О круглый семейный стол

Обновлено: 18.05.2024

Мероприятие проводится для привлечения родителей к формированию семейных ценностей: правил поведения, обычаев и традиций.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_semeynye_traditsii.docx 34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей на тему:

«Семейные традиции в современном мире»

Цель: привлечение родителей к формированию семейных ценностей: правил и норм поведения, обычаев, традиций.

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции»;
  • способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений;
  • определить роль семьи в формировании ценностей ребенка;
  • воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций;
  • формировать повышение статуса семьи в нашем обществе.

I часть Вступительное слово педагога:

Игра . Из давних времен до нас дошли сказки, пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, я начинаю, а вы – заканчиваете.

  • В гостях хорошо, а (дома лучше);
  • Не красит изба углами, а (красит пирогами);
  • Каково на дому, таково и (самому);
  • Дети не в тягость, а (в радость);
  • Когда семья вместе и (сердце на месте);
  • Всякой матери свое (дитя мило);
  • На свете все найдешь кроме (матери и отца);
  • Мать кормит детей, как (земля людей);
  • Нет для человека добрее (отца с матерью);
  • Нет дороже (отца с матерью);
  • Семья это (семь я).

Многие ученые говорят сегодня, что в современной семье традиции практически утеряны, что негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения. Готовясь к этому мероприятию, я провела с воспитанниками беседу на тему: «Наши семейные традиции». Выяснилось, что наши дети не знают, что у них есть семейные традиции и в каждой семье свои. Можно сделать вывод, что родители в своё время не донесли до своих детей значение слов «СЕМЬЯ», «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ». А ведь это очень важно для ребёнка! Если в семье царят свои традиции, то ребенок будет чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым.

Предлагаю вам поразмышлять, а что же означает слово «традиция» (высказывания родителей). Проанализируйте, насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях.

Определение из словаря Даля: Традиция — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе таких форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость и личностную пользу. Когда происходит изменение социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важнейшим фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания.

А сейчас у меня к вам просьба к тем, кто считает, что сохранение и передача семейных традиций необходима для воспитания подрастающего поколения, поднять руку.… А кто считает, что сегодня вполне можно обойтись и без этого? Попробуйте, пожалуйста, аргументировать свою позицию.

II часть Выступление педагога:

Что же это такое - «Семейные традиции»? Это, конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.

Проводится игра «Солнечные лучи».

Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите маркером любую семейную традицию, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку.

Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.

Традиция 1. Семейные праздники

- Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы). - Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим. Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник - это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.

- А вы устраиваете детские праздники в семье? Как вы это делаете? (ответы) Нужно запомнить, праздник не для взрослого, а для ребенка. Часто можно наблюдать такую картину: малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) или наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

- Не заставляйте ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, рассказать стихотворение.

- Как вы считаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего это нужно? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

- Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

- Все любят, когда им дарят подарки, а особенно дети. Вы дарите своим детям подарки? Какие? (ответы родителей). Каждая игра или игрушка должна развивать память, мышление, внимание ребенка. Развивать физически: мячи, скакалки, обручи. Для развития мелкий моторики – карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин. При этом необходимо обратить внимание на то, с каким настроением ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

- Хорошо если вы будете фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Также продумайте программу для развлечений, приобретите для игр и аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2. Родословная

- А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

« Послушай, вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад и чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому, два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки. А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)

- С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений. Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.

- Попробуйте составить свою родословную, начните с себя (5мин. задание).

- Кто придумал для Вас имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя для Вашего ребенка?

- Будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, о которой можно просто и доходчиво рассказать детям.

Традиция 3. Семейные архивы

- Это не прошлое, это всегда будущее. Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов, историю своего рода и фамилии.

- Подумайте, а что еще поможет вам сохранить историю семейного рода (семейный альбом). Конечно же - семейный альбом.

Традиция 4. Семейный альбом

- Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

- Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом? Рассматривание фотографий, оформление страниц альбома – именно такое общение необходимо ребенку в его совместной деятельности с родителями. Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. Семейный отдых на природе

- У кого из вас есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с ребенком? Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком. Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 6. Семейное посещение театров, музеев, выставок

- А теперь узнаем, кто же из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? (ответы родителей)

- Человеку во все времена свойственно стремление к красоте. Как мы знаем, каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником не только для ребенка, но и для всей семьи.

Традиция 7. Коллекционирование

- Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (открытки, книги, фигурки, ракушки, коряги, фантики, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей. Одна из важнейших наших задач – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять там достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 8. Совместные игры с ребенком

- Какие игры вам нравились в детстве?

- А в какие игры вы играете со своим ребенком?

- Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте? Мы с уверенностью можем сказать «Детство – игра, игра – это детство».

- Детство дано для того, чтобы подготовить ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополниться эмоциями, переживаниями. И основная задача подготовки к этому ложится на вас – родителей. Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

- Очень хороши игры такого типа: лото, домино, шашки, шахматы. Рекомендуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого дерева фрукт?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на апельсин».

- В ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

III часть Подведение итогов

- В заключение нашего общения, предлагаю использовать прием «Волшебная копилка». Участникам круглого стола предлагается ответить, что они хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний. Семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны. Ведь всё начинается с семьи.

Круглый стол «Семейные традиции»

- привить гордость и уважение к семейным традициям.

- беседа с детьми о семье и семейных традициях;

- сделать с детьми подарки для родителей;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

- сбор материала для фотовыставки;

- изготовление «Генеалогического древа»

Ход собрания:

(ответы родителей)

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что передавалось от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась.

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё : вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.

Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям.

У одних это - семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

У третьих - семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

Скажите кто дорог вам больше всего на свете (ответы детей и родителей) Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи,есть родительский дом – начало всех начал.

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят : «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?» (дети читают стих)

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.

Родители - во всём мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле

- Скажите, а как вы думаете- все ли семьи одинаковые? Да, разные. А чем они отличаются?

(ответы родителей- привычками, укладом, обычаями. атмосферой. традициями).

Человек рождается на свет, растет, задумывается :кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную- Генеалогическое древо. И вот вы со своими родителями попытались составить свои родословные. Нам хотелось бы узнать о вашей родословной поближе.

-Сколько имен включает в себя ваше генеалогическое древо?

-Как долго вы работали над ним?

-Кто помогал в составлении вашей родословной?

-Интересно, а что дала вам эта работа?

-А у кого до этого уже была составлена родословная?

- Я хочу вам посоветовать не выбрасывать свои работы, храните их для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией

3 часть - Беседа о семейных традициях (рассказы семей о себе)

А сейчас я хочу попросить вас рассказать о свой семье. Какие традиции существуют в ваших семьях, какие вы отмечаете семейные праздники и т. д.

Фотовыставка «Загляни в семейный альбом»

- В оформлении нашего зала мы использовали фотовыставку «загляни в семейный альбом». С 1929 года, когда французский художник и конструктор Дагель изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из семейных альбомов нашей группы. Эту выставку мы организовали сначала в нашей группе. Мы с детьми с большим интересом рассматривали альбомы с фотографиями. Ведь только благодаря фотографиям мы например можем что-то узнать о наших дальних родственниках или заглянуть в прошлое.

4 часть - Игра «Кулинары»

Одной из самых распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались целые поколения, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на самом последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из напитков пиво, квас. Все течет, все меняется вкусы людей и другие блюда появляются на наших столах и становятся традиционными. Я предлагаю вам вместе с детьми нарисовать ваше традиционное блюдо и рассказать нам о нем. (родители вместе с детьми рисуют любимое блюдо)

Начинать свой рассказ нужно словами «традиционным в нашей семье является….». А заканчивать рассказ нужно словами «пальчики оближешь».

5 часть - Подарки родителям.

Есть еще одна хорошая традиция- дарить подарки родным и друзьям. А какие лучше дарить подарки?- изготовленные своими руками. Мы с детьми сделали для вас подарки сделанные своими руками и хотим вам их подарить.

- Ну вот и подошел к концу наш круглый стол. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколения, главное они нужны чтобы укреплять семью, чтобы у вас был дом куда вам хотелось постоянно вернуться.

Только с позиции взаимной ответственности и обязательств родителей и педагогов в отношении ребенка можно добиться хороших результатов. А завершить наше мини собрание хочется словами «Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи»

Проект для детей подготовительной группы «Моя семья» Проект "Моя семья" подготовительная группа. Проект информационно-исследовательский. Цели: -Формировать интерес к истории своей семьи, традициям.

Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции»

- По определению В. И. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Кто может назвать пословицы или поговорки, давайте спросим родителей.

• В гостях хорошо, а дома лучше;

• Дети не в тягость, а в радость;

• Когда семья вместе и сердце на месте

• Мать кормит детей, как земля людей;

• Нет дороже отца с матерью;

• Семья это семья.

В каждой семье должны существовать свои традиции, но некоторые семьи не соблюдают традиции, и даже не знают что это такое. Сегодня хочется рассказать о традициях, которые существуют во многих семьях.

- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.

- Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы)

- Не забывайте, праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

- Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре или по фанту.

- Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

- Все любят подарки, особенно дети.

- Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей).

- Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

- Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Продумать программу развлечений, приобрести для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2. Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).

Традиция 3. Семейный альбом

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы его листали в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 4 .Семейный отпуск на природе

Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 5. Семейное посещение театров, музеев, выставок

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?

Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 6. Коллекционирование

Очень хорошо что есть в семье традиция, если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки).в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 7. Игры с ребенком

- Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?

- Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «угадай с какого растения семена?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на яблоко».

В ваших руках вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Традиций очень много, можно сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи. Это чтение книг.

1 СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

2 СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3 СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

5 СИТУАЦИЯ: В семье двое детей : брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Решение родительского собрания :

1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.

2. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров, музеев, выставок.

Круглый стол «Хорошо, что есть семья» — был проведён к Дню семьи с родителями группы. Цель круглого стола: Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми (например, по изготовлению.

Круглый стол «Семейные традиции» КРУГЛЫЙ СТОЛ «Семейные традиции» Задачи: - воспитывать любовь к своей семье, показать значимость семьи в воспитании подрастающего поколения;.

«Семейные традиции». Круглый стол с родителями

Цель: : способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.

Задачи: использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей; создать условия для совместной деятельности детей и их родителей; подчеркнуть доброе, внимательное отношение членов семьи.

Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Как вы думаете, что означает слово «семья»? (ответы родителей)

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Предлагаю вам их вспомнить. Я начинаю, вы заканчиваете:

«Семейные традиции». Круглый стол с родителями

- В гостях хорошо, а… (дома лучше).

- Не красна изба углами, а (красна пирогами).

- Дети не в тягость, а (в радость).

- Когда семья вместе, и (сердце на месте).

- Семья – это (семь я).

Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. И это не только любовь, поддержка, взаимопонимание. Ежедневная жизнь близких людей пронизана множеством мелочей, ритуалов, традиций, понятных только им одним. Психологи доказали, что незначительные на первый взгляд вещи помогают как взрослым стать единым целым, так и малышу ощутить стабильность, надежность и защищенность.

Ситуация 1. Мама делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола : — Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать. — Все уступать да уступать! А если он мешает мне! — Все равно, ты же старше его! Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело. — Ах так? — сердится девочка,— будешь знать, как чу- жие рисунки портить! Вот тебе за это! Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом. В чем вы видите причину разросшегося конфликта меж- ду братом и сестрой? Оцените, справедливо ли замечание мамы по отношению к дочери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это способствует разрастанию конфликта между детьми, так как каждый из них чувствует неравное к себе отношение матери. Это вредит воспитанию детей: младший получает урок вседозволенности, старший теряет веру в за- конность родительского слова.


Ситуация 2. Дима привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же резюмирует: «Я добрый!»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы: «Правда, я молодец?»; сделает сооружение из строителя и снова: «Я настоящий мастер, верно?» — Молодец! ты ведь у нас самый-самый,— подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии: и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом то выше сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вел с бабушкой… И так изо дня в день. Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка? Поощрение — один из методов воспитания. Однако, применяемое часто и неоправданно, оно не только утрачивает педагогическую ценность, но и развивает в ребенке отрица- тельные качества детей.

Ситуация 3. Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он до- пускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа — болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И ребенок пользуется этим. Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит: — Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза.) — Ну, папулечка-а-а,— тянет сын, — можно? Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном: — Так и быть, разрешаю в виде исключения! Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит: — Так и быть, разрешаю в виде исключения! Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, все будет, как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно. А в разговоре с мамой у Гены требовательный тон. В особенности когда дело касается покупок игрушек и лакомств. И сын этим пользуется. А с бабушкой! С ней можно даже покапризничать, пустить слезу, прикинувшись маленьким и обиженным. Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит — от ребенка или от взрослых? Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой — как добрый заступник.

Каждый из вас стремится создать в своей семье уют, атмосферу гостеприимности, неповторимости, чтобы, находясь вдали от дома, каждый из членов семьи понимал, что его ждут дома, обязательно выслушают и поймут, окажут поддержку и помощь в трудную минуту. В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи. Что же входит в понятие «семейные традиции»?


Часто сразу мы не в состоянии выделить обычаи, которые приняты в нашей семье, поскольку многие мы переняли из детства. Для нас они настолько естественны, что мы даже о них не задумываемся. Традиции и обычаи в семье составляют духовную ауру дома, включая в себя и уклад жизни, и распорядок дня, и взаимоотношения членов семьи, и различные ежедневные ритуалы.

Сюда можно отнести:

1. Семейные праздники и традиции, посвященные им. Например, день рождения, а также общенародные праздники.

2. Общие игры с детьми.

Детство – это игра, игра – это детство. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас в руках два жетона: красный и зеленый. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, поднимите зеленый жетон, если нет – красный.

- Совместные трапезы (обеды, ужины).

- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.

- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.

- Совместное разукрашивание яиц на Пасху.

- В летне-осенний период поход в лес за грибами или ягодами.

- Совместные походы за покупками.

- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, поливает цветы, моет пол…

- Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.

- Поход в кинотеатр на все премьеры мультфильмов.

- Приходя в дом, где есть дети, приносить «гостинец».

- На майские праздники устраивать шашлыки.

- Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!

- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

Обычно традиции переходят в семью из поколения в поколение. Но можно придумать традицию, которая стала бы новой в вашей семье. Для этого нужно придерживаться некоторых принципов.

Во-первых, во всем необходима естественность: новая традиция не должна насаждаться насильно. К примеру, если мама не ест после шести, обычай собираться за семейным ужином и обсуждать все, что случилось за день, отпадает.

Второе условие – простота. Нововведение не должно быть трудным в исполнении. Традиция выезжать каждый уикенд за город для пикника может быть мало осуществимой, если у семьи нет своей машины и даже просто из-за обычных капризов природы.

Третий принцип: придуманная вами история должна стать желанной для всех членов семья. Если старшие дети наотрез отказываются лепить снеговика зимой по субботам, то у вас есть только два пути: или конструировать снежную бабу только с младшими, или попробовать заинтересовать «старшее поколение» чем-нибудь более увлекательным.

Закончить наш сегодняшний разговор о семье и семейных традициях мне бы хотелось словами Ольги Высотской:

Берегите друг друга, добротой согревайте,

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга, ссоры все позабудьте

И в свободную минуту рядом друг с другом побудьте!

Спасибо всем большое за участие в разговоре. А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к мероприятию. Если вам было интересно, вы почерпнули что-то для себя, то в коробочку положите зеленый жетон. Если вас не заинтересовала тема нашего разговора, и вам было скучно, то – красный.


Круглый стол для родителей «Нужны ли семейные традиции в современном мире?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №77 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Круглый стол с родителями «НУЖНЫ.

Круглый стол с родителями «Игра — забава?» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи. Задачи:.

Круглый стол с родителями

Круглый стол с родителями Тема: «Развитие интеллектуальных способностей занимательными математическими играми и их роль в подготовке детей к обучению в школе» Предварительная.

Круглый стол с родителями «Сенсорное развитие ребенка» Круглый стол с родителями на тему «Сенсорное развитие ребенка». Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей).

Круглый стол с родителями «Роль отца и матери в воспитании детей» Круглый стол с родителями «Роль отца и матери в воспитании детей» Цели: - формировать гармоничный образ семьи, потребности в совместном.

Круглый стол с родителями средней группы «Играя, развиваемся»

Круглый стол с родителями средней группы «Играя, развиваемся» КРУГЛЫЙ СТОЛ С РОДИТЕЛЯМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Тема: «Играя развиваемся». Тема: «Играя, развиваемся». Цель: Привлечение внимание.

Круглый стол с родителями «Воспитание осознано-действенного отношения к природе» Обострение экологических проблем в современном мире диктует необходимость интенсивной образовательной и просвещенческой работы по формированию.

Круглый стол с детьми старшей группы и родителями «Права ребенка» Права ребенка. Цель: Обобщение знаний с правами, свободами, обязанностями ребенка во всех сферах общественной жизни у детей дошкольного.

Семейные традиции встречи Нового года. Круглый стол подготовительная группа. Подготовили Казакова В. З., Григоренко С. В. Цель: передача традиции празднования Нового года в семье. Задачи: - описать семейные традиции.

Круглый стол на тему "Семья-ценности"

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи : привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

1. Что для тебя означает понятие семья?

2. Какая семья считается счастливой?

3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Ход классного часа.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Социальный педагог .

Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

«Плохо человеку, когда он один; горе одному, один не воин» (В.В.Маяковский)

Семья всегда помогала человеку.

Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Спецификой семейного воспитания являются

---«многомерность» жизни семьи,

--- широта и многогранность влияний,

условия, которые создаются членами семьи.

Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Тест «Незаконченное предложение».

2. Мои родители — это.

3. Свет в окнах моего дома — это.

4. Радость в моей семье — это.

5. Горе моей семьи — это.

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать.

7. Из традиций моей семьи мне хо­телось бы взять в будущую семью.

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье.

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это.

Социальный педагог: Молодцы, ребята!

Семья - это

- трудовой коллектив, и моральная опора,

- и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),

- и пространство для отдыха, и школа доброты,

- и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми, мораль и вкусы,

- манеры и привычки, мировоззрение и убеждения,

- характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

Итак, семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

В современной литературе определяется как:

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»

Важнейшими функциями семьи являются:

воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая,

социально-статусная, психотерапевтическая, репродуктивная,

сексуально-эротическая, духовное общение, досуговая.

В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

Требования, предъявляемые обществом к семье

1.Создание условий для всестороннего развития личности.

2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья для ребёнка - место его рождения и становления.

В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.

Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

В семье с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности –

интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.

Социальный педагог :

«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица.

Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники. Но есть ценнос­ти, которые остаются вечными и незыб­лемыми, и к ним принадлежит семья.

Семья - это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каж­дый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Что же держит « на плаву» нашу се­мейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собствен­ное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст. А знаете лучшее лекарство от семейных неурядиц?

Всем вместе посмеяться над ними или заняться общим делом.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай воз­можности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и дру­гими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на пре­пятствия.

Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.

«Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие»,-

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

А какие бывают традиции?

Традиции:

1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

3. Приглашать гостей и собирать застолье;

4. Собирать и хранить семейные фотографии;

5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Социальный педагог предлагает детям закончить пословицы о семье :

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

3. В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.

4. Вся семья вместе, так и душа на месте.

5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.

6. Намёки да попрёки - семейные пороки.

7. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

9. В хорошей семье хорошие дети растут.

10. На что клад, коли в семье лад.

11. Не прячь свои неудачи от родителей.

12. Согласье в семье - богатство.

13. В гостях хорошо, а дома лучше.

14. В дружной семье и в холод тепло.

15. В семье разлад, так и дому не рад.

16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

17. Когда семья вместе так и душа на месте.

Социальный педагог:

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(ученики: высказывают свои мнения).

Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.

На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное - Домой так и тянет меня.

В заключении мне хочется сказать, что

самое дорогое в жизни человека – семья.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Читайте также: