разведётся. Франсуаза развелась, и… узнала из газет, что Пабло женился на другой. Вероятно, Пабло было очень жаль, что он не видел её лица в этот момент.

В конце концов он умер, как умирают все мужчины. Оставив после себя не только художественное наследство, но и широкий след разрушений, которые он вносил в чужие жизни, вносил намеренно и с удовольствием. Немного нашлось тех, кто был тесно связан с Пикассо и смог сказать в его память что-то доброе. Разве что Жаклин. Но она вскоре покончила с собой. Как и Мари-Терез. Пикассо хотел убить женщину — он убил женщину.

Пикассо был не единственным знаменитым мужчиной, который известен своей жестокостью к женщинам. «Зачем ты мне нужна?»: Софья и злая любовь Льва Толстого .

Пабло Пикассо. Гениальный художник и его знаменитые картины

Пабло Пикассо. Гениальный художник и его знаменитые картины

Пабло Пикассо - известнейший, самый «дорогой» и на редкость гениальный художник, чья деятельность значительно повлияла на развитие искусства 20-го века. Благодаря смелым и инновационным художественным начинаниям, этот испанец достиг мировой известности в возрасте до 50 лет, став самым почитаемым художником в западном полушарии.

Уникальный стиль и божественная одаренность позволили Пикассо влиять на эволюцию современного искусства и на весь художественный мир.

Пабло Пикассо родился в 1881 году в испанском городе Малага. Он в раннем возрасте обнаружил свой талант и поступил в школу изящных искусств, когда ему было 15 лет.

Большую часть жизни художник провел в любимой Франции. В 1904 г. он переехал в Париж, а в 1947 г. переместился на солнечный юг страны.

Творчество Пикассо подразделяют на уникальные и интересные периоды.

Его ранний «голубой период» начался в 1901 году и продлился около трех лет. Большая часть художественных работ, созданных в это время, характеризуется человеческими страданиями, нищетой и оттенками голубого цвета.

«Розовый период» продлился примерно в течение года, начавшись в 1905 году. Для этой фазы характерна более легкая розово-золотистая и розово-серая палитра, а в качестве персонажей выступают в основном бродячие артисты.

Картина, которую Пикассо нарисовал в 1907 году, обозначила собой переход к новому стилю. Художник в одиночку изменил ход современного искусства. Это были «Авиньонские девицы», вызвавшие много потрясений в тогдашнем обществе. Изображение обнаженных проституток в стиле кубизма стало настоящим скандалом, но послужило основой для последующего концептуального и сюрреалистического искусства.

В преддверии Второй мировой войны, во время конфликта в Испании Пикассо создал еще одно блестящее произведение - картину «Герника». Непосредственным источником вдохновения послужила бомбардировка Герники, полотно олицетворяет протест художника, осуждавшего фашизм.

В своем творчестве Пикассо посвятил много времени исследованию комедии и фантазии. Он также реализовался как график, скульптур, декоратор и керамист. Мастер постоянно работал, создавая огромное количество иллюстраций, рисунков и конструкций причудливого содержания. На заключительном этапе своей карьеры он писал вариации знаменитых картин Веласкеса и Делакруа.

Пабло Пикассо умер в 1973 году во Франции в возрасте 91 года, успев создать 22 000 произведений искусства.

Картины Пабло Пикассо:

Garçon à la pipe

Мальчик с трубкой, 1905 год

Эта картина раннего Пикассо относится к «розовому периоду», он написал её вскоре после приезда в Париж. Здесь изображен мальчик с трубкой в руке и венком из цветов на голове.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Старый гитарист, 1903 год

Картина относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. На ней изображен старый, слепой и нищий уличный музыкант с гитарой. Работа выполнена в голубых оттенках и опирается на экспрессионизм.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Авиньонские девицы, 1907 год

Пожалуй, самая революционная живопись в современном искусстве и первая картина в стиле кубизма. Мастер игнорировал общепринятые эстетические правила, шокировал пуристов и единолично изменил ход искусства. Он своеобразно изобразил пять обнаженных проституток из борделя в Барселоне.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Бутылка рома, 1911 год

Пикассо закончил эту картину во французских Пиренеях, излюбленном месте музыкантов, поэтов и художников, кубисты облюбовали его до Первой мировой войны. Работа выполнена в сложном кубистском стиле.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Голова, 1913 год

Это знаменитое произведение стало одним из самых абстрактных кубистских коллажей. Профиль головы можно проследить в полукруге, очерченном древесным углем, но все элементы лица значительно сводятся к геометрическим фигурам.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Натюрморт с компотом и бокалом, 1914-15гг.

Формы чистого цвета и граненые объекты сопоставляются и накладываются друг на друга, создавая гармоничную композицию. Пикассо в этой картине демонстрирует практику коллажа, которую часто использует в своем творчестве.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Девушка перед зеркалом, 1932 год

Это портрет молодой любовницы Пикассо - Марии-Терезы Вальтер. Натурщица и ее отражение символизируют переход от девушки к соблазнительной женщине.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Герника, 1937 год

Эта картина изображает трагическую природу войны и страдания невинных жертв. Работа монументальна по своим масштабам и значению, во всем мире ее воспринимают в качестве антивоенного символа и плаката за мир.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Плачущая женщина, 1937 год

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Пикассо интересовала тема страданий. Эта детализированная картина с искаженным в гримасе, деформированным лицом считается продолжением «Герники».

Голая женщина на пляже и лопата, 1960 год

Сцена в значительной степени уменьшена за счет отказа от третьего измерения. Это стиль позднего кубизма с четкими веяниями сюрреализма в теме и манере написания.

10 Famous Pablo Picasso Paintings

Похищение сабинянок, 1962 год

Художник написал эту картину на пике Карибского кризиса, изобразив тень с угрозой войны между Востоком и Западом.

Читайте также: