Осветив гладкий шар на столе свет распространяется по шару в такой последовательности

Обновлено: 16.05.2024

Цель урока: формировать ключевые компетентности: умение учиться (планировать свои действия, доводить работу до конца; информационно-коммуникативную компетентность (способность ученика ориентироваться в информационном пространстве, владеть и оперировать информацией);

межпредметную эстетическую компетентность: способность ученика ориентироваться в эстетических параметрах различных сфер его жизни;

предметные художественные компетентности: расширять представление учащихся о передачи формы предметов на плоскости; рассматривать схемы распределения света на различных геометрических формах; расширять представление учащихся о технике тонировка геометрических форм; развивать навыки и умения детей работать графическими материалами; воспитывать у учащихся внимательность, аккуратность, точность при выполнении тонированного рисунка.

Оборудование: гипсовые геометрические формы; схемы светотени шара; материалы для демонстрации последовательности и техники выполнения работы; рисунки из методического фонда.

Материалы и инструменты: альбом для рисования, простой карандаш, резинка.

Тип урока: комбинированный.

Термины и понятия: тон, собственная тень, рефлекс, блик.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и умений

Беседа по вопросам

* Какие источники естественного и искусственного света вы знаете? (Солнце-источник естественного света, а лампочка –искусственного.)

* Каким еще может быть свет? (Падающим и отраженным.)

Учитель. Сегодня важный день. Вы увидите "сердце" космического корабля-его бортовой компьютер. Он чрезвычайно мощный и имеет непривычную как для компьютера форму шара. Она белого цвета; освещается лучом света, что еще больше подчеркивает ее значимость и красоту идеальной формы. Обязательно надо ее нарисовать. Но как передать на бумаге объем шара? Для этого изучим законы сочетания света и тени, овладеем приемами штриховки.

4. Изучение нового материала

Для того чтобы передать в рисунке ощущение трехмерности пространства, художники, помимо законов перспективы, также используют законы светотени. Ведь именно сочетание света и тени создает впечатление материальности изображаемого объекта, позволяет придать предмету плотности и передать на плоскости листа его форму и объем.

Распределение света и тени по форме предмета происходит закономерно. На характер светотени влияет освещенность, которая зависит от силы источника света (яркое оно или слабое); расстояния между предметом и художником; расстояния между источником света и предметом.

Сочетание света и тени создает основные градации светотени:

Свет - наиболее освещенная часть поверхности предмета.

Отблеск самое светлое и яркое место на участках изгиба или излома формы круглых предметов, поверхность которых блестящая.

Полутень - часть поверхности предмета, расположенная под углом к источнику света, занимает промежуточное положение между светом и тенью.

Тень-неосвещенная часть предмета.

Рефлекс - отражение света от окружающих объектов на теневой части в виде светового пятна с размытыми краями.

Тень от предмета-тень, которая появилась на предмете вследствие заграждения ее от света другим предметом.

С помощью светотени можно передавать характер поверхности изображаемого предмета

– его фактуру. Так, например, для создания иллюзии блестящей поверхности можно нанести на нее блик.

Освещенность усиливается с приближением предмета к источнику света, а с удалением

- слабеет. Поэтому светотень на предметах, которые расположены на переднем плане (ближе к свету), изображается контрастнее, чем на дальнем.

Рассмотрите расположение светотени на шаре в зависимости от местонахождения источника света.

Светотень используют как одно из средств, влияющих на выразительность художественного произведения.

Лучше всего передается светотень в тональном рисунке.

Гимнастика для глаз (офтальмотренаж) (упражнения для глаз – это движение яблока глаза в разных направлениях. Во время проведения гимнастики для глаз можно использовать таблицы

Учитель. Создайте графическую композицию «Бортовой компьютер «сердце» космического корабля». Изобразите компьютер в форме шара. Передайте объем с помощью светотени. Примените штриховку графитным карандашом.

Расположите шар в центре композиции (не обязательно в центре листа). Выполните несколько предыдущих эскизов. Изобразите необходимое предметное окружение. Выберите один источник освещения. В соответствии с ним расположите светотень на всех предметах. Наиболее яркой и контрастной она должна быть на шаре, ведь именно она является центром композиции. Штрихи накладывайте так. Чтобы выявить форму предметов.

При обсуждении ученических работ нужно акцентировать внимание учащихся на передаче пропорций объемной формы, ее расположении относительно линии горизонта и правильной передаче распределения света по поверхности.

Законы светотени: от простых форм до портрета

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень.
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс. Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Светотень на основных геометрических формах

Разберем закономерности распределения света на основных геометрических формах при контрастном освещении.

Нарисуем для примера четыре геометрических тела. Пусть это будет линейно-конструктивная зарисовка со сквозной прорисовкой.

Теперь нужно с помощью штриховки выявить освещенность этих объемных фигур.

Куб в этом смысле - проще всего. У него мы видим и показываем три, реже две грани, квадратные плоскости поверхности. На одну из них лучи падают почти отвесно, она будет самая светлая. Другая сторона освещена под небольшим углом, "скользящим" светом. Здесь полутень. И третья - в тени, она самая темная.

Штрихуем поверхности прямыми штрихами, направления штриховки могут быть различные. Но штрих не должен противоречить направлению и форме прямой поверхности. Если этим соображением пренебречь, вы можете исказить форму предмета.

Цилиндр и конус . У эти тел вращения также есть освещенная и теневая стороны. Но, так как нет перелома, резкого перехода формы поверхности, переход света в тень также происходит плавно. Свет через зону полутени постепенно переходит в тень.

Самое темное место у тел вращения находится не возле контура. Именно к контуру насыщенность собственной тени предмета несколько ослабевает, светлеет. Это заметное ослабление тени называется световым рефлексом и происходит из-за того, что на предмет отбрасывают отраженный свет предметные плоскости, фон и окружающие предметы.

Про рефлекс рисовальщику никогда нельзя забывать, надо постараться его увидеть в натуре и передать. Предметы, на которых передан рефлекс, выглядят на рисунке значительно более объемно. Нужно только помнить, что тон рефлекса никогда не может быть светлее, чем предмет на свету. Рефлекс все-таки всегда в составе тени.

Аналогично светотень распределяется по поверхности шара . Объем шара вообще невозможно передать кроме как светотеневой моделировкой. Для шара особенно важно расположение источника света. Граница светотени - размытая, плавная, тем не менее она всегда есть, и рисовальщику нужно четко представлять, как она расположена в пространстве. Она будет проходить, как экватор планеты, по самому широкому месту шара и будет перпендикулярна к направлению световых лучей, как экватор лежит перпендикулярно оси планеты. На "макушке" этой "планеты" расположится блик, если шарообразный предмет блестящий. Рефлекс появится ближе к точке опоры шара. Трудность рисования шара с натуры состоит в том, что на практике очень часто поверхность модели имеет какие-то случайные пятна, отражения и т. д., которые сбивают рисующего, если он не отдает четкого приоритета конструкции и не слишком хорошо представляет, где должен быть свет, самая сильная тень и где рефлекс.

Штрихуя тени на объёмных телах, нужно всегда помнить о форме штриха.

Нет смысла делать закругленный штрих на плоских ровных поверхностях параллелепипедов и призм.

Также невозможно передать закругленную поверхность исключительно прямым штрихом. Совет: представьте, что вы рисуете не по плоскому листу, а прямо по объемной поверхности, по поверхности самого предмета. Тогда интуитивно вы выберете подходящий способ штриховки.

У тел вращения штрих не должен "упираться" в контур, обозначающий край фигуры. Как поверхность переходит с видимой на невидимую сторону предмета, так и штрих должен изгибаться и сливаться с контуром, показывая направление изгиба.

Два слова о падающей тени. Она начинается в месте перехода освещенной сати предмета в теневую, у основания предмета. Штрихуется она в соответствии с поверхностью, на которую она падает, на плоскость или другие предметы, штрих не должен ориентироваться по направлению очертаний тени. Самая темная и контрастная, с четким краем падающая тень - в своем начале. Дальше она становится светлее, край её делается более мягким, размытым.

Штриховка, кстати, как и почерк, своим качеством очень индивидуальна. Подробнее на канале рассказывает о ней статья .

По каким-то писаным правилам нужно штриховать, с каждым штрихом отрывая карандаш от бумаги. На практике это далеко не всегда соблюдается и не всегда нужно.

Итак, выявляем светотень, штрихуем геометрические тела.

Если хотите записаться на удаленный курс (и получать оценки), приходите на мой сайт. Вы мне поможете развить этот курс. Называется он "Учебный рисунок для всех и везде". Может быть, кому-то понадобится промокод: learn draw.

Если вас заинтересует оглавление дзен-канала "Топ-топ арт" по рубрикам, то оно тоже на моем сайте .

"Да будет свет!" Или почему небо голубое. Всё о свете и тени для художников (часть 1)

Главный источник света - солнце, а голубое небо - вторичный. Некоторые лучи света отражаются от белой основы и шара, образуя третий источник света.

🌤️ Солнце в данном случае маленький источник, дающий самый яркий белый свет . Тени от него резкие и тёмные. Вторичный источник света (голубое небо) очень большой, поэтому тени от него будут мягкими. Небо не только излучает свет, но и придаёт свой оттенок всему, что находится на рисунке .

В данном случае отражённый свет, падающая и собственная тени - голубые. Этот цвет может быть другим, всё зависит от цвета, теплоты и насыщенности падающего света .

Т ень, отбрасываемая шаром - голубая, так как этот участок освещён небом, а шар закрывает его от солнечных лучей. Части шара, не освещённые прямым солнечным светом тоже голубого оттенка.И наконец, свет, отражённый от листа бумаги также голубой, хотя лист и шар белые.

💡 Поверхности , находящиеся близко друг к другу получают больше отражённого света, чем поверхности, отдалённые друг от друга. Поэтому нижняя часть шара светлее, чем центр (она находится ближе к листу бумаги)

🌒 🌅 Самые тёмные области на схеме это основные тени и границы между солнечным светом и тенью на шаре. Такая граница называется собственной тенью.

💡 Основание падающей тени очень тёмное, так как не освещается ни солнечным светом, ни светом неба, ни отражённым светом. А дальняя часть этой тени светлее, так как получает больше света от неба и отражённого света от шара. Получается мягкий переход.

Почему же основание падающей тени самое тёмное место на рисунке?

Отчасти это из-за эффекта контраста, так как находясь так близко к самой освещённой стороне шара эта область кажется темнее. Она получает меньше отражённого света от белого листа.

Почему цвет неба всё же голубой?

Небольшой ликбез из физики: видимый свет состоит из крошечных частиц - фотонов. Эти частицы имеют разную длину волны, в зависимости от цвета. Например, красный цвет имеет самую большую длину, а фиолетовый - самую короткую.

Белый солнечный свет это непрерывный спектр, условно разделённый на 7 цветов радуги, с постепенно возрастающей длиной волны. Изображение из Яндекс-картинки

Когда свет проходит сквозь атмосферу земли, короткие волны рассеиваются. Фотоны света сталкиваются с атомами газов воздуха, отклоняясь и отскакивая в другом направлении. Короткие волны отражаются больше других, поэтому фотоны рассеивающиеся во всех направлениях, преимущественно синие.

Длинные волны света, такие как красный, проходит через атмосферу не рассеиваясь, вот почему закаты оранжево-красные. Солнце спускается ниже над горизонтом, поэтому солнечный свет проходит через более плотный слой воздуха. От этого большая часть голубого цвета полностью рассеивается, а оставшийся свет преимущественно красный.

Голубой же свет достаточно сильный, чтобы освещать объекты, скрытые от прямых солнечных лучей, поэтому мы по-прежнему способны видеть, даже стоя в тени.

И наконец, пара слов о рефлексах.

Когда лучи света сталкиваются с поверхностью объекта они либо отражаются, либо поглощаются в зависимости от цвета самой поверхности. Например, белый будет одинаково отражать волны любой длины, а чёрный - поглощать все до единой. А если свет упадёт на красный предмет, он поглотит сине-зелёные волны, а красный свет отразится.

Когда фотоны, отражённые от красного предмета, попадут на поверхность, они окрасят её в красный цвет. Этот феномен называется излучением. Благодаря ему цвета смежных объектов могут влиять друг на друга.

Обратите внимание на фрукты. Их цвет отражается на драпировке, поэтому изображение выглядит не как рисунок в paint, а как реальное отображение действительности

Излучение это еле заметный эффект и при тусклом освещении он будет едва-едва заметен.

Чтобы не сильно Вас загружать, на этом я заканчиваю первую часть нашего разговора о свете и тени!

🧐 Во второй части я расскажу немного о тональности чёрно-белых рисунков. Не пугайтесь, что в статье очень много фактов из физики. Они необходимы для понимания явлений и художникам будут очень-очень полезны.

У вас ещё не пошатнулось убеждение, что художники это не совсем гуманитарии, а самые что ни на есть технари?) Если нет, жду Вас в следующих статьях.

Урок 5. Светотень.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.


Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

  • На поверхности каждого освещенного предмета есть:
  1. свет с бликом
  2. полутон
  3. тень
  4. рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

  • Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.
  • Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
  • Рефлекс всегда темнее полутона.
  • Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.
  • Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
  • Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
  • Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно
  • Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.





Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
  • Строим на просвет
  • Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
  • Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
  • Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
  • Разбираем по тону тени
  • Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.


Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.


Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.


Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.


Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.


На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.


Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.


Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.


Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Читайте также: