Методическая разработка круглого стола

Обновлено: 03.05.2024

Данная методическая разработка представляет собой практические рекомендации по организации и проведению Круглого стола как формы семинарского занятия.

Методическая разработка может представлять интерес для преподавателей колледжа различных дисциплин и специальностей и служить практическим руководством к действию.

Пуртова Татьяна Дмитриевна, преподаватель социально-экономических дисциплин первой категории КГБПОУ СПО «Красноярский монтажный колледж»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА

Круглый стол (КС) — семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Цель КС — раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Составляющие КС:

· равноправное участие всех заинтересованных сторон

· выработка приемлемых решений

Задача КС - мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

Формы проведения КС:

Пассивная — когда несколько преподавателей или специалистов обсуждают тему, а группа слушает. Применяется из-за отсутствия предварительной подготовки или при желании продемонстрировать обучающимся профессиональный уровень обсуждения темы.

«Мужской разговор» - когда каждый из взявших слово говорит о своем, общий разговор и обсуждение не завязываются, а ведущий только предоставляет слово и слушает вместе со всеми.

Когда тему обсуждает как бы сам с собой ведущий, но подключает к обсуждению учащихся, задавая им конкретные вопросы.

Активная — когда идет именно обсуждение, а ведущий сумев завязать разговор с «обратной связью», направляет его.

При проведении круглого стола для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

1. Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).

2. Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.

3. Установить регламент выступлений.

4. Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

«КРУГЛОГО СТОЛА»

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

ü избегай общих фраз;

ü ориентируйся на цель (задачу);

ü будь активен в беседе;

ü осуществляй конструктивную критику;

ü не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

1. Выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

2. Подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

3. Подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

4. Подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

1. Определение понятийного аппарата (тезауруса);

2. Краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

3. Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

5. Заключительную речь модератора.

6. Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

7. Консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

8. Подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого стола.

II Дискуссионный этап состоит из:

1. Выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации. Ведущий должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников круглого стола.

2. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

3. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;

5. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

1. Подведение заключительных итогов ведущим;

2. Выработку рекомендаций или решений;

3. Установление общих результатов проводимого мероприятия.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КС

1. Напоминание целей и задач круглого стола

2. Показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему

3. Формирование общей позиции к которой пришли или близки все участники встречи

4. Ориентирование учащихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии

5. Слова благодарности всем участникам.

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.

Форма организации рефлексии может быть самая разнообразная.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕДОСТАТКИ

ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

ü Авторитарный стиль ведущего

ü Поверхностное обсуждение поставленных проблем

ü Слабая связь теории с практикой, абстрактность докладов

ü Низкая результативность

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула 2016

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2017.

Методические рекомендации по проведению круглых столов
методическая разработка

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

ВложениеРазмер
metodika_provedeniya_kruglogo_stola.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 97 «Күчтәнәч»

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Составила: Конакова Т.А.

Воспитатель группы №12

г. Нижнекамск, 2020г.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов: относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий; отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей; камерность мероприятия.

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

Методическая разработка круглого стола
классный час (11 класс)

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

круглый стол "Мы выбираем жизнь!"

Классный наставник Джичошвили Т.С.

  • сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • выделить компоненты здорового состояния человека;
  • познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
  • Образовательная:
  • включение учеников в деятельность по сохранению и формированию собственного здоровья; систематизация и обобщение знаний учеников о полезных и вредных привычках; формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни.
  • Воспитательная :
  • воспитывать желание заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни и пропагандировать его; убедить в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни.
  • Развивающая:
  • развивать у обучающихся творческие способности, внимание, мыслительную активность, логическое мышление; умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности; вовлечь их в обсуждение и высказывание личного мнения;

Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентации; раздаточный материал - памятки «Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиков

План проведения внеклассного мероприятия

«Тот, кто может победить другого,

- силен, тот, кто побеждает самого себя,

Ход внеклассного мероприятия

А вот так определил здоровье

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Один из элементов здоровья продолжительность жизни. От чего она зависит?

А вот так об этом сказали:

Демокрит (460 — 370 до н.э.) древнегреческий философ

Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться.
Сенека (4 до н.э. — 65) римский философ

Люди уверяют, что жизнь коротка, а я вижу, что они сами ее укорачивают.

Как люди укорачивают жизнь?
Ответы учащихся.

Наш разговор пойдет о вредных привычках. Среди социальных норм многие сложились так давно, что кажется, что они существовали всегда. Действуя определённым образом, ты привыкаешь к последовательности действий, возникает привычка. Говорят: “Привычка – вторая натура”. Хорошо, если эти привычки действительно социальные нормы, но далеко не все привычки полезны. Никто не станет спорить, что вредно читать лёжа, болтать во время еды. Среди вредных привычек есть и более опасные: курение, употребление алкоголя или наркотиков.

“Посеешь привычку – пожнёшь характер” - гласит русская пословица.

Вопросы: Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? (Курение, пьянство, сквернословие, наркомания)

Учёные выявили ряд причин, по которым человек начинает употреблять разного рода наркотические вещества. В анкете учащиеся нашей школы назвали следующие:

  • желание показаться “крутым” - 4%;
  • стремление уйти от проблем – 27%;
  • желание самоутвердиться – 4%;
  • назло родителям – 2%;
  • за компанию (“стадное чувство”) – 39%;
  • родители курят – 20%.

А сейчас посмотри фильм о вреде алкоголя, который подготовили ученики 10 –го класса. (Фильм «Зеленый змий»)

Какое впечатление от фильма?

Это –реальность или вымысл?

Как вы думаете, алкоголизм -это…

Как помочь людям зависимых от алкоголя?

Какое впечатление от фильма и др.

Алкогольное опьянение – результат гибели клеток коры головного мозга, и мозг становится сморщенным. Продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет. В России по причине употребления алкоголя умирает около 900 тыс. чел. По данным судебно-медицинской экспертизы, около 60 убитых и 80 убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии. Алкоголь – это горе и слезы семьи! Опасность злоупотребления алкоголем, его вредное влияние на потомство общеизвестны. Если бы мальчишки ухаживали за детьми-инвалидами и знали, почему эти дети родились уродами, если бы девочки видели водянку головного мозга, недоразвитые руки или ноги, сращивание пальцев и общались бы с детьми, страдающими врожденной глухотой, расщеплением позвоночника, – они, быть может, прониклись бы до кончиков ногтей ужасом от мысли, что такие дети могут быть и у них, что это – расплата!

Говорят «пьянство- это упражнение в безумии», к сожалению это не единственное упражнение. «Наркомания – это наслаждение смертью» - сказал Франсуа Мориак. Предлагаю прослушать доклад мальчиков о вреде наркомании и посмотреть презентацию. ( Презентация «Наркомания –социальная проблема»)

-по статистике, в 1986 году в СССР по официальным данным было 46 тысяч наркоманов. В России в 2001 году – 1,5 млн. наркоманов.

-прогноз дальнейшего развития наркомании неутешителен.

- А теперь давайте вспомним знаменитых людей, которые стали жертвами пагубной страсти:

На фоне музыки Ennio Morricone - Chi Mai

-Мерлин Монро – актриса – умерла от передозировки наркотиков

-Курт Кобейн – лидер группы «Нирвана»- покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу.

-Элвис Пресли – наиболее вероятная причина смерти – пристрастие к наркотикам

-Игорь Сорин – солист группы «Иванушки – International» - покончил жизнь самоубийством в наркотическом опьянении.

-Анатолий Крупно – основатель группы «Черный обелиск» - умер от остановки сердца после многолетнего употребления героина.

Наркоман – социальный труп. Он ко всему равнодушен. Его ничего не интересует. Его смыслом жизни становится приобретение и употребление наркотиков. Чтобы не казаться слабым среди подростков, они стремятся приобщить к своему увлечению других. Больной наркоманией совершает много преступлений: кражи, взломы, нападения и даже убийства.

Наркологи говорят: «Не бывает излечившихся от алкоголизма и наркомании. У этих людей может быть только стойкая ремиссия (перерыв в заболевании)»

  • средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14 лет;
  • 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76% молодёжь от 14 до 30 лет;
  • за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65% – передозировка);
  • к окончанию школы 40% детей пробовали наркотики, «сидят на игле» – 9% мальчиков, 5% – девочек;
  • 91% ВИЧ инфицированных – наркоманы;
  • 1 наркоман за год втягивает в «порочный круг» до 4 человек.

Многое из сказанного верно. Итак, сегодня стоит напомнить вам об уголовной ответственности, предусмотренной за хранение, сбыт и употребление наркотиков

СТ. 228 УК РФ Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или аналогов.

в крупном размере – штраф до 40 000 рублей или исправительные работы на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на срок до 3-х лет

в особо крупном размере – лишение свободы на срок от 3-х до 10 лет со штрафом до 500 000 рублей.

СТАТЬЯ 228.1. УК РФ Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

– лишение свободы на срок от 4-х до 8 лет

группа лиц; крупный размер – лишение свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом до 500 000 рублей

группа лиц; в особо крупном размере – лишение свободы на срок от 8 до 20 лет со штрафом до 1 млн. рублей.

СТ. 230. УК РФ Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ

ограничение свободы на срок до 3-х месяцев, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Группа лиц; в отношении несовершеннолетнего; с применением насилия – лишение свободы на срок от 3-х до 8 лет

Если повлекли по неосторожности смерть или тяжкие последствия – лишение свободы на срок от 6 до 12 лет

СТ. 230 УК РФ. Насильно заставить употребить другого – в результате смерть

Лишение свободы от3 до 8 лет

СТ. 231 УК РФ. За выращивание запрещенных растений, содержащих наркотические вещества

От крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет

СТ. 232 УК РФ. За содержание притона для потребления наркотиков.

Лишение свободы до 4 лет

СТ. 232 УК РФ. За содержание притона организованного группой

Лишение свободы от 3 до 7 лет

Мы продолжим разговор о вредных и опасных привычках. Не менее опасно курение.

Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название "табак”. У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание.

Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.

Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.

Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.

Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество.

Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему.

31 мая во всем мире отмечают как День без табака

Сейчас я приведу вам статистику, которая нас сильно огорчить. В нам есть над чем задуматься.

  1. К 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%.
  2. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14.
  3. К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.

– Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?

Высказывания и предположения учеников:

  1. что с помощью сигареты ребята хотят выглядеть взрослыми;
  2. курят потому, что это как бы модно и красиво;
  3. существует мнение, будто курение табака помогает людям похудеть;
  4. подростки тянутся к сигарете, считая, что курение успокаивает нервы.

1. Какой же вред здоровью может принести сигарета?
2. Какие вредные вещества в сигарете?
3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?

Предлагаю прослушать доклад обучающихся о вреде курения (презентация «Развенчанные мифы о курении»).

Писатель А. Дюма – младший: “…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твёрдо сдержал и вполне убеждён, что табак вредит мозгу так же определённо, как и алкоголь”.

Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал так: “Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове…”

С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая ещё сравнительно нестарым (57 лет), он сказал: “Если бы я не курил, то прожил бы ещё 10 – 15 лет”.

Многократный чемпион страны по конькам И.Аниканов писал: “Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем – отказаться от этой вредной привычки”.

Рефлексия внеклассного мероприятия

Сегодня вы назвали несколько причин влечения к курению или алкоголю, наркотикам. И всё-таки основная из них, наверняка, заключается в том, что вы боитесь показаться «белой вороной» в компании сверстников. Зачастую вам вовсе не хочется курить, но не знаете, как отказаться от протянутой сигареты, не прослыв при этом «маменькиным сынком». Послушайте басню С.Михалкова “Непьющий воробей”. Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушки в бокале –
Вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
“Штрафной” налили Воробью.
А он твердит своё: “Не пью! Не пью! Не пью!”
“Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -
Вопит Сова, - а всё же пью до дна я!”
“Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!” -
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
“Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна!
А ну, налить ему ещё вина!”
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, а он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он не появился,
Везде ему кричат и шепчут вслед.
“Ах, как он пьёт!”, “Ах, как он разложился!”,
“Вы слышали? На днях опять напился!”,
“Вы знаете? Бросает он семью!”
Напрасно Воробей кричит: “Не пью-ю! Не пью-ю!!”

- Скажите, что случилось с воробьём?
- Почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?
Также происходит и в жизни.
Но, безвыходных ситуаций не бывает. Нужно лишь найти такой ответ, который позволит выйти из неприятной ситуации, не потеряв своё лицо.
Что же можно сказать тем, кто предлагает сигарету или спиртные напитки? Как устоять против наркотического дурмана? Давайте подумаем вместе

– я занимаюсь спортом, а курение и спорт – вещи несовместимые;
– никотин – сильнейший яд, который способствует возникновению многих заболеваний, а у меня и так много проблем со здоровьем;
– желтые зубы и преждевременные морщины, неприятный запах изо рта меня не привлекают;
– у меня аллергия на табачный дым;
– нет, я предпочитаю чистый воздух!”;
– не нахожу в этом никакого удовольствия”;
– нет, не хочу укорачивать себе жизнь”.

Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиков: перевести стрелки; сменить тему; «продинамить»; «задавить интеллектом»; обходить стороной.
Спасибо за ваши ответы. Мне приятно сознавать, что сегодня вы научились говорить «Нет» вредным привычкам.

Каждый из нас может сделать свой выбор. Но неоспоримая истина в том, что вредные привычки – это зло. А зло не приходит к нам в откровенном облике зла – оно маскируется под добро. Никто вам не предложит: “Стань наркоманом! Стань алкоголиком или никотинозависимым!” Ему скажут: “Попробуй разок!”

Не забывайте, каким быть решать только вам:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, не жалею:
«НЕТ!» - наркотикам, а жизни- «ДА!»
Вот что выбираю я!

Надеюсь, что знания, полученные сегодня, помогут вам сделать правильный выбор. Благодарю за внимание.

Методическая разработка. Методика проведения "круглого стола"


Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола - выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

Содержимое разработки

 Круглый стол «Морально-этические ценности современного человека», Методика проведения. «Круглый стол» как форма организации ораторского выступления. Самукова И. 2019 г.

Круглый стол «Морально-этические ценности современного человека»,

Методика проведения. «Круглый стол» как форма организации ораторского выступления.

Самукова И.

2019 г.

Определение Круглый стол современная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке; форма работы с аудиторией, как правило, имеющей опыт практической деятельности в области обсуждаемого вопроса .

Определение

Круглый стол

  • современная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;

Характеристика

  • Проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем ;
  • обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
  • в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
  • участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке.

Цель круглого стола

Регламентация деятельности

  • Время проведения «круглого стола» не должно превышать 2 часов;
  • количество участников не должно быть очень большим;
  • следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
  • время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
  • ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;
  • вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Роль ведущего (модератора)

План действий ведущего (модератора)

Совместно с рабочей группой

по подготовке «круглого стола»

  • Выработать, описать, обосновать выбор темы для обсуждения;
  • подобрать теоретический и справочный материал как пособие при подготовке (каждый участник КС должен получить ориентировочный план обсуждения или заявленные заранее темы + обозначение ролей: оппонент, пропонент, аналитик, «третейский судья» и т.д.)

Виды «круглых столов»

Формы круглого стола:

Формы проведения КС

  • Коллективная беседа;
  • регламентированная дискуссия;
  • диспут;
  • учебная конференция;
  • учебная встреча.

Структура КС Постановка цели; слово для приветствия; определение существующих трудностей; поиск возможностей; анализ аргументов; подведение итогов; выработка рекомендаций.

Структура КС

  • Постановка цели;
  • слово для приветствия;
  • определение существующих трудностей;
  • поиск возможностей;
  • анализ аргументов;
  • подведение итогов;
  • выработка рекомендаций.

Средства ведения дискуссии: постановка вопроса; повторение; обобщение.

Средства ведения дискуссии:

Нюансы организации "круглого стола" на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?
  • Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.
  • Другой вариант: в микрогруппах….
  • Как оценивать учащихся?
  • Ведущему (учителю/модератору) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:
  • Средняя оценка, которая складывается из трех /нескольких: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа (по необходимости)
  • Оценки микрогруппы/группы экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
  • Как вариант.В созданных микрогруппах выбрать одного «человека», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям.

Преимущества КС Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств: помогает обобщить изученный материал; помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта; формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства; помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи; формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Преимущества КС

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

Недостатки КС

  • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
  • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
  • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.
  • Авторитарный стиль.


-82%

Круглый стол «Современный урок»

Знания учеников напрямую зависят от того, как пройдет урок. Сейчас много говорят о том, что мы должны строить уроки по-новому. Но что же собой представляет современный урок? Мы должны найти ответ на такой вопрос: как строить уроки, чтобы они не были «как страшный, мучительный сон»? И в этом вопросе поможет разобраться Круглый стол "Современный урок".

Арютина Светлана Иосифовна, учитель математики 1 категории, Казахстан СКО Есильский район Заградовская средняя школа

Описание разработки

Ведущий:

Сегодня я предлагаю вам немного коснуться такой проблемы: «Современный урок». В нашем разговоре сегодня будут принимать участие:

  • Теоретики: 1теоретик - Арютина С.И.: учитель математики, информатики и ВТ Заградовкой средней школы и 2 теоретик - учитель географии ЗСШ,
  • практики: учителя математики, учитель физики и астрономии, учитель химии и биологии ЗСШ,
  • и я также приглашаю принять участие в нём всех наших гостей (учителей естественно-математического цикла Заградовского с/округа ).

Еще В.Троицкий говорил следующие слова (написаны на плакате):

Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник! Есть другие - как страшный, мучительный сон.

Это очень мудрые слова, я думаю, мы все с ними согласимся. Знания учеников напрямую зависят от того, как пройдет урок. Сейчас много говорят о том, что мы должны строить уроки по-новому. Но что же собой представляет современный урок? Мы должны найти ответ на такой вопрос: как строить уроки, чтобы они не были «как страшный, мучительный сон»?

Для начала я предлагаю вам прослушать теоретиков.

Теоретик 1.

Из истории урока. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, т.е. более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что в наши дни урок остается основной формой организации учебных занятий. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них", - такая оценка роли урока дана профессором В.С. Безруковой, и с ней нельзя не согласиться. "Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции", - так писал об уроке В.А. Сухомлинский.

В истории педагогики можно найти массу примеров "необычного" на занятиях: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино да Фельтре. Правило же, озвученное Платоном, сводилось к тому, что образование должно образовывать правильные понятия, отсекать все, что мешает осуществлению идеи нравственности. Элементы необычного вносит в урок "Великая дидактика" Я.А. Коменского. Прежде всего - это принцип наглядности (Коменский теоретически обосновал этот принцип). Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Коменский сформулировал "золотое правило" дидактики: "Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они схватываются несколькими чувствами".

Одним из первых ученых, обратившихся к пересмотру традиционных основ обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового (необычного) обучения, был Карл Роджерс (1902-1987,США). Он выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые для самоизменения и саморазвития. Благодаря такому разделению в гуманистической педагогике обозначилась новая сторона обучения - деятельность учения, т.е. особым образом организованная работа ученика. Она представляла привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками.

Роль учителя. На уроке все начинается с учителя. В нашем понимании, учитель сегодня не имеет морального права быть просто промежуточным звеном между учеником и учебником. Современный учитель - это такой профессионал, способный любой урок превратить в настоящую творческую лабораторию. Это исследователь, экспериментатор. С современным учителем интересно всем - и детям, и коллегам по работе.

Мы твёрдо уверены в том, что современный урок - это не развлечение. Урок - это этап изучения какой-либо науки. Мы вкладываем особенный смысл в слово изучать. Изучение - качественно новый процесс, требующий применения новых методов и форм. А будет ли процесс изучения интересным - это зависит от мастерства учителя.

По нашему мнению, современный урок должен строится на трёх правилах.

Правило первое - предоставьте ребёнку свободу выбора. Пусть выберет свой способ решения задачи, свою тему для сочинения и т. д. И пусть он обязательно поделится с одноклассниками своей находкой, это послужит мощным стимулом для них.

Очевидно, что необычный урок привлекает не только формой, но и возможностью для учеников участвовать в его содержании.

Поэтому правило второе - никогда не давать знания в готовом виде. Только постоянный поиск истины, естественно, под руководством учителя.

Правило третье - для каждого ребёнка на уроке должна быть создана ситуация успеха. Даже самые слабые ученики должны приходить на урок в полной уверенности в том, что они получат "пять" или "четыре", а если не готовы к уроку, то их не будут за это распекать. Ведь дети не виноваты в том, что они не умеют учиться и никто не стремится их этому научить. Только похвала, пусть даже за одно слово, только желание видеть на уроке всех детей может превратить слабо успевающего ребёнка в прилежного ученика. Важно помнить, что чем чаще проверяется и оценивается работа ученика, тем интереснее ему работать.

И, наконец, завершенность - одно из требований к хорошему уроку!

Вопрос: Так какова же роль учителя на уроке?

  • Может быть, три правила перечисленные нами лишние?
  • И не надо ученикам давать свободу выбора учения?
  • А знания давать в готовом виде?
  • И за каждую неподготовку сразу же наказывать учеников оценками? Чтобы учеников поставить в такую ситуацию, чтобы они уходили с уроков только лишь из-за того, что что-то не поняли на предыдущих занятиях?

Вопросы методики проведения урока. Поскольку любое учебное занятие (будь то традиционное или нет) является формой реализации конкретных целей образования. Оно всегда ограничено рамками времени.

Цель урока. Первым шагом при подготовке урока является проектирование цели. При этом под целью понимается планируемый результат. Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: "Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда". А много веков тому назад римский писатель и философ Сенека утверждал, что "для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный". Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет результата. Цели для учащихся должны находиться в сфере интересов ребенка; ученик должен знать цель учебного занятия.

На каждом уроке должны быть спроектированы обучающие и развивающие цели, а воспитательную цель целесообразно ставить только перед блоком, модулем уроков (так как воспитательное воздействие, как правило, и его результат разведены во времени). Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, то есть задачами этапов урока. В целях необходимо проектировать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В целях урока должны указываться или, по крайней мере, подразумеваться средства их достижения. Самым трудным моментом любого урока является то, чтобы цели учителя (урока) стали целями учащихся: учащиеся должны принять и понять цели учителя.

В целях необходимо соответствовать реальной действительности - мы ничего не можем сформировать у детей. Предметные цели связаны с организацией деятельности учащихся, а вот состоится усвоение или не состоится всецело зависит от степени соответствия воздействий учителя состоянию ученика. Предметные цели предполагают определение того, что должно прибавиться в знаниях ученика и в его специальных умениях. В предметном отношении учебное занятие имеет несколько целей. Возникает вопрос, что же такое знания? Знания - есть результат духовной и практической деятельности людей, выраженный в системе фактов, представлений, понятий, правил, законов, теорий. Факты являются основой для всех других компонентов знания. Что значит "усвоить" - понять, запомнить и применить. Если отсутствует хотя бы один из трех компонентов усвоения, значит, нет и самого усвоения.

Абасов З.А. (Ульяновский ГПИ) приводит факт, что только каждый четвертый урок учитель проводит так, как он его проектировал накануне, во всех остальных случаях он в силу различных причин корректирует свой первоначальный замысел. То есть учитель должен быть внутренне готов к тому, чтобы внести в ткань урока необходимые изменения.

Конспект и план урока. Конспект урока в традиционном понимании необходим на начальном этапе преподавательской деятельности учителя. В конспекте учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, его логическую последовательность изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом.

Конспект включает название темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

План урока

Как правило, освоив преподавание, учитель составляет развернутый план. В нем прописаны структурные элементы урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено урока и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем плане излагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного и неглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия, персоналии. Здесь же пометки, как соотнести устное изложение нового с учебником. В виде сложного плана учитель записывает основные и дополнительные вопросы для повторения. Рядом с вопросами и заданиями помечает приемы проверки. Делаются также указания на использование оборудования урока, учебных пособий, документов, перечисляются задания.

В хорошем плане словесной информации немного, но много графических и схематических обозначений, указания по ведению урока. Это программа управления процессом обучения.

Блочно-тематический подход к планированию уроков

  1. Тема занятия и дата проведения
  2. Основные вопросы темы
  3. Основные понятия
  4. Учебники и другие средства обучения
  5. Программа развития учащихся (познавательные умения)
  6. Межпредметные связи, межкурсовые и внутрикурсовые
  7. Этап изучения темы, форма занятия
  8. Формы текущего и итогового контроля

Мы все с вами уже не один год работаем в школе. И у каждого из нас свой подход к составлению планов уроков. При этом имеется своя определенная система. То есть каждый сам выбирает то, что им нужно и ближе, и сами несут ответственность за свой выбор.

Значит, писать развернутый план или ограничиться планом в виде таблице, это тоже их собственный выбор.

Теоретик 2.

Рассматривается вопрос о приемах обучения. Материал для обсуждения дан в приложении1.

Некоторые учителя, неплохо применяют и различные другие приемы обучения. А вот какие мы сейчас узнаем.

А теперь послушаем теоретиков.

Я хочу напомнить вот о чем.

Существуют разные подходы к определению типов и видов учебных занятий.

Тип урока определяется его основной дидактической целью, а вид – основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Алгоритмы уроков

I. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала

II. Уроки по аналогии с организованными событиями

Урок-аукцион

Цель – в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Урок вместе с учителем готовят ученики (возможно и члены кружка по предмету): организуют сбор объектов для «продажи», продумывают оформление.

Урок-защита диссертации.

Учащиеся заранее разбиваются на группы. Командир получает задание, к которому прилагается дополнительная литература. Каждая группа получает все необходимое. На уроке выбирается «ученый совет», который будет задавать дополнительные вопросы и оценивать выступающих, присуждать за защиту «ученую степень»

III. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности

Урок-интервью

Это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондента с представителями какой-либо профессии или социальной группы. На таком уроке можно изучать новый материал, закреплять или повторять уже пройденное. Класс разбивается на группы, каждая из которых самостоятельно работает над определенным заданием по рекомендованной учителем литературе. Каждая группа самостоятельно изучает сой материал, готовясь к ответам; корреспонденты придумывают для каждой группы вопросы, административная группа под руководством учителя должна обобщить весь материал, выявившийся в ходе диалогов, и представить его в определенной логической структуре. Учитель помогает журналистам: корректирует вопросы, делит их по степени сложности. В диалогах участвует практически весь класс, а опрос проходит живо и нетрадиционно.

Урок-мозговой штурм

Метод и термин были предложена американцем Алексом Осборном (в 1953 году выпустил книгу «Управляемое воображение»).

Технология. Выбирается тема (задача). Предложите гипотезы, объясняющие данное явление. «Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли знаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Аналогичное явление произошло в Ставропольском крае в начале 2000 года». Назначается ведущий, секретарь. Первый этап: Создание банка идей (никакой критики). Второй этап: Анализ идей. В каждой идее нужно найти рациональное зерно. Третий этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу.

Урок-исследование

Исследовательская модель по Нельсону

  1. Определение и формулирование существа проблемы.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Сбор и оценка данных.
  4. Проверка гипотезы.
  5. Предположительный вывод и принятие решения.

Исследовательская модель по Гоулсону (модель трех вопросов)

Применительно к текущим событиям:

  1. Что произошло?
  2. Почему это произошло?
  3. Каковы возможные последствия?

Конечно же, для того, чтобы урок был «как светлый и радостный праздник» и для учителя и для ученика, необходимо всегда вносить разнообразие в свою работу.

  • А какие типы уроков вы проводите?
  • Какие формы применяете, для того чтобы улучшить конечный результат обучения?
  • Хотелось бы услышать о различных типах уроков.

Заключительное слово ведущего.

Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому нам надо постараться так строить свою работу, т.е. в первую очередь планировать уроки, чтобы довести знания до каждого ученика. Хочется не забывать о том, что будущее принадлежит только детям. Делайте все, чтобы Детство и будущее наших детей были прекрасными. Пусть под крышей наших школ всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть Ваша жизнь будет богата и духовно и материальна.


Читайте также: