На крашеном деревянном столе были расставлены жестяные кружки

Обновлено: 19.05.2024

Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен использованием интерактивной доски.

Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли отрабатывать навыки решения тестов ГИА.

ВложениеРазмер
Знаки препинания в БСПdocx 16.55 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

  1. Систематизация знаний учащихся о постановке запятой в простом и сложном предложении;
  2. Формирование умений правильно выбирать знаки препинания с учетом интонационных и грамматических особенностей БСП.
  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка (устно).

Шёл медленно, лакировано блестела, задумчивые ели, с убегающей дороги, не отрывая серьёзных лиц, несколько раз, заставило сблизиться, известный писатель, интересное сочинение, в результате происшествия 2 , о происхождении названий, изучена достаточно, красиво написанная 3 , прожили на территории, расположены к северо-западу.

Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую между частями СПП.

Правда,(1) у тех, (2) кто вспомнит слова песни «Славное море, священный Байкал», (3) смысл цитированной фразы не вызовет сомнения: (4) беглеца «в дебрях не тронул прожорливый зверь, (5) пуля стрелка миновала».

На некрашеном деревянном столе были расставлены жестяные кружки, в центре стоял чугунок с разваренной картошкой.

– Определить тип сложного предложения. Почему так решили? Какова интонация этого предложения?

2. Работа с учебником, стр. 208.

– Какие предложения называются СБП? Отношения между частями СБП?

3. Анализ примеров.

Заготовка для упражнения на интерактивной доске.

  1. Весна затягивалась, а именно : то теплело, то ударял мороз.
  2. Стоило вглядеться в эту картину, потому что в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
  3. Я посмотрел назад и увидел, что это был мой старый приятель и товарищ.

Работа учащихся на интерактивной доске:

– Определите вид придаточного, задав вопрос от главного предложения. А можно ли исключить из предложения союз?

– Электронным маркером вытащите из предложения союз. Изменился ли смысл предложения? В таких случаях на месте запятой ставится двоеточие.

(Аналогичная работа с двумя оставшимися предложениями).

– Получится сложное бессоюзное, в котором ставится двоеточие .

– В тетрадь для таблиц внесем схему со стр. 209.

  1. Когда настанет вечер, загорятся на небе звёзды.
  2. Если май холодный, год хлебородный.
  3. Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил.
  4. Костров нельзя было разводить, так что легли спать не раздеваясь.

– Тип придаточного, задавайте вопросы от главного предложения. Уберите союзы, определите значение второго предложения. Изменилось ли оно?

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников полученными из наблюдения и размышления.

ВложениеРазмер
rabota_s_deformirovannym_tekstom_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc 53 КБ

Косьяненко Наталия Ивановна

Упражнения на понимание текста. 7 класс.

Тема текстов заданий: «Повседневная жизнь в Российской империи».

Задание №1 Восстановить текст, устранить повторы слов.

«Еда – людское зерцало».

В допетровской Руси стол зажиточного человека отличался большим разнообразием. Самой полезной и здоровой пищей считались каши. Ели кашу овсяную, гречневую, пшенную. Каши ели с молоком, маслом, репой, изюмом и патокой. Традиционное блюдо русской кухни – большие и маленькие пироги. Пироги готовили с начинкой на все вкусы. Основная начинка – мясо, рыба, грибы, каша, лапша, горох, репа. Мясо ели редко. Достойное место среди продуктов занимала рыба. Рыбу ели вареной, вяленой, соленой, сушеной. Из Карелии везли лососину. С Волги везли осетров. В Подмосковье ловили судаков, карасей, щук, окуней, пескарей.

Не забывали и о лакомствах. Лакомства готовили из садовых и лесных фруктов и ягод. На зиму заготавливали пастилу из яблок. В яблоки добавляли корицу. Варили леваши. Леваши – это ягодный сок с медом или патокой. Из напитков предпочитали квас, морс, пиво, мед.

Ели сидя на лавках. Ели за деревянными столами. Столы были непокрытые. Скатертями почти не пользовались. Многие кушанья ставили на стол в мисках. Из мисок ели деревянными ложками по 2-3 человека.

Задание №2. Указать истинные высказывания.

На Руси любили повеселиться. Те, кто побогаче, держали в своем владении гусляров-песенников. Но большинство во время гуляний на Святки и Масленицу ходили смотреть на бродячих артистов – скоморохов.

Одни из них играли на дудках, барабанах, пели задорные песенки, сказывали стишки-потешки, за что и назывались глумцами. Другие носили на головах доски с прикрепленными на них куклами, разыгрывая представления. Третьи причудливо одевались и закрывали лицо масками - «личинами», «харями». Некоторые ходили с дрессированными животными – медведями, козами, свиньями, зайцами или собаками.

Царь Алексей Михайлович любил слушать веселых гусельников, скрипичников, домрачей, цимбальников, а потом стал с удовольствием смотреть на танцы.

Во время святочных и масленичных праздников устраивали «игру в царя». Скоморохи наряжались в балахоны, надевали на головы короны из бересты, украшенные павлиньими перьями. Потом выбирали «царя», водили вокруг него хороводы и пели здравия, пародируя церемонии, совершавшиеся при возведении на престол настоящего царя.

Начиная с XVII столетия правительство стало усматривать в таких забавах политическую демонстрацию. За это «народным царям» отсекали 2 пальца на правой руке, били кнутом и ссылали в Сибирь.

  1. Скоморохов держали во владении богатые люди.
  2. Представления скоморохи давали на Святки и Масленицу.
  3. Глумцы играли на музыкальных инструментах, пели песенки неприличного содержания.
  4. Скоморохи ходили с дрессированными животными.
  5. Царь Алексей Михайлович любил слушать скоморохов-скрипачей.
  6. Во время «игры в царя» скоморохи надевали короны из бересты, украшенные страусиными перьями.
  7. «Игра в царя» пародировала коронационные церемонии.
  8. Начиная с XVII столетия «игра в царя» стала считаться политическим выступлением, а участвующих в ней скоморохов ссылали в Сибирь.

Задание №3 . Восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст.

  1. Побывав в европейских странах, Петр I прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии
  2. Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором действительность отражалась в карикатурном виде.
  3. Петр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораблей-колесниц.
  4. Ему особенно понравились карнавальные церемонии избрания шутовских иерархов церкви – епископов, архиепископов.
  5. Царь, любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия и представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.
  6. На их мачтах крепили плетеные корзины – «вороньи гнезда», где находились «впередсмотрящие», а на флагштоках развевались вымпелы.
  7. Петровские «корабли» представляли собой инженерные сооружения со специальной оснасткой и устройствами для пиротехнических эффектов.
  8. «Корабли» были поставлены на санные полозья.
  9. Чтобы полозья были не видны, «корабли» закрывались полотнищами голубой ткани, а на корме были подвешены якоря.
  10. Полозья тащили запряженные цугом лошади.

Ответ: 1, 4, 2, 3, 5, 7, 6, 8, 10, 9.

Задание №4 Восстановить текст, вставив необходимые причастия и деепричастия.

Гулянье в садах было излюбленным развлечением богатой публики. В саду купца Егора Ганина в Петербурге публика видела в саду не только любимые владельцем породы деревьев, разнообразные цветы, ( _______ ) Ганиным огурцы и картофель, но и гроты, фонтаны, пещеры, павильоны. В нем на свободе «паслись» ( _____ ) в натуральную величину звери. Другой затейник устраивал «патагонскую идиллию»: перед изумленной публикой водили хороводы полуодетые слуги хозяина, ( _____ ) в черную и коричневую краску, с перьями в волосах, ( _____ ) бусами. «Патагонцы» плясали, как умели, а хозяин гордо разъяснял присутствующим, что они, не ( _____ ) Петербурга, находятся среди дикарей Южной Америки.

В XIX в. стало модно отправляться на прогулки в дворцовые сады и парки, за которыми ухаживали целые армии лесников и садовников: они стригли газоны, выращивали в теплицах цветы и высаживали их на клумбы, ( _____ ) к ( _____ ) рядом растениям; формировали кроны деревьев, ( _____ ), чтобы, например, корабельные сосны образовывали стволы, ( _____ ) гигантские подсвечники из трех или четырех отростков.

Для справок: сделанные, выкрашенные, увешанные, покидая, подбирая, растущим, добиваясь, напоминающие.

Задание №5. Восстановить текст, составив из простых предложений сложные и заменив некоторые простые обособленными распространенными определениями или обстоятельствами.

С каруселью из Франции познакомились в России. Правила игры были уже иные. Колесницы были заменены небольшими группами всадников. Всадники располагались по четырем сторонам манежа или площади. Такие группы всадников назывались кадрилями.

Каждую кадриль возглавлял руководитель. По команде руководителя группа начинала двигаться под звуки оркестра различными аллюрами - шагом, рысью, галопом или иноходью. Группа демонстрировала красоту и выучку своих коней.

Публика обычно размещалась в специально выстроенном амфитеатре. Участников кадрили обычно было шесть человек. Участники кадрили появлялись перед зрителями под звуки оркестра, в сопровождении пажей и оруженосцев. Участники должны были продемонстрировать и свое умение владеть оружием. Они должны были на всем скаку попасть в кольцо или мяч, снять шлем с головы манекена или срубить единым махом ему голову. Победителей ждали драгоценные награды. Их вручали красивейшие дамы.

От каруселей получали доходы. Все доходы жертвовались на помощь бедным. Это правило неукоснительно соблюдалось.

Последняя карусель состоялась 20 июня 1811 года в Москве на большом поле возле Донского монастыря.

Память о мужественной красоте и молодецкой удали карусели не исчезли. В праздничные дни на ярмарочных площадях сооружали для народной забавы аттракцион - карусель.

В карусели друг за другом вокруг столба кружились деревянные лошадки. Они были раскрашены в разные цвета. Каждый мог сесть на спину такого сказочного скакуна и представить себя средневековым рыцарем. Этот рыцарь мчался навстречу приключениям.

Задание №6. Восстановить правильный порядок следования частей текста.

  1. В Москве кулачные бои проходили на Красной площади, а в Петербурге - на Адмиралтейской площади, берегах Невы, Малой Охте. Выходили улицы против улицы, часть города против другой, селение против селения.
  2. На вызов к бою высылали детей. Те задевали своих сверстников с противоположной стороны. На их защиту выходили взрослые, а дети убегали.
  3. Участники же схваток «один на один» считались самыми сильными и, как правило, не бились в сражениях «стенка на стенку» или «свалка-сцеплялка».
  4. Между взрослыми начиналась схватка. Били кулаками в грудь, голову, живот противника. Бились до истощения сил, иногда увечили друг друга и даже платили жизнью за потеху.
  5. В «свалку-сцеплялку» шли врассыпную. А бились толпой. Когда сражались «стенка на стенку», то лучшие бойцы сначала не участвовали. Их час наступал, если неприятель пробивал «стенку» - ряд бойцов.
  6. По воспоминаниям В.А. Гиляровского, существовало несколько видов боев: «свалка-сцеплялка», «стенка на стенку» и «один на один».
  7. Слабые, но хитрые бойцы закладывали в рукавицы камни, свинчатку, чугунные бабки, чтобы удар был сильнее. Но если это плутовство открывалось, то таких ловкачей били смертным боем и свои и чужие.
  8. Тогда «надежда – боец» мчался на помощь своим, держа шапку в зубах. Он бил кулаками во все стороны, таранил вражью стенку и убегал обратно, предоставляя остальным закончить дело.
  9. Сами бойцы никогда за деньги не бились, а, победив, позволяли угостить себя обедом.
  10. Издавна любимой молодецкой потехой были на Руси кулачные бои.

Ответ: 10, 1, 2, 4, 7, 6, 5, 8, 3, 9.

Задание №7 . Указать ложные высказывания.

Годовая плата за учебу в казенных гимназиях и реальных училищах в начале XX века составляла от 40 до 100 рублей (в частных школах она была в полтора – два раза выше). Иногородние семьи оплачивали еще питание детей и квартиру. Малообеспеченные дети не могли учиться дальше начальных школ. В 1887 году Министерство народного просвещения повысило плату за обучение и уменьшило траты на приготовительные классы. Тогда же ввели процентную норму для поступления в гимназии детей из еврейских семей. Печальную известность получил секретный циркуляр (распоряжение) о «кухаркиных детях», где предписывалось отклонять прошения «лиц неимущих и несостоятельных» (лакеев, кучеров, поваров, мелких лавочников). В гимназии и реальные училища восьми - десятилетних мальчиков принимали по итогам вступительных экзаменов по русскому языку, арифметике и закону Божьему.

Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня. Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов утра общей молитвой. На них учителя сначала спрашивали пройденное, а потом объясняли новый материал. Широко практиковались классные письменные упражнения (в основном переводы на латинский и греческий языки) без подготовки. Для слабо успевающих проводились дополнительные воскресные занятия. На каникулы ученики получали письменные задания.

Форму обязывали носить даже во внеурочное время. Не разрешали посещать театры, лекции, библиотеки. За появление на улице позже 7 часов вечера очень часто исключали из гимназии.

Настоящую панику вызывали экзамены. Весной церкви и часовни заполнялись толпами учеников: они ставили свечи, горячо молили Бога о поддержке. Ведь провал на экзамене, за который могли исключить из гимназии, часто становился горем для всей семьи.

  1. После окончания приготовительных классов сдавали экзамен для поступления в гимназию.
  2. Уроки длились по 60 минут.
  3. Министерство народного просвещения было заинтересовано в привлечении детей разных сословий для обучения в гимназиях.
  4. Часто практиковались классные упражнения по переводам с латинского и греческого.
  5. На каникулы ученики получали письменные задания.
  6. Форму обязывали носить и во внеурочное время, даже при посещении театра.
  7. Перед экзаменами начиналась паника, ведь провал грозил исключением из гимназии.
  8. Было издано специальное распоряжение отклонять просьбы о приеме в гимназии детей из несостоятельных семей.

Использовался материал тома «История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ» издательства «Аванта +».

Презентация по русскому языку на тему "Бессоюзное сложное предложение"

Роняя ветви, очищая ствол, выбивается сосна сверх полога леса, и кажется, как хорошо вершине высокого голого дерева оглянуться кругом. Только одно может смутить наверху: неподалёку тоже так одна сосна суховерхая выбилась было, но корни не могли подавать соки земли на такую высоту, и вершина засохла, так и засохла вся целиком, а нижние сучья давно сброшены, и дерево сухостойное остановилось и замерло.(М.Пришвин.)

Март удивителен в своих контрастах, в соединении зимы с весной. В городе сыро, лужи, брызги из-под колёс. Совсем иначе выглядит природа за городом: сверкает снег, а солнца так много, что невольно щуришься, и оно уже теплее. Возникает чувство простора, когда ты рассекаешь лыжами белую целину и словно вбираешь в себя эту красочную картину: яркую зелень хвои, жёлтые стволы сосен, синеву неба, лиловые кусты и голубые тени на снегу. Уже знаешь: вот-вот встретится знакомый лыжник в красной шапочке. Умчится он вдаль - и вновь ни шороха, ни звука. Мокрый снег, оплывшая лыжня, пустынная просека - таковы весенние приметы. И каждый год удивлённо спрашиваешь: «Неужели опять весна?» (И..Шамякин.)

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок,

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей,

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.(А.Майков.)

Вчера я видел: съёжившись в комок,

На дереве у моего окошка

Сидел хвостатый рыженький зверёк

И чистился, чесался, словно кошка.

Моя сосна- его укромный дом

Иль временный привал среди кочевья.

Теперь я знаю: за моим окном

Не только мне принадлежат деревья.(С.Я.Маршак.)

Приметы осени во всём встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина;

Там жнива колкая щетинится, а там

Уж осень яркая блеснула изумрудом,

И курится овин, и долго по утрам,

Как белый холст, лежит туман

Над синим прудом. (Н.Греков.)

Февраль обманчив: солнце и пурга.

Но приглядись к природе повнимательней:

Роняют лоси старые рога,

И люди так похожи на старателей.

А сколько незамеченных примет!

Но каждый видит: исчезают тени,

Раздвинут мир, сочней и ярче свет,

И пахнет снег, как лепестки сирени.(А.Петров-Агапов.)

1. Актуализация знаний. В каких синтаксических конструкциях ставится тире?

По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве - повсюду рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. (М.Пришвин.)

Ценим более всего

Во вселенной бесконечность,

В человеке - человечность,

В утре - света торжество.(К Ваншенкин.)

Одно на свете счастье - идти вперёд в бою. (В.Саянов.)

«Отвори окно немножко! » -тихо месяц говорит. (К.Случевский.)

2. Для объяснения нового материала.

Умирали царства на земле - детство никогда не умирает. (В. Луговской.)

Русское ура грянет - врагу жарко станет. (Пословица.)

Не было никакой возможности уйти незаметно - Серёжка ушёл

в открытую. (А.Фадеев.)

Засмеётся - колокольчик прозвенит.

Раздался лёгкий свист - Дубровский умолк.(А.С.Пушкин.)

3. Для закрепления.

Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки..(К.Паустовский.)

Уважали дядю Стёпу за такую высоту.

Шёл с работы дядя Стёпа - видно было за версту.(С.Михалков.)

Я напрягал зрение - по - прежнему ничего, кроме льдов в белоснежной пустыне, не мог рассмотреть. (И.Соколов-Микитов.)

Земля кругла - на ней не скроешь тайны. (М.Дудин.)

Светает - побелел восток

И озарил вершины гор,

И стал синеть безмолвный бор. (М.Ю.Лермонтов.)

Я стою и расту - я растение.

Я стою, и расту, и хожу - я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек. (М.Пришвин.)

4. Тире в пословицах.

Волков бояться - в лес не ходить. Учись доброму - худое на ум не пойдёт.

Дружно за мир стоять - войне не бывать. Раз солгал- навек лгуном стал.

Сказано- сделано. Поживём - увидим. Тише едешь - дальше будешь.

Лес сечь - не жалеть плеч. Сробел - пропал. Душу вложишь - всё сможешь.

Отца-мать кормлю - долг плачу.

Сыновей в люди вывожу - взаймы даю.

Дочь снабжаю - за окно бросаю.

Зла не помнит Россия .Побитым не мстит.

Может хлебом и песней с тобой поделиться.

Добрым гостем придёшь - от души угостит.

Спрячешь камень за пазуху - горе случится. (С. Островой.)

Бессоюзные сложные предложения с разными знаками препинания.

Грязь не сало: потрёшь - отстало.

Всё в срок: придёт времечко - вырастет и семечко.

Снега надует - хлеба прибудет.

Вода разольётся - хлеба наберётся.

Всем известно: на рыбной ловле разговаривать нельзя - меня не хотят брать, потому что молча мне нисколько не сидится.

6. Знаки препинания в связном тексте.

Дед вернулся с рыбалки рано, без улова, хмурый, поэтому мы постарались скрыть иронические улыбки, занимаясь каждый своим делом.

Большие зелёные кузнечики, которых он принёс, два вечера подряд надоедали громким стрекотанием, но на третий день ни один из них не проронил ни звука.

«Кузнечики не поют - ожидай дождя»,- объявил дед и отправился на рыбалку.

Утром я вышел на улицу - пришлось обходить лужи после ночного дождя.

Дед возвратился с тяжёлой связкой рыбы. (По М.Звереву.)

Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор, кое- где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.(М.Ю.Лермонтов.)

Тренировочные задания ОГЭ по русскому языку - задание 5

ЗАДАНИЕ 5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ОГЭ. Орфографический анализ.

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме причастия пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса - И.

1) ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.

2) СЪЯЗВИТЬ — разделит. твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

3) ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.

4) СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо запомнить.

5) ДОКРАСНА — в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от имён прилагательных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.

1) БЕЗВКУСНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.

2) ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.

3) СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.

4) ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И после приставок.

5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.

1) ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.

2) РУМЯНЫЙ — одна буква Н пишется в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих ни приставок, ни зависимых слов.

3) ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её значением — “приближение”.

4) ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе проверяется подбором формы слова, в которой суффикс окажется под ударением.

5) НА СОЛНЦЕ — в окончаниях имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется буква Е.

1) НАВЗНИЧЬ — мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у имён существительных 3-го склонения.

2) ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

3) НЕДОСОЛИТЬ — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.

4) ОЦИНКОВАННЫЙ — в полных причастиях на -ованный, образованных от глаголов с суффиксом -ов- (-ев-), пишется НН.

5) ПРЕВРАТНЫЙ — правописание приставки ПРЕ- в этом слове необходимо запомнить.

1) ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.

2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

3) ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой ДО- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.

4) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5) ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.

1) ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЕ — написание приставки зависит от его лексического значения.

2) ПАРАЛИЗОВАНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

4) ШОКИРОВАННЫЙ — в полных страдат. причастиях прошедшего времени с суффиксом -ИРОВА- пишется НН.

5) ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Глаголы I спряжения в форме 3-го лица единственного числа в настоящем времени в личных окончаниях имеют букву Е». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1) барабан..т (дождь) 2) побре..т (бороду) 3) прикле..т (марку) 4) услыш..т (звуки) 5) выгон..т (из дома)

1) РЕШЁННЫЙ – в суффиксах –ЕНН-/-ЁНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН

2) экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А

3) СООРУЖЁН – в суффиксе краткого причастия после шипящего пишется Ё, т.к. проверяется - СООРУЖЕНИЕ

4) ДИАГНОЗ – безударная гласная корня не проверяется, это слово является словарным

5) ЛОМАНАЯ (учеником парта) - в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида

1) ЗОЛОЧЁНЫЕ – суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н.

2) ПРИБЫТИЕ — приставка ПРИ- обозначает приближение, поэтому пишется буква И

3) СТЕРИЛИЗОВАТЬ – в слове пишется непроверяемая безударная гласная в корне И

4) ИЗБЕЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется буква З

5) СТИРАНЫЙ - в суффиксе полного страдательного причастия несовершенного вида пишется одна буква Н

1) ЛЕБЕДИНОЕ (перо) - в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н

2) СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН

3) ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением

4) В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е

5) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием, имеющим зависимое слово, пишется раздельно

1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно

2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой НЕ- пишется слитно

3) В ТЕЧЕНИЕ года - предлог пишется раздельно и оканчивается на Е

4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдат. причастия, образованного от глагола 2 спряжения, пишется буквы И

5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О

1) СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе -ЯН- относительных прилагательных всегда пишется одна Н, кроме трёх исключений.

2) ЗАКОННО - в наречии, образованном от прилагательного с -НН-, пишется две Н

3) ДЕШЁВЫЙ - в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-

4) МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется

5) КОСНУТЬСЯ - безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О

1) РАСШЕВЕЛИТЬ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2) СДЕЛАНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ЗАГОРЕТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) ХОРОШ - на конце кратких прилагательных мужского рода после шипящего буква Ь не пишется.

5) ПО-НЕМЕЦКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) - в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола с суффиксом -ОВА-

2) РАСТЕРЕТЬ – в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ

3) БОРЮТСЯ – в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч. пишется буквы Ю

4) КУЦЫЙ - в окончании прилагательного после Ц пишется Ы

5) СЛОЖЕНИЕ - корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)

1) ПРИСТРОЙКА - здесь приставка ПРИ-со значением неполноты действия

2) ПОКРАШЕНА (крыша) - в кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н

3) БЕССМЫСЛЕННЫЙ - в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН

4) БЕЗДУМНЫЙ - в приставке перед звонким согласным корня пишется 3

5) ИСПЕЧЁННЫЙ (пирог) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола несовершенного вида

1) БЕЗВЕТРЕННЫЙ - в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН

2) ПОЗИЦИЯ - в окончании существительного после Ц пишется И

3) ПЛАТЬИЦЕ - в окончаниях существ-ных после шипящих и Ц под ударением пишется О, в безударном положении Е

4) ПО-ЗИМНЕМУ (оденусь) - наречие с приставкой ПО- и суффиксом -ОМУ- пишется через дефис

5) ЗДАНИЕ - в приставке пишется буква 3, так как корень начинается со звонкого согласного

1) ЛЕКАРСТВЕННЫЙ - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН

2) СУШЕННАЯ на солнце дыня - в суффиксе отымённого прилагательного -ЁНН- пишется две буквы НН

3) ТОЖЕ – слово всегда пишется слитно

4) ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) - это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце буква Е

5) ВПЯТЕРОМ – это наречие, которое пишется слитно

1) ДАЛЕКО НЕ ПРАЗДНЫЙ - НЕ с прилагательным пишется раздельно при наличии слова с усилительным значением

2)СДЕЛАЙ-КА – частица -КА с глаголами пишется через дефис

3) МЕДЛЕННО (шёл) – в наречии на -о(-е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано

4) НЕЧИЩЕНЫЙ (пол) - отглагольное прилагательное с приставкой соверш. вида пишется с одной буквой Н

5) ПРИСТЕГНУТЬ —в приставке ПРИ- пишется И, потому что она сходна по значению с наречием ОЧЕНЬ

1) ДЕРЕВЯННЫЙ - правописание суффикса в прилаг-ном не определяется правилом (является исключением)

2) СЖАТЬ - в приставке перед звонким согласным корня пишется С

3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова

Читайте также: