На пороге взрослой жизни круглый стол

Обновлено: 16.05.2024

Классный час для подростков по планированию профессионального пути.

ВложениеРазмер
na_poroge_vzrosloy_zhizni.doc 42 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Классный час на тему :

«На пороге взрослой жизни»

Подготовила социальный педагог, юрист Чаплыгина Т.А.

1. О своить навыки по планированию своего пути

2. Д ать необходимые знания по планированию профессионального пути.

2. Информационный блок.

3. Упражнение "Ассоциации".

4. Психогеометрический тест.

5. Упражнение « Лучший мотив».

6. Упражнение «Угадай профессию».

Инструкция: каждый называет свое имя, кем хотел быть в детстве, какую профессию выбрал сейчас.

В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом " хочу ".

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас " могу ".

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу " надо ".

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

Существуют определенные правила выбора профессии. Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху.

  1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
  2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучите выбранную профессию.
  5. Сравните полученные знания о профессии со своими проф .возможностями,посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
  7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Инструкция : один из вас называет любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.

4. Психогеометрический тест. (Характеристика стиля личности, личные "профили" работы и профессии).

Инструкция : у частникам предлагается выбрать из предложенных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, по их мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется, согласно методике.

"Треугольники" хорошо уравновешенны, они сконцентрированы на "верхушке": целях, карьере и продвижении вперёд. У них сильно проявляются навыки лидерства, они быстро принимают решения и действуют. Часто характеризуются атлетическим сложением и любят соревноваться. Их сильной стороной является политическое маневрирование, они обладают способностью влиять на других. Иногда их описывают как "ролевые модели".
Данной характерной чертой "треугольников" является стремление управлять и считаться "правыми". Людей этого типа часто больше интересует карьера, чем сама работа, и хотя они способны быстро принимать решения, в этих решениях обычно участвуют в первую очередь их собственные интересы. Они скорее лидеры команды, чем командные игроки.

Квадрат – самая упорядоченная фигура. "Квадраты" упорно работают, привержены делу. Они ориентированы на детали и хорошо организованы, любят иметь дело с фактическими данными и склонны отвергать эмоции. Им нравится, когда их жизнь управляема и предсказуема. Наиболее сильные черты "квадратов" проявляются, когда они следуют чётко определённым инструкциям или завершают проекты. Их слабость проявляется в разработке собственных планов. Скажите им, что сделать, и они сделают.
"Квадратов" нельзя отнести к тем, кто силён в принятии решений, пока их не вынудят к этому; иногда сопротивляются переменам, пока не соберут все факты и доказательства в поддержку необходимости перемен, да и вообще они чаще предпочитают поддерживать сложившееся положение. "Квадраты" не способны действовать в неупорядоченной обстановке. Их высокоразвитая аналитичность может вызывать ощущение отчуждённости и холодности, а любовь к деталям иногда ведёт к педантизму.

"Круги" дружелюбны, заботливы, уравновешенны. Обычно такие люди склонны к коллективизму. Для них важны семья и друзья. Они стремятся угождать и стремятся к тому, чтобы все остались довольны. Они определённо являются командными игроками, которым не нравятся конфликты и которые заботятся о том, чтобы всё проходило гладко. Для "кругов" важно поддерживать хорошие отношения. Им от природы свойственно сочувствие, подлинная забота, а способность прислушаться к другим делает их весьма приятными в общении.
С другой стороны, иногда "круги" слишком стараются угождать и не умеют говорить "нет". Окружающие часто пользуются или манипулируют ими. "Кругам" не нравится принимать непопулярные решения, вызывать расстройство или конфликт. Временами они затрачивают на других столько времени и энергии, что пренебрегают своими собственными потребностями. А когда что-то не получается, они склонны винить в этом самих себя.
Характеристика "загогулин" (кривых)

Форма загогулины символизирует творчество. "Загогулины" интуитивны, любят творчество, для них характерно мышление правым полушарием мозга. Они склонны к скачкам в мышлении и к действиям по внезапному вдохновению. Идея и картина в целом интересует их больше, чем подробности. Их увлекают новые концепции, им нравится мыслить в категориях будущего. Они от природы экспрессивны и способны вдохновлять других.
Однако "загогулины" часто вносят дезорганизацию и проявляют забывчивость к деталям. Кроме того, иногда другим бывает трудно их понимать из-за скачкообразности мышления и неупорядоченности, вызывающих раздражение у представителей других форм. "Загогулина" не способна хорошо функционировать в жёстко упорядоченной обстановке.
Характеристика "прямоугольников"

«Прямоугольникам" свойственна некая текучесть. Они находятся во временном состоянии – в процессе жизненных реформ; исследуют свою текущую ситуацию или ищут что-то новое. "Прямоугольники" обучаются и растут, их возбуждает перспектива предстоящих изменений в жизни. Они открыты новым идеям и опыту, однако временами слишком легко соблазняются любыми новыми поветриями. "Прямоугольники" часто проявляют непоследовательность и путаность; иногда создаётся впечатление, что их личность меняется день ото дня, а поведение кажется совершенно непредсказуемым. К тому же они склонны к эмоциональным всплескам.

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Инструкция : "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше". Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й . 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.
Список мотивов вк1лючает 16 фраз:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
6. Упражнение «Угадай профессию».

Инструкция: разделить участников на команды, каждой команде раздается карточка с названием профессии, команда должна угадать, чем занимается человек с данной профессией.

1. Медиа-байер - дословно «media buyer» (от media — СМИ и buyer — покупатель) переводится с английского языка как медиа-покупатель. Он действительно покупатель, но только рекламных площадей в средствах массовой информации. Это специалист, который продвигает и размещает рекламную продукцию на информационных площадях — телевидении, радиовещании и т. д. Природа работы медиа-байера заключается в контактах со средствами массовой информации. Он занимается закупкой рекламных площадей в газетах, эфирного времени на радио и телевидении, информационных объемов на серверах Интернета.

2. Хедхантер (head hunter – дословно с английского языка переводится как «охотник за головами»), специалист по подбору и «сманиванию» персонала из других компаний. Чаще всего хедхантеров интересуют управленцы, а также узкопрофильные специалисты.

3. Бэк-офис - з адачей бэк-офиса является документарное оформление и сопровождение сделки. В ряде российских компаний специалисты бэк - офиса занимались также скупкой ценных бумаг у физических лиц. Бэк - офисы, таким образом, существуют в банках, инвестиционных компаниях и прочих организациях, совершающих сделки на рынке ценных бумаг.

4. Логист - это спец по экономии, который знает как сберечь копеечку на транспортировке, как подешевле пройти таможню, как максимально быстро доставить товар покупателю. Он не позволит продукции пылиться на складе, фуре задержаться в пути.

На пороге взрослой жизни

На пороге взрослой жизни: Психологическая работа
с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг /
Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 208 с.

Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с фрагментами книги Клауса Фопеля, которая открывает серию из четырех книг, объединенных под названием «На пороге взрослой жизни…». Уверены, что эта книга заинтересует каждого классного руководителя: в ней приведены конкретные примеры игр, которые можно использовать и на классных часах, и во время поездок и экспедиций. Выдержки из книги – перед вами.

Школа является прежде всего учреждением, прививающим подросткам определенные жизненные взгляды, систему ценностей и образ поведения с целью сохранения культурной преемственности. Кроме того, она содействует интеллектуальному и личностному развитию подростков. При этом она помогает подросткам на этапе ослабления их внутренних связей с родителями. Будучи источником новых знаний и уме­ний, новых способов решения проблем, школа подрывает монополию родителей на всезнание и истину. В распоряжении подростка появляется посторонний взрослый — учитель, которого подросток может любить или ненавидеть, который может стать для него примером для подражания или, наоборот, отвержения.
Школа выполняет еще одну психологическую функцию: она предоставляет подростку своеобразную площадку для тренировки воли. В редчайших случаях подростки играючи проходят институт школы; как правило, они должны приложить усилия, чтобы вписаться в конкретную школу с ее традициями, нормами и правилами, чтобы получать знания и умения — в том числе в областях, к которым у них нет естественного интереса. Они вынуждены общаться с разными людьми — в том числе и с теми, кто им несимпатичен, а иногда и просто противен.
Наконец, перед школой стоит задача передать подростку достаточно специальных знаний, которые позволили бы ему подготовиться к профессиональной деятельности. Школа — это своеобразный трамплин от промежуточного статуса подростка к статусу взрослого, обладающего экономической самостоятельностью.
Для подростков учитель и одноклассники являются важнейшими партнерами в учебном процессе. Учителя они воспринимают в трех ролях: как помощника в освоении нового психологического статуса, как друга и как противника. Обычно учитель занимает значимое место в жизни подростка и существенно влияет на нее. Его авторитет возникает позже авторитета матери и отца, и взаимоотношения с ним даются подросткам легче, если учителю удается не занимать родительскую позицию в общении с ними; если он уважает достоинство и чувства подростков; если он не использует свои более обширные и глубокие знания и более высокое социальное положение для дисциплинарного воздействия на подростков.
Учителя могут добиться лучших результатов в своей работе, когда им удается выработать совместно с учениками рациональные и функциональные правила игры на основе взаимных обязательств и когда они сами являют собой достойный пример. Подростки оценивают взрослых по их делам не менее, чем по их словам.
Чтобы воздать должное той важной роли, которую играют учителя в жизни подростков, в этой главе мы привели ряд упражнений, в которых речь идет о взаимоотношениях между учителями и учениками, о взаимных ожиданиях и об обратной связи.
Помимо взаимодействия с учителями, для каждого подростка очень важной является и сфера взаимодействия с одноклассниками. К сожалению, атмосфера в школе, особенно в старших классах, пропитана соперничеством и неприязнью в не меньшей степени, чем пониманием и поддержкой. Так как признание и принятие сверстниками очень важны для развития самооценки подростка, мы приводим здесь ряд упражнений, направленных на поддержку отдельных участников группы.
И наконец, целый ряд упражнений посвящен самой учебе. По сравнению с детьми подростки мотивированы в учебе не столько стремлением кому-то понравиться, сколько желанием развивать свои способности, самостоятельно определять цели и качество обучения и решать интересующие их задачи. Предлагаемые упражнения помогают подросткам лучше осознать свое внутреннее отношение к учебе, понять, что для них наиболее важно в учебном процессе, и выработать стремление докапываться до истины.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Цели
Это упражнение позволяет подросткам наглядно продемонстрировать свою позицию в отношении неоднозначной темы, защитить эту позицию на практике или модифицировать ее в случае необходимости. Одновременно подростки увидят, что для большинства проблем и жизненных решений справедлива целая палитра различных гипотез, путей решения и допусков, так что следует воздерживаться от однозначных определений типа «справедливо» или «ложно».
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: от 30 до 60 минут.
Инструкция
Я хочу предоставить вам возможность высказать по конкретной теме свою точку зрения, сравнить ее с точкой зрения других участников и при необходимости изменить ее, чтобы точно определить, какое мнение вы хотели бы отстаивать на данном этапе.
Предложите группе тему, по которой существуют совершенно различные взгляды (например: «Должны ли девушки призываться на воинскую службу?»), либо дайте группе возможность самой выбрать спорную тему.
Разделитесь на подгруппы по девять человек. Вкаждой подгруппе поставьте в ряд стулья по количеству участников. Вам надо будет обсудить выбранный вопрос. На него существуют различные ответы. Самыми радикальными в каждом случае являются безапелляционные «да» или «нет», например: все девушки без исключения должны проходить воинскую службу или, наоборот, ни одна девушка ни при каких условиях не должна призываться на воинскую службу. Те из вас, чья позиция столь однозначна и категорична, должны занять крайние стулья по обе стороны ряда, при этом один конец означает однозначное «да», другой — однозначное «нет». Семь стульев в промежутке символизируют отклоняющуюся от категоричной позицию, причем центральный стул соответствует самой неопределенной позиции, при которой «да» и «нет» равнозначны. Вы поняли, как действует шкала?
Займите стул, соответствующий в наибольшей степени вашей изначальной позиции по этому вопросу. Побеседуйте с участниками слева и справа от вас, чтобы понять, что они думают по данному вопросу и как ваша позиция соотносится с их позицией. Определите, правильно ли вы выбрали место, соответствует ли оно вашей позиции. Если кто-то решит, что ему больше подходит другой стул, он должен вступить в переговоры с сидящим на этом стуле, а также с его соседями справа и слева, чтобы совместно с ними определить, кому этот стул больше подходит. Тот, кто уверен, что изначально занял соответствующее своей позиции место, может просто слушать разговоры других участников подгруппы, чтобы узнать их мнения. Переговоры длятся до тех пор, пока каждый участник не будет удовлетворен занимаемым местом.
Вы можете прервать обсуждение, когда энергия дискуссии в группе пойдет на спад.
Теперь займите свои места и приступайте к проверке своего местоположения.
Заканчивайте и возвращайтесь в общий круг, чтобы мы могли совместно подвести итог проделанному упражнению.
Подведение итогов
□ Как мне понравилось данное упражнение?
□ На каком этапе я был наиболее вовлечен в происходящее?
□ Насколько четко я мог формулировать свою позицию и разъяснять ее другим?
□ Насколько хорошо мне удалось найти общий язык с другими членами моей подгруппы?
□ Насколько хорошо я могу в принципе принимать взгляды, отличающиеся от моих, и терпимо относиться к ним?
□ Насколько я могу признать правомерность отличных от моего взглядов и при этом остаться при своем мнении?
□ Насколько мне удается почерпнуть что-либо из чужих мнений и привнести что-либо новое в мою собственную позицию?
□ Кто из всей группы имеет похожее мнение по обсуждаемой теме?
□ Чье мнение в наибольшей степени отличается от моего?
□ Что бы я хотел еще сказать?

Комментарий
Когда все окончательно найдут свои места, вы можете оживить это упражнение, взяв на себя роль «адвоката дьявола» и вызывая отдельных участников, для того чтобы они перед всей группой обосновали свой выбор. Кроме того, вы можете предложить представителям разных подгрупп, занимающим одинаковые места, встретиться и вкратце сравнить свои точки зрения.

УМЕНИЕ СЧИТАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ

Цели
В беседах и дискуссиях мы склонны рассматривать наше собственное мнение как более правильное по сравнению со взглядами других и имеем тенденцию принижать чужую точку зрения. Подспудно возникает борьба за власть, в ходе которой стороны прибегают к различным уловкам для манипулирования мнением и практически не слушают друг друга.
Это упражнение дает подросткам возможность четко сформулировать свою позицию по указанной проблеме, не умаляя при этом значения других мнений. Помимо этого, они могут научиться слушать друг друга и учитывать чужую точку зрения в собственных суждениях.
В общем и целом данное упражнение более способствует изменениям в способах ведения дискуссии, нежели просто попытки переубедить, и помогает прояснению ценностей. Одновременно оно углубляет чувство групповой принадлежности.
В ходе этого упражнения подростки смогут потренироваться в публичных выступлениях, поучиться брать слово на формальных основаниях, ждать, пока до них дойдет очередь выступать, и т.д. Так они постигают коммуникационные нормы, необходимые в разных областях жизни.
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: примерно 35 минут.
Помещение: поставьте стулья участников полукругом; напротив расположите четыре дополнительных стула так, чтобы участники, которые сядут на них, оказались лицом к группе.
Инструкция
Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность потренировать умение публично выражать свое мнение по различным вопросам. При этом речь идет прежде всего о том, чтобы высказывать то, что вы реально думаете, а не о том, чтобы произвести впечатление на других и убедить их согласиться с вашим мнением или даже полностью присоединиться к нему. Данное упражнение дает нам возможность более подробно и содержательно обсудить интересующие вас вопросы и узнать, какие различные или схожие точки зрения имеются в группе. В упражнении не ставится цель прийти к какому-либо определенному решению.
Мы все занимаем места в полукруге. Четыре стула напротив сначала остаются незанятыми. Это наш подиум. На них сядут те, кто желает предложить к обсуждению определенную интересующую их тему или вопрос. Даже если пройдет некоторое время, прежде чем кто-либо решится выйти впе­ред, мы должны терпеливо ждать. Для нашего упражнения действуют следующие правила игры:
Только тот участник группы, который сидит на подиуме, имеет право предложить к обсуждению тему или проблему. При этом первым в очереди считается тот, кто занимает крайнее место справа. Он встает и предлагает свою тему для обсуждения. До тех пор, пока он остается на подиуме, обсуждение должно касаться предложенной им темы. Когда он посчитает, что обсуждение предложенной темы полностью себя исчерпало, он покидает подиум, и другие, сидящие на нем, сдвигаются на одно место вправо. Затем встает следующий участник, оказавшийся на крайнем месте справа, и называет тему, которую он хотел бы обсудить с группой.
Только один человек имеет право говорить в каждый данный момент времени.
Каждый участник — в полукруге или на подиуме — может взять слово по обсуждаемой теме. Если он хочет огласить свои мысли или наблюдения, он должен для этого встать. Закончив говорить, он снова садится. Предлагать можно любую тему, представляющую личный или общий интерес.
Как только на подиуме появляются свободные места, члены группы, желающие предложить тему для обсуждения, могут их занять. Прежде чем назвать свою тему, они должны, естественно, дождаться того момента, когда займут крайнее правое место подиума.
Во время обсуждения все участники, включая меня, имеют равные права и должны придерживаться правил игры. Каждый имеет право высказаться и изложить свою собственную точку зрения. Никто не вправе в своем выступлении называть взгляды других неправильными, глупыми, наивными и т.п., даже если он сам придерживается другой точки зрения. В своих выступлениях давайте четко понять, что вы излагаете свои собственные мысли, используйте при этом слова «я думаю», «я считаю» и т.д. Не задавайте никаких вопросов, чтобы не вынуждать других оправдываться. Всегда помните, что для многих жизненных проблем не существует «правильных» или «неправильных» решений.
Вы поняли правила игры? На обсуждение отводится для начала 30 минут.
Подведение итогов
□ Понравилось ли мне упражнение?
□ Чувствую ли я себя достаточно уверенно в группе, чтобы предложить тему для обсуждения или занять четкую позицию?
□ Насколько легко или, напротив, тяжело мне дается терпимое отношение к мнению других?
□ Интересны ли мне были предложенные темы?
□ Как часто мне хотелось бы участвовать в подобных дискуссиях?
□ Что еще я хотел бы сказать?
Комментарий
В первую очередь в группах, продолжительное время работающих вместе (например, в школьных классах), данное упражнение является прекрасной возможностью поднять темы, затрагивающие как всю группу, так и представляющие интерес для ее отдельных членов.
Иногда представляется целесообразным проводить такие дискуссии через определенные промежутки времени (еженедельно, например).

ПИРАМИДА ЖИЗНИ

Цели
Это классическое упражнение предоставляет каждому подростку возможность разобраться в том, что для него важно в жизни, что ему нужно для выживания и как он может быть эффективным и чувствовать себя счастливым.
Возраст участников: с 12 лет.
Продолжительность: примерно 50 минут.
Материалы: бумага и карандаш, для каждого участника фломастер и большой лист бумаги для рисования.
Инструкция
Я хотел бы, чтобы вы сегодня подумали о том, что вам нужно в жизни, о том, какие условия необходимы для того, чтобы вы, с одной стороны, смогли выжить, а с другой — были счастливы и имели возможность раскрыться.
У вас есть 10 минут, чтобы записать то, что вам приходит в голову в этой связи: вещи, люди, качества.
А теперь нарисуйте на бумаге вид пирамиды сбоку, то есть большой треугольник. Представьте себе, что то, что вы записали, является камнями, из которых построена эта пирамида. Самые большие по значимости плиты лежат внизу, они образуют фундамент и несут на себе тяжесть всего остального. Исходя из этого впишите важнейшие позиции из вашего списка в нижние плиты, следующие по важности — над ними и т.д. Вы поняли, что я имею в виду? На это задание вам предоставляется 10 минут.
А сейчас образуйте подгруппы по четыре человека, чтобы вы могли показать друг другу свои пирамиды жизни. Объясните остальным, почему вы заполнили пирамиду именно этими ценностями и именно в таком порядке. На обмен мнениями в подгруппах у вас есть 20 минут.
Вернитесь в общий круг. Давайте попробуем, используя плиты из ваших пирамид, построить общую пирамиду, которая включает все то, что важно для каждого человека и от чего он не может отказаться.
Подведение итогов
□ Понравилось ли мне это упражнение?
□ Не забыл ли я упомянуть что-нибудь важное в своей пирамиде?
□ Включены ли в мою пирамиду потребности и ценности, удовлетворение которых мне не гарантировано?
□ Кто обеспечивает удовлетворение моих нужд и потребностей?
□ Какая ценность или потребность находится на сегодняшний день в центре моего внимания?
□ Что еще я хотел бы сказать?

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО

Цели
В классе у подростков редко возникает возможность поговорить о том, что их по-настоящему трогает. Данное упражнение дает им такую возможность. При этом они смогут узнать, какие мысли и чувства волнуют других, и задуматься над собственными значимыми переживаниями.
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: примерно 30 минут.
Материалы: фломастеры и мелки для рисования; большой рулон упаковочной бумаги. Отрежьте от него много полос и развесьте по стенам или разложите на полу. Важно, чтобы одновременно много учеников могли работать над каждой полосой.
Инструкция
Я бы хотел предложить вам упражнение, которое даст вам возможность лучше узнать друг друга. Каждый из вас должен будет сейчас нарисовать на большой полосе упаковочной бумаги символ или рисунок того, что для него важно, что его внутренне волнует, что ему нравится или не нравится, что он любит или ненавидит. Возьмите фломастер или мелок и подойдите к бумаге. Сначала разделите полоски вертикальными линиями, отстоящими друг от друга примерно на 40 см. У вас есть на работу четверть часа.
Напишите свое имя над рисунком. А теперь побродите вокруг и посмотрите, что нарисовали другие. (5 минут)
После этого дайте возможность каждому подростку сказать несколько фраз о своем рисунке, о том, что он изобразил и каково его внутреннее отношение к этому.
Подведение итогов
□ Понравилось ли мне упражнение?
□ Кто нарисовал нечто схожее с моим рисунком?
□ О ком я узнал что-то новое?
□ Как я себя чувствую в настоящий момент в группе?
□ Что бы я хотел еще сказать?

Комментарий
Это простое с виду упражнение, как правило, оказывает сильное воздействие на учащихся и повышает взаимоуважение членов группы.

ГЕРБ

Цели
Это упражнение дает подросткам возможность обменяться с другими впечатлениями о том, как они представляют себе свое собственное положение в классе, в чем видят сильные и слабые стороны группы и как воспринимают свои отношения с вами как с преподавателем или ведущим группы.
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: примерно 45 минут.
Материалы: бумага для рисования, восковые мелки.
Инструкция
Я хочу дать вам возможность поразмышлять о нашем классе. Вы сможете подумать о том, как вы себя чувствуете в классе, какое место занимаете в коллективе, что вы цените и, наоборот, чего вам не хватает, и как вы относитесь ко мне как к вашему преподавателю (ведущему группы). Вы должны разработать проект герба, состоящего из шести полей. В каждом поле необходимо нарисовать маленькую картинку или символ, выражающие ваше отношение к определенному вопросу. Речь идет о следующем:
1. Как я представляю себе свое положение в классе?
2. Как меня воспринимают одноклассники?
3. В чем я вижу главное преимущество этого класса?
4. В чем я вижу основной недостаток этого класса?
5. Как меня воспринимает преподаватель?
6. Как я воспринимаю преподавателя?
Напишите эти вопросы на большом плакате рядом с макетом герба. Пронумеруйте шесть нарисованных полей герба.

"На пороге взрослой жизни". Внеклассное меропрятие для старшеклассников

Цель: Оказать помощь будущим выпускникам в приобретении знаний по основам выбора профессии, развить способность правильной самооценки и углублению знаний о разных профессиях.

У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?

Вот этими слова из стихотворения В. Маяковского мы начнем нашу познавательную игру “На пороге взрослой жизни”. Сегодня она посвящена разным профессиям.

Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами встанет вопрос “Кем же мне стать?”. В силу многих обстоятельств не все могут получить высшее образование, поэтому некоторые из вас захотят получить рабочую специальность. И от того, как правильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь.

В качестве разминки вам предлагается шуточная викторина. За правильный ответ 1 балл.

Итак, “РАЗМИНКА”

  1. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми плодами. (Буратино)
  2. Кто мог написать мемуары “Как я была царицей”. (Старуха)
  3. Автор воспоминаний “Встречи со слоном”. (Моська)
  4. Специалист по одежде, для которого работа в порядке “вещей”. (Гардеробщик)
  5. Место мягкой посадки продавца шаров. (Торт)
  6. Огородная история о семейном подряде. (Репка)
  7. Рабочее место короля. (Трон)
  8. Место работы, где люди скрывают свое лицо. (Пасека)
  9. Пиявочных дел мастер. (Дуремар)
  10. Бывшая должность мистера Твистера. (Министр)
  11. История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок)
  12. Любимое занятие нерадивых дочерей. (Зевота)

Первый конкурс “Профессия и специальность”

Итак, есть профессия - строитель и врач, а какие специальности они в себя включают? Вспоминает и записывает на листке.

Итак, мы проверяем ваши ответы. За каждый ответ команда получает I балл.

Вед. Сколько замечательных пословиц и поговорок сложено о людях труда, о труде. Сейчас вспомните, какие поговорки, и пословицы вы знаете. Мы поводим словесную дуэль. За каждую пословицу 1 балл. Начали.

  • Человек трудом велик.
  • Славен человек не словами, славен делами.
  • Родина славит тех, кто трудится для всех.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Птицу узнают в полете, человека - в работе.
  • Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
  • Дело мастера боится.
  • Умение везде найдет применение.
  • Сделал дело - гуляй смело.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Сидя на печи, генералом не станешь.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Делу время, потехе - час. И другие.

Третий конкурс “Аукцион профессий”

Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов: За правильный ответ 1 балл.

Четвертый конкурс “В мире профессий”

  1. Специалист по отделке зданий (помещений). - Моляр -
  2. Специалист по воспитанию и обучению детей. -Педагог -
  3. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. - Слесарь-
  4. Специалист по обработке металлов давлением. - Чеканщик-
  5. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. -Радиомастер-
  6. Мастер по ручной ковке металла. - Кузнец-
  7. Специалист с высшим техническим образованием. - Инженер-
  8. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. - Фермер-
  9. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. - Садовод-
  10. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. - Сварщик-
  11. Специалист по уходу за лошадьми. - Коневод-
  12. Специалист по духовым и клавишным инструментам. - Музыкант-
  13. Специалист, владеющий ножницами и расческой. - Парикмахер-
  14. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере.- метеоролог —
  15. Специалист по обработке дерева.- Столяр -
  16. Специалист, наносящий рисунок на ткань.- Раклист -
  17. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. — Электромонтер —
  18. Специалист по передаче информации с помощью радиоволн. - Радист -
  19. Работник торговли. - Продавец -
  20. Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). - Редактор -
  21. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. - Агроном -

Пятый конкурс “Что это за профессии?”

Вед. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Только один ответ (из трех предложенных) является правильным. За верный ответ 1 балл.

  • Занимается логикой;
  • Специалист по управлению транспортировкой продукции;
  • Организует конференции и научные саммиты.

Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

  • Работает на компьютере;
  • Разрабатывает программы;
  • Работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

Веб-мастер - работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но Веб - мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным

технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

  • Работает на рынке ценных бумаг;
  • Тот, кто изучает рынок;
  • Тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

  • Ищет деньги и возможности для организаций;
  • Фанат, которого занимает звезда;
  • Изучает пути развития предприятия;

Фандрейзер - ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высокий. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрейзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

  • Связан с политикой;
  • Специалист по рекламе и связям с общественностью;
  • Выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

PR-агент - специалист по рекламе и связями с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например, “политолог” или “журналист”. В России эта профессия часто называется “пресс-секретарь” и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

Вед. Мы завершаем познавательную игру “На пороге взрослой жизни” и подводим итоги.

Круглый стол "Жизнь, которую мы выбираем"

Цель: помочь учащимся осознать трудности выбора жизненного пути.

Эпиграф: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”. (Л.Н.Толстой) (на доске)

1. Фрагмент фильма “Василиса прекрасная”.

а) падение с моста микроавтобуса в Челябинской области;

б) портреты Павла Рогожина и Дениса Тишкова.

3. Слова (жизненные ценности), написанные на бумаге.

4. Книжно-журнальная выставка “Каждый выбирает для себя…” (в соответствии с жизненными ценностями).

5. Песня на слова Ю.Левитанского “Каждый выбирает для себя” (на компьютере).

6. Песня Стаса Михайлова “Дайте мне” (на компьютере).

7. 20 листочков со словами Сорокина Питирима с одной стороны, афоризмами, пословицами, поговорками – с другой.

8. Планшетки “Круглый стол “Жизнь, которую мы выбираем” (1 – сценарий, 2 – песня “Каждый выбирает для себя”)

I. Давайте посмотрим фрагмент фильма “Василиса Прекрасная”, обратим внимание на вопрос, который звучит в фильме, и задумаемся над ответом. Приложение 1

- (“Что на свете всех милее?”)

Да, действительно, жизнь – это самая большая ценность. Сама жизнь - это уже выбор. Но какую жизнь выбрать? Попробуем разобраться и осознать трудности выбора жизненного пути за Круглым столом “Жизнь, которую мы выбираем”.

Философия жизни, нравственные категории, выбор жизненных ценностей – об этом пойдёт разговор.

Ведь так не просто нам порой
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал
Как путник, изнывающий от жажды…

Песню “Каждый выбирает для себя” поют Л.А.Степанюк, Л.Токмакова. Гитара – М.Боголюбова.

Каждый выбирает для себя. Ю Левитанский

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже, как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Ребята, у нас присутствуют гости, которые расскажут нам, какую жизнь они выбрали и почему.

Афоризмы о жизни.

Жить каждый день, как последний день!
Золотое правило жизни: начинай!
Пусть знает каждый – старец и юнец:
Жизнь дважды никому не даст Творец. (Фарухи)

Жизнь – вот твоё богатство,
Как проведёшь её, так и пройдёт она. (Омар Хайям)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (С. Смайлс)

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. (Русская пословица)

II. На доске: семья, здоровье, образование, друзья, собственные силы.

- Расположите по степени важности для вас, что, по-вашему мнению, служит вам опорой в жизни.

- Здоровье, семья, образование, друзья, собственные силы.

- Что такое здоровье?

а) Правильная, нормальная деятельность организма. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

б) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения – ВОЗ)

- Что значит ответственно относиться к здоровью?

- Назовите способы совершенствования здоровья?

- Каким образом можно сохранить здоровье?

Высказывания о здоровье.

а) Добродетель есть здоровье души, здоровье – добродетель тела. (П.Прудон)

б) Чем больше продвигается наука в изучении причин болезни, тем более выступает то общее положение, что предупредить болезни легче, чем лечить их. (И.Н.Мечников)

в) Если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам. (Сократ)

г) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения ВОЗ)

2. Николай Михайлович Амосов – кардиолог, писатель, сказал:

“Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше – полагайтесь только на себя”.

  • Первое – от пищи. Есть хорошее высказывание: “Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить!”.
  • Второе – от занятий физкультурой. “Движение – это жизнь”.
  • Третье – от управления психикой. Ещё А.С.Пушкин сказал: “Учитесь властвовать собой!”.

Н.М.Амосов: “Чтобы быть здоровым, нужна сила характера.

Как слабому человеку найти оптимум поведения в треугольнике “болезни – врачи – упражнения”?

Мой совет – выбирать последнее: упражнения и ограничения.

По крайней мере – стараться.

Впрочем – каждый хозяин своей судьбы”.

- Что такое семья?

а) Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми). (Ожегов С.И. Словарь русского язык)

“В русском обществе с давних времён образцово семьёй была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многодетных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни…”. Ю Балакина

- Приемлемо ли это высказывание для вас и для сегодняшнего дня?

  • Лучше матери друга не сыщешь. (Русская пословица)
  • Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская пословица)
  • Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская пословица)
  • Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду. (Калмыцкая пословица)

- Что включает в себя понятие “Образование”?

а) Обучение, просвещение.

б) Совокупность знаний, полученных специальным обучением. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Для чего человеку нужно образование?

- Образованный человек. Какой он в современном мире?

- Сейчас существуют рядом бюджетное образование и платное. Но покупаются и рефераты, и курсовые, и даже дипломы. Не страшно будет жить в обществе с купленными дипломами?

- А вы как думаете получать образование?

  • Без букв и грамматики не учатся и математике.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
  • Ученье и труд – всё перетрут.
  • Знание лучше богатства.

- Что такое дружба?

а) Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Какими качествами должен обладать друг?

а) Объясните слова Л.Н.Толстого: “Трусливый друг опаснее врага”.

б) Как вы объясните поговорку: “Рука друга не только гладит, но и карает”?

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Следуйте правилам Карнеги, и друзья будут любить вас.

5. Собственные силы.

- Как вы понимаете выражение “собственные силы”?

Принадлежащий кому-, чему-л. по праву собственности. (Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка)

- Приведите примеры, когда человек достиг чего-то, опираясь на собственные силы.

а) Пример с мальчиками в “Минуте славы”.

в) Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Ребята, это вечные ценности. Это доказывает речь Сорокина Питирима, преподавателя Петербургского университета.

Сорокин Питирим. Из речи на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 года.

“Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжёлая. Сумеете ли вы выполнить её? Сможете ли выдержать этот экзамен истории.

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание…безошибочно указывающее, где Истина и где Заблуждение…

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжёлому, упорному, умственному и физическому… Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого проживания жизни, а прежде всего – творец и созидатель…

Отправляясь в путь, запаситесь, далее, совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы. а говорю о моральных поступках. О нравственном поведении и делах.

Придётся подумать вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский…, как Толстой и Достоевский. Такие спутники, по-моему мнению, не обманут.

Позволю обратить ваше внимание и ещё на один факт: на семью. ВЫ…должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество…Оздоровление семьи, улучшение её организации в том направлении, чтобы она…создавала индивидуальность, чуждую и эгоистического шакализма, и невежества слепой стадности.

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготавливаясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из жизненных испытаний. Но надеюсь, что “сим победиши”.

Он говорил о вечных ценностях.

Но задумайтесь: 7 декабря этого года в Челябинской области упало с моста маршрутное такси. Посмотрите, пожалуйста, слайды спасения людей из упавшего на лёд микроавтобуса Павлом Рогожиным и Денисом Тишковым. Они забыли и о своём здоровье, и о семье, и о том, что нужно получить образование, доучиться… Они, рискуя жизнью, спасали других людей, действуя в соответствии со словами Л.Н.Толстого (зачитать эпиграф на доске).

- Как вы думаете, какие качества они проявили?

Они показали свои высокие моральные, нравственные качества. Поступили по-человечески.

Возьмите с собой эти жизненные ценности, и пусть каждый из вас останется человеком.

На доске: стрелу и слово Ч Е Л О В Е К.

Посмотрите, слово “человек” написано у меня разноцветными буквами. Это значит, мы все разные, и очень важно в жизни быть человеком и в любой ситуации оставаться самим собой. Это очень трудно: быть человеком и оставаться самим собой.

Послушайте, как переживает по этому поводу Стас Михайлов.

Песня “Дайте мне”. (Музыка и слова Стаса Михайлова)

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я поднявшись полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Не становиться черствым, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не оступиться в пропасть, люди
Дайте мне
Дайте мне
Сердец коснуться ваших – растопив в них лед
Дайте мне
Отбросив глупый страх – ползти вперед

Дайте мне
Поверить, что я нужен, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не испоганить душу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не потерять свой смысл средь хвалебных фраз
Дайте мне
Надежду, что пою я не в последний раз

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я, поднявшись, полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Ребята, я вам даю на память листочки со словами Сорокина Питирима о вечных жизненных ценностях. На обратной стороне вы увидите афоризмы, пословицы, поговорки о жизни, о здоровье, о семье…. Прочитайте их, пожалуйста, выберите близкое для вас и аргументируйте, почему?

- Пожелание вам при выборе пути – в стихах Б.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Всё время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

- Сделайте вывод, какую жизнь вы выберете (ответы ребят).

А я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие поможет вам осознать трудности выбора жизненного пути. Поможет вам в этом и книжно-журнальная выставка.

Психологический классный час на тему: "На пороге взросления"

Оборудование: презентация, проектор, карточки, листы А4, изображение дерева и яблок, карандаши, фломастеры, краски, кисти, авторучки, музыка.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Учитель: - Как вы понимаете тему классного часа?

Упражнение «Без маски».

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. "
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это . "
"Иногда люди не понимают меня, потому что я . "
"Верю, что я . "
"Мне бывает стыдно, когда я . "
"Особенно меня раздражает, что я . " и т.п."

- На пороге «взрослой жизни» становиться актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой не легкой темой, мы и собрались здесь, на классном часе.

- Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Совсем скоро вы, ребята, окажетесь во взрослой жизни. С каким жизненным опытом? С каким запасом духовно-нравственных качеств? Как будете жить вдали от дома?

Эти вопросами задаются не только ваши родители, но и мы, учителя.

У взрослых людей за плечами жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, работа. Они точно знают, что такое жизнь.

Что же все-таки такое жизнь? Можно жить, а можно и существовать!

А жизнь и существование одно и то же ли это?

В чем разница между существованием и жизнью?

Существование – жизнь без целей, планов, интересов, увлечений.

- Мне хотелось бы продолжить наш классный час с пересказа известной притчи:

«Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

- Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: «Что такое жизнь?»

Упражнение «Дерево» (визуализация)( арт – терапевтическое упр. )

- Закройте глаза. Представьте себя виде дерева. Подумайте и представьте, где стоит дерево, как оно выглядит: какие у него ветки, насколько оно высокое, какие корни у него. Корни – это ваши родители.

Нарисуйте то дерево, которое вы представили. А на его ветвях изобразите яблоки – ценности.

(дети рисуют). Затем каждый желающий представляет свое дерево.

2. Перед нами символическое «Дерево жизни».

Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи!

А что по-вашему жизнь?

Определить понятие «Жизнь» одним словом, которое поддерживает человека, делает его счастливым.

На доске: дерево жизни, на котором плоды.

Поэтому и у вас получились разные «плоды». Но есть и одинаковые, давайте выделим их:
(Ответы учащихся, их понимание жизни).

- Итак, жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

- Вопрос « А что может помочь нам в жизни, какие качества?». Все ли качества личности плохи?

Упражнение "Комиссионный магазин"

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

Складывают «положительные качества» в шкатулку.

3. Разброс мнений «Цена и ценность»

- Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, преступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.

Дайте ответ на следующий вопрос: какие пороки и зловредные привычки, по- вашему, мешают человеку жить долго и счастливо?

И прежде чем сделать свой выбор, давайте определим, что есть ценность (работа со словарем).

Условно, когда мы говорим «ценности», мы подразумеваем культурологические ценности, выработанного человечеством за историю его существования и вознесенные на гребень культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой, считая еду, вещи и деньги условиями существования, ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, познание, природу. Когда древние ставили философский вопрос: «Жить, чтобы есть, или есть чтобы жить?» - то выбор их был однозначен: «Есть, чтобы жить!»

Чтобы до конца понять, что такое ценность, давайте сопоставим ее с категорией «цена» (работа со словарем).

Таким образом, цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому, она материальна, вполне определенна и имеет предметную, доступную ощущениям, субстанцию (можно поглядеть, потрогать, понюхать, взвесить и т.д.).

Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценность духовна, ощущениями ее не обнаружишь. Пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены – сферы рынка, для ценности – душа. Цена исчерпаема и истребима: продукты питания съедаются, вещи изнашиваются, жилище разрушается, и все это подвластно вандалистическому уничтожению.

Цена заменима: всегда найдётся товар, превосходящий другой товар по качеству, способный вытеснить предшественника.

Ценность незаменима: отсутствие любви не восполняется любовью к другому; чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется; взгляд, брошенный тебе как поддержка, не имеет другого дубля.

4. Упражнение «Что я ценю в людях?»

- Таким образом, объясняя свой выбор, вы выходили на ценности. А теперь давайте вместе составим перечень вечных ценностей.

(Совесть, милосердие, любовь, дружба, справедливость, доброта, смелость, честность, порядочность и т.д.)

6. Подведение итогов.

- Давайте обратимся еще к одной притче:

«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранилась.

- Много ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?

- Каковы были ее жизненные ценности?

- И в заключении еще раз просмотрим созданные вами лестницы желаний и внимательно прослушаем наказ известного педагога В.А.Сухомлинского: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»

Читайте также: