На крашеном деревянном столе были расставлены жестяные кружки в центре стоял чугунок

Обновлено: 18.05.2024

Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен использованием интерактивной доски.

Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли отрабатывать навыки решения тестов ГИА.

ВложениеРазмер
Знаки препинания в БСПdocx 16.55 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

  1. Систематизация знаний учащихся о постановке запятой в простом и сложном предложении;
  2. Формирование умений правильно выбирать знаки препинания с учетом интонационных и грамматических особенностей БСП.
  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка (устно).

Шёл медленно, лакировано блестела, задумчивые ели, с убегающей дороги, не отрывая серьёзных лиц, несколько раз, заставило сблизиться, известный писатель, интересное сочинение, в результате происшествия 2 , о происхождении названий, изучена достаточно, красиво написанная 3 , прожили на территории, расположены к северо-западу.

Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую между частями СПП.

Правда,(1) у тех, (2) кто вспомнит слова песни «Славное море, священный Байкал», (3) смысл цитированной фразы не вызовет сомнения: (4) беглеца «в дебрях не тронул прожорливый зверь, (5) пуля стрелка миновала».

На некрашеном деревянном столе были расставлены жестяные кружки, в центре стоял чугунок с разваренной картошкой.

– Определить тип сложного предложения. Почему так решили? Какова интонация этого предложения?

2. Работа с учебником, стр. 208.

– Какие предложения называются СБП? Отношения между частями СБП?

3. Анализ примеров.

Заготовка для упражнения на интерактивной доске.

  1. Весна затягивалась, а именно : то теплело, то ударял мороз.
  2. Стоило вглядеться в эту картину, потому что в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
  3. Я посмотрел назад и увидел, что это был мой старый приятель и товарищ.

Работа учащихся на интерактивной доске:

– Определите вид придаточного, задав вопрос от главного предложения. А можно ли исключить из предложения союз?

– Электронным маркером вытащите из предложения союз. Изменился ли смысл предложения? В таких случаях на месте запятой ставится двоеточие.

(Аналогичная работа с двумя оставшимися предложениями).

– Получится сложное бессоюзное, в котором ставится двоеточие .

– В тетрадь для таблиц внесем схему со стр. 209.

  1. Когда настанет вечер, загорятся на небе звёзды.
  2. Если май холодный, год хлебородный.
  3. Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил.
  4. Костров нельзя было разводить, так что легли спать не раздеваясь.

– Тип придаточного, задавайте вопросы от главного предложения. Уберите союзы, определите значение второго предложения. Изменилось ли оно?

помогите пожалуйста с решением вопроса

В тума… ой дали песча… ого берега тускло светились багря… ые огни стари… ой гости… ицы. В гости… ой на краше… ом полу, украше… ом затейливым орнаментом, стоял искус… о сдела… ый стол с искусстве… ыми цветами в стекля… ой вазе. Точе… ые ножки стола с заточе… ыми концами были позолоче… ы. Жже… ые спички лежали на подставке серебря… ого подсвечника с зажже… ыми свечами, рядом стояла позолоче… ая ваза с позолоче… ыми ручками. В ней изумле… ому взору открывался стра… ый набор варе… ых овощей, моче… ых яблок, солее… ых огурцов и кваше… ой капусты. Копче… ая колбаса, туше… ое мясо, мороже… ая рыба, замороже… ые лангусты, толчее… ые орехи, сви… ые отбивные лежали в серебря… ых чашах. На отглаже… ой тка… ой скатерти, сотка… ой из белоснежного льна, стояли деревя… ые блюда, стекля… ые фужеры, оловя… ые ложки, костя… ые вилки. Сквозь закопче… ые стекла еле пробивался лу… ый свет.

В туманной дали песчаного берега тускло светились багряные огни старинной гостиницы. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Точеные ножки стола с заточенными концами были позолочены. Жженые спички лежали на подставке серебряного подсвечника с зажженными свечами, рядом стояла позолоченная ваза с позолоченными ручками. В ней изумленному взору открывался странный набор вареных овощей, моченых яблок, соленых огурцов и квашеной капусты. Копченая колбаса, тушеное мясо, мороженая рыба, замороженные лангусты, толченые орехи, свиные отбивные лежали в серебряных чашах. На отглаженной тканой скатерти, сотканной из белоснежного льна, стояли деревянные блюда, стеклянные фужеры, оловянные ложки, костяные вилки. Сквозь закопченные стекла еле пробивался лунный свет.

Слушай, это довольно долго вставлять. Лучше я напишу тебе правило, а ты сам/а подумаешь, что где вставлять. Знаю, что ты попросил/а дать тебе ответ на задание, не для того, чтобы я тебе тут какое то правило вставляла, но, все таки, посмотри. Может быть, дальше тебе кто то сделает твой номер. А пока, вот правило, если решишься сделать сам/а.

Правило правописания н/нн в суффиксах прилагательных.

В суффиксе пишется "н" если:

1) Есть суффикс: ян, ин, ан.

Пример: багряный, серебряный (суффикс "ян"), голубиный, соловьиный (суффикс "ин"), песчаный, кожаный (суффикс "ан").

Оловянный, деревянный, стеклянный.

В суффиксе слова пишется "нн" если:

1) Есть суффикс енн, онн

Пример: Весенний, осенний (суффиксы "енн") зловонный, червонный (суффикс "онн")

2) Если данное слово поставить в форму существительного, и основа заканчивается на "н".

Примеры: лунный (или луный?) — луна (основа слова "лун", заканчивается на "н", значит прилагательное будет писаться с двумя "нн". Лунный.)

Это довольно просто. Уверенна, эти правила должны быть в Вашем учебнике, раз уж вы проходите или проходили данную тему. Если вы решили попросить кого то сделать её за Вас, то вам было лень заглянуть в учебник и посмотреть правило.

Я никто, чтобы Вас отчитывать, поэтому просто отправила вам правила. Вообще дело, просить сделать за Вас, или нет.

Простите, если оскорбила

Александра Воронкова Ученик (124) Я до сих пор думаю, что обращалась к вам в грубой форме! Ещё раз извиняюсь

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Презентация по русскому языку на тему "Бессоюзное сложное предложение"

Роняя ветви, очищая ствол, выбивается сосна сверх полога леса, и кажется, как хорошо вершине высокого голого дерева оглянуться кругом. Только одно может смутить наверху: неподалёку тоже так одна сосна суховерхая выбилась было, но корни не могли подавать соки земли на такую высоту, и вершина засохла, так и засохла вся целиком, а нижние сучья давно сброшены, и дерево сухостойное остановилось и замерло.(М.Пришвин.)

Март удивителен в своих контрастах, в соединении зимы с весной. В городе сыро, лужи, брызги из-под колёс. Совсем иначе выглядит природа за городом: сверкает снег, а солнца так много, что невольно щуришься, и оно уже теплее. Возникает чувство простора, когда ты рассекаешь лыжами белую целину и словно вбираешь в себя эту красочную картину: яркую зелень хвои, жёлтые стволы сосен, синеву неба, лиловые кусты и голубые тени на снегу. Уже знаешь: вот-вот встретится знакомый лыжник в красной шапочке. Умчится он вдаль - и вновь ни шороха, ни звука. Мокрый снег, оплывшая лыжня, пустынная просека - таковы весенние приметы. И каждый год удивлённо спрашиваешь: «Неужели опять весна?» (И..Шамякин.)

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок,

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей,

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.(А.Майков.)

Вчера я видел: съёжившись в комок,

На дереве у моего окошка

Сидел хвостатый рыженький зверёк

И чистился, чесался, словно кошка.

Моя сосна- его укромный дом

Иль временный привал среди кочевья.

Теперь я знаю: за моим окном

Не только мне принадлежат деревья.(С.Я.Маршак.)

Приметы осени во всём встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина;

Там жнива колкая щетинится, а там

Уж осень яркая блеснула изумрудом,

И курится овин, и долго по утрам,

Как белый холст, лежит туман

Над синим прудом. (Н.Греков.)

Февраль обманчив: солнце и пурга.

Но приглядись к природе повнимательней:

Роняют лоси старые рога,

И люди так похожи на старателей.

А сколько незамеченных примет!

Но каждый видит: исчезают тени,

Раздвинут мир, сочней и ярче свет,

И пахнет снег, как лепестки сирени.(А.Петров-Агапов.)

1. Актуализация знаний. В каких синтаксических конструкциях ставится тире?

По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве - повсюду рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. (М.Пришвин.)

Ценим более всего

Во вселенной бесконечность,

В человеке - человечность,

В утре - света торжество.(К Ваншенкин.)

Одно на свете счастье - идти вперёд в бою. (В.Саянов.)

«Отвори окно немножко! » -тихо месяц говорит. (К.Случевский.)

2. Для объяснения нового материала.

Умирали царства на земле - детство никогда не умирает. (В. Луговской.)

Русское ура грянет - врагу жарко станет. (Пословица.)

Не было никакой возможности уйти незаметно - Серёжка ушёл

в открытую. (А.Фадеев.)

Засмеётся - колокольчик прозвенит.

Раздался лёгкий свист - Дубровский умолк.(А.С.Пушкин.)

3. Для закрепления.

Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки..(К.Паустовский.)

Уважали дядю Стёпу за такую высоту.

Шёл с работы дядя Стёпа - видно было за версту.(С.Михалков.)

Я напрягал зрение - по - прежнему ничего, кроме льдов в белоснежной пустыне, не мог рассмотреть. (И.Соколов-Микитов.)

Земля кругла - на ней не скроешь тайны. (М.Дудин.)

Светает - побелел восток

И озарил вершины гор,

И стал синеть безмолвный бор. (М.Ю.Лермонтов.)

Я стою и расту - я растение.

Я стою, и расту, и хожу - я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек. (М.Пришвин.)

4. Тире в пословицах.

Волков бояться - в лес не ходить. Учись доброму - худое на ум не пойдёт.

Дружно за мир стоять - войне не бывать. Раз солгал- навек лгуном стал.

Сказано- сделано. Поживём - увидим. Тише едешь - дальше будешь.

Лес сечь - не жалеть плеч. Сробел - пропал. Душу вложишь - всё сможешь.

Отца-мать кормлю - долг плачу.

Сыновей в люди вывожу - взаймы даю.

Дочь снабжаю - за окно бросаю.

Зла не помнит Россия .Побитым не мстит.

Может хлебом и песней с тобой поделиться.

Добрым гостем придёшь - от души угостит.

Спрячешь камень за пазуху - горе случится. (С. Островой.)

Бессоюзные сложные предложения с разными знаками препинания.

Грязь не сало: потрёшь - отстало.

Всё в срок: придёт времечко - вырастет и семечко.

Снега надует - хлеба прибудет.

Вода разольётся - хлеба наберётся.

Всем известно: на рыбной ловле разговаривать нельзя - меня не хотят брать, потому что молча мне нисколько не сидится.

6. Знаки препинания в связном тексте.

Дед вернулся с рыбалки рано, без улова, хмурый, поэтому мы постарались скрыть иронические улыбки, занимаясь каждый своим делом.

Большие зелёные кузнечики, которых он принёс, два вечера подряд надоедали громким стрекотанием, но на третий день ни один из них не проронил ни звука.

«Кузнечики не поют - ожидай дождя»,- объявил дед и отправился на рыбалку.

Утром я вышел на улицу - пришлось обходить лужи после ночного дождя.

Дед возвратился с тяжёлой связкой рыбы. (По М.Звереву.)

Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор, кое- где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.(М.Ю.Лермонтов.)

Читайте также: