Можно ли во время беседы поставить локти на стол

Обновлено: 17.05.2024

«Не клади руки на стол», — учила многих мама в детстве и, как это часто бывает, была права. Специалист по этикету Ксения Маркова объясняет, как правильно вести себя в ресторане и почему руки лучше держать под столом.

Как правильно держать руки?

В России и в большинстве европейских стран правильная позиция за столом — это прямая спина, прижатые к телу локти и опущенные на колени кисти рук. Если не держим в руках приборы, то есть не находимся непосредственно в процессе еды, руки — под стол.

Но все же, чтобы не считать всех вокруг невоспитанными неучами, скажу: например, во Франции правила иные. И еще со времен Людовика XIV, после нашумевшего и впечатлившего всех, как видно, на века дела об отравлениях, первое правило французского застольного этикета — кисти рук должны быть видны сотрапезникам. Локти могут находиться на столе только в очень неформальной ситуации, когда еды на столе уже нет.

Что должно быть на столе?

Дирижировать приборами, то есть размахивать ими для усиления впечатления во время светской беседы, — настоящее табу любого этикета. Мы либо беседуем и тогда кладем приборы, либо едим, и тогда без них, очевидно, не обойтись. С приборами в руках можно дать лишь краткий ответ.

Второе столь же железное европейское правило, демонстрирующее окружающим ваши безупречные манеры, гласит: на столе должно находиться только то, что имеет отношение к еде. То есть фактически это лишь то, что называется кувертом, то есть определенный набор предметов на каждого сидящего за столом: тарелка, приборы, бокалы, салфетка. Плюс при необходимости соль, перец и то, что менеджмент заведения и Роспотребнадзор считают полезным — от соусов до дезинфекторов.

А вот зубочисткам по правилам на столе не место. Все гигиеническое процедуры лучше проводить перед зеркалом и без лишних глаз, то есть в туалетной комнате. Прикрыться салфеткой или рукой за столом — совершенно не выход из положения.

Что еще нельзя класть на стол?

Таблетки, БАДы и прочие полезные или даже необходимые для здоровья препараты тоже не употребляют на глазах у любопытной публики, или, если этого невозможно избежать, делать это стоит максимально дискретно.

Важно: никакие сумочки и даже самые дорогие, красивые, модные, винтажные, редкие клатчи на стол, вопреки тому что часто пишут и показывают в интернете, не ставят и не кладут. Место сумки — на специальной подставке, на стуле рядом или за спиной хозяйки в зависимости от конфигурации стула и расположения стола в зале, а клатча — на коленях под салфеткой воспитанной дамы.

То же самое, конечно, касается и мужских аксессуаров — их тоже не ставят на стол, даже на мгновение. Очки, которые, увы, многим необходимы как минимум для того, чтобы ознакомиться с меню, после использования надежно прячут в сумках и портфелях, карманах и где угодно, но не оставляют на столе.

Где держать телефон?

Самая, конечно, животрепещущая и беспокоящая всех тема — это телефон. Все вышеописанное касается и этого совершенно необходимого нам гаджета. Наше внимание по правилам должно полностью принадлежать присутствующим, и отвлекаться на звонки и соцсети считается не очень вежливым.

Понятно, что сегодня мы все очень заняты и «выключиться» даже на полчаса многим не представляется возможным или действительно крайне нежелательно, но собеседника нужно предупредить о начальниках-нянях-салонах и доставках. Обо всем том, что, возможно, помешает плавному течению беседы. И, конечно, стоит всеми силами избегать продолжительных разговоров в присутствии третьих лиц. Картинка, при которой все сидящие за столом активно работают пальцами в смартфонах, время от время торопливо закидывая в рот еду, конечно, не слишком хороша и привлекательна.

Онлайн и офлайн могут, наверно, соседствовать в наши дни, но на партнерских, то есть договорных, условиях. Не всегда, не везде и не со всеми.

Как определить характер человека по поведению за столом?

В любой череде праздников наверняка найдется место застолью. Спорю, вы уже решили, сейчас я буду просвещать вас на предмет того, какую ложку хватать и что стыдливо прикрывать салфеткой? Вот и нет. Я сама, хоть девушка и приличная, зачастую пользуюсь одной вилкой, да и то какой-нибудь демократичной — алюминиевой или там мельхиоровой.


И, честно сказать, меня сильно не волнует, как человек держит свой столовый прибор. Важно другое — как он вторую руку располагает. Потому как в ней-то и кроется вся его человеческая сущность.

Например, некоторые, наворачивая селедку «под шубой», яростно сжимают левую руку в кулак. Аж ногти в ладошку впиваются. Так вот — перед вами товарищ скрытный и агрессивный. Правда, он весьма требователен к себе и любит помечтать.

Парни и девчата, доверчиво положившие руку на стол ладонью (всё равно вверх или вниз), идеальные жертвы карманников и доморощенных магов. Они чудесно могут разрешить чью-то любовную проблему, но как только дело касается их самих, неотвратимо глупеют. Почему — неясно.

Некоторые люди кладут руку на колено, иногда еще поднимают плечи и втягивают голову. Машинально. Такие жесты говорят о том, что перед вами скукожилась особь трусливая и хитрая. Держитесь от подобных экземпляров подальше — даже продавая вам, наилучшему товарищу, студенческий проездной, он по привычке накинет.

Те, кто левой рукой крепко сжимает колено, — рачительны и жадноваты. Зато твердо знают, что им надо от жизни, и решительно идут к намеченной цели. В любви они тоже довольно расчетливы: живут с теми, кто по ним сохнет, а глазки строят тому, в кого сами влюблены.

Некоторые обедающие свободно располагают руку на столе — параллельно животу и столу, перенося центр тяжести на локоть. Это мастера на все руки. Таких ничем не смутишь. К примеру, если подобный персонаж застал тебя на унитазе (дверь была не заперта), то он невозмутимо предложит принести журнальчик почитать. Они терпеливы, но если ты неосторожно выведешь такого из себя — пиши пропало. Примирения придется ждать до следующего затмения.

Есть и те, кто при трапезе опирается левой рукой о края стола. Это натуры шебутные, взбалмошные. Им трудно объяснить что-либо, основываясь на логических рассуждениях. Проще заорать: «Я замерзаю!». Есть вероятность в ответ услышать: «Возьми мою последнюю рубашку». Впрочем, будь готов, что завтра с тебя снимут червонец как раз за эту рубашку.

Но все это извращения. Нормальные граждане, скажут мне нормальные граждане, в левой руке держат ломоть «Бородинского», потому что едят с хлебом. Да, да, да. Они абсолютно правы. «Хлебники» едят вдумчиво, обстоятельно. Правда, некоторые любят положить недоеденный кусочек на салфетку или тарелку. Но лишь тот, кто впивается в ломоть хлеба намертво, — наш клиент. Именно о нем мы можем сказать, что он редко понимает шутки, хотя сам любит «юморнуть» (к сожалению, его потуги редко вызывают энтузиазм у окружающих), зато он ответственен и любит романтику: песни под гитару, пол-литровка, девчонки-неэмансипе…

Есть еще избранные, которые, пока правая рука подносит еду ко рту, левой подпирают голову. Это — гении. Или просто тугодумы. Внезапно они могут зашпульнуть вилку и всецело отдаться поиску выхода из кризиса в Восточной Европе. Страшно далеки они от народа, короче. И их уже не вернуть.

Есть, конечно, и такие товарищи, у которых правая рука не ведает, что творит левая: то ли в носу ковыряется, то ли чешет репу, то ли еще что. Эти случаи — чистая патология, современной наукой не изученная!

Почему нельзя класть локти на стол?

Наверное, всех нас в детстве, а кого-то и далеко не в детстве, одергивали: мол, локти на стол не кладут! Неприлично это! И все мы это правило усвоили. А все ли задумывались, почему локти на стол не кладут?

В. А. Серов, «Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)» (фрагмент), 1887 г.

Понятно, что так не принято по этикету. Но, честно говоря, по этикету не принято много чего, о многих его правилах мы и не подозреваем. И не следуем им. А вот что на стол не кладут локти — знает каждый.

Самое простое и рациональное объяснение этому правилу поведения за столом: расставленные в стороны локти мешают соседям по столу. Если и соседи локти растопырят — за столом и вовсе будет не поместиться.

Обычай идет издревне, когда семьи были большими, а дома тесными, а на пирах гости плотно сидели за одним столом. Растопыренные локти здесь могли бы стать лишним источником конфликтов, а оно кому-то надо? Вот и придумали не класть их на стол.

Хорошо, а почему тогда локти нельзя на стол и ставить? Кому они помешают, если поставить их на ширине плеч, не выходя за рамки своего личного пространства? Неужели «заодно» и «на всякой случай»? Типа, раз сказано локти со стола убрать — значит, им вообще там не место.

Буквально — сакральному, священному. Стол в традиционной русской культуре прямо ассоциируется с церковным алтарем. Вплоть до того, что это могло прямо проговариваться, как «стол — все равно что Престол Божий»; «стол — Божья ладонь». Второе утверждение во многом связано с функцией стола как места, куда кладут пищу.

Пища же в земледельческой культуре — во многом сакральна. Так, традиционное почтительное отношение к хлебу, как к чему-то священному, мы помним и сейчас. А в традиционной культуре мистическое значение придавали почти всему. Вся жизнь была пронизана обрядовостью, приметами, мистическим смыслом. Естественно, все это имеет дохристианские истоки. В православной же культуре отношение к некоторым элементам окружающего мира приняло иные формы, сохранив сакральную суть.

Стол в традиционной избе помещался вблизи или в самом «красном углу».

  • не сидеть на столе;
  • не потягиваться за столом;
  • не садиться на углу;
  • не сидеть за столом в шапке;
  • не класть на стол ключи;
  • не смахивать крошки в ладонь;
  • не ставить пустую бутылку…

И например, почему нельзя сидеть на углу — мы знаем. Потому, что не женишься. Правда, почему — никто не задумывается.

Последствия втыкания ножа в хлеб или оставления его там и вовсе мало кто объяснит. И уж тем более не объяснит, почему столь безобидное действие должно привести к таким именно последствиям.

Другие «застольные» запреты, типа «не разговаривать за едой», вроде бы рационально объяснимы… Вроде бы.

Стол — действительно один из двух сакральных центров дома. И не образно, а буквально. Ведь что такое алтарь? Место связи нашего мира с миром вышним, божественным. Ровно та же функция у стола. Конечно, алтарь — освящен, и прямо равнять с ним стол нельзя… Но можно.

Выходит, что стол — место, где человеческий мир соприкасается с миром потусторонним. В христианской парадигме — с миром божественным. Но возникли-то застольные обычаи не в христианской культуре! Отсюда и все окружающие стол и трапезу приметы, поверья и многие обычаи.

Часть из них мы уже разбирали, например, что оставленные на столе ключи могут «пропасть», потому что их «заберут духи» — тот же домовой. Это становится понятным, если исходить из того, что стол — место, принадлежащее двум мирам, «проводник» в мир духов.

Кстати, по той же причине, возможно, на столе не оставляли нож. В Сети высказываются разные «объяснения» этого: «чтобы не порезались дети» или «двери не запирались, и если заберутся воры — чтобы никого не зарезали».

Не думаю, что крестьянские дети, сызмальства приученные к работе, так легко порезались бы ножом, и что этому придали бы такое значение. Ну, а у воров или грабителей уж точно были собственные ножи. А вот то, что может пораниться домовой, для которого на столе оставляли угощение, вполне укладывается в представления о верованиях наших предков.

А почему за едой нельзя разговаривать? Как иногда говорят детям, «пока ты говоришь — тебе в ложку бес какает». Прием пищи воспринимается как священнодействие. И логично, что нечистая сила старается этому помешать.

На самом же деле, любое отверстие — это проход, в который может проникнуть враждебная сущность. Поэтому все входы в дом в русской культуре оформлялись орнаментами, символами, защищались иными способами.

И «входы» в одежду — ворот, обшлага, все кромки — принято было украшать защитными символами. Да тот же носимый на шее на шнуре или цепочке оберег как раз и прикрывает «вход» под одежду. Снизу это делает пояс.

Ну, а рот во время еды наиболее уязвим, ведь мы «принимаем» что-то внутрь. Вот и нужно стараться, чтобы вместе с едой в рот не залетела какая-нибудь сущность. Тем более, повторю, хлеб, каша — священны, и значит, бесы неизбежно станут стремиться помешать есть их.

  • на столе, над ним — пространство священное, здесь едят то, что дает Бог, здесь кладут хлеб;
  • пространство же под столом — «нечистое».

Именно поэтому (а не потому, что пол грязный — едва ли земледельцы так уж этого боялись!) упавший под стол кусок лучше отдать животным.

Запрет же сидеть на столе, класть и даже ставить туда локти исходит из другого обычая: ставить на стол гроб с умершим. Вероятно, положивший на стол локти ассоциировался с лежащим, а лежать на столе мог только покойник. Да и то не повсеместно. В некоторых регионах гроб ставили как раз в стороне от стола, на лавку.

В других же местностях гроб ставили не прямо на стол, а подкладывая поленья, которые после похорон сжигали. Возможно, чтобы мертвое не контактировало непосредственно с сакральным. Хотя само по себе помещение покойного на стол, как зону соприкосновения с потусторонним миром, вполне логично.

А вот живому на столе делать нечего, его место — за столом. Хотя и здесь есть нюансы.

Хозяйка сидела с противоположной от хозяина стороны стола.

Сразу оговорюсь, что здесь есть региональные особенности. Но, в общем, можно считать, что стандартное место расположения «красного угла» — на юго-востоке дома, примерно аналогично церковному алтарю.

Другой ориентир — «красный угол» располагался по диагонали от печи, которая часто располагалась сбоку (чаще справа) от входа. Угол, где стояла печь, именовался печным, с другой стороны от входа — мужской угол, по диагонали от него — женский угол.

Таким образом, изба условно делится на две половины: мужскую и женскую. Получается, что по одну сторону избы мужчина работал и отдыхал на «конике» — широкой лавке. Напротив, на женской половине, хозяйка топила печь и готовила пищу.

Но нам сейчас важнее деление избы по диагонали: от печи к «красному углу», от «материального» к «духовному».

И снова — от женского к мужскому. Поскольку «красный угол» символизирует мужское начало (мы помним, что здесь за столом сидит хозяин дома!), печь же — второй сакральный центр дома, олицетворяющий женское начало. «Красный угол» — центр мужской половины дома, печь — женской. Пространство между устьем печи и стеной так и именовалось «бабьим углом».

Печь и стол — два полюса избы, одновременно и противоположности, и взаимодополнения. Даже физическая структура «красного угла» антропоморфна мужскому телу, а печи — женскому.

Но о печи, связанной с ней мифологией, ее месте в структуре дома нужно говорить отдельно. В контексте же этой темы важно, что стол расположен в юго-восточной части дома, со стороны восхода (в языческой картине мира) и грядущего прихода Христа (в христианской парадигме). На юг и восток в доме обычно выходили и окна.

Конечно, прежде всего это объясняется тем, что с этой стороны светлее и теплее. И вслед за этим восточная сторона ассоциировалась с жизненной силой, рождением и возрождением.

Противоположное, северо-западное, направление как бы должно ассоциироваться с холодом, приходом зимы и иными нехорошестями. Вот только к печи это отношения не имеет. Точнее, сама печь не имеет никакого отношения к враждебным силам. Но и расположение ее ни у входа, ни с северной стороны — не случайно.

Печь, языческий центр дома и несомненно благая, согревающая и кормящая сила, прямо наследует самым древним очагам. И далее кострам палеолита, когда овладение огнем выделило человека из животного мира.

С языческими, природными — да, безусловно. А также с духами предков — очень вероятно, что под печью в древности хоронили умерших. Возможно, в небольших ячейках-углублениях непонятного назначения изначально помещали урны с прахом.
Весьма вероятно, что обитающий у печи домовой — позднейшее преломление воспоминаний о похороненных тут предках. А предки не могут нести нам вреда.

Печь помещена в северной части избы по другой причине: она защищает дом от приходящих с этой стороны враждебных сил. Если здесь же расположена дверь, защита распространяется и на нее. Другая «уязвимость» — окна, они традиционно находились с «благих» южной и восточной сторон, с другой — прикрывались «красным углом».

И есть у этой «биполярности» еще одно значение.

Печь, очаг — самый древний атрибут жилища. В древней пещере не было ни окон, ни дверей, ни стола. И о предметах поклонения, символизирующих божества, мы ничего не знаем. А очаг был. И расположить его ближе к входу было логично: и дыму выходить ближе, и хищник забраться остережется. Связь с архаикой, с природными силами, равно как и с материнским, женским началом, очаг сохраняет и позже.

«Красный» же угол — символ мужского начала. Отхода от природно-материального к духовному, ко все более развитой религии, к культуре, к развитию.

Женское начало можно ассоциировать с сохранением, мужское — с развитием в самом широком понимании.

Конечно, вряд ли это все осмыслялось нашими предками. Но все это заложено в символике традиционного дома. И значит, не могло не влиять на психологию наших пращуров.

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

В нашем обществе не принято класть локти на стол. Такое грубое поведение считается еще и невежливым. Ведь по правилам этикета локти на стол нельзя класть. Об этом не только постоянно говорится в обществе, но и так утверждают все книги, в том числе и старые, в которых рассказывается о правилах этикета.

История этого правила

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

Не стоит думать, что правило о том, что нельзя класть локти на стол, придумала мама. Уже длительное время это правило этикета действует во многих культурах, и поэтому оно имеет свою историю. И оказалось, что всегда такое поведение было запрещено. Так, можно обратиться к Библии, где уже в одной из частей Ветхого Завета как раз и говорится о том, что нельзя класть локти на стол.

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

Известно, что в 1530 году философ Эразм из Голландии еще раз повторил то же самое правило для детей, бездельников, взрослых и пожилых людей. Он указал в своем руководстве по хорошим манерам, что нельзя класть локти на стол. Такие же советы дают и эксперты по этикету в Институте Эмили Пост .

Значение этого правила

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

В древние времена это правило этикета помогало избежать насилия за столом. Оно запрещало покинуть свое пространство и начать драку. Ложка и вилка могли ограничивать такое пространство, но зато люди не могли ничем бросаться во время обеда, так как локти были прижаты. К сожалению, сейчас это правило не все соблюдают, и отсюда такая распущенность.

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

Как считалось в древности, еда – это формальный повод собраться вместе, поэтому никто не должен делать ничего такого, что другим бы причиняло какое-либо неудобство.

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

Таким образом, правильное расположение локтей за столом можно отнести и к правилам вежливости, это позволяло всем людям за столом чувствовать себя комфортно.

Это правило в наши дни

Эксперты по этикету в современном обществе считают, что ничего страшного в том, что человек поставит локти на стол, не будет, ведь сейчас уже другие времена.

Многие утверждают, что манеры – это правила, которые написаны на песке, а не высечены на камне. Все манеры с течением времени развиваются и изменяются, чтобы удовлетворить чувства и потребности человека.

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

Если знать язык тела, то тогда можно понять, что локти на столе часто указывают на то, что человек сосредоточен или занят своими мыслями или разговорами.

Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило

Поэтому-то эксперты по этикету советуют не всегда следовать этому правилу. Считают, что если есть возможность не класть локти на стол, то можно это сделать, а если положите, то ничего страшного не случится. Как они утверждают, важнее быть честным и уважительным.



Известно, что в 1530 году философ Эразм из Голландии еще раз повторил то же самое правило для детей, бездельников, взрослых и пожилых людей. Он указал в своем руководстве по хорошим манерам, что нельзя класть локти на стол. Такие же советы дают и эксперты по этикету в Институте Эмили Пост.







Читайте также: