Особый ребенок круглый стол

Обновлено: 18.05.2024

11 декабря 2021 года состоялся круглый стол «Особые дети – обычная жизнь. Нормализация жизни особого человека» – очно в Общественной палате РФ и онлайн (на платформе Zoom). Очно в нем приняло участие более 80 родителей детей и взрослых с особенностями развития, чиновников, представителей некоммерческих организаций, онлайн – почти 400 слушателей из 62 регионов России. Модерировали круглый стол председатель Правления Центра лечебной педагогики Анна Битова и политолог Екатерина Шульман.

Публикуем выступления участников:

Мария Львова-Белова, уполномоченный по правам ребенка в РФ:
«Мы с коллегами на протяжении нескольких лет обсуждаем эту тему , говорим о необходимости – но не сдвигается. Непонятно, в чем проблема – как нам нужно, объединив усилия, это сделать? Дорогие мамы, папы, приемные родители – от вас должна идти инициатива. Потому что если не вы, то никто. Когда приходит мама с горящими глазами и говорит: "Я не знаю, что мне делать! Я знаю, что у моего ребенка не будет будущего! Давайте все-таки рассматривать этот законопроект!"»

Екатерина Шульман:
« Ключевой законодательный акт – закон о распределенной опеке, о нем речь идет уже достаточно давно. Напомню, что соответствующий законопроект был принят в первом чтении в 2016 году, в конце позапрошлого, шестого, созыва Государственной Думы. Его подготовка ко второму чтению продолжается вот уже почти 7 лет. Если я ничего не упустила, было 4 поручения Президента об ускорении работы над этим проектом, но по-прежнему этого ускорения не происходит. Мы могли бы сейчас начать говорить о загадочных причинах, которые тормозят этот законотворческий процесс, но, мне кажется, не это важно. Мне кажется, важно, если будет очевидный общественный консенсус (а мы видим, что общественный консенсус в состоянии как продвинуть, так и затормозить определенный законодательный акт), общественное согласие будет публично явлено. Сейчас уже восьмой созыв Госдумы избрался, и мы надеемся со стороны депутатов этого созыва на бОльшую отзывчивость, на большее внимание и к социальной тематике в целом, и к тематике прав людей с инвалидностью и с особенностями развития в частности. Это должно – по крайней мере, мы надеемся – ускорить этот уже давно затормозившийся процесс »

Вероника Григорьева, мать ребенка с особенностями развития (зачитывает приветственное письмо заместителя Министра труда):

Иеромонах Пантелеимон, заместитель председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ:
«Церковь говорит прямо – нам нужна распределенная опека. Люди с психическими нарушениями являются, пожалуй, самыми беззащитными и уязвимыми, поскольку они часто не могут в силу своего заболевания позаботиться о себе сами. И необходимы реальные работающие механизмы в сфере опеки и попечительства!» (полный текст доклада можно прочитать здесь).

Наталья Починок, член Общественной палаты РФ – о профессиональном образовании для людей с инвалидностью:

Андрей Царев, директор псковского Центра лечебной педагогики, член Общественной палаты Псковской области:
«Когда мы начинали в Псковской области, в 1991 году, у родителей была мечта – чтобы их ребенок, как и все, мог бы жить в семье, ходить в детский сад, учиться в школе, трудиться и оставаться в своем доме даже тогда, когда родителей уже не будет. Эта мечта по сути и отражает ту самую нормализацию, о которой мы сегогдня говорим»

Елена Лянгузова, мать двух детей с синдромом Дауна, руководитель Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра» – о ранней помощи:

Елена Багарадникова, мать ребенка с расстройством аутистического спектра, исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт», – о проблемах в системе образования для детей с особенностями развития:
«"Особые образовательные потребности" в свое время были заменены на "ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)". Я подчеркну еще раз – этот термин некорректный. Именно из-за того, что у нас идет привязка законодательства к заболеваниям – а Федеральные образовательные стандарты определяют 9 нозологий, по которым оказывается помощь, – все остальные дети, которые не попали в эти категории, оказываются вне правового поля» (полный текст доклада и презентацию можно увидеть здесь).

Анна Федермессер, член центрального штаба ОНФ:
«Мы с вами выбрали депутатов. Есть Общественная палата, которая должна заниматься отражением общественной политики. Я позволю себе, наверное, некорректное высказывание: я считаю, что, если нынешняя Общественная палата, нынешняя замечательная Уполномоченная по правам ребенка, нынешняя избранная Государственная Дума в рамках своей работы не сумеют добиться принятия закона о распределенной опеке, то, коллеги, вы будете несостоятельны! Потому что это не про какое-то ограниченное количество людей, это про каждого из нас» (полный текст доклада и презентацию можно увидеть здесь).

Ирина Хакамада, бизнес-тренер, мать девушки с особенностями развития:

Олег Леонов, депутат Государственной Думы:

Вера Коротаева, мать ребенка с расстройством аутистического спектра:

Валентина Яковлева, опекун ребенка с синдромом Дауна:
«Мой голос – капля в море, но я верю, что он будет услышан. Любая жизнь человеческая ценна и важна, мы, родители, рано или поздно добьемся того, чтобы ни у кого не было даже шанса нарушать права тех, кто не может постоять за себя сам. Спасибо всем, кто нас поддерживает»

Анатолий Кричевец, отец взрослого сына с ДЦП:

Ирина Юшина, мать ребенка с особенностями развития:

Юлия Кузнецова, мать взрослого сына с инвалидностью:
«Мы готовы! Что нам нужно сделать? Давайте мы соберемся, в каждом городе, у Госдумы, у представителей депутатов. Мы не можем ждать следующего созыва – давайте соберемся, все, мы готовы!»

Ксения Алферова, соучредитель Фонда «Я есть»:

Анна Битова, председатель Правления Центра лечебной педагогики:

Заключительное слово Екатерины Шульман:

Под резолюцией круглого стола – обращением к Правительству РФ и составу Государственной Думы VIII созыва – продолжается сбор подписей. Прочитать и подписать можно по ссылке.

Сценарий круглого стола для родителей "Особый ребенок - жизнь без барьеров".

Цель: повышение психолого-педагогоческой компетентности родителей по вопросам воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ и детей с повышенной гипеарктивностью, замкнутостью и тревожностью, а также повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка.

Задачи: совместно с родителями обсудить причины возникновения проблем в воспитании и возможные способы их решения.

2. Показать родителям важность сохранения эмоционального поддержания контакта в семье для жизни и развития ребёнка.

3. Продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со школой.

Оборудование : ноутбук; проектор; чистые листы по количеству родителей; визитки-бейджики; лепестки из цветной бумаги; листы с правилами, цветные карандаши, фломастеры.

Участники : учителя, педагог-психолог, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия : круглый стол.

Составитель: Наталья Александровна Урдаева, учитель начальных классов.

Ход мероприятия

Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

1. Разминка «Цветок настроения».

Цель: это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.

Ведущий. Перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему.

- Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. (На доске группа выкладывает цветок).

2. Упражнение «Доброе тепло».

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

3. "Правила работы в группе".

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах, давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

Обращение по имени, и на ты.

Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

Слушать, не перебивать.

Правило участия – я принимаю участие в играх.

Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).

Правило хорошего настроения.

________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

4. Тренинговое упражнение «Мой малыш». (Родители выполняют индивидуально на листочках).

- Перед вами лежат листочки с вопросами. Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

а) Мой малыш особенный, потому что он….(какой?)

б) Каким видят моего малыша окружающие.

в) Я желаю, чтоб моего малыша видели окружающие……(каким?)

6. Мини-лекция «Особенности восприятия родителями проблем своих детей»

Для каждого родителя его малыш – это его малыш. Но отношение к малышу всегда будет разное. Мы все люди:

1.Мы можем уставать от проблем, связанных с ребенком. Действительно – это очень тяжело постоянно видеть своего ребенка не таким как все, слышать от окружающих комментарии, пытаться достойно реагировать.

2.Мы можем злиться на кого-то или что-то за то, что наш малыш другой.

3.Мы можем винить себя, стать жертвой в отношениях со своим ребенком: компенсировать его недостатки своей безграничной любовью, гиперопекой.

4.Мы можем даже отказаться от малыша, от его проблем. Сделать вид что не такой уж он особенный, ведь есть тысячи других детей таких же, как и мой или с еще большими проблемами. Или можем дать себе тайм-аут – я подумаю об этом позже, ведь ребенок никуда не денется.

6.И, наконец, мы можем возвысить своего малыша на пьедестал особенностей – вон сколько знаменитых людей были с особенностями, мой обязательно будет знаменитым!

За всем этим стоит наш страх перед самим собой, перед обществом. Как реагировать на взгляды, на комментарии, на пожелания, даже на добро окружающих?

Самое главное это любить своего малыша любым: скромным, агрессивным, непоседливым, особенным. Говорить ему о своей любви. Ведь ребенку с физическими и психическими особенностями хватает пинков от социума. Им нужна ваша любовь. А ребенку с особенностями в поведении не хватает вашей любви – и потому они такие. Как ни посмотри, а любовь нужна всем. Чувствуя вашу любовь

- застенчивые дети становятся уверенными;

- агрессивные дети учатся проявлению любви;

- непоседливые, гиперактивные – учатся в любви пониманию, сдержанности;

- особенные дети понимают, что и они достойны любви.

Главное, чтобы любовь была разумной. Чтобы помогала в жизни. Чтобы воспитывала человечность в душе малыша. Любовь в себе несёт одновременно: нежность и строгость, лёгкое баловство и требовательность.

Ведущий. Этот видеоролик о том, как важно быть рядом с ребенком, принять его проблему, помочь преодолеть трудности, стать примером другим.

8. "Притча о двух ангелах".

Ведущий. В заключении хочу рассказать одну очень мудрую притчу, которая, возможно, поможет Вам взглянуть на свои старые проблемы по-новому.

«Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил их, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть, а когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постарался отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

-Не все является тем, чем кажется, - ответил спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плачь его жены. Оказалось, что в ту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

- Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с произошедшим.

- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.»

Ведущий. Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

9.Упражнение «Солнце любви».

Ведущий. Теперь каждый из Вас нарисует на листке бумаги солнце, в центре которого Вы напишете имя своего ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. (Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали).

Ведущий. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

10.Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись ли наши ожидания.

Я предлагаю выбрать лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению по итогу нашей встречи и объяснить почему.

Семья, на то и есть семья.
Не только слышать своё «я»,
Уметь послушать, поддержать,
А коль решение принять,
Семьёю сесть за круглый стол,
И пусть семейный разговор
Течет спокойно, как река.
Пусть уважения берега,
Удержат тон… а шквал эмоций,
Уйдет тихонько… между прочим,
Без крика можно обойтись…
И пусть течёт спокойно жизнь.
И дом, как крепость… и семья.

Круглый стол на тему: «Особый ребенок- жизнь без барьеров»

Размышляя на тему «Жизнь без барьеров», я пришла к мысли, что все барьеры и границы в сознании людей, а не в трудностях организации так называемой "без барьерной среды" (пандусов, подъемников для «колясочников», переоборудования мест общего пользования и т.п.)

Хочется привести одну притчу, которая заставила меня по другому смотреть на «Особенных людей». Жила-была пожилая женщина, и было у неё два кувшина. Каждое утро, повесив их на коромысло, она шла с ними за водой. У одного из них была большая трещина, в то время, когда другой был безупречным и вмещал в себя полную порцию воды. В конце долгого пути от реки до дому кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день, старая женщина приносила домой лишь полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего создан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: "Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу до твоего дома бежит вода." Старая женщина усмехнулась: "Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшала ими свой стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы чести нашему дому."

У каждого из нас есть свои недостатки и особенности. Но есть те особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной. Просто нужно каждого воспринимать таким, каков он есть, и видеть в нём хорошее.

Личность любого из нас развивается в балансе индивидуальных и социальных компонентов. К первой категории относится восприятие: Я отличаюсь от других», ко второй – «Я такой, как другие». Каждый человек уникален и неповторим. Быть разным – совершенно естественно. Какое-либо ограничение, будь то физическое или интеллектуальное, есть ни что иное, как особенность человека. Нет ограничений во всем ни для кого. В детях с ограниченными возможностями здоровья, нужно научиться видеть всю их личность, а не врожденный или приобретенный дефект.

Рассматривая понятие: «Мир без барьеров и границ», я в первую очередь обращаю внимание на то, чтобы людям, которые длительное время были поставлены в зависимость от социального окружения (родителей), предоставить больше свободы, возможность контролировать свои жизненные ситуации. Ведь зачастую родители контролируют каждый шаг «особого» ребенка и сами создают барьеры. А главная задача школы социализировать таких детей.

Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Зачастую сами родители ставят детям ненужные «барьеры» и препятствия для успешной социализации . Родители пытаются оградить детей от всякого взаимодействия с окружающим миром или пытаются выполнить всю работу сами, жалея своего ребенка. Еще одним важным моментом является неумение понять потребности ребенка.

Упражнение «Снежинка»

Участникам группы раздаются листы бумаги А4. Ведущий просит выполнить молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как делают другие:

1) сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

2) снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

3) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

4) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

При демонстрации остатков листов бумаги участники группы увидят разнооб­разные варианты «снежинки».

Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие .

Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность, свои потребности и способности .

- Какие получились снежинки ? ( разные)

На свете нет абсолютно похожих людей. Каждый человек особенный, неповторимый.

Так же «барьером» в общении между родителем и ребенком может стать не понимание, что у ребенка происходит возрастной кризис. Очень часто родители жалуются говоря, что не понимают, что происходит с ребенком. Говорят, моего ребенка будто подменили. На самом деле у ребенка просто может начаться возрастной кризис, а родители просто о нем не знают.

Возрастные кризисы- это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями в личности. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления.

Форма , длительность и острота протекания кризисов может различаться в зависимости от индивидуально — типологических особенностей ребенка , социальных и микро социальных условий , особенностей воспитания в семье , от педагогической системы в целом.

В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет сейчас речь.

Зная и учитывая возрастные кризисы ребенка, вы сможете правильно реагировать на поведение ребенка и понять какие чувства он испытывает.

Упражнение «Пойми чувства ребенка».

Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка» «чувства родителя». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства испытывает родитель и ребенок.

Ситуация и слова ребенка

1. «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось».

2. Ребенок перед разбитой вазой (вашей любимой): «Я хотел достать книжку с полки, а ваза упала и разбилась»

3. Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь».

4. Ребёнок получает двойку по математике: «Мария Ивановна плохая, она поставила мне неправильно оценку!»

5. «Это тебе подарок! Сам сделал! » Ребенок протягивает непонятную конструкцию из пластилина. Вы замечаете, что пластилином вымазаны не только руки и одежда малыша, но и ковер около стола.

Упражнение «Детские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. Например: «Не кричи!», «Не бегай»

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Для этого каждый участник подходит к ребенку, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители», ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Какой запрет хотелось снять в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

– Всегда ли родители ставят правильные и справедливые барьеры и запреты?

– Мешают ли запреты успешной социализации ребенка?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, в сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных «нельзя» и «можно». Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Нельзя- можно»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

  • красный символизирует зону –«Нельзя»;
  • желтый –«Относительно можно»;
  • зеленый -«Можно»;

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные данные оцениваются, родители с психологом разбирают возможные ситуации и допущенные ошибки. Совместно с психологом разрабатывают правильные пути решения.

Упражнение «Солнышко любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей, так же можно написать, за что любят ребенка больше всего.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Психолог предлагает взять это «Солнышко любви» домой. Пусть лучики этого солнышка согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание, обнимите своего ребенка.

В завершении нашей встречи мне хотелось бы услышать от вас обратную связь:

- с каким настроением вы уходите;

- какой опыт получил каждый участник;

- что сегодня вам понравилось;

- полезна ли была для вас информация, которую вы получили сегодня на занятии?

Круглый стол «Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

в рамках реализации дифференцированной программы повышения профессиональной компетентности педагогов:

«Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

Организаторы:

Филиал МБДОУ «Детский сад № 43» - «детский сад № 36».

Место проведения : музыкальный зал ДОУ

Время проведения : 20.02.2018г. в 13.30.

Категория участников: руководители и педагогические работники образовательной организации.

Цель: познакомить педагогов с технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

· рассмотреть технологии работы с детьми с ОВЗ и инвалидами в ДОУ: игротерапия, песочная терапия, техника нетрадиционного рисования, технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов, музыкатерапия для детей с ОВЗ и инвалидов, физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами.

· выработать единые подходы к организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и инвалидами.

Вед.1: Добрый день всем присутствующим на заседании круглого стола по теме: «Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

Актуальность проблемы.

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним»

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»

Изменения в образовательной политике РФ, гуманизация образования и общества в целом напрямую отражаются в отношении к «особенным» детям – детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Проблема сопровождения детей раннего возраста заключается в отсутствии комплексного подхода со стороны различных социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей, недостаточной освоенности периода жизни детей от рождения до 3 лет с педагогической точки зрения, с доминирующим приоритетом медицинских служб в этот период сопровождения. Наиболее важными периодами предупреждения и выявления дизонтогенетических проявлений у детей, развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения. Но, как можно заметить из приведенных выше данных, проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в стране в целом, и в нашем городе в частности. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, и применение различных традиционных и инновационных технологий обучения и воспитания, о чем сегодня мы с вами и поговорим.

Сегодня за круглым столом мы вместе постараемся разобраться в технологиях, которые мы может применять в образовании и воспитании детей с ОВЗ конкретно в нашем ДОУ. Конечно, не все технологии мы сегодня затронем, так как их на сегодняшний день очень много. Нам важно разобраться какие из них мы можем применять и как?

Первое о чем хотелось бы узнать - это

Какие технологии Вы знаете?

Какими из них владеете?

А так же какие технологии на ваш взгляд наиболее доступны для овладения детьми в ДОУ?

В дошкольном возрасте, как Вы знаете, игра – это ведущий вид деятельности. Поэтому самое главное в развитии детей это умение педагога играть с детьми, что и подразумевает игротерапию. А что это за технология и зачем ее применяют, в работе с детьми с ОВЗ нам расскажут Судос Л.Н. и Регер О.П.

Выступление по теме: «Игротерапия в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами в условиях ДОУ»

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что технология игротерапия очень важна в развитии детей с ОВЗ, и включает в себя много направлений. С одним из таких направлений познакомит нас учитель-логопед Гайдар Н.С.

Выступление по теме: «Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидами»

Для полноценного развития ребенка, как без отклонений, так и с ОВЗ и инвалида мы должны в образовательном процессе уделять особое внимание познавательному развитию. Сегодня наши педагоги Е.А. Блохина и И.В.Салданайс расскажут, как применять в работе с такими детьми технологию познавательно-исследовательской деятельности.

Выступление по теме: «Технология познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами»

Одним из важнейших направлений работы с детьми с ОВЗ и инвалидами по определению психологов является художественно-эстетическое развитие, т.е. вовлечение детей в творчество и самовыражение. Как это происходит на практике, нам расскажут воспитатель изодеятельности И.В. Веремей и музыкальные руководители А.И.Казакова и Т.Э. Бойко

Выступление по темам: «Технология нетрадиционного рисования в развитии творческих способностей детей с ОВЗ и инвалидов», «Музыкотерапия – как технология самовыражения в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами».

Все применяемые технологии в работе с детьми с ОВЗ всегда должны быть в совокупности с физкультурно-оздоровительными мероприятиями, т.к. дети с ОВЗ и инвалиды по состоянию здоровья подвержены сопутствующим заболеваниям и быстрой утомляемости. Как же проводить образовательный процесс и выстраивать взаимосвязь с оздоровительной работой нам расскажут Е.А.Есауленко и Р.А.Дизендорф.

Выступление на тему: «Технология физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ и инвалидами и взаимосвязь данного направления с другими технология в образовательном процессе»

Подводя итог сегодняшнего заседания круглого стола можно сказать о том, что для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Заканчивая мероприятие, мне хотелось бы, чтобы каждый присутствующий высказал свое мнение, начиная со слов:

Круглый стол с элементами тренинга "Мой ребёнок - особенный"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Круглый стол проводит педагог - психолог для родителей, имеющих детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_osobyy_rebenok_1_vstrecha.docx 17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рассолова Надежда Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга», рп Усть-Абакан, Республика Хакасия

Круглый стол с элементами тренинга

«Мой ребенок особенный»

Б. Каким видят моего малыша окружающие?

В. Я желаю, чтоб моего малыша видели окружающие……(каким?) (10 минут)

4. Видеоролик (о восприятии обществом особенных людей). «Мультфильм о нестандартных детях». Перечислить фильмы, которые родители могут посмотреть семьей. ( 15 минут )

Мини-лекция «Особенности восприятия родителями проблем своих детей»

Для каждого родителя его малыш – это его малыш. Но отношение к малышу всегда будет разное. Родители детей с особенностями будь то физические, психические или поведенческие особенности, не всегда могут адекватно реагировать на эти особенности. Мы все люди:

- застенчивые дети становятся уверенными

- агрессивные дети учатся проявлению любви

- непоседливые, гиперактивные – учатся в любви пониманию, сдержанности.

Главное, чтобы любовь была разумной. Чтобы помогала в жизни. Чтобы воспитывала человечность в душе малыша. Любовь в себе несёт одновременно: нежность и строгость лёгкое баловство и требовательность.

Видеоролик. Короткометражный фильм «Забыли» о том, как важно быть рядом с ребенком, принять его проблему, помочь преодолеть трудности, стать примером другим.

Видеоклип «Не молчи». О том, как важно быть понятым обществом. Но и важно понимать, что не нужно бояться особенностей детей, ведь в мире вы не единственные.

6. Рефлексия. Высказывание родителей в кругу своих впечатлений о встрече. ( 5 минут)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Круглый стол с элементами игры «Влияние современной мультипликации на сознание наших детей»

Данное мероприятие позволяет демонстрировать родителям на примере некоторых мультфильмов негативное влияние на их детей, проанализировать состояние проблемы в каждой семье. Совместно определить .


Круглый стол с элементами семинара-практикума на тему "Роль детского сада в сохранении психологического здоровья детей"

Круглый стол с элементами семинара-практикума.


Сценарий круглого стола (с элементами тренинга) «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»

Цель данного мероприятия: обсудить проблемы и опыт организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, итоги адаптации.


Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»

Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить оп.


Круглый стол с элементами практикума "Общение с детьми, как важный фактор развития речи детей".

Расширение представлений родителей о развитии речи детей через игровую форму. Создание условий для речевого развития младших дошкольников в семье, формирование педагогической культуры родителей в вопр.

Родительское собрание в форме круглого стола с элементами игр.

познакомить родителей с программой детского сада, слотить коллектив родителей настроить на сотруничество.

Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей) «Мой ребенок особенный»

Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей)«Мой ребенок особенный».

Читайте также: