Мужчина опирается на стол

Обновлено: 19.05.2024

Люди так устроены, что состояние влюбленности скрыть просто невозможно, ведь даже когда человек молчит, он постоянно сигнализирует Вселенной о своих осознанных или неосознанных желаниях.

Школа невербалики: тайные жесты мужчин пригодится в любой точке мира, так как этот язык общения не имеет речевых барьеров и территориальных границ. Можно разгадать симпатию мужчины по жестам, занимаемой позе, продолжительности взгляда, прикосновениям и поглаживаниям.

Именно так можно быстро распознать истинные намерения человека: ключевые признаки лжи во время разговора или же наоборот, активную заинтересованность в продолжении отношений.

Толкование прикосновений

Язык прикосновений мужчины весьма простой и, как правило, легко поддается расшифровке и распознаванию. Невербальные сексуальные сигналы мужчин схожи для всех народностей и помогают хорошо ориентироваться при невозможности завязать словесный контакт отсутствие или когда у вас есть подозрение, что Вам говорят неправду.

Сексуальные сигналы первого уровня – это легкий флирт, когда мужчина только присматривается к партнерше. Толкование прикосновений вносит в эту категорию такие невербальные жесты, как поправление прически у женщин и втягивание живота у мужчин. Главная цель – привлечь и зафиксировать внимание партнера на своей особе.

Можно отдельной графой выделить позу человека, который желает привлечь Ваше внимание. Даже внешне мужчина начинает казаться выше, значительные, его спина выпрямляется, плечи поднимаются и разводятся в сторону, весь его внешний вид как бы говорит: «Я самый красивый, презентабельный и достойный внимания».

Речь идет о бессознательных импульсах без конкретных намерений. Если же отношения будут развиваться, имеет смысл изучить толкование прикосновений: сексуальные сигналы второго уровня.

Вы заметите, как мужчина постепенно сокращает дистанцию, стремится максимально приблизиться. Его голос становится громче обычного, собеседник чрезмерно звучно смеется, активно реагирует на каждое сказанное Вами слово.

Меняется и его поза: мужчина старается либо расставить ноги пошире (обольщение – настоящий бой с провидением, поэтому ему нужно твердо стоять на ногах), либо же наоборот, демонстрирует откровенную расслабленность и вальяжность.

Школа невербалики: тайные жесты мужчин

Скрытая симпатия мужчины

Школа невербалики: тайные жесты мужчин предупреждают, что долгий взгляд и желание получить ответный зрительный контакт – стопроцентный признак флирта. Таким образом, Ваш партнер пытается понять, готова ли женщина к дальнейшим мерам по сближению или же стоит поискать новую жертву.

Выполняя толкование прикосновений, обратите внимание на демонстрацию больших пальцев рук. Толкование прикосновений предполагает, что любые жесты руками в районе нижней части живота и гениталий говорят об интимном характере беседы, тем более, если собеседники – это мужчина и женщина.

Во время разговора он может спрятать обе руки в карманы, но большие пальцы рук будут торчать наружу, или же мужчина закладывает их за ремень. Тут уже явно речь идет о подсознательном или осознанном сексуальном голоде. Ведь даже еще Фрейд предупреждал, что любые торчащие предметы удлиненной формы – относятся к эротике. Нет ничего удивительного в том, что этот жест наиболее распространен во время мужских разговоров: это демонстрация своего авторитета и желания доминировать.

Школа невербалики: тайные жесты третьего уровня подразумевают, что беседа приняла откровенно сексуальный подтекст. В какой-то момент можно заменить, что дыхание, скорость речи, позы и жесты партнеров становятся подобны зеркальному отражению. Невербальные жесты влюбленного взрослого мужчины начинают копировать те телодвижения, которые совершает женщина.

Школа невербалики: тайные жесты мужчин

Язык жестов мужчин

Проследите за тем, как мужчина реагирует на прикосновения, если желаете глубже понять его характер. Язык жестов мужчин предполагает ответную реакцию, принятие и одобрение. Достаточно просто взять партнера за руку и нежно ее пожать и данный невербальный жест будет означать для Вашего партнера больше, чем сотни пустых слов. Еще один признак влечения мужчины к женщине – поглаживание ножки бокала, поверхности стола или расположенных рядом предметов. Это верный признак того, что он настроен к нежности и готов столь же ласково прикасаться к Вашему телу.

Более активные тайные жесты мужчины станут быть непонятны женщине, к примеру, если он невзначай сделает шлепок по мягкому месту. Это знак одобрения, вспомните спорт, там спортсмены непременно делают этот жест, если хотят поощрить командного игрока.

Язык прикосновений мужчины легко читается, если он влюблен: во время разговора зрачки расширяются, брови приподнимаются вверх, взгляд как бы невзначай задерживается на Вашем лице дольше, чем положено. Еще один показатель заинтересованности - это улыбка, которая не сходит с его лица при встрече с предметом обожания.

Жесты мужчины когда нравится женщина становятся мягче, нежнее, продолжительнее по времени. Прикосновения влюбленного мужчины будут демонстрировать окружающим, что Вы принадлежите только ему. Школа невербалики: описывает такие тайные жесты мужчин, как снятие пылинок с Вашей одежды, случайные прикосновения, желание оказать помощь, если Вы спускаетесь или поднимаетесь по лестнице.

Точно также легко можно прочитать язык жестов мужчины, который не заинтересован в развитии отношений. Такой партнер будет поглаживать переносицу, теребить мочку своего уха или посторонний предмет в руках, полностью прятать руки в карманах или сжимать их в кулаки.

Куда как сложнее прочитать взгляд мужчины, даже если он постоянно отводит глаза, весьма часто это не говорит о намерении уйти. К такому действию его может мотивировать смущение, не желание быть навязчивым, а также страх выдать свои настоящие чувства и намерения по отношению к Вам.

Язык телодвижений: диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам

Анализировать жесты удобнее от более крупных (поворот и наклон головы и корпуса, руки как барьеры; направление носков и скрещенность ног) к мелким (мимика, ладони, рука к голове, пальцы). Считают, что части тела, расположенные ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию и выражать симулируемые эмоции из-за того, что их легче сознательно контролировать. Более удаленные от головы части тела скорее выражают действительные эмоции и отношения.

При анализе жестов рекомендуется следующее:

Другим способом является демонстрация своей открытости: легкий наклон головы в сторону, улыбка, контакт глаз на две трети времени общения, открытые ладони и т. п.

Дозированное использование доминирующих, агрессивных и сексуальных жестов способствует раскачке партнера и может оживить затухающий контакт и усилить влияние.

Зная смысл жестов и поз, можно частично управлять и своим состоянием, просто исполняя те из них, которые нужны. Например, изображая уверенность, ее можно внутренне приобрести.

Дистанция между общающимися может показать, насколько люди желают контактировать друг с другом. Приближение к вам свидетельствует, что этот человек хочет контактировать с вами. Однако при таком сближении следует учитывать наличие у людей «интимной зоны», вторжение в которую посторонних вызывает у них дискомфорт, выделение адреналина, увеличение частоты сердечных сокращений, прилив крови к голове и мышцам, т. е. сдвиги в организме, направленные на подготовку к бегству или отпору.

Полицейские, занимающиеся допросом преступников, преднамеренно нарушают границы личной зоны, чтобы сломать их сопротивление. Руководящие работники могут использовать этот прием, чтобы получить информацию от своих подчиненных. В то же время использование этого приема при контакте с клиентами является грубой ошибкой.

Чем более интимны отношения между людьми, тем ближе они могут подходить друг к другу, не боясь вторжения в личную зону другого. С другой стороны, нового работника коллеги держат на дистанции (в деловой зоне), пока не узнают его лучше. По мере того как сотрудники лучше узнают его, эта дистанция сокращается.

1. Позитивные жестовые выражения

Выражение симпатии. Среди многих средств выражения симпатии особое место занимает пожатие рук. Однако необходимо учитывать, что женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тяжелого состояния, не пожимает рук. Она мягко берет ее руки в свои и таким образом выражает свою симпатию. Симпатия может выражаться просто прикосновением к ее объекту.

Открытость, искренность, доверие. Человек, говорящий доверительно, скорее всего не сделает жестов рукой у лица типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам.

Рукопожатие двумя руками имеет целью показать своему собеседнику искренность, отзывчивость или глубину своих чувств к нему. Левая рука применяется при этом для передачи дополнительных чувств по отношению к собеседнику. При этом если инициатор рукопожатия держит своего собеседника за локоть, то это говорит о его более теплых чувствах по сравнению с тем, если бы он держал его за кисть.

Одним из многих жестов, выражающих открытость партнера по общению, являются открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед.

Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, то прячет ладони за спину. Взрослый человек в подобной ситуации обычно прячет свои ладони в карманах или под скрещенными руками. Бизнесменам следует поэтому обращать внимание на ладони клиента, когда он объясняет причину, по которой не может заключить сделку. Правдивая причина высказывается при открытых ладонях.

Открытая кверху ладонь используется как жест, выражающий покладистость и не несущий в себе ничего угрожающего. Человек, к которому обращаются с просьбой, в этом случае не чувствует никакого давления в этой просьбе и скорее всего ее выполнит.

Другой характерный жест — расстегнутая куртка (пиджак и т. д.) Человек, доверяющий другому, расстегнет, а то и снимет ее в его присутствии. Открытость, как и другие аттитюды, заразительна. Между людьми с расстегнутыми куртками, пиджаками согласие возникает легче, чем между теми, у кого пиджаки и куртки застегнуты на все пуговицы.

Жест «руки, прикладываемые к груди», расценивается как открытость и честность. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались.

Партнер сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги — это знак открытости. Раскачивание на стуле отражает удовлетворение ситуацией.

Приближение к другому человеку означает желание вместе работать над общим вопросом.

2. Заинтересованность, желание взаимодействовать, кооперироваться

Наклон головы набок. Еще Чарльз Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Если на лекции головы большинства студентов не наклонены набок, преподаватель должен насторожиться: группе занятие неинтересно. Когда слушатели «теряют мысль», их головы поднимаются. Плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Наконец тело принимает позу, направленную на выход из помещения. Тем самым лектору как бы сигнализируют: «Достаточно».

Почесывание, поглаживание подбородка или подбородок, выдвинутый вперед, тоже означает размышление, процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом вкось, как бы желанием увидеть ответ на проблему вдалеке.

Ходьба взад-вперед. Многие люди, решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прогуливаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль.

Готовность к действию. Речь идет о состоянии, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой стремится.

Руки на бедрах — это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой позы в положении сидя — если человек сидит на краю стула, он ориентирован на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.

Опора на стол широко расставленными руками — это сильный призыв: «Слушайте меня, у меня есть что сказать!» Если присутствующие этого не понимают, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Человеку в такой позе не надо мешать высказаться. Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то собеседник обычно приближается к вам, входя в личностное пространство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».

3. Негативные жесты

Скука, надоедливость. Человек, который понимает, как важно сохранять интерес своей аудитории, всегда следит за жестами слушателей, означающими скуку, нетерпение, такими, например, как постукивание по столу рукой или по полу ногой, щелканье колпачком ручки и т. п. Если ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты, то этот человек и не старается скрыть свою скуку.

Машинальное рисование на бумаге ручкой или пальцем по столу человеком с абстрактным мышлением означает, что его интерес к разговору снижается.

Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю») — явный признак того, что человек спит с открытыми глазами. Отсутствие какого-либо движения глаз вообще или прикрытые веки выражают крайнюю степень скуки или полное безразличие к происходящему.

Касание или потирание носа, век, уха свидетельствует о том, что человеку надоело, он не хочет видеть и слышать. Если у него корпус повернулся в другую сторону, значит его что-то интересует больше.

Если человек надоел собеседнику своими проблемами, последний начинает избегать контакта глаз; если это не понимается, то собеседник откидывается назад, сидя в кресле, или начинает посматривать на часы. Затем он может встать, взять какую-нибудь бумагу, книгу, журнал и т. п.

Отрицание, недовольство. Отворачивание лица в сторону («нос воротит») — универсальный жест, означающий недовольство и отрицание. Аналогичный жест — взгляд, направленный вниз («смотреть себе под нос»), взгляд исподлобья, взгляд сбоку.

Жестами, выражающими отрицание, несогласие, являются также скрещенные ноги, отклонение тела назад, сложенные руки, поворачивание тела в сторону, потирание носа, собирание пылинок с одежды.

Подергивание себя за ухо означает часто желание перебить собеседника при несогласии с ним. Это желание возрастает с эмоциональным накалом беседы. Поэтому говорящему нужно уметь вовремя замечать невербальные сигналы, сообщающие об этом желании. Все они происходят от школьного жеста поднимания руки. Поскольку все осознают, что простое поднимание руки будет тут же понято, как прерывающий жест, человек маскируется.

Если рука поднимается сантиметров на 15–20, то она уже не остановится, а пойдет дальше, дойдет до мочки уха, чуть потянет за него и лишь затем вернется вниз. Или же вместо этого человек прижмет указательный палец к сжатым губам, как бы не давая словам выйти. У тех же, кто сознательно подавляет у себя эти жесты, обычно рука поднимается на несколько сантиметров, а затем падает обратно. Другая крайность — говорящего прерывают, хватая его за руки.

Потирание затылка, взгляд исподлобья или поверх очков, подбородок опирается на ладонь или большой палец при поднятом вверх указательном пальце и нахождении остальных пальцев у рта или щеки, — все это означает, что у человека имеется критическая оценка, негативное отношение к происходящему.

Замкнутость, отгороженность, упрямство, защита. Пиджак застегнут, скрещенные ноги стоя: одна нога прямая, другая либо согнута и стоит на носке, либо тоже прямая и заступила за первую — это признак того, что человек замкнут, не хочет вступать в тесный контакт, совместную деятельность. Руки или одна рука в кармане могут означать нежелание участвовать в разговоре или общем деле.

Скрещенные на груди руки — негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации. Этот жест используют люди, защищающие свое право быть услышанными. Это фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Люди обычно не понимают этого простого жеста — он же сигнализирует, что данный человек выпал из разговора. Однако эта поза может означать и то, что человек просто комфортно расположился. Поэтому надо обратить внимание на его кисти: расслаблены, они или сжаты в кулаки, или стиснули одна другую так, что пальцы побелели.

Скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, — это те, кто оказывает наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки — это действительный противник, проявляющий упрямство.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Сжатые губы или когда человек говорит сквозь зубы, почти не двигая губами, свидетельствует тоже о защите.

Подозрение, недоверие, скрытность. Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой (у правшей). Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обыденном языке, например «левые доходы». Поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой — «плохо». Если человек придерживается позиции, резко отличной от позиции другого, он может прикрывать рот рукой, не желая начинать спора.

Если человек стремится не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. Жестом, отражающим подозрение, часто является взгляд исподлобья.

Тесно сцепленные кисти рук — это тоже жест подозрения и недоверия.

Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, обозначающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация жеста касания носа — касание мочки уха или потирание глаза.

Неуверенность, нервозность. Типичный жест в этом случае — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга. Это означает потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Трогание или потирание спинки кресла перед тем как в него сесть, например, на совещании, тоже может свидетельствовать о неуверенности, нервозности человека.

Медленное потирание ладоней друг о друга или вытирание влажных ладоней о платок, одежду тоже свидетельствует, что человек нервничает. Чтобы избавиться от гнетущей его тревоги, человек может теребить себя за ухо.

Жестами, обнаруживающими неуверенность, тревожность, могут быть пощипывание руки, сжатие кончиков пальцев руки или притягивание их к себе, покашливание, грызение ногтей или карандаша, почесывание шеи пальцем, скрещенные ноги стоя.

Фрустрация, психическая напряженность, агрессия. Прерывистое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т. п., — типичный признак фрустрации. Разозленные люди обычно начинают прерывисто дышать и пропускают воздух через раздувшиеся ноздри с такой силой, что раздается что-то типа храпа. Тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает гнуть свое, может столкнуться с серьезными неприятностями. О враждебности свидетельствует и взгляд искоса с опущенными бровями и уголками рта, нахмуренный лоб.

Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, и общаться с ними непросто. Их надо расслабить. Можно наклониться к ним во время разговора; например, если начальник выходит из-за своего стола, садится рядом с подчиненным и склоняется к нему — руки у того сразу расцепляются.

Движение кисти взад-вперед с поднятым указательным пальцем; руки, скрещенные на груди при сжатых в кулак пальцах; показывание пальцем на партнера; держание рук на поясе при сжатых кулаках и широко расставленных ногах или с большими пальцами рук за поясом — все это жесты агрессии по отношению к партнеру по общению.

Жесты самоконтроля. Один из самых обычных жестов этого типа — руки заведены за спину и одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, — скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла; например, у зубного врача. Человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Жесты, выражающие превосходство, доминирование. Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — авторитарная поза. Так часто стоят полицейские, высшие руководители, армейские старшины, сержанты перед новобранцами. О доминировании могут свидетельствовать и руки, соединенные за головой, а также прикрытые веки.

Руки в карманах, большие пальцы снаружи — свидетельство превосходства над партнером по общению, как и ноги на столе или подлокотнике кресла.

Возвышение себя. Если человек хочет дать понять собеседнику свое превосходство, то ему следует физически подняться над этим человеком: сесть выше, когда оба сидят, или встать. Психологи, ведущие семинары, обычно строго требуют от участников не подниматься и не создавать других искусственных барьеров между ними и их оппонентами. Скорее они должны приблизиться к тем, с кем не соглашаются.

Желание занимать главенствующее положение может выразиться уже в первом рукопожатии. Если кто-то твердо схватывает руку другого и поворачивает ее так, что его рука оказывается сверху, то он пытается добиться доминирования. Если же он поворачивает руку другого иначе, в том числе протягивает свою руку ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного. Психологи обратили внимание, что большинство менеджеров, добившихся успеха в работе, при пожатии руки использовали вариант доминирования.

Ложь. Ее характеризуют следующие жесты: отведение взгляда; контакт глаз менее одной трети времени общения; взгляд в сторону с почесыванием шеи, затылка; потирание глаза (века); касание рукой уха, носа, губ; прикрытие рта рукой; притворное покашливание; натянутая, формальная улыбка, при которой не видны зубы; улыбка без моргания; оттягивание воротничка; дым от сигареты из уголка рта; сокрытие ладоней; медленное потирание ладоней одна о другую.

Диагностируя ложь, следует учитывать, что если один партнер считает другого выше себя по статусу, то он может меньше смотреть в его глаза. Кроме того, перечисленные жесты могут означать важность обсуждаемых вопросов для этого партнера или неуверенность его в том, что он говорит, в реакции партнера на его слова.

Закрытость — открытость общения для третьих лиц. Когда двое разговаривают стоя, глядя друг другу в лицо, ступни параллельны друг другу, но не вместе — это означает, что они стоят в закрытой позиции, делающей невозможным присоединение третьего участника, — всем видно, что они ведут частный разговор, хотя в нем нет ничего конфиденциального. Если же двое стоят в открытой позиции, слегка развернувшись друг от друга, то такая позиция ведет к образованию кружка из четырех, пяти и даже более человек.

Eвгeний Ильин, доктор психологических наук, профессор Рoccийского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ

Мимика, взгляд, поза и жесты

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

Евгений Паcтyxoв, кандидат физико-математических наук, начальник отдела анализа внешней среды Европейского трастового банка

Подсказки и комментарии

А теперь — правильные ответы.

1. Жест «ладони рук раскрыты вверх» обычно скоро­течен: во время разговора одна или две руки на мгно­вение оказываются раскрытыми ладонями вверх.

Означает искренность, открытость.

2. Руки прячут в карманы, когда испытывают чув­ство вины или напряженно воспринимают ситуацию. Когда, например, ругают ребенка, частенько делают замечание: «Вынь руки из карманов!».

Многие, поднимаясь с места для выступления, тут же прячут руку в карман — признак напряженного вос­приятия ситуации: выступать перед людьми непросто.

3. Расстегнутый пиджак (или снятый) означает от­крытость, дружеское расположение («душа нараспаш­ку»).

4. Руки, скрещенные на груди, — это защита, обо­рона («душа на замке»).

5. Расслабленные кисти рук указывают на спокой­ствие человека.

6. Руки, сжатые в кулак, означают защиту, оборону. Резюмируя смысл жестов 1, 2, 5 и 6, видим, что

состояние кистей рук очень информативно. Именно поэтому во время деловых бесед, переговоров реко­мендуется держать руки на столе. Это воспринимается как уважительное отношение к партнеру, желание не лишать его информации о себе.

7. Если собеседник сидит на краешке стула, скло­нившись вперед, это свидетельствует о его заинтересо­ванности. Человек как бы «тянется» к своему партнеру.

8. Подпирают щеку рукой обычно при погруженно­сти в раздумье.

9. Этот жест означает критическую оценку услышан­ного.

10. Признак внимательного слушания (не только, у человека, но и у собак, птиц).

11, 12. Характеризуют момент принятия решения.

Объяснить этот жест можно так. В подбородке нахо­дятся нервный центр, регулирующий мозговое крово­обращение, и связанные с ним биологически актив­ные точки (БАТ) (не случайно удар в челюсть приводит к нокауту — потере сознания). Прикасаясь к соответ­ствующим БАТ, мы стимулируем мозговое кровообра­щение, что активизирует работу мозга.

13. Желание выиграть время, подготовка к решитель­ному действию.

14. Покусывание предметов означает потребность в дополнительной информации.

15. Расхаживают, как правило, в момент принятия трудного решения.

16. Пощипывание переносицы означает напряжен­ность размышлений. В переносице находится еще один центр мозгового кровообращения. Стимуляция находящихся там БАТ способствует притоку крови к мозгу.

17. 18. Человек говорит неправду (особенно харак­терны для детей). Если это ваш слушатель, то это озна­чает, что он сомневается в услышанном.

19. Подозрение, сомнение.

Но на Востоке принято, разговаривая, отводить глаза в сторону и лишь изредка бегло «одаривать» взглядом. У японца или корейца это знак вежливости. Американ­цы, напротив, привыкли смотреть прямо в глаза собе­седнику.

20. Обращенные к выходу ноги или все тело одно­значно говорят о желании уйти.

21. 22. Сомнение, если слушает сам, и обманывает, если говорит.

23. Превосходство, уверенность.

24. Готовность к подчинению.

25. Руководитель не принимает идей собеседника.

26. 27. Руководитель (хозяин кабинета) дает понять, что разговор окончен.

28. Жест превосходства, уверенности в себе.

29. Демонстрация власти или угрозы.

30. Пиджак, застегнутый на все пуговицы, символи­зирует официальность, подчеркивание дистанции.

31. Свидетельство заинтересованности, что очень нравится собеседникам: каждому лестно осознавать себя интересным для другого.

На этом построена одна из «женских хитростей»: закапывать в глаза капли (белладонны, атропина), рас­ширяющие зрачки, чтобы понравиться. (И нравятся! Иначе этот способ не пережил бы столетия.)

32. Свидетельство скрытности, утаивания своей по­зиции: человек как бы боится, что по глазам прочтут о скрываемом им.

Вопросы

Вы продолжаете изучать состояние партнера. Что вы скажете о нем в следующих случаях?

1. Человек пощипывает мякоть руки между боль­шим и указательным пальцами.

2. Руки сцеплены, образуя как бы один большой кулак; большие пальцы могут ритмично потирать друг друга.

3. Взгляд опущен, лицо повернуто в сторону.

4. Рот расслаблен, подбородок слегка выпячен впе­ред.

5. Взгляд собеседника встречается на несколько се­кунд с вашим, на лице — легкая улыбка.

6. Он отводит глаза, услышав вопрос.

7. Во время ходьбы голова опущена, руки сцеплены за спиной.

8. Сидит «верхом» на стуле.

9. Скрестил ноги (нога на ногу).

10. Скрестил руки на груди, скрещены ноги.

11. Женщина, скрестив ноги, покачивает верхней.

12. Взгляд поверх очков.

13. Быстро снимает очки и бросает их на стол.

14. Захватывает нос кончиками пальцев, часто при этом глаза закрыты.

15. Сидит, отклонившись назад.

16. Голова наклонена вперед, взгляд исподлобья.

17. Тело повернуто в сторону, взгляд сбоку.

18. Руки на бедрах (стоит).

19. Руки опираются на колени (сидит).

20. Стоя, опирается на стол руками, широко расста­вив их.

21. Переплетены пальцы рук, большие пальцы по­тирают друг друга.

22. Женщина медленно поднимает руки к шее; если надето ожерелье, то притрагивается к нему.

23. Грызет ногти, ручку или карандаш.

24. Частое дыхание, иногда сопровождаемое неяс­ными звуками.

25. Кисти рук сжимают друг друга.

26. Потирание шеи ладонью.

27. Женщина непроизвольно поправляет прическу.

28. Мужчина начинает пинать стол, например.

29. Держится прямо.

30. Раскрытые кисти рук упираются друг в друга паль­цами (наподобие «домика»).

Значение некоторых жестов и поз

Часто человек, пытающийся убедить своих собеседников, обращает внимание лишь на реакции и настроения своих слушателей, забывая о собственном поведении. Основными ошибками убеждающего в данной ситуации являются следующие формы поведения:

1. «Я прав, потому что это моя точка зрения».

Именно такая позиция доминирует при возникающих спорах. Такой подход, безусловно, является плохим основанием для делового общения.

Рассмотрение общения лишь со своей точки зрения является признаком ограниченности.

Нельзя забывать о том, что в деловом общении личные интересы всегда сводятся к «общему знаменателю», т.е. подчинены общей цели. И лучше убеждать оппонента не в правильности своей точки зрения, а в необходимости решения проблемы для блага общего дела, процветания предприятия (фирмы). Т.е. вместо противника сделать его своим сообщником. Если же вы будете продолжать навязывать ему свою точку зрения, велика вероятность того, что в итоге вы будете обречены на монолог с собой.

2. Никогда не признаваться в своих ошибках.

Особенно неблагоприятна ситуация, при которой вы пытаетесь убедить оппонента в заранее ошибочной позиции. Причинами могут стать ваше упрямство, амбиции, отсутствие самокритичности и просто упрямство.

В данном случае нужно помнить о том, что ошибка всё равно будет раскрыта и лучше сделать это самому, что поднимет вас в глазах оппонента. Лучше сделать это с некоторым сожалением.

3. Не различать в критике позицию и личность оппонента.

Результатом такой ошибки в вашем поведении может быть возникновение у оппонента чувства неприязни или даже ненависти к вам, что лишь усложнит процесс убеждения. Чтобы избежать этого, лучше придерживаться следующих правил:

в критике никогда не затрагивать личность оппонента;

критиковать результаты и последствия, а не мотивы и намерения;

никогда не загонять оппонента "в угол", оставлять возможность реабилитации, оправдания, возможность достойно выйти из положения;

давать человеку возможность спасти свой престиж, не стремиться полностью разрушить его позиции.

Перед тем, как управлять мнениями и настроениями других людей, руководитель должен уметь корректировать своё поведение, знать возможные способы заинтересовать и расположить к себе аудиторию.

Подобные методы можно объединить в следующих 8 советах:

1. Представьте себе цель своего общения. Чётко осознайте, что вам надо от вашего собеседника, как вы собираетесь повлиять на него.

2. Узнайте поподробнее о своих слушателях. Кто они? Что знают? Как много информации им нужно сообщить? Каковы их знания и опыт?

4. Создайте слушателям яркую картину. Используйте яркий, образный язык, рассказывайте истории, приводите примеры, метафоры.

5. Убедите слушателей. Демонстрируйте уверенность, доверие, энтузиазм.

6. Любите своих слушателей. Оставьте своих слушателей с чувством уважения к вами и к ним. Заботьтесь о своей аудитории. Выслушивайте своих слушателей, обращайтесь к ним по именам.

Читайте также: