На высоком столике стояли миска с водой мыло полотенце

Обновлено: 15.05.2024

В рамках реализации ФГОСов учащемуся было дано задание подобрать дидактический материал, который бы способствовал повышению качества речи учащихся.

ВложениеРазмер
znay_i_beregi_rodnoy_yazyk_-kuchumova_rimma_gennadevna.docx 39.43 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Кучумова Римма Геннадьевна

Классный руководитель 6-а класса

Знай и береги родной язык.

Ведущий - Шалагин Георгий

«… Язык, по самой природе своей,

есть орудие общения»

«Язык – инструмент, необходимо

хорошо знать его, хорошо им владеть»

Посмотрим вокруг: можно увидеть много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека - радио, телефон, компьютер, автомобили, корабли, самолёты, ракеты… Но самое выразительное и мудрое, что создало человечество, - это язык .

Люди не могут жить, не общаясь друг с другом, не обмениваясь своими мыслями и чувствами. Для этого им нужен язык.

Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества. Невозможно развитие науки, техники, искусства. Так в конце двадцатого века появились совершенно новые слова, которые мы сегодня называем неологизмами: интернет, компьютер, космонавт, банкомат, ксерокопия.

Конечно, люди общаются не только с помощью языка. Жест и мимика, музыка и рисунок могут рассказать об очень многом. Но основным орудием общения является родной язык . С его помощью человек способен сформулировать любую мысль, поделиться самыми заветными мечтами, выразить самые тонкие оттенки чувств.

Люди отличаются от животных тем, что они трудятся, создавая и используя орудия труда, и тем, что умеют мыслить (думать), но язык помог нашим далёким предкам выделиться из мира животных, создать человеческое общество. Во время общей, совместной работы у людей возникла потребность что-то сказать друг другу, чтобы организовать и облегчить общий труд.

Каждому понятно, что рисованию или музыке нужно долго и терпеливо учиться. А родному языку? Мы получаем этот инструмент общения, как подарок, в раннем детстве. Но любой инструмент полезен только тогда, когда им умело пользуются. А для этого нужно хорошо знать, и как он устроен, и как действует.

Давайте рассмотрим типичные ошибки, допускаемыми при выборе и употреблении слов в речи. К числу таких ошибок относятся:

  • лексическая (речевая) избыточность (лишние слова, многословие),
  • тавтология (необоснованное повторение в тексте однокоренных слов),
  • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте представлены как однородные),
  • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни стало "говорить красиво").

Давайте, выполним следующие задания.

Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему так говорят? Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!
  • Что написано пером, того не вырубишь топором!
  • Самое сладкое - слово, самое горькое - слово.

Задание 2. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Действительно, что здесь не так?

Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт

Песенка про лишние слова.

Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где-то, так сказать.
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче:
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
- Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного:
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану:
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
А.Хайт

Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в своём стихотворении "Песенка про лишние слова", называется "лишние слова". Существует и другой термин для данного явления - "речевая избыточность". Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Кроме речевой избыточности, существует и такая речевая ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая избыточность - сходные явления, но всё же отличаются друг от друга. Речевая избыточность - это повторение в тексте "лишних" слов с одинаковым или очень близким значением. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология .

Задание 3. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого. Худший вариант зачеркните.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

Он учился в консерватории.

2. Налицо разбазаривание государственного имущества.

Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.

3. Перед смертью он долго болел.

Перед своей смертью он долго болел.

4. Состоялся обмен имеющимся опытом.

Состоялся обмен опытом.

5. Они окончательно закончили работу.

Они закончили работу.

6. Художник мастерски описывает внешность своих героев.

Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.

7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.

Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.

8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе.

Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

9. Эрмитаж - сокровищница нашей культуры.

Эрмитаж - ценная сокровищница культуры.

Задание 4. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в чём избыточность этих предложений и где есть тавтология.

1. Он был мужественным и смелым человеком.

2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

3. Он облокотился локтем на стол.

4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.

5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.

6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью

7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.

8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий . Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.

2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.

3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

Задание 6. Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю . Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

Юрий Гагарин (был в космосе - посетил космос) в 1961 году.

Разговор по телефону: "Знаешь, в (данный момент - сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам".

Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом - сказать им об этом).

Я так рада! Моя племянница (приобрела - купила), наконец, квартиру.

Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь - в другую берлогу).

Старый ворон (вступил в конфликт - начал спорить) со всей стаей.

Как мы видим, язык – это очень сложный инструмент. Не так-то просто разгадать секреты его устройства. Ещё труднее постигнуть тайны действующего языка – человеческой речи . А без знания этих тайн трудно избежать в речи ошибок и неточностей. Но неточная речь – всё равно, что фальшивая мелодия или искажённый рисунок. Даже маленькая ошибка в речи – это непонятная мысль, безответная просьба, неисполненная мечта.

Чем старше человек, тем шире круг людей, с которыми он общается, сложнее и разнообразнее мысли и чувства, которыми он с ними обменивается. Значит, всё более гибкой, точной и богатой должна быть его речь. Значит, всё глубже должен он проникать в тайны родного языка.

Вот почему писатели – люди, которые лучше других знают, как сказочно богат и невероятно сложен родной язык, - неустанно призывают учиться ему всю жизнь.

Конспект индивидуального занятия: Лексика. Речевые ошибки.


― умение выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна.

1. коррекция произношения;

2. развитие зрительного восприятия (чтение с губ);

3. умение ловко, чётко и быстро выговаривать

трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;

4. умение редактировать текст;

5. формирование умения анализировать текст, выбирать слова в соответствии с содержанием текста;

6. работа над выразительностью чтения;

7. развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;

8. расширение словарного запаса;

9. развитие внимания, памяти.

Оборудование: ¨ записи на доске (или дидактич. материал).

Учитель-дефектолог:

Акбашева О.В.

Ход занятия.

Этапы урока

2. Вопросы к уроку.

На доске число и тема урока

«Лексическое значение слова».

Чтение с губ вопросов к уроку.

1. Работа над произношением.

Орфографический диктант. (для дет. с нар. речи).

2. Работа с пословицами.

― Что значат эти пословицы?

― Почему так говорят?

― Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

3. Работа со стихотворением.

Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

― Что здесь не так?

― Стихотворение какого известного поэта нам напоминают эти строчки?

― Теперь прочти исправленное стихотворение с выражением.

4. Объявление темы урока.

─ Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в стихотворении про грозу, называется «лишние слова». Существует и другой термин для данного явления - «речевая избыточность». Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Сегодняшняя тема урока «РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ».

5. Выбор правильного варианта текста..

9. Эрмитаж – сокровищница нашей культуры.

Эрмитаж – ценная сокровищница культуры.

6. Редактирование текста и запись правильного варианта.

― Есть и другая речевая ошибка. Это тавтология, когда в тексте или в речи необоснованно повторяются однокоренные слова.

― Здесь приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

3. Он облокотился локтём на стол.

7. Редактирование текста и запись правильного варианта.

─ Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

8. Выбор слова в соответствии с содержанием текста.

─ Теперь перейдём к ошибкам, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

1. Юрий Гагарин (был в космосе – посетил космос) в 1961 году.

2. Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент – сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».

3. Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом – сказать им об этом).

4. Я так рада! Моя племянница (приобрела – купила), наконец, квартиру.

5. Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь – в другую берлогу).

Речевые ошибки

Наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов:

"Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка". (Р.А. Будагов)

Одной из главных коррекционных задач школы для детей, имеющих нарушения слуха и речи, является формирование грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет, где проводятся индивидуальные занятия.

Одной из основных задач речевого развития школьников является словарная работа. Эта работа - одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а также занятия по русскому языку и развитию речи, овладение словарным составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

Горький А.М. писал в одной из своих статей: "Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм". Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогая добиться успеха, в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чтобы общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника.

Обучать человека пользоваться правильной речью необходимо с детства, со школьной скамьи. Именно по этой причине педагог должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их предотвращать.

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение.

Слово - важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.

И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт

Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где-то, так сказать.
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче:
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
- Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного:
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану:
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
А.Хайт

Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в своём стихотворении "Песенка про лишние слова", называется "лишние слова". Существует и другой термин для данного явления - "речевая избыточность". Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Кроме речевой избыточности, существует и такая речевая ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая избыточность - сходные явления, но всё же отличаются друг от друга. Речевая избыточность - это повторение в тексте "лишних" слов с одинаковым или очень близким значением. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология.

1. Он учился в музыкальной консерватории. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
6. Художник мастерски описывает внешность своих героев. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
9. Эрмитаж - сокровищница нашей культуры. Эрмитаж - ценная сокровищница культуры.
1. Он был мужественным и смелым человеком.
2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
3. Он облокотился локтем на стол.
4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.
6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью
7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.
8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.
2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.
3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

Задание 6. Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

Предложенные задания могут быть использованы на уроке индивидуальной слухоречевой работы. Этот урок можно провести как без компьютера (Приложение 2), так и с использованием компьютера. Предлагаю Вашему вниманию конспект урока (Приложение 1) и презентацию урока (Презентация.ppt).

Воспитание бережного отношения к языку, формирование культуры языкового общения - длительный и трудоёмкий процесс, требующий времени на уроке, так и вне его рамок.

Литература.

1. Т.И.Фроянова. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. - Спб., 2003.

Речевая избыточность. Речевые ошибки

5. Прочитайте четверостишие. Что здесь не так?

Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт.

6. Прочитайте четверостишие. Что здесь не так?

Люблю я майскую грозу
в начале мая,
Когда весной весенний
первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф.И.Тютчев.

7. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Объясните, почему этот вариант лучше другого.

1. Он учился в музыкальной
консерватории.
Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание
государственного имущества.
Налицо незаконное разбазаривание
государственного имущества.
3. Перед смертью он долго
болел.
4. Состоялся обмен
имеющимся опытом.
5. Они окончательно
закончили работу.
Перед своей смертью он долго болел.
Состоялся обмен опытом.
Они закончили работу.

6. Художник мастерски
описывает внешность своих
героев.
Художник мастерски давал
портреты внешности своего
героя.
7. Главная суть вопроса
заключается в том, что вы не
смогли доказать свою правоту.
Суть вопроса заключается
в том, что вы не смогли
доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот
поворот в своей судьбе.
9. Эрмитаж – сокровищница
нашей культуры.
Этот поворот в своей судьбе он
предчувствовал заранее.
Эрмитаж – ценная сокровищница
культуры.

9. Здесь были приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией.

Речевая избыточность – повторение в тексте
«лишних» слов с одинаковым или очень
близким значением.
Тавтология – в тексте необоснованно
повторяются однокоренные слова.

10. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

1. Он был мужественным и смелым человеком.
2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
3. Он облокотился локтем на стол.
4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.
6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью.
7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.
8. Сонина комната походила как будто на сарай.

11. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

12. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

13. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

14. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

15. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

16. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

17. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

18. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

19. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?

20. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется:

Подмена понятий – такая ошибка возникает в
случае, если в один ряд как однородные
попадают несовместимые
понятия.
Например,
глагол,
как
центр
предложения может сочетаться только с
частью слов (но не со всеми словами),
которые за ним следуют.

21. Как устранить ошибку в примере?

22. Как устранить ошибку в примере?

1. На высоком столике стояли миска с
водой, мыло, полотенце.
На высоком столике
стояла миска с водой ,
лежали мыло и полотенце.

23. Как устранить ошибку в примере?

24. Как устранить ошибку в примере?

2.
Жильцы требовали ликвидации
неполадок в квартирах и ремонта.
Жильцы
требовали ликвидации
неполадок в квартирах и проведения
ремонта.

25. Как устранить ошибку в примере?

26. Как устранить ошибку в примере?

3. Школа опустела, не слышно привычного
шума и ярких стенгазет.
Школа опустела, не слышно привычного
шума и не видно ярких стенгазет.

27. В следующем задании будут ошибки, которые называются:

Необоснованное стремление к псевдовысокому стилю такие ошибки появляются, когда автор
текста хочет выразить свою мысль излишне
торжественно и не к месту включает слова
высокого книжного стиля в контекст
разговорного стиля. В этом случае возникает
стилистическое несоответствие.

28. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий разговорному стилю.

1. Юрий Гагарин ( был в космосе – посетил космос ) в 1961 году.
2. Разговор по телефону: «Знаешь, ( в данный момент – сейчас ) я
не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».
3. Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом
кинулся к медведям, чтобы ( проинформировать их об этом –
сказать им об этом ).
4. Я так рада! Моя племянница ( приобрела – купила ), наконец,
квартиру.
5. Медведь увёл медведицу с медвежатами ( на другую жилплощадь
– в другую берлогу ).
6. Старый ворон ( вступил в конфликт – начал спорить ) со всей
стаей.

Речевая избыточность – повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень
близким значением.
Тавтология –
в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова.
Подмена понятий –
такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные
попадают несовместимые понятия. Например, глагол, как центр
предложения может сочетаться только с частью слов (но не со
всеми словами), которые за ним следуют.
Необоснованное
стремление к
псевдовысокому стилю – такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить
свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова
высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом
случае возникает стилистическое несоответствие.

Презентация "Речевые ошибки"
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

В данной презентации рассматриваются различные речевые ошибки, которые учащиеся допускают в сочинениях. изложениях, а также пути их преодоления.

ВложениеРазмер
rechevye_oshibki_klimkina_e.e.pptx 1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности речевых ошибок младших школьников и пути их исправления Работу выполнила учитель высшей категории МБОУ Школа № 11 Климкина Е.Е.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ композиционные НЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ логические

ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка . Нашу кошку зовут Мурка . Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении: Надоел рыбий суп (надо: рыбный). Охотник одел шапку и вышел (надо: надел). Мы перешли через горный курган (надо : хребет). П Р И Ч И Н А малый объем внимания пишущего ученик забывает, что уже употребил слово П Р И Ч И Н А бедность словарного запаса влияние слов из просторечия

Речевая (лексическая) избыточность – Тавтология – Подмена понятий – Необоснованное стремление к псевдовысокому стилю повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением. в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова. такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол, как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Необоснованное стремление к псевдовысокому стилю Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие .

Юрий Гагарин (был в космосе - посетил космос) в 1961 году. Разговор по телефону: «Знаешь, ( в данный момент – сейчас ) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам». Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их – сказать им об этом). 4. Я так рада! Моя племянница (приобрела – купила ), наконец, квартиру. 5. Медведь увёл медведицу с медвежатами ( на другую жилплощадь – в другую берлогу). 6. Старый ворон (вступил в конфликт - начал спорить) со всей стаей . Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий разговорному стилю:

Подмена понятий – такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол, как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют.

Как устранить ошибку в примере? На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце. На высоком столике стояла миска с водой , лежали мыло и полотенце .

Как устранить ошибку в примере? 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.

Как устранить ошибку в примере? 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и проведения ремонта.

Как устранить ошибку в примере? 3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

Как устранить ошибку в примере? 3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет. Школа опустела, не слышно привычного шума и не видно ярких стенгазет .

МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Употребление детского словотворчества: На стройке работают бетонщики, штукатурщики , монтажники (надо: штукатуры). Приречная полоса (надо: прибрежная) Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: Трудящие вместо трудящиеся; пришел к ему( вместо к нему) Несколько раз выглядал в окно (надо: выглядывал) П Р И Ч И Н А индивидуальные недостатки в устной речи П Р И Ч И Н А ребенку трудно произносить громоздкие, фонетически усложненные слова влияние просторечия образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.

СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла: Узкая полоска только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом) Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим Саше очень понравилось елка . В августе началась уборочные работы. Вся семья радостно встретили Новый год. П Р И Ч И Н А Ученик не проговорил предложение целиком П Р И Ч И Н А Начав писать предложение, ученик еще не знает, как его закончит Отсутствует навык перечитывания написанного текста

СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Леня , когда вернулся в отряд, он был веселый. Петя- он самый сильный из ребят. Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают. Когда Саша прощался с отцом, он (отец или Саша?) не плакал. Пионерский отряд вышел в поход. Они (?) пели песню. П Р И Ч И Н А Влияние просторечия П Р И Ч И Н А Недостаточная практика самопроверки. • двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением )

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА Несоответствие текста сочинения или изложения плану, нарушение последовательности в изложении событий П Р И Ч И Н А Недостаточная подготовка ученика к творческой работе. Ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно необходимо сказать в начале, что затем и что, наконец, в заключении сочинения.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов Она схватила (пропущено: «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его. Присутствие нелепых, парадоксальных суждений, связывание понятий разных уровней: По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях. П Р И Ч И Н А Ученик мыслит быстрее и увлекательнее, чем пишет. П Р И Ч И Н А Недостаточное внимание школьника к окружающему миру.

После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст. Таким образом вырабатывается техника самопроверки. Младший школьник часто путает литературный язык с местным диалектом. Задача учителя заключается в умении анализировать с детьми читаемые и пересказываемые тексты. Задача родителей- следить за своей речью, исключая из лексикона неправильные слова. Устную и письменную речь можно обогатить путем постоянного чтения художественной литературы. Необходимо научить ребенка пользоваться синонимами, выбирая наиболее точные и подходящие слова, избегать повторов. ПУТИ УСТРАНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Дома родителям желательно научить ребенка пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

С первого класса необходимо знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, т.к. его самостоятельная монологическая речь еще не развита. Необходимо научить школьника правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности. Словарно- орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Современные требования ФГОС: контроль и оценка в системе урока Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании в РФ", Методическим письмом Министерства образования РФ №156/14-15 от 19.11.98г. «Контроль и оценка в начальной школе», с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ № 17785 Минюста России от 22.12.09г.), типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом школы . Положение принимается и утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение устанавливает требования к оценке результатов учебных достижений, персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения и обязательно для выполнения всеми участниками образовательного процесса.

Оценка содержания и речевого оформления изложения и сочинения Отметка «5» ставится за изложение , в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение , в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки. Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей. В работе допущено 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки ; 1-2 речевых ошибки. Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, имеются отступления от авторского текста, отклонение от темы ; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений; Допускается наличие 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 3-5 речевых недочетов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М., Просвещение, 1975 Речевые уроки. Кн. Для учителя нач. классов/ Ладыженская Р.И.и др.- М.: Просвещение, 1995 Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач. классов на уроках русского языка.- М,: Просвещение, 1984 Большая Российская энциклопедия: в 30 томах. Т.7.- М.: БРЭ, 2007 Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.- М.: Просвещение, 1979

Читайте также: