На письменном столе сидел большой пушистый серый кот

Обновлено: 18.05.2024

– Конечная станция Пермь-вторая! – прохрипели динамики.

Электричка уже подкатывала к вокзалу, когда в вагон вошли два дюжих контролёра – один с ближнего конца, другой с дальнего, чтобы отсечь пути к бегству. Пассажиры заволновались, а небритый, помятый молодой человек, сидевший у окна, даже не оглянулся.

– Ваш билет, ваш билет, – однообразно повторяли контролёры, оборачиваясь то направо, то налево и медленно двигаясь к точке рандеву посреди вагона.

За окном плыли багажные перроны, составы на запасных путях, семафоры, будки, штабеля шпал. Сверху мелькали решётчатые конструкции каких-то перекрытий. Молодой человек разглядывал всё это очень внимательно и никак не реагировал на то, что процесс разделения пассажиров на агнцев и козлищ скоро зацепит и его. Многочисленные агнцы сидели тихо и горделиво, с затаённым достоинством, а немногие козлища, краснея, доставали кошельки платить штраф или же, поднятые с мест, скандалили, увлекаемые на расправу.

– Ваши билеты, – сказал контролёр, останавливаясь напротив отсека, где сидел безучастный молодой человек.

Две бабки, помещавшиеся напротив него, суетливо протянули свои билеты, давно уже приготовленные и влажные от вспотевших пальцев. Контролёр глянул на билетики и злобно укусил каждый из них маленькой никелированной машинкой. Девушка, сидевшая рядом с молодым человеком, не глядя подала свой билет, и контролёр с ревнивой въедливостью прокусил и его. Молодой человек по-прежнему смотрел в окно.

– Ваш билетик, молодой человек, – сказал контролёр, нервно пощёлкивая никелированными челюстями.

Молодой человек даже не оглянулся.

– Эй, парень, – переставая щёлкать, окликнул контролёр.

Обе бабки с ужасом уставились на гордого безбилетника.

– Парень, не слышишь, да? – с угрозой спросил контролёр.

Два пленных козлища за спиной контролёра злорадно взирали на молодого человека, не отрывавшегося от созерцания товарных вагонов на дальнем пути. Над этими вагонами мирно покачивались ветви тополей, уже слегка тронутые желтизной.

Контролёр протянул руку и постучал своей кусательной машинкой по плечу молодого человека. Тот быстро обернулся и непонимающим взглядом обвёл раскрывших рты бабок, свирепеющего контролёра, взволнованных козлищ.

– Билет есть? – прорычал контролёр.

Молодой человек тревожно поглядел на его губы, потом на девушку, которая вздрогнула, соприкоснувшись с ним взглядами. Затем молодой человек вытащил из карманов руки и сделал несколько быстрых, плавно переливающихся один в другой жестов перед своим лицом, коснувшись пальцем края рта и мочки уха. Ещё раз оглядев ошеломлённых зрителей, молодой человек вежливо кивнул и отвернулся обратно к окну.

– Чего он. – растерянно спросило одно из козлищ.

– Глухонемой, – шёпотом с уважением сказала бабка, сидевшая от глухонемого подальше.

Девушка напряглась, будто рядом с ней был не глухонемой, а вовсе покойник.

Контролёр не знал, что делать. К нему подошёл напарник, сгуртовав две кучи козлищ в одну.

– Всё? – спросил он.

– Ну, – кивнул первый. – Только вон этот глухонемой.

– И что? Без билета, что ли?

– Да как ты у него узнаешь.

– А плюнь ты на него, – посоветовал напарник и громко распорядился: – Ну-с, господа безбилетники, пройдёмте на выход.

Электричка затормозила, динамик невнятно загнусавил.

Пассажиры облегчённо зашевелились, поднимаясь с мест. В тамбуре зашипели разъезжающиеся двери. Одна из бабок ласково потрогала глухонемого за колено и, странно помахав рукой, громко сказала, участливо улыбаясь:

Глухонемой кивнул и встал.

На привокзальной площади было людно и тесно: громоздились автобусы, толклись у ларьков очереди, возле пригородных касс клубились дачники, навязчивые таксисты бодро кричали каждому второму: «Куда ехать?», одинокий певец надтреснутым голосом уверял спешащую публику в том, что не такой уж и горький он пропойца. Утреннее небо над вокзалом поднималось хрустальной призмой – пустое и бледное, как экран только что выключенного телевизора.

Глухонемой посмотрел на вокзальные часы, зябко поёжился и пошагал к ближайшему киоску. Вытягивая шею с небритым горлом, он через чужие плечи что-то высмотрел на витрине, достал из кармана смятую купюру и протиснулся к окошку.

– Бутылку пива, и откройте сразу, – хрипло сказал он.

Дымя сигаретой и бренча в кармане спичечным коробком, бывший глухонемой, он же Виктор Служкин, теперь уже побритый и прилично одетый, шагал по микрорайону Новые Речники к ближайшей школе. Над ним в вышине то и дело вспыхивали окна многоэтажек, отчего казалось, что солнечный шар покрыт щербатинами мелких сколов. Из какого-то двора доносились гулкие выстрелы выбиваемого ковра.

Школа высилась посреди зелёного пустыря, охваченного по периметру забором. За спиной у неё лежала асфальтированная спортплощадка, рядом с которой торчали одиночные корабельные сосны, чудом уцелевшие при застройке нового микрорайона. Справа от входа громоздилась теплица – ржавое скелетообразное сооружение без единого стекла. Широко раскрытые окна тоскующе глядели в небо, будто школа посылала кому-то молитву об избавлении от крестных мук предстоящего учебного года. Во дворе сновали ученики: скребли газоны редкозубыми граблями, подметали асфальт, таскали в теплицу носилки с мусором. За дальним углом курили старшеклассники, в каком-то кабинете играла музыка, на крыльце орали друг на друга мелкие двоечники, которые вытаскивали сломанную парту и застряли с нею в дверях.

В свежепокрашенном вестибюле Служкин спросил у уборщицы имя-отчество директора, отыскал директорские покои на втором этаже, постучался и вошёл. Директор был высоким, грузным, лысеющим мужчиной в золотых очках. Он помещался за широким столом, а напротив него, разложив бумаги, сидела красивая полная женщина.

– Я по поводу работы, – пояснил Служкин. – Вам учителя не нужны?

– М-м. – удивился директор и кивнул на стул. – Присаживайтесь…

Служкин с достоинством уселся у стены. Женщина, с которой беседовал директор, оказалась обращённой к Служкину спиной, и это вызвало у неё видимое даже по спине раздражение. Однако развернуться в менее тициановский ракурс она не пожелала, а для Служкина другого места в кабинете не имелось.

– И какой предмет вы можете вести? – спросил директор.

– Ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию, органическую химию, – не торопясь перечислил Служкин.

– Вы где-то учились? – через плечо спросила женщина.

– Биофак Уральского университета.

Спина стала ещё более недоброжелательной.

– У нас уже есть учителя по всем этим предметам.

Служкин молчал, фотогенично улыбаясь. Женщина начала нервно перебирать свои бумаги. Наконец директор засопел и раскололся:

– Географию-то у нас некому вести, Роза Борисовна…

– Почему некому? Нина Петровна уже дала своё согласие.

– Она же пенсионерка, и у неё и так уже полторы ставки.

– Но мы не можем брать человека, который не имеет педагогического образования и не знает предмета, – холодно заявила Роза Борисовна.

– Биология, природоведение, география – это почти одно и то же… – туманно заметил директор и смущённо потер нос.

– Нет, – твёрдо возразила Роза Борисовна. – Природоведение и экономическая география в девятых классах – это не одно и то же.

– Роза Борисовна, для меня не составит труда ознакомиться с этим предметом, – вкрадчиво сказал Служкин.

Красивая Роза Борисовна слегка покраснела от ярости, собрала свои листочки в идеально ровную стопку и ледяным тоном произнесла:

Задание 16 ЕГЭ по русскому языку. Практика.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Над нами теперь торжественно шумели темно-зелеными вершинами красивые стройные кедры.
2) Я запутался в поводках упал и они разбежались.
3) Пастуший сезон кончился и пастух был озабочен поисками работы на зиму.
4) Безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
5) Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В каждом листочке подорожника сверкает крупная драгоценная капля.
2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.
3) Он двигался вскакивал вглядывался через плечо кучера вперед.
4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.
5) Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье.
2) Багрец и золото лесов и рощ редеют осенью.
3) Мокрые тяжелые грозди душистой сирени от влаги к земле клонятся.
4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками.
5) Пахнет молодой травкой дымом плесенью всевозможной дрянью степью и чем-то этаким особенным.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами.
2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.
4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.
5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны.
2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи.
3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома.
4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору.
5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.
4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.
5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
2) Скоро он превратился в типичного уездного чиновника.
3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений.
5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме.
3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар?
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) О роли собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
3) После темного деревянного барака новый светлый каменный дом покажется дворцом.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Нежданов глядел слушал втягивал воздух сквозь раскрытые похолодевшие губы.
2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.
3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.
4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.
5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В осенние вечера приятнее всего было читать трогательные романы Диккенса или перелистывать журналы за прошлые годы.
2) Интеллектуальное и духовное развитие поэтов золотого века базировалось как на идеологии французских просветителей так и на традициях русской литературы XVIII века.
3) В холодное осеннее ненастье к длинной избе подкатил закиданный грязью тарантас с поднятым верхом.
4) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и находили то ящик от масляных красок то сломанный веер то большую книгу с красивыми иллюстрациями.
5) Видала я удальцов да ты удалей и краше их лицом.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи.
2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.
3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое прекрасное девичье время и свой первый бал.
4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
2) Они встречались почти каждый день пили чай и говорили о том о сем.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку ни даже на Серафиму.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) В конце октября или в начале ноября этот оригинальнейший уголок пестрой русской империи начинает жить своеобразной жизнью.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) Современный русский литературный язык богат устойчивыми словосочетаниями.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

17. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи.
2) Высокие столетние сосны будто сами расступились перед путешественником.
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

18. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей.
2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя.
3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.
4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.
5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.
3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.
4) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами.
5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

20. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) У каменных колодцев часами судачат о своих маленьких хозяйских делах худые большеглазые гречанки.
2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
4) За стеной выл ветер и грозно шумело море.
5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.

21. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.
2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.
3) На заросшей ромашками поляне перед домом была туго натянута белая волейбольная сетка.
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

22. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги.
2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать.
3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам.
4) Косой серебряный луч отлого скользнул по воде и надвое рассек туман.
5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.

4 Вариант ЕГЭ по русскому языку 2023 по демоверсии ФИПИ

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.

1. ОТЗ Ы́ В. Мнение о ком-чём-н., оценка кого-чего-н.
2. ГОД. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий.
3. ПЛАТА. Награда или кара, воздаяние.
4. ДОЛЖЕН. Взял взаймы, обязан вернуть долг
5. ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос.

  1. Тема данного текста —порядок увольнения сотрудника.
  2. Цель автора текста — определить общие для всех правила оплаты труда работника при отзыве из отпуска.
  3. Стандартизированность речи проявляется в отказе от использования выразительных средств языка и в обилии устойчивых оборотов деловой речи (в соответствии с… допускается только с…). Единственным средством выразительности в тексте является повтор слова («отпуск», «работник»).
  4. Особенностью данного текста является предписывающе-долженствующий характер изложения, что достигается использованием краткого прилагательного (должна быть предоставлена, должен быть произведён).
  5. В тексте используется преимущественно многозначная лексика, слова употребляются в прямом значении, присутствуют юридические термины.

ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Яков Подкова – ЗАЧИНЩИК драки – первый покинул мельничный двор.
Мать всё сокрушалась, что ей нечего ОДЕТЬ.
В конце мая 1995 года волны выбросили лодку на БОЛОТИСТЫЙ флоридский берег.
Завтра ПАМЯТНЫЙ день – вручение дипломов.
Между ними у стены как раз помещался ЛАКИРОВАННЫЙ комодик.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.

Молодежь просто хочет выделяться из толпы людей.

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

без НЕГО
около ПОЛУТОРАСТА метров
пара ДЖИНСОВ
петь более КРАСИВЕЕ
ЗАСОХ на солнце

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) затв..рить (дверь), д..бреть, фл..минго
2) пл..вец, зам..лчал, укл..нение (от обязанностей)
3) зал..зать (на дерево), пос..дел (на стуле), соед..нять
4) барр..када, зап..реть (дверь), объ..снять (задачу)
5) к..сой, м..локо, г..рода

1) ин..екция, об..ём, в..юга
2) с..гнуть, в..йти, под..шел
3) пр..кроватный, пр..выкнуть, пр..оритет
4) ра..следовать, ..дать (экзамен), в..думать
5) пост..мпрессионизм, вз..мать, двух..гольный

1) ружь..цо, ватруш..чка
2) милост..вый, осматр..вать
3) берест..ной, удво…ть
4) подряд..ик, процент..ик
5) замоч..к, ялтин..ц

1) немысл..мый, помо..шь (пол)
2) неотъемл..мый, посе..вший
3) уравновеш..нный, увид..вший
4) люб..щий, стро..вший
5) подстрел..нный, обознач..нный

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Чтобы участвовать в ней, нужно было прятаться в песчаные гроты, взбираться на деревья, падать в волчьи ямы, стрелять из луков и рогаток, что опять-таки было далеко (НЕ)БЕЗОПАСНЫМ.
Всё, оказывается, абсолютно всё хранится в памяти, и сам он, вот что странно, будто не нынешний, не сиюминутный, а прежний, ничуть (НЕ)ПОВЗРОСЛЕВШИЙ.
Я (НЕ)ДОЛЖЕН был считать его слова бахвальством, он просто сочувствовал тому молодому талантливому пареньку, который пробивал себе дорогу.
При зрелом размышлении приказ генерального, который отнюдь (НЕ)ПЛОХО относился к Севастьянову, действительно казался продиктованным заботой.
Он сердито скомкал (НЕ)ПРОЧИТАННЫЙ номер газеты и отбросил его.

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все семь купчих были оформлены (В)ТЕЧЕНИЕ двух дней, и после подписания каждого из них (НА)СЧЁТ в банк уходило от двадцати четырёх до двадцати девяти тысяч.
Стреповиков (В)ОТЛИЧИЕ от меня радости не выказывал: он был ТАК(ЖЕ) немногословен, как и прежде.
Воздушный пассажир, привыкший перелетать за считанные часы и минуты из одной страны в другую и (ПО)ЭТОМУ полагавший, что выгрузка его пожитков из чрева самолета ТО(ЖЕ) дело минутное, бывает неприятно удивлен, когда лента транспортера не торопится выбрасывать его чемоданы.
(В)СВЯЗИ с развёртыванием этих, а ТАК(ЖЕ) и других немаловажных предприятий начало стремительно полнеть население города.
(ТО)ЕСТЬ физически он ещё стоял посреди комнаты, но для того ЧТО(БЫ) дойти до порога, одеться и выйти за дверь, ему понадобилось три минуты.

ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Для нее девятнадцатый век был убежищем, за которым навсегда захлопнулась бронирова(1)ая дверь, она ощущала его как некий храм, пространство, заполне(2)ое ничем не замутне(3)ыми образами и еще не извраще(4)ыми звучаниями: декабристы, Наталья Николаевна, Римский-Корсаков, Левитан, Толстой застыли в нем, как мраморные изваяния.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

ЗАДАНИЕ 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солдат (1) похожий на деда (2) погрозил ему пальцем и сморщился (3) словно (4) тоже (5) собираясь заплакать.

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она (1) была (2) вероятно (3) некогда очень красивой высокомерной брюнеткой (4) как мне казалось (5) типа Марины Мнишек, но я помню её уже пожилой, властной, с колдовскими жгучими глазами на сердитом, никогда не улыбающемся лице.

ЗАДАНИЕ 19

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В тесном коридорчике (1) большую часть (2) которого занимала железная печка (3) Тимофей отворил левую дверь и очутился в комнатке (4) где места хватало для двух кроватей да навесного столика.

ЗАДАНИЕ 20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иришка не могла скрыть досаду, томилась, скучала, вредничала и задиралась (1) то соглашалась играть в малышовые игры (2) а то над ними смеялась (3) и (4) когда оскорбления сделались невыносимыми (5) Колюня принял вызов, сумел девчонку побороть.

ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Река Волга – самая большая река не только России, но и всей Европы. (2)На сегодняшний день ее протяженность составляет более трех с половиной тысяч километров. (3)А еще совсем недавно, до строительства водохранилища, длина этой российской реки была и того больше. (4)Название происходит, по мнению ученых, из балтийского языка и в дословном переводе означает «Большая река». (5)Для населения России трудно переоценить ее важность и значение. (6)Пересекая четыре республики и одиннадцать областей, река Волга снабжает водными ресурсами девять гидроэлектростанций с водохранилищами, обеспечивает водой почти половину промышленности и сельского хозяйства Российской Федерации. (7)Кроме того, Волга является важной транспортной водной магистралью, источником туризма, судоходства, промысла, культуры и искусства.

(1)Счастье не зарабатывается и не заслуживается. (2)Оно в такой же мере не является категорией нравственной, как, например, кровообращение. (3)И то и другое необходимо для здоровья и благополучия. (4)По словам Спинозы, счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; мы наслаждаемся счастьем не потому, что сдерживаем наши желания, а, напротив, мы не в состоянии их сдерживать, потому что наслаждаемся счастьем.

(5)Бескорыстие способствует счастью, ибо оно не только направляет наши помыслы на окружающий нас мир, отвлекая от размышлений о собственных настоящих или мнимых ошибках, тревогах, то есть от неприятных мыслей, но и позволяет проявить себя творчески и наиболее полно в помощи другим людям.(6)Для любого человека приятнее всего мысль, что в нем кто-то нуждается, что он играет достаточно важную роль, чтобы помочь сделать кого-то счастливым. (7)Однако если мы начнем думать, будто счастье получают, так сказать, в награду за бескорыстие, то неизбежно, рано или поздно, возникнет чувство вины за то, что мы желаем себе счастья.

(8)Счастье, естественно, сопутствует бескорыстным помыслам и действиям, но отнюдь не является наградой или платой за бескорыстие. (9)Если бы в самом деле бескорыстие вознаграждалось, то отсюда следовало бы, что чем больше самоотречения и самоуничижения, тем больше счастья. (10)А за этим следовал бы уже совсем нелепый вывод: чтобы быть счастливым, нужно стать жалким и несчастным.

(11)Если здесь и можно говорить о нравственной проблеме, то скорее в связи с понятием несчастья, чем счастья. (12)«Поза, олицетворяющая несчастье, – говорит Уильям Джемс, – не только физически тягостна, она и убога и безобразна. (13)Что может быть низменнее, недостойнее настроения упадочничества, нытья и уныния, какие бы внешние невзгоды ни были тому причиной? (14)Оно оскорбительно для окружающих и меньше всего помогает преодолевать трудности. (15)Подобное настроение усугубляет и продлевает до бесконечности наши беды».

(16)Джон А. Шиндлер предложил следующую формулировку: «Счастье – такое настроение, при котором нами большую часть времени владеют приятные мысли». (17)И я не думаю, что столь простое определение нуждается в улучшении как с медицинской, так и с этической точки зрения.

(по М. Мольцу)

Максуэлл Мольц (1899 - 1975) - американский писатель, доктор медицинских наук Колумбийского Университета.

1) Чтобы быть счастливым, нужно стать жалким и несчастным.
2) Бескорыстие способствует счастью.
3) Счастье нужно заработать.
4) Счастье – это настроение, при котором в голове преобладают приятные мысли.
5) Счастье является наградой за бескорытие.

1) В предложениях 5-7 представлено повествование.
2) В предложении 17 содержится описание.
3) В предложениях 5-10 представлено рассуждение.
4) Предложения 2-4 поясняют, раскрывают содержание предложения.
5) Предложение 14 является ответом на вопрос, сформулированный в предложении 13.

ЗАДАНИЕ 24
Из предложения 13 выпишите разговорное слово.

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 5–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и однокоренного слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

ЗАДАНИЕ 26

Максулл Мольц, рассуждая о счастье, использует большое количество (А)_____( награда – плата в предложении 8, «зарабатывается – заслуживается» в предложении 1), что позволяет сделать его речь яркой и разнообразной.
Чтобы добавить речи убедительности, автор на протяжении всего рассуждения неоднократно прибегает к (Б) ____(предложение 12, 16). Сделать речь торжественной помогает (В)______ («добродетель» в предложении 4, «бескорыстие» в предложении 5, «помыслам» в предложении 8, «самоотречение» в предложении 9).
Усилению значения каждого слова способствует синтаксическое средство (Г)_______ («тягостна…убога, безобразна) ( в предложении 12).

Список терминов:

1) параллелизм
2) антонимы
3) цитирование
4) синонимы
5) парцелляция
6) книжная лексика
7) контекстные синонимы
8) градация
9) риторический вопрос

ЗАДАНИЕ 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Онлайн чтение книги Географ глобус пропил
Глава 3. Знакомство

В комнате на диване лежали раскрытые чемоданы. Надя доставала из них свои вещи, напяливала на плечики и вешала в шкаф. Рядом в нижнем ящике четырёхлетняя Тата раскладывала своих кукол. На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами. В проёме двери появился Служкин, вытирающий руки кухонным полотенцем.

– Надя, скоро восемь, Будкин придёт, – сказал он. – Может, на стол чего накроем?

– А я его не звала! – строптиво отозвалась Надя. – Тоже мне барин выискался – стол ему накрывай да наряжайся. Я ещё посмотрю, какой он. Больно он мне подозрителен…

– Просто он шпион американский. Он уже две автобусные остановки поджёг и вчера с балкона на милиционера плюнул.

– И фамилия у него дурацкая, – настаивала Надя.

– Какая рожа, такая и фамилия. А ты за него замуж собралась?

– Да я хоть за кого бы пошла, лишь бы от тебя избавиться!

Надя с досадой грохнула в шкафу плечиками. У неё было красивое надменное лицо с тёмными продолговатыми глазами и высокими славянскими скулами.

– Я думал, ты за лето отдохнёшь на даче, а ты всё такая же…

– А ты не зли меня и алкашей своих не подсовывай!

Тут в прихожей раздался звонок. Служкин взглянул на часы.

– Будкин точен, как свинья, – сказал он. – Точность – вежливость свиней, – и он пошёл открывать.

В прихожую, улыбаясь, шагнул высокий молодой человек атлетического сложения с римским носом, густыми бровями и коротко остриженными черными кудрявыми волосами. Надя и Тата вышли посмотреть на гостя.

– Знакомьтесь, – сказал Служкин. – Это Будкин, мой друг детства, а теперь ещё и наш сосед. Он в четвёртом подъезде квартиру себе купил, пока вы у бабушки гостили… Будкин, это Надя, моя жена. А это Тата, моя дочь. Это их я сегодня утром ездил на вокзал встречать… А это Пуджик, дикий зверь, его ты уже знаешь.

– Очень приятно, – протягивая Наде три розы, галантно сказал Будкин и приложился к ручке. – Много о тебе наслышан.

– Да и я… много наслышана, – мрачно ответила Надя.

Будкин присел на корточки и погладил по голове Тату, которая испуганно смотрела на него из-за маминой ноги.

– Я добрый, – сказал ей Будкин и достал шоколадку. – Держи.

– «Баунти»? – поинтересовался Служкин.

– Райское наслаждение, – подтвердил Будкин.

– Надя, а можно я всю сейчас съем? – спросила Тата.

– Половину, – распорядилась Надя. – А то зубы заболят.

– Снаружи шоколадка, а внутри кокос, – сказал Служкин. – Поначалу сладко, а потом понос.

Тата испуганно посмотрела на папу.

– Ешь-ешь, – ободрила её Надя. – Папа у нас дурачок.

– И вот ещё что я принёс, Надюша, – ласково добавил Будкин, извлекая бутылку ликёра. Надя хмыкнула, но приняла её.

– Ну проходи, – неохотно сдалась она. – Не в комнату, конечно, на кухню.

На кухне все расселись за пустым столом, и Надя открыла холодильник. На подоконник тотчас запрыгнул Пуджик, чтобы видеть, что станут есть. Он как-то мгновенно уже успел всем осточертеть: Тата об него запнулась, Служкин наступил на хвост, Надя чуть не прищемила ему голову дверцей холодильника, а Будкин едва не сел на него.

– Ты работу нашёл? – полюбопытствовал Будкин.

– Нашёл. Устроился учителем географии.

Будкин хехекнул с таким видом, будто сам он в этот день устроился на работу министром финансов.

– Хорош из тебя учитель будет, – саркастически заметила Надя.

– Ерунда, – отмахнулся Служкин. – В школе на меня всем плевать: хорош – не хорош, а вынь да положь. Если не найдётся желающих пред именем моим смиренно преклонить колени, я не удавлюсь.

– Ты, географ, хоть помнишь, кто открыл Северный полюс? – спросил Будкин.

– Нансен… – неуверенно сказал Служкин. – Или Амундсен. А может, Андерсен. У меня не эта география. У меня экономическая.

– Ты, когда чего-нибудь забудешь, главное – ври уверенно, – посоветовал Будкин. – Или по карте посмотри, там всё нарисовано.

– «По карте»! – хмыкнул Служкин. – Я сегодня кабинет принимал у завучихи, Угрозы Борисовны, так у меня там четыре наглядных пособия: глобус, кусок полевого шпата, физическая карта острова Мадагаскар и портрет Лаперуза. И всё!

– Тебе хватит, – ободрил Будкин. – А если выгонят за профнепригодность – так и быть, возьму тебя к себе секретутом.

– А кем ты работаешь? – спросила Надя, резавшая колбасу.

– Форточником, – хехекнул Будкин.

– Шутки как у моего мужа – такие же идиотские.

Будкин не смутился. Служкин напомнил Наде:

– Я же тебе рассказывал – у него с отцом своя фирма при станции техобслуживания. Он там обслуживает тех за деньги. Вон под окном его гроб на колёсиках стоит.

– Этот «Запор» у меня с фирмы, – навалившись на стену, вальяжно рассказал Будкин. – Так, дрянь. Грузы возить, по грязи кататься. А для города у меня «Вольво».

– А мы и такого не имеем! – с досадой кивнула в окно Надя.

– Ха! – возмутился Служкин. – Будкин ещё в школе у пацанов мелочь в туалете вытрясал! Он ворует! А я и виноват!

– Ты лентяй, Витус, – хехекнув, объяснил Будкин. – Идеалист и неумёха. Только языком чесать и горазд.

Он взял со стола бутылку ликёра и свернул с горлышка пробку.

– Витус, а чего покрепче у тебя нет? – спросил он.

Служкин сделал страшные глаза, кивнул на Надю, которая в это время отвернулась к плите, и изобразил удар в челюсть.

– Нету у нас водки! – безапелляционно заявила Надя.

Будкин указал себе пальцем в грудь, двумя пальцами сделал на столе бегущие ножки и поднял кулак с оттопыренным мизинцем и большим пальцем.

– Будкин, ты кого показал? – сразу спросила Тата.

– Киску, – сладко ответил Будкин.

Служкин тяжело вздохнул и виновато попросил:

– Давай, Надя, достанем нашу бутылку…

– Доставай, – подчёркнуто безразлично ответила Надя. – Ты же пьёшь, а не я, – чего спрашивать?

– Мы в честь знакомства, Надюша, – поддержал Будкин. – Верно, Таточка?

– Полчаса как познакомились, а уже «Надюша», «Таточка»…

Служкин молча потянулся к шкафу и достал бутылку водки.

– Надя, не злись, сядь, – позвал он.

Сердитая Надя подняла Тату, села на её место и пристроила дочку на колени.

– У нас денег на пьянку нет, – твёрдо сказала она, глядя в глаза Служкину, и персонально для Будкина добавила: – И не будет!

Алексей Иванов - Географ глобус пропил

В нашей электронной библиотеки можно онлайн читать бесплатно книгу Алексей Иванов - Географ глобус пропил, Алексей Иванов .

Алексей Иванов - Географ глобус пропил

Географ глобус пропил книгу читать онлайн

«Плохие книги пишутся для всех, хорошие — для немногих. Алексей Иванов, молодой музейный работник из Перми, сумел написать замечательную книгу для многих. Это очень смешная и бесконечно печальная книга. Она — о современной школе, о любви учителя и старшеклассницы, о мире, который продолжает „красою вечною сиять“ даже во времена инфляции и экономических реформ».

Леонид Юзефович, лауреат премии «Национальный бестселлер»

— Вы где-то учились? — через плечо спросила женщина.

— Биофак Уральского университета.

Спина стала еще более недоброжелательной.

— У нас уже есть учителя по всем этим предметам.

— Географию-то у нас некому вести, Роза Борисовна…

— Почему некому? Нина Петровна дала согласие.

— Она же пенсионерка, и у нее уже полторы ставки.

— Но мы не можем брать человека, который не имеет педагогического образования и не знает предмета, — холодно заявила Роза Борисовна.

— Биология, природоведение, география — это почти одно и то же…— туманно заметил директор и смущенно потер нос.

— Нет, — твердо возразила Роза Борисовна. — Природоведение и экономическая география в девятых классах — это не одно и то же.

— Роза Борисовна, для меня не составит труда ознакомиться с этим предметом, — вкрадчиво сказал Служкин.

— Впрочем, вы директор, Антон Антонович, вам и решать.

— Я всего лишь администратор. — Директор сделал жест, в котором было что-то от реверанса, и даже дернул под столом коленями. — С педагогами работает завуч — то есть вы, Роза Борисовна. Я бы не хотел принимать решения, не заручившись вашей поддержкой.

Роза Борисовна снова разложила бумаги веером, а потом все же обернулась к улыбавшемуся по-прежнему Служкину.

— А вы представляете себе… э-э…

— Виктор Сергеевич, — услужливо подсказал Служкин.

Роза Борисовна мгновение помедлила, переваривая имя.

— Виктор Сергеевич, — губы ее брезгливо вздрогнули, — что такое работа учителя? Вы имеете понятие о психологии подростка? Вы сможете составить себе программу и планы индивидуальной работы? Вы умеете пользоваться методическими пособиями? Вы вообще представляете себе, что такое школа?

— Вообще-то представляю, — осторожно сказал Служкин.

— Я думаю, вопрос ясен, — вклинился директор, похлопав ладонью по столу. — За два дня до первого сентября нам, Роза Борисовна, другого учителя все равно не найти. Пишите заявление, Виктор Сергеевич. Если что, мы вам поможем. Вот бумага и ручка.

В комнате на диване лежали раскрытые чемоданы. Надя доставала из них свои вещи, напяливала на плечики и вешала в шкаф. Рядом в нижнем ящике четырехлетняя Тата раскладывала своих кукол. На письменном столе сидел большой, пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими желтыми глазами. В проеме двери появился Служкин, вытирающий руки кухонным полотенцем.

— Надя, скоро восемь, Будкин придет, — сказал он. — Может, на стол чего накроем?

— А я его не звала! — строптиво отозвалась Надя. — Тоже мне барин выискался — стол ему накрывай да наряжайся. Я еще посмотрю, какой он. Больно он мне подозрителен…

— Просто он шпион американский. Он уже две автобусные остановки поджег и вчера с балкона на милиционера плюнул.

— И фамилия у него дурацкая, — настаивала Надя.

— Какая рожа, такая и фамилия. А ты за него замуж собралась?

— Да я хоть за кого бы пошла, лишь бы от тебя избавиться!

Надя с досадой грохнула в шкафу плечиками. У нее было красивое надменное лицо с темными продолговатыми глазами и высокими славянскими скулами.

— Я думал, ты за лето отдохнешь на даче, а ты все такая же…

— А ты не зли меня и алкашей своих не подсовывай!

— Будкин точен, как свинья, — сказал он. — Точность — вежливость свиней. — И он пошел открывать.

— Знакомьтесь, — сказал Служкин. — Это Будкин, мой друг детства, а теперь еще и наш сосед. Он в четвертом подъезде квартиру себе купил, пока вы у бабушки гостили… Будкин, это Надя, моя жена. А это Тата, моя дочь. Это их я сегодня утром ездил на вокзал встречать… А это Пуджик, дикий зверь, его ты уже знаешь.

— Очень приятно, — протягивая Наде три розы, галантно сказал Будкин и приложился к ручке. — Много о тебе наслышан.

— Да и я… много наслышана, — мрачно ответила Надя.

— Я добрый, — сказал ей Будкин и достал шоколадку. — Держи.

— «Баунти»? — поинтересовался Служкин.

— Райское наслаждение, — подтвердил Будкин.

— Надя, а можно я всю сейчас съем? — спросила Тата.

— Половину, — распорядилась Надя. — А то зубы заболят.

— И вот еще что я принес, Надюша, — ласково добавил Будкин, извлекая бутылку ликера. Надя хмыкнула, но приняла ее.

— Ну, проходи, — неохотно сдалась она. — Не в комнату, конечно, на кухню.

На кухне все расселись за пустым столом, и Надя открыла холодильник. На подоконник тотчас запрыгнул Пуджик, чтобы видеть, чего станут есть. Он как-то мгновенно уже успел всем осточертеть: Тата об него запнулась, Служкин наступил на хвост, Надя чуть не прищемила ему голову дверцей холодильника, а Будкин едва не сел на него.

— Ты работу нашел? — полюбопытствовал Будкин.

— Нашел. Устроился учителем географии.

— Хорош из тебя учитель будет, — саркастически заметила Надя.

— Ерунда, — отмахнулся Служкин. — В школе на меня всем плевать: хорош — не хорош, а вынь да положь. Если не найдется желающих пред именем моим смиренно преклонить колени, я не удавлюсь.

— Ты, географ, хоть помнишь, кто открыл Северный полюс? — спросил Будкин.

— Нансен…— неуверенно сказал Служкин. — Или Амундсен. А может, Андерсен. У меня не эта география. У меня экономическая.

— Ты, когда чего-нибудь забудешь, главное — ври уверенно, — посоветовал Будкин. — Или по карте посмотри, там все нарисовано.

— По карте! — хмыкнул Служкин. — Я сегодня кабинет принимал у завучихи, Угрозы Борисовны, так у меня там четыре наглядных пособия: глобус, кусок полевого шпата, физическая карта острова Мадагаскар и портрет Лаперуза. И все!

— Тебе хватит, — ободрил Будкин. — А если выгонят за профнепригодность — так и быть, возьму тебя к себе секретутом.

Читайте также: