На картине был изображен покрытый золоченой скатертью стол на котором

Обновлено: 07.05.2024

Моему сыну Алёше посвящаю.

Это был мой первый выходной день, потому что я первый раз в своей жизни целую неделю проучился в первом классе.

Как нужно начать такой день, я не знал и поэтому решил подражать папе: проснувшись, заложил руки под голову и уставился в окно.

Однажды папа сказал, что в воскресное утро, так как не надо спешить на работу, он думает о всякой всячине и о том, как прошла целая неделя. Чего в ней было больше – хорошего или плохого? И если больше плохого, то кто в этом виноват: сам папа или, как он любит говорить, стечение обстоятельств?

В моей первой школьной неделе было больше плохого. И не из-за меня, а из-за обстоятельств, которые начали стекаться давно.

Если бы я родился хотя бы на два дня позже, то мне исполнилось бы семь лет не тридцать первого августа, а второго сентября и меня не приняли бы в школу. Но папе и так пришлось уговаривать завуча. И завуч согласился принять меня с испытательным сроком.

Я был самым младшим и маленьким по росту учеником во всей школе.

В «Детском мире» мне купили самую маленькую форму, но на примерке в кабине оказалось, что и она велика. Мама попросила снять форму с незаправдашнего первоклашки, который стоял в витрине и улыбался, но маму уговорили отказаться от этой просьбы и посоветовали форму перешить. Ещё ей надавали советов, чем меня кормить, чтобы я быстрее рос.

Мама сама укоротила брюки, а фуражку всю ночь держали в горячей воде, потом натянули на кастрюлю и выгладили, но она всё равно спадала мне на глаза.

В общем, первого сентября я пошёл в школу, и на первой же перемене самый высокий из нашего класса мальчик Миша Львов измерил меня с ног до головы моим же портфелем. Измерил и тут же дал мне прозвище Двапортфеля. А сам себе он присвоил прозвище Тигра. Из-за фамилии Львов.

Даже до старшеклассников дошло моё прозвище. На переменках они глазели на меня и удивлялись:

Они меня не дразнили, но всё равно я чувствовал самую большую обиду из всех, которые получал в яслях, в детском саду, во дворе и дома.

Я отходил куда-нибудь в сторонку, ни с кем не играл, и мне было так скучно, что хотелось плакать.

Правда, однажды ко мне подошла старшеклассница, погладила по голове и сказала:

– Двапортфеля, не вешай нос. Придёт время, и ты станешь четырепортфеля, потом пять, а потом восемь. Вот посмотришь. А на переменке не стой на одном месте. Разминай косточки. И никого не бойся. Начнут пугать – раздувай ноздри. Сразу отстанут. Я всегда так делала. Я – Оля.

– А я – Алёша, – сказал я, и Оля показала, как надо раздувать ноздри.

Но сколько я их потом ни раздувал, это никого не пугало, и у меня в ушах шумело от крика:

За такое прозвище я возненавидел Тигру. Хорошо было Дадаеву. Его прозвали Дада! Капустина – Кочаном. Галю Пелёнкину, как бразильского футболиста, – Пеле. Гусева зовут Тёга-тёга, и он очень рад. Лёню Каца – Кацо. Один я – Двапортфеля.

Ничего! Может, со временем им всем надоест такое длинное прозвище и от него останется только Фе-ля. Феля! Это неплохо…

Так я лежал и думал и вдруг засмотрелся… Перед моим окном на одном месте, прямо как вертолёт, висел воробей и вдруг – бабах! Стукнулся об стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул, затрепыхался и что-то пытался клюнуть.

Тут я увидел большую синюю муху, которая залетела в комнату и хотела улететь обратно. Она жужжала, металась по стеклу, потом замолкала, как будто теряла сознание, и снова начинала кружиться на стекле, как на катке.

«Вот глупый воробей, – подумал я, – видит муху у самого своего клюва, а клюнуть не может. Наверно, он злится и удивляется, как это вдруг ни с того ни с сего такой тёплый движущийся воздух стал твёрдым и холодным. И муха удивляется, что всё прозрачно, а улететь нельзя».

Вдруг воробей ещё раз разлетелся и через форточку пулей влетел в комнату. Я вскрикнул, взмахнул одеялом – он испугался, сделал круг под потолком, полетел обратно и затрепыхался на стекле рядом с мухой.

А мне что-то стало жалко и воробья, и муху. Выходной день… Утро такое хорошее, а они попались…

Я спрыгнул с кровати и распахнул окно.

– Летите, глупые, по своим делам! Вам не понять, что это не воздух вокруг затвердел, а стекло прозрачное. А мне понятно, потому что я – человек!

Так я сказал вслух, выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.

Как я и думал, мамы не было дома. Она давно-давно, когда ещё была жива бабушка, договорилась с папой, что воскресенье до обеда – её день. Мы с папой на это время были предоставлены сами себе. Папа лежал на диван-кровати так же, как только что лежал я, и размышлял.

– Дождя нет. Надо вставать и куда-нибудь идти, – сказал я.

Папа скосил на меня глаза и ничего не ответил.

– Ну, как прошла неделя? (Папа молчал.) Больше было плохого?

– Было и хорошее и плохое, – наконец откликнулся папа. – Но, в общем, вся неделя была серой. Серость – это самое худшее из всего, что может быть. По-моему, не случайно пауки и крысы… бр-р… серые…

– А слоны? – возразил я.

– Слоны – серебряно-серые. Это совсем другое дело. И дирижабли, и самолёты тоже серебряно-серые, – уточнил папа.

Хороших недель в жизни у меня было много, плохих, вроде первой школьной, мало, но серая неделя – это уже что-то новое. Когда мы пошли умываться, я спросил:

– Значит, всё-всё было серым? И дела тоже?

– Раз мысли серые, значит, и дела серые.

– Я, кажется, сказал, что серым было всё!

Папа взял мои ладони в свои, взбил густую розовую пену. Мне самому никогда не удавалось так намыливать руки.

– Ты что-то путаешь, – заметил я, – погода на этой неделе была солнечная. Ни тучи, ни дождинки.

– Будем стоять здесь и беседовать? Хочешь, чтобы и воскресенье было серым? Смывай быстрей мыло!

– А может, ты сам виноват, что всё было серым? – догадался я.

Папа что-то промычал, потому что у него во рту уже была зубная щётка, сделал страшные глаза и свободной рукой вытолкнул меня из ванной.

Пока он брился, вскипел чай. Яичницу с салом и с луком мы сделали сами. Папа знал, когда нужно накрывать сковородку миской и какой сделать огонь, чтобы яичница получилась высокой и пышной.

– А у тебя какая была неделя? – спросил папа. – Ведь она не простая. Её на всю жизнь запомнить надо.

– Запомнил, – сказал я, набив полный рот.

– А с кем ты сидишь за партой?

– С Тёгой, – сказал я.

– Странная фамилия! – удивился папа. – Может, он француз? Тогда правильно не Тёга, а Тёга́. Был такой художник Дегá.

– Правильная фамилия Тёги – Гусев. А почему Тёга, я не знаю.

– Конечно, Гусев! Тёга-тёга! Так гусей зазывают в деревне, – смеясь, сообразил папа. – Ну, а тебя как прозвали?

Я ничего не ответил, глотнув чая. А про учёбу папа, наверно, решил меня не расспрашивать в выходной день.

Позавтракав, он решительно сказал:

– Я понял, что мы должны сделать! Даже не сделать, а совершить! Что-нибудь необычное! Что-нибудь из ряда вон выходящее! И тогда вся серость исчезнет.

– Слушай, а я тебе тоже всю неделю казался серым? – спросил я.

– Ты мне казался фиолетовым! У тебя даже уши были в чернилах, – сказал папа.

– Мама всегда прекрасна, – строго заметил папа.

– А может, у тебя фамилия Сероглазов, – вдруг сообразил я, – из-за того, что ты всё видишь серым?

– Фамилия не имеет отношения к настроению человека, – сказал папа. – Быстро собирайся.

«Ещё как имеет! – подумал я. – Посмотрел бы я, какое у тебя было бы настроение от прозвища Двапортфеля. »

Мне собираться было нечего. А вот папа зачем-то надел свой хороший костюм, белую рубашку, чёрные туфли, и мы вышли из дома.

Решу ЕГЭ и Незнайка объединились,

чтобы запустить свои курсы ЕГЭ в Тик-Ток формате. Никаких скучных вебинаров, только залипательный контент!


Вариант 3

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — и продолжают работать в этом направлении. (2)______ , неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (З) Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Неоновая, или флуоресцентная, лампа, которая была изобретена Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, а галогенная лампа ещё более яркая.

2) Разнообразные осветительные приборы: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — благодаря учёным и изобретателям становятся всё более яркими и экономичными.

3) Учёные и изобретатели создают всё более совершенные осветительные приборы: неоновая лампа потребляет энергии меньше, чем электрическая, а галогенная лампа ярче и экономичнее неоновой лампы.

4) Сначала учёные и изобретатели придумали электрическую, потом галогенную и, наконец, неоновую лампу.

5) Результатом работы учёных и изобретателей в области совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Несмотря на это

5. Вопреки этому

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ШКОЛА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

1. Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Школа жизни.

2. Направление в области науки, искусства. Создать свою школу в науке.

3. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Общеобразовательная школа.

4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании). Откатать школу.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке : НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный . Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Юная спортсменка, которая в очередной раз одержала ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНУЮ победу в соревнованиях юниоров, является сегодня надеждой российской сборной по художественной гимнастике.

2. Для многих настольных игр требуется специальный ИГРАЛЬНЫЙ кубик, на боковых сторонах которого нарисованы цифры или кружки.

3. Родители стремились выбрать для своей дочери ЗВУЧНОЕ имя, мечтая видеть её исполняющей арии из известных опер на сцене Большого театра.

4. Искренняя, ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа всегда помогала людям достичь взаимопонимания.

5. КОРЕННЫЕ изменения, которые произошли за последние десятилетия не только в экологии, но и в питании, оказывают чрезвычайно опасное влияние на здоровье человека.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не менее ВОСЬМИСОТ участников

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Природный памятник «Столпы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печерского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.
Б) ошибка в построении сложноподчиненного предложения 2) Петр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В конце ХVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) К концу 1840-х годов П.Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.
6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».
7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.
8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.
9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, - это любовь или презрение со стороны прессы.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр. .мирить, пр..уныть

по.. считать, о.. бить

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Юные спортсмены стремятся к победе пока (не)совсем осознанно.

3. Когда поднялся занавес, лица зрителей озарились улыбками, настолько точно декорации воссоздавали ещё (не)забытую атмосферу конца прошлого века.

4. (Не)смотря по сторонам, победитель олимпиады поднялся на сцену, и ему был торжественно вручён памятный подарок.

5. Фантастические литературные образы, воплощённые М.А. Врубелем в картинах, (не)мыслятся без изображения природы, гармонично соединённой с фигурами персонажей и раскрывающей их сущность.

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Льющийся с неба свет (КАК)БУДТО растворяется в белоснежных стенах церкви и в ТО(ЖЕ) время отражается от них, придавая им необычайную яркость.

2. Для того ЧТО(БЫ) определить морфемный состав слова, нужно прежде всего понять, к какой части речи оно относится, а (ЗА)ТЕМ определить его морфологические признаки.

3. Принесённый ребятами из леса ёжик СРАЗУ(ЖЕ) забился под диван и весь вечер не подавал (ОТ)ТУДА никаких признаков своей таинственной ежиной жизни.

4. (НА)КОНЕЦ дождь перестал, и сразу ИЗ(ЗА) туч выглянуло ласковое солнце.

5. (ПО)ВСЮДУ в природе было разлито настроение спокойствия и умиротворённости, и звёзды светили ТАК(ЖЕ) безмятежно, как мгновение назад скрывшийся месяц.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

На картине был изображён покрытый золочё(1)ой скатертью стол, на котором лежали и яблоки, и груши, и зелё(2)ый лук, и бледная, как будто недожаре(3)ая, курица, и даже непотрошё(4)ая щука с раскрытой зубастой пастью.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Сегодня с утра в чистейшей небесной лазури ослепительно светит по-зимнему холодное но яркое солнце.

2) Гулко откликнулись прокатились и рассыпались по небу громовые раскаты.

3) Кате вдруг захотелось угостить забавного малыша конфетой или пирожным.

4) Вот мы видим то амбар то лабаз то церковную ограду то часовенку на развилке дороги.

5) После плавания по морям Европы Христофор Колумб обосновался в Лиссабоне и участвовал в различных португальских морских экспедициях.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Норовистый конь (1) закусив удила (2) и (3) сверкая огненными глазами (4) выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух.

За работу с молотком (1) конечно же (2) нужно браться со знанием дела и расчётом. Все понимают, как важно (3) например (4) избежать повреждения пальцев при забивании маленького гвоздя.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Вдоль аллеи парка (1) стоят задумчивые вековые липы (2) в золотой листве (3) которых (4) запуталось осеннее солнце.

День клонился к вечеру (1) и (2) так как вся работа уже была сделана (3) Демьян с наслаждением вытянулся (4) на свежем душистом сене.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

От непогашенной сигареты возникло загорание бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.

- (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?

- (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи. (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.

(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу.

(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!

(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.

(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.

(16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.

(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.

(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.

(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.

(23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.

(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.

(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

(По М. Пришвину*)

*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

помогите пожалуйста с решением вопроса

В тума… ой дали песча… ого берега тускло светились багря… ые огни стари… ой гости… ицы. В гости… ой на краше… ом полу, украше… ом затейливым орнаментом, стоял искус… о сдела… ый стол с искусстве… ыми цветами в стекля… ой вазе. Точе… ые ножки стола с заточе… ыми концами были позолоче… ы. Жже… ые спички лежали на подставке серебря… ого подсвечника с зажже… ыми свечами, рядом стояла позолоче… ая ваза с позолоче… ыми ручками. В ней изумле… ому взору открывался стра… ый набор варе… ых овощей, моче… ых яблок, солее… ых огурцов и кваше… ой капусты. Копче… ая колбаса, туше… ое мясо, мороже… ая рыба, замороже… ые лангусты, толчее… ые орехи, сви… ые отбивные лежали в серебря… ых чашах. На отглаже… ой тка… ой скатерти, сотка… ой из белоснежного льна, стояли деревя… ые блюда, стекля… ые фужеры, оловя… ые ложки, костя… ые вилки. Сквозь закопче… ые стекла еле пробивался лу… ый свет.

В туманной дали песчаного берега тускло светились багряные огни старинной гостиницы. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Точеные ножки стола с заточенными концами были позолочены. Жженые спички лежали на подставке серебряного подсвечника с зажженными свечами, рядом стояла позолоченная ваза с позолоченными ручками. В ней изумленному взору открывался странный набор вареных овощей, моченых яблок, соленых огурцов и квашеной капусты. Копченая колбаса, тушеное мясо, мороженая рыба, замороженные лангусты, толченые орехи, свиные отбивные лежали в серебряных чашах. На отглаженной тканой скатерти, сотканной из белоснежного льна, стояли деревянные блюда, стеклянные фужеры, оловянные ложки, костяные вилки. Сквозь закопченные стекла еле пробивался лунный свет.

Слушай, это довольно долго вставлять. Лучше я напишу тебе правило, а ты сам/а подумаешь, что где вставлять. Знаю, что ты попросил/а дать тебе ответ на задание, не для того, чтобы я тебе тут какое то правило вставляла, но, все таки, посмотри. Может быть, дальше тебе кто то сделает твой номер. А пока, вот правило, если решишься сделать сам/а.

Правило правописания н/нн в суффиксах прилагательных.

В суффиксе пишется "н" если:

1) Есть суффикс: ян, ин, ан.

Пример: багряный, серебряный (суффикс "ян"), голубиный, соловьиный (суффикс "ин"), песчаный, кожаный (суффикс "ан").

Оловянный, деревянный, стеклянный.

В суффиксе слова пишется "нн" если:

1) Есть суффикс енн, онн

Пример: Весенний, осенний (суффиксы "енн") зловонный, червонный (суффикс "онн")

2) Если данное слово поставить в форму существительного, и основа заканчивается на "н".

Примеры: лунный (или луный?) — луна (основа слова "лун", заканчивается на "н", значит прилагательное будет писаться с двумя "нн". Лунный.)

Это довольно просто. Уверенна, эти правила должны быть в Вашем учебнике, раз уж вы проходите или проходили данную тему. Если вы решили попросить кого то сделать её за Вас, то вам было лень заглянуть в учебник и посмотреть правило.

Я никто, чтобы Вас отчитывать, поэтому просто отправила вам правила. Вообще дело, просить сделать за Вас, или нет.

Простите, если оскорбила

Александра Воронкова Ученик (124) Я до сих пор думаю, что обращалась к вам в грубой форме! Ещё раз извиняюсь

ЕГЭ. Русский язык. Тест №29

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — и продолжают работать в этом направлении.

(2)______ , неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (З) Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

5) Результатом работы учёных и изобретателей в области

совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ШКОЛА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный . Выпишите это слово.

шАрфы полилА позвонИт красивЕе дОсуха

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО

употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить.

2) Мария Склодовская-Кюри— единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии.

3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что "И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят".

4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол.

7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях.

8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь

9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

1) под…рить, ун…верситет, отм…чать

2) изм…рение, соб…рать, пром…кнуть

3) предпол..жить, зан..мать, заж..м

4) р…сток, ск…кать, ур…вень

5) р…нтабельный, уд…вляться, изв…нения

1) о..бросить, о..гадка, о..мычка

2) неи…сякаемый, и…точник, чере…чур

3) спорт…нвентарь, небез…звестный, роз…грыш

4) пр…страстился, пр…вентивные меры, камень пр…ткновения

5) бе…шумно, во…тание, …жатие

1) рул…вой, удоста…вать

2) усидч…вый, подчёрк…вать

3) стержн…вой, затм…вать

4) владел…ц, увид…л

5) ненавид…вший, сбивч…вый

1) увлека…мый, вымуч…нный

2) пар…шься, слыш…мая

3) вид…мый, провер…шь

4) задерж…шься, леле…мый

5) выгон…шь, мурлыч..щий

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

14. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

2. Для того ЧТО(БЫ) определить морфемный состав слова, нужно прежде всего

понять, к какой части речи оно относится, а (ЗА)ТЕМ определить его морфологические признаки.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Плодородие— это способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания и воде и обеспечивать урожай, благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств. (2) Плодородие — это важнейшее свойство почвы. (3) Оно во многом зависит от наличия в ней органического вещества — гумуса. (4) Гумус образован разложившимися остатками отмерших растений и животных. (5) Толщина этого слоя в почве различна: в тундре – от 5 см, у степных чернозёмов Юга России –до 1,8 м. (6) Основоположник учения о почве В.В.Докучаев опубликовал в 1883 г. книгу «Русский чернозем», в которой не только раскрыл происхождение черноземов, их свойства и географию, но и показал, что почва — особое естественно-историческое тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа местности и возраста почвы.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

1) Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.

2) У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.

3) Искусство способно объединить людей.

4) Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.

5) Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.

1) В предложениях 3—4 содержится рассуждение.

2) В предложениях 14—15 представлено описание.

3) В предложениях 17—19 представлено повествование.

4) Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 20.

5) Предложения 25—27 включают рассуждение.

24. Из предложения 25 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер этого предложения.

26. «Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М. Пришвин использует такую форму речи, как (А) _____ предложения 1—6). Стремясь донести до читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем образам, используя троп — (Б) _____ («яблоко. смеётся» в предложении 8). ПРИЕМ — (В) _____ (в предложениях 4, 22) — помогает М. Пришвину определить характер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтаксическое средство — (Г) _____ (предложение 10) — подчёркивает неравнодушное отношение автора к родному языку».

3) разговорная лексика

5) лексический повтор

8) восклицательное предложение

9) риторический вопрос.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем

1. Проблема активного жизненного поиска. (Каким образом человек может достичь своих жизненных целей?)

1. Чтобы прийти в жизни к ожидаемым

результатам, необходимо искать пути

достижения поставленной цели, долгое

время находиться в активном поиске.

2. Проблема овладения богатствами родного языка. (Каковы пути овладения богатствами родного языка?)

2. Понимание законов родного языка

передаётся каждому человеку от матери,

от своего народа, во время обучения в

школе, но, чтобы стать мастером слова,

необходимо «встретить свой родной язык,

3. Проблема восприятия языка как друга. (Почему можно воспринимать язык как друга?)

3. Язык спасает человека «от тяжёлого

молчания», позволяет человеку установить

онтакт с другими людьми и окружающим

4. Проблема определения силы искусства. (В чём заключается сила искусства, сила творчества?)

4. Сила искусства состоит в способности

породнить всех людей на земле, сила

творчества выводит одного человека

5. Проблема возможности «соавторства» писателя с читателем. (Когда писатель может считать своего читателя соавтором?)

5. У писателя бывают особенные

творческие удачи, и этими удачами он в

определённой мере обязан встречам с

другими людьми и своим читателям, если,

обращаясь к ним через своё творчество,

он в каждом из них видит друга.

6. Проблема преодоления писателем своего одиночества. (Как писатель преодолевает своё одиночество?)

6. Обращаясь в своём творчестве

к читателю, писатель преодолевает

7. Проблема определения писателем своего жизненного пути. (Что представляет собой жизненный путь писателя?)

7. Жизненный путь творца — это путь

к другому человеку, к другу, которого

писатель видит в каждом.

8. Проблема определения мудрости. (В чём состоит человеческая мудрость, мудрость писателя?)

ЕГЭ -2022. Русский язык. Полугодовая мониторинговая работа. Вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

На королевскую площадь пожаловал сам король и его двор. На королевскую площадь прибыли вельможи, сановники и министры. На королевскую площадь примчались лавочники, подмастерья и ротозеи. На королевскую площадь пришли ремесленники, хлебопашцы и пастухи. На королевскую площадь приплелись старик и старуха из дальней деревни. Воздушный шар, туго надутый лёгким газом, готов был ринуться в далёкий полёт. (…) удерживали прочные стропы, привязанные к кольям, вбитым в землю.

(Отрывок из сказки Е.А.Пермяка «Мыльные пузыри»)

1) Для художественной речи особенно характерно использование стилистических приёмов, например, такого как синтаксический параллелизм (1-4 предложения).

2) Фрагмент сказки относится к такому типу речи, как описание, цель которого в том, чтобы передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

3) Основная функция языка художественной литературы – воздействие на чувства, воображение и мысли читателя. В отличие от публицистического стиля воздействие на читателя достигается не приведением логических доводов, а путём создания живых образов.

4) В данном тексте присутствует эмоционально-экспрессивная лексика, возвышенная лексика – заметная черта публицистического стиля.

5) В тексте использованы семантико-стилистические синонимы –слова, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской («пожаловал», «прибыли», «примчались», «пришли», приплелись»)

2. Самостоятельно подберите личное местоимение в косвенном падеже, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка. Детская площадка во дворе.

2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство. Деревня в сто дворов.

3. Отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме, усадьбе. Ворота во д. Сарай во дворе. Скотный, птичий, конский д. (в усадьбе: для содержания скота, птицы, лошадей).

4. В нек-рых сочетаниях название производственных участков, учреждений. Машинный д. (на сельскохозяйственном предприятии). Литейный д. Грузовой д. (на железнодорожной станции). Монетный д. (предприятие, изготовляющее металлические деньги, медали, ордена). • На дворе (разг.) о наличии какой-н. погоды, времени суток или года. На дворе мороз. Ночь на дворе. На дворе уже осень. Не ко двору кто (разг.) не подходит, не может прижиться. Не ко двору пришёлся кто-н. Со двора (ушёл, выехал) (прост. и устар.) из дому. С утра ушёл со двора.

5. В монархических странах: монарх, его семья и приближённые к ним лица. Царский д. Находиться при дворе. Близок ко двору.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

болтлИва вручИт ловкА наделИт отрОчество

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Все зрители были заворожены ПЕВУЧИМ голосом талантливой актрисы, исполняющей в спектакле главную роль.

Пальто из кожи мой друг НАДЕВАЕТ в промозглые осенние дни.

Этот выдающийся физик оказался полным НЕВЕЖЕЙ в искусстве. Город попал в настоящую ДЫМОВУЮ завесу, стало трудно дышать. В высоких БОЛОТНЫХ сапогах, с ружьём за спиной бродит Сева по болотам целыми днями в поисках дичи.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более пятиста человек

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление формы местоимения.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Первый и второй абзацы – это описание осеннего леса, природы.

2) Группа запорожцев решили написать письмо турецкому султану.

3) Знакомясь с классическим произведением, герои увлекают читателя.

4) Люди выбирают депутатов для того, чтобы они защищали ихние гражданские права, рассматривали и принимали законы.

5) Учителя, проработавшие всю жизнь в школе, без сомнения, заслуживают уважения.

6) Сонечка возразила, что она не согласна убегать от трудностей.

7) Узнав об этом происшествии, я решил уехать из города.

8) Интересно, что самые глубокие мысли приходят в одиночестве.

9) Благодаря силы воли он смог преодолеть все преграды.

1) консервировать, потеплевший, карьерист

2) горизонтальный, редколесье, асфальтировать

3) озаривший, (предвыборная) кампания, агитация

4) томительный, оглавление, роскошный

5) разговор, великолепный, колонна

1) бе..челюстной, и..пуг, и…текать

2)пр..творить (в жизнь), пр…морский, пр…умный

3)без..нициативный, до..грать, сверх…ндустриальный

4) и..кажённый, бе..жалостный, во…разить

5)и..брать, и..мерить, во…разить

2) француз..кий, англо-рус..кий

3) попроб..вать, заведом..

4) стар..нький, заманч..вый

5) ноч..вка, реш..нный (вопрос)

1) плач..щий (малыш), (бумаги) отыщ..тся

2) знач..щиеся (по списку), (капли) брызж..т

3) колыш..щегося от ветра, маш..щая (крыльями)

4) леч..щего (врача), (они) теш..тся

5) люб..щий, ссор..щиеся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Приведённый список документов далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

Я (НЕ)УСПЕЛ оглянуться, как утки взмыли над озером.

Было (НЕ)ВОЗМОЖНО посчитать, сколько фазанов на поляне.

Так стоять можно долго, ощущая на лице (НЕ)ВЕТЕР, а дыхание ветвей.

От ветра колеблется каждый стебелёк с ещё (НЕ)ВЫСОХШЕЙ росой.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЧТО) БЫ отец ни делал (В) ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.

Коротко да ясно, (ПО) ТОМУ и прекрасно, (ЗА) ТО нехорошо, коль пространно и скучно.

На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО (БЫ) я ни делал, мне ТО (ЖЕ) всё прощалось.

От выступления докладчика и (ОТ) ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО) ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

О человеке судят не (ПО) ТОМУ, что он о себе говорит или думает, а (ПО) ТОМУ, что он делает.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В пейзажных работах Сальвадора Дали использова(1)ы различные приёмы, что заметно в ряде тонко написа(2)ых акварелей, сдела(3)ых одной краской - сепией.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ночью ветер злится да стучит в окно.

2) Раннее утро в самом разгаре и дышится по-весеннему легко и радостно.

3) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5) С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по тропинкам в октябре нельзя ступить.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В картинах Поленова нет (1) как говорится (2) сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны (3) даже (4) для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

. Мама сказала(1) что дядя Коля настаивает(2)чтобы я переехал на время к нему в Брянск(3) что он устроит меня в брянскую гимназию(4) и что это совершенно необходимо.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Стало свежо и сыро — мы плотнее закутались в плащи. (2)Дремота начала одолевать нас, но слух оставался по-прежнему чутким: шевелился ли кто-нибудь из товарищей, гребцы ли сдержанным шепотом перекидывались словами — глаза тотчас же открывались, как будто сами собой.

(3)С час мы плыли таким образом, как вдруг были выведены из полусонного состояния новым сильным ревом. (4)Олень стоял на этот раз шагов за сто от нас, на самом берегу. (5)Еще минута — он тяжело бухнулся в воду.

(6)— Гребите, ребята! — шепнул Степан, и длинное весло его с силой погрузилось в воду, направляя лодку к правому берегу, куда должен был выйти олень.

(7)Гребцы налегли на весла, и лодка полетела, а мы, схватив ружья, вперили глаза в темень, стараясь разглядеть что-нибудь. (8)Но как ни старались гребцы, как неутомимо ни управляли тяжелыми веслами жилистые руки Степана, мы не поспели. (9)Шагах в двадцати от нас олень с шумом выпрыгнул на берег, так что отбросанные его копытами куски земли попадали в воду и брызги полетели. (10)И долго еще прислушивались мы к треску камыша, ломающегося под ногами скачущего животного. (И.Бильфельд)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.

(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.

(6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в тёплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова — "грузить раненых", — то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.

— (10)Ждите! — отвечали мы.

(11) Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.

(12) Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай — может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет об его судьбе.

(13) Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.

(14) Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15) Иные из женщин плакали от жалости. (16 )Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17) Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.

(18) Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19) Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.

(20) Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.

(24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.

(27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию — "цыганским базаром". (29)Разноплемённая эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.

(31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки. (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.

(34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда он с трудом повторил:

— (40)Есть славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва. брат мой.

(42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель.

1)Брестский вокзал был в годы войны главным вокзалом Ленинграда. 2)Часам к трём утра трамвайщики подавали на Брестский вокзал санитарные поезда.

3) Женщины приходили на Брестский вокзал в надежде встретить мужа, брата, сына или однополчанина родного человека.

4) Военный госпиталь в Лефортово не мог принять всех раненых, и их уводили в другие госпитали.

5) Рассказчик после войны ни разу не был в Лефортово, госпиталь он видел ночью только во время войны.

1)В предложениях 1-3 содержатся элементы описания.

2) В предложениях 6-8 представлено рассуждение.

3) В предложениях 14-16 представлено повествование.

4) В предложениях 43, 47-48 содержится пояснение того, о чём говорится в предложениях 40-41.

5)В предложениях 47-48 представлено рассуждение.

24. Из предложений 16-19 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 10–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий)

26. К.Г. Паустовский, рисуя картину военного времени, акцентируя внимание читателей на описании работы санитаров, на их отношении к раненым, использует стилистический приём (А) ________ (предложения 2,3, 18,26). Весь ужас положения истерзанных войной людей автор выражает с помощью тропа (Б) ______ (предложение 9). Объясняя причину поведения женщин, которые ждали транспортировки раненых, писатель обращается к синтаксическому средству (В) ______ (предложение 14). А троп (Г) ______ («нелепостей, порождённых войной» в предложении 9, «томительный рейс» в предложении 18, «скучными рядами» в предложении 22) усиливает впечатление читателя от описанной картины одного эпизода войны.

8) восклицательные предложения

9) риторический вопрос

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: