Молодежь и чтение круглый стол

Обновлено: 18.05.2024

Мероприятие подготовлено учителем русского языка и литературы Туктаревой З. М.

Участники: Туктарева З.М., учитель русского языка и литературы, библиотекарь школы, учащиеся и родители школы.

Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме падения интереса к чтению.

­ Создать условия для совместного творчества родителей и детей.

­ Способствовать формированию читательского интереса.

­ Привлечь любовь к чтению.

­ Познакомить детей с приемами работы с информацией.

Ход внеклассного мероприятия

­ Приветствие учителем-ведущим участников и гостей встречи (учителей, родителей, учеников).

Известный писатель Ю. Бондарев говорил: « В юности узнать из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить».

Итак, мы начинаем наш круглый стол на тему: «Чтение: за и против».

В начале нашей встречи я хочу поделиться с вами мыслями о своей любимой книге. Это повесть-феерия А. Грина «Алые паруса».

Ведущий обращается с вопросом о любимой книге к библиотекарю.

Рассказ о любимой книге (2-3 минуты)

Учитель. Не секрет, катастрофически снижается интерес к чтению у россиян в целом и в частности у юношества. В преддверии нашей встречи мы спросили у школьников, что они читают, каково их отношение к чтению.

Анализ анкет . Также мы обратились с подобными вопросами к родителям. Анализ анкет.

­ Презентация статистических данных.

* Я хочу попросить наших уважаемых педагогов и родителей поделиться своими мыслями о прочитанной книге. Что это за книга, какой след в вашей памяти она оставила?

* А сейчас на этот же вопрос я попрошу ответить наших восьмиклассников и девятиклассников.

* Послушали статистику и увидели картину печальную.

* В чём же причина? Что по этому поводу думают наши взрослые? Почему школьники всё меньше и меньше читают?

* А что скажут ученики?

­ Чтение высказываний, по необходимости комментарий к ним (на слайдах)

Последнее высказывание должно стать связующим звеном со следующим блоком ( мысль о том, что подчас книга учит …)

Многим известно высказывание о том, что « Литература – это отображение жизни». Мы можем подобрать массу примеров, когда поступки литературных героев, их путь исканий заставляет задуматься о многом нас с вами, читателей. Как же можно отрицать то, что позволяет понять, оценить, соотнести с собой? Я – за чтение! Потому что подчас литературные герои и мы с вами, люди, оказываемся в одинаковых жизненных ситуациях.

Учитель. Пожалуй, нет такого человека, который не оказывался бы перед выбором, как поступить: пройти мимо, когда верзила бьёт маленького? Промолчать, когда понимаешь, что говорят неправду. Так удобно, моя хата с краю. Подчас мы предпочитаем сделать такой выбор.

- Вопрос о часе выбора в их жизни к участникам круглого стола.

- Вот и литературные герои оказывались в разных жизненных ситуациях, требующих в определённый момент сделать выбор, нравственный выбор.

С понятиями «Нравственный выбор» и «Час выбора» созвучны слова писателя В. П. Астафьева: « Жизнь задаёт загадки, пробует на прочность…, она в любой миг любого человека может испытать на излом»

А также слова В. Быкова: «Возникают такие обстоятельства, когда от выбора зависит жизнь – продолжаться ей или оборваться. А если продолжаться, то какой ценой? Осилить ли душе твоей эту цену?»

- «Час выбора» . Разве существует в жизни человека астрономическое время, когда он должен выбирать? В каком значении употреблено слово «час»? Для каждого героя наступает момент, мгновение, когда он должен встать на ту или иную сторону, сделать выбор между добром или злом. Час – это чаша весов, жизненная граница.

- Ребята, в каких произведениях, изученных вами ранее, герои были поставлены перед выбором? Участники стола называют такие произведения: « Капитанская дочка», «Мцыри», «Тихое утро», « Уроки французского», «Телеграмма», «Кусака» . Акцентируют внимание на ключевых сценах, где герои произведений оказываются перед нравственным выбором.

- Учитель знакомит с рассказом «Арктур – гончий пёс», в котором говорится о слепом псе. (Кратко сюжет) Доктор оказывается перед выбором: «Зачем мне собака? Охранять у меня нечего, с ней только лишние хлопоты. Но если прогоню этого пса, он пропадёт, умрёт от голода, у него и так рёбра выпирают. Этот пёс слепой, поэтому ему труднее выжить, чем другим собакам. Лучше оставить у себя слепого пса, иначе потом совесть не даст покоя. Да! Эта собака будет жить в моём доме!»

- В заключение блока звучит стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя», которое становится эмоциональным завершением разговора о нравственном выборе человека. Поэтические строки «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя» выводят школьников на новый уровень размышлений о «тяжком бремени выбора», который предстоит нести человеку в течение всей жизни.

Дорогие друзья! Очень хочется верить, что эти книги помогут и вам и нам «В минуту жизни трудную».

­ Практическое занятие по рассказу писателя Ю. Яковлева «Учитель» ( Приём «диагонального чтения») с показом слайдов ключевых фраз.

- Ребята, вот вы немалую часть времени проводите в школе. Рядом с вами находятся классные руководители, учителя-предметники.

Скажите, что вы приветствуете в учителе? А что не приемлете?

И ещё вопрос: «Учитель нужен только во время обучения в школе?»

-Зачитывается начало рассказа.

- Ребята, а вы можете сейчас поделиться с нами каким-то интересным случаем из школьной жизни, произошедшим на каком-то уроке?

- Почему я спросила об этом? Какая связь может быть с рассказом?

- «Однажды Учитель подошёл ко мне, положил на плечо руку и сказал:

- У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя, например»( подойти)

Работа с текстом с приемами диагонального чтения.

- Следующий блок: викторина, «Чёрный ящик».

Награждение по номинациям « Знаток книг» и «Самый активный читатель школьной библиотеки», « Самый активный читатель детской библиотеки».

- Презентация семейной библиотеки. Её приготовила ученица школы Масленникова Наталья.

- Попова Валентина Анатольевна, мама ученика школы Попова Данила, прочитает стихотворение любимого поэта С. Есенина.

Есть такое выражение: «Книга на века». Так вот к таким с полным правом можно отнести книгу А. Грина «Алые паруса». Краткий обзор-напоминание.

Круглый стол на тему: "Поговорим о культуре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умений учащихся вести себя в согласовании с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в итоге групповой работы по темам потрясающего часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций меж учителями и учениками.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему: "Поговорим о культуре"»

Тема: «О культуре поведения в школе"

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в согласовании с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в итоге групповой работы по темам потрясающего часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций меж учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны придти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтоб позже более осознанно всего этого придерживаться.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится потрясающим управляющим на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Потрясающий управляющий вводит учеников в курс дела: докладывает тему потрясающего часа, ведает в какой форме будет он проходить.

До начала выступления учителя врубается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом дискуссируются смысл слов песни, ведется поиск связи с темой потрясающего часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого собственного рождения живет посреди людей. Посреди их делает свои 1-ые шаги и говорит 1-ые слова, развивается и открывает свои возможности. Лишь человечий социум может стать основой для развития личности, для развития "я” каждого человека. И таковым социумом может стать не только большое объединение людей, однако и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где "я” каждого преобразуется в общее "мы”. И необходимо чтоб каждое отдельное "я” ощущало себя в этом большом "мы” уютно. И чтоб "я” каждого не подавляло "я” собственного соседа. Для этого нужно существование определенных правил поведения, которые отдали бы возможность каждому "я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся раз в день. Дома мы общаемся с родными: матерью, отцом, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с торговцем, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старенькыми и юными людьми, взрослыми и сверстниками. Тяжело сосчитать, сколько людей за один день узреешь; с одними лишь поздороваешься, с иными поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопросец, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в неизменном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо либо грубо произнесенное слово часто оставляют в душе след на целый день. Частенько не плохое настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как грустно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Совсем много времени мы с вами проводим в школе, потому сейчас будем говорить о правилах поведения в школе, также о моментах неуважительного дела, то есть такового, опосля которого появляются обиды. Обычно, обиды взаимны.

К огорчению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Нужно задуматься над своими ошибками в поведении. Ровненький дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют дела. И напротив, бесцеремонность либо грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некие считают, что все это мелочи, пустяки. Но грубые слова не безобидны. Недаром люд сложил опытные поговорки о роли слова в человечьих взаимоотношениях: "От 1-го слова да навек ссора”, "Бритва скребет, а слово ранит”, "Ласковое слово - это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово "вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить последующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, коротко и выразительно разыграть сценки обычных ситуаций соблюдения либо нарушения норм культуры поведения и общения в разных ситуациях. К примеру: "Как мы приветствуем, друг дружку, взрослых в школе, на улице”, "Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее дискуссия. Отношение остальных групп к ситуации.

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас даст ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают свойства воспитанного человека)

Дискуссируются свойства личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения. Правила:

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие свойства.

Не допускай ссор, драк, брани, клика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи собственной честью, честью семьи, школы, удерживай собственных товарищей от нехороших поступков.

Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

Поступай по отношению к иным так, как бы ты хотел, чтоб поступили по отношению к тебе

Дальше учащимся дается последующее задание:

Любая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя. Темы:

КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность темы. Последнее десятилетие стало привычным сетовать на то, что новейшие достижения в информационных технологиях и, как следствие, повальное увлечение детей компьютерными играми и Интернетом свели на нет детское чтение. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», – не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Важность решения проблемы чтения понимается и на государственном уровне, что выражается в Федеральном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения. Так, ФГОС подчеркивает, что выпускник общеобразовательной школы должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы. Такие общеучебные умения являются необходимым условием успешности человека XXI века. « Чтение, – подчеркивается в «Национальной программе поддержки и развития чтения 2007-2020 гг.», – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка». Школа, особенно уроки литературы, обладают достаточно мощным потенциалом формирования читательский компетенций, воспитания читающей личности. Кроме того, уроки литературы ставят целью воспитание высоконравственного человека. Нет сомнений, что выдающиеся классические произведения А.Пушкина, Л.Толстого, Ф.Достоевского и др. помогают воспитать в учениках прекрасные качества, однако способ сохранения в себе лучшие черты в условиях современного общества может подсказать только современная литература, следовательно учитель должен со всей ответственностью подойти и к выбору произведений, и к форме проведения урока. Выпускная квалификационная работа акцентирует внимание на работе именно с обучающимися подросткового возраста, так как обучающихся данного возрастного периода нелегко мотивировать к чтению. Так, если учащиеся младших классов при чутком руководстве учителя, который является для них авторитетом, а также родителей знакомятся с произведениями, входящими в школьную программу, обучающиеся в старших классах более или менее осознанно готовятся к Единым государственным экзаменам, и также обогащают читательский опыт, самый сложный возраст – подростковый – требует особого внимания, о чем предупреждают ученые: «при переходе из начальной школы в среднюю происходит резкий спад культуры чтения школьников, обусловленный как закономерностями подросткового развития, так и средовыми факторами: сужение внимания к проблеме в образовательном процессе, отсутствие программы непрерывного «обучения чтению», возникновение других источников значимой для подростков информации, низкая социальная престижность чтения в глазах подростка», – пишет. Таким образом, становится понятно, исследование круга чтения современных подростков является актуальным для современной педагогики и методики. Для исследование круга чтения школьников 8. 11 классов был выбран такой метод, как круглый стол.

Теоретическую основу работы составили труды Л.Выготского, В.Маран цман, Н.Бодрова, В.Пугач, М.Гриневой, М.Коротковой и др.

Объектом изучения являются методические средства, способы активизации читательской деятельности и развития коммуникативных умений учащихся.

Предмет исследования – методические и педагогические возможности уроков литературы в форме круглого стола.

Цель работы – разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению круглого стола “Круг чтения современных подростков”.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) обобщив и систематизировав теоретический материал по изучаемой нами проблеме, выявить специфику организации и проведения уроков литературы в форме круглого стола;

2) собрать сведения о наиболее популярных среди подростков книгах, жанрах, писателях.

Практическая значимость работы объясняется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания литературы в школе.

Круглый стол как метод активного обучения

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Круглый стол можно рассматривать как коммуникативный метод, который включает в себя речевую направленность, ситуативность, личностную индивидуализацию и новизну.

Данная технология очень активно используется сегодня в разных сферах общественной жизни. Нам кажется, что использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций. На уроках мы часто обсуждаем произведения, в которых поставлены этические ситуации, не предполагающие единственного решения, при работе с такими текстами мы предлагаем использовать возможности «круглого стола». Обязательные составляющие «круглого стола»: − неразрешенный (проблемный) вопрос; − равноправное участие всех учеников в работе; − выработка приемлемых для всех решений по обсуждаемому вопросу. На уроках литературы технология «круглого стола» позволяет: − проявить себя каждому участнику, высказав собственное мнение по проблемному вопросу; − сопоставляя противоположные позиции на ту или иную этическую проблему, представленную в произведении, дать ученикам возможность увидеть эту проблему с разных сторон; − помочь каждому участнику скорректировать первоначальную точку зрения на конкретную проблему с учетом новой информации, появления других точек зрения; − выработать у ученика понимание того, что необходимо избегать безапелляционных суждений, максималистских решений, так как этические проблемы, представленные в произведении, сложны и неоднозначны; − развивать коммуникативные навыки. Участники «круглого стола» называются спикерами (спикеры – выступающие по теме). Выступления спикеров могут быть подготовленными и спонтанными. Учащиеся приходят на занятие, будучи готовыми к обсуждению проблемного вопроса, который был озвучен накануне. Они готовят свое выступление с обязательной опорой на текст, имея в виду конкретные эпизоды, примеры из текста. Только это позволяет сделать речь спикеров убедительной, содержательной, с элементами анализа. В то же время в процессе работы, как реакция на чье-либо мнение, у участника может родиться и спонтанное (неподготовленное) выступление. Именно спонтанные выступления могут стать наиболее проблемными с точки зрения отсутствия анализа, аргументации. Обычно в них доминируют эмоции ребят, их личностное видение вопроса. «Всплески» подобного рода должен особенно серьезно корректировать модератор. Роль модератора (от лат. Moderare – ‘смягчение, сдерживание’), полагаем, должен выполнять учитель. Его функции: организация, фасилитация , подведение итогов.

Этапы проведения «круглого стола»:

− аналитический (завершающий, постдискуссионный).

На подготовительном этапе максимальна роль учителя: он подбирает произведение, которое станет материалом для обсуждения, формулирует проблемный вопрос должен быть спорным, имеющим неоднозначное решение (не все литературные произведения дают возможность для подобной формулировки; если ответ очевиден – не надо брать такое произведение; уместна эта технология только в том случае, когда итоговый вывод, к которому потенциально могут прийти школьники, не вступит в противоречие с самим текстом). Вопрос должен быть сформулирован заранее (в этом принципиальное отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, когда сам вопрос озвучивается прямо на уроке и аргументы подбираются группой тоже прямо на уроке; мы заранее даем только материал – текст, отрывки из критической статьи и т. д.). Аргументы каждый ученик тоже подбирает дома, заранее (данная технология делает акцент на индивидуальном мнении, в этом тоже отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, которая предполагает и индивидуальный, и коллективный этапы работы). На этом же этапе учитель разрабатывает примерный сценарий (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать хаотичности в работе). Сценарий включает краткую вступительную речь модератора (учителя), в которой может содержаться краткая информация о писателе, об истории публикации произведения и т. д.; проблемный вопрос; примерный «разброс» мнений, которые могут озвучить спикеры ; заключительную речь модератора. На подготовительном этапе необходимо продумать, каким будет оснащение помещения, если это необходимо (аудио-, видеотехника, мультимедийные средства). В зависимости от темы могут потребоваться дополнительные материалы на бумажных или электронных носителях. Здесь же происходит консультирование участников, что позволяет помочь им сформировать определенные убеждения, которые будут отстаиваться в дальнейшем. Дискуссионный этап включает:

− вступительное слово модератора;

− информирование об общих правилах коммуникации (избегайте общих фраз, бездоказательных, чисто эмоциональных высказываний; умейте слушать; будьте активны в беседе; будьте краткими; осуществляйте конструктивную критику; не допускайте оскорбительных замечаний в адрес собеседника); определение регламента выступлений;

− озвучивание проблемного вопроса; − выступления спикеров в определенном порядке, с опорой на убедительные факты, иллюстрирующие собственное понимание проблемы;

− подведение модератором предварительных итогов по выступлениям: формулирование минивыводов о причинах и характере разногласий по обсуждаемому проблемному вопросу; использование (при необходимости) наводящих вопросов. Завершающий этап включает подведение ведущим заключительных итогов круглого стола и занятия в целом.

Круглый стол предполагает:

· готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;

· наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

· равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

· выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

§ Помогает обобщить изученный материал.

§ Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.

§ Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.

§ Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.

§ Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

§ Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.

§ Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».

§ Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Круглый стол как технология активного обучения на уроках литературы

Использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций.

Цель круглого стола на уроках литературы - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достигнуть консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол на уроках литературы имеет специфические особенности:

1. Персо нифицированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Специально для данной работы было проведено анкетирование учащихся для того, чтобы определить подробный круг их чтения. Было опрошено 55 человек в возрасте от 13 до 17 лет.

Анализ анкетирования . Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы:

Сценарий проведения круглого стола «Легко ли быть молодым?»

Цель: Выявление молодежных проблем и поиск путей их решений.Приглашенные: Психолог\ другие педагоги Участники: ученики 9-ых классов В течение нашей встречи мы попытаемся найти ответы на наши вопросы.1. Кто такая молодежь? 2. Какие цели преследует подросток для обретения счастья? 3. Проблемы с которыми сталкивается он на пути к достижению своей цели?

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения круглого стола «Легко ли быть молодым?» »

Сценарий проведения круглого стола «Легко ли быть молодым?»

Цель: Выявление молодежных проблем и поиск путей их решений. Приглашенные: Психолог\ другие педагоги

Участники: ученики 9-ых классов

Ведущий: Тема нашей встречи «Легко ли быть молодым?». Сегодня мы рассмотрим с вами следующие вопросы, на которые попытаемся найти ответы:

Кто такая молодежь?

Какие цели преследует подросток для обретения счастья?

Проблемы с которыми сталкивается он на пути к достижению своей цели?

У нас сегодня в гостях:

педагоги Центра ________________________________________

В течение нашей встречи мы попытаемся найти ответы на наши вопросы.

Сейчас я вам предложу несколько взглядов на то кого мы можем считать молодежью:

Психологи считают, что молодежный возраст характеризуется кризисными периодами личностного развития.

Первый период 15-16 лет. Он обусловлен попыткой смысложизненого определения.

Второй период 17-27 лет. Он обусловлен пониманием своего истинного места во вселенной, своего предназначения в жизни.

Третий период 27-28 лет. Он обусловлен профессиональным самоопределением.

В экономической сфере молодость выделяется как период профессионального самоопределения, получения специальности, освоение профессиональной деятельности на определенном уровне квалификации.

По данным социологов существует устойчивое представление, что от характера качеств и умений молодого поколения зависит будущее всего общества.

Однако все ученые сходятся в одном: молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила.

Ребята, а как на ваш взгляд, кто такая молодежь?

На «Ватмане итогов» записываются тезисы выступлений.)

Ведущий: Каждый ребенок мечтает о том, что бы как можно скорее повзрослеть. Бурное воображение рисует самые радужные перспективы.

Дождь из денег, иль весна

Или небо без конца,

Мир, свобода, красота,

Выбирай - твоя игра.

Таким образом, мы переходим ко второму вопросу. Какие цели преследует

подросток для обретения счастья?

(Игра «Радиус желаний»)

Проведение: Каждая группа получает 2 листа бумаги, 10 цветных кружков, ручка и клей.

Ведущий: Прошу подумать и вписать в цветные кружки (в каждый кружок по одному) те жизненные факторы, которые наиболее важны для обретения счастья на сегодняшний момент (независимо от того, положительным или отрицательным является ваше отношение к этим факторам). Под фактором подразумеваются окружающие вас люди, ваше положение, чувства, достижения, средства достижения, пережитые вами события и все то, что вы считаете значимым в вашей жизни. Для этой цели используйте 9 кружков. В десятый кружок впишите местоимение «Мы хотим» наклейте его в центр листа, а оставшиеся кружки наклейте вокруг "Мы хотим . " по такому принципу, чтобы их расположение в пространстве отражало взаимоотношения между вами.

(работа в группах 5 мин, защита «Радиуса желаний» каждой группы 1-2 мин)

Ведущий: Сейчас на следующем листе в центре расположите кружок «Мы», на оставшихся кружочках вы должны писать такие факторы, которым вы отдадите предпочтение через 10 лет для обретения счастья.

(работа в группах 5 мин, защита «Радиуса желаний через 10 лет» 1-2 мин.

На «Ватмане итогов» записываются тезисы выступлений.)

Ведущий: Проблемы с которыми сталкивается современное поколение молодежи, типичны.

А сейчас попробуем определить с какими еще проблемами сталкивается молодежь. По опросу учащихся и молодежи, взятых нами из различных информационных источников – газет и журналов можно сказать, что проблемы молодежи, в основном, таковы:

Отсутствие идейно-нравственных идеалов.

Рост националистических настроений и расизма. Если в 1998г лозунг «Россия для русских» поддерживали 46%, то 2006г поддерживали этот лозунг уже 60%.

Разделение общества на бедных и богатых, резкое падение жизненного уровня подрастающего поколения, массовая безработица, в том числе среди специалистов с высшим образованием.

Проблемы социальных гарантий: защита прав молодежи, создание системы стимулирования выпуска дешевых товаров для молодежи.

Рост подростково-молодежной преступности.

Проблема доступного досуга для молодежи.

Рост экологических катастроф в мире и т.п.

Вместе с тем большинство представителей мелкого и среднего бизнеса

- люди молодые или представители среднего бизнеса. Это новое явление порождено рыночной экономикой, к ней многие молодые люди приспособились быстрее старших. Вызовы, которые поставил перед человечеством новый век, требует инновационных подходов к решению молодежных проблем, так как это будущее нашей страны.

Вы также стараетесь активно участвовать в жизни нашей школы при наведении порядка во время перемен, помогаете работникам столовой и т.п. Некоторые из вас стараются сами придерживаться правил общежития, хорошо учатся сами и своим примером показывает, как стоит поступать, живя в коллективе, стремиться к своей цели. Кто-то из вас бережно относится к своему здоровью – не курит, занимается спортом и рекомендует последовать их примеру. Некоторые не бросаются словами и обещаниями, не совершают необдуманных поступков, как по отношению к окружающим людям, так и к окружающей среде. Все вы их знаете. Каждый их этих поступков заслуживает уважения.

Ведущий: Мы двигаемся дальше и переходим к последнему вопросу «Проблемы с которыми сталкивается он на пути к достижению своей цели?». Для этого мы с вами создадим «Ковер идей», где зеленые листки символизируют - растения, голубые - воду, красные - лучи солнца, черные - камни.

Проведение: Каждая группа получает нарезанные полоски бумаги 4- различных цветов (по 4 шт)

на зеленых листочках вы пишите цели к которым вы стремитесь;

на голубых листочка вы пишите качества личности необходимые для достижения этих целей;

на красных листочках вы пишите факторы способствующие достижению ваших целей;

на черных листочках вы пишите факторы, мешающие реализации ваших замыслов.

Вспомним все, о чем мы с вами говорили.

(работа в группах 10 мин, на основе выработанных решений предложений составляется «Ковер идей», который подводит итог встречи.)

Ведущий: - Вы вместе со своим другом проходите мимо киоска, где продают лотерейные билеты. Каждый билет стоит 100 рублей, а главный выигрыш - 1000 000 рублей! У вас в кармане 150 рублей, и вы решили попытать счастья. Вашему приятелю тоже хочется попробовать, но у него только 50 рублей. Как вы поступите?

Варианты ответа: - Нужно купить билет, а 50 рублей оставить себе.

- Вы решили отдать 50 рублей Вашему другу, чтобы и он смог купить билет.

В первом случае развитие событий могут быть таковыми: Ваш билет оказался без выигрыша. Ваш друг обиделся на Вас за то, что Вы не одолжили ему 50 рублей. Ваши встречи становятся все реже и реже. Через много лет, столкнувшись на улице, вы проходите мимо, не узнав друг друга. Конец. (3 балла)

Во втором случае развитие событий могут быть таковыми: Вы говорите своему другу: "У меня есть лишние 50 рублей. Возьми их и купи билет. Вдруг тебе повезет?"

Вскоре Вы обнаруживаете, что Ваш билет без выигрыша, зато Ваш друг выиграл миллион рублей. Как - то раз, увидев Вас, он говорит: "Ты не разменяешь мне тысячу? Я хочу вернуть тебе те 50 рублей". Что Вы ответите?

- Если Вы обзовете его мерзавцем и в ярости зашагаете прочь. А вот ваш бывший друг удачно использовал свои деньги и разбогател. Каждый раз, когда Вы слышите о его успехах, вас захватывает обида. Ваши дни превратились в мучения. Жизнь ваша складывается неудачно, потому, что Вы только и делаете, что проклинаете бывшего друга. Конец. (2 балла)

- Если Вы, не в силах сдержать себя, ударите его (нельзя же быть таким не благодарным!) То, удар так силен, что Ваш приятель падает и ударяется головой о камень. Он умирает. Вас сажают в тюрьму за убийство. Когда Вы выходите их тюрьмы, все смотрят на вас как на убийцу. Вы везде и всюду чувствуете на себе это клеймо. Конец. (1 балл)

- Если Вы искренне поздравите его с удачей и скажите: "Считай, что я подарил тебе эти 50 рублей", а затем дружески похлопаете его по плечу. Тогда Ваш друг тронут вашим дружелюбием и великодушием. На глазах у него слезы. "Возьми половину всех денег и прости меня", - говорит он. Вы поверьте, что самая большая радость для вас - это его удача, и все, что вам от него нужно, - это дружба. Но он настаивает, Вы поделили этот выигрыш пополам. Через некоторое время вы становитесь деловыми партнерами, и вам обоим сопутствует удача. Но самое большое богатство – это ваша крепнущая дружба. В жизни вы идете рука об руку. У вас обоих все складывается прекрасно. Конец. (4 балла)

Зрелость человека выражается, прежде всего, в том, что он четко осознает свои действия и готов нести ответственность. Все прочее не более чем внешняя атрибутика «взрослости».

Еще раз посмотрите на ватманы, на которых записаны ваши желания и пути их достижения. Какие пути вы выберете для достижения своей мечты, зависит только от вас самих.

Круглый стол "Читающая нация - культурно-развитая преуспевающая страна"

Круглый стол "Читающая нация - культурно-развитая преуспевающая страна" может быть использован во внеурочной работе с учащимися старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол Читающая нация»

Круглый стол «Читающая нация – культурно-развитая, преуспевающая страна».

Айтенова Л.Ш. – учитель истории и обществознания

Приобщение учащихся к систематическому чтению для того, чтобы стать гармонически-развитой личностью.

Развитие ораторских способностей у старшеклассников.

Формирование и развитие интеллекта, посредством чтения.

Узнать, какова роль книги в жизни современного подростка в сравнении с другими источниками информации.

Определить значение в жизни школьников компьютера.

Показать роль и значение книги и чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств подрастающего человека.

Развивать интерес к формированию желания читать, что бы стать всесторонне образованной личностью.

Выяснить, какое место в жизни школьников занимает книга, выявить и оценить роль чтения нынешних школьников, круг их литературной ориентации.

Доказать значимость человека читающего в современном обществе, помочь осознать значимость книги в нашей жизни

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Участники: Учащиеся 9-10 классов, классные руководители, учителя-филологи.

Слайд 1 Читающая нация – культурно-развитая страна

Слайд 2 Человек с раннего возраста …

Ведущий 1. С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.

Книга появилась очень давно и развивалась по мере развития общества. Книга оказывает воздействие на духовный мир человека. Под ее влиянием у нас возникают различные идеи, образы и мысли.

Слайд 3. «Книга дает человеку возможность…»

Ведущий 2.

Как сказал Андре Моруа: «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой".

В современном мире меняется роль книги в жизни человека.
Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку. Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.

Слайд 4. «Книга - зеркало человечества …»

Ведущий 1. Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Ведущий 2. Чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Книга – элемент культуры, который на протяжении сотен лет передавал знания из поколения в поколение.

Слайд 5. Читающая нация – культурно-развитая страна

Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,

а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги — величайший.

Герман Гессе

Учитель. На сегодняшнем круглом столе мы попробуем разобраться: Какую же роль в наше время играет книга? Тема круглого стола звучит: «Читающая нация – культурно-развитая страна».

Для разговора мы сегодня пригласили учащихся 9-10 классов, а в качестве экспертов выступят: филологи нашей школы…., которые будут оценивать ваши аргументы и умения отстаивать свою точку зрения.

И так, вопрос учащимся:

- Как вы понимаете тему круглого стола, согласны ли вы с данным утверждением? (высказывание мнений)

Ведущий 1. Вот что по данному вопросу говорит статистика… Какая нация самая читающая в мире?

Слайд 6. Самая читающая нация в мире

Индия оказалась на первом месте по количеству времени, которое население проводит за книгами. И причина этого, видимо, не только в таланте индийских писателей, но также и в низком уровне жизни. Когда другие развлечения (кинотеатры, заграничные путешествия, телевизор) труднодоступны, книга становится настоящим спасением.

Неплохо также чувствует себя литература там, где ей не приходится выдерживать сильнейшую конкуренцию с телевидением – в Китае. Телевидение в этой стране предпочитает не развлекать, а воспитывать. В результате китайцы читают больше, чем по часу в день.

Впрочем, чтение – необязательно досуг для бедных. Как показало исследование NOP World Culture Score Index, в богатых Швеции и Саудовской Аравии люди также читают много и с удовольствием.

Предлагаю обратить внимание на слайды и сделать свои выводы.

Слайд 7. Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:

1. Индия ‑ 10,7 часа
2. Таиланд ‑ 9,4 часа.
3. Китай ‑ 8,0 часов
4. Филиппины ‑ 7,6 часа

5. Египет ‑ 7,5 часа

6. Чехия ‑ 7,4 часа
7. Россия ‑ 7,1 часа
8. Швеция ‑ 6,9 часа
9. Франция ‑ 6,9 часа 10.Венгрия ‑ 6,8 часа

Слайд 8. Европейский рейтинг по количеству читающих людей

Европейский рейтинг по количеству читающих людей

(по исследованиям института социологии образования Российской академии наук)

Читайте также: