Откуда хлеб пришел на стол старшая группа беседа

Обновлено: 04.05.2024

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие».

Цель: закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

Обучающая: закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, закрепить названия профессий людей, производящих хлеб. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10. Закреплять умение составлять тематическую композицию из геометрических фигур по собственному замыслу.

Развивающая: словообразование: хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнер, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной.

Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, взбороновать, серп, сеялка, сеятель, страда, гумно, снопы, молотилка, пекарь, мукомол, хлебокомбинат, хлебобулочные изделия.

Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений. способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, логического мышления;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам из зерновых культур.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игре; умеет договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности; пересказывает содержание небольшого литературного произведения, оценивает характер деятельности, используя в речи соответствующую лексику.

Предварительная работа: экскурсия в пекарню, знакомство с профессиями: тракторист, агроном, рассматривание гербария злаков, знакомство со строением колоска: пшеницы, ржи, просо, ячменя, чтение рассказа М. Глинской «Хлеб», беседа «Откуда хлеб пришел», разучивание пословиц о хлебе.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением посева, уборки урожая, пекарного цеха.

Рисунок с изображением агронома.

Рисунок с изображением серпа.

20 жетонов (на 20 детей) : 5 синих, 5 красных, 5 зелёных и 5 белых.

Аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой.

Зерно пшеницы и корзина с хлебом.

Поднос с хлебобулочными изделиями, самовар, кружки, салфетки, блюдца.

Перед занятием дети берут жетоны разных цветов: синий – пахота, вспаханная земля; красный – рост посевов, всходы на полях; зелёный – сбор урожая, созревшие колосья и зерно; белый – мука, пекарня.

Ход НОД

- Сегодня мы с вами будем говорить о самом основном продукте на нашем столе. Он утром на нашем столе, и в обед, и вечером. Как вы думаете, о каком продукте идет речь? (Сегодня на занятии пойдет речь о хлебе.)

- Правильно, о хлебе. Недаром говорится: «Плох обед, когда хлеба нет». Какие еще пословицы о хлебе вы знаете? (Хлеб– всему голова. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Без хлеба и медом сыт не будешь. Не хлебом единым сыт человек. Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Хлеб-соль и во сне хорошо. Без соли, без хлеба худая беседа. Пот на спине – так и хлеб на столе. Не оставляй на завтра дело, а оставляй хлеба).

На стол выложить зернышко и поставить корзину с хлебобулочными изделиями.

- Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Сегодня будем мы говорить о долгом пути зернышка к нашему столу, и о труде людей, вырастивших его.

- У вас в руках жетоны разных цветов.

- Что означает синий цвет? (Синий цвет означает вспаханное поле, пашню.)

- Кто начнет рассказ о путешествии зернышка на наш стол?

Показ иллюстрации «трактор пашет».

- С чего начинается путешествие зернышка? Кто первым появляется в поле? (Весной выехали в поле трактора.)

- Кто управляет тракторами? (Ими управляют трактористы.)

- Верно. А чтобы трактора исправно работали, за ними следит, ремонтирует их механизатор.

- А как в далекие времена пахали? (Раньше пахали на лошади.)

Показ иллюстрации «Пахарь».

- А сейчас тоже на лошади пашут? (Нет. Трактора пашут землю: к трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его.)

- Правильно. Плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю зерно бросать можно? (Нет. Нужно сначала ее разрыхлить или, еще говорят взбороновать.)

- Конечно. Бороновать – старинное слово, оно происходит от слова борона – сельскохозяйственное орудие, похожее на большие грабли, у нее острые стальные зубья.

Показ иллюстрации «борона».

- Трактор тянет борону за собой, она рыхлит пашню. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.

- Как это делали в старину? ( Раньше это делали вручную: по полю шел человек - сеятель, брал зерно из мешочка и рассыпал его.)

- А теперь? (Сейчас зерно сеют машины. И называются они сеялки.)

За правильные ответы выдаются жетоны.

Как растут посевы

- На этом весенние работы закончены. Наступает черед лета. Солнышко пригревает, дождик поливает, зернышки начинают прорастать. Все поле становится красным. У кого красные жетоны? Расскажите, как растут посевы.

- Кто смотрит за их ростом? (За ростом едва проклюнувшихся из земли росточков наблюдает агроном.)

- Что это за профессия? Чем занимается этот человек? (Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.)

- Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители – нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай.

- Как агроном может помочь росткам? (Звонит агроном летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и разбрызгивает сверху это лекарство.)

- Кто дополнит? (А иногда угрожают посевам сорняки. Тогда агроном снова вызывает летчиков. Они с самолета посыпают поля порошком, от которого гибнут сорные травы, а пшеничка растет здоровой и сильной.)

Физминутка «Колоски».

- Вот вышел агроном в поле, смотрит: высокими стали колосья, а цветом стали золотистым.

- Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Составь колосок»

В: Ребята, а чем отличается колосок пшеницы от колоска ржи?

Дети: Колос пшеницы короче, а ржи длиннее, у ржи есть усики, а у пшеницы нет.

В: А чем они похожи?

Дети: У них есть стебель, листья, много зерен в колоске.

В: Я предлагаю вам составить колосок, а какой вы решите сами.

Дети сами выбирают количество зерен и форму зерна, из них составляют колоски.

В: Потом каждый ребенок считает зернышки и рассказывает, колос пшеницы или ржи он сделал.

- Зернышки в колосьях потяжелели, и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе всё зерно высыпется на землю, и растащут его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.

- У кого зелёные жетоны? Кто начнет рассказ об уборке урожая?

- Начни с того, как убирали урожай в давние времена, когда не было машин-помощников. (Раньше это делали вручную – серпом жали пшеницу.)

Рисунок с изображением серпа

- Выходили косцы в поле и с утра до ночи косили хлебные колосья. А женщины вязали снопы. Потом везли пшеницу на гумно и там обмолачивали ее – били палками, чтобы зернышки высыпались.

- Правильно. Кстати, это время уборки хлеба называется страда.

- А как сейчас убирают урожай? (Урожай убирают машины. Это комбайны.)

- Как называется человек, который управляет комбайном? (Человек, который управляет комбайном называется комбайнер.)

- Какие работы выполняет комбайн? ( Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерна от колосьев.)

- И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.

- Зачем? (Потом и ее уберут – на корм домашним животным).

- А кто из вас знает, куда отвозит зерно водитель? (В большие зернохранилища, они называются элеваторами.)

- Зачем нужны элеваторы? (В них зерно хранится всю зиму. Его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.)

На хлебозаводе

- У кого жетоны белого цвета? Что означает белый цвет? (Это цвет муки.)

- Верно. С элеватора мы отправляемся на хлебокомбинат. Там есть несколько больших цехов.

Рассматривание иллюстрации «На хлебозаводе». Рассказывает подготовленный заранее ребенок.

- Расскажи, какие цеха есть на хлебокомбинате, и что там делают. (На хлебокомбинате есть большой цех с мельницей, там из зерна сделают муку.)

- Скажи, кто работает на мельнице? (Мельник.)

- Верно, или по-другому – мукомол.

- Продолжи: куда отправится мука из мукомольного цеха? (Мука отправится в другой цех хлебозавода – в пекарню. В пекарне из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки.)

- А вы знаете, почему хлеб бывает разный : черный и белый, сладкий и обычный? (Потому что пекут хлеб из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки (ржаная мука получается изо ржи). А белый хлеб пекут из пшеничной муки, поэтому и хлеб называется пшеничным.)

- Конечно. И сладкие булочки тоже пекут из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара.

- Как же хлеб с хлебокомбината попадает к нам на стол? (Водители на грузовых автомобилях развозят хлебобулочные изделия в булочные. Мы приходим в магазин и выбираем красивую румяную булку).

Итог занятия

Ребята, вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.

Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы – пшеничную муку и пшеничный хлеб – это белый, булочки….

Изо ржи – ржаная мука и ржаной хлеб – черный. Еще из зерна делают крупы: манка из твердых сортов пшеницы.

Ячневая из ячменя. Геркулес из овса.

- Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом. Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь!» Это настоящее богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Посчитайте свои жетоны: у кого 2? 4? 5? 9?

- Вот кто сегодня работал лучше всех! Похлопаем ребятам.

- Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать стихотворение И. Лопухиной. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из муки, стойте тихо.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

- Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем, что пекари из муки испекли.

Тематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользой

Тематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользой На прошедшей тематической недели «Космос»,уже было положено начало дистанционной работы с родителями. Итоги нас порадовали! Следующая тематическая.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришел»

Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришел» Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, сравнить с тем, как это делалось в старину,.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

НОД с элементами лепки с детьми подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел». Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Совершенствовать.

Познавательно-исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб»

Познавательно-исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1981» Познавательно - исследовательский проект «Откуда.

Беседа "Откуда хлеб пришёл?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей , растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека…

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.

Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.

Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.

Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.

Ранней весной начинается пахота. Пашут, какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.

Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.

И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.

Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.

Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.

Как называются машины, которые убирают зерно – комбайн. А профессия – комбайнер.

Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.

Вот и полный бункер зерна. К комбаину подьезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.

Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.

Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.

Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы – пшеничную муку и пшеничный хлеб – это белый, булочки….

Изо ржи – ржаная мука и ржаной хлеб – черный. Еще из зерна делают крупы: манка из твердых сортов пшеницы.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, со злаковыми культурами (рожь, пшеница). Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.

Закрепить знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания России.

Активизация и обогащение словаря: комбайнёр, элеватор, хлебороб, хлебозавод, тракторист, мельница, мельник, жатва.

Беседа с детьми о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстрации, заучивание пословиц, чтение литературных произведений по теме, рассматривание колосьев ржи и пшеницы, изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.

Материал: хлебобулочные изделия (хлеб, кренделя, печенья, сухари и т. д) рассмотрим иллюстрацию о выращивании хлеба, картинки сельхоз хозяйственных машин

Ход занятия.

Под песню: «Отличные пшеничные» дети заходят и садятся.

Воспитатель: посмотрите ребята, нам сегодня прислали посылку. Как вы думаете, что в ней лежит? Давайте потрясём её. Она тяжёлая. А давайте понюхаем её. Очень знакомый запах. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что там лежит.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелым.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(хлеб).

Д/и «Какой хлеб».

(дети по кругу передают хлеб друг другу и называют определения: румяный, свежий, мягкий, аппетитный, чёрствый, чёрный, белый, витаминный, вкусный, душистый, воздушный, ароматный).

Воспитатель: хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный, румяный и свежий. В хлебе содержится витамин В, в который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. А какие стихотворения вы знаете о хлебе?

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях имеют

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зёрна раннею весною,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру весёлом зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень.

(стук в дверь).

Воспитатель: Кто к нам пришёл?

(входит мельник).

Мельник: (здоровается). Я великий волшебник - Мельник. А вы знаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?

Дети: Земля, дождик, солнце, удобрения и труд.

Мельник: А какие профессии нужны?

Дети: Трактористы, комбайнёры, хлеборобы.

Мельник: Какие машины помогают людям вырастить и убрать хлеб?

Ответы детей: трактор - выполняет много работы, осенью к нему крепят плуг сзади, весной прикрепляют борону, еще крепят и культиватор. (Комбайн). Сегодня я расскажу вам, что же ещё нужно для того, чтобы мы могли каждый день есть вкусный хлеб.

Хороводная игра: «Хлебопёк». Играет группа детей. Заранее выбираются персонажи : хлебопёк, пирожки, пышки, булочки, калачи, каравай. Выбранным персонажам надевают соответствующие головные уборы. Дети, включая персонажей, образуют круг, в центре которого находится Хлебопёк.

Мельник: Давайте просмотрим, какой долгий путь прошёл наш хлеб, прежде чем попасть на стол?

(I слайд). Весной лишь только просохнет земля, в поле выходят тракторы. Кто ведёт трактор?

Воспитатель: Что делает трактор?

Дети: Тащит плуг, который вспахивает землю, готовит землю для посева зерна.

Воспитатель: Потом к трактору прикрепляют сеялки и те ровными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Что нужно чтобы зёрнышко взошло, и чтобы колосок созрел?

Дети: «Дождик и солнышко»

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.

Игра «В землю зернышко попало».

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало. (Руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал. (Медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: Вот и созрел наш колосок. Начинается жатва.

(повтор хором и индивидуально).

И на поле выходят другие машины - комбайны. Кто работают на комбайне?

(Звучит музыка И. Кишко «Комбайнёр», ребёнок читает стихотворение). Хлеб созрел

Песню жатвы завели

В степь выводят комбайнёры

Воспитатель: А что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн - срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.

Воспитатель: Куда же машины везут зерно?

Хлеб созрел

Но к нам на стол

Прямо с поля не пришёл

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Воспитатель: Элеватор - это специальные сооружения для хранения зерна.

Д/ и: «Собери картинку». Какие машины помогают вырастить хлеб. (Две команды).

Воспитатель: А куда попадает зерно из элеватора?

Дети: На мельницу.

Мельник: Посмотрите, сколько разных мельниц придумали люди в разное время.

Вот это - Ветреная мельница. Ей помогает работать энергия ветра.

А вот - Водяная мельница. Люди, которые жили у реки строили, такие мельницы. Эти мельницы работали от энергии воды.

Потом люди придумали себе лучшего помощника - Электрическую мельницу. Она работает круглый год, потому что ей помогает электрическая энергия. На электрической мельнице всё делают машины, а люди им только помогают.

Воспитательница: А куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарю.

Воспитатель: Правильно. На хлебозавод стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины своими механическими руками вымешивают тесто для хлеба.

(загадки про муку, воду, соль, сахар, дрожжи, хлеб).

Из меня пекут ватрушки,

И оладья, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Тот вкуса не знает.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …

Попало наше тесто

В горячее место.

Румяной булкой стало.

В печи закаляют,

Потом за столом

( ответ: хлеб)

Воспитатель: Когда хлеб испечётся, его грузят в машины и везут в магазины. А что ещё пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Печенья, сухари, булочки, пироги, торты и т. д.

Воспитатель: Давайте мы с вами тоже испечём печенье.

Лепка из теста «Печенье».

Воспитатель: Какие мы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Хлеб - всему голова. Всего три слово, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. А какие вы знаете пословицы?

(Дети говорят пословицы).

Без хлеба - нет обеда.

Хлеб – батюшка, вода - матушка.

Хлебушек ржаной - отец наш родной.

Много снега - много хлеба.

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаете какой длинный путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб нужен каждому из нас, каждый день.

Хлеб – главное наше богатство, его нужно беречь! Не оставляйте недоеденные куски, не выбрасывайте их, дорожите каждым куском хлеба.

(Заходит пекарь, приносит наши печенья)

Пекарь: Вот какие вкусные, аппетитные у нас получились печенья.

Воспитатель: Приглашает всех на чаепитие.

Фотоотчёт о проекте в средней группе «Как хлеб на стол пришёл»

Фотоотчёт о проекте в средней группе «Как хлеб на стол пришёл» Хлеб – это очень привычный для нас продукт, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но, если смотреть.

Фотоотчёт о тематической неделе «Откуда хлеб пришёл?» в подготовительной группе

Фотоотчёт о тематической неделе «Откуда хлеб пришёл?» в подготовительной группе Интересно и плодотворно мы с ребятами провели неделю, посвящённую теме "Откуда хлеб пришёл?" Задачи: закрепить знания детей о хлебе, как.

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Откуда хлеб пришёл?» Цель: формирование представления детей о процессе.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришёл?» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришёл?» Подготовила: воспитатель Ревенко Ольга Викторовна,.

Конспект организованной образовательной деятельности «Откуда хлеб пришёл» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Откуда хлеб пришёл» Авакян Лусине Вазгеновна Учитель-логопед МАДОУ.

Конспект занятия «Легкий хлеб» в рамках проекта «Как хлеб на стол пришёл» в подготовительной группе Конспект занятия «Легкий хлеб»] Цель: закрепить знания детей о процессе выращивании хлеба, о длительности и сложности этой работы. Задачи:.

НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы «Откуда хлеб на стол пришёл?» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. Задачи: Образовательные:.

Конспект ООД «Откуда хлеб пришёл» в старшей группе Цель: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время и прошлые века, сравнить труд.

Конспект занятия «Откуда хлеб на стол пришёл?» для детей 5–6 лет Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.

Занятие «Откуда хлеб пришёл?» ТЕМА: «Откуда хлеб пришёл» 1. Сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника,.

Тематическая беседа с детьми старшей группы."Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно» . Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.

Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.

Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.

Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают

Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!

Беседа «Откуда хлеб пришёл» (старшая группа)

Беседа «Откуда хлеб пришёл».

(старшая группа)

Воспитатель: Кузнецова В. С.

-закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;

Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Ход беседы:

И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.

Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.

Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.

Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.

Вот и полный бункер зерна. К комбаину подьезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.

Хлеб получается из зернышек. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

Пословицы по теме «Хлеб» :

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный).

— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).

— Хлеб – батюшка, вода – матушка.

— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

— Хлеб да соль, и обед пошел.

— Будет хлеб — будет и песня.

— Рожь поспела — берись за дело.

— Много снега — много хлеба.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

Рассказ о том, почему хлеб надо беречь?

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы к детям:

— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? ( Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

Мягкий, пышный и душистый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

В печи закаляют.

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,

Всем на загляденье.

Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, наша сила,

В нем – Чудесное тепло.

Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Потянулось к солнышку. (Потянулись)

С ветерком оно играет, (Руки вверх)

Ветерок его качает, (Прогнулись)

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! (Наклоны туловища, присели)

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти)

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. (Наклоны в сторону)

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков (Прыжки до пяти).

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?»

Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?» На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл» ТЕМА: Откуда хлеб пришел НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание,.

Логопедический проект «Откуда хлеб пришёл?» Актуальность. Тема хлеба никогда не теряет своей актуальности. Хлебу отведено главное место на столе у людей и в будни, и в праздники. Хлеб.

Презентация к познавательно-исследовательской деятельности «Откуда свет пришёл» Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Говоря о познавательно- исследовательской деятельности мы имеем в виду активность.

Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл к нам на стол?» Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: 1. Сформировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа) " Откуда хлеб пришел?"Цель: Знакомить детей с процессом получения хлеба, развивать связную речь, пополнять словарный запас, продолжать сохранять.

Занятие по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» (старшая группа) Хлеб - всему голова Цель: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных.

Читайте также: