Натюрморт на круглом столе

Обновлено: 18.05.2024

Праздность и гедонизм, хлеб насущный и пир горой, накрытые столы, рынки и завтраки - то, что радует нас даже во время пандемии. Тема еды в живописи всегда была одной из самых популярных и вдохновляла многих художников на великолепные натюрморты. Со временем, изображение накрытого стола, ломящегося от яств или аскетичного, стало самостоятельным жанром.

В обзоре журнала об искусстве Точка ART — 10 натюрмортов, написанных в разное время выдающимися мастерами этого жанра.

Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569

В XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.

Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.

Рецепт Ленивый капустный пирог

  • 1 небольшой кочан белокочанной капусты
  • 2 репчатые луковицы
  • 3 яйца
  • 1 стакан муки
  • Пучок укропа
  • 250 г сметаны
  • 70 г сливочного масла
  • 1 чайная ложка разрыхлителя
  • Соль по вкусу

Лук мелко нарезать и обжарить на сковороде до прозрачности. Капусту нашинковать как для засолки, укроп мелко нарезать. На сковороду к луку добавить капусту и укроп, посолить и обжаривать 7-10 минут. Приготовить тесто: вбить яйца в сметану, добавить разрыхлитель, тщательно перемешать. Растопить масло и добавить в тесто. Всыпать муку, перемешивать, пока тесто не станет однородным. Соединить тесто с капустой, еще раз все тщательно перемешать, выложить в форму, смазанную маслом. Запекать при температуре 180 градусов в течение 25-30 минут (до появления румяной корочки).

Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615

«Breakfast piece», так называется тип натюрморта, зародившегося в 1610 году в Харлеме и Антверпене. Флорис Ван Дейк был одним из первых, кто начал рисовать эти «части завтрака», столы, сервированные на одного человека, при этом еда на них столь обильна, что ею вполне можно было накормить большую компанию: пирамида из сырных голов возвышается в центре стола, накрытого восточной скатертью; рядом стоят корзины с фруктами и хлебами, тарелки с маслинами и орехами, кувшин и бокалы с вином. Иллюзия реальности поразительна; недаром в XVII веке Теодор Шревелиус писал: «Это Флорис ван Дейк, который может заманить и поймать страстных женщин и даже птиц своей художественной кистью».

Рецепт Жареный сыр

  • 300 г рассольного сыра (сулугуни или адыгейский)
  • 1 яйцо
  • ½ стакана пива
  • 1 чайная ложка кунжутных семечек
  • ½ стакана муки

Сыр нарезать брусками толщиной около 1 см. Пиво, яйцо и муку смешать, тесто должно получиться как на оладьи. Всыпать в тесто кунжут. Раскалить масло на сковородке, обмакнуть сырные бруски в кляр, обжаривать с обеих сторон до появления хрустящей корочки. Переложить сыр на салфетку, чтобы стекло лишнее масло. Подавать в горячем или холодном виде, в качестве закуски, с соусами по вкусу.

«Фруктовая лавка» входит в серию из четырех картин фламандского художника, знаменитого своими потрясающе изобильными натюрмортами: «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Рыбная лавка». Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество природы. В своих натюрмортах Снейдерс не только воспевал изобильную природу, но и зашифровывал в них разные смыслы. В «Фруктовой лавке» все имеет свое символическое значение: и знатная дама, выбирающая персики, и лающая у ее ног собачка, и обезьянка, опрокидывающая корзину с фруктами. И конечно, невозможно оторвать взгляд от массивного деревянного прилавка, ломящегося от корзин со всеми мыслимыми фруктами. Кажется, все, что растет и плодоносит, есть во «Фруктовой лавке»: виноград и смоква, гранаты и апельсины, лимоны и сливы, черешня и груши, персики, яблоки и ежевика. «Полная драгоценных яств кладовая», — так называл картины Снейдерса Левинсон-Лессинг.

Рецепт Фруктово-овощной смузи

  • 500 г свежей тыквы
  • 1 банан
  • 1 апельсин
  • 0.5 чайной ложки молотой корицы
  • 0.5 чайной ложки молотого имбиря
  • Сахар по вкусу
  • Вода питьевая по желанию

Мякоть тыквы и банан порезать на мелкие кубики, апельсин разобрать на дольки. Сложить тыкву и фрукты в блендер, взбивать в течение 3-4 минут. Добавить корицу и имбирь, подсластить и взбивать до получения консистенции пюре. Подавать в бокалах с соломинкой, при желании добавить лед.

Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573

Итальянский живописец, декоратор, маньерист, Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых замечательных насмешников своего времени. Он создавал портреты, но так, как прежде никто не делал. Его портреты смело можно назвать и натюрмортами, ведь «лица» на них собраны, наподобие мозаики, из фруктов, овощей, птичьих перьев, рыбьих плавников, грибов и травы. Люди эпохи Возрождения любили головоломки, загадки и всевозможные странности, так что Арчимбольдо не был более странным, а просто потакал вкусам своего времени.

«Лето» — одна из четыре картин цикла «Времена года», символизирующая этапы человеческой жизни: юность, молодость, зрелость и старость. Юность жизни у Арчимбольдо состоит из сочных и спелых фруктов, овощей и ягод — айвы, персиков, вишни, винограда, малины и ежевики, огурца, помидора и баклажана, в обрамлении колосьев пшеницы.

При жизни Арчимбольдо бы невероятно популярен, но после смерти на долгие годы впал в забвение. Интерес к его творчеству снова появился в 30-е годы ХХ века и уже не ослабевал. Картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука, Мадрида, в парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.

Рецепт Сливовый пирог

  • 1 кг сливы «Венгерка»
  • 2 столовые ложки сахара
  • 1 стакан муки
  • 2 яйца
  • 100 г сливочного масла
  • 1 чайная ложка разрыхлителя
  • Шепотка соли
  • 1 чайная ложка корицы

Сливы помыть, извлечь косточку, просушить. Размягченное сливочное масло взбить с сахаром, не переставая перемешивать по одному вбить яйца. Добавить муку и разрыхлитель, еще раз перемешать до однородного состояния. Поместить тесто в форму для запекания, сверху выложить половинки слив, присыпать их смесью сахара и корицы. Поставить форму в разогретую духовку, выпекать при температуре 175 градусов до готовности. Подавать горячим с шариком ванильного мороженого.

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, Paris

В эпоху, когда французская живопись была известна своим величием и декоративными украшениями, натюрморты и жанровые сцены Жана-Батиста-Симеона Шардена удивляли своей простотой и скромностью. А еще они всегда были почти математически выверены: все предметы на картинах аккуратно и тщательно расставлены, нет ни одной небрежной детали. Но несмотря на непритязательность, натюрморты Шардена очаровательны. «Кто-то пишет красками, а кто-то — чувством». Эти слова художника о живописи в самой большой степени относятся к его картинам.
Мир домашних, обжитых вещей под кистью художника оживает, показывая зрителю повседневную жизнь парижан третьего сословия. За мизансценой — кувшин с вином, два бокала, фрукты — угадывается часть этой повседневности, с укладом, традициями, событиями, которые можно проживать вдвоем. «Манера Шардена своеобразна. У нее есть общее с наброском, о котором вблизи не знаешь, что это такое; по мере удаления вещь оформляется, и, наконец становится самой природой», — так говорил о живописи Шардена Дени Дидро.

Рецепт Желе из винограда

  • 1 кг винограда без косточек
  • 200 г сахара
  • 1 чайная ложка агар-агара
  • Щепотка лимонной кислоты
  • 100 мл воды

Виноград вымыть, очистить от черенков и веточек, положить в кастрюлю, присыпать сахаром, добавить лимонную кислоту и перемешать, встряхивая кастрюлю, пока сахар не распределится равномерно. Залить водой, поставить на огонь, довести до кипения, и томить на маленьком огне 20 минут. Томленые ягоды перетереть через сито, в полученный сок добавить агар-агар и прокипятить в течение 3-4 минут. Разлить сок по банкам, закрыть завинчивающимися крышками или закатать, дать остыть. Хранить в холодильнике в течение шести месяцев.

Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838

Иван Фомич Хруцкий, русский живописец второй половины XIX века, наиболее известен в отечественном искусстве как мастер «цветов и плодов», иными словами, как создатель чудесных натюрмортов. В них — связь с художественными традициями, а также «живописная тщательность» кисти, вызывавшая ассоциации с картинами старых мастеров. «Грибы, рыба и овощи» по настроению, цветовому решению и стилю максимально близки к голландскому натюрморту XVII века.

Предметный мир натюрмортов Хруцкого лишен особого символического значения, но говорит о многом. Незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы, ягоды и фрукты показывают жизнь в небольшом сельском поместье второй трети XIX столетия, все напоминает о летнем приволье и домашнем уюте.

Глядя на «Грибы, рыба и овощи», можно почти физически ощутить свойства каждого из изображенных предметов: шершавость лукошка, замшевую мягкость грибных шляпок, прохладный бок рыбины и гладкость медного блюда. Можно даже почувствовать запах леса, еловой хвои, реки, жизни рядом с природой, в гармонии с ней.

Рецепт Жюльен

  • 100 г грибов (шампиньоны или сезонные)
  • 2 репчатые луковицы
  • 1 чайная ложка муки
  • 2 столовые ложки сливочного масла
  • 50 мл сливок 33%
  • 50 г твердого сыра
  • Соль, черный перец по вкусу

Лук и грибы почистить и мелко нарезать. В разогретом на сковороде подсолнечном масле слегка обжарить лук, добавить грибы, муку и жарить до готовности грибов. Разложить грибную смесь по формочкам, залить сливками, посыпать тертым сыром и запекать в духовке при температуре 180 градусах 20–25 минут.

Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881

Натюрморт в творчестве импрессионистов занимал не главную роль, но, тем не менее, встречается почти у всех художников этого направления. Ренуар — не исключение, за жизнь он написал 1880 натюрмортов!

Фруктово-овощные миксы Ренуара не всегда реалистичны с точки зрения гастрономической совместимости, но всегда восхитительны по цвету, свету и «вкусу». Он писал натюрморты сразу по окончании очередного портрета, чтобы отдохнуть и перезагрузиться, отчасти поэтому все они такие очаровательные и легкие. Натюрморт «Лук» прост и аскетичен. Шесть луковиц и две головки чеснока выписаны мастерски, текстура всех предметов выписана виртуозно, круглые луковые бока кажутся лакированными. Несмотря на простоту, в натюрморте ощущается жар и яркость Средиземноморья — картина была написана Ренуаров во время путешествия по Италии.

Французский луковый суп

  • 700 мл мясного или овощного бульона
  • 350 г лука (4 средние головки)
  • 150 мл белого сухого вина
  • 70 г сыра
  • 50 г сливочного масла
  • 2 зубчика чеснока
  • 1 ч. ложка муки
  • 1 небольшой багет

Лук нарезать полукольцами и, постоянно помешивая, обжарить на медленно огне в растопленном сливочном масле. Когда лук начнет приобретать золотистый цвет, добавить два раздавленных зубчика чеснока. Пассеровать вместе 4-5 минут, после чего добавить к луку муку. Влить в лук бульон, постоянно перемешивая, чтобы не осталось комочков, а затем вино. Посолить и поперчить суп, накрыть крышкой и дать повариться на маленьком огне в течение 30 минут. Подсушить багет в тостере, натереть сыр. Перелить суп в жаропрочную кастрюлю, положить сверху гренки, следующим слоем – сыр. Поставить в духовку и подогревать при температуре 180-200 градусов до образования корочки, после чего сразу подавать на стол.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918

Трудно представить, что душевное и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Но художника, по его же словам, спасала «чудесная страна воспоминаний» — сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. «Купчиха за чаем», написанная Кустодиевым в голодном Петрограде 1918 года — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о пышных красавицах, о теплых лазоревых вечерах, о ритуалах торжественных чаепитий, о жизни такой прекрасной в ее неторопливости и размеренности.

В этом натюрморте Кустодиева всего в избытке, всего вдосталь, но эта избыточность не кажется вульгарной. Мраморные плечи дородной купчихи, огромный сверкающим самовар, очевидно пышущий жаром, истекающий сахарным соком арбуз соседствует на столе с выпечкой и фруктами, кот, ластящийся к хозяйке, — это не лубок, а воплощенная на холсте мечта. Мечта о жизни, которая могла бы быть такой.

Кекс с изюмом к чаю

  • Масло сливочное – 180 г
  • Сахар – 180 г
  • Изюм темный – 190 г
  • Мука пшеничная – 350-370 г
  • Яйца куриные – 3 шт.
  • Ванилин – 2-3 г
  • Разрыхлитель – 0,5 ч.л.
  • Соль – щепоть
  • Пудра сахарная – по желанию для присыпки

В масло комнатной температуры добавляем яйца, сахар и ванилин и взбиваем миксером. Затем добавляем запаренный изюм и постепенно вводим муку, разрыхлитель и соль. Полученное тесто выкладываем в форму, смазанную маслом. Выпекаем полтора часа при температуре 170 градусов.

Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918

Возможно, за границами этого идиллического фрагмента, находится что-то более суровое, не видимое нам, и можно бесконечно фантазировать на тему предполагаемых событий этого летнего дня, очевидно лишь то, как мастерски Петров-Водкин простым языком вещей смог рассказать жизнь, со всеми ее радостями и тревогами.

Фаршированные яйца с сыром и чесноком

  • яйцо куриное 4 шт.
  • твердый сыр 70 г.
  • чеснок 1 зубец
  • майонез 1 ст.л.

Яйца разрезать на две части, убрать желтки. Твердый сыр натереть на самой мелкой терке, добавить выдавленный через пресс чеснок, майонез и желтки. Перемешать вилкой до получения однородной массы. Наполнить яичные половинки, украсить.

Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923

Зинаида Серебрякова — одна из первых и наиболее любимых публикой в России профессиональных художниц, мирискусница «новой волны». В своем творчестве она создала множество обаятельных и милых женских и детских образов, много рисовала мужа, себя, детей, передавая атмосферу своего дома и теплоту домашней обстановки. Почти все семейные портреты представлены как жанровые сцены, в которых большую роль играет натюрморт. «На кухне» — не исключение.Самое сложное в детском портрете — не скатиться в кукольность и сентиментальность. Серебряковой удалось избежать этого, дети на ее картинах не играют какую-то определенную роль, навязанную взрослыми, а живут своей важной жизнью, в которой множество разных серьезных и интересны дел. Именно так изображена на картине и младшая дочь художницы, Катя. Привычный быт здесь возведен в ранг красоты и гармонии, все настолько пронизано любовью и теплом, что даже рыбины на переднем плане не кажутся холодными. То, с какой почти идеализированной реалистичностью выписаны все детали натюрморта, говорит нам: в домашнем, семейном кругу не бывает неважных мелочей, все значимо и ценно.

Свекольный дип

  • Средняя свекла
  • Средняя морковка
  • Средняя луковица
  • Столовая ложка растительного масла
  • Столовая ложка соевого соуса
  • Четверть чайной ложки соли

Овощи почистить и помыть, свеклу и морковь проткнуть вилкой в нескольких местах, по желанию - разрезать клубни пополам. На противень положить фольгу, на фольгу - овощи, залить их смесью растительного масла и соевого соуса, посолить, посыпать травами, завернуть в фольгу, оставив в ней небольшой просвет, и поставить в разогретую духовку на 200 градусов запекаться на час. Вынуть овощи, слегка остудить и положить в чашу погружного блендера. Блендером перебить до кремообразного состояния. При желании добавить столовую ложку сметаны или йогурта. Дип можно есть как соус к гарнирам или намазывать на бутерброды и сочетать в них с другими ингредиентами, например, вареными перепелиными яйцами и копченой индейкой.

Жорж Брак — один из основоположников кубизма

«Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за что-то неизменное. Вещи в себе вовсе не существует. Они существуют лишь через нас». Жорж Брак

Студия VIII

Португалец

Полулежащая обнаженная на пьедестале

Полулежащая обнаженная на пьедестале

Пейзаж в Эстаке

Пейзаж в Эстаке

Жорж Брак — французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо считается создателем кубизма.
Родился 13 мая 1882 года в Аржантёй в семье художника-декоратора. У своего отца Жорж получил первые навыки в малярном деле. Дед мальчика также занимался отделочными работами и тоже внес свою лепту в его обучение.

Мелодия виолончели

Виолончель и кларнет на столе

Виолончель и кларнет на столе

Виолончель и подсвечник

Виолончель и подсвечник

Работы декоратора не хватало для воплощения обширных художественных замыслов юного художника, он начал обучение профессиональным основам рисования в гаврской Школе изящных искусств. В Париже молодой человек подтвердил свои декораторские умения и получил сертификат, подтверждаюший его навыки. В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. В 1902-1904 годах посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна.

Гавань в Антверпене

Гавань в Антверпене

Три лодки

Анемоны

Ciotata

Гавань в Ла-Сьота.

Гавань в Ла-Сьота.

Брак – один из главных героев раннего авангардизма. Известно, что глядя на его картину, Матисс впервые употребил слово «кубики». И, глядя на нее же, критик Луи Воксель образовал от этого слова «кубизм». Однако, художник сильно проявил себя на ниве искусств еще до кубизма.

Гавань

Гавань в Нормандии

Гавань в Нормандии

Гитара и ноты

Гитара и фрукты

Гитара и фрукты

В 1903 году в парижской Школе изящных искусств Брак удачно познакомился с активно движущимися в сторону фовизма Дюфи и Фриезом. «Матисс и Дерен указали мне путь», — говорил он впоследствии об этом времени.

Пасьянс

Голова женщины

Гитара, фрукты и кувшин

Гитара, фрукты и кувшин

Две кефали

Жёлтая салфетка

Нужно заметить, что Брак, в отличие от большинства фовистов, озабочен не только расположением цветовых пятен на плоскости картины, но и построением пространства, что благотворно скажется потом, в его кубизме.

Стакан, графин и газета

Стакан, графин и газета

Женщина за мольбертом

Женщина за мольбертом

Кларнет и бутылка рома на каминной полке

Кларнет и бутылка рома на каминной полке

Палитра Брака окончательно раскрепостилась в Эстаке, среди средиземноморской красочной несдержанности. Техника стала более разнообразной, вплоть до пуантилизма. Брак удачно выставил шесть эстакских пейзажей в Салоне независимых и все их продал. Но скоро всему этому пришел конец – в Париж уже приехал Пикассо.

Виадук в Эстаке

Виадук в Эстаке

Дома в Эстаке

Дом в Эстаке

Большие деревья в Эстаке

Большие деревья в Эстаке

Две вещи перевернули сознание Брака-фовиста: большая выставка Сезанна в 1907 году и знакомство с Пикассо тогда же.
Сезанновская выставка была откровением для многих. Сезанн, можно сказать, вернул в тогдашнее современное искусство пространство и объем. Пикассо же показал пути развития нового искусства.

Стул

Голубой умывальник

Натюрморт с Бандерильи

Натюрморт с Бандерильи

Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». «Ты пишешь картины, как-будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», — сказал он автору. Тем не менее, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей. Художники стали большими друзьями. Брак и Пикассо двигались вперед ощупью, не имея никаких определенных целей, кроме нежелания делать как раньше и желания делать как никто прежде. Позже Пикассо говорил: «Когда мы начинали писать кубистически, в наши намерения не входило изобретать кубизм. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих. Ни один из нас не составлял особого плана сражения, и наши друзья – поэты — внимательно следили за нами, не давая никаких предписаний». Поэты упомянуты тут потому, что, живя там же, в Бато-Лавуар, они принимали живейшее участие в обсуждении того, в какую сторону можно двинуть современное искусство. Особенно – Аполлинер.
Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц».

Большая обнаженная

Мужчина с гитарой

Мужчина с гитарой

Выглядит картина менее смелой, чем работа Пикассо. В частности, в ней нет такой отчаянной новации, как несколько точек зрения. Но ближайшим же летом, в 1908 году, Брак снова уехал в Эстак и написал там классические вещи раннего кубизма.

Читающая женщина

Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Так как он сам их формировал, совместно с Пикассо. До Первой мировой войны, их работы оказывались иногда малоотличимы друг от друга. Основоположники кубизма даже по-доброму шутили, когда один основоположник подписывал своим именем работу второго основоположника, чем внесли некоторую неразбериху в последующую атрибуцию их работ.
Несомненным новаторством Брака являлось введение в картину разных буквиц, цифр, музыкальных знаков и обрывков фраз, что создавало странное сочетание двух изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового, которые, становились в работе одним пространством.

Сакре-Кёр

Кларнет

Мандола

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше

и вполне реалистичное представление ассортимента роскошной трапезы — в Нидерландах знали толк в «тихой жизни». Мы собрали букет из картин нескольких живописцев — виртуозов жанра , благодаря которым даже само словосочетание « голландский натюрморт» выступает синонимом совершенной техники и изящества.

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Картины , изображающие природный мир , были невероятно популярны в Нидерландах. А в течение XVII века голландское слово « Stilleven» перешло в английский под видом « still life», что буквально означает « тихая , неподвижная жизнь». Однако до середины 1600-х годов сами голландцы обычно называли картины в соответствии с изображенными на них объектами , например , «завтраки».

большей части голландской живописи обманчив. Многие цветочные натюрморты , например , представляют сочетания растений , которые не цветут в одно и то же время года. А щедрые банкеты прерваны на середине , и некоторые блюда оставлены недоеденными.

Эти невероятные картины часто являются memento mori — напоминанием о смерти. Они указывают на то , что жизнь коротка , а Бог благ , но суд его суров. Поэтому воображаемые букеты могут намекать зрителю , что настоящие цветы , как и всё в мире , неизбежно должны увядать и умирать. Точно так же незавершённые банкеты говорят о внезапности смерти или служат призывом к умеренности.

Адриан ван дер Спелт. Натюрморт тромплёй с цветочной гирляндой и занавеской

Поджанрами голландских натюрмортов можно считать

• цветочные картины , которые отражают страсть голландцев к садоводству;
• кухонные и рыночные композиции , изображающие кулинарное богатство страны;
• «показной натюрморт» , связанный с предыдущим — фламандские художники разработали его для демонстрации экзотических фруктов , специй , а также предметов , цветов и мёртвой дичи;
• vanitas

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

— популярные сцены с черепами , песочными часами , книгами , горящими свечами и другими предметами , которые подчеркивают эфемерность земных удовольствий и побуждают к размышлениям об истинном смысле жизни.

Амброзиус Босхарт Старший. Ваза с цветами в оконной нише

Ян Брейгель Старший

Ян, родившийся за год до смерти своего знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего, был одним из первых художников , сосредоточившихся на цветочных натюрмортах. Его даже прозвали Брейгелем « Цветочным» или « Бархатным». Он дружил с Питером Паулем Рубенсом, и вместе они создали ряд работ , где первый писал окружающую среду и декорации , а второй — персонажей. Отличный пример тому — серия « Пять чувств», которая сейчас находится в Музее Прадо в Мадриде.

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла « Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом. Музей Прадо , Мадрид

Ян Брейгель Старший предпочитал изображать цветочные композиции в вазе или сосуде , причем с уже упомянутым сочетанием растений на всех фазах цветения — такие букеты никогда не могли быть написаны с натуры.

Интересный момент: в качестве фона для цветочных натюрмортов художники обычно выбирали природные пейзажи или небо , но вслед за Яном Брейгелем стали размещать их на их тёмном фоне. Сын прославленного отца также первым начал добавлять в композиции мелкие детали — мух , улиток , бабочек на всех стадиях метаморфозы. И это вовсе не случайное « украшательство»: так Брейгель Цветочный подавал идеи трансформации и воскресение. А , например , стрекоза — символ быстротечности. К тому же все эти детальные , миниатюрные , тонко выполненные изображения служили демонстрацией мастерства живописца.

У многих цветов также были христианские религиозные значения , пришедшие из Средневековья — розы и лилии символизировали чистоту и Деву Марию , тюльпаны — благородство , маки — власть и смерть.

Ян Брейгель Старший, «Букет цветов» (1606). Национальный музей искусств Румынии, Бухарест «Букет цв

Ян Брейгель Старший , «Букет цветов» ( 1606). Национальный музей искусств Румынии , Бухарест

«Букет цветов» ( 1606) из собрания Национального музея искусств Румынии — это настоящая визуальная энциклопедия. Композиция состоит из 130-ти видов и сортов цветов , которые художник месяцами изучал в брюссельском саду эрцгерцога Альбрехта Габсбургского. Среди растений спрятано около двадцати видов насекомых. Цветы распускаются и увядают , гусеницы превращаются в куколок , а затем в бабочек , отмечая течение времени и намекая на цикличность жизни. Таким образом , созерцание картины превращается в размышления о хрупкости и эфемерности красоты и жизни , а также о божественной природе искусства. Кажется , что лишь жужжание мухи на краю сосуда нарушает эту безмолвную медитацию.

Клара Петерс

Клару Петерс называют « первой леди голландского натюрморта». Неизвестно , когда и где именно родилась и умерла художница , которая создавала работы между 1607-м и 1621 годами. Скудные факты биографии — не редкость для художниц XVII века , поскольку женщин не воспринимали всерьёз в этой профессии. Никаких записей о Кларе Петерс нет и в антверпенской гильдии святого Луки. Как и большинство её коллег-женщин в ту эпоху , она , возможно , была дочерью художника , поэтому её не требовалось включать в записи об ученичестве. Некоторые историки искусств считают , что она могла быть ученицей Яна Брейгеля Старшего или Осиаса Берта.

Благодаря Кларе Петерс значительно возросла популярность уже упомянутых « завтраков», то есть ансамблей из бокалов , керамических сосудов , другой посуды , продуктов , напитков и цветов. Хотя биографы художницы указывают , что последняя известная им картина датирована 1621 годом , в Музее искусств округа Лос-Анджелес хранится « Натюрморт

Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta , что переводится как «мёртвая природа» . На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше

с сырами , артишоком и вишнями», написанный « примерно в 1625 году». Это тщательно проработанный « завтрак», состоящий из скромных , в основном местных продуктов.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

В композиции доминирует тарелка со сливочным маслом и огромные круги сыра. Эти продукты — повод для национальной гордости: молоко называли « благородной жидкостью», а молочные продукты стали неотъемлемой частью « Голландии , которую мы представляем». В то же время ассортимент и количество продуктов на столе не являются избыточными: картину пронизывает кальвинистское смирение.

Чем же удивляет эта работа XVII века современного зрителя? Картина очень реалистична. Например , каждый след зазубренного ножа отпечатан на кусочках масла. Сочный артишок и яркие красные вишни , отражающиеся в серебряной тарелке , освежают композицию , в которой преобладают коричневые оттенки. Съеденная вишня на краю стола ( от неё остались только черенок и косточка), — тонкое напоминание о бренности бытия.

Клара Петерс. Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином

У Клары Петерс был особый способ подписывать свои работы. На шести из 39-ти дошедших до нас картин присутствует богато украшенный серебряный нож , на котором выгравировано её имя. Кроме того , художница добавляла в картины скрытые автопортреты в отражающих поверхностях. Присмотритесь к приведенному выше « Натюрморту с цветами , позолоченным кубком , сухофруктами , конфетами , печеньем , вином и оловянным графином» ( 1611) из Музея Прадо: художница написала себя трижды в кубке и четырежды — в оловянном кувшине.

Такое обилие автопортретов — форма самоутверждения. Мастера не только подписывали свои картины , но и с помощью эдаких « пасхальных яиц» демонстрировали своё мастерство , что было зафиксировано даже в литературе того времени.

Персики на круглом столе. Натюрморт (картина Виктора Тетерина)

«Персики на круглом столе. Натюрморт» (English: Gardener and Flowers) — картина известного [1] [2] советского российского художника, члена Ленинградского Союза художников [3] , представителя ленинградской школы живописи [4] Виктора Кузьмича Тетерина (1922—1991), написанная в 1958 году.

Содержание



В 1956 году В. Тетерин навсегда оставил педагогическую работу в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, чтобы всецело посвятить себя творчеству. И уже работы, показанные на выставках следующих двух лет, говорят о правильности принятого им решения. Много работая с натуры, он соотносит приобретаемый опыт с осмыслением приёмов и живописной системы близких ему мастеров: русских П. Кончаловского, И. Машкова, А. Лентулова, французов П. Сезанна и, в особенности, А. Матисса. Всё вместе, это приблизило обретение В. Тетериным творческой зрелости и нового качества живописи.

В конце 1950-х годов натюрморт становится ведущим жанром в творчестве В. Тетерина. Этому способствовали поездки в Крым, знакомство с крымской природой, поразившей В. Тетерина силой солнечного света и яркостью красок и ставшей вдохновляющим источником многих его произведений.

В 1960 году на ежегодной выставке произведений ленинградских художников в Русском музее В. Тетерин показывает сразу девять больших холстов разных жанров и среди них семь натюрмортов. Среди них — картина «Персики на круглом столе. Натюрморт», датированная 1958 годом.

В последующем картина «Персики на круглом столе. Натюрморт» была приобретена у автора и оказалось в Архангельске в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» под названием «Персики и груши», что хотя формально и соответствует содержанию композиции, но противоречит названию картины в каталоге выставки 1960 года, а также дублирует название другой работы — «Персики и груши», датированной 1956 годом и большего размера (94 х 151 см), показанной тремя годами ранее на юбилейной выставке 1957 года в Русском музее.

  1. ↑Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.9, 15, 20, 21, 24, 370, 388, 390, 391, 399, 401, 403—406, 439, 442, 445.
  2. ↑ Мочалов Л. Виктор Тетерин. Л., Художник РСФСР, 1982.
  3. ↑ Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.130.
  4. ↑Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.11, 25, 36, 46, 49, 58, 61, 74, 75, 96, 104, 107—109, 122—124, 128, 133, 168, 189, 220, 282, 283, 297, 304, 325—328, 337, 357, 369—396.
  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.457.
  • Каталог выставки одиннадцати ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.18.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.2. М.: Советский художник, 1979. С.424.
  • Мочалов Л. Виктор Тетерин. Л.: Художник РСФСР, 1982.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.130.
  • Виктор Кузьмич Тетерин. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1988. С.6, 27.
  • Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живопись. Рисунок. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 1999.
  • Памяти учителя. Выставка петербургских художников — учеников мастерской А. А. Осмёркина. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1997. С.4,5.
  • Художники круга 11-ти. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 2001. С.3. СПб.: НП-Принт, 2007. С9, 15, 20, 21, 24, 370, 388, 390, 391, 399, 401, 403—406, 439, 442, 445. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.11, 25, 36, 46, 49, 58, 61, 74, 75, 96, 104, 107—109, 122—124, 128, 133, 168, 189, 220, 282, 283, 297, 304, 325—328, 337, 357, 369—396.


Персональные инструменты
Пространства имён
Варианты
Просмотры
Действия
Поиск
Навигация
Инструменты

Текст страницы доступен по условиям лицензии GNU Free Documentation License. Материалы могут быть скопированы при условии указания активной ссылки на источник копирования в теле статьи (на той же странице). В отдельных случаях могут действовать условия лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (CC BY-SA 3.0), информацию об этом можно просмотреть на странице обсуждения или в истории правок. В частности, условия лицензии CC BY-SA 3.0 действуют в отношении статей, перенесенных из Википедии (указание на факт переноса всегда есть в истории правок статьи или на ее странице обсуждения).

В текстах упоминаются организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями: «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта» или ИГИЛ, «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы) (другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам», Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph) — см. полный список.

Деятельность запрещена по решению суда: Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение „Русские“», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации, Межрегиональное общественное движение «Артподготовка», «Арестантское уголовное единство» (другие наименования — «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.), Общественное движение «Штабы Навального», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК), Межрегиональное объединение «Мужское государство» — см. полный список.

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956). Натюрморт

0-1 1939 Яблоки И Собака-Сторож. 184х237.jpg



1939 Яблоки И Собака-Сторож
184 х 237

0-2 1932 Яблоки на окне.jpg


1932 Яблоки на окне

0-3 1955 Натюрморт. Яблоки В Решете. 57х110 Грм.jpg



1955 Натюрморт. Яблоки В Решете.
57 х 110 Грм

0-4 1954 Натюрморт. Гранаты. 89х112.jpg



1954 Натюрморт. Гранаты.
89 х 112

0-5 1934 Натюрморт. Яблоки На Круглом Столе. 53х80.jpg


1934 Натюрморт. Яблоки На Круглом Столе.
53 х 80

1 1935 Натюрморт. Персики. 88х111,5 Гтг.jpg



1935 Натюрморт. Персики.
88 х 111,5 ГТГ

1 1947 Натюрморт. Корзина С Рябиной. 78х95.jpg



1947 Натюрморт. Корзина С Рябиной.
78 х 95

2 Натюрморт. Апельсины и мятая бумага. 1946..jpg



1946 Натюрморт. Апельсины и мятая бумага

3 1947 Натюрморт. Красный Поднос И Рябина. 85,2х102,5.jpg



1947 Натюрморт. Красный Поднос И Рябина.
85,2 х 102,5

4 Натюрморт . Белые куропатки. 1953..jpg



1953 Натюрморт . Белые куропатки

5 1937 Натюрморт С Капустой..jpg



1937 Натюрморт С Капустой

5 Натюрморт Кладовая 1934.jpg



1934 Натюрморт Кладовая

6 1939 Натюрморт. Глухари. 107х158 Гтг.jpg



1939 Натюрморт. Глухари.
107 х 158 ГТГ

7 1953 Натюрморт. Тетерев И Вальдшнеп. 77х96.jpg



1953 Натюрморт. Тетерев И Вальдшнеп.
77 х 96

8 1933 Натюрморт. Зеленая Рюмка. 36,2х47 Гтг.jpg



1933 Натюрморт. Зеленая Рюмка.
36,2 х 47 ГТГ

8 1934 Still Life With Bittern And Woodpecker, Чс.jpg



1934 Натюрморт с дятлом и выпью

9 1935 Окно Поэта. 122х134 Гтг.jpg



1935 Окно Поэта.
122 х 134 ГТГ

10 1933 Натюрморт. Пионы На Столе. 54х71,5 Чс.jpg



1933 Натюрморт. Пионы На Столе.
54 х 71,5

11 1935 Натюрморт. Пионы в корзине. 1935.jpg



1935 Натюрморт. Пионы в корзине

11 1938 Натюрморт. Полевые Цветы.Вика. 103х132,5 Грм.jpg



1938 Натюрморт. Полевые Цветы. Вика.
103 х 132,5 ГРМ

11 1948 Натюрморт. Пионы У Окна. 114х147.jpg



1948 Натюрморт. Пионы У Окна.
114 х 147

11 1939 Натюрморт. Сирень В Двух Корзинах. 137х186 Грм.jpg



1939 Натюрморт. Сирень В Двух Корзинах.
137 х 186 ГРМ

11 1949 Натюрморт. 66х82 Чс.jpg



1949 Натюрморт.
66 х 82

11 1950 Натюрморт. Полевые Цветы. 84х105.jpg



1950 Натюрморт. Полевые Цветы.
84 х 105

11 1952 Натюрморт. Красные Розы. 42х57.jpg



1952 Натюрморт. Красные Розы.
42 х 57

11 1952 Шиповник И Жасмин..jpg



1952 Шиповник И Жасмин

11 1953 Две Розы И Ягоды Шиповника..jpg



1953 Две Розы И Ягоды Шиповника

11 1952 Сирень В Плетенке..jpg



1952 Сирень В Плетенке

11 1953 Натюрморт. Розы на желтом фоне.jpg



1953 Натюрморт. Розы на желтом фоне

11 1953 Розы У Окна.jpg



1953 Розы У Окна

11 1955 Розочки и спаржа. 1955.jpg



1955 Розочки и спаржа

11 1953 Натюрморт. Пионы И Дельфиниум. 135х183.jpg



1953 Натюрморт. Пионы И Дельфиниум.
135 х 183

11 1955 Розы. (748х747)..jpg



1955 Розы.
748 х 747

11 1955 Сирень В Кошелке На Полу. 101,5х139 Гтг.jpg



1955 Сирень В Кошелке На Полу.
101,5 х 139 ГТГ

11 1957 Шиповник..jpg



1957 Шиповник


11 1048239.jpg

11 Сирень У Окна..jpg



Сирень У Окна

11 Сирень. Середина Xx.jpg



Сирень.
Середина 20в.

1933 Сирень в корзине (хГероическаях). 1933.jpg



1933 Сирень в корзине ( Героическая )

1939 Натюрморт. Четыре Букета На Столе И Лейка..jpg



1939 Натюрморт. Четыре Букета На Столе И Лейка

1954 Натюрморт С Розами, Жасмином И Аспарагусом, 61х50.5.jpg



1954 Натюрморт С Розами, Жасмином И Аспарагусом, 61 х 50.5

1954 Натюрморт. Цветы На Скамейке. 123х173.jpg



1954 Натюрморт. Цветы На Скамейке. 123 х 173

1955 Натюрморт С Цветами. 61х46 Чс.jpg



1955 Натюрморт С Цветами. 61 х 46

Розы В Стакане.jpg



Розы В Стакане

«Каждый художник может изобразить свою любовь к жизни, к самым обычным ее проявлениям, к окружающему его прозаическому миру, превращая его в поэзию, в радость бытия и волшебство. А ведь если знать творческий процесс, то окажется, что все это очень сложно. Я помню, как долго искал мой отец композиционного решения каждого такого натюрморта. Иногда он по два дня «устраивал» его, переставляя предметы, что-то убирал, добавлял другие или вдруг посредине работы начинал искать по дому подходящую салфетку или полотенце, а иной раз, присев на корточки перед корзиной с овощами, выбирал какой-то подходящий огурец или луковицу.

И заметьте, что это не был натюрморт «вообще», это была наша, русская жизнь. Потом, даже при наличии обычных предметов, существовавших испокон веков, это всегда было написано «сегодня», потому что Петр Петрович Кончаловский не повторялся, и каждый раз его свежее восприятие отражалось в его видении и живописных решениях, так же как в каждом его произведении жила его бесконечная любовь к родине. Это чувство излучало любое из его произведений — будь то портрет, тематическая картина, пейзаж или натюрморт, о котором мы только что говорили.

Итак, кухонный натюрморт. Мне могут посоветовать: «Ну, если вам так нравятся кухонные принадлежности, возьмите аппарат и сделайте фотографию себе на память!» Но фотография натюрморта так и останется фотографией — мертвой натурой, как бы безупречно она ни была сделана. Ведь фотография — только отражение жизни, а не сама жизнь. Она — как зеркало, а зеркало, даже самое чистое, всегда искажает. В этом можно убедиться, увидев в нем отражение другого лица и сравнив его с действительностью.

Живопись — это сама жизнь, она даже живее самой жизни, живее природы вещей, потому что, увиденная глазом художника-реалиста, одухотворена, и если это подлинное искусство, то оно не умирает, все исчезнет, кроме него! И каждый художник еще видит и чувствует по-своему. Сколько же здесь возможностей, сколько точек зрения, сколько разных позиций, разных школ, разных традиций! И все зависит только от одного — от таланта. Это и есть волшебство…»
Из книги Н. П. Кончаловской «Волшебство и трудолюбие»


Кончаловский Петр Петрович
Автопортрет 1943

Читайте также: